Что нового вы узнали о языке 5 класс русский язык
Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №1, упр. 1, с. 4 – 5
Янв 20
Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №1, упр. 1, с. 4 – 5
1. Прочитайте текст известного писателя Л. Успенского. Что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Обратите внимание на выделенные в тексте слова. Как вы думаете, с какой целью они выделены? Что их объединяет?
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки — это язык.
Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза.
Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство — жизнь.
Ответ:
Роль языка в жизни человека огромна: с раннего детства при помощи языка человек познаёт мир, слушая сказки, песни, прибаутки; тексты и живая разговорная речь, язык формул, язык песни помогают человеку получать информацию, передавать свои мысли и чувства, понимать других людей разных эпох и поколений, развивать науку, ремёсла, искусство. Язык — это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.
• Как вы понимаете выражение отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная?
Мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно — самое простое и обычное человеческое слово, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной и во многом ещё загадочной жизнью живёт, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах своего творца — человека. Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.
Урок русского языка 5 класс: «Что мы знаем о русском языке?»
Тема: Что мы знаем о русском языке?
Цель урока: объяснить учащимся роль русского языка в современном мире.
— научиться выделять условия, необходимые для речевого общения;
— научиться дифференцировать монологическую и диалогическую речь.
— добывать информацию с помощью вопросов;
— применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в исследовании структуры текста.
— сформировать представление о родном языке как важнейшем средства познания
— Доброе утро! У вас на партах лежат солнышки, на которых вы сейчас должны отразить свое настроение. Пожалуйста, поднимите их
Дорисовывают улыбку или грусть, поднимают солнышко и демонстрируют свое настроение
1. Проверка домашнего задания
— Вашим домашним заданием было упражнение 4. Давайте проверим его и устно ответим на вопросы в задании.
2. Вспоминаем предыдущий урок
— Давайте вместе вспомним, для чего же нужен человеку язык?
(1. Язык позволяет людям думать; 2. Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу; 3. Язык позволяет людям жить в обществе; 4. Язык позволяет людям радоваться его красоте).
— Обратимся к упражнению 5.
Просит записать число и тему урока.
Проверяют вместе домашнее задание, отвечая на вопросы с помощью учителя и учебника.
Дают ответ на вопрос
Выполняют задание и отвечают на вопросы после упражнения
Делают запись в тетради
Открытие нового знания
1. Беседа о русском языке
— Народы мира говорят на многих языках. Какие из них вы знаете?
2. Работа с учебником
Просит открыть упражнение 6 и прочитать текст, а затем списать его, выполнив задание.
— Какие выводы из этого текста можно сделать? (Все языки отличаются друг от друга. Ближайшими братьями русского языка являются украинский и белорусский языки, так как они составляют группу восточнославянских языков).
Русский язык — это национальный язык русского народна, один из богатейших языков мира. Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
— Как вы понимаете смысл высказывания?
Просит открыть упражнение 7 и списать один из текстов
К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал:
Словом можно полки за собой повести.
— Как вы понимаете эти слова?
Народ же в пословицах и поговорках так говорил о русском языке:
Человеческое слово стрелы острее.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Не великое дело — великое слово.
Язык мал, а великим делом ворочает.
3. Происхождение языка
— Вы когда-нибудь задумывались о том, как возник язык? Правильно, мы обращались к этому вопросу с вами на предыдущем уроке. Кто помнит, как же возник язык?
Отвечают на вопросов
Выполняют упражнения, проверяя с помощью учителя
Урок русского языка в 5 классе по теме «Что такое язык и речь?»
Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”,
Развивать умение отличать значения данных слов в контексте.
Формировать навык работы со словарями.
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: выставка словарей: несколько томов из “Словаря современного русского литературного языка”, “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля (несколько томов), “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (любые издания).
II. Вступительное слово учителя.
Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.
Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”.
(Запишите в тетради тему нашего урока “Язык и человек. Язык и речь”).
II. Выставка словарей на классной витрине.
Каждый из вас, ребята, может научиться писать так хорошо, как Лев Успенский, если с желанием, серьезно, с любовью будет изучать свой родной язык. А русский язык – язык великого народа, – один из богатейших языков мира. Пред вами несколько томов Словаря современного русского литературного языка. Всего таких томов семнадцать, и в них записано 120480 слов! Это великое богатство. Русский язык, как и другие языки мира, все время развивается, обогащается новыми словами. И каждое слово имеет свою историю. Узнавать историю слов, догадываться об их происхождении – очень увлекательное занятие. Вспомним рассказ К.Г.Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение, и это занятие доставляло ему большую радость. “Найдешь слову объяснение и радуешься!” – признавался он писателю.
Вот это один из томов словаря В.И.Даля, который точно называется “Толковый словарь живого великорусского языка”. В нем собрано 200 000 слов, пословиц и поговорок.
И, наконец, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, в который мы с вами будем заглядывать почти на каждом уроке.
А начнем прямо сейчас.
III. Словарная работа.
– Оказывается слово “речь” многозначное. Заглянем в словарную стаью.
Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
Публичное выступление. Выступать с речью.
– В толковом словаре есть словарная статья к слову “слово” – “единица речи”, “речь”. Оба эти значения неразрывно связаны.
(Аналогичная работа проводится со словом “язык”.)
– Слово “язык” тоже многозначное:
Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.
Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.
Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.
Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.
IV. Выборочный диктант.
– Мы познакомились со значениями слова “речь”. Давайте поучимся различать значения этого слова в предложениях. Запишем их и в скобках обозначим цифрой значение 1, 2, 3, 4 или 5.
1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)
2) Об этом не может быть и речи. (4.)
3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.)
4) Звучит многоязычная речь. (3.)
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью. (2.)
6) О чем речь? (5.)
– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока? (1.)
Вывод: Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.
– Кстати, книга Л.Успенского называется “Слово о словах”. В каких значениях слово “слово” употребляется в первом и во втором случае? (Речь о языке).
V. Работа с текстом “Язык”. (Текст должен быть распечатан для каждого учащегося.)
1. Чтение текста учителем.
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
2.Словарная работа ( Ксанф, Эзоп, Древняя Греция, предание).
3. Вопросы и задания:
– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?
– Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.
– Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого?
“ Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”
– К чему призывает Л.Н.Толстой?
Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:
– Ты таким языком со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.
Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”. Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.
VII. Домашнее задание. Подобрать пословицы и поговорки со словами “речь”, “язык” и “слово”.
Русский язык и занимательные факты о нем
Считается, что русский язык достаточно сложен и очень многогранен. На нем говорят люди в самых разных странах мира, многие его понимают. На сегодняшний день он занимает 6 место в мире по числу говорящих на нем людей, а что касается количества носителей языка — здесь русский занял почетное 8 место.
Но, говоря по-русски, люди зачастую даже не задумываются о том, на каком удивительном языке они говорят и не знают его истории. Многие из нас не знают о родном языке практически ничего. А между тем, есть очень любопытные факты, на тему которых мы и поговорим в этой статье. Мы уверены, что вы узнаете много нового и интересного.
Факт 1
Практически все слова, которые в русском языке начинаются на букву «А», были заимствованы из иностранных языков. Истинно русскими в этом отношении являются всего три слова. А именно «авось», «азбука» и «аз».
Факт 2
Всем привычная буква «Х» изначально называлась несколько длиннее, а именно «хер». От названия этой буквы появилось слово «похерить». Смысл в том, что по виду буква напоминает крест, то есть «похерить» значит каким-то образом что-то перечеркнуть. Смысл этого слова неизменен и в наши дни.
Факт 3
Немногие знают, что в русском есть 2 слова, в которых подряд целых три гласных — это слова змееед и длинношеее.
Факт 4
На Руси и в Российской империи существовало понятие «нелепый глагол». Поскольку устаревшее слово «лепота» означало красоту и правильность чего-либо, то слово «нелепый» означало полную противоположность этому понятию. Слово «лепота» на данный момент почти не используется, а слово «нелепый» осталось и сохранило свой первоначальный смысл.
Факт 5
Самое длинное слово в русском языке, которое достаточно часто употребляют его носители — соответственно. В нем целых четырнадцать букв!
Факт 6
Носители английского языка, которые решили изучать русский, придумали оригинальную идею, как запомнить по-русски выражение «я люблю вас». Чтобы им было проще его выучить, они перекроили его на свой лад — «yellow blue bus», что в переводе на русский означает желто-голубой автобус.
Факт 7
Русский алфавит очень интересный и иностранцам может показаться даже странным. Например, многие буквы сильно напоминают латинские. Но самое забавное, что есть буквы, которые вообще невозможно произнести и как-то обозначить. Трудно также и объяснить их значение. Это Ъ и Ь.
Факт 8
Буква «й» сама по себе не вызывает ни у кого удивления, если встречается в середине слова, но вот чтобы слово с нее начиналось — это считается редкостью. Даже носители языка, как правило, в состоянии вспомнить всего пару-тройку таких слов, например, йога или йод. И только единицы в курсе, что слов, начинающихся на «й», в русском языке насчитывается 74 штуки.
Факт 9
Еще одна редкая буква — «ы». На нее начинаются некоторые названия географических объектов в России.
Факт 10
Еще один занимательный факт — в слове «обороноспособность» целых 7 букв «о»!
Факт 11
На сегодняшний день по популярности в сети Интернет русский язык уступает только английскому и занимает 2 место. Всего в мире на нем изъясняется более 260 миллионов людей.
Факт 12
Русский язык постоянно меняется. Не только уходят архаизмы, но и появляются новые правила. Например, ранее слово «кофе» употреблялось только в мужском роде, но уже 10 лет его официально можно употреблять и в среднем. Таким образом, у этого слова целых два рода одновременно.
Факт 13
Современное слово «баба» считается просторечным и иногда даже оскорбительным, но немногие знают о том, что раньше звание «баба» нужно было еще заслужить. Так называли только тех женщин, которые смогли родить сына. Если у женщины рождались только девочки, то бабой ее не называли вплоть до того момента, пока она не родит мальчика.
Факт 14
Еще одно интересное заимствованное слово — хулиган. Оно было заимствовано в английском языке, от фамилии Халиган одного из английских семейств. Свой сегодняшний смысл в русском получило из-за того, что представители английского семейства отличались весьма буйными чертами характера.
Факт 15
Долгое время в русском языке не существовало буквы «ё» — вплоть до 1873 года.
Факт 16
Первые слова, которые прозвучали в космосе, были произнесены именно на русском языке. Нетрудно догадаться, что произнес их никто иной как Юрий Гагарин.
Факт 17
«РЕНТГЕНОЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЧЕСКОГО» — самое длинное русское слово, состоящее из 33 букв! Оно даже попало в Книгу рекордов Гиннеса.
Факт 18
В русском языке много выражений, в которых фигурирует слово рука. Причем они имеют разный смысл. Например, «руки так и чешутся», «идти по жизни рука об руку», «все в твоих руках» и другие.
Факт 19
Сегодня первая буква алфавита — это «А», но когда-то первой была «Я» и только потом они поменялись местами.
Факт 20
Знак препинания, который мы сегодня знаем как восклицательный знак, когда-то назывался «точкой удивления». По-настоящему полюбить русский язык, избавиться от досадных ошибок в устной и письменной речи, вспомнить правила и восполнить пробелы в знаниях поможет курс «Идеальный русский». Теория, диктанты, отработка полученных навыков — все для того, чтобы качественно усвоить материал!
Презентация к уроку 2 по родному русскому языку в 5 классе
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Родной русский язык
Урок 2
Из истории русской письменности
Описание слайда:
История развития письменности уходит в глубину веков. Первоначально для того, чтобы передавать информацию на расстоянии и во времени, люди использовали более или менее сложные рисунки и даже серии рисунков — как бы рассказы в картинках.
Описание слайда:
Описание слайда:
Слово алфавит заимствовано из греческого языка: «альф́бэтос» — сложное слово, составленное из названий двух первых букв, альфа и бета (или вита, в более позднем, византийском произношении). Устаревшее ударение алф́вит точно соответствовало греческому произношению. А принятое в современном русском языке ударение на последнем слоге алфавuт появилось, вероятно, под влиянием французского произношения этого же слова, давно ставшего интернациональным, как многие греческие слова.
Слово азбука представляет собой буквальный перевод или слепок, точную копию греческого слова алфавит. Оно составлено
из названий двух первых букв славянского алфавита: аз и букы (позднее — буки). Старая форма этого слова — азбукы (азбуки).
Описание слайда:
10. 1) Прочитайте текст. Найдите фрагмент, содержащий информацию о том, как записывали свою речь славяне до второй половины
IX века.
В конце 862 года к византийскому императору Михаилу прибыло посольство от Ростислава — князя Великой Моравии, государства западных славян. Первые миссионеры, проповедовавшие христианство в Моравии, распространяли это учение на латинском языке. Ростислав решил просить византийского императора прислать в Моравию проповедников,способных толковать Священное Писание на родном для мораван языке. С этой целью он и снарядил посольство в Константинополь. Император Михаил и патриарх Фотий направили в Моравию греков — учёного мужа Константина Философа (в монашестве принявшего имя Кирилл) и его старшего брата Мефодия. Родом они были из Солуни (по-гречески Солоники), где жило много славян.
Азбуки, приспособленной передавать славянскую речь, тогда ещё не существовало. Но славяне, видимо, уже пытались записывать свою речь при помощи латинских и греческих букв. Настоящая азбука была создана Константином Философом в 863 году.
В работе ему помогал Мефодий, хорошо владевший славянским языком. Создав славянский алфавит, братья начали переводить с греческого на славянский главные богослужебные книги, в первую очередь Евангелие. Язык этих переводов, выполненных Константином и Мефодием, а затем их учениками, теперь называют старославянским.
Этот язык, впервые донёсший до славян текст Священного Писания, на столетия стал языком славянской культуры. На Русь письменность пришла в X веке (после крещения Владимиром в 988 году), но первые дошедшие до наших дней рукописные книги относятся к XI веку.
Описание слайда:
Описание слайда:
Кирилл и Мефодий кано-
низированы (объявлены святыми) не только православной, но
и католической церковью. Память святых Кирилла и Ме-
фодия православная церковь отмечает 24 мая. В России и
Болгарии этот день стал праздником — Днём славянской
письменности и культуры.
Толковый словарь
П́мятник п́сьменности. Здесь:
произведение древней письменности.
Описание слайда:
Дошедшие до нашего времени памятники славянской письменности написаны двумя азбуками — кириллицей и глаголицей. По буквенному составу эти азбуки почти совпадают. Кириллица, по рукописям XI века, имела 43 буквы. Глаголица, согласно памятникам того же времени, — 40 букв. Однако остаётся неясным, какая алфавитная система послужила основанием для глаголицы, буквы которой отличаются довольно сложным начертанием. Что же касается кириллицы, то большинство её букв взято из греческого алфавита.
Мнения учёных о том, какая азбука древнее, расходятся. Основанием для этого является то, что ни в одном из памятников письменности не сказано, какую из двух азбук изобрели Кирилл и Мефодий — глаголицу или кириллицу. Но нигде и не сказано, что они создали две азбуки. Некоторые исследователи считают, что кириллица была изобретена раньше, чем глаголица. Однако большинство специалистов полагают, что первой славянской азбукой, которую создали Кирилл и Мефодий, была всё же глаголица. Кириллица, по мнению этих учёных, вероятно, была составлена учениками и последователями солунских братьев и названа по имени первоучителя славян кириллицей.
11. 1) Прочитайте текст. Какую новую для себя информацию вы
узнали?
Описание слайда:
14. Попробуйте решить лингвистическую задачу, которая дана в энциклопедии для детей ≪Языкознание. Русский язык≫.
Перепишите поговорки из сборника XVII века, заменяя архаичные (устаревшие) написания современными.
1. Ощꙋпалъ Ѳролъ щукꙋ середъ Волги на днѣ.
2. Грѣлся Маѯимъ кругъ осинъ.
3. Ѯения ждетъ воскресенїѧ.
Описание слайда:
16. 1) Прочитайте фрагмент, извлечённый из текста предыдущего упражнения. Определите, какую часть этого текста он дополняет.
В самом языке оснований для разграничения букв-дублетов не было, нужно было просто запомнить, зазубрить, где какую букву писать, и это, конечно, усложняло усвоение грамоты. Например, буква ѣ писалась там, где теперь пишем е, но только в некоторых словах. Писали: дерево, деньги, десять, но дѣдъ, дѣти, дѣло; прощенie — сожалѣнie, моей — слабѣй. Чтобы заучить, где писать ѣ, прибегали к ухищрениям. Для лучшего запоминания придумывали рассказы, стишки, состоящие из слов с ѣ; например, самый популярный: «Бѣдный, бѣлый, блѣдный бѣсъ побѣжалъ поспѣшно в лѣсъ».
Были пословицы, отражающие тяжёлую участь школяров: «От фиты подвело животы», «Фита да ижица — к ленивому плеть движется». Ещё в XVIII веке учёные, в том числе В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, отмечая недостатки
русской орфографии, признавали необходимым избавиться от лишних букв.
(С. Кузьмина)
Описание слайда:
18. Орфографический и пунктуационный практикум.
Открытие б..рестяных грам..т в (В/в)еликом (Н/н)овгороде важнейшее явление для истории ру(с/сс)кой культуры. Новгородские грам..ты док..зали, что н..писанное слово в новгородском среднев..ковом обществе (не)было диковиной. Оно было привычным средств..м о..щения между людьми. Рядом с грам..тными людьми ж..ли необразованные. Это естественно. Но для нас важнее то, что рядом с неграм..тными людьми и сем(?)ями ж..ло много грам..тных людей и с..мей, для которых чтение и письмо стали таким же есте ственным делом, как еда сон р..бота. Количество найденных грам..т способно навсегда зач..ркнуть миф о ре..кости грам..тных людей в Древней Руси.
(По В. Янину)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.