Что нового вы изучали о пугачеве литература 8 класс

«Образ Пугачёва»

Методическая разработка урока литературы в 8 классе по теме: «Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». На уроке использована технология критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«»Образ Пугачёва»»

Образ Емельяна Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в романе;

выявить основные черты образа Пугачёва

Развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

Способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как «честь», «милость», «добро», «благородство».

Воспитывать интерес к истории и культуре России.

II. Мотивация и целеполагание.

Пушкин изображает … как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом.

Все эти черты дают нам облик подлинного …. С.М.Петров

-Перед вами высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского историка В. Броневского. О ком идет речь?

— Как бы вы сформулировали тему урока: » Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Запись в тетрадях темы урока.

— Попробуйте сформулировать цели урока.

Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка», выявить основные черты образа Пугачёва, постараться ответить на вопрос: Пугачёв – народный защитник или злодей?

III. Практический этап (работа в группах, составление кластера).

Учитель: Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Роман Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век, который вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества. В 1762 году произошел еще один переворот: был свергнут с престола, а затем тайно убит император Петр3. На трон взошла его жена-Екатерина2.

Подробнее об этом времени, о причинах крестьянского бунта нам расскажут «историки».

Крестьянская война под предводительством Пугачева – одна из самых масштабных гражданских войн в России. В этом восстании участвовали тысячи людей, причем ряды Пугачева росли очень быстро и постоянно пополнялись. Предводитель появился как раз в нужное время, многие тогда были не довольны текущим положением.

Недовольство народа – главная причина восстания.

Крестьяне были возмущены своим бесправным положением. Их могли продавать, проигрывать в карты, отдавать без их согласия для работы на завод и т.п. Ситуация усугубилась тем, что в 1767 году Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться в суд или императрице на помещиков.

Присоединенные национальности (чуваши, башкиры, удмурты, татары, калмыки, казахи) были недовольны притеснением их веры, изъятием их земель и строительством на их территориях военных сооружений.

Казакам тоже не нравилось, что ущемляют их свободу, ограничивают их права. Государство также установило монополию на соль, что подорвало экономику казаков. Дело в том, что казаки в основном жили за счет продажи рыбы и икры, а соль играла важную роль в увеличении их срока годности.

Наконец, казачье войско отказалось от погони за калмыками, которая была приказана им сверху. Правительство отправило отряд с целью усмирить казаков. На это казаки ответили только новым восстанием, которое было жестоко подавлено. Люди были в ужасе от наказаний главных зачинщиков и были напряжены.

К причинам восстания также можно отнести всевозможные слухи, которые ходили в народе. Поговаривали, что император Петр III выжил, что планируется в скором времени освобождение крепостных и дарование им земель. Эти не подтвержденные ничем слова держали крестьян в напряжении, которое было готово вылиться в восстание.

Также говоря о причинах восстания, нельзя не сказать о самом предводителе. Ведь в те времена появлялось много самозванцев, и только Пугачев смог собрать вокруг себя тысячи людей. Все это благодаря его уму и личности.

Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовеевской. По происхождению казак; грамоте обучен не был.

В семнадцатилетнем возрасте Пугачев участвует в Семилетней войне. «За отличную проворность» он взят полковником в ординарцы.

1768 – 1770 годы – Пугачев участвует в русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего за храбрость (младший казачий офицерский чин).

1771 год – Пугачев дезертирует из армии после того, как ему отказано в увольнении по причине болезни. Его трижды арестовывают, и трижды он бежит из-под стражи.

Конец 1772 года – Пугачев пробирается на Яик, к казакам. Здесь он пытается подбить людей на восстание, но его снова арестовывают и доставляют в тюрьму Казани. Он обвиняется в государственной измене. Приговор утверждает сама Екатерина II – пожизненные каторжные работы. Исполнение приговора назначено на 1 июня 1773 года, но за три дня до этого Пугачев в шестой раз совершает удачный побег из острога.

После побега Пугачев скрывается в Яицких степях, где встречается с участниками неудачного крестьянского восстания 1772 года.

В этом же году Пугачев на казачьем Кругу объявляет себя Петром III и предлагает свою политическую программу: построение казацко-крестьянского государства во главе с «мужицким царем».

Участники восстания Емельяна Пугачева

По социальному составу: казаки, крестьяне, рабочие заводов

По национальному составу: русские, чуваши, калмыки, татары, казахи, башкиры, удмурты

Яицкие казаки были первыми, кто присоединился к Пугачеву, дальше его войско росло очень стремительно. За две недели оно выросло с 80 человек до 2,5 тысяч. Захватив несколько мелких городов, восставшие направились к Оренбургу.

Сразу Оренбург взять не удалось, пришлось осаждать город. Часть войска Пугачева время от времени отлучалась от главной цели и захватывала мелкие населенные пункты, в том числе были попытки взять Уфу и Челябинск.

На первом этапе шла организация войска Пугачева, которое достигло по одним данным 30 тыс. человек, по другим – 40. Постоянно расширялись территории, вовлеченные в восстание. Но несмотря на это, 22 марта 1774 года Пугачев потерпел крупное поражение под Татищевской крепостью и вынужден был бежать.

Пугачев быстро восполнил свои ряды, так как люди сами рвались к нему в войско. Восставшие захватили несколько крепостей и заводов на Урале. После взятия Казани восставшими, их разбили правительственные отряды Михельсона.

Побежденный Пугачев с отрядом в 500 человек переправился на другой (правый) берег Волги.

Народы и крестьяне Поволжья с радостью вступали в войско Пугачева. Так были взяты (многие без боя) города Саранск, Саратов, Пенза.

Восставшие уже были близ Москвы. Екатерина и представители власти уже ждали похода Пугачева на старую столицу, но тот двинулся на юг, с целью поднять донских казаков на восстание. В августе Пугачев и его измотанное войско попыталось взять Царицын, но это им не удалось. Вскоре армия восставших была разбита. Пугачев бежал с небольшим отрядом.

В сентябре 1775 года приближенные Пугачева, чтобы заслужить помилование, сдали предводителя правительству. Закованного в цепи, в клетке его доставили в столицу.

После нескольких заседаний суд приговорил Пугачева к смертной казни: «Емельку четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь».

Казнь Пугачева и других приговоренных состоялась 21 января 1775 года в Москве на Болотной площади. По рассказам современников, на казни бунтаря присутствовало очень много народу, стоял лютый мороз. По прочтении манифеста Пугачев, стоя на эшафоте, перекрестился на соборы, поклонился на все стороны и покаялся перед народом.

Рядовые люди Пугачева также были сурово наказаны – многих повесили и пустили плоты с виселицами по течению главных рек (для устрашения населения)

Так кончился мятеж, начатый горсткой непослушных казаков, но взволновавший страну от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов.

Учитель: Екатерина 2 после подавления бунта создает Манифест, Литературоведы отмечает, что с Пугачевым происходят метаморфозы, он предстает перед читателем в различных образах. Давайте рассмотрим их подробнее, слушая представителей 2 группы и составляя по ходу кластер «Пугачев»

Выступления 2 ГРУППЫ – пушкинистов

1. Первая встреча с Пугачевым. Глава 2 «Вожатый».

«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское «.

Само название главы «Пугачевщина» несет на себе большую смысловую нагрузку.

Значит, пугачевщина—страшное стихийное явление, а Пугачев—злодей.

Подтверждение этому мы находим в письме, которое получает капитан Миронов. Из этого письма мы узнаем, что Пугачев—самозванец, так как выдает себя за Петра 3. Он предстает злодеем, который собрал шайку, разорил крепости, произведя везде грабежи и «смертные убийства».

В разговорах жителей крепости Пугачев предстает как «неведомая сила».

Капитан Миронов читает воззвание Пугачева, где разбойник предупреждает командиров о бесполезности сопротивления, угрожая им казнью.

Все в ужасе и понимают, что «дни их крепости сочтены».

В 6 главе Пугачев представлен как злодей, а пугачевщина как стихийное, опасное явление, непонятно почему нарушающее спокойную жизнь обитателей Белогорской крепости.

3. Просмотр видеофрагмента «Пугачев в Белогорской крепости».

— Как характеризует данный фрагмент Пугачева?

4. В главе 7 Приступ Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооруженной толпы, его портрет дан как обобщенный образ предводителя: «Между ними на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость».

Атрибутика, которой окружает себя герой, свидетельствует о его желании соответствовать представлению народа о командире. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев — центр толпы, он управляет разыгрывающимися событиями.

5. Глава 8 «Незваный гость»

Название главы « Незваный гость» Указывает нам на Гринёва, который на пирушке Пугачёва действительно был незваным гостем.

Кроме этого мы слышим народную песню « Не шуми, мати зелёная дубровушка» в исполнении Пугачёва.

Из разговора Гринёва с Пугачёвым мы понимаем, что Гринёв не боится Пугачёва. Он отказывается ему служить, не верит в то, что он царь.

Речь Гринева поразила Пугачёва своей искренностью. Он поступает как благородный человек и отпускает Гринёва.

6. Демонстрируется кластер (или вывешивается на доске).

-Таким увидел Емельяна Пугачева А.С. Пушкин, но и художники не могли оставаться равнодушными и неоднократно изображали предводителя восстания. Сегодня на презентации вы уже видели репродукции картин именитых наших художников: А.Пластова, В.Перова, В.Маторина и др. 3 группа расскажет нам историю еще одного портрета.

Слово 3 группе – искусствоведы.

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

-Ребята, возвращаясь к целям нашего урока, как бы вы ответили на вопрос: Пугачев – народный защитник или злодей?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Пугачев у Пушкина многолик и противоречив. Сложность характера Пугачева явилась символом сложности времени, раздираемого социальными противоречиями. В романе «Капитанская дочка» ярко проявился реализм Пушкина, который учит нас воспринимать человека во всем многообразии социальных и личных отношений.

Пушкин в своем Пугачеве дал нам неразрешимую загадку: злодеяния – и чистого сердца. Пушкин в Пугачеве дал нам доброго разбойника. (М.Цветаева)

Составление синквейна «Пугачев».

V.Домашнее задание. Выбрать одну из тем к сочинению на стр.313, составить сложный план.

Источник

Уроки литературы в 8 класса ПУШКИНСКИЙ ПУГАЧЕВ

А вы задумывались ли над тем, какова роль Пугачева в романе?

Просмотр содержимого документа
«Уроки литературы в 8 класса ПУШКИНСКИЙ ПУГАЧЕВ»

Уроки литературы в 8 класса

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

«Если бы меня спросили: «Как называется та вещь, где Савельич, и поручик Гринев, и царица Екатерина Вторая?», – я бы сразу ответила: «Вожатый». В моей «Капитанской дочке» не было капитанской дочки, до того не было, что и сейчас я произношу это название механически, как бы в одно слово, без всякого капитана и без всякой дочки. Говорю: «Капитанская дочка», а думаю: «Пугачев». – так прочитала роман Пушкина и его «вожатого» Марина Цветаева, великий поэт ХХ века.

А вы задумывались ли над тем, какова роль Пугачева в романе? Как входит он в пушкинские страницы? Почему столь стремительно, неожиданно и непременно – в буран?

Давайте понаблюдаем, как разворачивается эта тема во II главе.

Какие страницы вас поразили особенно? Конечно же, «сон» Гринева с «чернобородым мужиком» – Пугачевым, с матушкой Гринева и умирающим отцом его, причем страшные события, пригрезившиеся Гриневу, происходят почему-то в его усадьбе, в родном доме.

2. Пересказ «сна Гринева» (индивидуальное задание) с последующей беседой по вопросам.

– Что особенно захватило вас на этой странице?

Обратите внимание, как прерывисты и противоречивы пушкинские фразы: «ужас и недоумение» – разве это совместимо? В чем же дело?

– Как же рассказчику видится столь неожиданный и страшный сон?

Как «нечто пророческое»! Это, несомненно, намек на «странные обстоятельства», которые ожидают Гринева, на «мертвые тела» и «кровавые лужи», которые ему предстоит увидеть, и все оттого, что было суждено встретиться с «вожатым»!

К удаче или к беде эта встреча, обещающая… «ужас»?

– Какие страницы вызывают у нас «ужас и недоумение»? В чем композиционное своеобразие этих страниц?

3. Анализ главы VII.

Проследите последовательность появления участников этой, говоря словами Гринева, «ужасной комедии».

Это не так-то сложно: Пугачев – офицеры Белогорской крепости – Гринев – Швабрин – Гринев – Савельич.

В чем тайна этой пушкинской страницы?

Как всегда у Пушкина, в нескольких фразах – столкновение характеров, их неожиданные уподобления и контрасты. Гринев и Швабрин, Гринев и Савельич – рядом. И если между первыми – разлад, предательство Швабрина, то Гринев и Савельич – барин и слуга – заодно. Они настолько в тревоге друг за друга, настолько в смятении от происходящего, что повинуются не разуму, а чувству, безумию чувства, тут же выдавая и едва не погубив себя: «Не упрямься! Что тебе стоит: плюнь (!) да поцелуй у злод. (!) (тьфу!) поцелуй у него ручку!» это Савельич. А вот Гринев – в предельно короткой фразе: «Я не шевелился».

Что осталось за кадром? Да, Гринев и Пугачев, их отношения, достаточно потаенные, трудно объяснимые. Разве не приведет в недоумение неожиданное милосердие Пугачева в ответ на откровенно дерзкое неповиновение Гринева? Зачем эти «сложности» и таинственности автору? Распутайте этот клубок.

На постоялом дворе Гринев пока еще не знает, что перед ним «злодей» Пугачев. А когда узнал, когда маска сброшена?

Да, этого никак нельзя было ожидать: отказавшись присягнуть самозванцу, за что тот едва не казнил Гринева, Петруша становится чуть ли не приятелем Пугачева, его гостем.

4. Прочитайте страницу, которая многое объяснит (с. 163 со слов «Необыкновенная картина мне представилась…» до конца главы).

– Так ли необходима была в романе эта картина «военного совета», на который Пугачев пригласил Гринева?

– Какие подробности особенно выразительны и таят в себе художественный смысл этой захватывающей страницы?

– Почему так выделяется «заунывная бурлацкая песня» и «пиитический (а не поэтический) ужас», «потрясший» Гринева?

– Вспомните, каким мы видели Гринева на площади, перед виселицей, а какой он сейчас, с глазу на глаз с Пугачевым. Что задержало ваше внимание? Да, неожиданные признания: «Я смутился. », «Я колебался. », и как развязка «ужаса» и «колебаний»: «наконец (и еще ныне с самодовольствием поминая эту минуту), чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою».

Заметили, «самодовольствие» Гринева, о котором он, пусть и в скобках, но «поминает»? и еще одна странность, может быть самая поразительная: откровенность, прямота Гринева, и это при том, что жизни его вновь угрожала опасность.

Не вспоминаете ли иной страницы, где Гринев идет на едва ли еще больший риск в откровенности с Пугачевым, и все-таки колебания одерживают в нем верх, и он замолкает в тот момент, когда мы ждем, что он поведает Пугачеву о Маше. И поведает, но чуть позже. А пока.

5. Внутренний монолог Гринева.

Чтобы понять, услышать, почувствовать Гринева, прочитаем его внутренний монолог.

«Не могу изъяснить, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время».

– Чем вас так тронуло это признание Гринева? Что открыли вы в его речи, а в связи с этим что можете сказать о пушкинском мастерстве?

– Почему он начинает с того, что не может «изъяснить» (а не «объяснить»)? Оправдана ли эта велеречивость: «сильное сочувствие», «влекло», желал «пламенно»?

Представьте: Гринев кому-то рассказывает о своих встречах с Пугачевым и об отношении к нему. Так ли он скажет? Конечно же, нет! Но Гринев пишет воспоминания: пишет, а не рассказывает, причем не для близких только, но и для нас, и Пушкин намеренно привносит в его речь книжность, многозначительность.

– Изменилась ли стилистика воспоминаний Гринева?

Несомненно. Простодушие, трогательная наивность, будничность лексики и интонации сменяются голосом, полным достоинства и даже многозначительности, речью, не чуждой книжности, а то и изысканности.

Как вы считаете: почему? Ведь столь разные по лексике и синтаксису страницы Гринев пишет в одни и те же годы! Вот тайна стилистики «Капитанской дочки»: с переменами в Гриневе, со «странными обстоятельствами», потрясшими его, претерпевает изменение и его речь, стилистика повествования в целом. Но вспомним: в следующей фразе Гринев с сожалением замечает: «Швабрин и народ, толпившиеся около нас, помешали мне высказать все, чем исполнено было мое сердце».

– Как вы считаете, чем бы мог завершить свой «пламенный монолог» Гринев, если бы ему «не помешали»? Да и в чем помешали и почему «Швабрин и народ» оказались помехой? Что особенно поражает в признании Гринева?

Да, намерение спасти «злодея Пугачева», государственного преступника; сам-то Пугачев понимает, что ему «не будет помилования», а вот Гринев этого словно и не берет в толк. Как понять это, как объяснить?

– Зачем Пушкину доводить до столь невероятных последствий отношения Гринева и Пугачева?

– Казалось бы, достаточно Гриневу испытаний! Так ли это?

Увы, самое суровое ждало его впереди, начиная с неожиданной встречи с Зуриным!

6. Пересказ главы «Арест» (гл. VIII).

– Как завершились «дружеские путешествия с Пугачевым» Гринева, если воспользоваться ироническими словами Зурина?

– Как вы считаете, совпадает ли мнение Пушкина с отношением Гринева к Пугачеву?

– Почему столь противоречив пушкинский образ Пугачева – и ужасный, и поэтический?

– Может быть, нас примирит с Пугачевым его сказка об орле и вороне?

– Согласны ли вы с высказыванием о ней Гринева?

– Каково ваше окончательное отношение к пушкинскому Пугачеву? (Да, вероятно, мы не простим ему расправы с защитниками Белогорской крепости, особенно с Василисой Егоровной.) А впрочем, не забыли выразительную деталь: капитана Миронова вздернул на виселицу «изувеченный башкирец, которого допрашивали. накануне»? К чему бы это? «Справедливое возмездие»? Но почему мы не можем отделаться от ощущения «ужаса»? Да и можно ли забыть участников этой жуткой сцены – и тех, кого казнят, и того, кто небрежным взмахом платка обрекает их на виселицу?

– И еще. Бросает ли какой-то свет на Пугачева Швабрин, изменник Швабрин, которого Пугачев производит в «старшины»?

Вот, оказывается, насколько многозначительна роль Швабрина в романе: он не только контрастом с Гриневым «помог» ему возвыситься в мнении читателей, но и на Пугачева бросил зловещую тень.

– Марина Цветаева предлагает сравнить отношение к Маше Мироновой Пугачева («Выходи, красна девица, дарую тебе волю. Я государь») и императрицы («Извините меня, – сказала она голосом еще более ласковым, – если я вмешиваюсь в ваши дела, но я бываю при дворе»).

«Насколько царственнее в своем жесте мужик, именующий себя государем, чем государыня, выдающая себя за приживалку»; ее голос кажется Цветаевой «просто льстивым, фальшивым». Согласны ли вы с таким мнением?

8. Размышления над эпиграфом к роману.

И, наконец, вернемся к первой странице романа, к его истоку, к эпиграфу. Оправдан ли он? И так ли уж необходим? почему Пушкин предварил роман эпиграфом «Береги честь смолоду»?

III. Самостоятельная письменная работа по вариантам.

1-й вариант: «Роль эпиграфа в раскрытии образа Гринева».

2-й вариант: «Роль эпиграфа в раскрытии образа Пугачева».

На доске записаны оценочно-полемические высказывания, психологическая лексика со значением рефлексии, внутреннего противоборства человеческого «я» и ее использование в оценочном читательском высказывании: «Я захвачен тайной души Гринева; хочется разгадать его сомнения и колебания. не может не тронуть покаяние Гринева, муки совести, терзающие его. Он иной раз смотрит на себя со стороны и недоумевает. не может скрыть. На мой взгляд. полагаю; несомненно; может показаться; если приглядеться к пушкинскому Пугачеву, то.

IV. Подведение итогов урока.

1. Русский бунт в романе Пушкина.

Пугачев в «Капитанской дочке» – это не только единичный характер, это. бунт мужицкий, который «не приведи Бог видеть», «русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».

(Звучит запись народной песни, не столь уж далекой от «Не шуми, мати зеленая дубровушка», которую распевает Пугачев с «братцами».)

Из-за леса, леса темного,

Не бела заря занималася,

Не красно солнце выкаталося,

Выезжал туто добрый молодец,

Добрый молодец, Емельян-казак,

Емельян-казак, сын Иванович.

Под ним добрый конь сив-бур-шахматный,

Сива гривушка до сырой земли,

Он идет – спотыкается,

Вострой сабелькой подпирается,

Горючими слезами заливается:

«Что ты, мой добрый конь, рано спотыкаешься?

Али чаешь над собой невзгодушку,

Мы бились трое суточки,

Не пиваючи, не едаючи,

Со добра коня не слезаючи» * (см. Примечание).

– Как вы полагаете: знал ли автор «Капитанской дочки» эту песню? Сравните ее и пушкинский роман.

– Сказалось ли отношение к «мужицкому бунту» в романе?

– Как вы считаете, чей это голос: «Не дай Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»? (Несомненно, стилистическое своеобразие этого возгласа выдает нам самого Пушкина, который невольно перебивает своего героя патетическими определениями: «бессмысленный и беспощадный». Гринев так никогда не высказывался.)

– Убедительна ли эта отповедь «русскому бунту» в пушкинском романе?

– Одинок ли Пушкин в проклятии «русскому бунту»? было ли оно подхвачено или опровергнуто?

2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Предсказание» (подготовленными учениками или учителем).

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел.

И зарево окрасит волны рек.

– Эти строки – словно поэтически сжатый, емкий и жуткий «портрет» пугачевщины – по страницам «Капитанской дочки».

Это юный Лермонтов, который независимо от Пушкина, отважился высказать страшную правду о «русском бунте» в стихотворении, многозначительно озаглавленном «Предсказание».

Домашнее задание: устное сочинение «каким я увидел Пугачева в романе»; подумать, оправдан ли один из эпиграфов в «капитанской дочке»: «Старинные люди, мой батюшка»; индивидуальное задание: портрет Маши Мироновой.

Источник

Урок литературы в 8 классе «Образ Емельяна Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Роман «Капитанская дочка» стал последним произведением А.С.Пушкина, в котором через образ Пугачёва выражается идейная позиция автора, его отношение к произошедшим событиям и переменам в обществе. Каким выглядит главный герой романа: жестокий злодей и разбойник или человек с русской душой, народный предводитель и любимец угнетённого крестьянства? Данный урок помогает разобраться в лабиринте взаимоотношений Петра Гринёва и Пугачёва, в становлении характера молодого человека, в том, как подчас лукавы и причудливы жизненные зигзаги, переплетённые судьбы обоих героев.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе «Образ Емельяна Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»»

Урок литературы в 8 классе по теме «Образ Емельяна Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» составила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.

Тема. Образ Емельяна Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

— проанализировать образ Пугачёва, определить авторское отношение к этому персонажу;

— развивать навыки анализа образной системы художественного произведения;

— воспитывать интерес к творчеству Пушкина.

Ожидаемые результаты: учащиеся анализируют образ Пугачёва, определяют мотивы его поступков, дают им собственную оценку, комментируют высказывание исследователя о герое.

Оборудование: тексты повести «Капитанская дочка» и стихотворения А.С.Пушкина «Бесы», портрет Е.Пугачёва, репродукция картины В.Г.Перова «Суд Пугачёва», 179 г.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. (Осуществляется в ходе урока).

III. Актуализация опорных знаний.

— Вспомните в общих чертах биографию Пугачёва.

— Сжато перескажите основные события восстания под предводительством Пугачёва.

IV. Мотивация учебной деятельности.

Емельян Пугачёв – одна из самых загадочных и противоречивых исторических фигур. Одни его считают борцом за права угнетённого народа, другие – авантюристом, преследовавшим в поднятом им восстании корыстные цели. А каким предстаёт Пугачёв на страницах романа? И как оценивает его деятельность автор «Капитанской дочки»? Выясним ответы на эти вопросы на сегодняшнем уроке.

V. Восприятие нового материала.

— При каких обстоятельствах в романе появляется Пугачёв?

— Глава, в которой впервые встречается Пугачёв, называется «Вожатый». Это слово имеет значение «проводник» и «вожак». Как вы думаете, в каком смысле употребил его Пушкин?

(Скорее всего, Пушкин подразумевал оба смысла. К содержанию главы больше подходит значение «проводник», однако за ним просвечивает и второй смысл слова: «вожак», то есть вождь восстания, главарь бунтовщиков).

Выразительно прочитайте сцену бурана в главе «Вожатый» со слов «Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток» до слов проводника: «Ну, слава Богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай».

Прочитайте выразительно стихотворение А.С.Пушкина «Бесы» (1830).

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»

Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…

Сравните образный строй стихотворения и описание бурана в романе. Что общего между двумя произведениями?

В эпизоде снежной бур Пугачёва поначалу принимают за волка и дерево, в стихотворении бесы видятся то пнём, то волком. Использование практически одинаковых образов наводит на мысль о сравнении Пугачёва с бесами. Подумайте, какое отношение автора к герою передаёт такое сравнение?

(Подобное сравнение выдаёт негативное отношение писателя к Пугачёву. Емельян предстаёт словно бы посланцем нечистой силы, разбудившим опасные стихийные силы и поднявшим жестокий, «бессмысленный и беспощадный» бунт).

Как рисует Пушкин внешность Пугачёва? Какие черты характера передаёт портрет героя? В ответе используйте домашние заготовки.

Какие причины народного восстания называет Пушкин?

(В главе «Пугачёвщина» писатель говорит о нескольких причинах – «непривычке к законам» полудиких народов, населявших Оренбургскую губернию, а также слишком строгие меры удержания войска казаков в повиновении, принятые генерал-майором Траубенбергом).

3. Каковы истинные цели Пугачёва? Говорится ли в романе, что главарь бунтовщиков ставил себе целью улучшить положение народа? В ответе используйте домашнюю заготовку и цитаты из текста.

4. Как характеризуют жизненные устремления Пугачёва рассказанная им калмыцкая сказка?

Задания учащимся. Работа в группах.

Проанализируйте поведение Пугачёва в различных ситуациях и укажите, какие черты его характера при этом проявляются.

Вариант 1. Анализ эпизода расправы над защитниками Белогорской крепости и присяги народа (глава «Приступ»).

Вариант 2. Анализ разговора Гринёва и Пугачёва после военного совета (глава «Незваный гость»).

Вариант 3. Анализ допроса Гринёва в Берде (глава «Мятежная слобода»).

Вариант 4. Анализ сцены освобождения Гринёвым и Пугачёвым Маши Мироновой (глава «Сирота»).

На выполнение задания отводится 5 – 7 минут. После окончания работы учащиеся докладывают о её результатах.

Дайте собственную оценку личности Пугачёва: какие его качества можно отнести к положительным, а какие – к отрицательным?

Рассмотрите полотно В.Г.Перова «Суд Пугачёва». Перекликается ли сюжет картины и образ Пугачёва на ней с романом Пушкина? Аргументируйте ответ.

VI. Применение знаний, умений, навыков.

Проблемный вопрос учащимся.

— Понравился ли вам сегодня урок?

— Что интересного для себя вы извлекли?

VIII. Объявление домашнего задания.

Повторить определение жанров повести и романа.

Индивидуальные задания учащимся. Подготовить краткие биографические справки об авторах произведений, из которых Пушкин взял эпиграфы к роману: Д.И.Фонвизине, Я.Б.Княжнине, М.М.Хераскове, А.П.Сумарокове.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *