Что нужно делать для предупреждения переутомления во время занятий по легкой атлетике
Профилактика переутомления у школьников
Чем вызваны школьные перегрузки?
Как определить, что ребенок перегружен?
Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными.
На что нужно обратить внимание?
Для сохранения здоровья ребёнка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в течение всего дня необходимо соблюдать несложные правила:
-Режим дня. У каждого школьника должен быть четкий распорядок дня, чтобы он имел возможность не только все успевать, но и приучать свой организм к правильной работе и восстановлению. Для каждого школьника этот режим индивидуален и зависит от особенностей организма и общей загруженности. Необходимо обеспечить ребенку двигательную активность в течение учебных и выходных дней, находя способ вместе заниматься спортом, ходить в походы или хотя бы просто гулять.
-Питание. В школьный период у подростков происходит гормональная перестройка организма и ускоряется процесс роста. Поэтому рацион питания школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. У школьника не должно возникать проблем по причине неправильного питания. Необходимо следить за качеством питания Вашего ребёнка. Важно употреблять пищу, которая содержит и жиры, и белки, и углеводы. Кроме того, нельзя забывать и о приеме витаминов для укрепления иммунитета.
-Физическая активность. Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями. Необходимо поддерживать стремление ребенка быть здоровым, в том числе и на собственном примере. Личным примером приучите ребёнка к закаливанию.
-Отсутствие вредных привычек. Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет. Именно вредные привычки оказывают наиболее негативное влияние на здоровье современных школьников и в будущем могут привести к большим проблемам.
Не допускайте травмирования ребёнка словом и несправедливым отношением. Разговаривайте с детьми спокойным тоном. Не применяйте телесных наказаний (а к ним относится и «обычный» подзатыльник). Осуществляйте контроль за время препровождением ребёнка за компьютером, регулируйте время (а по возможности и качество) просмотра телепередач. Не запугивайте ребёнка. Не подавляйте его инициативу.
Не забывайте, что эмоциональный комфорт, то есть доброжелательное, теплое отношение близких людей, для детей не менее важен, чем хорошее питание, новые игрушки и модная одежда. Желание родителей, чтобы ребенок все знал, везде успел, был лучшим, в первую очередь ведет к переутомлению.
Любите своего ребенка таким, какой он есть!
Усталость, утомление и переутомление во время самостоятельных занятий физической культурой
Молодежное общество, как правило, подвержено сильному влиянию моды и модных тенденций. В современном мире все большую популярность набирает движение здорового образа жизни. Взрослые люди, априори, имея достаточное образование, широкое мировоззрение и жизненный опыт – грамотно подходят к решению этого вопроса. Учащейся молодежи гораздо сложнее постольку, поскольку гиперболизированное желание следовать модным тенденциям и отсутствие необходимых компетенций для реализации этого желания приводят к тому, что вместо развития физических качеств, укрепления здоровья – происходит разрушение уже имеющихся базовых функций организма, появление заболеваний. Все это, зачастую, является далеко не воздействием каких-то факторов внешней среды, а банальным незнанием и неумением грамотно организовать тренировочный процесс.
Углубляясь в причины данной проблемы, становится очевидным: основным информационным полем современной молодежи является интернет. Визуализируя яркие фотографии, на которых изображены мускулистые юноши и девушки, предлагающие приобрести некую «авторскую» программу па развитию тех или иных физических качеств, увеличению уровня мышечной массы. Подросток теряет границы и пространственное мышление, приобретает данный продукт. Система внутренних потребностей подавляет защитные механизмы и запускает мотивационные механизмы. Это приводит к тому, что подросток идет в тренажерный зал и самостоятельно занимается по данной программе, рекомендованной людьми, которые «сделали сами себя».
На первый взгляд, в этом нет ничего плохого. Сложные для понимания спортивные термины, подкрепленные большим объемом информации, картинками с примерами, схемами. Но, сложность заключается в том, что все программы физического развития должны быть сугубо индивидуальны, в них должны быть сведены такие индексы, как генотип человека, особенности труда и отдыха, факторы питания, образ жизни, индивидуальные биологические часы и т.д. На основе всего этого составляется макроцикл, мезоцикл и микроцикл тренировочного процесса. И только потом данная программа находит своего пользователя, но никак не наоборот: не должен пользователь брать «примерную» программу и работать по ней.
Но, что делать, если вы уже используете готовую программу. Рассмотрим вариант с использованием программы тренировок, написанный профессиональным тренером или заимствованный у кого-то. Можно и нужно научиться самостоятельно контролировать свое самочувствие и дозировать физическую нагрузку. Для этого каждому занимающемуся необходимо знать такие термины, как усталость, утомление, переутомление.
Утомление – длительное снижение работоспособности, вызванное повышенной физической нагрузкой, а также нагрузкой, имеющей большие объемы, интенсивность, дозированность [1]. Основными признаками утомления являются:
1) Повышенное потоотделение;
2) Побледнение или покраснение кожных покровов;
3) Снижение концентрации внимания;
4) Повышение ЧСС до 180 ударов в минуту и стабильное сохранение повышенного пульсового значения, несмотря на меры по его снижению в течении 8-12 минут;
5) Снижение эффективности выполнения упражнения: уменьшение угловых характеристик, увеличение времени выполнения, появление технических ошибок;
6) Побледнение носо-губного треугольника;
7) Тремор конечностей;
8) Головокружение или головные боли;
9) Локальная боль в мышцах, захватывающая 2 и более группы мышц. Переход от локальных болевых ощущений к глобальным;
10) Вялость или раздражительность.
Наиболее оптимальным путем восстановления является активный отдых. Важно знать, что при выполнении тяжелой работы одной группой мышц во время фазы активного отдыха работа должна совершаться другой группой мышц либо этой же группой мышц, но низкодинамичная работа, например, растяжка. Не рекомендуется пассивный отдых, но в тренировочном цикле по развитию силы максимальным методом или как его еще называют «до отказа», например, отдых между подходами должен быть не менее 5-10 минут строго пассивно.
1) Глобальная боль в мышцах, иррадиирующая во внутренние органы либо переходящая на большие группы мышц;
2) Резкие головные боли;
3) Снижение уровня проявления всех физических качеств человека на 30-50%;
4) Раздражительность или сонливость;
5) Нарушение сна, потеря аппетита;
7) Потеря концентрации внимания;
8) Снижение рефлексов.
9) Повышение утренних значений ЧСС до 100-120 ударов в минуту;
10) Повышение либо понижение АД.
Способы борьбы с переутомлением включают в себя: применение лекарственных препаратов, пассивный отдых, оздоровительное плавание, прогулки на свежем воздухе, массаж, релакс-ванны, крио-ванны. Необходимо знать, что если процесс переутомления возникает через 5-6 дней после начала занятий, то данную программу тренировок необходимо корректировать в сторону понижения нагрузки и возобновлять процесс только после того, как все показатели соматического здоровья придут в норму.
Резюмируя вышесказанное необходимо сказать о том, что отсутствие или недостаточность знаний о методике самостоятельных занятий физической культурой является серьезной проблемой. Физиологические механизмы усталости, утомления и переутомления являются своеобразным светофором для любого человека, занимающегося самостоятельно. Зная и разбираясь в этих механизмах можно добиться хороших спортивных результатов, предупредить и избежать травм, получить положительные эмоции от занятий.
2. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.— c 27.
Как бороться с утомлением?
Нагрузки на работе, стресс, неотложные дела, плохое питание и неумение правильно отдыхать и грамотно распределять свое время могут привести к возникновению довольно распространенной проблеме – хроническому утомлению.
Утомление – состояние, при котором наблюдается уменьшение работоспособности, ухудшение самочувствия, вызванное трудовой деятельностью человека, часто имеет временный характер.
К утомлению может привести ряд факторов. Мы часто ощущаем утомление, но отмахиваемся от неприятных ощущений. Мы не задумываемся о том, что утомление может привести к ряду опасных заболеваний, не говоря уже о постоянном стрессе и чувстве подавленности, которое значительно ухудшает качество жизни.
Признаки утомления. Как часто вы чувствуете усталость и бессилие? Замечаете ли вы, что часто не можете вспомнить мелкие детали или быстро забываете услышанное? Это может указывать на проявление хронического утомления. Обратите внимание, нет ли у вас каких-либо из перечисленных признаков утомления:
1) Чувство неуверенности, бессилия;
2) Снижение внимания;
3) Расстройство сенсорной области;
4) Дефекты кратковременной памяти;
5) Снижение самоконтроля, нервозность;
6) Нарушения в моторике;
7) Появление сонливости.
Эти симптомы могут быть признаками многих заболеваний, но диагноз может подтвердить только врач.
Обратите внимание: существует несколько стадий утомления. Возможно, эти описания помогут вам точнее дать определение вашему физическому состоянию.
Стадии утомления:
1. Присутствует усталость, но не снижается производительность труда. Снять усталость поможет хороший отдых и несколько часов сна.
2. Незначительное снижение продуктивности, присутствуют ярко выраженные психологические изменения (человек становится более раздражительным, может резко повысить голос).
3. Сильное утомление. Наблюдается значительное снижение производительности труда, проявление всех признаков утомления, которое может переходить в переутомление.
Важно различать понятия утомления и переутомления. Переутомление – это хроническое утомление, которое возникает при длительном отсутствии отдыха у человека или после долгой и напряженной работы.Переутомление опасно для здоровья человека. При переутомлении организм не может отдохнуть даже ночью, ослабевает и не может сопротивляться внешним воздействиям, а в сложных случаях может спровоцировать заболевания нервной системы.
Признаки переутомления:
1. Долгосрочное снижение результативности трудовой деятельности.
2. Снижение иммунитета, частые простудные заболевания.
3. Снижение творческой активности.
4. Ухудшения в работе сердечно – сосудистой системы.
5. В состоянии переутомления человек испытывает усталость, головные боли.
6. Раздражительность или, наоборот, резкий упадок сил, замедление реакций.
Существует четыре стадии переутомления. Легкое и выраженное переутомление можно преодолеть в домашних условиях, однако при тяжелой форме переутомления необходимо специально назначенное лечение.
Не допустите хронической утомляемости. Одним из условий профилактики переутомления является изменение условий труда.
Способы профилактики переутомления:
1. Смена обстановки. Во время перерыва рекомендуется отправиться на прогулку, чтобы обеспечить приток кислорода.
2. Поступление новой информации, которая обеспечивает активную умственную деятельность.
3. Своевременный отдых.
4. Увеличение пауз в рабочем графике. Даже небольшой перерыв в 5-10 минут может ненадолго отвлечь и тем самым переключить внимание.
5. Регулярный медосмотр. Ранняя диагностика выявляет заболевание и облегчает процесс лечения предупреждая развитие осложнений.
6. Также не следует забывать о правильном питании. В зимний период организм особенно нуждается в витаминах.
Хроническое утомление трудно вылечить обычными методами. Затянувшееся состояние усталости может привести к серьезным последствиям. Только здоровый образ жизни и внимательное отношение к своему здоровью поможет предупредить развитие заболеваний.
Тест по физической культуре
Тест по теории 9 класс физическая культура
1. Что подразумевается под термином «физическая культура»?
а) Вид подготовки к профессиональной деятельности;
б) процесс изменения функций и форм организма;
в) часть общей человеческой культуры.
2. В каком году и в каком городе состоялись 22 летние Олимпийские игры?
в) 1984 г., Лос-Анджелес.
а) на личность в целом;
б) на сердечно-сосудистую систему;
в) на продолжительность жизни.
4. В чём заключаются основные меры предупреждения травматизма при самостоятельных занятиях физической культурой?
а) В соблюдении правил поведения на спортивных сооружениях и подборе нагрузки, соответствующей функциональному состоянию;
б) в поборе физической нагрузки с учётом общего состояния организма и в периодической смене деятельности;
в) в чётком контроле над длительностью занятий и физической нагрузкой.
5. Что такое закаливание?
а) Укрепление здоровья;
б) приспособление организма к воздействиям внешней среды;
в) зимнее плавание в проруби и хождение по снегу босиком.
6. Какую награду получал победитель на Олимпийских играх в Древней Греции?
а) Венок из ветвей оливкового дерева;
б) звание почётного гражданина;
в) медаль, кубок и денежное вознаграждение.
7. Что запрещено делать во время бега на короткие дистанции?
а) Оглядываться назад;
б) задерживать дыхание;
в) переходить на соседнюю дорожку.
8. Какой из приёмов больше подходит для контроля над функциональным состоянием организма во время занятий физическими упражнениями?
а) Измерение частоты сердечных сокращений (до, во время и после окончания тренировки);
б) периодическое измерение силы мышц кисти, массы и длины тела, окружности грудной клетки;
в) подсчёт в покое и во время тренировочной работы частоты дыхания.
9. Каковы причины нарушения осанки?
а) Неправильная организация питания;
б) слабая мускулатура тела;
в) увеличение роста человека.
10. Почему античные Олимпийские игры называли праздником мира?
а) В них принимали участие атлеты со всего мира;
б) в период проведения игр прекращались войны;
в) игры отличались миролюбивым проведением соревнований.
11. Какое движение (двигательное упражнение или тест) следует выбрать при оценке уровня силовых возможностей?
а) Прыжки со скакалкой;
б) длительный бег до 25-30 минут;
в) подтягивание из виса на перекладине.
12. При помощи каких упражнений можно повысить выносливость?
а) Общеразвивающие упражнения с возрастающей амплитудой движения;
б) бег с различной скоростью и продолжительностью;
в) эстафеты с набором различных заданий.
13. Что нужно делать для предупреждения переутомления во время занятий физическими упражнениями?
а) Правильно дозировать нагрузки и чередовать упражнения, связанные с напряжением и расслаблением;
б) чередовать упражнения, связанные с напряжением и расслаблением;
14. Кто из знаменитых учёных Древней Греции побеждал на Олимпийских играх в соревнованиях кулачных бойцов?
б) Пифагор (математик);
15. Кто является инициатором возрождения Олимпийских игр современности?
а) Римский император Феодосий I;
б) Пьер де Кубертен;
в) Хуан Антонио Самаранч.
16. Что надо сделать, если вы стали очевидцем несчастного случая во время занятий?
а) Сообщить об этом администрации учреждения;
б) вызвать «скорую помощь»;
в) немедленно сообщить учителю (преподавателю).
17. Первый российский Олимпийский чемпион?
а) Николай Панин-Коломенкин;
18. Чему равен один стадий?
19. Как переводится слово «волейбол»?
20. Кто придумал и впервые сформулировал правила баскетбола?
21. Укажите последовательность частей урока физкультуры:
1) заключительная, 2)основная, 3) вводно-подготовительная?
22. Право проведения Олимпийских игр предоставляется ….
23. Международный Олимпийский комитет является ….
а) международной неправительственной организацией;
б) генеральной ассоциацией международных федераций;
в) международным объединением физкультурного движения.
24. Основной формой подготовки спортсменов является ….
а) утренняя гимнастика;
в) самостоятельные занятия.
25. Истощение запасов витаминов в организме человека обозначается как ….
26. Установите последовательность решения задач в обучении технике физических упражнений …
1) закрепление, 2) ознакомление, 3) разучивание, 4) совершенствование.
27. Понятие «гигиена» произошло от греческого higieinos, обозначающего …
28. Укажите ранг соревнований по мере возрастания объективной значимости.
29. Способность человека выполнять двигательные действия с большой амплитудой движений называется:
30. Быстрота, гибкость, выносливость, ловкость, сила, координационные, скоростно-силовые ………называются
а) физическими способностями;
б) физическими качествами;
в) спортивными движениями.
31. Выход запасного игрока на площадку вместо игрока основного состава в волейболе обозначается как ………….
32. Бег по пересечённой местности обозначается как …………
33. Нормативы, являющиеся основой для присвоения спортивных разрядов содержатся в спортивной ……………….
35. Самым быстрым способом плавания является ………………
36. Запрещённые фармакологические препараты и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности, обозначают как ………….
37. В подростковый период силовые упражнения могут служить препятствием к увеличению ……………
38. Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, отсутствие болезней и физических недостатков называется …………..
39. Общие правила техники безопасности на уроках физической культуры.
40. Основные правила игры (волейбол, баскетбол, футбол)
Начисление баллов за правильные ответы:
1-30 вопросы – по 1 баллу.
39-40 – от 3 до 5 баллов.
Всего можно набрать 56 баллов.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Урок Броски по кольцу в движении с 2х шагов
Урок физической культуры, 8 класс выполнение комбинации на разновысотных брусьях Выполнение приемов лазанья по канату
Рабочая программа по физической культуре»Одаренные дети»
ЭОР Тестирование по физической культуре для учащихся 9 класса
ЭОР Тестирование по физической культуре для учащихся 8 класса
Доклад на тему : «Коррекция нарушения осанки и нарушения свода стопы специальными упражнениями и факторы способствующие возникновению этих заболеваний»
Листовка о здоровом образе жизни
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5428946 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
УТОМЛЕНИЕ И УСТАЛОСТЬ
Усталость — это реакция организма, которая оберегает человека от утомления и переутомления. Это субъективная реакция, чувство, обычно отражающее утомление. Усталость замедляет физические и психические процессы человека, которые проявляются в виде временном снижении работоспособности.
Симптомы усталости
Выделяет следующие проявления усталости:
Утомление — это физиологическое и психическое состояние организма, возникающее в результате длительной или напряженной деятельности. Оно может наблюдаться, как и при физической, так и при умственной работе.
Физическое утомление характеризуется нестабильной работой различных групп мышц, происходит сокращение силы, уменьшение скорости и точности движений.
Умственное утомление характеризуется ухудшением работы когнитивных функций человека, например, отсутствие концентрации внимания, скорости мыслительных процессов.
Симптомы при усталости и утомляемости идентичны, но при утомлении также выделяют:
Причины
Причинами возникновения утомления, как правило, называют: нарушение сна, питания, работы, отдыха, значительные стрессовые ситуации, физические травмы.
Проблема усталости и утомляемости крайне опасна, так как может вызвать сильный невроз, эмоциональное выгорание на работе, а как следствие приобрести синдром хронической усталости, что вылечить самостоятельно будет практически невозможно.
Эмоциональное выгорание — состояние психического и физического истощения организма, возникающее в ответ на эмоциональное перенапряжение при работе с людьми.
Синдром хронической усталости (СХУ) или переутомление — это болезнь, которая наступает после длительного отсутствия отдыха и воздействия на него вредных факторов окружающей действительности.
Основные симптомы заболевания в период обострения характеризуется:
Основные симптомы переутомления свидетельствуют нам о том, что синдром хронической усталости делает возможным развитие у человека психических расстройств, которые не только сильно снижают качество жизни, но и которые могут быть опасными для жизни человека, в случае, с депрессией, или весомо влиять на когнитивные и коммуникативные функции человека.
Физические проявления переутомления
Из физиологических симптомов также выделяют повышенное или пониженное давление, желудочно-кишечные расстройства (диарея, запоры, боли, синдром раздраженного кишечника), ослабление иммунитета, нарушение сна (человек после пробуждения не чувствует сил, постоянно сонлив), бледность.
Даже если Вы принимаете специальные средства для восстановления организма в период утомления или усталости, ВАЖНО помнить, что наступает адаптация и постепенное снижение активности лечебных средств и веществ, т.е. организм перестает реагировать на их действие.
Если Вы заподозрили наличие у вас синдрома хронической усталости, настоятельно рекомендуем обратиться к специалистам, так как данное заболевание не проходит даже при наличии продолжительного отдыха и может существенно влиять на физическое и психическое здоровье человека.
Как избежать
Профилактика усталости и утомления базируется на минимизации вызывающих их причин. Она заключается в следующих действиях:
Что делать если отдых не приносит облегчения
В таких случаях рекомендуют обращаться к врачу для выявления причин затянувшегося состояния утомления и усталости. Чувство усталости может быть первым симптомом многих заболеваний и поэтому важно это выявить как можно раньше.
По всем вопросам, связанных с психическим здоровьем, жалобами на усталость и утомление, пожалуйста, обращайтесь к нам. Мы постараемся Вам помочь.