Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов

Классика в нашей хизни

В стремительном потоке происходящих в жизни изменении неизменными остаются духовные ценности, среди которых важнейшую роль играет классика, — в музыке, литературе, изобразительном искусстве.

Композиторы (Моцарт или Бетховен, Чайковский или Прокофьев), являющиеся представителями классического направления в музыке, исходят из представления о мире, как стройном и внутренне гармоничном целом. Каждая деталь музыкальной формы в этом случае находит своё место в общей композиции, в которой нет ничего незавершённого.

Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов

«Человек, который миновал в своей жизни музыку классическую, всё равно, что прожил без неба, без моря, без солнца. Музыкальное искусство — величайшая сила, одно из самых удивительных созданий человеческого духа», — пишет композитор Р. Щедрин и высказывает мнение, что «пути приобщения людей к серьёзной музыке могут пролегать через музыку «третьего направления», в том числе через транскрипции классики, сделанные для развлекательных вокально-инструментальных ансамблей, для симфоджаза высокими профессионалами. Например, участники вокального ансамбля «SwingleSingers», исполняя Баха, не меняли ни одной ноты его музыки, а только тактично добавляли партию ударных инструментов. Всё остальное — это был подлинный Бах. А моторика, музыкальное движение у Баха всегда имели место».

Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов

Вокальный ансамбль «SwingleSingers»

Вместе с тем угрозой настоящему искусству, современной музыкальной культуре является дилетантство (непрофессионализм), которое нередко проявляется в поп-музыке. Появление термина «поп-музыка» связано с интенсивным распространением по всему миру в середине XX в. рок-музыки (англ. rockmusic) и рок-культуры вообще. В широком смысле слова термин «поп-музыка» обозначает все музыкальные стили и направления, не связанные с «серьёзной», классической музыкой.

В более узком толковании поп-музыка рассматривается как область музыкального искусства, для которой характерны развлекательность, коммерциализация, тиражирование произведений средствами массовой информации, стан-дартизированность («форматность») музыкально-поэтического языка.

Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов

По мнению композитора Э. Артемьева, «развитие техники всегда провоцирует рождение новых стилей и новых художников: изобрели темперированный клавир — появился Бах; возник симфонический оркестр — появился Бетховен; сейчас пришла электроника — и дилетанты всё заполонили. Над звуком они не работают — всё звучит плоско. Но, думаю, это временное состояние, переход к чему-то новому. И, возможно, опять появятся крупные индивидуальности».

Источник

Домашнее задание по музыке.

Какие свойства классики в этих обработках подчеркивают исполнители?
_______________________________________________________________
-Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, пользоваться ИКТ.
-Эмоционально реагировать на музыкальные произведения.
-Включиться в игру, проявить умственные интеллектуальные способности.

Что нового вносят они в трактовку известных музыкальных образов?
______________________________________________________________
Музыкальное исполнение является творческим процессом воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского мастерства. Творчество исполнителя не просто воспроизводит результат композиторского творчества, не только воссоздает, но и вновь создает в реальном звучании образы на основе созданных композитором. Музыкальное исполнение всегда есть современное творчество, творчество данной эпохи, даже когда само произведение отделено от нее большим отрезком времени.

Подробнее читаем в источнике:

Современная музыка с ее сложным интонационным и ритмическим строем глубоко влияет на эволюцию исполнительских средств и принципов концертности. Переосмысляются устоявшиеся представления о виртуозности, роли ритма, тембра, вырабатываются новые приемы артикуляции, специфически используются элементы исполнительского инструментария. Современные исполнительские средства открывают возможности нового прочтения музыкальной классики, «переинтонирования» ее образов на сложный по настроенности музыкальный слух современной аудитории.

Два больших вопроса интересных. Читаем. Делаем выводы.

Источник

Что нового вносят современные исполнители в трактовку известных музыкальных образов?

Классическая музыка никогда не устаревает и не теряет актуальности.
Все музыканты воспитывались на классических произведениях, и некоторые исполнители придают им новое современное звучание.

Музыкальное исполнение является творческим процессом воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского мастерства.
Творчество исполнителя не просто воспроизводит результат композиторского творчества, не только воссоздает, но и вновь создает в реальном звучании образы на основе созданных композитором.
Музыкальное исполнение всегда есть современное творчество, творчество данной эпохи, даже когда само произведение отделено от нее большим отрезком времени.

Скрипачка, вундеркинд, спортсменка и просто красавица Ванесса Мэй родилась в тот же день, что и великий Никколо Паганини за пару веков до этого. Не знаю, в этом причина ее успеха или в чем-то еще, но музыкальными способностями девочка обладала удивительными. В пять лет она впервые взяла в руки скрипку, в десять уже играла с филармоническим оркестром, а в 12 выпустила свой первый альбом. Свой стиль исполнительница характеризует как скрипичный техно-акустический фьюжн. Она заставляет классику звучать по-новому и привлекает к классическим произведениям еще больше внимания. Вот как в ее версии звучит Антонио Вивальди.

Наш знаменитый виртуоз – Виктор Зинчук. В 2001 году он вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый техничный музыкант в мире. Он сыграл вариацию «Полета шмеля» в темпе 270 ударов в минуту, извлекая до 20 нот в секунду. Впрочем, к этому достижению сам гитарист относится скептически, называя его «цирковым номером».

Виктор пишет собственную музыку, а также создает аранжировки на классические произведения. Одна из самых популярных – его версия «Каприса №24» великого Паганини.

Яркий пример – шведский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин, неоднократно признанный одним из лучших гитаристов в мире.

По собственному утверждению, играть на гитаре Ингви начал раньше, чем ходить. В списке его любимых с детства музыкантов уживаются Вивальди, Паганини, а также Джими Хендрикс и Ричи Блэкмор. Наверное, с тех пор он мечтал совместить в музыке классику и современность. Что ж, в некоторой мере ему это удалось. Предлагаю послушать его версию Токкаты и фуги Ре минор Иоганна Себастьяна Бахана электрогитаре.

Источник

Презентация по музыке на тему «Классика в нашей жизни»

Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов

Описание презентации по отдельным слайдам:

Классика в нашей жизни Музыка 8 класс

Классика в нашей жизни Что означает слово «классика»? О какой музыке говорят «классическая»? Какие произведения называют классическими?

Классика в нашей жизни Классикой (от лат. classicus – совершенный, образцовый, первоклассный) называют такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Они получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.

Композиторы-классики В.А.Моцарт Композиторы, являющие представителями классического направления в музыке, исходят из представления о мире, как стройном и внутренне гармоничном целом. Каждая деталь музыкальной формы в этом случае находит своё место в общей композиции, в которой нет ничего незавершённого.

Композиторы-классики Установи соответствие Бах Бетховен Моцарт Шопен Чайковский Глинка Римский-Корсаков Рахманинов Прокофьев Шостакович Сергей Сергеевич Михаил Иванович Фредерик Вольфганг Амадей Сергей Васильевич Иоганн Себастьян Николай Андреевич Людвиг ван Петр Ильич Дмитрий Дмитриевич

И.С. Бах Л. Бетховен В.А. Моцарт Ф. Шопен П.И. Чайковский М.И. Глинка Н.А. Римский-Корсаков С.В. Рахманинов С.С. Прокофьев Д.Д. Шостакович «Высокая месса» «Всенощное бдение» Балет «Щелкунчик» Прелюдия Опера «Иван Сусанин» Симфоническая сюита «Шехерезада» Симфония №7 («Ленинградская») Симфония №40 Симфония №5 Симфония №1 («Классическая») Установи соответствие

Классика в нашей жизни Термин «транскрипция» (от лат. transcriptio – переписывание) означает переработку, переложение музыкальных произведений. М.И.Глинка Романс «Жаворонок» Милий Алексеевич Балакирев

Классика в нашей жизни вокальный ансамбль «SwingleSingers», исполняя И.С.Баха, не меняют ни одной ноты его музыки, а только тактично добавляют партию ударных инструментов. Моторика, движение – характерны для Баха». Бах И.С. «Двухголосная инвенция До мажор В.А.Моцарт «Турецкий марш» Соната №11 (финал) Инве́нция (от лат. inventio находка; изобретение, в позднелат. значении — [оригинальная] выдумка) — небольшие двух- и трёхголосные пьесы полифонического склада, написанные в различных видах полифонической техники.

Угрозой настоящему искусству является дилетантство (непрофессионализм), который нередко проявляется в поп-музыке. Появление термина «поп-музыка» связано с интенсивным распространением по всему миру в середине XX века рок-музыки и рок-культуры вообще. Поп-музыка – означает все направления и стили, не связанные с серьезной, классической музыкой. Поп-музыка рассматривается как область музыкального искусства, для которой характерны развлекательность, коммерциализация, тиражирование произведений средствами массовой информации, стандартизированность («формальность») музыкально-поэтического языка.

По мнению Эдуарда Артемьева, «развитие техники всегда провоцирует рождение новых стилей и новых художников: изобрели темперированный клавир – появился Бах, возник симфонический оркестр – появился Бетховен. Пришла электроника, и дилетанты всё заполонили. Над звуком они не работают – звучит всё плоско. Но думаю, что это временное, переход к новому. И, возможно, скоро появятся новые индивидуальности».

Классика в нашей жизни Послушайте музыкальные интерпретации классических музыкальных сочинений в исполнении современных музыкантов. 2. Какие свойства классики подчеркивают исполнители? 3. Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов? 4. Какое значение имеет обработка классической музыки для современных слушателей?

Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов

Номер материала: ДБ-769574

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов

В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного

Время чтения: 2 минуты

Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов

Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике

Время чтения: 1 минута

Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что нового вносят в трактовку известных музыкальных образов

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Красивый, плохой, злой: учимся разбираться в разных интерпретациях академической музыки, чтобы полюбить ее заново

Если классическая музыка кажется вам скучной, возможно, вы слушали только унылые ее интерпретации: беззубое ковыряние в клавишах — не редкость даже на профессиональной сцене. Как отделить зерна от плевел и начать разбираться в музыкантах и вариантах исполнения великих шедевров, рассказывает музыкальный критик и авторка канала Si◼️ Виктория Мирошниченко.

Основной корпус классической музыки подробно задокументирован в нотах, поэтому различия в исполнении одного и того же произведения — это тонкое явление под названием «интерпретация». Если мы читаем вслух стихотворение, мы так или иначе добавляем к нему свои интонации — однако в тексте обычно не указывается темп и громкость речи, а настроение стиха мы можем додумать сами, исходя из его содержания. В нотах же обычно присутствуют нюансы (уровень громкости звука), штрихи (качество звукоизвлечения) и другие ремарки, позволяющие реализовать замысел композитора.

Однако в исполнениях нет понятия идеала, и даже точное следование всем указаниям дает только вариант, который содержит и черты эпохи, и индивидуальные особенности исполнителя. Даже если вы решили включить старый добрый «Хорошо темперированный клавир» (одно из самых популярных произведений И. С. Баха) в качестве фона к романтическому ужину, вы можете нарваться на сюрприз. Подпевание Гленна Гульда на фоне своей игры может смутить любителя чистого звука, а аутентичный Бах на клавесине поразит неискушенного слушателя тембром «на любителя».

Впрочем, с тембром у клавесина всё в порядке, а вот качественные звукозаписи — это другой вопрос. Как не запутаться в этом калейдоскопе?

«Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди в исполнении норвежского ансамбля Trondheim soloists, солистка Mari Samuelsen
«Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди в исполнении Orquesta Sinfónica Clásica de Baviera
Аутентичное исполнение «Зимы» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди. Ансамбль Il Giardino Armonico

Критерии качества

Коллекция оперных ужасов
Трубачи киксуют на репетиции оркестра

Читайте также:

Пианист чаще всего мажет мимо клавиш из-за того, что текст насыщен множеством нот или больших скачков. Его крупная (скачки на большие расстояния) или мелкая (множество коротких по длительности нот) моторика не справляется с поставленной задачей. Сложные и быстрые пассажи на музыкальном сленге называют «черная икра» (из-за внешнего сходства большого количества черных (то есть коротких) длительностей с мелкими зернышками черной икры). В музыке XX века существует музыкальное направление «новая сложность» (new complexity), где слово «сложность» обозначает количество слагаемых, нагружающих музыкальный текст. Произведения этого стиля часто требуют высокого уровня исполнительской техники.

Брайан Фёрнихоу, Lemma Icon Epigram
Майкл Финисси, Green Meadows from English Country-Tunes, исполняет Майкл Тэн

Хотя считается, что фортепиано — один из самых сложных для освоения инструментов, извлечь из него звук не составляет труда. Это дает фортепиано преимущества, благодаря чему «королевский инструмент» (слово «рояль» происходит от фр. royal — «королевский») становится ближайшим к самому могущественному инструменту академической музыки — симфоническому оркестру. Но способность к извлечению 10 и более звуков одновременно, а также его широчайшая красочность накладывают на исполнителя дополнительные задачи. Поэтому освоение фортепиано — одна из сложнейших задач в мире исполнительского мастерства.

Тем не менее из клавишных и ударных проще всего извлечь звук. Струнно-щипковые — гитара, домра, лютня и другие — уже немного сложнее, исполнителей на этих инструментах можно определить по профессиональным мозолям на пальцах. Но труднее всего приходится духовикам: постановка амбушюра для игры на медных духовых требует больших усилий.

Диззи Гиллеспи, американский джазовый трубач-виртуоз

Самым сложным инструментом медной секции считается валторна: киксы валторн являются локальным мемом, и каждый музыкальный блогер считает своим долгом об этом пошутить.

Комедийная короткометражка о валторнисте «Киксмен»

Хотя фальшь считается самым грубым нарушением исполнительского этикета, она встречается даже у маститых профессионалов. Впрочем, особенно гениальным исполнителям это нередко прощают.

Легендарные исполнители, например Святослав Рихтер, Владимир Сафроницкий, Лучано Паваротти, не раз фальшивили на своих выступлениях, однако менее великими они от этого не становятся.

Святослав Рихтер фальшиво исполняет «Вариации на тему Паганини» Брамса — одно из самых технически трудных произведений

Как же тогда оценивать исполнителя, если даже великие фальшивят? Всё дело в пропорциях: вдохновенный музыкант может позволить себе иногда киксануть. Но если вы сидите на унылом концерте в небольшом музее и слышите, что музыкант «мажет как свинья», всё очень плохо. Есть исполнители, которые регулярно не попадают в ноты, и услышать их можно не только на экзаменах в детской музыкальной школе, но и на серьезных сценах.

Некоторые поклонники коллекционируют киксы исполнителей, а особенно благодарные записывают на них свои ремиксы.

Коллекция киксов Лучано Паваротти
Отрывок из передачи о киксе Лучано Паваротти и негативной реакции его фанатов

Это неуважение в школе Береславского становится концепцией: «Оригинал для меня не композитор, а тот, кто ему диктует». Таким образом, Береславский мыслит себя ретранслятором божественного замысла. Как бы то ни было, к исполнительскому качеству в «земном» смысле это не имеет никакого отношения, а грубое туше порой «бросается в уши» даже неискушенному слушателю.

Типичное исполнение Иоанна Береславского

Но иногда обилие педали может быть частью стиля исполнителя, особенно если основа его репертуара — ранний романтизм. Хаммерклавиры и ранние рояли XIX века обладали совсем иным педальным тембром, чем современные, поэтому в нотах ранних романтиков (например, Бетховена) можно встретить долгую педаль сразу на несколько тактов. Пианисты традиционной школы предпочитают менять педаль по своему усмотрению и считают, что переложение с хаммерклавира на современный рояль требует некоторых корректировок. Исполнители-аутентисты чаще точно следуют рекомендациям автора. Обе интерпретации имеют право на существование и дают возможность слушателям узнать произведение с разных сторон.

Фантазия-экспромт op. 66 Шопена: романтическое исполнение с обильной и тонкой педальной линией (Юрий Мартынов)
Более «сухое» (с минимальным использованием правой педали) исполнение Фантазии-экспромта Шопена (Мирослав Культышев)
Исполнение Фантазии-экспромта Шопена (с нотами). Здесь можно заметить стандартное для современных исполнений отхождение от авторского текста — снятие педали раньше времени
Эмиль Гилельс исполняет Фантазию-экспромт Шопена с разложенным басом (начало)
Ирен Шаррер исполняет Фантазию-экспромт Шопена с разложенным басом (начало)

Если фальшь легко распознать на слух, то более тонкие оттенки требуют умения читать нотный текст: например, верность динамическим указаниям композитора можно проверить только с нотами в руках. Впрочем, особенно увлеченные меломаны могут проверять музыкантов с помощью записей на ютубе, которые показывают ноты одновременно с исполнением. Чтобы изучить все музыкальные нюансы и ремарки, понадобится несколько дней, а регулярный просмотр подобных видео поможет научиться читать ноты хотя бы в первом приближении.

Ноты и исполнение Гольдберг-вариаций И. С. Баха (Кимико Ишизака)

Нотный текст — это не только сами ноты, но и другие указания: динамические оттенки, штрихи, темп и характер произведения. Хороший исполнитель читает нотный текст детально, выполняя каждое требование композитора. Однако бывает, что музыкант добавляет что-то от себя. Чаще всего это не согласуется с хорошим вкусом, исключения тут редки.

Читайте также:

Аутентичное исполнение произведений романтизма не представляет особенной сложности: в отличие от более ранних эпох, здесь мы располагаем точно выписанным современным нотным текстом и примерным пониманием, как это звучало у самих композиторов. Но аутентизм при исполнении романтической музыки имеет смысл, только если мы говорим о раннем периоде стиля (например, насыщенность обозначений в нотах Бетховена указывает на необходимость строго придерживаться указаний автора). Если же речь идет о сольных фортепианных произведениях, особенно тех, что должны были стать фоном в модных салонах (вальсы, мазурки и другие танцевальные жанры), то здесь важным элементом была импровизация. Она касалась украшений основной мелодии и не имеет ничего общего с современной джазовой импровизацией.

Сегодня немногие пианисты позволяют себе фантазировать на тему украшений, доверяя выписанному в тексте. А редкие попытки импровизации на романтические темы чаще всего оборачиваются безвкусицей из-за непонимания стиля эпохи.

Тем не менее и такая профанация авторского произведения находит своих поклонников.

Пример импровизации на тему Фантазии-экспромта Шопена, несогласующийся с рамками стиля

Вкус нередко подводит исполнителей, особенно если речь идет о романтической эпохе. Ремарка rubato (свободное варьирование темпа) для многих становится синонимом распущенности, а за ней появляются и грубое туше, и неуместные выкрикивающие ноты.

Вульгарное исполнение Фантазии-экспромта Шопена (Лука Сафронов (Затравкин))

Но самый большой разрыв между качеством исполнителя и количеством его поклонников существует в области вокальной музыки. Вокалист может обладать харизмой и актерским мастерством, что уведет внимание слушателей от качества звукоизвлечения. Кроме того, этот музыкальный рынок более других испорчен коррупцией. Поэтому, слушая очередную звезду оперных сцен, не удивляйтесь, если окажется, что у нее «неровные регистры» (разное качество звука при извлечении звуков разной высоты) и «слабые верха» (исполнение нот верхнего регистра без должного контроля).

Анна Нетребко «Пленившись розой, соловей…»

Американка Флоренс Фостер Дженкинс была популярной певицей, несмотря на полное отсутствие базовых способностей к вокалу. На ее примере можно убедиться, что вокальный перформанс ценится не только за академическую чистоту и качество. Плохо развитые музыкальный слух и чувство ритма стали изюминкой Дженкинс, снискавшей ей широкую славу. Впрочем, выступления маргинальной певицы следует рассматривать скорее как веселый цирк, чем как академическую интерпретацию.

Записи Флоренс Фостер Дженкинс

Исторически информированное исполнительство: борьба аутентистов и традиционалистов

Аутентичное исполнение подразумевает приближение к историческому звучанию и использование старинных инструментов. Музыкально-теоретическая археология — неточный предмет, поэтому аутентизм сегодня не претендует на достижение самых «правильных исполнений». Однако он стремится к этому идеалу, находя в музыке других эпох необычные аспекты, которые нельзя обнаружить, играя транскрипции этих произведений на современных инструментах.

Читайте также:

Еще несколько десятилетий назад существовало невидимое противостояние между традиционным исполнительством и аутентизмом. Однако сегодня споры о том, как именно нужно играть Баха, звучат всё реже, а стили разных эпох приобретают историческую ценность независимо от их точности и условной «правильности».

Например, некоторые не самые удачные исполнения пионера аутентизма Ванды Ландовской обусловлены низким качеством ее инструмента, поэтому эти исполнения интересны с исторической точки зрения. А исторически неверное исполнение клавирных произведений Баха с педалью (которой не было на инструментах баховского времени) сейчас является памятником фортепианного исполнительства позднеромантической эпохи.

Ванда Ландовска, Гольдберг-вариации И. С. Баха — пример раннего аутентичного исполнения
Эдвин Фишер играет фа-минорную прелюдию и фугу И. С. Баха из первого тома «Хорошо темперированного клавира» — пример романтического исполнения с правой педалью

Как выбрать между хорошим и хорошим?

Разобравшись с качеством исполнения и его стилем, можно приступать к выбору интерпретации. Тонкие нюансы авторского прочтения присутствуют в любом исполнении, и порой конвенциональная «неправильность» становится чертой стиля того или иного артиста.

Ярким примером своеобразного исполнения является Гленн Гульд — пианист, который называл себя любителем и играл Баха как никто другой. Его игра проникнута строгостью, лишена излишней педализации и романтического флера, однако глубоко прочувствованна и экспрессивна. Возможно, Гульд был первым большим пианистом, исполняющим Баха не в романтическом, а в барочном стиле. Чувственность его трактовки нередко смущает тех, кто хотел бы слышать Баха возвышенным и надмирным, а характерное подпевание на многих записях создает комическое впечатление. Однако глубина проникновения в эту музыку и ее искреннее исполнение обрело миллионы поклонников, для которых далекий барочный композитор стал близким и понятным.

Гленн Гульд исполняет «Искусство фуги» Баха

Дирижер — это тоже исполнитель. Его миссия — не только привести звучание нескольких инструментов в гармоничное целое, но и донести до слушателя определенный музыкальный образ.

Как и любой другой исполнитель, дирижер может отклоняться от ремарок композитора. Например, существует тенденция в «советском дирижировании» добавлять в музыку ритенуто (замедление). Эти порой неуместные замедления выдают грубое непонимание сложной для интерпретации музыки. Такие «советские» исполнения можно услышать до сих пор, а некоторые из них даже обзавелись сленговыми названиями. Например, вульгарное исполнение Малера называют «Махлер»: неправильная транскрипция имени композитора (Mahler) намекает на неверное, безграмотное прочтение его музыки.

Читайте также:

Но существуют и более изысканные примеры, которые вызывают споры, например аутентичные исполнения Клаудио Аббадо. Великий дирижер в свое время принялся за аутентизм, и к нему появилась масса вопросов. То «классичное» исполнение, которое он предлагает, концептуально противостоит духу барочной музыки, тем не менее оно придется по вкусу многим любителям строгой классики. Впрочем, возможно, вам больше понравятся разухабистые исполнения Дмитрия Синьковского или Теодора Курентзиса — более соответствующие духу эпохи и гораздо более модные.

Сухое и строгое исполнение Бранденбургского концерта № 5 Баха (оркестр под управлением Клаудио Аббадо)
Более эмоциональное и красочное исполнение Бранденбургского концерта № 5 (Фрайбургский барочный оркестр)
Исполнение Бранденбургского концерта № 5 с большим вниманием к деталям и усиленной барочной агогикой (ускорением и замедлением темпа)

Характер интерпретации порой сложно описать в двух словах, но уже по выбранному темпу можно сделать выводы. Например, Теодор Курентзис нередко выбирает предельно быстрые темпы, усиливая аффекты и создавая таким образом эмоционально насыщенные экспрессионистские интерпретации.

Его критики называют это агрессивной манипуляцией, а любители выдержанной холодной классики обвиняют дирижера в отсутствии вкуса.

Dies irae из Реквиема Моцарта (под управлением Теодора Курентзиса)
Более медленное исполнение Dies irae (под управлением Клаудио Аббадо)
Dies Irae (под управлением Николауса Арнонкура)

Темп и прочие технические детали формируют настроение и характер интерпретации. Именно они заставляют нас прислушаться или, наоборот, вызывают неприятие. Манерное или чувственное? Холодное или выдержанное в рамках хорошего вкуса? Тонкую грань между этими оценками уловить непросто, и вокруг некоторых знаменитых исполнителей дискуссии не утихают многие годы.

Ланг Ланг экспрессивно или манерно исполняет «Лунный свет» Дебюсси с большим количеством педали и дополнительной реверберацией, добавленной звукорежиссером на этапе сведения
Более сдержанное эмоционально и более подвижное исполнение «Лунного света» Дебюсси, Сон-Чжин Чо
Авторское исполнение «Лунного света» Клодом Дебюсси — очень быстрое и неряшливое на современный вкус

Случаются и вовсе необычные трактовки произведений, о чем свидетельствует композитор Филановский:

«…Кристофер Хогвуд, например, выпустил с Базельским камерным оркестром три диска музыки ХХ века, сыгранной как предмоцартовская. Франс Брюгген с „Оркестром XVIII века“ давал „Аполлона Мусагета“ Стравинского в манере Люлли (увы, этот интереснейший опыт „проспективного аутентизма“ не вышел на диске). Джон Элиот Гардинер записал „Похождения повесы“ того же Стравинского как Гайдна или Бетховена. Теодор Курентзис и Musica Aeterna исполнили Четырнадцатую симфонию Шостаковича так, будто это кантата Баха».

В эпоху постмодерна нет и не может быть исполнительского эталона: каждое новое прочтение добавляет произведению новую грань восприятия. Поэтому не стесняйтесь личных оценок, но и не позволяйте себя одурачить: за красивой картинкой часто кроется посредственное исполнение, а шедевры исполнительского искусства нередко остаются в тени громких имен.

Если вы всерьез задумали изучить разные исполнения классики, то сайт Classic online вам в помощь: на каждое произведение там найдется несколько, а то и десятки разных исполнений, многие из которых сопровождаются нотами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *