Что нового внесла литература 18 века

Русская литература XVIII века

​В эпоху правления Петра Великого произошло развитие во многих областях жизни государства и культуры России. Это привело к усилению самодержавной власти, к укреплению независимости страны и к росту её военной силы.

​Также произошло сближение с направлениями культуры европейских стран и выросло влияние России за рубежом.

Влияние реформ

​Пётр Первый активно использовал достижения отечественной и мировой науки, технического прогресса, промышленного производства, образования и культуры. В том числе были открыты новые варианты развития русской литературы.

​Литературному искусству уделяли особое внимание. Оно использовалось в том числе как инструмент движения страны вперед, искоренения закоренелых порядков и устаревших верований. Необходимо было установить новые государственные и моральные каноны дворянского общества, а можно это было сделать лишь с помощью образования, культуры и просвещения.

​И хоть после Петра развитие государства замедлилось, всё-таки общая образованность и культура людей вышла на новый уровень.

​Открытие Московского университета, училищ и общеобразовательных школ позволило учиться и развиваться различным слоям русского общества. Были доступны многие возможности для интеллектуальной и художественной деятельности.

​Был введён новый календарь, основана первая газета, учреждены Академии наук и художеств. Образовалось Вольное экономическое общество, а также постоянный русский театр.

​Общество имело право критиковать решения правительства и высокопоставленных особ и выражать своё мнение.

Направления развития литературы

​Литература XVIII века обрела новые формы, переняв от литературы Древней Руси представление о словесном искусстве, о высоком предназначении писателя, о поучительном воздействии книги на людей, их мысли и чувства.

​Основные направления и пути развития литературы зародились в начале века.

​Эпоха классицизма привнесла в формирование литературных законов важность формирования государства и его улучшений. Это было главной идеей, поэтому на первый план вышли высокая гражданская поэзия, пропитанная духом патриотизма, и обличающая сатирическая критика общественных пороков, пороков государства и людей.

​Высокая гражданская поэзия выражалось в жанре оды, а сатира, басня и бытовые комедии нравов отражали критическое направление литературы.

​Основоположниками классицизма являлись А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков. Зарождению же этого направления поспособствовал политический и духовный деятель Феофан Прокопович — первенствующий член Синода Православной Российской церкви.

​Начиная примерно с 1760-х годов наступил новый этап развития. Появляются другие жанры — прозаический роман, комическая опера, повесть и драма.

​Также с ужесточением противоречий в социальной среде активно развивался жанр сатиры. Императрица Екатерина II, желая уменьшить значение общественной и выделить значение правительственной сатиры, сама негласно издавала сатирический журнал «Всякая всячина».
Многие последовали её примеру, так появились журналы — «Смесь», «Адская почта», «Поденщина». А самыми радикальными стали журналы «Трутень» и «Живописец» выдающегося общественного деятеля Н. И. Новикова.

​Сатира присутствовала во многих комедиях и стихотворениях того времени. Это комедии «Недоросль» и «Бригадир» Д. И. Фонвизина и его стихи «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» и «Лисица-казнодей», комедии Я. Б. Княжнина «Хвастун» и «Чудаки», а также произведения И. А. Крылова «Проказники», «Модная лавка», «Урок дочкам» и многие другие.

​Высокие формы литературы отражаются в трагедиях А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский» и «Росслав», а также в произведениях Н. П. Николева «Сорена и Замир».

Реформация старых жанров

​​Начиная со второй половины XVIII века героические поэмы вроде «Петр Великий» Ломоносова, «Петриада» Кантемира или «Димитриада» Сумарокова теряют свою популярность и отходят на второй план. Классицизм ставит в рамки творчество писателей, и они разрушают и реформируют старые жанры.

​Авторы все чаще используют жанр шутливой и комической поэмы и оперы, в которых героические произведения приобрели иронический подтекст. Это «Игрок ломбера» и «Елисей, или Раздражённый Вакх» В. И. Майкова, а также «Душенька» И. Ф. Богдановича.

​В творчестве Г. Р. Державина также заметно обновление классицизма и зарождение нового направления — сентиментализма.

