Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Правописание глаголов

Правописание гла­го­лов с без­удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми опре­де­ля­ет­ся по спря­же­нию, к кото­ро­му при­над­ле­жит сло­во этой части речи.

Часто достав­ля­ет затруд­не­ние пра­во­пи­са­ние без­удар­ной глас­ной в лич­ном окон­ча­нии гла­го­ла. В этом слу­чае дей­ству­ет пра­ви­ло пра­во­пи­са­ния без­удар­ных лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов в зави­си­мо­сти от их спряжения.

Если глас­ная в окон­ча­нии гла­го­ла насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни нахо­дит­ся под уда­ре­ни­ем, то пра­во­пи­са­ние их не вызы­ва­ет сомнений.

Понаблюдаем, как пишут­ся удар­ные окон­ча­ния глаголов:

В без­удар­ном же поло­же­нии лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни про­из­но­сят­ся оди­на­ко­во, а пишут­ся по-разному. Сравним напи­са­ние и про­из­но­ше­ние слов:

Как не сде­лать орфо­гра­фи­че­скую ошиб­ку в напи­са­нии таких глаголов?

Неопределенная форма и спряжение глагола

При про­из­но­ше­нии мно­гих гла­го­лов глас­ные лич­ных окон­ча­ний ока­зы­ва­ют­ся без уда­ре­ния, из-за чего воз­ни­ка­ют труд­но­сти в выбо­ре букв «е» или «и», «у» или «а», «ю» или «я».

Как пра­виль­но пишут­ся слова:

В выбо­ре напи­са­ния бук­вы «е» или «и», «а» или «я», «у» или «ю» в без­удар­ных окон­ча­ни­ях гла­го­лов важ­ная роль при­над­ле­жит началь­ной фор­ме гла­го­ла — инфи­ни­ти­ву.

Неопределённая фор­ма гла­го­ла назы­ва­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та и отве­ча­ет на вопрос что делать? или что сде­лать?

Глаголы рус­ско­го язы­ка изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам. Характерным при­зна­ком гла­го­лов явля­ет­ся их при­над­леж­ность к I или II спряжению.

Глаголы I и II спря­же­ния отли­ча­ют­ся напи­са­ни­ем лич­ных окон­ча­ний. Чтобы без­оши­боч­но выбрать пра­виль­ное напи­са­ние без­удар­ных лич­ных окон­ча­ний гла­го­ла, выяс­ним его спря­же­ние. А в этом нам помо­жет неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла.

Правописание глаголов II спряжения

Глаголы, кото­рые в началь­ной фор­ме закан­чи­ва­ют­ся бук­во­со­че­та­ни­ем -ить, при­над­ле­жат ко II спря­же­нию, кро­ме слов

В боль­шин­стве без­удар­ных окон­ча­ний гла­го­лов II спря­же­ния пишет­ся бук­ва «и», напри­мер:

В фор­ме 3 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла гла­го­лы пишут­ся с окон­ча­ни­ем -ат/-ят.

Запомним глаголы-исключения с конеч­ным соче­та­ни­ем -ать и -еть, кото­рые при­над­ле­жат ко II спряжению:

Правописание глаголов I спряжения

Остальные гла­го­лы с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми при­над­ле­жат к I спря­же­нию. Их мож­но узнать по конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ям в неопре­де­лен­ной форме:

-атьска­кать, пла­кать, топтать
-етькрас­неть, плес­не­веть, заиндеветь
-ятьреять, таять, веять
-отьмолоть, пороть, полоть
-утьтонуть, тянуть, капнуть

Глаголы I спря­же­ния пишут­ся с бук­вой «е» в боль­шин­стве без­удар­ных лич­ных окон­ча­ний. В фор­ме 3 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла они име­ют окон­ча­ние -ут/-ют.

Понаблюдаем:

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-ем (-ём)иду, узнаюидем, узна­ем2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)идешь, узна­ешьиде­те, узнаете3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)идет, узна­етидут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-имслав­лю, научусла­вим, научим2-е-ишь-итесла­вишь, научишьсла­ви­те, научите3-е-ит-ат (-ят)сла­вит, научитсла­вят, научат

Итак, исполь­зуя эти зна­ния, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги в пра­во­пи­са­нии без­удар­ных лич­ных окон­ча­ний глаголов.

Алгоритм правописания окончаний глаголов

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Примеры

Рассмотрим орфо­грам­му «Правописание мяг­ко­го зна­ка в глаголах».

Правописание глаголов с «ь»

Буква «ь» пишет­ся в неко­то­рых гла­голь­ных фор­мах. Она обо­зна­ча­ет неопре­де­лен­ную фор­му гла­го­ла, кото­рая отве­ча­ет на вопрос что делать? или что сде­лать?

Паша хочет (что делать?) учить­ся игре на гитаре.

Нам нуж­но (что сде­лать?) позна­ко­мить­ся с досто­при­ме­ча­тель­но­стя­ми это­го ста­рин­но­го города.

Следует научить­ся отли­чать началь­ную фор­му гла­го­ла от фор­мы 3 лица насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни, в окон­ча­нии кото­рой соглас­но орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу мяг­кий знак не пишется.

Студент (что дела­ет?) учит­ся в университете.

Он (что сде­ла­ет?) позна­ко­мит­ся с досто­при­ме­ча­тель­но­стя­ми это­го городка.

Правильно постав­лен­ный вопрос к фор­ме гла­го­ла помо­жет в напи­са­нии бук­во­со­че­та­ний -ться и -тся.

Если без­лич­ный гла­гол по грам­ма­ти­че­ской фор­ме похож на гла­гол 3 лица един­ствен­но­го чис­ла, то бук­ва «ь» не пишет­ся в окончании.

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Мягкий знак пишет­ся в фор­мах 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни после шипя­ще­го согласного:

ты (что дела­ешь?) раду­ешь, сты­дишь, хвалишь

Написание этой бук­вы сохра­ня­ет­ся перед воз­врат­ным суф­фик­сом -ся:

ты сты­дишь­ся, раду­ешь­ся, хвалишься.

В фор­мах пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, окан­чи­ва­ю­щих­ся на соглас­ную бук­ву, в том чис­ле на шипя­щий, необ­хо­ди­мо напи­сать мяг­кий знак:

Видео «Правописание глаголов»

Правописание суффиксов глаголов

В рус­ском язы­ке суф­фик­сы гла­го­лов чаще все­го име­ют без­удар­ные гласные.

В мор­фем­ном соста­ве гла­го­лов суф­фик­сы быва­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие. Словообразовательные суф­фик­сы обра­зу­ют гла­го­лы совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Узнаем, какое пра­ви­ло при­ме­нить в напи­са­нии без­удар­ных глас­ных в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суффиксах.

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- обра­зу­ют гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

Поставив уда­ре­ние в сло­вах, убе­дим­ся, что глас­ные в гла­голь­ных суф­фик­сах явля­ют­ся без­удар­ны­ми. По этой при­чине появ­ля­ет­ся затруд­не­ние в их напи­са­нии. Чтобы не сде­лать ошиб­ку в выбо­ре букв «о», «е» или «ы», «и» в суф­фик­сах гла­го­лов, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Понаблюдаем, как исполь­зо­вать это правило:

Слова с эти­мо­ло­ги­че­ским кор­нем -вед- («знать») пишут­ся по-разному. Часть этих гла­го­лов име­ет суф­фикс -ова-:

А дру­гая часть гла­го­лов сохра­ня­ет суф­фикс -ыва- во всех грам­ма­ти­че­ских формах:

Отличаем эти гла­го­лы от слов с удар­ным суф­фик­сом -ва-:

Гласный кор­ня, обо­зна­чен­ный бук­ва­ми «е», «и», ока­зал­ся в без­удар­ной пози­ции. Чтобы пра­виль­но напи­сать такое сло­во, вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфографии.

Примеры

Исключения:

Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

1. В суф­фик­сах гла­го­лов после шипя­щих осно­вы пишут­ся бук­вы «е», «ё»:

2. В без­удар­ных суф­фик­сах пишут­ся бук­вы «и» или «е» у гла­го­лов с при­став­ка­ми о-бес/о-без-. Этот выбор сде­ла­ем в зави­си­мо­сти от кате­го­рии пере­ход­но­сти гла­го­ла и от смыс­ла сло­ва в контексте.

Переходные гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа, пишут­ся с суф­фик­сом -и-, а непе­ре­ход­ные — с суф­фик­сом -е-.

Сравним:

Наша сто­ро­на совсем обез­лес е ла.

Лесорубы обез­лес и ли (что?) эту землю.

Она совсем обез­нож е ла после длин­ной дороги.

Тяжелая доро­га обез­нож и ла (кого?) её.

Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и услов­но­го накло­не­ния гла­го­лов обра­зу­ет фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве неопре­де­лен­ной формы:

Часто достав­ля­ет затруд­не­ние напи­са­ние без­удар­ной глас­ной перед суф­фик­сом -л-. Чтобы не оши­бить­ся, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ный суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­вой -я- перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом -л-, запом­ним спи­сок гла­го­лов в неопре­де­лен­ной форме:

С помо­щью пост­фик­са -ся(-сь) обра­зу­ют­ся воз­врат­ные глаголы:

Морфема -ся пишет­ся после соглас­ных, а -сь после глас­ных основы.

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Видео «Суффиксы глаголов»

Источник

Особенности правописания глаголов в русском языке

Правописание глаголов — особенности

Глаголы в письменной и устной речи нужны для выражения действия. Правописание форм глагола зависит от спряжения, его лица и числа. Если структурировать информацию, оказывается, что правил не так много, и достаточно немного практики, чтобы запомнить все случаи и исключения.

Остановимся на разборе правописания личных окончаний и суффиксов глаголов.

От чего зависит в русском языке, основные правила

В первую очередь для правильного написания глагола и его окончания нужно определить лицо (и, соответственно, число). Бывают глаголы первого, второго и третьего лица единственного или множественного числа. Число определяется по лицу.

Личной называют форму глагола, которая грамматически выражается в перемене окончания в зависимости от лица объекта или субъекта действия.

Категории лица, времени и наклонения связаны. Однако формы лица есть у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонения.

У глаголов прошедшего времени есть другая категория — род.

Я снимаю — мы снимаем.

Ты снимаешь — вы снимаете.

Ты лечишь — вы лечите.

Глаголы второго лица могут иметь и повелительное наклонение:

Ты сними — вы снимите.

Ты лечи — вы лечите.

Она, он, оно снимает — они снимают.

Она, оно, он лечит — они лечат.

Правописание личных окончаний глаголов зависят от спряжения, то есть от изменения глаголов по лицам, числам и другим категориям.

Глагольные окончания в зависимости от спряжения

Глаголы в зависимости от спряжения можно разделить на две большие группы. Правописание во многом будет зависеть именно от правильного определения спряжения этой части речи. Чтобы определить спряжение — поставьте глагол в начальную форму и задайте вопрос: что делать? что сделать?

Спряжения глагола — задаем начальной форме вопросы:

что делать? что сделать?

Владелец компании предлагает модернизацию производства, он видит, что не все сотрудники поддерживают его идею.

В этом примере три глагола. Ставим их в начальную форму «что делать?»: предлагать, видеть, поддерживать,

Давайте проспрягаем их.

Спрягать — значит изменить глагол по лицам и числам.

Предлагать, поддерживать — глаголы 1 спряжения.

Видеть, оценить — глаголы 2 спряжения.

Для грамматически правильного написания личных окончаний глаголов нужно уметь:

Не забывайте про глаголы-исключения.

Суффиксы глаголов

Знание суффиксов поможет, например, при морфологическом разборе слова.

Морфема, которая чаще всего стоит в слове после корня, называется суффиксом. Суффиксы нужны для образования новых по значению слов или новых форм слов

Чтобы определить, какой суффикс необходимо писать, нужно снова вспомнить про форму глагола 1 лица.

Польку с партнером я не танцую — образуются глаголы: танцевать и танцевал.

Я не выговариваю эту букву — перед нами глаголы: выговаривать, выговаривал.

Стекло — стекленеть — стекленеющий; лед — леденеть — обледенелый, столб — столбенеть — столбенеющий.

Собака лаяла на дерево. Я кричу: «Прекрати лаять!»

По телевизору часто показывали людей, которые верили в пришельцев. Наверное, если реже показывать, то и верить будут меньше.

Гласные е/и в суффиксах глаголов.

Глаголы называются переходными, когда их действие направлено на объект, и выражено это в винительном падеже без предлога. Непереходные глаголы не требуют при себе предмет для совершения действия.

Участок под застройку давно уже обезлесели. Но стройка обессилила хозяев.

Сложные случаи, таблица с примерами

Сложные, трудные случаи употребления глаголов объединим в таблицу для удобства запоминания и использования на практике.

Я клею опавшие листья в альбом. «Клеишь? А Милана клеит лучше», — сказала мама.

Сегодня мы построим башню из кубиков. Возможно, из кирпичей они построят башню быстрее. Но, если честно, строите вы не очень качественно.

Источник

Подборка правил: глагол

Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие (идти, брать, хвалить, сделать).

Признаки

1. Постоянные:

2. Непостоянные

Неопределённая форма глагола

Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Вид глагола

В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.

ЗАПОМНИ!

Спряжение глаголов

Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.

Выделяют 2 спряжения глагола:

ИСКЛЮЧЕНИЯ!

Способ определения спряжения глагола

ЗАПОМНИ!

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы – это непереходные глаголы с суффиксом -СЯ.

Многие глаголы в русском языке имеют возвратные и невозвратные формы: мыть(ся), драть(ся), валять(ся), умывать(ся), стучать(ся), гнуть(ся).

Некоторые глаголы без -СЯ не употребляются: смеяться, надеяться, стараться, бояться, гордиться, сомневаться.

Наклонение глагола

В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.

Время глагола

Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.

Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).

Изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).

Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).

Формы будущего времени

Правописание НЕ с глаголами

ЗАПОМНИ!

НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (Не спать! Он не боялся идти в лес.).

ЗАПОМНИ!

Глаголы, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.

ЗАПОМНИ!

Чтобы узнать, пишется у глагола -ТСЯ или -ТЬСЯ, нужно поставить вопрос. При вопросах что делать?/что сделать? пишется -ТЬСЯ, а при вопросах что делает?/что сделает? пишется -ТСЯ.

Источник

Личные окончания глаголов

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.

В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:

Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Управляю

Выберу

Управляем

Выберем

Спорю

Понравлюсь

Спорим

Понравимся

Управляешь

Выберешь

Управляете

Выберете

Споришь

Понравишься

Спорите

Понравитесь

Управляет

Выберет

Управляют

Выберут

Спорит

Понравится

Спорят

Понравятся

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.

Хочу

Бегу

Чту

Хотим

Бежим

Чтим

Хочешь

Бежишь

Чтишь

Хотите

Бежите

Чтите

Хочет

Бежит

Чтит

Хотят

Бегут

Чтут (чтят)

Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:

Дам

Дадим

Едим

Дашь

Ешь

Дадите

Едите

Даст

Ест

Дадут

Едят

Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.

Правописание неопределенной формы глагола

Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.

Источник

Что сделать написать глагол

Правила глаголов и их правописание

Мы хотим увидеть новые учебники.

Она любила смотреть на звезды.

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Если к глаголу можно задать вопрос «что делать», то он относится к совершенному виду (радоваться, молчать). Когда к нему можно задать вопрос «что сделать» – это несовершенный глагол (обрадоваться, помолчать). Иногда встречаются также двувидовые глаголы, они могут относиться то к одному, то к другому виду, в зависимости от контекста.

Я исследовал подвал вчера. (совершенный вид).

Я уже исследовал подвал. (несовершенный вид).

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Сказуемые, соединяющиеся с другими частями предложения в форме винительного падежа без использования предлога, относятся к переходным глаголам (вымыть кружку, позвать маму). В категорию переходных входят те, которые не могут сочетаться без дополнительных частей речи (лететь, лежать). В эту группу входят также все глаголы возвратной формы (умываться, убираться).

Правописание глаголов

В предложениях, по правилам глаголов, они могут относиться к одному из трёх наклонений. В форме изъявительного – глаголы можно менять по временам (жили, живём, будем жить), числам (моет, моют), лицам (я повторяю, ты повторяешь, он повторяет). Если для выполнения действия требуется соблюдение некоторых правил, то такие сказуемые относятся к условным (Если всем будет удобно, я подошёл бы). Данная форма образуется частичками бы, б (заглянул бы, смогла б) и может изменяться в родах и числах. Особенно следует отметить повелительный вид сказуемых, который может заставлять, побуждать, призывать к действию (Придите ко мне!). Глаголы такого наклонения могут меняться в лицах и числах.

По правилам глаголов, в прошедшем времени они означают уже произошедшее/происходившее действие (Я сам купил вещи). Также они не могут менять личную форму. К сказуемому настоящего времени можно подставить вопрос «что делает» (Он сам покупает вещи.). Совершенные глаголы не используются в настоящем времени. В правилах глаголов будущего времени существуют две формы: составная (с дополнительным словом будет) и простая (однословная). Соответственно можно задавать разные вопросы: «что сделаешь» (Ты сам купишь вещи.); «что будешь делать» (Ты будешь покупать вещи сам).

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Изменение глаголов

Перемена сказуемых в лице и числе объясняется их спряжениями. Они проявляется исключительно в изъявительной форме и несомненно в виде времени настоящего или будущего.

Для формы в единственном числе личные глаголы изменяются так:

Для формы во множественном числе личные глаголы изменяются так:

Если есть возможность личные окончания поставить под ударение, разновидность спряжения можно определить так:

В остальных случаях суффикс в начальной форме определяет спряжение:

Слова без упомянутых суффиксов – жить, бить.

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Встречаются также такие глаголы, которые меняются и как первое спряжение, и как второе.

У глагола-исключения брезжить существуют только формы 3 лица в разделе единственного числа или множественного (брезжит – брезжат).

Слова есть и дать и производные от них являются исключениями и образуют особенные личные формы.

Безличные глаголы

Местами попадаются безличные глаголы. К ним относятся слова, обозначающие пассивное сказуемое, которое происходит без участия подлежащего (вечереет, смеркается).

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Основным признаком, с которым можно определить безличность правильного глагола, является его неизменность в числах и лицах. Чаще всего эти виды глаголов выступают в виде сказуемых в простых односоставных предложениях. Для формы настоящего времени применяются в качестве 3 лица и только единственного числа, а в прошлом – как единственное число и средний род.

Обычные глаголы иногда используются для замещения безличных, если появляются в виде единственного сказуемого предложения.

Несколько важных правил

Грамотное правописание глаголов и гласных в настоящем времени или формах простого будущего зависит от спряжения:

Заключение

Эти несколько простых правил и примеров помогут запомнить, как нужно использовать глаголы при написании. Конечно, чтобы изучить все нормы и исключения, понадобятся более глубокие исследования. Однако для написания более-менее простых текстов, не претендующих на публикации в журналах и газетах, этого будет вполне достаточно.

Что такое глагол в русском языке?

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая име­ет харак­тер­ные посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от слов дру­гих частей речи: вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние и т. д.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие (сте­лить), про­цесс (объ­яс­нять), состо­я­ние (чув­ство­вать). Такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глаголы в русской речи

Найти вер­ный гла­гол для фра­зы – это зна­чит дать дви­же­ние фразе.

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Глагол при­да­ет речи жизнь, — при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные слова.

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний лек­се­мы «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая значимость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по частоте
упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с определения:

Неопределенная форма глагола

Неопределенная фор­ма (инфи­ни­тив) явля­ет­ся исход­ной, началь­ной фор­мой гла­го­ла и отве­ча­ет на вопросы

что делать? что сделать?

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Запомним неопре­де­лен­ную фор­му гла­го­ла «прий­ти» (ср. «зай­ти», «вый­ти», «отой­ти», «обой­ти» и пр.)

Начальная фор­ма не обо­зна­ча­ет вре­ме­ни, не име­ет непо­сто­ян­ных при­зна­ков лица или чис­ла. Она име­ет толь­ко вид, может быть пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным, воз­врат­ным или невозвратным.

Синтаксическая функ­ция неопре­де­лен­ной фор­мы шире, чем у дру­гих форм гла­го­ла. Инфинитив может высту­пать в роли всех чле­нов предложения.

Искусство (какое?) гово­рить не каж­до­му дано.

Отец не раз­ре­ша­ет сыну (что?) откры­вать двер­цу пти­чьей клетки.

Дети при­шли (с какой целью?) посмот­реть на ново­рож­ден­ных котят.

Глаголы выра­жа­ют дей­ствие или состо­я­ние в грам­ма­ти­че­ских фор­мах вида, пере­ход­но­сти, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица и чис­ла и пр. Рассмотрим, какие посто­ян­ные при­зна­ки име­ет гла­гол как само­сто­я­тель­ная часть речи.

Переходные и непереходные глаголы

В рус­ском язы­ке гла­го­лы делят на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Переходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое пере­хо­дит на пред­мет. Грамматически это выра­жа­ет­ся в их спо­соб­но­сти управлять

Все осталь­ные гла­го­лы, управ­ля­ю­щие суще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми, в том чис­ле воз­врат­ные гла­го­лы, явля­ют­ся непереходными:

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратность явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком гла­го­лов. Возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют, что дей­ствие пере­но­сит­ся на само дей­ству­ю­щее лицо:

Показателем воз­врат­но­сти явля­ет­ся нали­чие в кон­це сло­ва пост­фик­са -ся /-сь.

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Вид глагола

Вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Все гла­го­лы рас­пре­де­ля­ют­ся на две груп­пы в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет дей­ствие, обо­зна­чен­ное ими:

Глаголы совер­шен­но­го вида свя­за­ны с достиг­ну­тым резуль­та­том дей­ствия, его нача­лом или кон­цом или с одно­крат­но­стью дей­ствия (гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-). Эти сло­ва отве­ча­ют на вопрос что сделать?

Они име­ют толь­ко две фор­мы времени:

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дли­тель­ное, совер­ша­ю­щее в дан­ный момент или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что делать?

Эти сло­ва име­ют три фор­мы времени:

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Спряжение глаголов

В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­ла.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Глаголы «хотеть» и «бежать» отно­сят­ся к раз­но­спря­га­е­мым гла­го­лам. Часть лич­ных форм име­ют окон­ча­ние пер­во­го спря­же­ния, часть второго:

I спряжениеII спряжение
Ед. числоМн. числоЕд. числоМн. число
Первое лицо
ЛицоХотетьБежать
Ед. чис­лоМн. чис­лоЕд. чис­лоМн. чис­ло
1-ея хочумы хотимя бегумы бежим
2-еты хочешьвы хоти­теты бежишьвы бежи­те
3-еон хочетони хотятон бежитони бегут

Глаголы «есть», «дать» име­ют осо­бые лич­ные окончания.

Перейдем к непо­сто­ян­ным при­зна­кам глагола.

Наклонение

Глаголы упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах трех наклонений:

Изъявительное накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие рас­смат­ри­ва­ет­ся как реаль­ный факт. Оно может про­ис­хо­дить в насто­я­щем, буду­щем или про­шед­шем вре­ме­ни. Глаголы несо­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ют фор­мы всех трех времен:

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида суще­ству­ют фор­мы двух времен:

Этим изъ­яви­тель­ное накло­не­ние отли­ча­ет­ся от дру­гих накло­не­ний, у кото­рых нет кате­го­рии времени.

Повелительное накло­не­ние выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, сове­та, при­ка­за, поже­ла­ния. Глагол в пове­ли­тель­ном накло­не­нии отве­ча­ет на вопро­сы что делай (те)? что сделай(те)?

Повелительное накло­не­ние обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са или нуле­во­го суф­фик­са от осно­вы насто­я­ще­го (буду­ще­го вре­ме­ни). Глаголы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

Условное (сосла­га­тель­ное) накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие воз­мож­но при опре­де­лен­ных обстоятельствах.

Если ты не под­дер­жа­ла бы меня в тот момент, вся наша затея закон­чи­лась бы пол­ным провалом.

Условное накло­не­ние гла­го­ла обра­зу­ет­ся при­бав­ле­ни­ем части­цы бы к фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни. Глаголы в фор­ме услов­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по родам и числам:

Категории вре­ме­ни эти гла­го­лы не имеют.

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Время у глаголов

Время — это непо­сто­ян­ный при­знак гла­го­ла. Различают насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее вре­мя толь­ко у гла­го­лов в фор­ме изъ­яви­тель­но­го наклонения:

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Прошедшее вре­мя гла­го­ла ука­зы­ва­ет, что дей­ствие уже состо­я­лось. Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся при­бав­ле­ни­ем суф­фик­са -л- к осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы и окон­ча­ний рода и числа:

Будущее вре­мя обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­шит­ся после момен­та речи о нем. Формы буду­ще­го вре­ме­ни быва­ют про­стые и слож­ные. Простое буду­щее вре­мя име­ют гла­го­лы совер­шен­но­го вида с приставкой:

Сложное буду­щее вре­мя гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся с помо­щью вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ных фор­мах и неопре­де­лен­ной формы:

Лицо у глаголов

Грамматическая фор­ма лица обо­зна­ча­ет отне­сен­ность дей­ствия к опре­де­лен­но­му про­из­во­ди­те­лю. У гла­го­лов раз­ли­ча­ют три фор­мы лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма 1 лица выра­жа­ет, что дей­ствие совер­ша­ет сам гово­ря­щий (я рисую, мы рису­ем).

Форма 2 лица пока­зы­ва­ет, что дей­ствие про­из­во­дит собе­сед­ник (ты поешь, вы пое­те).

Форма 3 лица обо­зна­ча­ет, что дей­ству­ет тот, о ком идет речь (он пла­ва­ет, они пла­ва­ют).

Значение лица выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и лич­ных местоимений:

Безличные глаголы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют гла­го­лы, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка и при­ро­ды, про­те­ка­ю­щее само по себе, без непо­сред­ствен­но­го дея­те­ля. Это без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сов­па­да­ют с гла­го­ла­ми тре­тье­го лица един­ствен­но­го насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни или сред­не­го рода в фор­ме про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

Некоторые лич­ные гла­го­лы могут упо­треб­лять­ся в роли безличных:

Морфологические признаки глагола

Подытожив иссле­до­ва­ние гла­го­ла как части речи, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские признаки.

Начальная фор­ма — инфинитив.

Постоянные при­зна­ки глагола:

I. вид совер­шен­ный или несовершенный;

Непостоянные при­зна­ки глагола:

Что нужно делать чтобы написать глаголы правильно

Синтаксическая роль глагола

Глаголы в раз­лич­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах чаще все­го явля­ют­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния — сказуемым.

Бабушка сидит на зава­лин­ке под окном.

Вернулся бы домой вовре­мя, да заблу­дил­ся в лесу.

Видеоурок «Глагол как часть речи»

Заключение

Об экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях рус­ско­го гла­го­ла гово­ри­ли мно­гие линг­ви­сты и писа­те­ли. Еще Н. Греч отме­тил, что гла­гол «при­да­ет речи жизнь», «при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные сло­ва».

Современные иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что в гла­го­ле, образ­но гово­ря, течет самая алая, самая арте­ри­аль­ная кровь рус­ско­го язы­ка. Глагол во всем богат­стве его семан­ти­ки, со свой­ствен­ны­ми ему зна­че­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ских форм и воз­мож­но­стя­ми син­так­си­че­ских свя­зей, при мно­го­об­ра­зии сти­ли­сти­че­ских при­е­мов образ­но­го упо­треб­ле­ния явля­ет­ся неис­чер­па­е­мым источ­ни­ком экспрессии.

Глагол — необык­но­вен­ная часть речи. В чем же заклю­ча­ет­ся его сила?

Удивительным свой­ством рус­ско­го гла­го­ла явля­ет­ся его спо­соб­ность не толь­ко назы­вать дей­ствие, но и пока­зы­вать, как оно про­те­ка­ет во вре­ме­ни. А про­те­ка­ет оно необы­чай­но раз­но­об­раз­но: может совер­шать­ся дли­тель­ное вре­мя (пры­гать, тол­кать, кри­чать, думать, слу­шать), но может про­изой­ти в один момент (прыг­нуть, толк­нуть, крик­нуть, блес­нуть), может обо­зна­чать нача­ло дей­ствия (запеть, закри­чать, забо­леть, загре­меть) или, напро­тив, его конец (допеть, дова­рить, доде­лать, допи­сать, дочи­тать) и пр.

Важнейшая сти­ли­сти­че­ская функ­ция гла­го­ла в речи – при­да­вать дина­мизм опи­са­ни­ям. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи преж­де все­го для пере­да­чи дви­же­ния, выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни человека.

Подведем итог сло­ва­ми К. Г Паустовского о рус­ском языке:

С рус­ским язы­ком мож­но тво­рить чуде­са. Нет ниче­го тако­го в нашей жиз­ни и в нашем созна­нии, что нель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом. Звучание музы­ки, спек­траль­ный блеск кра­сок, игру све­та, шум и тень садов, неяс­ность сна, тяжё­лое гро­мы­ха­ние гро­зы, дет­ский шёпот и шорох мор­ско­го гра­вия. Нет таких зву­ков, обра­зов и мыс­лей – слож­ных и про­стых, для кото­рых не нашлось бы в нашем язы­ке точ­но­го выражения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *