Что нового в охране труда в 2021г
Обновлённый раздел «Охрана труда» в Трудовом кодексе. Что нас ждёт?
2 июля 2021 года Президент РФ подписал закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Совет федерации одобрил новую редакцию 10 раздела ТК РФ.
Изменения вступят в силу с 1 марта 2022 года. В своей статье расскажу, какие изменения нас ждут, и что нужно сделать уже сейчас.
Новые гарантии для работника
Больше профилактических мер:
Обращаю ваше внимание, что с 1 марта 2022 года ни один технологический процесс нельзя будет запустить без проведения оценки профессиональных рисков. Риски могут быть допустимыми или минимальными. Даже в том случае, если риск признан допустимым, необходимо реализовать план мероприятий по снижению риска до минимального.
Работодатель обязан приостановить работу, если на рабочих местах выявлены опасные условия труда. На время приостановки работ сохраняется место и средний заработок.
Единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ и специальной обуви также станут реальностью. Старыми нормами можно будет пользоваться до 31 декабря 2024 года, но с 1 января 2025 г. – применять только единые нормы.
Поэтому нет необходимости прямо с 1 марта 2022 года переписывать нормы и карточки учёта выдачи СИЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 221 новой редакции ТК работодатели будут утверждать собственные нормы бесплатной выдачи СИЗ, руководствуясь едиными нормами, а также результатами СОУТ и процедуры оценки рисков. Также указано, что обучение работников пользованию СИЗ необходимо будет проводить наравне с инструктажами по ОТ, обучением первой помощи и т.д.
Если сотрудник не прошел обучение, то его нельзя будет допускать к работе. Если подчинённый не носит положенные ему СИЗ, то его нужно будет отстранить от работы.
Заработная плата в период отстранения от работы не сохраняется. Отказ работника носить СИЗ будет приравниваться к дисциплинарным правонарушениям.
Если работодатель не обеспечил сотрудника средствами индивидуальной защиты, то он не вправе требовать выполнения работы от него. В таком случае подчинённому должны оформить простой с оплатой по среднему заработку (ч. 6 ст. 216.1 новой редакции ТК РФ).
Предполагается, что работодатель будет проводить учёт микротравм, а также расследовать причины их появления.
Может выйти так, что там, где сотрудник получил микротравму, в следующий раз может произойти несчастный случай, который может повлечь за собой иные последствия. К примеру, если первый раз подчинённый просто споткнулся о порог и получил синяк, то в следующий раз он может получить травму в виде перелома. Из чего следует, что нужно проводить расследование микротравм, чтобы предотвратить несчастные случаи.
Примером микротравмы является ссадина, порез, ушиб, ожог первой степени, попадание стружки в глаз при обработке сырья.
Новые возможности у работодателей.
Дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ и к базам электронных документов в области охраны труда для надзорных органов.
Будет разрешено проводить самостоятельную оценку соблюдения требований трудового законодательства. Если по итогам самообследования работодатель получит высокую оценку соблюдения обязательных требований, то он сможет получить декларацию соблюдения обязательных требований. Её нужно будет отправить в Роструд, который зарегистрирует и разместит декларацию на своём сайте. Она действует от одного до трёх лет. В случае проверки и обнаружении несоответствий инспектором, декларация будет аннулирована.
Что нужно сделать сейчас
Уже сейчас можно провести оценку рисков, тем более, что ГИТ уже начала штрафовать за её отсутствие.
Рекомендую вам постепенно уменьшить количество рабочих мест с опасными условиями труда. Сделать это можно, например, закупив более безопасное современное оборудование.
Вы можете уже сейчас ввести в организации регистрацию микротравм. Это поможет приучать сотрудников к мысли, что незначительные повреждения тоже опасны, и там, где в первый раз работник слегка ударился головой, во второй он может получить сотрясение мозга.
Заключение
Трудовой кодекс РФ в части охраны труда не менялся с момента своего вступления в силу. Конечно все уже давно ждали изменений. Многие предприятия уже провели оценку профрисков, перешли на электронный документооборот, ведут учёт микротравм. Для этого они разработали локальные регламенты.
Теперь необходимо дождаться вступления в силу нововведений. Тем, кто пока не приступил к работе в новых условиях, самое время изучить, что нового есть в 10 разделе ТК РФ.
Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более семи лет.
Читайте другие статьи автора в нашем блоге:
Что нового в охране труда в 2021г
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
от 15 января 2021 года N 57-ТЗ
[О вступлении в силу 40 новых правил по охране труда]
Федеральная служба по труду и занятости сообщает, что с 1 января 2021 года вступили в силу 40 новых правил по охране труда (перечень прилагается), а ранее действующие правила признаны утратившими силу.
Вместе с тем, требования правил по охране труда, которые признаны утратившими силу, в настоящее время включены в проверочные листы, утвержденные приказом Роструда от 10.11.2017 N 655. Учитывая, что предмет плановой проверки всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (п.8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875), государственный инспектор труда при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий с 1 января 2021 года не вправе проверять исполнение требований правил по охране труда, утративших силу.
Кроме того в ходе проведения плановой проверки необходимо давать оценку соблюдения работодателем государственных нормативных требований охраны труда, в том числе требований правил по охране труда, вступивших в силу с 1 января 2021 года, при создании и обеспечении функционирования СУОТ.
В случае выявления нарушений должностным лицом, проводящим проверку, руководителю государственной инспекции труда направляется служебная записка, с указанием выявленных нарушений, для инициирования внеплановой проверки.
Напоминаем, что согласно п.2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.
В соответствии со ст.209 Трудового кодекса Российской Федерации под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
При проведении плановой проверки необходимо применять Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ, утвержденных приказом Роструда 21.03.2019 N 77.
В случае выявления несоответствия Положения о СУОТ работодателя требованиям охраны труда, в том числе Типовому положению считать, что Положение о СУОТ у работодателя отсутствует.
Изменения по охране труда в 2021 году
С 1 января 2021 года внесены изменения, серьезно повлиявшие на работу отдела охраны труда в компании и лиц, которые ответственны за нее.
Изменения в проверках ГИТ
Коронавирус внес корректировки в процесс проверок ГИТ, а также повлиял на ход их осуществления и изменил перечень компаний, которые должны были проверяться в 2021 году.
Каждому работодателю можно самому проверить, закономерно ли ГИТ включила его в план проведения проверок и будет ли она вообще его проверять в 2021 году. Если этого быть не должно, компания вправе потребовать исключения ее из плана проверок.
С 2018 года проверки осуществляются по новым правилам. Специалисты применяют риск-ориентированный подход — и в этом случае регулярность проверок связана с категорией риска или классом опасности, присвоенных работодателю:
Работодателю самому важно знать свой класс опасности, т.к. от этого зависит, с какой периодичностью инспекторы по труду будут проводить его проверку.
Компания может посмотреть свою категорию риска на сайте Роструда (раздел «Работодателю»), там есть два перечня:
Если работодатель обнаружит себя в первом или втором списке, то у нее 1, 2 или 3 класс опасности. По нему плановая проверка будет проводиться раз в 1, 2 или 3 года соответственно.
Если работодателя в списках нет, он может обратиться к инспектору по труду и подать заявление в свободной форме. Ему обязаны в течение 15 рабочих дней направить ответ с информацией о присвоенной категории риска. В письме будут указаны показатели, на основании которых присвоена данная категория риска. Если работодатель считает, что она завышена, он может направить заявление на ее снижение.
В конце каждого года на сайте Роструда публикуется план проведения проверок. Работодатель может на его основании проверить, ждать ли ему проверку ГИТ на следующий год или нет.
Вести весь блок охраны труда можно в 1С:Зарплата и Управление персоналом КОРП, либо в специализированном решении 1С:Производственная безопасность. Охрана труда. Прямо из этих программ можно отправить через 1С:Отчетность декларацию по соответствии условий труда (СОУТ).
Какие изменения вызвал коронавирус
Согласно Постановлению Правительства от 30.11.2020 г. № 1969 ввели мораторий на проведение проверок до 31 декабря 2021 года. Соответственно, многие компании, ранее попавшие в план проверок, в текущем году могут не беспокоиться — их проверять не будут.
Однако в этой ситуации есть некоторые исключения.
Кого будут и не будут проверять в 2021 году
Проверки по некоторым субъектам будут проводиться как с непосредственным выездом инспектора на территорию работодателя, так и дистанционным способом. Будут проверять хозяйствующих субъектов, если их деятельность или используемые производственные объекты относятся к:
Стоит ждать инспекторов по труду для проведения проверки организациям и ИП, находящимся под постоянным государственным контролем.
Не будут проверяться такие хозяйствующие субъекты:
Внеплановые проверки в 2021 году
Проверки ГИТ могут быть не только плановыми, но и внеплановыми. Существуют некоторые основания, при наличии которых запускается внеплановая проверка. Наиболее распространенным из них является поступление в трудовую инспекцию или прокуратуру жалобы о нарушении условий труда.
Внеплановые проверки проводятся в таких ситуациях:
Изменения в 2021 году в работе лиц, ответственных за охрану труда
Лица, которые ответственны за охрану труда, должны изучить новшества и изменения, вступившие в силу в текущем году. При их неисполнении возможно применение больших штрафов.
Контроль сроков хранения документов
На основании Закона от 15.10.2020 г. № 341-ФЗ с 26 октября 2020 г. вступило в действие изменение, касающееся повышения штрафов за нарушение правил хранения документации по охране труда.
Раньше штрафные санкции по данным основаниям были незначительными. Работодателей вовсе не привлекали к ответственности, а для их должностных лиц штраф был до 500 руб. Но теперь размеры штрафов повысились во много раз, а сама ответственность применяется не только к должностному лицу, но и к компании.
При нарушении правил хранения, сборки, учета и применения архивной документации должностному лицу назначается штраф до 5 000 руб., а компании — до 10 000 руб.
Внимание! В Приказе Росархива от 20.12.2019 г. № 236 указаны не только сроки хранения документации по охране труда, но и перечень типовых управленческих архивных документов.
Проведение инструктажа по гражданской обороне и ЧС
Каждый работодатель вне зависимости от организационно-правовой формы и числа работников должен с 2021 года проводить инструктаж по гражданской обороне и ЧС.
Он обязан ознакомить работников с правилами защиты при наступлении ЧС, а также с каждым сотрудником провести инструктаж по гражданской обороне и далее проводить их систематически.
В Постановлении Правительства от 18.09.2020 г. № 1485 указана периодичность проведения инструктажа — не реже 1 раза в год в процессе работы сотрудника, а также в течение 1-го месяца при приеме на работу нового сотрудника.
Если работодатель игнорирует это требование, МЧС при проверке может применить штрафные санкции. Чтобы этого избежать, нужно:
Внимание! Примерную программу инструктажа и форму журнала учета проведения инструктажей можно найти в Письме МЧС от 27.10.2020 г. № ИВ-11-85.
Ознакомление с новым порядком проведения медосмотров
На основании Приказа Минздрава от 28.01.2021 г. № 29н с апреля 2021 года используются новые правила проведения медосмотров.
Корректировки коснулись не только самого порядка, но и списка факторов и работ, при наличии или выполнении которых проводятся медосмотры.
Применение новой формы контроля — инспекционный визит
На основании Закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ с июля 2021 года применяются новые правила проверок, в т.ч. трудовой инспекцией. Введена новая форма контроля — инспекционный визит.
При таком визите инспектор по труду посещает организацию и ее территорию в любое время ее работы. Соответственно, с июля текущего года в компанию может прийти инспектор по труду без предупреждения.
Ввод инспекционного контроля связан с изменением показателей эффективности для сотрудников трудовой инспекции. Они будут ориентироваться не на число проверок и обнаруженных нарушений, а на число устраненных рисков.
Вступление в действие проекта Минтранса от 05.11.2020 г.
В данном проекте имеются изменения для компаний, которые эксплуатируют транспорт. Проект определяет моменты организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния ТС.
Правила касаются компаний и ИП, использующих автобусы, а также грузовые автомобили для транспортировки пассажиров или грузом по коммерческому договору.
Актуализация документации по охране труда
С 2021 года чиновники отменили больше 100 нормативно-правовых актов, ранее регламентировавших мероприятия по охране труда. В частности, к ним относится 111 СанПиН, отмененный Постановлением Правительства от 08.10.2020 г. № 1631.
Также отменили СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, касающийся требований по использованию компьютеров. Ранее работодатель обязан был оборудовать рабочее место сотрудника, который использует ПК, подставкой для ног, эргономичным рабочим столом и стулом.
Поскольку документ отменен, работодатель должен в инструкции по охране труда для офисных сотрудников внести необходимые корректировки.
Кроме того, нужно убедиться, что все документы по охране труда актуализированы, т.е. в них нет ссылок на источники, которые утратили силу.
Проведение внеочередной проверки знаний по охране труда
С 2021 года вступили в законное действие 38 новых приказов, изданных Минтрудом, вводящих новые правила по охране труда. В соответствии с ними работодатели обязаны в срочном порядке осуществить внеочередную проверку знаний по охране труда, если у них работают сотрудники, которые относятся к определенной специфике деятельности.
К примеру, деятельность работодателя связана с работами на высоте, погрузочно-разгрузочными операциями и т.д. То есть деятельность напрямую должна быть связана с новыми правилами, начавшими действовать с 2021 года. Это касается сотрудников, именно выполняющих такие условия — по ним требуется провести внеочередную проверку знаний по охране труда.
Работодатель не вправе игнорировать требование по проведению проверки знаний — это обязанность, установленная в новом порядке обучения (Постановление Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 г. № 29).
Если работодатель не выполнит данное требование, его могут оштрафовать на сумму до 130 000 руб. за каждого необученного работника (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Новый проект профстандарта
С 1 сентября 2021 года будет применяться новый проект профстандарта, на основании которого введутся новые должности — младший специалист по ОТ, специалист по ОТ, ведущий специалист по ОТ. Об этом указано в Приказе Минтруда и соцзащиты от 22.04.2021 г. №274н.
Кроме того, будут введены и новые экспертные должности — эксперт по условиям труда, консультант по условиям и ОТ и управлению профессиональными рисками, инструктор по условиям и ОТ.
В соответствии со ст. 217 ТК РФ у специалиста по ОТ должна быть соответствующая подготовка или опыт работы в этой сфере деятельности. А чтобы было соответствие профстандартам, работнику потребуется пройти курсы профессиональной переподготовки.
Профстандарт «Специалист в области охраны труда» регламентирован Приказом Минтруда от 04.08.2014 г. № 524н. Его обязательно применяют в части требований к квалификации данных специалистов.
Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.
Нововведения по охране труда в 2021 году
Нововведения по охране труда в 2021 году
В 2021 году планируются кардинальные изменения законодательства по охране труда – изменится раздел X Трудового кодекса, примут новые правила обучения вместо Порядка № 1/29, утвердят примерное положение о СУОТ вместо типового положения.
Изменения Трудового кодекса
Минтруд подготовил проект поправок к разделу X Трудового кодекса. При этом проект в Госдуму направил не Минтруд, а Правительство по распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина, поэтому высока вероятность, что проект дойдет до официального утверждения.
В проекте прописаны отдельные нормы по оценке профессиональных рисков, введение единых типовых норм СИЗ, а также обязательное расследование микротравм работников. Кроме того, после того как проект примут, Минтруд должен будет изменить или утвердить новые сопутствующие НПА, такие как требования к рабочим местам и рекомендации по организации службы охраны труда.
Для работодателей введут отдельную обязанность – систематически выявлять опасности и профриски, проводить их регулярный анализ и оценку. Кроме того, работодатель будет обязан проводить оценку уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (абз. 5, 7 ч. 3 ст. 214 новой редакции ТК).
В рамках управления профрисками работодатель должен:
Выявлять опасности нужно путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профрисками.
Опасности также нужно обнаружить, распознать и описать в ходе четырех процедур:
Единые типовые нормы СИЗ
Введут единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ, в которых выдачу СИЗ поставят в зависимость от вредных факторов на рабочем месте. Единые типовые нормы заменят типовые нормы СИЗ по отраслям, по которым СИЗ нужно выдавать в зависимости от должности или профессии. При этом старыми типовыми нормами разрешат пользоваться даже после вступления в силу поправок к ТК, но не дольше чем до 31 декабря 2024 года.
На основание единых типовых норм работодателю нужно будет установить собственные нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств не только с учетом результатов СОУТ, но также с учетом результатов оценки профрисков и мнения профсоюза, если он есть в организации (ч. 4 ст. 221 новой редакции ТК).
Работодателя обяжут вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, которые привели к возникновению микротравм работников и других лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя.
Проводить расследование нужно будет, если пострадавший работник сообщит о микротравме руководителю или другому представителю работодателя.
Правила расследования микротравм указаны в статье 226 новой редакции ТК.
Новые НПА после утверждения раздела X ТК
В распоряжении Правительства, которым в Госдуму направили проект обновленного раздела X Трудового кодекса, указан перечень НПА, которые в течение шести месяцев после утверждения нового раздела должны изменить или утвердить Правительство и Минтруд:
Новый Порядок обучения по охране труда
Минтруд разработал проект нового Порядка обучения и проверки знаний по охране труда. Он заменит действующий Порядок, утвержденный постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29. Порядок разработали в соответствии с планируемыми изменениями в разделе X ТК.
В новом Порядке ввели новый вид обучения – обучение использованию СИЗ, ввели обязательный системный мониторинг, поменяли правила обучения по охране труда, инструктажей и стажировки, ввели требования к программам обучения по охране труда и новые обязательные документы по обучению по охране труда.
Новый вид обучения – обучение использованию СИЗ
В новом Порядке прописали пять видов обучения:
Обучение использованию (применению) СИЗ может проводиться в рамках обучения по охране труда или отдельно. Во втором случае придется разработать отдельную программу обучения использованию СИЗ продолжительностью не менее 16 часов. Не менее 50 процентов от общего количества учебных часов по этой программе должно затрачиваться на отработку практических навыков.
Работодатель самостоятельно определяет периодичность планового обучения работников по вопросам использования СИЗ.
Работодатель по новым правилам должен будет организовать системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков. Такой мониторинг нужно организовать, в том числе если работник или его руководитель написал заявление о том, что в организации есть или может появиться вредный или опасный производственный фактор либо опасность, которая угрожает жизни или здоровью работников.
Если в ходе мониторинга обнаружат опасность или вредный фактор, который раньше не фиксировали, то работодателю придется актуализировать перечень работников, которые подлежат обучению.
Обучение по охране труда
Первичное обучение по охране труда для работников нужно будет проводить не позднее шести месяцев после приема на работу. Сейчас они проходят обучение в течение первого месяца после приема на работу.
Обучение работников по охране труда начнут проводить по четырем программам:
В новом Порядке есть перечень работ повышенной опасности с отдельными требованиями по обучению работников. В перечне 146 пунктов – от работ на высоте и электросварочных работ до рытья траншей и работы на проезжей части при движении транспорта. Перечень опасных работ может быть расширен в Порядке, который действует в организации.
Офисных работников можно будет освободить от обучения по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, если нет опасностей, которые могут привести к травмированию работников. Для освобождения от обучения офисных работников нужно решение работодателя и учет мнения профсоюза.
В обучающие организации нужно будет отправлять минимальное количество работников. Количество зависит от общей численности работников и категории риска организации. Например, микропредприятию нужно будет обучить в учебном центре одного работника, малому предприятию – трех, среднему предприятию с низким риском – пятерых. Самое большое количество работников предусмотрели для крупных предприятий с численностью работников больше 5000 человек и высоким или значительным риском. Таким организациям нужно направить в учебные центры минимум 25 работников, но не меньше трех работников на каждое обособленное структурное подразделение, включая руководителя.
Все работники, которые прошли обучение в учебном центре, попадут в специальный реестр, который будет вести Минтруд.
Периодичность обучения руководителей и специалистов – один раз в три года, работники рабочих профессий, работники, которые проводят инструктажи по охране труда с обучением оказанию первой помощи, – один раз в год.
Разрешат проводить обучение дистанционно. Но работников нужно будет обеспечить нормативными документами, учебно-методическими материалами и электронными учебными курсами. Кроме того, нужно организовать обмен информацией между обучающимися и преподавателем через систему электронного обучения и участие обучающихся в интернет-конференциях и вебинарах.
Микропредприятия и малые предприятия смогут проводить обучение работников в рамках инструктажей по охране труда. При этом в таких организациях можно будет совместить вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте.
Все виды инструктажей, кроме целевого, разрешат проводить руководителям структурных подразделений, ответственным за организацию работ повышенной опасности, специалистам по охране труда. Целевые инструктажи будут проводить мастера, бригадиры, старшие по смене.
Вводный инструктаж по новому Порядку нужно провести не только работникам, но и всем лицам, которые проходят на производственную территорию организации:
Первичный инструктаж на рабочем месте нужно провести всем работникам, а от повторного и внепланового можно освободить четыре категории работников, у которых безопасные условия труда, либо если они офисные работники и их трудовая деятельность связана с небольшим количеством опасностей:
Чтобы освободить работников от повторного инструктажа, нужно издать специальный перечень и учесть мнение профсоюза.
Повторный инструктаж по охране труда нужно будет проводить не реже одного раза в шесть месяцев.
Целевой инструктаж нужно проводить, если работники выполняют работы повышенной опасности с отдельными требованиями по обучению работников. Можно будет проводить целевой инструктаж по телефону при передаче разрешения на производство работ для одного, двух работников, которые работают на труднодоступных и отдаленных рабочих местах от местонахождения руководителя работ. В этом случае нужно записывать на аудио переговоры инструктирующего и инструктируемых.
Перечень производственных подразделений и рабочих мест, где допускается проведение целевых инструктажей по телефону, утверждает руководитель соответствующего структурного подразделения.
По новому Порядку работодатель определяет перечень работников рабочих профессий, которые проходят стажировку. В перечень обязательно нужно включить работников, которые выполняют работы повышенной опасности и прошли обучение безопасным методам и приемам выполнения таких работ.
Стажировку нужно будет проводить по программам стажировки с отработкой практических навыков выполнения работ с использованием знаний и умений, которые работники получили в рамках обучения по охране труда. Минимальная продолжительность стажировки не должна быть менее двух смен.
Для отдельных видов работ, в том числе спасательных работ, нужно проводить периодические стажировки в виде регулярных тренировок или учений. В состав тренировок нужно включить закрепление практических навыков использования СИЗ. Периодичность и содержание стажировок нужно определить в рамках СУОТ.
Программы обучения по охране труда
В новом Порядке закрепили требования к программам обучения. Их нужно будет разрабатывать с учетом СОУТ и оценки профрисков.
В программы нужно включить темы обучения по примерным темам, которые приложены к новому Порядку. Минимальная продолжительность программ обучения:
Продолжительность программ обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности нужно учитывать по НПА с государственными нормативными требованиями по охране труда.
Если работник проходит обучение по нескольким программам, то продолжительность обучения суммируется. Если работник проходит обучение по трем программам, то минимальная продолжительность обучения может быть снижена до 40 часов. При этом в эту продолжительность не включается обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности с дополнительными требованиями по обучению, а также обучение использованию СИЗ и оказанию первой помощи пострадавшим.
Не меньше 25 процентов часов программы обучения по охране труда должны быть практические занятия по отработке практических навыков безопасного выполнения работ. В программах обучения работников использованию СИЗ и оказанию первой помощи – не менее 50 процентов часов.
Оформление документов и записей о прохождении обучения по охране труда
Определили документы, которые должны быть в организации:
Работодатель сам будет определять, как регистрировать инструктажи по охране труда, например в виде журнала или личного листка работника.
Если проект примут, он начнет действовать с 1 сентября (п. 7 постановления Правительства от 31.12.2020 № 2467, п. 909 перечня, утв. постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2467).
Новое положение о СУОТ
Минтруд разработал проект примерного положения о системе управления охраной труда. Он заменит действующее типовое положение, которое утверждено приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н.
В новом положении определили порядок консультации и взаимодействия по охране труда. Для этого разработали три механизма, которые работодатель должен обеспечить. Например, предоставить время и выделить ресурсы работникам для участия в обсуждении и решении вопросов по охране труда. Кроме того, работодателя обязали разработать и развивать культуру безопасного труда. Это должно стать одним из ключевых элементов работы СУОТ, который поможет снизить уровень профессиональных рисков.
Кроме того, в новом положении определили, кому можно не разрабатывать систему управления охраной труда или разработать в упрощенном виде, ввели новые обязательные процедуры по ОТ, по которым нужно разработать регламенты, выделили блок по управлению профрисками, ввели новые мероприятия, которые нужно вносить в план мероприятий по ОТ, прописали требования к обучению и развитию компетенций по ОТ.
Кому можно не разрабатывать СУОТ
По проекту СУОТ можно не разрабатывать:
Структуру СУОТ можно делать упрощенной, если в организации работает не более 100 человек. По действующему типовому положению о СУОТ упростить СУОТ можно в случае, когда в компании не более 15 человек.
Новые процедуры по охране труда
По новому положению необходимо прописать в ЛНА организации порядок разработки и реализации еще 11 процедур по ОТ:
Управление профессиональными рисками
По новому положению система управления охраной труда будет считаться работающей, если работодатель внедрил процедуру управления профрисками. Для этого работодатель может использовать методики для оценки профрисков. В Минтруде должны разработать рекомендации, которые помогут работодателям выбрать нужную методику оценки профрисков.
План мероприятий по охране труда
В плане мероприятий по охране труда дополнительно нужно будет указать восемь мероприятий:
Кроме того, о результатах исполнения мероприятий нужно будет вносить информацию в специальные государственные информационные системы.
Обучение и развитие компетенций по охране труда
Работодателю придется прописать в ЛНА:
Если проект примут, он начнет действовать с 1 сентября (п. 7 постановления Правительства от 31.12.2020 № 2467, п. 954 перечня, утв. постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2467).
Правила проверок организаций
С 1 июля 2021 года начнет действовать новый закон вместо всех НПА в сфере контроля и надзора, в том числе Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Новые правила коснутся почти всех надзорных органов, в том числе ГИТ, пожарной инспекции, Роспотребнадзора и Ростехнадзора.
В новом законе изменили показатели эффективности для инспекторов. Инспекторы будут ориентироваться не на количество проверок и выявленных нарушений, а на то, какое количество рисков устранили.
Ввели новую форму контроля – инспекционный визит. Инспекционный визит – это визит инспектора на предприятие без предварительного уведомления. Инспектор в ходе визита посетит предприятие в часы его работы, работодатель будет обязан впустить инспектора и показать производственные помещения и процессы.
Материал создан при поддержке Система Охрана труда.
ч. 3 ст. 214 новой редакции ТК
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
создание и функционирование системы управления охраной труда;
соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;
систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты, смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
оснащение средствами коллективной защиты;
обучение работников по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и средней заработной платы (среднего заработка) на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знаний требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с действующим законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;
расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующем профессиональном риске и его уровне, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании в целях контроля за безопасностью производства работ приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ;
разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ во вредных и (или) опасных условиях труда;
приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;