Сентиментализм

​Сентиментализм, возникший в конце XVIII века, оказал сильное влияние на знаменитого русского писателя А. Н. Радищева. Он был глубоко возмущён положением угнетённых крестьян и бедами русского народа. Увиденные им картины беззакония и несправедливости, вызванная этими чувствами душевная озабоченность, подтолкнули его к написанию своего основного произведения — «Путешествие из Петербурга в Москву». Оно было написано в любимом жанре сентименталистов, в жанре «путешествие».

​Автор произведений «История государства Российского», «Письма русского путешественника», повести «Бедная Лиза» — Н. М. Карамзин — стал главой русского дворянского сентиментализма и «предромантизма». Он был великим писателем того времени, публицистом и журналистом, Пушкин называл его «последним летописцем и первым нашим историком». К его заслугам относят также образование русского языка.

​Карамзин устранил различия между разговорным, устным и письменным, книжным языком русского общества. Он стремился к возможности ясного выражения русским литературным языком новых представлений, сложившихся в XVIII, как языком французским, популярным в то время в дворянском образованном обществе.

​Самым близким соратником и другом Карамзина был И. И. Дмитриев — автор «Ермака», «Освобождения Москвы», «Модной жены» — известных в то время исторических и патриотических сочинений, сказок и басен.

​Талантливо воплощены принципы сентиментализма в песнях Ю. А. Нелединского-Мелецкого, которые до нашего времени сохранились в народном фольклоре.

​Направления классицизма и сентиментализма противостояли друг другу в течении XVIII века, определив две основных грани жизни человека — разум и чувства. Писатели создали образы людей разных сословий и дали возможность потомкам узнать все стороны жизни человека того времени.

​Литература России XVIII века быстро развивалась, ставя и решая важные задачи своего времени и почти догнав Европу, «в просвещении став с веком наравне». Фонвизин, Державин, Радищев, Крылов, Карамзин — выдающиеся деятели, творчество которых положило начало литературе нового XIX века.

Источник

Особенности развития литературы в 18 веке

Литература XVIII века

Эпоха Просвещения — один из ключевых периодов в европейской культуре XVIII века, тесно связанный с развитием науки и философии. Базой для нового общественного движения выступили идеалы гуманизма и свободомыслия.

Есть несколько теорий хронологических границ эпохи Просвещения. В соответствии с самой распространенной она началась в 1688 году с восшествия на английский престол Вильгельма Оранжского, а закончилась с началом Великой Французской революции в 1789 году. Главная черта этого периода — опора на разум человека, стремление к самостоятельности мышления, выход из-под гнета авторитетов. На место верховной власти и религии постепенно приходят опыт, логика и разум. Никогда еще литература не была так связана с философией.

В российской литературе XVIII века было заметно серьезное отставание от зарубежной. Когда в Англии и Франции развивались крупные литературные формы и превозносили интеллектуальную свободу личности, в нашей стране продолжали восхищаться царской властью и переписывать жития и патерики. Жанровое разнообразие было незначительным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Особенности развития литературы XVIII века

В литературе этого периода различают три направления:

Классицизм — это направление в европейской культуре XVII-XVIII веков, ориентирующееся на античные образцы творчества и признающее их нормой.

Просветительский классицизм четко подразделял жанры на два типа и не допускал их смешения:

В произведениях классицизма применялось базовое правило трех единств — действия, места и времени. Такое произведение имеет одну линию сюжета, поэтому его композиция была простой. Все события должны происходить за один день и в конкретном месте, без перемещения в пространстве. При этом, многие принципы построения образов и подхода к изображению были позаимствованы у классицистов XVII века, но в отличии от них, деятельность просветителей была направлена не на укрепление, а на расшатывание абсолютизма существующей власти.

Реализм — направление в искусстве, ставящее целью правдивое изображение действительности (в том числе — социальной несправедливости).

Просветительский реализм реформирует прежнюю систему жанров. В литературе появляется мещанская комедия и драма, большое значение приобретает роман (в нем характер героя постепенно изменяется под влиянием происходящих событий и в целом произведение носит воспитательный характер).

Сентиментализм — направление в искусстве, которое отличает повышенный интерес к чувственной области восприятия и излишне эмоциональное отношение к окружающим событиям.

Наибольшее отражение сентиментализм нашел отражение в жанрах романа и элегии. Так как это направление делает упор на чувства и переживания человека, оно сильно отличается от классицизма, возвеличивавшего разум и логику. По этой причине, много внимания в произведениях сентименталистов уделяется описанию жизненных ситуаций и природных явлений.

История отечественной литературы XVIII века — это изменение характера русского миросозерцания, когда оно от церковного переходит к светскому. Начало этому было заложено при Петре I введением гражданской азбуки в 1708 году и другими общественными реформами. Но не сразу русская литература приобрела национальную идею, стремясь к самостоятельности и выражению гражданских позиций (воплотившихся, например, в сочинении Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»). Она последовательно прошла через влияние:

И только после этого в российском обществе подошли к созданию литературы, основанной на национальных тенденциях и проявляющей себя как самостоятельная форма общественного сознания.

Жанры в начале века

В Российской литературе в начале XVIII века преобладали:

Реформатором отечественной литературы выступил Василий Тредиаковский. Получив блестящее образование в России и за рубежом, он перевел большое число произведений европейской литературы (в том числе древнегреческой), облегчив современникам интеграцию в мировую культуру. Именно Тредиаковский определил прозу и поэзию различными направлениями. Он же разработал правила русского стихосложения.

Становление новой литературы в первой половине XVIII века

Период до 1730 года в зарубежной литературе относится к раннему Просвещению. Это период просветительского классицизма, продуктивно разрабатывающий такие жанры, как трагедия, эпопея, ода. Несмотря на то, что возможности автора были ограничены материалом античной философии и мифологии, художественная литература этого времени сыграла значительную роль в реформировании общества (например, в подготовке идеологических основ для Великой Французской революции).

На этот период приходятся самые известные трагедии Вольтера на темы известных исторических событий — «Брут» (1730), «Смерть Цезаря» (1732), «Заира» (1732), «Магомет, или Фанатизм» (1741). Его поэма «Орлеанская девственница» (1735) стала смелой сатирой на духовенство и в целом на средневековую Францию.

Начинается развитие жанра романа, который возник в Англии в семейно-бытовой и социальной форме. Например, в этот период Даниэль Дефо создает «Жизнь и приключения Робинзона Крузо, моряк из Йорка» (1719) и «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (1722). Первое произведение, несмотря на свой явный приключенческий уклон, скрывает серьезный подтекст о духовном перерождении героя. Вторая книга — характерный пример плутовского жанра. В 1726 году Джонатан Свифт выпускает сатирико-философский роман «Путешествия Гулливера», где в иносказательной форме, через демонстрацию быта придуманных им стран, в гротескной форме показывает недостатки своего времени.

Английский поэт Джеймс Томпсон в сборнике «Времена года» (1730) закладывает основы сентиментализма. В предлагаемых поэмах центральное место занимает описание работы земледельца на фоне деревенской идиллии. Выбор героя и обстановки для того времени были настоящим нововведением.

Приход сатиры

Сатира — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.

Начинается постепенный процесс преобразований в литературе. В 1729 году появляется первой издание сатир Антиоха Кантемира «На хулящих учения», защищающая просветительскую политику Петра I. Творчество этого поэта тоже сыграло большую роль в развитии русского литературного языка и стихосложения.

Жанры середины XVIII века

Драма

Дидро реформирует каноны драматургии. В пьесах «Внебрачный сын» (1757) и «Отец семейства» (1758), он снимает границы между строгим разделением драматических произведений на возвышенную трагедию и простонародную комедию, и создает новый синтетический тип, названный им «серьезным жанром».

Реформа театрального искусства в Италии идет по другому алгоритму. Традиционной для страны была комедия «дель арте», где актеры надевали маски, строго следовали стандартному типажу (слуга Арлекин, служанка Коломбина и др.) и много импровизировали. В комедиях «Слуга двух господ» (1745), «Трактирщица» (1753) и «Хозяйка» (1755) Карло Гольдони предлагает свое видение задачи драматурга. Первостепенную роль автора он видел в разработке характеров героев, поэтому в его постановках вводится новшество — актеры не используют масок и не отклоняются от заданного текста.

Проза

К середине XVII века в зарубежной литературе закрепляется направление реализма. В Англии и других странах продолжают выходить романы — «История Тома Джонса, Найденыша» (1749) Генри Филдинга, «Страдания юного Вертера» (1774) Иоганна Вольфганга Гёте и др. Во многих из них героем выступает представитель третьего сословия, наделенный благородством и открытостью, который противостоит общепринятым нормам. Во многом из-за этого протестного характера, несколько десятилетий не мог быть опубликован роман Дени Дидро «Монахиня». Он был закончен в 1760 г., но вышел в свет только в 1796, через 12 лет после смерти автора.

В 1759 году Вольтер, которого считали главой европейского Просвещения, публикует свое лучшее прозаическое произведение — философскую повесть «Кандид или Оптимизм». В Германии Г.Л. Лессинг выпустил программный трактат «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (1766), где он выступал против эстетической программы основных теоретиков классицизма и предлагал свой взгляд на это литературное течение.

Направление сентиментализма пополняется авторами и произведениями. Выходят романы Сэмюэля Ричардсона «История сэра Чарльза Грандисона» (1753) и Жан-Жака Руссо «Юлия или новая Элоиза» (1860). Еще один известный писатель — Лоренс Стерн, написавший романы «Тристрам Шенди» и «Сентиментальное путешествие». Оба опубликованы в 1768 г. По названию последнего произведения и было названо направление сентиментализма (некоторые исследователи считают именно Стерна основателем этого движения и отсчитывают эпоху сентиментализма с года выхода «Путешествий»). Эти книги породили множество последователей, в том числе в нашей стране.

Жанры в России

В этот период в России литература начинает избавляться от иностранного влияния. Первые эксперименты в этой области делали писатель Михаил Чулков (1744-1792) и издатель Николай Новиков (1744-1818). Они стремились объединить литературные традиции своего времени и народную поэзию. Во многом эти опыты легли в основу и первого русского романа «Пригожая повариха или похождения развратной женщины», написанного Михаилом Чулковым в 1770 году.

Во второй половине XVIII века начинают появляться российские литературные журналы: «Адская почта» (1769), «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772-1773) и другие. Публикой они были встречены с восторгом, но учитывая, что грамотными в то время были только верхние слои общества — дворянство и духовенство, круг их читателей был очень узким.

Несмотря на начавшиеся преобразования, отечественная литература не смогла быстро освободиться от придворной ангажированности. Яркое подтверждение этому — ода Михаила Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», написанная в 1842 году. Происходят изменения и в драматургии. В 1742 году Александр Сумароков заканчивает трагедию «Хорев», написанной в стилистике французского классицизма на темы древнерусской истории. Он же впервые перевел на русский Шекспира (с французского, так как английским не владел).

Литература в последней четверти XVIII века

В Европе

Творчество Иоганна Вольфганга Гёте считается апогеем европейского Просвещения. Последнею четвертью XVII века датируется его «Лесной царь» (1782) и начало работы над «Фаустом» (1774-1831). На этот же период приходится продуктивная работа Фридриха Шиллера над своими самыми известными балладами («Кубок», «Ивиковы журавли», «Рыцарь Тогенбург», «Перчатка» и др., все написаны в 1787 году). В иносказательном смысле они затрагивают широкий спектр нравственных и эстетических проблем. Они были впоследствии переведены на множество языков, в том числе и русский. В этот же период он пишет драму «Разбойники» (1781) и трилогию о полководце Валленштейне (1797-1799).

Ближе к концу XVIII века, представители третьего сословия стали все чаще попадать на страницы произведений. Один из ярких примеров – трилогия «Севильский цирюльник» (1775), «Женитьба Фигаро» (1784) и «Преступная мать» (1794) французского драматурга Бомарше. Эти комедии стали вершиной его творчества, пополнили золотой фонд мировой литературы и устами своего главного героя автор озвучивает нравственные идеалы своей эпохи.

В английской литературе последней четверти XVIII века самое значительное место занимает шотландский поэт Роберт Бёрнс. Его творчество полно патриотизма и социального протеста, самые распространенные герои — простые крестьяне, угнетенные знатью и духовенством. Самые известные стихи — «Джон – Ячменное зерно», «Честная бедность», «Веселые нищие», «В горах мое сердце».

Литература в последней четверти века в России

Конец XVIII века в России — это еще и период стремительного развития литературных журналов. Свою роль для распространения новых произведений и просвещения читателей сыграли «Утренний свет» (1777—1780), «Собеседник любителей российского слова» (1783—1784), «Лекарство от скуки и забот» (1786—1787), «Детское чтение для сердца и разума» (1785—1789). Их главным недостатком было короткое время существование, но зато их было много.

В целом, в конце XVIII века в отечественной словесности начала формироваться фундамент для дальнейших стремительных преобразований. Через несколько десятилетий это выльется в золотой век русской литературы, время Александра Пушкина, Ивана Крылова, Михаила Лермонтова и других талантливых писателей и поэтов.

Кризис классицизма

Время позднего классицизма связывают с именами Денис Фонвизин («Бригадир», 1768 и «Недоросль», 1781) и Александр Радищев («Путешествием из Петербурга в Москву», 1790). В отличии от прежних авторов они стремились к изображению не семейной бытности, а драмы идей. Революционный характер таких произведений не всегда однозначно воспринимался современниками и властью, очень показательна в этом случае фраза Екатерины II о сочинении Радищева: «Бунтовщик хуже Пугачева». При этом нужно отметить парадокс — по мнению большинства отечественных просветителей того времени, обращение к проблемам крестьянства и вопросу крепостного права было несовместимо с гуманистическими идеалами, к которым стремились эти деятели культуры.

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

Сентиментализм

В конце XVIII века в России появляются первые повести в жанре сентиментализма. В 1792 году Николай Карамзин выпускает «Бедную Лизу». В произведении присутствуют характерные черты гетевского «Вертера», где меланхолия дополнена суицидальными стремлениями. Интересно, что и сама книга Николая Карамзина впоследствии вызвала множество подражаний — так, в начале XIX века вышли повести «Бедная Маша», «Несчастная Маргарита» и др.

Ведущие деятели литературы XVIII века

Страны, где литература этого периода получила наибольшее развитие, стали:

В России самые выраженные представители этого периода — Василий Тредиаковский (1703-1769), Антиох Кантемир (1708-1744), Михаил Ломоносов (1711-1765), Александр Сумароков (1717-1777), Гавриил Державин (1743-1816), Михаил Чулков (1744-1792), Николай Новиков (1744-1818), Денис Фонвизин (1745-1792), Александр Радищев (1749-1802), Николай Карамзин (1766-1826).

Источник

Специфические особенности литературы XVIII века как литературы «века Просвещения»

Литература 18 века

Литература 18 века выполняла в основном просветительские функции, ее глашатаями стали великие философы и писатели. Они сами обладали невероятным багажом знаний, порой энциклопедических, и не без оснований считали, что только просвещенный человек сможет изменить этот мир. Они несли свои гуманистические идеи через литературу, состоявшую в основном из философских трактатов. Эти труды были написаны для довольно широкого круга читателей, способных мыслить и рассуждать. Авторы надеялись таким образом быть услышанными большим количеством людей.

Период с 1720 по 1730-е годы назван просветительским классицизмом. Основное его содержание заключалось в том, что писатели высмеивали абсолютную монархию, опираясь на примеры античной литературы и искусства. В этих произведениях чувствуется патетика и героизм, которые направлены на идею создание государства-рая.

На смену просветительскому классицизму приходит просветительский реализм, который приближает литературу к более близким для людей понятиям. Зарубежная литература 18 века получает новое направление, более реалистичное и демократичное. Писатели поворачиваются лицом к человеку, описывают его быт, рассказывают о его страданиях и мучениях. Языком романов и поэм писатели призывают своих читателей к милосердию и состраданию. Просвещенные люди 18 века начинают зачитываться произведениями Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, Лессинга, Филдинга и Дефо. Главные герои – простые люди, которые не могут противостоять общественной морали, очень ранимые и часто безвольные. Авторам этих произведений еще очень далеко до реалистических литературных образов героев 19 и 20 веков, но уже заметен значительный сдвиг в сторону описания более жизненных характеров.

Русская литература 18 века берет свое начало с преобразований Петра I, постепенно сменяя позиции просвещенного классицизма на реализм. Яркими представителями этого периода были такие авторы, как Антиох Кантемир, Тредиаковский и Сумароков. Они создали благодатную почву на русской земле для развития литературных талантов. Неоспоримы заслуги Ломоносова, Фонвизина, Державина, Радищева и Карамзина. Мы восхищаемся до сих пор их талантами и гражданской позицией.

Английская литература 18 века отличалась формированием сразу нескольких различных направлений. Англичане первыми стали использовать такие жанры, как социальный и семейный романы, в которых проявились таланты Ричардсона, Смоллетта, Стивенсона, и, несомненно, Свифта, Дефо и Филдинга. Писатели Англии одними из первых стали критиковать не буржуазный строй, а самих буржуа, их моральные и нравственные ценности. Правда, Джонатан Свифт замахнулся в своей иронии и на сам буржуазный строй, показав в своих произведениях самые негативные его стороны. Английская литература 18 века представлена также явлением, получившим название сентиментализм. Она наполнена пессимизмом, неверием в идеалы и направлена только на чувства, как правило, любовного содержания.

Русская литература XVIII века

Русская литература зародилась в XI веке. Распространение письменности всё более увеличивало темпы её развития, и со временем она стала неотделимой частью мировой литературы и, более того, уникальным памятником истории и культуры России. На страницах произведений русских авторов отражены все эпохи жизни государства, все перемены, произошедшие в его жизни, все самые важные имена, даты и события.
Как и все прочие, отражён в русской литературе и XVIII век — важная веха в истории российского государства и самой литературы. XVIII век историки часто называют «русским Просвещением».

Просвещение — эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.

Именно в XVIII веке русская литература начала особенно активно развиваться, перенимая европейские литературные традиции и отказываясь от древнерусских идей и жанров. В этом веке были заложены основы классических российских поэзии и прозы. XVIII век стал опорой для литературы века XIX.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Говоря о литературе, XVIII век следует мысленно делить на две части — его первую и вторую половины. Произведения начала века сильно отличаются от произведений, написанных ближе к его концу.

Первая половина XVIII века была неким допереломным периодом. В это время литература ещё оглядывалась на сложившиеся за века и корнями идущие в Древнюю Русь литературные традиции.

Жанры первой половины XVIII века:

Тем временем в Европе уже вовсю развивались крупные литературные формы и господствовал сложившийся во Франции в XVII веке классицизм.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — литературное направление, основывающееся на идеях рационализма.

Русская литература, как и русская культура в целом, отставала от соседних европейских стран приблизительно на век из-за нашествия Золотой орды, на сто лет захватившей власть над Русью.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Однако ближе к середине века лёд тронулся; в русской литературе появились умы, которые начали двигать её вперёд. Главными именами для русской литературы XVIII века считаются Василий Кириллович Тредиаковский и Михаил Васильевич Ломоносов.

В.К. Тредиаковский — первый профессиональный российский филолог. Он является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Именно Тредиаковский первым ввёл в русскую культуру понятия прозы и поэзии. Он перевёл множество произведений древнегреческой и европейской литературы, сделав их доступными для российского читателя и создав тем самым основу для развития классицизма.

М.В. Ломоносова называют «отцом русской литературы».

Как и многие ведущие умы своего века, М.В. Ломоносов работал над созданием русского литературного языка и стремился вывести литературу из-под влияние церкви, под которым она находилась с самого своего зарождения. Ломоносов первым в своих произведениях выразил идею русского национального самосознания, ставшую в дальнейшем неотделимой частью творчества поэтов и писателей XIX века.

Под влиянием петровских реформ, литературной работы писателей и смены времён в 1720-ые годы в Россию пришёл классицизм, господствовавший в литературе вплоть до начала XIX века. Классицистов интересовали только вечные темы и существенные черты явлений и предметов.

Развитие русского классицизма в этом веке можно поделить на несколько периодов:

Во второй половине XVIII века в русской литературе господствовали следующие жанры:

1) Русская литература XVIII века была верным зеркалом русской общественной жизни: все изменения в характере этой жизни полно и точно отразились в литературе. По литературным произведениям этой эпохи можно проследить, как зародилось русское общество, еще отсутствовавшее при Петре Великом, как оно воспиталось под влиянием «просвещенного абсолютизма», как доросло, наконец, до такой степени самосознания, что, при императрице Екатерине II, рискнуло бороться с этим «просвещенным абсолютизмом» во имя самостоятельности своего развития (Новиков, Радищев).

Русская литература 18 века

2) В связи с этим пробуждением самосознания, проснулись в русском обществе и националистические стремления, – вражда к чрезмерному и нелепому преклонению перед иностранным (Фонвизин, Новиков и др.), интерес к русской старине и к простому народу, его быту и творчеству (Екатерина, Чулков, Новиков). Это привело к прояснению в русском обществе двух противоположных мировоззрений – консервативных и либеральных. Вне этих политических стремлений сложились у нас, под влиянием Запада, стремления – 1) масонством обновить христианство, якобы затуманенное «обрядностью», – 2) найти счастье в идеализме чистого сердца и в своей «прекрасной душе» (Карамзин).

3) Все главные моменты в развитии русской жизни XVIII в. носили, по преимуществу, общественный характер. Этот общественный характер впервые в эту эпоху окрасил собою русскую литературу, и с этих пор сделался её отличительной чертой.

5) Таким образом, русская литература отразила на себе последовательно влияния немецкие (при Петре и его преемниках), французские (при Елизавете и Екатерине), англо-немецкие (вторая половина царствования Екатерины) и подошла к попыткам создать национальную русскую литературу – путем скрещения творчества литературного с народной поэзией и древней письменностью (Чулков, Новиков).

6) Интересы к живой действительности, проснувшиеся националистические тенденции, стремление к реализму, определившееся в русской литературе еще с XVII в., – привели к тому, что ложный классицизм выразился у нас слабее, чем в других европейских странах: даже самые яркие псевдоклассики (Ломоносов, Сумароков и др.) сознательно шли в своем литературном развитии к поэзии действительности.

7) С развитием общественной и политической жизни интересы русского общества расширяются. И литература тоже захватывает все более широкие области, – она теперь делается художественным творчеством, поэзией в широком смысле слова, – родной сестрой живописи, музыки и других изобразительных искусств. С этого века она впервые приобретает титул, «изящной», – титул, указывающий на характер её, – или чаще титул «новой», свидетельствующий о том, что она отвечала потребностям не древнерусской жизни, а жизни новой, обновленной быстрым культурным порывом вперед.

Что нового внесла литература 18 векаПонятно поэтому, что «церковный» характер русского миросозерцания, ослабленный уже XVII веком и при Петре, теперь, к концу XVIII века, окончательно уступает место «светскому».

9) Литература освобождается от служения церкви, хотя долго еще не достигает самостоятельности, – на первых порах она переменяет лишь «хозяина»: теперь она служит не церковному благочестию, а той морали, которая была занесена к нам с Запада вместе с камзолами и париками. Весь XVIII век представит нам поучительную картину, как эта мораль будет входить в плоть и кровь русского общества, как от зубрения прописных правил, переведенных с немецкого, русский человек дойдет до глубокого и ясного идеализма сердца.

10) Древняя Русь расправлялась с язычеством, Московская уже хлопотала об исправлении нравов. Россия XVIII века принесла проповедь всечеловеческой нравственности, проповедь служения добру, истине и красоте. Этот век был у нас «эпохой великих открытий»: русские люди и в одах, и в романах, и в драме повторяли на разные лады, что государь – «человек», что он должен служить государству, что он должен подчиняться законам… Такая точка зрения указывала, как далеко отошло русское общество XVIII в. от взглядов Московской Руси на своих державных владык. В этот же век сделали мы другое, не менее важное «открытие» – «и крестьяне чувствовать умеют». Как ни наивно звучат эти слова в наше время, культурное значение их огромно. Они свидетельствуют о том, что в XVIII в. стало определяться в нашей литературе то гуманное отношение к «униженным и оскорбленным» (Чулков, Новиков), которое делается характернейшей чертой многих великих писателей XIX столетия (Гоголь, Достоевский и др.).

11) Постепенно освобождаясь от полубессознательного «служения» идеалам чужой, заимствованной морали, от тенденций отвлеченной нравоучительности, наша литература во вторую половину XVIII века делается вполне сознательной, так как отражает не взятые напрокат настроения и идеалы, но истинные убеждения иной, улучшенной, акклиматизированной у нас, породы людей. Благодаря деятельности Карамзина, русская литература делается «идеалистической», по мировоззрению, – делается свободными изящным искусством («belles lettres»), которое широко захватывает действительность. Она становится зеркалом души писателя (интимная лирика сердца), – в литературу вводится глубокий и тонкий психологический анализ, новая манера письма (Kleinmalerei), поэзия природы, поэзия интимной жизни.

См. далее — статьи Русская литература начала 19 века и Краткий обзор русской литературы 19 века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *