Что нового в органы местного управления внесли земская и городская реформы

Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г.

Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права.

Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог.

Впервые упоминание о земской реформе связано с 25 марта 1859 г., когда высочайшим повелением государя были окончательно определены основные положения будущего устройства всего местного хозяйственно-распорядительного управления – принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Земская реформа проводилась на основе «Положения о губернских и уездных земских учреждениях».

Сущность земской реформы заключается в привлечении общественных масс к участию в хозяйственно-административном управлении на местах (уездах и городах); реформа устанавливала регулирование капиталов, имущества и деньгами земства, содержания земских зданий и путей сообщения, учреждениями здравоохранения, образования и т. д.

Выделялись исполнительные и распорядительные органы самоуправления. Распорядительным органом в этот период времени является уездное земское собрание. Во главе его стоял местный предводитель дворянства.

Формировались губернские собрания из представителей земских собраний.

Исполнительные органы на местах – земские и губернские управы. Управы состояли из председателя и двух членов.

Городская реформа была проведена в 1870 г., в результате которой было введено городское управление.

Причины городского самоуправления – необходимость административно-хозяйственного управления в городе.

16 июля 1870 г. было принято «Городовое положение». С этого момента было положено начало городской реформе.

Сущность реформы заключалась во введении системы органов городского общественного управления (городское избирательное собрание и городская дума с городской управой).

Городская дума – выборный орган, возглавляемый городским головой. Городской голова назначался из кандидатов, предложенных думой или губернатором, министром внутренних дел, в Москве и Петербурге – императором.

Кандидаты в городскую думу должны были отвечать возрастному цензу (25 лет) и имущественному. Этот ценз определялся по куриям налогоплательщиков.

Курии налогоплательщиков: наибольшая часть налогов; на треть меньше; еще на треть меньше.

Не могли быть выбраны в земские органы власти осужденные лица, отрешенные от должности, подследственные либо лишенные духовного сана.

Бюджет городских учреждений формировался из отчислений на социальную сферу (учебные, благотворительные заведения и т. п.) и содержания тюрем, полиции, местных воинских частей. Распределением бюджетных средств ведал губернатор.

Источник

Реформа местного самоуправления (земская и городская)

Что нового в органы местного управления внесли земская и городская реформы Что нового в органы местного управления внесли земская и городская реформы Что нового в органы местного управления внесли земская и городская реформы Что нового в органы местного управления внесли земская и городская реформы

Что нового в органы местного управления внесли земская и городская реформы

Что нового в органы местного управления внесли земская и городская реформы

Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни. Самодержавная монархия превращалась в буржуазную монархию.

В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления — земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

В ведении земств находились вопросы местного значения:

· строительство и содержание дорог на местах;

· открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

· оказание продовольственной помощи населению в неурожайные годы;

· оказание агрономической помощи крестьянам;

· сбор статистических сведений.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выполнявшие функции распорядительных органов, и земские управы — исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели (только мужчины) делились на три курии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (городская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В земские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сословий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.

Несмотря на то что сфера деятельности земств была ограниченной, они сыграли позитивную роль в культурной и хозяйственной жизни на местах. Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппозиционной силой бюрократии и самодержавию.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы; они ведали в основном хозяйственными вопросами:

· благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

· организация местного здравоохранения, открытие больниц

· забота о народном образовании, открытие школ

· открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

· содержание полиции, тюрем;

· организация противопожарных мер;

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В общественном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались политикой.

Источник

История Росcии. 19 век. 8 класс

Одной из важнейших реформ Александра II стало создание органов местного самоуправления – земств. Назначаемые ранее чиновники довели хозяйственное состояние, здравоохранение, просвещение на местах до крайнего расстройства.. Кроме того, проводя эту реформу, власть хотела каким-то образом возместить дворянам потерю власти над крепостными крестьянами, дать им некоторую власть в земствах. Власть рассчитывала и на то, что на местах начнут заниматься делами, что отвлечет либерально настроенную часть общества от всяких «политических мечтаний».

1 января 1864 года императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного управления – земств ( в волостях земства не создавались).

В систему земских учреждений входили:

— Земские избирательные съезды, задача которых ограничивалась избранием один раз в три года земских гласных (т.е. выборных членов городских собраний);

3. Земские управы были исполнительными органами земских учреждений. Их личный состав избирался на первом заседании земского собрания нового созыва. Чиновники местных казенных палат, уездных казначейств, лица духовного звания были лишены этого права.

Заседание Земской уездной управы.

Круг вопросов, которые решали земские учреждения:

· Строительство путей сообщения

· Сооружение и содержание школ, больниц

· Развитие местной торговли и промышленности и т.д

За законностью действий земств следил губернатор.

Материальной основой земств был налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Недостатки и историческое значение Земской реформы

1.Логическим завершением земской реформы должен был стать общероссийский орган народного представительства. Но этого не произошло.

2.Земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы. Не было органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств.

4.Не решившись сделать земства исключительно дворянскими учреждениями, правительство законодательным путем все же внедрило в руководство земств представителей этого сословия: председателями земских собраний стали предводители губернского и уездного дворянства.

5.Отсутствие достаточных материальных средств (они формировались за счет обложения специальным налогом местного населения; в 1866 г. было запрещено облагать торговые и промышленные предприятия) и собственного исполнительного аппарата усиливало зависимость земств от правительственных органов.

6.Не выдержан был принцип всесословности. Выборы фактически строились по сословному признаку.

Все же земствам удалось внести значительный вклад в развитие местного хозяйства, промышленности, средств связи, здравоохранения и народного просвещения.

1. Без сомнения, земства сыграли выдающуюся роль в поднятии культурного уровня русской деревни в распространении грамотности среди крестьян. К 1880 году на селе было открыто 12 тыс. земских школ, а за полвека своей деятельности земства открыли 28 тыс. школ. За это время в земских школах получили образование 2 млн. крестьянских детей. Земства подготовили за свой счет 45 тыс. учителей и значительно подняли материальный и общественный статус народного учителя. Земские школы считались лучшими.

2.Не менее велика и роль земства в развитии здравоохранения в Европейской России. Медицинские учреждения на селе, хотя еще и малочисленные и несовершенные, целиком были созданы земствами. Земские больницы были открыты для всех слоев крестьянства, до этого практически лишенного какой бы то ни было медицинской помощи. Земские врачи стали проводить на селе прививки от оспы. Они предотвратили распространение ряда эпидемических заболеваний. Благодаря усилиям земских врачей показатель смертности среди крестьян сократился с 3,7 до 2,8% (в расчете на 100 чел.).

3.Широкое распространение в земствах получила организация мелкого поземельного кредита для содействия сельским общинам в покупке и аренде земли.

4.Деятельность земских учреждений в России не ограничивалась только культурно-хозяйственными вопросами. Они стремились играть роль и в политической жизни страны. Поэтому в рамках земства в России возникло в пореформенный период оппозиционное самодержавию политическое течение, получившее в исторической литературе название земского либерального движения.

Дополнительные сведения.
Земства сыграли большую роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: в организации мелкого кредита путем организации крестьянских ссудо-сберегательных товариществ, в устройстве почт, дорожном строительстве, в развитии страхования, в медицинской и ветеринарной помощи на селе, в деле народного просвещения. К 1880 г. было открыто 12 тыс. земских школ. За это время в земских школах получили образование до двух миллионов крестьянских детей. Земства подготовили за свой счет 45 тыс. учителей и значительно подняли материальный и общественный статус народного учителя. Земские школы считались лучшими. По их образцу стали действовать и школы Мин. проса. Медицинские учреждения на селе, хотя еще и малочисленные и несовершенные, целиком были созданы земствами. На средства земств были созданы фельдшерские курсы специально для села. Благодаря усилиям земских врачей показатель смертности среди крестьян сократился с 3,75 до 2,8%. Велика роль земств в статистическом изучении народного хозяйства, в первую очередь крестьянского. Российская статистика считалась самой лучшей в мире по богатству, точности и ценности собранных ею сведений. И поныне изучение экономики пореформенной России невозможно без привлечения ее материалов.

В 1870 году по типу земской была проведена городская реформа.

Она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждениями – городскими думами и городскими управами.

Правом выбора в городскую думу пользовались мужчины, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели в соответствии с величиной уплачиваемых сборов делились на 3 курии:

1- Крупные владельцы домов, торговых и промышленных предприятий.

2- Мелкие налогоплательщики

При этом каждая курия избирала равное число гласных, что обеспечивало преобладание крупных собственников.

Они избирались раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. Требования к избирателю были следующими:

Избиратель не должен быть судим, снят с должности или находиться под следствием. По статье 24 «Городового положения» составлялся список избирателей, отсортированный по уплачиваемым за год налогам. К первой избирательной группе (собранию, разряду) относились уплачивавшие одну треть общего сбора налогов, ко второй — также уплачивающие треть, а к третьей — все остальные избиратели. Составленный список по разрядам отправлялся на утверждение городской думой. Городской глава избирался губернатором (в крупных городах — министром внутренних дел) из числа гласных.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Источник

Земская (1864) и городская (1870) реформы

Земская (1864) и городская (1870) реформы

После освобождения крестьян в России образовывался новый слой граждан, для которых необходимо было создать новую социальную нишу, упорядочить их новое положение, организовать управление ими, так как раньше крепостные крестьяне находились под властью помещика. Для этих целей учреждались все сословные органы местного самоуправления – земства.

В основу избирательной системы земств были положены имущественный ценз и куриальный принцип.

– Первая курия – землевладельческая – составлялась из землевладельцев уезда, владевших 200–800 десятинами земли или собственностью в 15 тыс. рублей.

– Вторая – городская – составлялась из горожан с оборотом в 6 тыс. рублей.

– Третья – сельских крестьянских обществ – избиралась многоступенчато.

На сельских сходах избирались выборщики на волостной сход, на нем – выборщики в курию на уездный съезд. Уездный съезд из трех курий избирал гласных в уездное земское собрание, которое избирало гласных в губернское земское собрание.

Земские органы делились на распорядительные – собрания гласных и исполнительные – земские управы.

Компетенция земских органов включала вопросы местного хозяйства, утверждение смет, распределение земских налогов и государственных податей, устройство учебных и благотворительных заведений.

Из общих губернских повинностей в ведении земских учреждений находились:

1) устройство и содержание дорог, мостов, перевозов и верстовых столбов;

2) наем домов для рекрутских присутствий, становых приставов и судебных следователей;

3) содержание подвод при полицейских управлениях и становых квартирах;

4) содержание посредников по специальному межеванию и канцелярий посреднических комиссий;

5) содержание местных (по крестьянским делам) учреждений;

6) содержание статистических комитетов.

Губернские и уездные земские управы были исполнительными органами земских учреждений в период между съездами.

Кроме непосредственного исполнения распоряжений земских собраний в обязанности управ входило:

– составление смет, раскладок и отчетов;

– подготовка нужных собранию сведений и заключений;

– надзор за поступлением земских доходов и расходование земских сумм;

– представление в суде интересов земства по имущественным делам;

– распоряжение о своевременном созыве и открытии земских собраний.

Закон обязывал земские учреждения заниматься местными делами строго в пределах территории губернии или уезда. Для заведования принадлежащим земству недвижимым имуществом, заведениями, учреждениями избирались уполномоченные.

На ежегодных сессиях управы отчитывались перед собранием: о хозяйственных операциях, производившихся в течение года на суммы земства; состоянии имущества земства; состоянии находящихся в их ведении заведений; размере и распределении отправленных в течение года натуральных повинностей. Для проверки земской отчетности из гласных формировались ревизионные комиссии. Заключения их о деятельности управ поступали на утверждение земских собраний.

Должностные лица земских управ (председатель и члены управы) не пользовались правами государственных служащих. Содержание им выплачивалось по усмотрению собраний из земских средств.

«Городовое положение» 1870 г. вводило в городах бессословные органы – городские думы, также формировавшиеся на основе имущественного ценза. В зависимости от размеров уплачиваемого налога городские избиратели делились на три курии. Каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу. Городские органы также подразделялись на распорядительные – городская дума – и исполнительные – городская управа под председательством городского головы – органы. Компетенция думы ограничивалась хозяйственными вопросами городского строительства и торговли, промышленности, здравоохранения и образования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 22. ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СУДЕБНАЯ РЕФОРМЫ

§ 22. ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СУДЕБНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. Отмена крепостного права положила начало периоду реформ. Получение крестьянами личной свободы повлекло за собой формирование новой системы местного самоуправления. Этим вопросом с 1858 г. занималась комиссия

Земская рознь

Земская рознь Политическая свобода помогла Новгороду широко развернуть свои общественные силы, особенно на торгово-промышленном поприще. Начало автономии легло и в основу политического быта местных миров, из которых сложилась Новгородская земля. Но при неумелом или

116. Земская рать

116. Земская рать В 1922 г. коммунистическое руководство наметило ликвидировать последние очаги «белогвардейщины», еще сохранившиеся на востоке. На подавление якутского восстания командующий 5-й советской армией Уборевич направил Гонготскую кавдивизию Каландаришвили. Но

Земская реформа

Земская реформа Земская реформа была четвертым и последним моментом в переустройстве местного управления. Она состояла в попытке совсем отменить кормления, заменив наместников и волостелей выборными общественными властями, поручив самим земским мирам не только

16. ЗЕМСКАЯ РУСЬ

16. ЗЕМСКАЯ РУСЬ Но давайте сделаем отступление и посмотрим, что же представляло собой Российское государство той эпохи? Между прочим, я преднамеренно не употребляю термин “Московия”, принятый некоторыми нашими историками, подхватившими его у иностранцев. Сами русские

12.2. Реформы 1860–1870-х гг

12.2. Реформы 1860–1870-х гг Крестьянская реформа повлекла за собой реформы в других сферах общества.Важным событием стало осуществление с 1 января 1864 г. земской реформы. В уездах и губерниях создавались органы местного самоуправления, которые занимались вопросами

§ 2. Внутренняя политика Александра II в 1860-1870-е гг. Либеральные реформы

§ 2. Внутренняя политика Александра II в 1860-1870-е гг. Либеральные реформы Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Реформы в России были не причиной, а следствием

Реформы 1860–1870 гг.

Реформы 1860–1870 гг. Отмена крепостного права вызвала необходимость проведения ряда других социально-экономических реформ. Земская реформа. С 1864 г. в европейской части России вводились земства – бессословные органы местного самоуправления. В компетенцию земств входили

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

44. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 1860–1870 гг

44. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 1860–1870 гг Административная реформа была начата 1 января 1864 г. подписанием Александром II Положения о губернских и уездных земских учреждениях. В соответствии с ним земства представляли собой всесословные выборные учреждения. Выборы в них

Войны в Южной Америке 1864-1870 гг.

Войны в Южной Америке 1864-1870 гг. Испания никогда не признавала независимости Перу и когда в 1864 году возникли некоторые разногласия, она решила 14 апреля занять своей тихоокеанской эскадрой, под командой адмирала Пинсона, острова Чинга с их богатыми залежами гуано.

Земская почта

Земская почта Земской реформой 1864 (Положением о губернских к уездных земских учреждениях) в 43 губерниях европейской части России (кроме Прибалтики, Белоруссии, Польши, правобережной Украины и Кавказа) были созданы органы местного самоуправления — земские управы

Земская почта

Земская почта Земской реформой 1864 (Положением о губернских к уездных земских учреждениях) в 43 губерниях европейской части России (кроме Прибалтики, Белоруссии, Польши, правобережной Украины и Кавказа) были созданы органы местного самоуправления — земские управы

Земская Русь

Земская Русь Но давайте сделаем отступление и посмотрим, что же представляло собой Российское государство той эпохи? Между прочим, я преднамеренно не употребляю термин «Московия», принятый некоторыми нашими историками, подхватившими его у иностранцев. Сами русские так

§ 44. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА

§ 44. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА Во время подготовки крестьянской реформы встал вопрос об изменении местного управления. Пока крестьяне находились в крепостной зависимости, ими управляли государство и помещики. Освобождение крестьян проходило на тяжёлых для них условиях, что

Источник

История государства и права России

Что нового в органы местного управления внесли земская и городская реформы

Земская и городская реформы во второй половине XIX в.

Земская реформа. Дореформенная система местного управления имела такие характерные особенности, как (1) представление и защита интересов дворянско-помещичьего класса; (2) преобладание в деятельности этих органов принципов бюрократизма и централизма, пренебрежение местными условиями и местными интересами; (3) отсутствие разделения административных, судебных и хозяйственных правомочий.

Поэтому проведение крестьянской реформы потребовало неотложной перестройки системы местного управления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия для сохранения власти в руках дворян-помещиков, хотя раздавались и голоса, ратовавшие за создание всесословных земских организаций.

В марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временных правил для них. Согласно этим проектам земские учреждения рассматривались как местные и общественные органы, занимающиеся исключительно вопросами местного хозяйства и местными интересами, но не имеющие своих исполнительных органов и проводящие свои решения через полицейский и бюрократический аппарат государства, под жестким контролем государства.

Создание земских учреждений тормозилось попытками правительства сосредоточить всю местную власть в руках бюрократических органов. Так, в 1859 г. полицейская власть в уезде вручалась уездному земскому присутствию в составе исправника, дворянского и двух сельских заседателей. Управление всей городской и уездной полицией сосредоточивалось у исправника в уездном управлении. Таким образом, правительство концентрировало административно-полицейскую власть в бюрократическом аппарате на местах, оставляя будущим земским учреждениям только узкий круг местных хозяйственных вопросов.

1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В соответствии с ним в уездах и губерниях создавались земские собрания, члены которых избирались по трем избирательным куриям.

Поскольку от каждой курии избиралось примерно равное число гласных, то крестьяне всегда оказывались в меньшинстве. На первых же выборах в 29 губерниях гласных уездных земских собраний из дворян было 42%, из крестьян — 38%.

К компетенции земских учреждений было отнесено:

Земства стали той политической школой, через которую прошли многие представители либерально-демократического направления. Это, а также вклад, внесенный земствами в развитие местного хозяйства, системы здравоохранения и народного просвещения, позволяют сделать общий вывод о положительных результатах земской реформы.

Однако необходимо отметить и отрицательные моменты реформы:

Городская реформа. Дальнейшее развитие капиталистических отношений после отмены крепостного права обусловило проведение и городской реформы.

16 июня 1870 г. император утвердил «Городовое положение», согласно которому создавались органы городского самоуправления, избиравшиеся населением (независимо от сословной принадлежности) сроком на четыре года.

В качестве органов городского самоуправления были созданы:

Председателем городской думы и городской управы был один и тот же человек — городской голова. Избранный гласными городской думы городской голова уездного города утверждался губернатором, губернского города — министром внутренних дел (в этом проявлялась зависимость органов городского самоуправления от правительственной администрации).

Гласных в городскую думу могли избрать только плательщики городских налогов. Вообще, избирателями являлись: (1) подданные России, достигшие 25-летнего возраста, обладающие собственностью и т.п., не имеющие недоимок по городским сборам; (2) назначенные представители ведомств, учреждений, обществ, компаний, товариществ, церквей и монастырей, владеющих в городах недвижимым имуществом.

В зависимости от имущественного положения все избиратели делились на три курии. Каждая из курий имела равное число голосов, избирая по 1/3 гласных в городскую думу. В первую курию входили наиболее крупные налогоплательщики, во вторую — средние, в третью — более мелкие собственники. Первые две курии имели 2/3 гласных, хотя составляли только 13% общего числа избирателей. В думах и управах обеспечивалось явное преобладание представителей наиболее богатых слоев города. Неимущие практически лишались избирательных прав.

На органы городского самоуправления в основном возлагалось попечение и распоряжение городским хозяйством и благоустройство городов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *