Что нужно делать чтобы с тобой дружили в школе
Секреты дружного класса
В чем загадка дружбы, корнями уходящей в школьные годы? И будет ли у наших детей дружный класс?
Я сменила две школы, то есть у меня было примерно 70 одноклассников. Но перебираю школьные фотографии и понимаю: половину имен просто не помню! В памяти только те, кто чем-то выделялся. Вот, например, всеобщая любимица Светка — коммуникабельность в итоге довела ее до Сиэттла, где она тоже пришлась ко двору. Вот наше «информбюро» Ирка. Теперь она чем-то руководит в крупном издательстве, но не удивлюсь, если до сих пор все про нас всех знает. А вот будущий министр.
Он, кажется, закадычных друзей не имел: учился изо всех сил. Зато сегодня по ТВ через день выступает — как такого забудешь! А что с остальными?
«Вечер встречи? Ты же знаешь, что я и так вся на разрыв — дети, плита, рассада вон переросла вся. И ты серьезно думаешь, что при этом мне важно знать, как теперь выглядит Крайнов или кем стала Гусева?» — негодует моя школьная подружка на предложение повидаться с бывшими однокашниками. Странно — она-то с ними все 10 лет вместе проучилась.
И все-таки есть ведь люди, которые со школьными товарищами встречаются всю жизнь. В чем секрет такой дружбы?
Только вперед!
— Развиваться, идти вперед, не оглядываясь на прошлое, — это нормально, — уверяет психолог Жанна Шопина. — На самом деле долгие годы помнят школу только те, от кого она потребовала больших душевных сил. Худший вариант — когда в классе плелись интриги, и дети дружили группами друг против друга. Но могла быть, например, несчастная любовь. Или одноклассники кого-то не принимали, а ему очень хотелось признания. Вариант со знаком плюс: ученик был школьным активистом и чувствовал себя нужным.
Остальные, вырастая, переключаются на взрослую жизнь. И в этом нет ничего удивительного: ведь, в отличие от всех других коллективов, школьный класс образуется во многом стихийно. Изначально детей не связывают общие цели, интересы, темпераменты. И как сложатся их отношения в будущем, зависит от того, смогут ли взрослые — в данном случае, классный руководитель — выстроить яркую внеурочную жизнь. Если повезет, и учитель сможет стать вожаком (в котором, кстати, в определенном возрасте нуждаются все дети), коллективу — быть!
Не сможет — извините. Потому что только в том случае, когда педагоги общаются с учениками неформально, они уже не просто «русички» и «математички», а люди, с которыми есть что обсуждать.
Главное — только не путать искренний энтузиазм с любовью к отчетным мероприятиям: какая-нибудь газета «к праздничной дате», сделанная из-под палки, никого не объединит.
Кто может стать идеальным классным руководителем?
Продолжить список вы можете и сами. Ведь главная задача — интересно жить.
А вот родители, к слову сказать, мало могут помочь в объединении класса: подросткам меньше всего хочется быть похожими на пап и мам. И суетиться тут бесполезно.
Баба Яга как стимул
— Тем, как складываются отношения в классе, озабочены, в том числе, и школьные психологи, — говорит Елена Орлова, классный руководитель класса. — Специальные тесты проводят, анализируют результаты. Но и без этого все можно понять. Мой класс, например, недавно изложение с элементами сочинения писал. Так парень, который мог это сделать, написал всем, кто не мог. А самому себе — в последнюю очередь. А мальчику из Армении, который учится прилежно, но с русским у него проблемы, на всех контрольных сосед по парте помогает: «Не пропадать же ему из-за того, что они в Россию недавно приехали!» — говорит.
Как удалось добиться такой взаимовыручки (ибо взаимовыручка — это, безусловно, признак дружбы)?
— В сущности, ничего сложного, — пожимает плечами Елена. — Мы после уроков много времени всегда проводим: спектакли ставим, конкурсы танцев устраиваем. С обязательным последующим награждением. Дети — они ведь всему рады: грамоте или объявлению имени со сцены. А начиналось все с экскурсий: мы с класса вместе с родителями возили ребят по Подмосковью, по Золотому кольцу.
По пути останавливались на пикнички, дети жарили сосиски и были абсолютно счастливы.
Кстати, до этого я в другой школе работала, так там на такие поездки уговорить родителей было практически невозможно. Да и администрация внешкольную работу не слишком приветствовала — никто не хотел лишней ответственности за детей. Понятно ведь, что опасностей много: дороги, открытые пространства, травмы. И учитель, по большому счету, не обязан на себя все это взваливать.
Конечно, не все было безоблачно. Случалось, родители мне звонили — пытались пожаловаться на одноклассников ребенка, просили надавить авторитетом. И ябеды в классе были. Но я все это пресекала. И всегда все с детьми проговаривала. Объясняла: мы обязаны научиться строить общение.
За 5 прошедших лет сложился костяк класса, лидеры, «правые руки» — назовите, как хотите. Но это люди, на которых я могу положиться. К нам, например, в классе мальчика перевели — хулиганистый парень, безалаберный. Пытался порядки прежнего класса у нас насадить. Так мне и вмешиваться не пришлось — ребята уже сами могли и поговорить, и приструнить: «У нас так не принято». А на Новый год мы новенькому роль Бабы Яги поручили в школьной постановке, и он, представьте, увлекся!
С мальчишками вообще проще. Другое дело — девочки. У них проблем больше, вплоть до того, кто во что одет, кто как накрашен — все обсуждается. У нас есть девочка, которую одно время пытались «клевать». Во многом она сама была виновата: неправильно себя вела. Мы с ней об этом много разговаривали.
Об изгоях в классе.
— Иерархия в любом классе неизбежна, — уверяет Ефим Рашкован, кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогической психологии МГППУ. — В любом коллективе есть лидеры и ведомые. И изгои, то есть дети с низким уровнем адаптивности. Сверстники таких чувствуют моментально и с удовольствием клюют. Но если кого-то гнобят, это не значит, что все плохие. Обязательно есть забияка, который всех ведет за собой. И тут взрослый должен объяснить детям, насколько мерзко их поведение.
Я, когда в школе работал, обычно поднимал агрессора и говорил: «Да, ты сильнее его. Но я сильнее и опытнее тебя и смогу с тобой справиться. Представь, я стану тебя высмеивать и унижать. Тебе понравится?» Смысл в том, чтобы обидчик почувствовал себя на месте изгоя.
А противоречия возникают между детьми в обязательном порядке. Просто в дружном классе их удается решать моментально и без агрессии.
Кстати, по моим наблюдениям, программа агрессивного поведения носит врожденный характер.
И миротворцы (те, у кого наиболее развита программа урегулирования конфликтов) — тоже от природы.
А вот умение пользоваться своими программами достигается в процессе воспитания. В первую очередь — семейного: ведь ребенок неизбежно усваивает манеру общения родителей между собой.
. И лидерах.
Когда Лена училась в классе, они с папой попали в автокатастрофу. Результат — два месяца неподвижности на больничной койке. И тут случилось неожиданное: в один прекрасный день палату наполнили одноклассники. Все 28 человек набились в маленькую комнату, вызвав переполох медперсонала. Сначала все были немного растеряны: так получилось, что этот визит был первым совместным мероприятием класса, в котором все участвовали добровольно. Потом, оценив обстановку, народ быстро распределил дежурства: кто когда может подменить родителей на их «посту», кто возит домашние задания. А дирижировали процессом три девчонки. Которые, к слову, подружками Лены и не считались.
Психологи на это сказали бы, что ситуация выявила эмоциональных лидеров. Потому что, как утверждает их наука, любая группа подсознательно выдвигает лидеров еще в начале становления. Как правило, при общем замешательстве ими становятся те, кто проявляет большую активность, осведомленность и искреннюю заинтересованность. Их охотно выслушивают, к ним обращаются за советом. Это и есть эмоциональные лидеры. Позже определяются лидеры функциональные. Первых все с радостью приглашают на дни рождения. Со вторыми охотнее садятся на контрольных.
Кстати, если в группе примерно поровну мальчиков и девочек, функциональным лидером чаще становится мальчик, а эмоциональным — девочка.
А уж насколько ярко они себя проявят в школьные годы, зависит от того, насколько одноклассники будут заинтересованы друг в друге.
Подводим итоги
Класс наверняка будет дружным, если.
Повезет с классным руководителем. То есть учитель не просто будет педагогом с большой буквы (что само по себе уже прекрасно), но и окажется увлеченным человеком, способным «заразить» своим увлечением детей.
Учеников не станут время от времени перетасовывать (укрупняя классы или разделяя на обычные и элитные). Сегодня, к сожалению, это стало нормой. А ведь чтобы сложился коллектив, нужно время. Известны случаи, когда сдружившихся детей начинают делить на «умных» и «красивых», и часть отличников не хотят уходить в чужой класс, оказываются в итоге в разоренном коллективе и, разочаровавшись, уходят из этой школы вообще. Большинство детей настроены скорее на общение, чем на учебу. Как это ни грустно признавать, но зубрилки и ботаники — не самый дружный народ. У них просто нет времени на посторонние интересы. Зато конкуренция среди таких учеников весьма жесткая. Впрочем, каждый новый класс неповторим. И, возможно, ваши дети откроют свои секреты школьной дружбы.
Сами по себе. В любом классе есть дети, которые выпадают из сферы общих интересов. Например, спортсмены. У них тренировки 6 раз в неделю — какие уж тут походы и субботники!
Поколение next. Особенности нашего времени — дети после уроков стремглав бегут домой, чтобы общаться друг с другом во «ВКонтакте» или в «аське». Психологи объясняют это тем, что личное общение требует усилий, а в Интернете ты становишься не совсем собой, а неким образом. По этой же причине сайт «Одноклассники» заметно оживил общение друзей детства.
Возрастной ценз. Социальный психолог Р. Кричевский уверяет, что возраст классного руководителя влияет на эффективность его работы. Например, для старшеклассников наиболее подходящими являются классные руководители от 32 до 40 лет. А наименее эффективны те, кому от 50 до 56 лет.
Как помочь ребёнку, если с ним не дружат
Мы привыкли, что дружба добавляет в нашу жизнь веселье, лёгкость, позволяет по-новому взглянуть на обычные вещи, обогащает эмоционально и интеллектуально. Но что делать, если вы однажды понимаете, что ребёнок ни с кем не дружит? Как понять, почему ребёнку не интересно общение со сверстниками или почему с ним не хотят дружить одноклассники? Вместе с экспертом выяснили, как выдержать баланс между тактичностью и внимательностью, если вы хотите помочь ребёнку завести друзей.
практикующий психолог, кандидат психологических наук, методолог,
тимлид дошкольного направления в «Фоксфорде»
В каком возрасте дети заводят первых друзей
В дошкольном возрасте дети начинают учиться общению, но в этот период наиболее существенную роль в социализации ребёнка играют контакты со взрослыми — родителями, близкими родственниками, воспитателями. Контакты между детьми на этом этапе, как правило, нерегулярны и кратковременны.
В младшем школьном возрасте взаимодействия с другими детьми становятся более осознанными и самостоятельными, общение со сверстниками прочно входит в повседневную жизнь ребёнка. Однако детский коллективный досуг всё равно проходит преимущественно под контролем взрослых: семья или школа инициирует и контролирует проведение утренников, дней рождения, спортивных игр. Именно в этот период ребёнок наиболее активно приобретает и развивает навыки коммуникации.
Родителям стоит внимательно наблюдать за тем, в какой манере их ребёнок общается с ребятами, как он ведёт себя во время совместных игр. В начальной школе не так важно наличие у ребёнка близких друзей. Если же ваш ребёнок вообще не общается с ровесниками в этом возрасте, не стоит сразу паниковать, но, безусловно, нужно понимать, что это может быть поводом для более пристального наблюдения, чтобы не упустить из виду возможные проблемы.
Дошкольный и младший школьный возраст — ступени, которые подготавливают ребёнка к подростковому возрасту, когда близкая дружба с ровесниками уже играет важнейшую роль в жизни. К этому моменту дети должны прийти подготовленными, с базовыми коммуникативными навыками и развитым эмоциональным интеллектом.
Почему с ребёнком не хотят дружить
Прежде чем беспокоиться о том, что ваш ребёнок не приводит в гости друга или не ходит на выходных гулять с ребятами из школы, постарайтесь оценить ситуацию спокойно и рассудительно. Для начала важно понять, в чём дело: с ребёнком никто не дружит или он сам не идёт на контакт. Бывают случаи, когда ребёнок действительно чувствует себя комфортно без приятельского общения и без близких друзей. Впрочем, истинная интроверсия встречается крайне редко, и лучше поговорить с психологом об этом, чтобы понять, действительно ли ребёнок не испытывает проблем из-за недостатка социализации.
Чаще всего за отсутствием друзей скрываются проблемы, о которых ребёнку неудобно говорить. Непроработанные комплексы и психологические травмы изолируют подростка от сверстников, мешают ему выстраивать отношения с друзьями в тот период, когда социальные контакты предельно важны.
К таким проблемам относится, например, низкая самооценка, которая часто развивается из-за чрезмерного давления в семье, страха не оправдать родительские ожидания.
Ребёнку также будет сложно заводить друзей, если родители осуждают его круг общения — запрещают общаться с «плохой» компанией, негативно отзываются о тех ребятах, с которыми у подростка складывается общение.
Помимо психологических проблем, также важную роль порой играют финансовые вопросы. Материальное положение семьи часто определяет возможности определённого досуга для ребёнка или статусного потребления — в школе, где у большинства семей примерно одинаковый уровень дохода, материальное положение может стать поводом для маргинализации ребёнка, когда он становится изгоем среди одноклассников.
Что делать, если ребёнок ни с кем не дружит
Столкнувшись с лакунами в социализации ребёнка и решив искать первопричину проблемы, родителям лучше начать с себя. Образ жизни родителей непосредственно влияет на поведение и ценности ребёнка — это так же касается дружбы, как и всех сфер жизни. Если у ребёнка перед глазами нет примеров общения родителей с их друзьями, он с меньшей вероятностью будет стремиться заводить приятелей и быть социально активным. Разумеется, привычки взрослых сложнее корректируются, но можно попробовать чаще брать ребёнка в гости, приглашать к себе гостей на праздники, устраивать совместный досуг, чтобы дети могли видеть на примере родителей ценность дружеского общения. Чтобы передать ребёнку навыки, которые позволяют поддерживать дружбу с людьми, вам необходимо сформулировать для себя, что для вас значит дружба.
Не менее важно, как родитель общается с ребёнком, — учите ли вы его экологичной, здоровой коммуникации? Рефлексия на эту тему — первый шаг для родителей, которые обнаруживают у ребёнка проблемы с поддержанием межличностных отношений.
Крайне важно вести с ребёнком, особенно в подростковом возрасте, беседы о дружеских конфликтах, о ценностях, связанных с общением, о роли друзей в вашей жизни. Постарайтесь научить ребёнка тому, что в общении участвуют несколько человек с разными интересами. Детям и подросткам нужно научиться вставать на место другого человека в общении, а вы можете им в этом помочь, поделившись своим опытом и взглядом со стороны. Не всегда дети готовы делиться своими насущными проблемами — в таком случае можно обсудить с ребёнком ситуации из собственной жизни. Хорошим началом для такого разговора будет просьба дать совет — так вы сподвигнете ребёнка к тому, чтобы он сформулировал свою позицию, а потом сможете обсудить её подробнее.
Полезные инструменты для родителей:
Что делать, если с ребёнком не дружат в школе
Ребёнок может не общаться с одноклассниками не только из-за личных коммуникативных проблем, но и из-за нездоровой атмосферы в коллективе. При худшем сценарии игнорирование ребёнка одноклассниками может быть частью травли. Но необходимо понимать, что в случае травли отсутствие друзей будет не единственным и не главным признаком: ребёнок, которого травят в школе, станет запуганным, нерешительным — вы заметите, что он испытывает отвращение к школе. Важно также, что травля обычно выражена принципиальным игнорированием ученика. Одно только отсутствие тесных контактов с ребятами из школы — не проблема сама по себе.
Чтобы понять, в чём проблема — в коллективе или в самом ребёнке, — вы можете записать его на дополнительные занятия и посмотреть, как складываются отношения в новом коллективе. Если вне школы проблем с социализацией у ребёнка не наблюдается, то, вероятно, причина в классе и стоит подумать о переводе в другую школу или класс. Однако это вовсе не гарантирует, что у ребёнка сложатся тёплые близкие отношения с одноклассниками. В этом вопросе желательно исходить из настроения и ощущений ребёнка, а также поддерживать в поиске друзей вне школы — в спортивных секциях, театральных студиях, танцевальных клубах. Не забывайте также поощрять стремление к внешкольным активностям.
Идти разговаривать в школу стоит только в том случае, если вы всерьёз подозреваете, что вашего ребёнка обижают одноклассники, или замечаете, что он страдает от недостатка социализации в классе. В ином случае беседа с классным руководителем, скорее всего, не только не вызовет должного эффекта, но и может даже навредить. Нет никакой гарантии, что у учителя будет возможность решить проблему тактично и адекватно ситуации. Если же вам кажется, что вам необходима поддержка школы в данном вопросе, желательно сперва обратиться к школьному психологу: он скорее найдёт способ осторожно и корректно донести до классного руководителя информацию, а также сможет проконсультировать вас о том, как вам быть.
Как подружиться с одноклассниками
Ваш ребенок с нежеланием идет в школу, не рассказывает о школьной жизни и одноклассниках, не общается с ними? Вполне возможно, он одинок.
Если уже сейчас вы заметили, что ваш ребенок с нежеланием идет на уроки, ничего не рассказывает о школьной жизни и одноклассниках, никогда не обращается за помощью к ним, вполне возможно, он одинок. Подтвердить ваши опасения поможет классный руководитель ребенка.
Работая много лет в школе, часто сталкиваюсь с тем, что даже в больших классах некоторые дети остаются одинокими до самого выпускного вечера. Спустя годы они с неохотой вспоминают о школьной поре.
Что же делать, когда проблема уже очевидна? Бежать в школу и разбираться с недружелюбными одноклассниками? Давить на ребенка? А может перевести его в другой класс или школу? Давайте вместе искать выход в сложившейся ситуации.
Почему ребенок одинок
Для начала необходимо разобраться, по какой причине ребенок попал в список отверженных.
Чаще причинами школьного одиночества выделяют:
Список можно продолжать и более частными случаями, но проблема отвергнутости может усугубляться еще и тем, что сам ребенок и его родители винят в случившемся всех, но только не себя. Но мы, мудрые и любящие родители, не пойдем таким простым путем, а попытаемся помочь своему чаду стать популярным в классном коллективе.
Как обрести друзей
Правило 1: полюби себя сам
Российский менталитет почему-то не приемлет непохожесть людей: мы с любопытством оглядываемся на инвалидов, темнокожих, на людей с какими-то особенностями внешности. Но если взрослые в силу своей воспитанности и зрелости проявляют лишь интерес к таким особам, то дети подчас жестоки и агрессивны по отношению к «иным» сверстникам.
Правило 2: хочешь иметь друзей, будь другом сам
По закону бумеранга мы относимся к людям так, как относятся к нам они. Посоветуйте ребенку самому проявлять инициативу в построении дружбы.
Особенно это важно, когда школьник попадает в новый коллектив. Если месяц-два присматриваться к одноклассникам и ждать, когда тобой кто-то заинтересуется и полюбит как друга, можно потерять время и так и не дождаться.
Действовать лучше по следующему алгоритму:
Особой популярностью в классах обладают добрые, отзывчивые ребята, готовые прийти на помощь. Посоветуйте ребенку предлагать свою поддержку по случаю и не стараться быть конкурентом для остальных.
Правило 3: вырабатываем дружелюбную манеру держаться
Согласитесь, что улыбчивые, приветливые люди не остаются одинокими. Научите ребенка правильной дружелюбной манере: прямая осанка, руки и ноги не скрещены, ладони на виду, на лице улыбка и приятное выражение лица, взгляд в глаза. Это будет первым шагом к общению.
Правило 4: развиваем навыки ведения беседы
Хорошо, если ваш ребенок общительный от природы. А если нет, не стоит огорчаться: застенчивого человека можно научить навыкам общения. Для этого проигрывайте разные ситуации с сыном (дочерью) дома. Малышу отлично подойдут сюжетно-ролевые игры «В гостях», «В школе», «В детском саду» и другие.
Ваш воспитанник должен уметь правильно начать разговор, развить тему для общения, выразить одобрение или отрицание, задать вопросы. Беседуйте с ним на разные темы, обсуждайте просмотренный фильм, прочитанную сказку. Психологи даже советуют записывать такие беседы на видео, вместе с ребенком просматривать их, анализировать и меняться ролями в таком диалоге. Видеозапись дает возможность ребенку со стороны увидеть свои ошибки в построении беседы.
Правило 5: учимся управлять своими эмоциями
Нападкам со стороны сверстников подвергаются те дети, которые не могут совладать c эмоциями. Иными словами, дразня таких детей, обидчики словно черпают у них энергию и наслаждаются их слабостью.
В одном из классов я часто наблюдала, как мальчишки дразнили одного второклассника Юру. В ответ он дико кричал, размахивал руками и догонял одноклассников. Когда я спросила, почему они обижают Юру, мальчики ответили: «Ну а зачем он так истерит?» То есть реакция второклассника просто забавляла детей.
Что делать в таких случаях
Таким как Юра нужно научиться беречь свое энергетическое поле. Поясню. Психологи давно утверждают, что каждый человек имеет свое биополе. Когда мы оскорбляем другого человека, наша отрицательная энергия устремляется в биополе другого человека и делает в нем воображаемую «дыру». Обиженный бумерангом отправляет свою отрицательную энергию вам. Получается, что страдают при этом биополя обоих: и обидчика, и обиженного.
Чтобы не стать жертвой, достаточно сказать два слова: «Сам такой!» Слова действуют волшебным образом: посланная отрицательная энергия не успевает разрушить ваше биополе, а возвращается к своему адресату зеркальным образом. При этом нет истерик, оскорблений и драк. Научите этому приему вашего воспитанника – проверено, действует!
Правило 6: развиваем лидерские навыки
Не все рождены быть вожаками, большая часть людей являются ведомыми и чувствуют себя при этом самодостаточно. Тем не менее, ряд лидерских навыков никогда не помешает в жизни.
Учителя также могут помочь детям преодолевать нерешительность, устраивая специальные игры: «Волшебный стул», «Комплименты» и др. Речь идет об игровых занятиях, где ребята дают друг другу ласковые имена, говорят приятные слова, подчеркивают лучшие качества. Такие игры демонстрируют стеснительным детям, что к ним хорошо относятся.
Второй навык – умение говорить «нет». Некоторые ребята, стремясь завоевать дружбу одноклассников, во всем уступают им. Такое поведение может иметь весьма опасные последствия. Научить противостоять чужому давлению может метод проигрывания реальных ситуаций с последующей видеозаписью, описанный выше.
И напоследок несколько простых советов. Содействуйте общению ребенка со сверстниками, приглашайте их в гости, позволяйте ему задержаться на репетициях, школьных секциях и т.д. Помогите ребенку найти друзей по интересам на различных кружках, в центрах развития и т.д. Будьте сами примером настоящего друга.