Что нового внес символизм в русскую поэзию

Символизм в русской литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Символизм в русской литературе

Символизм – это одно из крупнейших течений в литературе (а также искусстве, живописи, музыке), характеризующееся экспериментаторством, новаторством посредством использования приемов недосказанности, тайны, загадочности.

Символизм как явление возник во Франции в конце девятнадцатого века, однако наиболее широкое распространение получил в начале двадцатого века. Его представителями за рубежом были: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Лотреамона.

В русской литературе символизм возник в начале двадцатого века. Его представителями в России являлись: Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и многие другие.

Символисты считали целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. В России символисты разделились на два «лагеря»: старшие (З. Гиппиус, Д. Мережковский) – использовали символы религиозно-философского смысла. Они считали, что от всей мирской суеты, человек должен уйти в мир фантазий, иллюзий. Младшие символисты (А. Белый, А. Блок, Ф. Сологуб) ориентировались в своем творчестве на «особых» читателей, которые в процессе прочтения таковых произведений становились не просто читателями, а соавторами. Это объяснялось тем, что каждый читатель должен был по-своему понять и прочувствовать символистическое произведение. Читатель должен был после прочтения стихов разбудить в себе собственные мысли и восприятие данного произведения.

В России символизм приобрел свои особенности, выделившие его среди других стран. К таковым особенностям можно отнести:

Готовые работы на аналогичную тему

Все эти особенности сделали русский символизм выделяющимся среди других стран, а также дали толчок к развитию дальнейшей литературы.

Явление символизма каждый объяснял по-разному. Наиболее признанной считается позиция известного политического деятеля тех времен Льва Троцкого о том, что символизм в России являлся попыткой к бегству в мир фантазий и иллюзий от жестокой и холодной реальности.

Использование символов, конечно, имело свою определенную цель и задачу. Возможно, явление символизма в России того времени и правда являлось попыткой бегства от реальности. Однако, неоспорим тот факт, что символизм внес неоценимый вклад в дальнейшее развитие русской литературы.

Задачи и цели символизма в русской литературе

Как уже говорилось выше, символизм в русской литературе имел свои цели и задачи. К таковым можно отнести:

Таким образом, символизм в русской литературе представляет собой большую ценность, поскольку является одним из главных направлений и явлений в литературе. В его задачи входит представление реальной картины мира, обстановки в стране или же эмоциональное описание картины происходящего. Так, символизм имеет очень большую значимость. Что же появилось благодаря символизму и какой вклад он внес в развитие русской литературы?

Таким образом, символизм в русской литературе сыграл большую роль. Он включал в себя два направления, каждое из которых характеризовалась определенным набором свойств и задач, определяющих впоследствии значимость данного направления в русской литературе. Символизм был и остается одним из самых значимых направлений в лирике двадцатого века. Именно он положил начало развитию лирической русской литературы. Так, символизм сыграл большую роль в русской литературе и внес вклад в развитие мировой литературы в целом.

Источник

Русский символизм

Из Википедии — свободной энциклопедии

Что нового внес символизм в русскую поэзию

Русский символизм — направление в литературе и искусстве России конца XIX — первой четверти XX века. Русский символизм реализуется как масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре. Многие представители русского символизма приносят в это направление новое, зачастую не имеющее ничего общего с французскими предшественниками.

В русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля; даже среди богатого оригиналами символизма во Франции не встретишь такого разнообразия и таких не похожих друг на друга примеров. Помимо поисков новых литературных перспектив в форме и тематике, возможно, единственное, что объединяло русских символистов — это недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов. «Мысль изречённая — есть ложь» — стих русского поэта Фёдора Тютчева — предшественника русского символизма.

В начале XX века символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается серебряный век русской литературы. В эпоху своего расцвета всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма — даже внешне враждебные направления (футуристы, «Кузница» и др.) во многом пользуются символистским материалом и начинают с отрицаний символизма.

Источник

Символизм в русской поэзии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Становление символизма в русской поэзии

Период с конца 19 до начала 20 века стал временем яркого расцвета русской литературы. Этот период получил название «серебряного века» русской литературы. Так же, как и всей жизни русского общества того времени, русской культуре были свойственны глубокие противоречия. В этот период времени в русской литературе возникло множество модернистских течений, одним из которых является символизм. Символизм был самым первым модернистским течением и самым значительным.

Символизмом называется направление в искусстве, которое возникло на рубеже 20-г века и было сосредоточено на художественном выражении идей, находящихся за пределами чувственного восприятия, посредством символом.

Представителей этого течения называли символистами. Символисты выражали тоску по духовной свободе. Они находились в поиске идеальной сущности мира, его подлинной, вечной красоты.

Становление символизма в русской литературе происходило под воздействием западной поэзии, где символизм появился гораздо раньше. Однако, необходимо отметить отрицание русскими символистами принципиальной зависимости от западноевропейской литературы. Представители русского символизма пытались отыскать корни в отечественной поэзии, в стихах Тютчева, Фета и Феофанова.

Большое влияние на русских символистов оказал поэт и философ В. Соловьев. В его учении было заложено представление о том, что существует два мира – земной и высший. Это представление сложилось под влиянием Платона, древнегреческого философа. Эта идея была принята символистами, поэтому они представляли поэта как некоего мага, обладающего способностью приобщаться к высшему миру, наделенного силой прозрения. Полученные таким образом тайные знания поэт-символист стремится воплотить в своем творчестве.

Готовые работы на аналогичную тему

Символисты выработали свою философию искусства и собственные эстетические принципы. Эти принципы не являлись едиными, они представляли собой эклектическую смесь, состоящую из разных субъективно-идеалистических и дуалистических концепций.

Развитие символизма в России происходило по двум главным направлениям:

Эти два направления в поэзии многих известных символистов часто пересекались и переплетались. Особенно это заметно в творчестве Андрея Белого и Вячеслава Иванова.

Исходя из особенностей мировоззренческой позиции и времени возникновения, в отечественном символизме выделяют две волны:

Символистов этих периодов разделял не столько возраст, сколько разница в понимании мира, мироощущении и направленности творчества. Эстетика и философия символизма формировались под воздействием разных учений, начиная от взглядов древнегреческого философа Платона заканчивая философскими системами Ф. Ницше, В. Соловьева.

Характерной чертой русского символизма является наличие широкой периферийной зоны. Это связано с тем, что к символистской школе примыкало достаточно много крупных поэтов, которые не являлись ортодоксальными последователями этого направления и не исповедовали ее программу. Среди таких поэтов Михаил Кузьмин и Максимилиан Волошин.

Падение символистской школы

Символизм оказывал воздействие и на молодых поэтов, которые входили в другие кружки и относились к другим школам. В 1910 году между представителями символизма возникли противоречия, которые привели к возникновению ряда теоретических формулировок, в результате чего символизм разделился на два течения – «философов» и «эстетов».

Таким образом, символизм себя изжил, и начался процесс распада этого течения, который происходил по двум причинам:

Все это привело к тому, что в 1910-х годах поколение молодых поэтов покинуло ряды символистов и образовало объединение акмеистов, которое стало противопоставлением школе символизма. Направление футуризма тоже высмеивало принципы символизма, наделав много шума на литературной арене.

Протест против символизма выражался и в творчестве поэтов, которые не относили себя ни к футуристам, ни к акмеистам, но выступали в рамках своего творчества в защиту простоты, ясности и прочности поэтического стиля. Символизм в этот период лишился своей динамики, а символистская школа застряла в своих традициях и отстала от темпа меняющейся жизни, что привело к ее упадку. Символизм в эти годы не дал новых имен. Однако насчет даты окончательного крушения символистской школы среди историков литературы не существует единого мнения. Одни считают, что падение школы символизма произошло в 1910 году, другие – что в начале 1920-х годов.

Несмотря на противоречивость взглядов со стороны большого числа критиков, необходимо отметить вклад, который внес символизм в русскую поэтическую культуру. Он ее обогатил, принес огромное количество новшеств. Именно благодаря символистской школе русская поэзия получила характерную способность к открытию в слове новых оттенков и граней смысла. Поэтическое слово благодаря символизму приобрело многозначность и подвижность, которые до этого были неведомы. Ритмические возможности русского стиха расширились, а строфика стала гораздо более разнообразной. А поиски представителей данного течения в области поэтической фонетики оказались особенно плодотворными. Таким образом, символистское течение дало литературе огромное множество превосходных произведений, которые пополнили сокровищницу русской поэзии и которые будут почитаемы представителями следующих поколений.

Источник

Новый символизм

(Данная статья написана и для литературоведов, и для критиков, и, прежде всего, для простого читателя, незнакомого с историей «символизма», как литературного течения. Поэтому язык данной статьи не «литературоведческий», а «исследовательский». Эта статья необходима, для того, что бы выработать положения «символизма» как литературного стиля, в нынешнее время. Статья дискуссионная, многие ее положения, в принципе, подлежат оспариванию в дискуссии, так как эта статья необходима для ВЫРАБОТКИ ТЕЗИСОВ «нового символизма»).

1. Что такой символизм и почему символизм представляет собой объектно-экспериментальное направление в литературе?

Сразу же вам скажу, что при дальнейшем прочтении данной статьи, вам придется выбросить из головы ту примитивную формулировку символизма, которую вам давали на уроках литературы. Помните: «символизм, это когда произведение написано языком символов и мистических образов»? И в качестве ближайшего примера приводили сборник раннего Блока «Стихи о прекрасной даме». Впринципе сказать так, значит вообще ни чего не сказать о символизме. Это значит вообще ни как не знать и не понимать данное литературное течение. Подлинная формулировка символизма, как творческого направления выглядит так:

Символизм – художественный стиль, зародившейся в конце XIX века во Франции, наиболее известные представители символизма: П. Верлен, А. Рембо, Лотреамон, А Жид, П. Валери. Символизм представляет собой творческий стиль написания произведения языком символов и художественных образов. Символ по определению самих символистов представляет собой образ не описывающий некоторое явление жизни, а лишь указывающий на него, (формулировка взята из «Энциклопедического словаря»)

Эта формулировка плавно вытекает из утверждения И. Канта:

«Символы возникают как «косвенные изображения по аналогии», то есть путем «перенесения рефлексии с предмета созерцания НА СОВЕРШЕННО ДРУГОЕ ПОНЯТИЕ, которому, вполне вероятно, созерцание никогда не сможет прямо соответствовать».

Таким образом, перефразируя,

«Символ есть отображение скрытой рефлексии индивидуума, на происходящие вокруг него изменения материальных и временных субстанций. Символом индивидуум обозначает эти изменения, и определяет «ЯЗЫК СИМВОЛОВ», систематизирующий все эти изменения. При этом сами символы, присутствующие в «языке символов» НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЯМЫМ ОТОБРАЖЕНИЕМ ПРОИЗХОДЯЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ» (последнее определение уже мое)

Теперь что говорит по этому поводу А. Белый:
1) символ всегда отражает действительность,
2) символ есть образ, видоизмененный переживанием,
3) форма художественного образа неотделима от содержания.

Эмиль Верхан добавляет в статье от 1887 года «Символизм» следующее: «Символ окончательно проявляется в идее: он сублимация ощущений и эмоций, он не показывает, а подразумевает, он отмечает частности, факты и детали».

И, наконец, Эрнест Рейно в статье «О символизме» от 1888 года говорит следующее: «единственная цель стихотворения – красота». Далее он говорит (там же) – «эстетические формы стихотворения есть СИМВОЛЫ. Символ тогда определяется, как изображение или образ, выражающий некое сугубо духовное явление. Стихотворение призванное будить эстетическую эмоцию СИМВОЛИЧНО.

К этому я могу добавить, как представитель данного литературного течения уже в наши дни, что символизм литературное течение, стремящееся выработать новый эстетический язык и новое понимание текста. Т. е. если вы не понимаете языка непрерывно «падающих» образов, за каждым из которых стоит определенная поэтическая сублимация, значит вы не символист. Без понимания «символистического языка», вы не сложите понять и «символистическую» поэзию.
Все просто…

Приведу пример (из себя по принципу «вредности», хотя мог привести из любого другого автора):

Дон Кихот на Россинанте,
Беллерофонт на Пегасе…
А противник один – Химеры.

Все повторяется за разом раз,
Не имеют значения тысячи лет:
Ланселот, Дон Кихот, Геракл, Самсон…
У всех один враг…
… Химеры.

В этом абсолютно рядовом стихе присутствует восемь символом, попробуйте их отыскать. Если справились, значит, вы символист.

2. История символизма.

Теперь галопом по истории:
Как литературное течение символизм сформировался… после смерти практически всех его теоретиков, начиная от Канта и Шеллинга кончая А. Рембо и Лотреамоном. Фактически окончательно он был признан как литературное течение только в 80-е годы XIX века. Родиной символизма надо считать Францию.

Однако, Г. К. Косиков очень четко и совершенно правильно указывает на наличие символистического содержания и в трудах «неоплатоников», и в поэзии Ф. Виньйона, и в живописи И. Босха, и в философии Спинозы. Таким образом, получается, что в отличие от «реализма», «романтизма» и «классицизма» в той же литературе, корни символизма практически ни как не определяются. И нет ни какого реального порогового временного определения данного литературного течения.

В последствии, французский символизм породил «дадаизм», «сюрреализм», «экзистенциализм», и «постмодернизм» (вот на последнее чаще всего и ссылаются, когда говорят о современном или «новом символизме», я лично такую точку зрения не разделяю). Русский символизм, как и все «русское» возникший а-последствии зарубежным культурным течениям, все таки сумел выработать из свое среды «футуризм» и «акмеизм» (представителями последнего были Н. Гумилев и О. Мандельштам). Вы можете обратить внимание, что практически все направления, вышедшие из символизма носили характер «экспериментальной литературы». При этом, внимательный исследователь может легко убедится, что положения выработанные «французским символизмом» опережали аналогичные выводы, прозвучавшие уже в «русском», примерно на 25 – 30 лет. Но французский символизм переформировался лишь в 30–ые годы прошлого (XX-го) века, тогда как русский, был ФАКТИЧЕСКИ УНИЧТОЖЕН уже в 20-ых годах того же столетия. Таким образом «русский» символизм, в отличие, от «французского» имел в два раза меньше времени на свое развитие и фактически был ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО УНИЧТОЖЕН ВЛАСТЬЮ.

Так же как и французский символизм, русский породил настоящий фейерверк имен! Практически все кого мы знаем из «серебренного века», так или иначе прошли через символизм (начиная от Бальмонта и заканчивая… В. Хлебниковым). Он дал и своих теоретиков в лице Бальмонта,
В. Брюсова, Вяч. Иванова и А. Белого. В отличие от «французского», который носил характер «агрессивного экспериментального направления в литературе, раздвигающего сознание зрителя», «русский», на мой взгляд, остановился только на отработке «символистического языка», т. е. на самом раннем этапе развития, как литературного течения. Поэтому, не смотря на колоссальный фейерверк имен, он не имел тех последствий для мировой литературы, как «французский». К сожалению, но это факт…

Более того, русский символизм, как «реакционное буржуазное течение» был отвергнут НОВОЙ ВЛАСТЬЮ и в период бешенного развития, подержанными ею, «футуризмом» и «искусства ради искусства» был фактически стерт с лица земли. Вместе с уходом символизма, постепенно прекратился поиск эстетических форм в поэзии, и постепенно поэзия стала неинтересна и даже догматична. Даже в лице поэтов «экспериментального» направления А. Вознесенского или Е. Рейна, она застопорилась на все тех же ритмических и сторофических схемах, которые были выработанные еще сто лет назад Бальмонтом, А Белым, А. Блоком и Н. Гумилевым.

Что касается «футуризма», то он так же был уничтожен властью, и умер сразу же после смерти (вполне возможно насильственной), своего последнего теоретика В. Маяковского.

Та поэзия, которую я наблюдал в таких журналах как «Урал», «Наш современник», «Литературное обозрение» и т. д. практически вся покоится на предельно «элементарных» ритмических и строфических комбинациях.

Отсюда следует вывод, что с уходом «символизма» и вышедшего из него «футуризма» в русской поэзии УШЕЛ ПОИСК НОВЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ ФОРМ.
И, прежде всего, это касается «акцентного ритма».

Таким образом, новая «экспериментальная» поэзия, может выйти сегодня только из «нового символизма» (это утверждение может подлежать оспариванию, однако я готов его отстаивать даже перед самыми авторитетными на сегодняшний день литературоведами).

3. Формулировка «нового символизма».

Во-первых, почему я стал символистом? По тому же самому принципу, что и А. Белый: «Я НИ КАК НЕ СТАЛ И НИ КОГДА НЕ СТАНОВИЛСЯ, НО ВСЕГДА БЫЛ СИМВОЛИСТОМ». У меня не было литературоведческой школы и литературоведческого образования. Я просто сам, совершенно произвольно, и очень скоро вышел на те же принципы, на которые вышел А. Белый (эти три принципа перечислены выше). Более того, то, что я символист, я понял только после того, как прочел теоретические статьи А. Белого. Его взгляды на поэзию совпали с моими, что называется «один в один». Это произошло 10 лет назад. Все принципы и взгляды на поэзию А. Белого совпали с моими принципами и взглядами, причем свои принципы я выработал сам, путем проб и ошибок. Т. е. в условиях отсутствия информации я прошел весь необходимый путь самостоятельно и без подсказок «учителей».

Подобное отношение к творчеству, на мой взгляд, необходимо любому, кто действительно хочет открыть новые поэтические формы.

Мое литературоведческое образование по прежнему действительно слабое, однако я могу самостоятельно выработать тезисы, подлежащие оспариванию литературоведами.

Теперь формулировка «нового символизма»:

НОВЫМ СИМВОЛИЗМОМ ДОЛЖНО СЧИТАТЬСЯ ТО ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КОТОРОЕ НАПИСАНО «ЯЗЫКОМ СИМВОЛОВ» И СОДЕРЖИТ ПОИСК НОВЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ ФОРМ, НЕ ИЗВЕСТНЫХ РАНЕЕ.

Это может быть экспериментальная поэзия «футуристического» содержания, может быть «экспериментальная» лирика, может быть «поэзия галлюцинаций» и даже… «экспериментальная» поэзия для детей. В любом случае, «новый символизм», ЭТО ГИПЕРЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ. Основные положения «нового символизма» полностью аналогичны высказанным выше трем положениям А. Белого.
Приведем их снова:

4) символ всегда отражает действительность,
5) символ есть образ, видоизмененный переживанием,
6) форма художественного образа неотделима от содержания.

Всех этих трех основополагающих принципа должны придерживаться те, кто считает себя «символистом». Чем виртуозней исполнена форма стиха, тем она убедительней. Чем сложнее она, тем более убедительно она впишется в «язык символов». Чем сильнее и точнее «образ» «материализующейся» в виде символа и чем честнее он, тем он убедительней он будет звучать в чисто эмоциональном плане.

ПОЭТ СИМВОЛИСТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО ОН НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЛГАТЬ!
ни кому и ни когда.

Теперь самое последнее:
Символизм это единственное литературное течение, которое не выдает зрителю готовые решения и готовые мысли, А ЗАСТАВЛЯЕТ ЕГО САМОГО ДУМАТЬ, В ХОДЕ ПРОЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ. Таким образом, ЛЮБОЙ СИМВОЛИЗМ КОНТР-КОМФОРМИСТКИЙ.
Т. е. символизм не имеет право на «банальный» или «механический» взгляд, на любую проблему: будь-то «любовь», «актуальность», «жизненные отношения», «мистика», или просто зарисовки окружающей действительности.

Любой символизм противоречит «чернухе», поскольку «чернуха» по определению «предельно упрощенный и фотографический взгляд на окружающую действительность».

Любой символизм должен заставлять зрителя ДУМАТЬ САМОМУ. Любой символизм должен приручать зрителя к «языку символов и образов».

В этом смысле «постмодернизм» тоже может считаться одним из подразделов символизма, но в отличие от символизма как такого, он не эстетичен по определению.

Символистические произведения должны быть ЭСТЕТИЧНЫ.

Это касается и прозы и поэзии и драматургии.

4. Направления дальнейшей дискуссии.

При подтверждении всех вышеперечисленных принципов, дальнейшая дискуссия может идти по трем направлениям: критика «постмодернизма», критика «суровой» социальной литературы (формулировку оной я могу дать в следующей статье) и разработка положений, для формирования НОВОГО символистического языка, соответствующего изменившемуся за столетие творческого «разрыва» мышлению человека.

5. Источники данной статьи:

1) «Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон». Г. К. Косиков, 1993 г..
2) «Литературный манифест. Символизм». Жан Мореас, 1886 г.
3) «Символистическое искусство». Жорж Ванор, 1889 г.
4) «Символизм». Эмиль Верхарн, 1887 г.
5) «О символизме». Эрнест Рейно, 1888 г.
(все эти указанные источники приведены в книге: «Поэзия французского символизма», М. Издательство Московского Университета, 1993г.
6) Статьи А. Белого: «Магия слов», «Философия культуры», «Символизм, как миропонимание», к сожалению даты публикаций указать не могу, взяты статьи из сборника А. Белого «Символизм, как миропонимание», М. Республика, 1994г.
7) «Критика практического разума» И. Кант.
8) «Мысль, вооруженная рифмами», В. Е. Холшевников, Л. Издательство Ленинградского Университета. 1984.
9) «Дионис и прадионисийство», Вяч. Иванов, С-Пет., Алетейя, 1994 (репринтное издание).

Источник

Символизм в русской литературе: отличительные черты, представители

В конце 19 века в искусстве и литературе России сформировалось новое направление – модернизм. В нем слилось несколько течений, и одно из самых мощных было символизмом. Однако это течение было свойственно не только русской литературе, но и зарубежной. Строго говоря, зародилось оно не у нас, а во Франции, однако русский символизм отличался от французского и был более многогранным. Без понимания этого течения и художественного метода невозможно составить представление о литературе Серебряного века. Поэтому сегодня я напомню вам, как проявлялся символизм в русской литературе, каковы были его основные черты. Вкратце расскажу и об основных представителях этого направления в русской литературе.

История появления и развития символизма в русской литературе

Символизм зародился в конце 1880-х годов во Франции. Его появление в литературе связывают с именем Жана Мореаса, который в 1886 году опубликовал манифест «Le Symbolisme». Ключевыми понятиями поэтики, если принимать во внимание эту работу, нужно признать символ и идею. Все явления этого мира, по мнению теоретика французского символизма, являются отражениями мира идей, и именно с этой точки зрения представляют интерес для символизма.

Что нового внес символизм в русскую поэзию

Наиболее известными французскими символистами были П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо. Родоначальником французского символизма называют Ш. Бодлера.

Поэзия французских поэтов символистов – это поток ощущений. Основой их художественного метода является идеализированная чувственность. Типичное не представляет для них интереса, они ищут единственное и неповторимое. Эмоции в их лирике беспредметны.

Формирование символизма в России происходило, с одной стороны, под влиянием вышеперечисленных авторов, с другой стороны, русский символизм имел собственные корни. К слову сказать, поэты, стоявшие у истоков интересующего нас литературного направления в нашей стране, не признавали влияния на их творчество западной литературы. Своими предтечами они называли Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Манифестом русского символизма стала книга Д.М. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», изданная в 1893 году в Санкт-Петербурге, где и проживал ее автор. Это была публикация его лекции, впервые прочитанной в 1891 году. В этой работе Дмитрий Мережковский обозначил ключевые элементы символизма (или «нового искусства»): мистическое содержание, расширение художественной впечатлительности и символизацию.

Параллельно в Москве В. Брюсов и его сокурсник А. Митропольский работали над альманахом «Русские символисты» (1894—1895 гг.).

С первым этапом развития русского символизма связывают также имена З. Гиппиус (супруги Д. Мережскоского), К. Бальмонта и Ф. Сологуба. Последний творил сам по себе, не примыкая к какой-либо школе.

Что нового внес символизм в русскую поэзиюД. Мережковский и З. Гиппиус

Второй этап развития русского символизма пришелся на начало 20 века. Наиболее яркими представителями младосимволистов были А. Белый, А. Блок, В. Иванов, С. Соловьев. Большое влияние на их творчество оказала философия В. Соловьева. Его учение базировалось на концепции двоемирия и образе святой Софии, которая олицетворяла ветхозаветную и платоновскую мудрость. Младосимволисты именовали ее Вечной Женственностью, Девой Радужных Ворот, Мировой Душой и Прекрасной Дамой. Они ожидали явления Вечной Жены и видели знаки ее грядущего воплощения в чертах своих любимых женщин: А. Блок – в лице Любови Менделеевой, А. Белый (Бугаев) – в лице Маргариты Морозовой.

Также на этот период приходилось творчество символистов И. Анненского, М. Волошина и многих других авторов.

Площадкой, объединяющей символистов старой и новой школы, стал журнал «Весы» (1904 – 1909 гг.), который выпускался издательством «Скорпион». Также художественно-печатными органами русских символистов были журналы «Аполлон» и «Золотое руно».

Просуществовал символизм в русской литературе не долго. Уже в 1910-х годах он начал угасать, а к 1920-м годам от него остались лишь слабые отголоски.

Что нового внес символизм в русскую поэзиюВ. Брюсов и К. Бальмонт

Основные черты русского символизма

Приведу основные черты русского символизма:

Главной особенностью символизма является использование символов. Реалистический символ связан с объективной сущностью предметов и явлений, символический – с субъективным представлением поэта о мире. Во всех вещах и словах символисты искали знаки чего-то другого. При этом они не заботились о том, чтобы их символы были понятны читателю. Более того, символы многозначны, из-за чего чтение произведений символистов тоже превращается в творчество.

Что нового внес символизм в русскую поэзию

В. Брюсов: «Этот мир – иного мира тень,

Эти думы внушены оттуда,

Эти строки – первая ступень».

Ф. Сологуб: «Символ – окно в бесконечность».

Вяч. Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении».

«Образы выпотрошены, как чучела, и набиты чужим содержанием, – критиковал символистов О. Мандельштам. – Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».

Символистским произведение можно назвать, основываясь на характерных признаках символизма. Вот они:

Для достижения целей символистов больше подходили лирические жанры (стихотворение, элегия, ода), но использовались и другие:

Причем пьесы могли писаться в стихах.

Исследователи русского символизма выделяют еще один жанр, присущий именно этому течению. Это книга (или цикл стихотворений). Произведения символистов часто издавались сборниками, и были связаны друг с другом. Это помогало создавать собственную мифологию.

Что нового внес символизм в русскую поэзиюА. Белый, А. Блок, В. Иванов

Представители русского символизма

Представителей символизма в русской литературе принято делить на две группы. Это «старшие» и «младшие» символисты. К первым относят Д. Мережковского, З. Гиппиус, К. Бальмонта, В. Брюсова и Ф. Сологуба, ко вторым – А. Белого, А. Блока, В. Иванова, С. Соловьева, И. Анненского, М. Волошина и других авторов.

«Старших» и «младших» символистов разделял не только период, на который пришлось начало их творческого пути, но и разный взгляд на искусство. Различия между концепцией символизма «старших» и «младших» символистов я занесла в таблицу.

Концепция символизма «старших» символистовКонцепция символизма «младших» символистов
Поиск тайн осуществляется в мире сокровенного «я», По словам В. Брюсова, секрет «нового искусства» заключается в осознании «глубокой мысли, что весь мир во мне». Во главе угла – самовыражение художника. Эгоцентризм (поэт – гений, теург, Бог)Поиск тайн осуществляется в «туманной Вечности». Развивая учение В. Соловьева, младосимволисты ожидали воплощения в этом мире небесной мудрости и красоты, освобождения «мировой души» как женского начала из плена косной материи. Во главе угла – теологические и философские искания. Поэт – пророк, призванный помочь спасти человечество (в духовном плане)
Искусство – возможность скрыться от обыденности в мир фантазий и глубинного «я»Миссия искусства – спасение мира
Искусство существует ради искусства (отсюда и давление формы над содержанием)Искусство дает возможность приобщиться к религии и через нее обрести спасение
Невозможность изменения реальностиИскусство может и должно изменять реальность
Религиозно-мистическое содержание произведенийРелигиозно-нравственное содержание произведений

Концепция «старших» символистов опиралась на философию Ницше и Шопенгауэра, а «младших» символистов – на учение В. Соловьева.

Вкратце расскажу об основных представителях обоих течений русского символизма.

Символизм в России просуществовал менее четверти века. Для литературного направления это очень небольшой срок. Однако на дальнейшее развитие литературы творчество символистов оказало огромное влияние. Без него литература 20 века была бы совсем другой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *