Что нового внесла первая мировая война в ведение военных действий история 10

Эпоха Первой мировой войны: что она принесла человечеству?

«По всей Европе гаснут фонари,
наше поколение не увидит,
как они загорятся вновь»

Эдвард Грей, министр иностранных
дел Великобритании (1905-1916 гг.)

Что нового внесла первая мировая война в ведение военных действий история 10Первая мировая война по своим последствиям имела колоссальное влияние на развитие Европы и всего мира. События 1914-1918 г.г. не только оставили неизгладимый след в сердцах и умах современников, но и перевернули представление человека о войне и мире, о жизни и смерти, о враге и союзнике. Крах четырех империй (Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской), образование девяти новых государств в Европе, огромное количество убитых и раненых солдат, офицеров, мирных жителей и еще большее число искалеченных и контуженных под непрерывными артобстрелами – вот неполный список того, что оставила будущим поколениям самоубийственная бойня начала ХХ века.

Наиболее болезненное влияние война оказала на людей, непосредственно участвовавших в сражениях. За долгое время сидения в окопах под непрекращающимися вражескими обстрелами, за те минуты, проведенные в смертельных атаках и контратаках, Европа лишилась целого поколения своих молодых людей, получившему в литературе название «потерянного». Такой диагноз в то время можно было поставить всей Европе. Люди, вернувшиеся с войны так и не смогли приспособиться к новой мирной жизни. Тому виной не только страх перед тем, что им удалось увидеть и пережить на фронте, но и социально-экономические и политические потрясения, прошедшие в европейских странах к концу 1918-началу 1919 гг. Немецкие солдаты, к примеру, уходили на войну, будучи подданными Германской империи, а возвращались в страну, охваченную революционными настроениями, погрязшую в массовой безработице и инфляции.

Огонь убивает людей. Война уничтожает целые империи

В ходе Первой мировой войны мир стал свидетелем кровопролитных и жестоких сражений, которых он еще не видел. Верденская «мясорубка», Брусиловский прорыв, битва на р. Сомма, в которых гибели сотни тысяч солдат и офицеров, показали всем саму сущность самоубийственной войны.

Крах четырех империй, образование новых государств, международная изоляция России, унижение Германии, на которую возложили всю ответственность за развязывание войны, стали основами нового мирового уклада, образовавшегося на основе подписанного в Версале 28 июня 1919 года. Новая система международных отношений имела следующие характеристики:

«Похабный мир»: как забыли Великую войну

Великая Октябрьская революция и приход к власти большевиков кардинально изменили внешнюю политику России, подчинив ее коммунистической идеологии. Придав Первой мировой войне статус империалистической, они все силы бросили на поиск скорейшего выхода из боевых действий.

Принимая во внимание усталость армии и общества от войны, случаи дезертирства и братания на фронте, а также, попросту нежелание солдат идти в атаку, привело большевистское правительство к решению заключить с Германией сепаратный мирный договор и вывести страну из войны.

Благодаря советской власти была вычеркнута сама память о Первой мировой, о ее солдатах, бесстрашно сражавшихся за свою родину, уничтожены все воинские захоронения российских солдат и офицеров. Великая война на долгое время осталась «забытой», но самое страшное, что была уничтожена память об участниках этой войны и об их подвигах. Такое решение «забыть» было одним из самых позорных страниц нашей истории.

Трудные годы Европы

После окончания Первой мировой войны и подписания Версальского мирного договора многие политики и журналисты считали, что теперь мир на планете установлен на вечные времена. Это было заблуждением. Версальско-Вашингтонская система международных отношений, изначально несправедливой, оказалась неспособной избавить человечество от ужасов войны. После самоубийственной бойни, длившейся 4 года, страдания Европы не закончились.

Раздавленная и униженная Германия, потерявшая по решению США, Великобритании и Франции свое место в ранге великих держав и оказавшаяся единственной страной, которая несла на себе моральную ответственность за развязывание войны, еще даст о себе знать. Национальные чувства немцев были настолько задеты, что рано или поздно нашлись бы силы, которые задели бы болевые точки германского общества и придали бы стране такую политику, направленную на ревизию «пут Версаля».

Изолированная Россия, теперь уже выступающая под названием СССР, долгое время считавшаяся чужаком в Европе, над которой висел «призрак» коммунизма, потеряла по Брестскому договору огромную территорию и так же считала свое место в новом мировом порядке несправедливым. Более того, западные политики видели в советской власти опасность в виде «красного потопа», который мог залить Старый Свет. Как потом станет ясно, в Лондоне и в Париже сделают чудовищную ошибку, решив, что фашизм и нацизм менее опасен для Европы, чем коммунизм.

Проблемы коснулись и социально-политической атмосферы в Германии. Рост нестабильности, безработицы, преступности в стране, охваченной революцией, усугублял формирования общественного неравенства в этой стране. Таким образом, создавалась питательная среда для формирования радикально настроенных партий, которые, играя на чувствах немцев, рвались к власти.

Кульминация наступила в 1929 году с началом экономического кризиса и наступившей Великой депрессией. Это привело к массовой безработицы, росту инфляции и спаду темпов экономического роста. На волне этих событий к власти в Германии пришли силы во главе с А. Гитлером, открыто призывающих к пересмотру статей Версальского договора и стремящихся проводить политику, основанную на пресловутой теории расового превосходства. Умело играя на национальных чувствах немецкого народа и запугивая Францию и Великобританию «красной угрозой», от которой Европу способна защитить только Германия, Гитлеру удалось в короткие сроки, в одностороннем порядке, сбросить «путы Версаля», воссоздать армию и авиацию и начать осуществлять территориальные захваты. Все это ввергнет Старый Свет и весь мир в новую, еще более разрушительную и жестокую, Вторую мировую войну.

Потерянное поколение

Что стало с людьми, которые испытали на себе все тяготы и муки Первой мировой войны? Как четырехлетнее сидение в окопах и хождение в атаки изменили их представление о жизни и смерти? С чем столкнулись на фронте солдаты? Как война повлияла на их психику и какое влияние она оказала на формирование их послевоенного мировоззрения?

После Первой мировой войны большей части Европы и всему миру был поставлен диагноз «потерянного поколения», или, как говорили в Великобритании, поколения «озлобленных молодых людей». Считается, что сам термин уже в послевоенное время ввела американская писательница Гертруда Стайн. Но наиболее полно он развит и представлен в работах Э.М. Ремарка и Э. Хемингуэя.

В романах, посвященных Первой мировой войне, уделяется особое внимание тому, как сами простые солдаты размышляют о причинах военных конфликтов. Более того, поиск ответа на этот вопрос сопровождается непониманием, того, как один народ, испытывающий неимоверные страдания от боли и страха, от потери друзей и родственников, толкает на тот же путь другой народ. Это четко отслеживается еже в другом романе Ремарка, «Возвращение», где можно встретить следующее: «Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой».

В то же время, читая литературу писателей потерянного поколения, сталкиваешься со страницами, на которых описаны все тяготы и мучения, испытанные солдатами. Страх за свою жизнь порой превосходит страх за гибель своего Отечества. Порой никто даже не понимал, за что идет война. За какие-то проливы или территории на Ближнем Востоке. В бою солдаты, прежде всего, думали, о том, как не погибнуть самим и помочь избежать этой участи своим товарищам. Речь на войне уже шла не о славных завоеваниях, а о собственном выживании.

В российском обществе также была ярко выраженная усталость от войны. Особенно четко это отслеживалось в военной среде. Российские солдаты, прямо говоря, устали от сидения в окопах и бесконечных атак, в которых они рисковали жизнью. Много искалеченных, убитых и раненных – вот что оставила война обществу, которому, также как и на Западе, пришлось пережить синдром потерянного поколения. В солдатских песнях отражается отчаяние и обида на свою судьбу. Например, строчки из песни «Галицийские поля»:

Не стоит забывать о роли женщин в годы Первой мировой войны. Безусловно, что основные тяготы приняли на себя мужчины в военной форме. Это они попадали под газовые атаки, их разрывало на куски под артиллерийскими обстрелами, они ходи в атаки на р. Сомма и под Верденом. Но женщины, также, заплатили высокую цену в этой войне. Многие потеряли мужей, братьев, отцов, сыновей на полях сражений. Большое количество женщин работали в госпиталях, где порой под шквальным огнем приходилось делать сложные операции раненным солдатам. Но самое главное, это тот вклад, которые внесли женщины, работая в тылу. В первую очередь, на заводах химической промышленности, ставя под угрозу свою жизнь и здоровье, порой забывая про сон и отдых. Многие из женщин навсегда получили ожоги рук и лица, изготовляя химические веществами, а большинство навсегда потеряло возможность иметь детей.

Сергей Игнатьев,
магистрант факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Источник

Первая мировая война

Что нового внесла первая мировая война в ведение военных действий история 10

Первая мировая война

Первая мировая война — один из двух мощнейших и самых страшных вооруженных конфликтов в человеческой истории. В нее были вовлечены несколько стран, каждая из которых серьезно пострадала. Первая мировая война продлилась с 28 июля 1914 по 11 ноября 1918. Факты говорят о том, что за один только первый год войны в военных действиях приняли участие 70 миллионов человек, из них 60 миллионов в Европе, погибло от 9 до 10 миллионов человек. Среди гражданского населения также миллионы жертв. По разным данным от 7 до 12 миллионов мирных граждан погибли в Первой мировой войне, а 55 миллионов человек пострадали.

Причины Первой мировой войны

На самом деле, напряжение между великими державами — Германией, Австро-Венгрией, Италией, Францией, Великобританией, Россией нарастало уже давно. Германия хотела мировой экспансии, но колониальный раздел к тому времени уже завершился. Победив Англию и Францию, Германия упрочивала свои позиции на мировой арене. Тем временем, в 1891 году Россия и Франция заключили военный союз под именем «Сердечное согласие», а Австро-Венгрия боролась за удержание Боснии и Герцеговины и противодействовала России в попытках защитить «своих» на Балканах.

К 1914 году оформились два блока противоборствующих сторон, чьи конфликты легли в основу Первой мировой войны:

Страны-участницы Первой мировой войны

ДатаКто объявил войнуКому была объявлена война
28 июля 1914Австро-ВенгрияСербия
1 августа 1914ГерманияРоссия
3 августа 1914ГерманияФранция
3 августа 1914ГерманияБельгия
4 августа 1914Британская империяГермания
5 августа 1914ЧерногорияАвстро-Венгрия
6 августа 1914Австро-ВенгрияРоссия
6 августа 1914СербияГермания
6 августа 1914ЧерногорияГермания
12 августа 1914Британская империя и ФранцияАвстро-Венгрия
15 августа 1914ЯпонияГермания
2 ноября 1914РоссияТурция
5 ноября 1914Британская империя и ФранцияТурция
23 мая 1915ИталияАвстро-Венгрия
14 октября 1915БолгарияСербия
9 марта 1916ГерманияПортугалия
27 августа 1916РумынияАвстро-Венгрия
28 августа 1916ИталияГермания
6 апреля 1917СШАГермания
7 апреля 1917Панама и КубаГермания
27 июня 1917ГрецияГермания
22 июля 1917СиамГермания
4 августа 1917ЛиберияГермания
14 августа 1917КитайГермания
26 октября 1917БразилияГермания
7 декабря 1917СШААвстро-Венгрия
11 ноября 1918Окончание войныОкончание войны

Что нового внесла первая мировая война в ведение военных действий история 10

Хронология Первой мировой войны

Что нового внесла первая мировая война в ведение военных действий история 10

Итоги Первой мировой войны

Итогами Первой мировой войны стали значительные потери. Кроме того, историки считают, что война стала катализатором крупнейших революций, включая Февральскую буржуазную и Октябрьскую социалистическую 1917 года в России, а также Ноябрьскую 1918 года в Германии.

Развалились четыре империи:

По материалам: worldtable.info

Читайте также

Источник

Что нового внесла первая мировая война в ведение военных действий история 10

Тимченко Николай Михайлович

службы МЧС России, доктор философских наук,

профессор кафедры философии и социальных наук

Timchenko Nikolay Mikhailovich

Saint Petersburg State University

State Fire Service of Emercom of Russia

Doctor philosophical science,

Professor of department of philosophy and social science

Влияние Первой Мировой войны на развитие военного дела и военной науки.

Influence of the First World War on the development of military affairs and military science.

Аннотация: В статье содержится анализ развития военной науки в период Первой мировой войны, которая подвергла жесточайшему испытанию весь военный опыт но одновременно стала источником нового этапа развития военного дела в целом и военной науки в частности.

Ключевые слова: военная наука, военно-политическая обстановка, стратегия, Первая мировая война, театр военных действий, тактика, вооруженная борьба.

Annotation: The article contains an analysis of the development of military science during the First World War which subjected all military experience to the most severe test, but at the same time became the source of a new stage in the development of military affairs in general and military science in particular.

Keywords: military science, military-political situation, strategy, First World War, theater of war, tactics, armed struggle.

Способность быстрого рассредоточения нескольких армий с использованием появившихся железных дорог, а также автотранспорта открыли возможность охвата построения армий противника с флангов путем подвоза и выхода наступающих обходящих войск на фланги, как тогда говорили «по внешним операционным линиям». Появилась линейная стратегия, т. е. построение армий в охватывающую противника линию. Это открывало возможность для наилучшего использования огневых средств. В результате этих нововведений, фронт боевых действий расширяется, пространственный размах сражений и потерь личного состава резко возрастает.

Русско-японская война (1904-1905 гг.) явилась полигоном, на котором была продемонстрирована сила позиционной обороны. В методах борьбы на море также в начале XX в. произошли крупные изменения. Появление парового броненосного флота, более скорострельной, нарезной, дальнобойной и мощной по своим поражающим свойствам корабельной артиллерии создали возможность ведения боевых действий независимо от сезонных условий и погоды. Появилось взаимодействие сил в борьбе на море и на суше, стало возможно вторжение на суше на территорию противника значительными силами, создание плацдармов на направлении ударов по флангам наступающих войск противника, поддержки своих наступающих и обороняющихся войск с моря.

В Первой мировой войне проявились зависимость военных событий на фронтах от революционных процессов в ряде стран (Россия, Германия и другие), усиление социальной напряженности в них, политической нестабильности. Не только экономический, но и социально-политический, и идеологический факторы все более становились решающими.

Все крупные военные теоретики 20-30-х гг. XX в., исследуя стратегические вопросы, неизменно возвращались к опыту прошедшей мировой войны. Относясь критически к опыту минувшей войны, извлекая из него уроки, многие западные военные теоретики выявили и во многом верно оценили новые связи и отношения в области организации войск, оперативного искусства, тактики. Органы военно-стратегического руководства ведущих европейских держав много внимания уделяли планированию будущей «большой войны», характеру ее начального периода, особенностям сосредоточения и стратегического развертывания. Теоретические изыскания способствовали дальнейшему развитию и совершенствованию военно-технических средств борьбы: создавались и совершенствовались такие рода войск, как авиация, танковые, химические, зенитные войска, противотанковая и противовоздушная артиллерия. В целом бурное развитие военной техники (танков и авиации, прежде всего) казались многим военным теоретикам ключом к решению проблемы победоносного завершения войны.

К тому же были обстоятельства, главным образом социально-политические и идеологические, которые негативно воздействовали на военную теорию. Вследствие чего рекомендации военной науки в области ведения войны, военных действий сводились по преимуществу к достижению победы с наибольшим ущербом для противника и с наименьшим для себя. Наиболее ярко это проявилось в теории «тотальной войны», разработанной германским военным деятелем и теоретиком генералом Эрихом Людендорфом (1865-1937) в одноименной книге.

Идея достижения быстрой победы над противником пронизывала и другие разрабатываемые военные теории. Среди них особое место занимают теории «воздушной войны» и «танковой науки». Основоположником первой считается итальянский генерал Джулио Дуэ (1869-1930). Он предвидел, бурное развитие ВВС, трудности противодействия им и то, что со временем они будут играть в армиях главную и решающую роль. В книге «Господство в воздухе» он писал, что ВВС путем широких наступательных действий и сокрушительных ударов по военным, промышленным и политическим центрам противника способны в короткий срок полностью подавить его сопротивление и добиться победы. Основными принципами боевого применения воздушной армии как совокупности ВВС, предназначенных для выполнения самостоятельных задач, Дуэ считал их массированное применение, сосредоточение усилий на поражении главных объектов, нанесение максимального урона противнику в кратчайшие сроки.

В межвоенный период получила распространение и теория «танковой, или механизированной, войны», а также теории «малых армий» и «профессиональной армии». Их назначение состояло в разработке таких форм ведения войны, которые давали бы возможность выиграть ее силами небольших ударных отборных профессиональных армий при максимальном использовании нового вооружения, прежде всего танков и авиации.

Таким образом, подготовка к новой войне велась на Западе по всем важнейшим направлениям, в т. ч. и путем разработки новых теорий ведения войны и достижения победы, предусматривающие разгром противника в непродолжительной, так называемой молниеносной войне (блицкриг).

Что касается состояния военно-морской теории, то здесь господствовали взгляды А. Мэхэна и Ф. Коломба, которые продолжали считаться незыблемыми авторитетами военно-морской стратегии. Никто из западных военных ученых не пытался даже ставить под сомнение правильность высказанных ими взглядов.

Таково вкратце было состояние военной науки на Западе в период, непосредственно последовавший за Первой мировой войной. Он был переломным для ее развития. Некоторые военные теоретики пытались умозрительно представить характер и способы ведения будущей войны. Другие решительно преодолевали прежние, сложившиеся представления о войне, формах и способах ее ведения, пытались вырваться из абсолютизации опыта. Первой мировой войны. Иные же выдвигали без всяких научных обоснований крайне односторонние теории, причем главными причинами их появления были не гносеологические, теоретико-познавательные, а чисто социальные, идеологические.

Особое место в странах Запада занимала военная мысль, развиваемая эмигрантами из России. [2] Они оказались там после Первой мировой войны (1914-1918), Гражданской войны в России и военной интервенции (1918-1922) либо покинули страну из-за неприятия советской власти. В числе эмигрантов было немало военных профессионалов, историков и теоретиков. Они внимательно следили за военно-политической обстановкой в мире, тенденциями развития военного дела, анализировали их, публиковали статьи в журналах, книгах, а также излагали свои взгляды на разного рода курсах и в некоторых военно-учебных заведениях.

Круг интересов зарубежных русских военных историков и теоретиков был достаточно широк. Это прежде всего история Первой мировой войны и Гражданской войны в России, а также история русской армии (Н. Н. Головин, А. К. Байов, А. А. Зайцов, Л. П. Карсавин и другие). Большое внимание уделялось исследованию проблем общей теории войны, военного искусства, теории управления войсками, строительства вооруженных сил, а также военной психологии и социологии (Н. Н. Головин, Е. Э. Месснер, Ю. Н. Данилов, И. А. Ильин, А. А. Керсновский, Н. С. Тимашев, В. Н. Доманский, Н. Я. Галай, Н. Н. Лбвов и другие). Однако многое из того, что было разработано представителями русского зарубежья в межвоенные годы, оказалось невостребованным.

К началу Второй мировой войны руководство фашистской Германии, учитывая опыт Первой мировой войны, стремилось избежать длительной борьбы на два фронта и возлагало большие надежды при реализации идеи «блицкрига» на мощное стратегическое наступление с массированным применением танковых и моторизованных войск на главных направлениях, поддержанных массированными и целенаправленными ударами авиации. Такое наступление, проводимое внезапно и в высоком темпе, должно было сокрушить оборону противника и в первые же дни войны сорвать его организованное сопротивление и дать возможность овладеть важнейшими промышленными, хозяйственно-политическими центрами неприятеля в короткие сроки. Война против любого государства планировалась как одна быстротечная операция. В первом периоде Второй мировой войны до начала войны с Советским Союзом данные взгляды военно-политического руководства Германии, их военная стратегия находили свое практическое подтверждение покорением большинства государств Европы.

Во Франции, напротив, перед Второй мировой войной господствовала доктрина превосходства позиционной обороны над наступлением. Оборонительная линия Мажино, прикрывающая границу с Германией, считалась неприступной для немецких танковых «клиньев». Новый вариант войны «на истощение» мыслился как повторение позиционных форм Первой мировой войны. Считалось, что возможности позиционной обороны к концу 30-х гг. возросли пропорционально росту наступательных возможностей сухопутных войск.

В это же время английская и американская доктрины войны «на истощение» исходили из решающей роли морской силы, которая якобы позволит использовать ресурсы колоний и высадить на Европейский континент крупные массы войск к концу войны, чтобы использовать в полной мере плоды победы. В борьбе на море в период перед началом Второй мировой войны главной ударной силой считался по-прежнему линейный флот, а для действий против подводных лодок готовились блокадные противолодочные силы. ВВС рассматривались как стратегическое средство для ударов по военно-экономическим объектам противника в ходе длительных военных действий. Но все же считалось, что основным видом военных действий является стратегическое наступление на континентальном ТВД, в результате которого должны были достигаться поставленные задачи, цели войны. Военные действия на океанских и морских театрах подчинялись событиям, происходящим на суше.

В целом многие теоретические предвоенные разработки военной науки в годы Второй мировой войны во многом подтвердились, некоторые же были отвергнуты конкретными реалиями, обстановкой, масштабами, бескомпромиссностью войны.

Особый период в развитии военной науки – советский. Смена общественно-политического строя и создание новой военной организации в России (позднее – СССР) обусловили необходимость творческого подхода к развитию военной теории и ее методологии. Фактически процессы ее развития начались уже в ходе Гражданской войны. При этом сразу же определилось размежевание двух школ:. Первая была представлена офицерами и генералами старой русской армии, которые в силу ряда обстоятельств не учитывали (или учитывали не в полной мере) социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе и отстаивавшие вечность и неизменность принципов военного искусства. Вторая составилась из сторонников диалектико-материалистической методологии и материалистического понимания истории.

Политическое и военное руководство страны стремилось придать спорам организованность и необходимую направленность, с одной стороны, призывая не отбрасывать достижения досоветской военной науки, а с другой: взять курс на максимальное использование марксистской мысли в исследованиях военной проблематики, тем более, что к тому времени достаточно хорошо известны взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина в области военного дела: социальная сущность войны, сущность и предназначение армий, классификация войн, факторы, влияющие на ход и исход войны, принципы политического и стратегического руководства страной и т.д. Для руководства страны было ясно и то, что для успешного развития военной теории нужно было: во-первых сохранить высокообразованные кадры, во-вторых подготовить новые кадры из новой социальной среды.

Важной формой развития военной теории в 20-е годы являлись военно-теоретические дискуссии по методологическим и мировоззренческим проблемам военного дела. («О единой военной доктрине»; «О военной науке»; «О характере будущей войны», «О строительстве Вооруженных Сил» и пр.). В основе всех этих дискуссий лежали работы военных историков и теоретиков: Б.И. Горева, А.А. Свечина, В.К. Триандафиллова, Д.В. Рязанова и многих других. Дискуссии способствовали формированию методологического и теоретического содержания военной науки, развитию теоретических основ военного искусства. В итоге к 30-м годам отечественная военная теория имела довольно стройную структуру, которая включала: теории военного искусства, строительства ВС, военной экономики, военно-технические науки, военные географию, статистику, психологию и педагогику. Наибольшие результаты были достигнуты в развитии стратегии, оперативного искусства и тактики.

Развитие советской военной науки в 30-е гг. характеризуется созданием мощной материально-технической базы ВС, интенсивным перевооружением и технической реконструкцией Армии и Флота. Результатом осмысления всех вышеуказанных процессов явилась разработанная отечественными теоретиками теория глубокой наступательной операции, подобной которой не было в тот период ни в одной армии мира. К ее разработке и практической проверке были причастны видные военные деятели и теоретики: Триандафиллов, Тухачевский, Егоров, Уборевич, Якир, Алкснис и многие другие.

Начавшаяся Вторая мировая война внесла коррективы в военно-исследовательскую работу. Значительные изменения претерпела теория наступательной операции. Теперь стратегическое наступление мыслилось осуществлять как путем проведения последовательных фронтовых операций, так и одновременного наступления нескольких фронтов на одном или нескольких ТВД. Тем не менее многие взгляды и теоретические положения военной науки не были должным образом систематизированы, обобщены, апробированы, что явилось одной из причин крупных военных неудач первого периода Великой Отечественной войны.

В послевоенном периоде развития советской военной науки можно выделить три фазы: первая (1945 – середина 1950-х гг.) характеризовалась развитием военно-теоретической мысли на основе анализа и обобщения опыта минувшей войны, но с учетом новых атомных реалий; вторая (середина 1950 – начало 1970-х гг.) выделяется разработкой теоретических концепций, отражающих борьбу за установление стратегического паритета в ракетно-ядерный век; третья фаза началась в 1970 г. и продолжалась до конца ХХ столетия. Она характеризовалась развитием военно-теоретических взглядов в условиях сложившегося паритета, предотвращения мировой войны (ядреной и обычной), начала сокращения ракетно-ядерных и обычных вооружений.

К концу 70-х годов советская военная наука существенно скорректировала официальные военно-теоретические взгляды. Пришло понимание невозможности развязывания и ведения ракетно-ядерной войны. Последующая логика привела к переоценке роли ядерных вооружений в качестве «орудий войны». Она становилась все более «иррациональной». Это влекло за собой пересмотр всех концепций о роли армии. В конечном итоге возобладала точка зрения о функциональном предназначении армии как средства предотвращения войны. На основании этого, на рубеже 90-х годов было объявлено принятии военной доктрины оборонительного характера.

Военная наука определила, что армии должны строиться и развиваться не как орудие подготовки и ведения войны, а как инструмент сохранения мира. Их личный состав должен обучаться и воспитываться в духе оборонительных доктрин, без пропаганды образа врага, с учетом неделимости и растущей взаимосвязи окружающего мира, необходимости утверждения приоритета общечеловеческих ценностей в отношениях между государствами.

К концу ХХ века достижения советской (с 1993 г. – российской) военной науки:

– во-первых, использовались для выработки и уточнения положений военной доктрины о возможном характере вооруженной борьбы в современных условиях, ее напряженности, длительности, количестве и качестве Вооруженных Сил, необходимых для отражения агрессии;

– во-вторых, достижения военной науки и научно-технического прогресса служили основанием для выработки программ материально-технического обеспечения оборонной мощи страны, Вооруженных Сил, организации производства и оснащения армии и флота новой техникой, новым вооружением, которое бы не уступало вооружению вероятного противника.

– в-третьих, вырабатывались новые формы и способы ведения военных действий любого масштаба и характера, совершенствовалось управление вооруженной борьбой и руководство Вооруженными Силами.

– и, наконец, исходя из научных исследований, посвященных климатическим и биологическим последствиям атомной войны, существенно изменились представления относительно самой возможности победы в такой войне, чреватой возможной гибелью цивилизации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *