Что нужнее всего для составления плана текста

Как составить план текста?

Что нужнее всего для составления плана текста

План – это перечень основных смысловых блоков текста. Составление плана имеет большое значение при подготовке текста. Пункты плана – это ориентиры, которые помогают автору двигаться в нужном направлении – к задаче, поставленной перед текстом.

Текст, написанный без плана, напоминает поток сознания. Невозможно уловить его центральную идею, а следить за развитием мысли – крайне сложно. Такой текст имеет право на жизнь в художественной литературе, но в сфере бизнеса или науки он неприемлем. В данной статье мы рассмотрим виды планов, разберем, как составить план текста, проанализируем примеры планов.

Виды планов текста

Существуют разные виды планов текста. Мы рассмотрим вопросный, тезисный планы и план-опорную схему. Покажем примеры и разберемся, как составить каждый тип плана.

Вопросный план

Строится в виде списка вопросов, на которые необходимо ответить автору статьи по ходу ее подготовки. Оптимален для написания инструкций, мастер-классов, обучающих статей.

Пример вопросного плана:

Сколько стоит декоративная штукатурка?

Тезисный план

Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста.

На каждую 1000 знаков текста рекомендуется отводить один пункт в тезисном плане. Если вам нужно написать статью на 5000 знаков, значит, в плане должно быть 5 пунктов, если на 10 тыс. знаков – значит нужно составить план из 10 пунктов.

Пример тезисного плана текста:

Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).

План-опорная схема

«Опоры» – это ключевые слова и части предложений, по которым легко восстановить полный текст. Строится по усмотрению автора. Такой вариант плана хорошо подходит для устного выступления. В работе копирайтера может пригодиться для составления коротких текстов, например, новостей. В такой план можно включать основные факты, цифры, которые планируется изложить в материале.

Пример такого плана:

Чек-лист, нужна ли вам контекстная реклама?

Как составить план текста?

Существует довольно большое количество видов текстов, которые имеют четкую структуру. К ним относятся, например, новости, пресс-релизы, деловая корреспонденция, научные работы. Для примера приведем структуру новости: заголовок, лид (первый абзац – суть новости), содержание (раскрывает суть подробнее), бэкграунд (дополнительная информация).

Важно знать, какую структуру должен иметь текст, и придерживаться правил. Во-первых, читатели интуитивно ожидают, что текст определенного стиля и жанра будет иметь определенную структуру. Во-вторых, типовая структура составлена оптимальным образом для решения задачи, поставленной перед текстом.

Знание структуры текста – это важно!

Посмотрите, как значительно отличаются, например, структуры научного и журналистского текста:

Разница связна со спецификой текстов. В научной работе важно обосновать ее значимость, актуальность, подтвердить собственные мысли ссылками на материалы других ученых. Научные труды не читают на бегу, их внимательно изучают. Журналистские тексты «живут» в совершенно иных условиях. В них не вчитываются, их пробегают глазами за завтраком, по дороге на работу. Они должны привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учесть эту разницу при подготовке материалов, тексты получатся «неработающими».

Общий алгоритм составления плана текста

Составить план любого текста поможет следующий алгоритм:

логично расположить пункты – и план готов.

Пункт 2 – выбор информации – может вызывать сложность, особенно если объем текста не ограничен. Здесь можно рассуждать следующим образом: готов ли потенциальный читатель текста воспринимать большой объем информации? Например, для рекламных текстов действует следующее общее правило: чем дороже и сложнее товар или услуга, тем больше объем текста. Если товар недорогой и решение о покупке может быть импульсивным, то объем текста уходит на второй план, а основной задачей становится запоминаемость.

Давайте попробуем составить план текста по этому алгоритму!

Допустим, мы готовим посты для блога компании, которая занимается продажей бытовой техники. Какой-то общепринятой структуры для постов в блоге не существует, поэтому рамками структуры мы не ограничены.

Тема сегодняшнего поста – интересные факты о холодильниках. Итак, начали:

1. Задача текста – получить интересный материал, который люди будут охотно читать и делиться им в социальные сети, отправлять друзьям.

2. Что нужно написать в тексте, чтобы решить эту задачу? Действительно интересные факты. Сколько их должно быть? Вероятно, от 5 до 10. Меньше 5 – слишком мало, больше 10 – долго и утомительно читать.

3. Ищем фактическую информацию. Допустим, нам удалось найти 20 интересных фактов. Выбираем из них 10 самых любопытных и кратко формулируем в виде пунктов плана-опорной схемы, например:

4. Теперь ранжируем пункты по тому, насколько они интересны. Самые интересные размещаем в начале, а также оставляем один из самых интересных пунктов на конец текста – чтобы пост закончился на интересной ноте и у читателя был стимул поделиться постом. Вот и все, план готов.

Общие требования к планам текста

Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:

Пример удачного плана текста

Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.

Допустим, у нас получился вопросный план:

Как определить, что пересадка прошла успешно?

Почему этот план – удачный?

План состоит из 6 пунктов. Такое количество пунктов относительно несложно удержать в голове.

Пример неудачного плана текста

Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.

Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его.

Данный план требует доработки, потому что:

Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана.

Источник

Что такое план статьи и как его правильно составить: советы и примеры

Что нужнее всего для составления плана текста

Привет всем, кто решил познавать искусство письма! С вами Анна – копирайтер с двухлетним стажем, написавший более 500 статей. Сегодня у нас важный урок.

Думаю, вам не раз встречались тексты в интернете, в которых сложно уловить суть. Автор резко переходит от одной мысли к другой, отходит от темы. Хочется закрыть этот кошмар и забыть о нем.

Чтобы вы избежали участи горе-писателя, работы которого никому не нужны, я вам покажу, как составить план текста просто и правильно, также объясню, что это такое.

Пользуйтесь моими советами, чтобы подняться на новый уровень в копирайтинге.

Что нужнее всего для составления плана текста

Что такое план текста и зачем он нужен?

План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.

Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.

Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:

Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

Составляем структуру правильно: подробная инструкция

Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.

Что нужнее всего для составления плана текста

Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.

С чего начать и как закончить:

Несколько советов на дорожку:

Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.

Что нужнее всего для составления плана текста

Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.

Какие виды планов существуют?

План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

Тезисный

Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с водой в тексте, материал будет приятно читать.

Вопросительный

Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

Что нужнее всего для составления плана текста

Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.

Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

Назывной

Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

Опорный

Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.

Что нужнее всего для составления плана текста

Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.

Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

Смешанный

Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

Можете им пользоваться для любых целей.

Простой и сложный

Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?

Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

Например, сказку “Колобок” можно представить так:

Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.

Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

Как жанр статьи влияет на создание структуры?

Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:

Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.

Что нужнее всего для составления плана текста

Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.

Типичные ошибки + примеры

В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся обучением копирайтингу и готовы вам помочь.

А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:

Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.

Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.

Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”

Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.

Что нужнее всего для составления плана текста

Какие ошибки здесь допущены:

А вот исправленная версия:

Учитесь писать подобные тексты для биржи статей, чтобы зарабатывать.

Заключение

План – опора, помогающая собрать мысли в кучку. Когда я начинала на бирже статей, я и понятия не имела, как он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.

А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? Пишите комментарии. Поделитесь своим опытом.

Подписывайтесь, чтобы стать независимым, свободным фрилансером! У нас целый цикл статей по копирайтингу и фрилансу.

Источник

Как составить план текста: инструкция и личные советы

Писать информативные и полезные статьи – не такая уж простая задача. Перед написанием материала важно провести подготовительную работу. Даже опытные, профессиональные авторы обязательно составляют небольшой план. Без него не обойтись. В этой статье я подробно расскажу, как составить план текста. Умение написать план – крайне полезный навык. Благодаря ему еще перед написанием материала уже понятно, какую информацию нужно отобразить в статье. Он представляет собой своеобразный скелет. Опираясь на него, автор никогда не пропустит важную информацию, не забудет написать ее. На своем тренинге, как сделать сайт своими руками, я уделяю особое внимание правильности подготовки статей. Ведь именно они являют собой тот инструмент, который привлекает посетителей на сайт. И если статьи будут написаны по всем правилам, обязательно заинтересуют пользователей. Что положительно отразится на посещаемости ресурса и заработке его владельца. Мне часто задают один и тот же вопрос. С чего начинать писать статью. И я всегда отвечаю – с плана! Чтобы потом снова и снова не рассказывать об одном и том же, я и решил подготовить подробное разъяснение.

Что нужнее всего для составления плана текста

К сведению! Если вы хотите своими руками сделать сайт абсолютно бесплатно, записывайтесь на мой обучающий тренинг. За участие в нем не нужно платить!

Как правильно составить план текста: подробное описание

Что нужнее всего для составления плана текста

Перехожу к инструкции, как правильно составить план текста. Бывает 5 его разновидностей. Каждый имеет отличия. Какой именно выбрать – решать именно вам. При этом – учитывается тематическая направленность материала.

1. Тезисный

Составляется тезисно, описывая краткое содержание каждого отдельного раздела. В каждом тезисе используются глаголы. Давайте рассмотрим на примере сказки о Колобке:

2. Назывной

Теперь расскажу о том, как составить план текста по русскому языку, если выбрать назывной тип. В нем используются краткие предложения, с прилагательными и существенными:

3. Вопросительный

Рассказываю, как составить план текста, если выбрать вопросительный тип структуры. Ее суть, как можно понять по названию, предполагает использование вопросов:

4. Опорная схема

Теперь расскажу о том, как правильно составить план текста, если выбрать опорную схему. Это своеобразный мини-конспект, в котором составляется краткое описание, смысл всего текста.

1. Дед и бабка были голодными и решили приготовить еду.

2. Бабка замесила тесто и приготовила Колобка.

3. Колобок остывал на подоконнике, а потом сбежал.

4. В лесу Колобок обманул почти всех зверей, кроме лисы. Она его съела.

5. Комбинированный

В этом случае сочетаются все перечисленные выше методы и виды. Как правильно составить план текста в таком случае? Покажу на примере сказки о том же Колобке:

Теперь вы знаете, как составить план текста по русскому языку. Какой именно вид выбрать – решайте, исходя из тематики. Вы сами поймете, когда лучше выбрать вопросительную форму, а когда тезисную, и т.д.

Как составить сложный план текста

Что нужнее всего для составления плана текста

Также планы распределяются на еще два вида – простые и сложные. Простые, когда достаточно написать только три-пять пунктов.

Если тематика статьи слишком объемная, предполагает описание множества деталей, необходимо подготовить сложную структуру статьи. Я сейчас расскажу, как составить сложный план текста. В таком случае структура подразумевает основные блоки и несколько подпунктов.

Обратите внимание! Второй раздел этой статьи написан по сложному плану. Думаю, его достаточно, чтобы понять принципы построения сложной структуры статьи.

В качестве примера сложного плана приведу опять сказку о Колобке:

1. Дед и бабка проголодались.

2. Колобок совершает побег из дома.

3. Лиса перехитрила Колобка.

Теперь вы точно знаете, как составить сложный план текста. Нужно только дополнительно предусмотреть подпункты под каждый отдельный основной пункт.

Как правильно составить план текста: еще несколько рекомендаций

Что нужнее всего для составления плана текста

Вот еще несколько проверенных рекомендаций, как правильно составить план текста. Они простые и не предполагают никаких трудностей при реализации.

1. Подготовьте материал, который будете использовать для написания статьи.

2. Внимательно перечитайте его, детально изучите.

3. Выделите основные моменты, пометьте их или сделайте дополнительные заметки.

4. Отметьте главную мысль, озвученную в материале.

5. Разделите материал на логические блоки.

6. Проанализируйте каждый отдельный логический блок.

7. Тезисами распишите весь материал, отмечая важные моменты.

8. Написав план, перечитайте его и проверьте, все ли передано в нем.

Анализ плана: как избежать ошибок

Рассказывая о том, как правильно составить план текста, не могу не сказать о том, как правильно проанализировать его. Анализ позволит вам избежать ошибок и получить идеальную структуру своей будущей статьи.

1. Информативность

Убедитесь, что каждый пункт несет в себе конкретную информацию. Он не должен быть безликим, не дающим точного представления о том, что будет в разделе.

2. Длина

Название каждого пункта не должно быть излишне большим. При его составлении нужно использовать только основные детали, указывающие на то, о чем идет речь в тексте.

3. Пропорциональность

Крайне желательно (хотя и не обязательно), чтобы длина пунктов была примерно одинаковой. Если объем блока слишком маленький, объедините его с другим. Если слишком большой, подумайте, как можно логично разделить блок на несколько.

4. Структура

В примерах плана я этого не писал, но каждая статья должна иметь обязательное вступление (оно идет после главного заголовка и первого подзаголовка) и заключение (в нем лаконично делается основной вывод всей статьи).

5. Последовательность

Каждый пункт должен как будто вытекать из предыдущего. Так текст будет логически и последовательно выстроенным.

Обратите внимание! Написав план текста, отложите его в сторону на несколько дней (или пару часов), а потом перечитайте. Вероятно, вы найдете слабые места в нем и захотите устранить их.

Как составить план текста по русскому: личный совет

Теперь вы уже точно знаете, как правильно составить план текста. Отдельно от себя хочу дать несколько дополнительных личных советов. Прислушавшись к ним, вы напишите идеальную статью.

1. Каждый абзац – отдельная законченная мысль.

2. Формируйте яркие образы – так статья станет более интересной, запоминающейся.

3. Оформляйте структуру – выделяйте каждый заголовок, подзаголовок, по возможности используйте точечные и нумерные списки, таблицы.

4. Не спешите. Составляйте план продуманно, чтобы ничего не пропустить.

5. Не переживайте, если первый раз у вас не получилось написать четкий план – вам просто нужно немного опыта.

6. Пишите статью, придерживаясь плана.

7. После написания текста, отложите его на пару часов. И только потом проверяйте.

Ничего сложного в том, как составить план текста, нет. Нужно лишь прислушаться приведенных рекомендаций.

О том, как еще правильно работать с текстами, писать статьи, я рассказываю на своем авторском тренинге, как сделать сайт своими руками. Уникальность обучающей программы состоит не только в том, что она полностью бесплатна. Главное — она построена на практических заданиях. Курс длится всего четыре дня. После его окончания у вас будет собственный работоспособный сайт с первыми посетителями.

Хотите сделать собственный сайт или блог? Записывайтесь на курс уже сегодня. Для этого укажите адрес электронной почты. На нее придет сообщение о дате начала обучения и ссылка на трансляцию.

Источник

Как составить план текста правильно

Что нужнее всего для составления плана текста

Что нужнее всего для составления плана текста

Первое, что нужно сделать при подготовке к написанию статьи или эссе — это составить план.

Вы можете сымпровизировать и написать всё, что придет в голову, но это затруднит восприятие текста читателями и снизит точность изложения ваших идей. Структурированный посыл гораздо сильнее и более аргументирован, чем сплошной поток сознания.

Текст, написанный по плану, вызывает больше доверия. План помогает не только автору, но и читателю. Благодаря четкой структуре легко ориентироваться в содержании, а значит, восприятие информации даётся гораздо легче. В этой статье мы узнаем, как составлять план текста, чтобы он получился и содержательным и не слишком большим.

Что нужнее всего для составления плана текста

Что нужнее всего для составления плана текста

Для чего нужен план текста

План текста нужен для того, чтобы быстрее и качественнее написать статью. Когда всё структурировано и понятно, над какими частями надо поработать, работа становится продуктивнее. План помогает автору написать статью качественно: это значит, что читатель будет легко ориентироваться в содержании и найдет ответ на возникший вопрос — то, ради чего он открыл материал.

И план, и сам текст как правило строятся на основе заданного вопроса. Нередко он вынесен в заголовок. Поэтому на вопрос нужно обязательно давать ответ в тексте.

Отвечайте на вопросы правильно

Чаще всего читатели жалуются на то, что в посредственных статьях содержится много информации, которая попросту не отвечает на интересующие их вопросы. Не торопитесь давать определения, советы, примеры — тщательно подумайте над тем, что именно важно знать аудитории.

Открытые и закрытые вопросы

Открытые вопросы предполагают развёрнутые ответы, содержащие достаточный для контекста объём полезной информации. Закрытые не позволяют выйти за рамки заранее обозначенных ответов.

Не стоит путать эти вопросы и в том месте, где читателям требуется последовательная инструкция, отвечать односложно. Справедливо и обратное — постарайтесь не лезть в дебри в простых вопросах.

Декомпозиция вопросов

Возможно, главный вопрос, который вы рассматриваете, слишком перегружен, и стоит выделить из него ряд частных вопросов.

Сформировав правильную структуру и дав ответы в необходимом порядке, вы только облегчите себе работу и приобретёте благодарного читателя.

Например, планирование рекламной кампании трудно представить без этапа изучения целевой аудитории, который, скорее, является теоретической частью. Далее идёт практика — построение воронки продаж. Если попытаться рассказать обо всём сразу под единым заголовком, это вызовет недоумение и путаницу в голове читателя.

Генерация идей текста

Перед написанием

Что нужнее всего для составления плана текста

Этот этап, который многие пропускают, значительно облегчает планирование написания текста.

Прежде чем приступить, запишите свои исходные мысли по вопросу — для этого подойдет диаграмма или майндкарта.

Это поможет вам сосредоточиться, так как позволит точно определить, что необходимо выяснить. План идей поможет перейти к изучению тех ресурсов, на которых содержатся ответы на актуальные вопросы.

Коллтрекинг

Что нужнее всего для составления плана текста

После написания

После составления текста пробегитесь по нему и посмотрите, выстраивается ли информация в единую картину. Нет ли упущений и противоречий?

Скорее всего, в процессе составления текста у вас появятся новые идеи. Нет ничего страшного в том, чтобы включить их в статью прямо по ходу написания черновика. Возможно, они будут лишними и противоречивыми, но, как минимум, вы не забудете о них и решите, как с ними поступить во время проверки.

Снова убедитесь в том, что структура логична, все основные вопросы раскрыты, и читатель не остался без ответов.

Виды планов

Что нужнее всего для составления плана текста

Непосредственно план — основная и самая важная часть.

Выделяют несколько типов планов, которые используются при составлении текстов:

Назывной план

Строится на основе назывных предложений, то есть вместо стандартного предложения из имени существительного и глагола в них используются только имена существительные в именительном падеже, отражающие процесс, явление или состояние.

Вопросный план

Вопросный план строится на основе вопросительных предложений.

Тезисный план

Состоит из тезисов — концентрированных формулировок, заключающих основной смысл всего блока.

Как составить план текста

Даже если приступать к написанию текста без составления плана, в голове выстраивается примерная композиция. Обычно она выглядит как «вступление — основная часть — заключение». Однако, чтобы статья была успешной, этого недостаточно. Здесь приходится составлять план тексты, виды которых разобрали выше. Тем не менее, у всех них есть общая черта — они решают конкретную задачу или отвечают на поставленный вопрос.

Поэтому перед написанием статьи и её плана рекомендуется начать с постановки решаемой задачи или вопроса. После этого надо решить, какая информация может пригодиться для ответа и задачи. Именно эта информация определяет план и структуру текста в целом.

Информация, необходимая для решения задачи, должна быть поделена на несколько частей для удобства её восприятия. Поэтому её надо поделить на смысловые блоки или логические категории. Вернемся к примеру плана гипотетической статьи на тему «Как с помощью коллтрекинга повысить продажи?».

Есть прямой вопрос и ответ: для повышения объемов продаж нужен динамический коллтрекинг, потому что он позволяет идентифицировать аудиторию, а значит, узнать её лучше. А это позволяет скорректировать скрипты продаж или оптимизировать маркетинговую стратегию в нужном направлении, ведь коллтрекинг отслеживает и источник звонка.

У читателя возникнет закономерный вопрос: что такое динамический коллтрекинг, где и как можно его подключить. Значит, в статью необходимо добавить эту информацию. Это относится и к другим пунктам статьи: портрет целевой аудитории и работа над контекстной рекламой предшествуют коллтрекингу.

Поставьте себя на место читателя, который обратился за помощью к вашей статье и подумайте, что ему важно знать, какие данные и советы ему были бы полезны?

Эту информацию остаётся только разложить по пунктам, и план будет готов. Остаётся только заполнить недостающие пробелы информации, написать и отредактировать полученный материал.

Примеры планов текста

Надо написать статью о необходимости сквозной аналитики. Здесь потребуется план, чтобы текст был полезным для аудитории. План текста, пример::

Назывной план

Вопросный план

План в виде вопросов можно составить следующим образом:

Тезисный план

Нередко планы комбинируют и переписывают. Это позволяет взглянуть на одну и ту же тему с разных ракурсов. Иногда стоит потратить несколько лишних минут на альтернативные версии композиции текста, чтобы он получился максимально полезным.

Типичные ошибки

Рассмотрим распространенные ошибки при составлении структуры текста, чтобы их никогда не повторять.

Дублирование пунктов

Пункты информации не должны повторяться или быть изложенными другими словами.

Много пунктов

Большие композиции актуальны для лонгридов или спецматериалов. Если выходит более 5-7 пунктов, то имеет смысл разделить публикацию на несколько частей. Дело в том, что большие объемы данных трудно удержать как в голове автора, так и читателя.

Недоработанные пункты плана

При этом содержание статьи должно оставаться исчерпывающим. Если в плане отсутствуют ключевые пункты по конкретной теме, то автор напишет материал, не отвечающий на вопрос аудитории. Поэтому важно, чтобы текст содержал в себе всю необходимую информацию по теме на этапе создания плана.

Отсутствие логичности

Все пункты должны быть связаны друг с другом. Если статья написана по плану из разряда «вот тут про конверсию, а здесь напишем в общем про сквозную аналитику», то она вряд ли понравится аудитории. Во время составления плана проверьте, логичным ли получается ход повествования, достаточно ли подробно пункты раскрывают основной вопрос или задачу текста.

Работа над планом занимает много времени

Также не стоит стараться доводить формулировки пунктов до совершенства. Этим лучше заняться на этапе написания текста. Задача плана — упростить работу над текстом в конструктивном ключе, а не отсрочить само написание.

Несоответствие плана и темы текста

Нередко происходит, что погружение во все нюансы и аспекты вопроса приводит к несоответствию или прямому противоречию плана с темой. В таком случае надо либо менять тему, либо пересмотреть подход к поиску информации.

Непропорциональные большие или маленькие отдельные части плана

Здесь необходимо искать пресловутую золотую середину. Нераскрытые пункты требуют конкретизации, иначе изложение может получиться неполным или слишком «однобоким». А в экспертных статьях, как правило, освещены и разобраны все стороны вопроса или темы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *