Что нового внесли города в жизнь средневекового общества
Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 13
ГЛАВА V. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ
Что нового внес город в хозяйство, культуру и политическую жизнь Средневековья?
Города принесли большие изменения в жизнь Средневековья. Они стали не только центрами развития ремесел, но и центрами борьбы с властью феодалов, символами свободы. Города способствовали развитию внутренней и внешней торговли, формированию рыночных связей. Он оказывал огромное воздействие и на экономику сельской округи: благодаря наличию городов в товарный обмен с ними втягивались феодальные вотчины и отдельные крестьянские хозяйства. Во многом это обусловило переход от системы натурального хозяйствования к товарно-денежным отношениям.
В политическом отношении город вырвался из-под власти сеньоров, в нем начала формироваться собственная политическая культура и традиции выборности и конкуренции. Позиция европейских городов сыграла важную роль в процессе государственной централизации и укрепления королевской власти. Рост городов привел к складыванию совершенно нового сословия феодального общества – бюргерства. Также в городской среде сложились новая система этических ценностей, психологии и культуры.
ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ. ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО.
Вопросы в тексте параграфа
Какие цивилизации Древнего мира отличались большим количеством городов? Где возникали эти города, чем в них занимались жители?
В первую очередь стоит отметить древнегреческую цивилизацию и унаследовавшую ее достояние древнеримскую цивилизацию. Древние греки, а потом и римляне охватили своим влиянием все побережье Средиземного моря. Вблизи моря возникали многочисленные города и торговые поселения. В них жители занимались сельским хозяйством, ремесленничеством, рыболовством, торговлей. Часто колонисты становились независимыми от метрополии.
Что такое натуральное хозяйство?
Натуральное хозяйство – это экономическая система, в которой все основные продукты и вещи изготавливаются не для продажи, а для собственного потребления.
Какое влияние оказали эти технические приспособления на жизнь людей?
Появление плавильной печи позволило существенно сократить трудоемкость и улучшить качество обработки металла. Атмосферный наддув позволял углю прогорать быстрее и с гораздо более высокой температурой. Изделия кузнецов стали качественнее и более технологичными.
Появление ткацкого станка позволило повысить технологичность изготовления тканей. Естественно, это позволило увеличить производительность и объемы выпуска тканей. Больше ткани, больше одежды, больше качества жизни.
Все эти технические приспособления также повлияли на появление излишков, которые можно было продать. Это в свою очередь стало одной из причин развития торговли и перехода от системы натурального хозяйства к товарно-денежному обороту.
Расскажите о работе ремесленников: мастерские каких специальностей изображены на рисунках? Какими орудиями труда пользуются ремесленники? Изображены ли на рисунках подмастерья и ученики?
На левом рисунке изображена скорее всего ювелирная мастерская. Мы видим, как мастер общается с клиентами. Женщина держит в руках что-то наподобие браслета или ожерелья, которое, вероятно, требует ремонта. На столе стоят сосуды с различными драгоценными материалами и жидкостями, а также маленькие весы для взвешивания. Подмастерье с помощью наковальни и маленького молотка делает какую-то заготовку.
На среднем рисунке показана мастерская бронника. Мастер и подмастерье изготавливают элементы латной брони. Они пользуются наковальнями и молотками, зубилами, ножами, пробойниками для металла. На заднем плане показана печь с наддувом воздуха для плавки и закалки металла.
На правом рисунке изображена обувная мастерская. Сам мастер и его ученик изготавливают обувь, а жена мастера общается с клиентом. Обувные мастера пользуются иголкой с ниткой, а также специальной деревянной формой для изготовления обуви.
Обобщение информации параграфа
1. Как были связаны между собой успехи в сельском хозяйстве и ремесле?
Они имеют прямую зависимость. Нам известно, что в раннее Средневековье технологии сельского хозяйства и сельскохозяйственные орудия труда были примитивными. Поэтому производительность и качество труда были низкими. Невысоким был и урожай. С развитием технологий металлообработки стали появляться более прочные и совершенные орудия труда, изготовленные с использованием металла. Это отразилось на качестве обработки земли, а следовательно, и урожайности. Крестьяне не обладали знаниями металлообработки и не могли изготавливать более совершенные орудия труда. Этим занимались ремесленники, люди, посвятившие свою жизнь развитию определенных навыков и умений. Таким образом, успехи в сельском хозяйстве получили зависимость от развития ремесла. В свою очередь, ремесленники не могли самостоятельно обеспечивать себя сельскохозяйственной продукцией, поскольку развивали свои умения в направлении ремесленничества. Они обменивали свои изделия и умения на сельскохозяйственную продукцию. Теперь мы видим обоюдную зависимость успехов в сельском хозяйстве и ремесле.
2. Расскажите о возникновении средневековых городов по плану: а) почему ремесленники и торговцы уходили из поместий; б) где они поселялись; в) почему они выбирали именно эти места; г) как выглядели построенные ими города.
В эпоху раннего Средневековья античные города пришли в упадок, они уже не играли роли прежних торгово-промышленных центров и сохранились преимущественно на территориях Южной Европы. На севере Европы городов не было вообще. Население концентрировалось в сельской местности, а их экономика носила аграрный, более того, натуральный характер. Торговые межтерриториальные связи ограничивались лишь естественной специализацией регионов: шел обмен металлами, полезными ископаемыми, солью, винами и т.д.
Однако в XI веке стали появляться новые города и оживать старые. Причиной этому стало развитие сельского хозяйства. В этот период в феодальных вотчинах начинают развиваться технологии производства более совершенных орудий труда, появляются технологии двуполья и трехполья, увеличивается производительность сельского хозяйства и животноводства. Естественно, у крестьян и феодалов появляются излишки сельскохозяйственной продукции, которая может быть обменяна на ремесленные изделия, и создаются предпосылки отделения ремесла от сельского хозяйства. Ремесленники совершенствуют свои навыки кузнецов, гончаров, плотников, ткачей и т.д., в результате чего они все меньше занимаются сельским хозяйством и работают на заказ, поначалу обменивая свою продукцию, а затем пытаясь реализовать ее в более широких масштабах. Такие возможности продажи продукции предоставлялись на ярмарках, сложившихся в результате межрегиональной торговли, а также на рынках в местах скопления людей – у стен укрепленных бургов, королевских и епископских резиденций, монастырей, переправ и мостов. Именно туда начинают переселяться ремесленники. Уходу из феодальных вотчин ремесленников также способствовал рост феодальной эксплуатации.
Так стали появляться первые города, как торгово-ремесленные центры. Светские и духовные сеньоры были заинтересованы в возникновении на их землях городских поселений, поскольку они давали феодалам значительную прибыль. Они поощряли бегство зависимых крестьян в города, гарантируя им свободу. Позднее сами власти города и ремесленных цехов стали давать такую гарантию беглым. Городское население стало состоять из ремесленников, торговцев и людей, занятых в сфере обслуживания.
Непременными элементами, благодаря которым населенный пункт мог считаться городом, был укрепленные стены, цитадель, кафедральный собор, рыночная площадь. В XIII веке появились здания органов самоуправления – ратуши, символы городской свободы. Планировка городов была хаотичной без какой-либо единой концепции. Города разрастались кругами от центра – крепости или рыночной площади. Улицы были узкими, дома в 2-3 этажа стояли кучно и зачастую имели собственные сады и огороды. Во дворах содержался скот, который собирал в общее стадо и пас городской пастух. За пределами города располагались луга и поля, горожане имели земельные наделы.
3. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров?
Сначала города были составной частью феодальной экономики. Возникая на земле феодала, город зависел от сеньора и был обязан делать платежи в казну феодала, поставки продуктов и ремесленных изделий в качестве оброка, а также выполнять барщину, подобно крестьянской общине. Естественно, города стремились освободиться от этой зависимости, добиться свободы и торгово-экономических привилегий. Многие горожане начали борьбу против сеньоров, иногда она принимала острую форму вооруженных столкновений. Союзницей городов зачастую становилась королевская власть, стремившаяся ослабить позиции крупных феодалов: короли давали городам хартии, свидетельствующие об их вольности, налоговые иммунитеты, право чеканки монеты, торговые привилегии и т.д. Результатом этого движения стало почти повсеместное освобождение городов от власти феодалов.
4. Почему в Средние века возникла поговорка: «Городской воздух делает свободным»?
Это даже не поговорка, а принцип, по которому жили города. Если ремесленник убежал от своего феодала и прожил год и один день в городе, он получал свободу. Это право сначала гарантировали феодалы, на чьих землях находился город, а затем городские власти самоуправления и профессиональные цехи.
5. Зачем ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы?
В большинстве западноевропейских городов ремесленники и торговцы были объединены в профессиональные корпорации – цехи и гильдии. Их появление было продиктовано экономическими причинами и недостаточной емкостью рынка. Поэтому требовалось ограничить количество производимой продукции, чтобы избежать перепроизводства, снижения цен и разорения мастеров. Цех также противостоял конкуренции со стороны сельских ремесленников и иностранцев. В своем стремлении обеспечить всем мастерам равные условия существования, он выступал аналогом крестьянской общины. Цеховые уставы регулировали все стадии производства и реализации продукции, регламентировали время работы, количество учеников, подмастерьев, станков, состав сырья и количество готовых изделий. Цехи и гильдии были своего рода элементом саморегуляции экономической системы.
6. Дайте краткую характеристику ученику, подмастерью, мастеру и старшине ремесленного цеха. Мог ли один человек в течение своей жизни побывать во всех этих ролях?
Овладение мастерством ремесленника требовало долгого ученичества. Обычно в учениках ходили 7-10 лет, работая и живя у мастера, не получая платы и выполняя домашнюю работу. Закончив курс обучения, ученик становился подмастерьем. Теперь он помогал мастеру и получал за это заработную плату. Чтобы стать мастером, подмастерью нужно было накопить денег на материалы и изготовить «шедевр» — искусное изделие, представляющееся на суд мастеров цеха. Если он выдерживал экзамен, то мог стать полноправным членом цеха. В дальнейшем, за свои услуги мастер мог быть выбран старшиной цеха. Однако в XIV-XV веках происходит очередной виток имущественного и социального расслоения внутри цеха, которое вылилось в «замыкание цехов». Стремясь оградить себя от конкуренции, мастера ограничивают доступ подмастерьев в цех, превращая их в «вечных подмастерьев», по сути дела в наемных работников. Мастерские начинают становиться исключительно семейными предприятиями, и простой подмастерье не мог и мечтать стать мастером, если не входил в члены семьи.
7. Составьте логическую цепочку: расположите последовательно причины и последствия открытий и изменений в хозяйстве и обществе, которые в итоге привели к росту городов в Европе в XI-XII веках.
1. Подготовьте развернутый ответ на следующие вопросы, постаравшись назвать несколько причин: почему, отделившись друг от друга, ремесло и сельское хозяйство стали развиваться быстрее, чем раньше? Почему деревенские мастера вынуждены были уходить из родных селений и искать новые места для работы и жизни?
Если человек должен заниматься земледелием и параллельно с этим, например, ковать подковы или делать мечи, то ни в том, ни в другом он не преуспеет, поскольку не сможет уделить должное время совершенствованию своего мастерства. Поэтому мастер кузнец должен ковать, а не сеять и пахать. Только тогда он будет развиваться как профессионал, его изделия будут более качественными и совершенными. Именно так и получилось в истории Средневековья. Когда ремесленничество отделилось от сельского хозяйства, стали появляться более качественные орудия труда и другие ремесленные товары. Это в свою очередь отразилось и на развитии сельского хозяйства, и на деревенский быт.
Деревенские мастера уходили из родных селений из-за растущего феодального гнета, но вовсе не обязательно были вынуждены делать это. Многие из них продолжали работать на селе, составляя конкуренцию городским ремесленникам. Однако в этом случае их возможности были более ограничены, чем у любого цехового городского мастера.
2. Какую роль в развитии города играли королевская власть, монастыри и епископа, знатные феодалы?
Поскольку города появлялись на землях феодалов, именно от их воли зависело, быть или не быть городу. Поначалу светские и духовные сеньоры были заинтересованы в возникновении на их землях городских поселений, поскольку они давали феодалам значительную прибыль. Сеньоры поощряли бегство зависимых крестьян в города, гарантируя им свободу. Позднее города стали тяготиться властью сеньоров и стремились от нее избавиться. Союзницей городов в этой борьбе зачастую становилась королевская власть, стремившаяся ослабить позиции крупных феодалов: короли давали городам хартии, свидетельствующие об их вольности, налоговые иммунитеты, право чеканки монеты, торговые привилегии и т.д. Результатом этого движения стало почти повсеместное освобождение городов от власти феодалов.
3. Почему средневековым городам удалось освободиться от власти сеньоров на несколько столетий раньше, чем крестьянам?
Города с их цеховыми общинами и торговыми гильдиями стали представлять собой большую силу. Королевская власть в борьбе со своеволием феодалов искала себе союзников и находила их в лице богатых, влиятельных и организованных цеховых сообществ. Короли даровали городам определенные свободы и льготы в обмен на поддержку. Крестьяне же не имели такого шанса как горожане – вздохнуть воздуха свободы, подняться на следующую ступень развития, стать богатыми и влиятельными. Феодалы, если они стремились удержать свою власть, сделали большую ошибку, позволив людям жить в городах.
4. Уточните с помощью словаря, как изменилось значение слова «шедевр» в наши дни по сравнению с его средневековым смыслом. Предположите, почему это произошло.
В средневековье шедевром называли лучший образец изделия, изготовленного подмастерьем на собственные средства. Подмастерье передавал шедевр на суд мастеров цеха, и если он проходил экзамен, то мог открыть собственную мастерскую и стать мастером.
Сегодня шедевром называют уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства или чего-то другого. Шедеврами чаще всего называют произведения искусства и архитектуры.
По большому счету сильного изменения смысла слова «шедевр» не произошло, лишь немного сменились акценты. Сегодня любой специалист может рассчитывать на то, что его произведение назовут шедевром, если оно окажется очень качественным, оригинальным и красивым.
5. Оба утверждения: «Цехи способствовали развитию ремесла» и «Цехи задерживали рост промышленного производства в городах» — правильны. Но ведь одно противоречит другому! Как разрешить это противоречие?
Противоречия в данном случае нет. Цехи действительно способствовали развитию ремесла, поскольку поддерживали соблюдение технологий и качество, ограничивая объемы производства. Мастерам не нужно было гнаться за увеличением производительности, ведь торговые связи были еще не настолько развиты и спрос мог быть ниже, чем предложение. В этих условиях мастера оттачивали свое мастерство и вырабатывали профессиональные традиции. При этом, как мы уже сказали, цехи ограничивали рост объемов производства, стремясь не допустить перепроизводства и падения цен.
6. Соберите информацию о технологии изготовления определенного ремесленного изделия в Средние века. Расскажите о последовательности действий мастера и его помощников, в результате которого создавался «шедевр».
Для примера возьмем технологию изготовления мечей. Для начала требовалось получить железо из руды. Первоначально руду добывали из болот, но уже в начале средних веков железную руду стали добывать из закрытых месторождений. Полученную руду выплавляли в железо на огне вперемешку с древесным углем, для поддержания горения применяли воздушный наддув. После того как уголь прогорал, из печи доставали слитки металла, называемые крицами. Это был сплав шлака, стали и чугуна. Крицу разбивали на более мелкие части, отделяли сталь от всего остального и проковывали ее, удаляя пустоты и частицы шлака. После этого заготовки продавали мастерам оружейникам.
Сам клинок создавался в несколько этапов:
Разная твердость металла достигалась за счет различной степени насыщения его углеродом. Чем больше в железе углерода, тем тверже металл, но в то же время при значительном количестве углерода материал становился излишне хрупким.
Для того, чтобы клинок получился качественным, для его изготовления применялись полосы металла с различной жесткостью (степенью насыщения углеродом). Сердцевина клинка должна была быть мягкой, на эту сердцевину наваривали полоски более жесткого металла, а для кромки лезвия применяли очень твердый сплав. Кузнечная сварка пакетов металла различной твердости применялась для того, чтобы клинок меча обладал достаточной упругостью (мягкая сердцевина), прочностью (средние по твердости боковые пакеты) и твердостью (область лезвия). Термохимическая обработка обычно заключалась в поверхностной цементации, раскалённая заготовка опускалась в сосуд с мелко истолченным углём и прогревалась в нем. В это время происходило насыщение поверхностных слоёв стали углеродом, от чего возрастала твёрдость поверхности клинка. После многократной проковки и заточки процесс насыщения поверхностного слоя меча углеродом повторялся.
Урок истории в 6-м классе по теме: «Средневековый город»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о средневековом городе.
Задачи:
Оборудование: учебник, текст документа «Из статута парижских ткачей шерсти», карта «Европа в XVI – первой половине XVII века»
Литература:
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вводная беседа.
Учитель: Какую тему изучали на прошлом уроке?
Ученик: Средневековая деревня.
Учитель: Что нового узнали вы на прошлом уроке?
Ученик: Главное занятие в средние века – земледелие. Крестьяне были зависимы от феодала, несли повинности: барщину и оброк, объединялись в общину. Крестьяне были в большинстве неграмотны.
Учитель: Но кроме хлеба насущного человек нуждается в одежде, обуви, бытовых вещах, посуде, орудиях труда. Где и кто занимался изготовлением этих предметов?
Учитель: Где жили эти люди? Сейчас одни люди живут в городе, другие в деревне. Всегда ли были города? Вам интересно узнать о средневековом городе?
Ученик: Да.
Учитель: тема нашего урока: «Средневековый город».
III. Изучение нового материала
Учитель: В ходе урока мы должны ответить на вопрос:
Что нового внесли города в жизнь средневекового общества?
Учитель: Для этого в ходе урока мы будем работать с учебником, документом, иллюстрациями, совершим экскурсию в средневековый город.
(Работа с текстом учебника, параграф 12, п. 1, 2-4 абзацы )
Учитель : В чем причина роста городов?
Ученик:
Учитель: Где же возникали города? (работа с учебником С. 116)
Ученик: В безопасных и удобных местах.
По всей Европе возникали города, ранее всего в Италии, Южной Франции, Англии.
Учитель: В поэме о Гильоме Оранжском говорится, что король дарит вассалу за верную службу улицу города, расположенного на королевских землях: «и рек король: «Я улицу тебе в Париже дам – одна из трех красивейших она. Ты на нее получишь все права.»
Учитель: Почему король мог сделать такой подарок феодалу?
Ученик: потому что, земля, на которой находился город, принадлежала королю.
Учитель: Какие выгоды мог получить феодал от владения улицей?
Ученик: Города приносили сеньору больше доходов, чем оброки крестьян.
Учитель: О какой проблеме говорит данный пример?
Ученик: Где бы город ни возникал: у моста, у стен монастыря – он возникал на земле феодала. Город приносил феодалу больше доходов, чем оброки крестьян. Поэтому феодалы защищали город от врагов, даровали привилегии.
Учитель: Со временем, окрепнув, города желали освобождения от власти сеньора. В ходе борьбы городам часто удавалось свергнуть власть сеньоров и обрести самоуправление.
Учитель: Городское общество было неоднородным.
Прочитайте п. 3, с. 117 и распределите население города по группам, чем они различались?
(работа с учебником)
Ученик: среди жителей города выделялась знать, которая управляла городом, ремесленники, купцы и торговцы. Интересы их были различны
Учитель: А сейчас хочу предложить вам совершить экскурсию в средневековый город. Располагайтесь поудобнее. В ходе экскурсии попытайтесь найти ответ на вопрос:
«Были ли отличия средневекового города от деревни, если да, то какие? Было ли что-то общее?»
Подготовленный ученик-экскурсовод рассказывает, используя слайд, о средневековом городе.
Экскурсовод:
«Сегодня мы побываем не в самом большом городе, а в городе с населением 10 тысяч человек. В первую очередь, обратите внимание, город окружен мощной стеной, из-за которой видны островерхие крыши, шпили церквей и соборов. Каменные стены защищают город и символизируют его могущество и свободу. Стена делалась впритык к домам, так как строительство стены – дорогостоящее дело.
Мы удаляемся от центра города, поэтому будьте осторожны. Вот видите, течет мутный ручей, это отходы, которые жители выливают на улицы города, ведь у них нет в домах канализации и мусоропровода. Если мы пройдем дальше, мы можем увидеть свиней, разгуливающих по улицам, ослов, кур. И вообще рискуем заблудиться, потому что нет названий улиц, номеров домов, а только различные изображения над входом, которые показывают принадлежность к профессии. Таким образом, мы познакомились с тем, что представлял из себя, средневековый город. Пора возвращаться назад. Спасибо за внимание.»
Учитель: А теперь ответим на вопрос: «Были ли отличия средневекового города от деревни, если да, то какие? Было ли что- то общее? »
Ученик: Был больше размерами, население было больше, дома в несколько этажей, горожане ценили время, часы на ратуше, занятия жителей другие.
Ученик: Общее было то, что разводили в городе животных, было грязно, не было канализации.
Мы в строю шагаем браво,
Мы науки познаем
И налево и направо ( поворот)
И, конечно же, кругом
Это правая рука,
Это левая рука,
Это правая нога,
Это левая нога,
Ах, наука нелегка!
Учитель: Молодцы, спасибо! Продолжим работу. А теперь заглянем в ремесленную мастерскую и ответим на вопросы.
Учитель: Кто работал в мастерской?
Ученик: Хозяин мастерской, помощники-дети.
Учитель: Трудился ли хозяин мастерской?
Ученик: Да, потому что он в грязной одежде, фартуке, с орудиями труда.
Учитель: Какие признаки ремесленного производства мы видим?
Ученик: Изготавливается все вручную, всю работу от начала до конца выполняет или мастер, или подмастерье, производство небольшое.
Учитель: Для защиты от конкуренции, создания равных условий в производстве ремесленники создавали свои организации – цехи и их уставы.
(Работа с документом «Из статутов парижских ткачей шерсти» (XIII в.))
Учитель: Ответить на вопрос к документу. Какие стороны жизни регламентировали цеховые уставы?
Ученик: Сколько должно быть учеников, плата за обучение, во сколько начинать и заканчивать рабочий день, качество ткани.
Учитель: Для чего производили свои изделия городские ремесленники?
Ученик: На продажу.
Учитель: Как они приобретали продукты питания и сырья? Почему крестьяне не могли приобретать изделия ремесленников. Где они их покупали?
Ученик: Покупали на рынке у торговцев, купцов.
Ученик: Крестьяне не могли купить изделия ремесленника, потому что у них часто не было денег.
Учитель: Большую роль играли купцы.
Вы рыщете по волнам всех морей,
Вы посещаете края чужбины.
И вам, отцы вестей и новостей,
Краев земных всех ведомы судьбины.
Купцы, как и ремесленники объединялись в союзы – гильдии.
Рассмотрите карту на стр. 120 и выделите крупнейшие ярмарки и торговые пути, покажите их на карте у доски. (Работа с картой)
IV. Контроль усвоения знаний
Учитель: Что же нового внесли города в жизнь средневекового общества?
Учитель: Что нового узнали на уроке, чему научились?
Ученик: Самоуправление в городе, производство на продажу, среди горожан больше грамотных людей, ценили больше время.
V. Рефлексия.
Что понравилось? Что не понравилось?
VI. Подведение итогов, выставление оценок.
VII. Д/З.
п. 12, выписать в словарь новые термины, подготовиться к словарному диктанту.
З. 3, с.126 ( письменно) для тех кому интересно, задание повышенной трудности.
Презентация – Приложение 1; Раздаточный материал – Приложение 2.