Что нового внесли в архитектуру римляне
Древнеримские постройки
Древнеримская архитектура примечательна своими масштабными постройками, возвести которые позволило высокое развитие инженерно-строительного искусства. Римляне совершили масштабный рывок в этом деле, построив великие акведуки, громадные храмы, амфитеатры и другие конструкции; некоторые стоят до сих пор. Римлянам удались все эти постройки благодаря применению новых материалов (например, бетона), а также оригинальных инженерных решений — сводов и куполов.
Римляне обильно заимствовали у греков во многих областях культуры, и архитектура — не исключение. Они строили храмы, похожие на греческие, окружали их рядами колонн в полном соответствии с ордерами. Однако и римляне внесли свой вклад в строительное искусство и приемы зодчества и развили кое-какие подходы в архитектуре, оказавшиеся долговечными.
Римский бетон
Бетон — вероятно, самое значительное изобретение римлян; мы привыкли считать его современным материалом, однако он известен еще со времен Древнего Рима. Вообще говоря, бетон — не вполне римская придумка: и древние греки, и народы Кампании (в те времена эту часть Южной Италии населяли греки и этруски) еще в IV в. до н. э. при возведении стен применяли известковый раствор. Но римлянам отлично удавалось высматривать и подворовывать идеи, и с бетоном они поступили так же.
Бетон — материал идеальный для быстро растущей империи: строить приходилось на скорость. Когда требовалось стремительно возвести толстую крепкую стену, римские строители применяли смесь из щебня и бетона и облицовывали ее кирпичом или шлифованным камнем, в результате получалось дешево, прытко и очень крепко. Бетон также отлично шел на строительство изогнутых конструкций, особенно сводов и куполов, которые так полюбились римлянам. А еще они придумали, как делать специальный бетон для опор мостов — очень быстро застывающий и водостойкий.
Пуццолан
Бетон — это плотная, тяжелая смесь известкового раствора с мелкими камешками. Обычно он состоит из трех компонентов: заполнителя (песок и камни), цемента (связующего материала) и воды. Волшебство заключается в связующем материале, и римляне изобрели самое эффективное — пуццолан: смесь известняка и вулканического пепла определенного состава.
Пуццолан поставляли с холмов вокруг Неаполитанского залива — эта область называлась Путеоли, или Поццуоли. Римляне относились к пуццолану с трепетом, описание его свойств встречается и у Плиния Старшего («Естественная история», книга XXXV, 166), и у Витрувия, отметившего его особенности в трактате об архитектуре: «В соединении с известкой и бутом она (пыль особого рода) не только сообщает крепость зданиям вообще, но даже когда при помощи нее выкладывают дамбы в море, то и они приобретают прочность под водою».
И Витрувий был прав. Римский бетон до того прочен, что бетонные остовы многих римских строений уцелели до сих пор, хотя за тысячу лет, миновавшую после их постройки, облицовку стен ободрали или же ее уничтожило время.
Наведение мостов
Бетон с примесью пуццолана оказался идеальным строительным материалом для мостов, что крайне важно, поскольку каменные мосты без быстрозастывающего бетона возводить было непросто. Говоря строго, до римлян в большинстве случаев перебрасывали только небольшие каменные мостки через ручьи или же сбивали недолговечные деревянные конструкции. А римский бетон преобразил мостостроение.
«. Они от природы тяготели к строительству, тратиться на него было любимым развлечением богатых’ Дж. К. Стобарт (1878-1933), британский профессор, писатель, историк. Из книги «Былое величие Рима»
Арки и купола
Но и на этом римская строительная мысль не остановилась — она шагнула гораздо дальше, чем могли помыслить греки. Бетон замечательно подошел для строительства любых искривленных конструкций. Здания с куполами вроде великого римского Пантеона или просторных имперских терм, сводчатые перекрытия знаменитых римских базилик и все виды арочной архитектуры с изобретением бетона стали намного доступнее.
Ни одна из этих конструкций не была изобретена самими римлянами — греки строили купола и своды еще до возникновения Римской империи. Но, что важно, именно римляне расширили и развили применение этих архитектурных решений и дерзнули строить гораздо более масштабные сооружения. Именно римляне, вложившись в строительство поражающих воображение грандиозных проектов, преобразили архитектуру.
Римские своды
Возведение искривленных плоскостей, необходимых для строительства свода, — дело непростое, особенно если под рукой нет ничего, кроме камней и обычного раствора. Необходимо городить деревянную отмостку, именуемую кружалами, осторожно и точно обтесывать каждый камень, а затем укладывать их на отмостку. И лишь после того, как цемент схватится, кружала можно убирать. Бетон же позволял строить гораздо более легкие отмостки, а само возведение сводов требовало меньшего мастерства. Бетон застывал быстро, поэтому и кружала можно было вынимать раньше, и работа в результате спорилась быстрее.
Пантеон
Одна из величайших древнеримских построек — Пантеон, храм всем богам, возведенный в центре самого Рима. Пантеон — потрясающе красивое круглое здание, накрытое куполом, украшенным изнутри четырехугольными углублениями (кессонами). Без искусного применения бетона, основного строительного материала, при возведении купола ничего бы не получилось. Отдельно стоит отметить, что на разных уровнях постройки строители применяли разный состав заполнителя: в фундаменте и стенах вплоть до первого карниза использованы тяжелый травертин и туф, выше — легкий кирпич и туф, еще выше — только кирпич, и, наконец, верхняя часть купола сложена из еще более легкого материала — вулканической пемзы.
Архитектура Древнего Рима: краткий обзор
Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.
Этрусская арка в Перуджи, Италия
Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.
Этрусская арка в Перуджи представляет собой неповрежденный пример городских ворот.
Архитектура Древнего Рима: периоды
Реальная римская архитектура с оригинальными особенностями, которые перерабатывают этрусские и греческие влияния, определяется начиная со 2-го века до нашей эры.
Архитектура Римской Монархии
Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.
Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.
Монархия закончилась на правлении Луция Тарквиния Гордого, который был изгнан из города в 509 году до нашей эры, и Рим стал республикой.
Архитектура Римской республики
Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны. После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство. Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata) формировалась из нескольких слоев (итал. strato) и ее поверхность была покрыта каменными плитами.
Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.
Архитектура Римской империи
После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.
Сохранились обширные свидетельства, относящиеся к архитектуре, где римляне демонстрируют отличные навыки в технике строительства, скульптуре (портреты, рельефы, которые дополняют архитектуру), живописи (фрески, мозаики).
Архитектура христианской эпохи
Период варварских нашествий знаменует упадок римской архитектуры. Приходит новая эпоха — христианская.
Основные характеристики римской архитектуры
Материалы и технологии
Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.
Производство кирпичей обходилось тоже недешево, и требовалось много рабочей силы для кладки.
Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo).
Бетон заливали в деревянные опалубки, уплотняли трамбовкой и, после его затвердевания, снимали опалубку. Такой метод строительства стен назывался opus caementicium.
Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco. Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.
Архитектура Древнего Рима: строительство стен
Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —
Оpus quadratum
При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum); если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis).
Оpus reticulatum
При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.
Древнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум
Оpus incertum
В opus incertum камни имеют неправильную форму, и их укомплектовка кажется почти случайной.
Оpus latericium
Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.
Opus mixtum
Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.
Каменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум
Архитектура и планировка городов (градостроительство)
Здесь два разных примера –
Планировка большинства древнеримских городов была прямоугольной, основанной по принципу временных лагерей легионеров – castrum.
Планировка городов Древнего Рима
А именно, поселения разбивали и застраивали вдоль двух главных улиц – кардо (ориентирована с севера на юг) и Декуманус (с востока на запад). Место пересечения этих улиц отводили для главной площади города – Форо.
Реконструкция планировки города Римини
В городах сооружались дороги, водопроводы, канализация, мосты. Строились различные здания:
Краткий видеообзор-реконструкция архитектуры Древнего Рима:
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях
Архитектура Рима
В мире есть города, знаменитые особой атмосферой, в них можно просто приехать и наслаждаться отдыхом. Но есть места, похожие на философскую книгу, которую мало прочитать, но еще нужно понять. Рим — именно такой город, где каждый дом или улица имеют свой смысл. Тысячелетняя история оставила здесь огромное количество следов разных эпох и стилей, поэтому, отправляясь в столицу Италии, желательно немного разбираться в архитектурных особенностях различных направлений градоустройства. Мы не будем повторять информацию Википедии, а сделаем краткий обзор достижений культуры строительства, интерьера и ландшафтного дизайна, которая в Риме представлена как ни в каком другом городе мира.
У истоков
Рим возник на основе двух цивилизаций: древнегреческой и этрусской. Последний народ считается самым загадочным на земле, язык и культура которого до сих пор не изучены. Но этруски оставили потомкам большинство технологий в строительстве и планировке городов. От греков Рим взял прочные материалы и элементы художественного оформления. Так родилась уникальная архитектура, которая поражает туристов и дает почву для научных трудов ученых.
Во II веке сформировался особый стиль Рима, где Античность переплетается со Средневековьем, а роскошная отделка совмещается с прогрессивными для своего времени инженерными решениями. Многие строения того времени и сегодня не утратили своей масштабности. Так, знаменитый Колизей может поспорить с любым современным стадионом по размерам и организации входов и выходов.
Особенности архитектуры Древнего Рима
Изучая достижения римских строителей и дизайнеров, мы с удивлением признаем их авторство над многими знакомыми нам технологиями:
Проводя реконструкцию зданий Старого Рима, современные мастера поражаются прочности и продуманности кладки: использование кирпичей различной формы, заливка пустот бетоном, использование блоков из травертина.
Примеры архитектурных шедевров
По различным архитектурным шедеврам в Риме легко проследить смену исторических эпох, каждая из которых имеет свой символ и стиль. Проследим и мы ход времени на типичных примерах культовых памятников.
Республиканское правление (II век до н. э. — 31 год со дня Р. Х.)
Для этого периода характерно появление первых мраморных храмов. Они были очень похожи на греческие, но имели более простую прямоугольную форму с одним лицевым входом. Большинство из них находится в Римском Форуме и сохранились только частично.
Правление Августа
После захвата Республики в строительстве стали преобладать грандиозные сооружения, призванные возвысить статус императора. Большинство из них сохранились и сегодня:
Последний менее известен, а благодаря сходству с Колизеем часто запутывает гуляющих по Риму туристов. Это один из первых театров Римской империи.
При императоре Домициане в Риме появилась первая триумфальная арка, после которой идею такого увековечивания военных побед перенял весь свет. Арка Тита напоминает о победе над иудеями и окончательном присоединении Иерусалима к Римской империи.
Расцвет империи
Каждый император в Риме оставил свой архитектурный след. Гуляя по Вечному городу, вы обязательно проследите этапы расцвета и падения величайшего государства:
Все виды общественных и культурных построек того времени подчиняются языческому представлению о мире и восхвалению могущества римских правителей.
Период Средневековья
В противовес античной роскоши и богатству католическое средневековье привнесло в архитектурный стиль нотки аскетизма и простоты. Замок Сант-Анджело погружает нас в мрачные годы инквизиции и всеобщей подозрительности.
Посещение этого места навевает тревогу, а толстые стены крепости показывают, сколь неспокойное было то время. На экскурсии по замку вы узнаете, как Папская область боролась за независимость, а неприступные стены надежно охраняли главных узников государства: Бенвенуто Челлини, Галилея, Джордано Бруно и Джузеппе Бальзамо (более известного как граф Калиостро).
Чтобы окончательно убедиться в аскетизме средневековой архитектуры, загляните в церковь Санта-Мария-сопра-Минерва, что сразу за Пантеоном.
За неприметным фасадом скрываются готические своды храма, которые слышали самые громкие отречения от своих убеждений за всю историю человечества. Именно здесь Галилео Галилей признал учение Коперника ошибочным, а Джордано Бруно стойко выслушал смертный приговор.
Среди множества скульптур базилики вы найдете статую «Воскресший Христос» руки самого Микеланджело.
Эпоха Ренессанса
После мрачных столетий религиозных войн в Риме воцарился Ренессанс, возрождение классической гармонии линий и рисунков. Главным шедевром этого времени по праву считается Собор Святого Петра, который сегодня расположен на территории Ватикана.
Советуем подняться на смотровую площадку собора, откуда открывается вид еще на многие общественные и исторические здания в стиле Ренессанса.
Барокко
Это вершина эпохи Возрождения, пышный стиль вычурных барельефов и мраморных Купидонов. Он представлен на площади Навона во всей красе. Три знаменитых фонтана (Четырех Рек, Нептуна и Мавра), храм Сант-Аньезе-ин-Агоне, дворец Браски входят во все учебники, описывающие барочный тип архитектуры.
Современная история так же отразилась на внешнем облике Рима. В эпоху Муссолини на западном берегу Тибра был возведен Дворец Правосудия, который соединил масштабы построек Римской империи и изящество отделки Ренессанса.
Монументальные строения начала XX века по замыслу диктатора были призваны возродить былое величие Империи. Но современный стиль выглядит и более органично в здании главного вокзала Термини.
Это типичный модерн, который полностью отвечает своему предназначению и прекрасно вписывается в панораму Вечного города. Современный Рим именно такой — легкий, динамичный и изящный.
Архитектура Древнего Рима
Римская империя — одна из величайших в истории человечества. Сами римляне были народом особенным: они постоянно воевали, любили кровавые зрелища и мылись в термах, слушая чтение стихов. И создали архитектуру, не знающую аналогов в мире.
Как попасть в вечный город? Ответ прост: все дороги ведут в Рим!
В создании архитектурного облика своего государства древние римляне пользовались архитектурными достижениями не только греков, но и этрусков — исчезнувшей цивилизации, предшествовавшей Риму. Именно у них жители Вечного города позаимствовали архитектуру храмов с облицовкой, ремесленную технику, практику строительства городов и дорог, традицию отмечать победу полководцев триумфом. Но римляне все же сумели создать свою, уникальную архитектуру, во многом превзойдя своих предшественников.
Знаменитая фраза «Все дороги ведут в Рим» появилась не случайно. В древние времена Рим был центром великой Империи, и первые дороги соединяли античный мегаполис с другими крупными городами. Путник мог без труда добраться до столицы древнего государства — нужно было лишь выбирать на перекрестках самую широкую дорогу.
Первые римские дороги были проложены в стратегических целях — их строили для того, чтобы армейские соединения — легионы — могли быстро добраться до мест, где велись сражения. Вдоль главных дорог были вкопаны межевые столбы с указанием расстояния до Рима.
Самой старой дорогой считается Виа Аппиа, или Аппиева дорога, построенная в 312 году до н. э., в период правления Аппия Клавдия. По ней можно ходить до сих пор. В чем же кроется секрет такой долговечности?
Аппий Клавдий прославился не только как инициатор постройки знаменитой Аппиевой дороги, ему приписывают и авторство известного высказывания «Каждый сам кузнец своего счастья»
Дело в том, что именно древние римляне придумали использовать булыжники как основание, чередуя затем слои земли и камней. Этот способ сделал дороги способными сопротивляться износу, суровой непогоде и оживленному движению. Покрытие из крупных булыжников специально было сделано чуть выпуклым в центре: благодаря этому дождевая вода и грязь стекали на обочины. Все было продумано!
Только в эпоху Наполеона Европа смогла построить дороги качественно лучше тех, которые создало мастерство римских инженеров.
Римский форум — сердце античного Рима
Древний Рим по праву считался столицей античного мира. Центр города расположился на болотистой равнине между тремя холмами: Капитолием, Палатином и Квириналом. Здесь римляне устроили центральную площадь — Форум. Вся общественная жизнь проходила именно на этой площади: здесь выбирали консулов, принимали законы и чествовали победителей. На Форуме можно рассмотреть все типы римских сооружений: триумфальные арки и колонны, храмы и базилики.
Из-за естественного рельефа Форум не имел правильных очертаний. Но постепенно площадь превратилась в парадный архитектурный ансамбль. На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами, посвященные богам, которых у древних римлян было великое множество. Здесь же устанавливали статуи героев и памятники в честь побед над врагами.
Со временем были возведены императорские форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы. Императоры соревновались в построении форумов, создавая один великолепнее другого.
Во II веке в Риме был открыт последний из имперских форумов — форум Траяна. Каменный шедевр архитектора Аполлодора поражал своими масштабами. Он был просто необъятным и занимал почти такую же площадь, сколько все остальные вместе взятые. Римляне во всем старались быть непревзойденными!
Но форумы были не единственной гордостью амбициозных римлян. Стоит поближе познакомиться и с Колизеем.
Арка Септимия Севера
Триумфальная арка Септимия Севера – трехпролетная арка, расположенная в северной части Римского Форума между Курией и Рострой на древней Священной дороге (Via Sacra). Построена в 205 году н. э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных кампаниях 195–203.
Высота арки составляет 20,9 м, ширина 23,3 м, глубина – 11,2 м. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами. Высота аттика – 5,6 м, в нем расположено 4 комнаты, в которые ведёт лестница. Центральный пролет арки имеет высоту 12 м и ширину 7 м, боковые – высоту 7,8 м и ширину 3 м.
Колизей — арена кровавых представлений
Конечно, римляне не во всем следовали грекам в архитектуре. У них были и свои изобретения в этой области. Специфически римскими сооружениями являются овальные амфитеатры. Самый известный из них — Колизей. Этот проект должен был показать Риму мощь правящей династии Флавиев.
Несмотря на величественность, у Колизея была недобрая слава. Все главные развлечения римлян, кровавые и жестокие: гладиаторские бои, травля зверей, охоты, — устраивались именно здесь.
Внешний облик каменного колосса был величавым и торжественным. Снаружи он был облицован мрамором и украшен статуями. Внутри Колизей похож на современный стадион: вверх поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 арочных входа впускали в амфитеатр толпы зрителей. Все было настолько продумано, что не случалось никакого столпотворения.
Колизей — четырехъярусное сооружение. Хотя римляне по-разному относились к основным греческим ордерам и отдавали предпочтение самому пышному из них — коринфскому, Колизей декорирован всеми типами ордеров.
Настоящим шедевром инженерной мысли была арена Колизея. Она представляла собой деревянный пол, который обычно засыпали песком. Пол мог опускаться и подниматься. Иногда арена заполнялась водой с помощью подведенного к зданию рукава акведука — античного водопровода, и тогда в Колизее устраивались навмахии — настоящие морские сражения с участием настоящих морских кораблей. Римляне знали толк в зрелищах!
После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В конце XIII века он был превращен в каменоломню. В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра. И все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием.
«Навмахия» переводится как «морская битва». Это развлечение римской знати относилось к разряду самых дорогих. Крупнейшей считается навмахия императора Клавдия на озере Фучино — в ней участвовали 50 кораблей и 20 000 гладиаторов!
Термы, или лекарство от скуки
Во всех начинаниях римлян, будь то военный поход или водопровод, чувствовался грандиозный размах. Одним из самых удивительных сооружений стали так называемые Римские термы, или попросту бани. В противоположность сегодняшним, это были обширные архитектурные комплексы. Внутри находились библиотеки и лекционные залы, располагалось здание с центральным пространством, перекрытое куполом. К нему примыкали горячая и холодная бани.
Кроме того, в термах имелся еще целый ряд помещений для развлечений и игр. Не любившие работать, избалованные римляне могли провести там целый день. Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, который поступал по специальным каналам, проведенным под полом и в стенах зданий. Это были сложные, высокотехнологичные сооружения.
Название «термы» появилось не случайно. Их строили возле естественных источников термальной — горячей — воды. Не утруждаясь подогреванием, римляне пользовались этой водой, наполняя ею бассейны.
Самыми известными термами в истории стали Термы Каракаллы, названные так в честь жестокого и подлого императора. Несмотря на его сомнительную репутацию, потомкам он оставил еще одно чудо света. До наших дней дошли только руины терм Каракаллы, но и они поражают своей грандиозностью.
Только в Риме бани могли олицетворять собой роскошь целой империи! Интерьеры терм были удивительны. Бассейны создавались из мрамора, стены и полы сплошь были покрыты мозаикой. Ослепляло обилие драгоценных металлов — золота и серебра. А вот входная плата за посещение была вполне приемлемой. Сюда ходили как богатые люди, так и бедняки. Вот пример настоящей демократии!
Купол Пантеона — шедевр инженерной мысли
Вершиной инженерной мысли Древнего Рима по праву можно считать купол, венчающий одно из его величественнейших сооружений — Пантеон. Хотя купольные постройки существовали уже в эгейской и этрусской архитектуре, купол таких огромных размеров смогли создать только римляне.
Сам Пантеон был построен в 117–138 годах и посвящен всем главным римским богам. Большой ценитель греческого искусства, император Адриан пригласил возглавить работы по его постройке прославленного архитектора Аполлодора из Дамаска.
В годы правления Адриана архитектор Аполлодор попал в немилость — возможно, за критику архитектурных талантов императора. Аполлодор в итоге был казнен по надуманному обвинению
Снаружи сооружение выглядит довольно мрачно и сурово. Глубокий портик с тремя рядами колонн совершенно скрывает главное здание ротонды, перекрытое огромным куполом. Свет в храм попадает из круглого окна диаметром 9 метров, расположенного в его вершине.
Купол был построен из бетона, в который вместо камней были добавлены кирпичи в нижней части и пемза — в верхней. Таким образом, такой современный материал, как пенобетон, имел далекого предшественника. Вес купола настолько огромен, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров.
Купол Пантеона стал настоящим шедевром инженерной мысли. Он не давал покоя всем последующим архитекторам: они пытались разгадать секрет римского исполина. Взяв купол римского Пантеона за образец, Филиппо Брунеллески, гений эпохи Ренессанса, построил купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, до сих пор приводящий в изумление всех, кто его созерцает.
Акведуки и триумфальные арки. Содружество красоты и пользы
Кроме купола, одним из важнейших достижений инженерной мысли Древнего Рима считается строительство акведуков. Эти сооружения выполняли важнейшую функцию — по ним в города поступала вода. Справедливости ради стоит отметить, что подобные сооружения уже строили на Древнем Востоке. Но по масштабу построек с римлянами не мог сравниться никто!
Акведук — это не весь водопровод, который часто скрывался под землей, а только его наземная часть, пересекающая реки и овраги. В последнем случае акведук перекрывался сверху, чтобы вода не приносила в город грязь и мусор. Там, где акведук возвышался над землей, строились арочные пролеты. Именно благодаря аркам эти громадные сооружения выглядят очень изящно. Акведуки имели множество ярусов, что не только выглядело красиво, но и обеспечивало устойчивость всей конструкции.
К началу ХХ века сохранились три действующих акведука: Аквиа Марена, Аквиа Вирго, Аквиа Трояна. Воистину, римляне строили на века!
Кроме акведуков, был еще один тип сооружений, не знающий аналогов в архитектуре древнего мира: триумфальные арки. Римляне возводили их для прославления и увековечивания в камне великих побед своих императоров. Через главный пролет такой арки, под рев ликующей толпы, победитель въезжал в город на колеснице с трофеями и захваченными пленниками. Яркие примеры сооружений этого типа — стройная и торжественная арка Тита, арка Септимия Севера.
Знаменитая триумфальная арка императора Константина, построенная в честь его победы над Максенцием, — одна из самых больших за всю историю Рима. Она и стала символом заката Великой империи. Началась новая страница в истории Европы и европейской архитектуры.