Что нового в культуре и просвещении появилось в xvll веке

Что нового в культуре и просвещении появилось в XVIII веке?

Обсуждение вопроса:

Что нового в культуре и просвещении появилось в xvll веке

Что нового в культуре и просвещении появилось в xvll веке

Во второй половине XVIII века в России широкое распространение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II.

Просветители верили в Разум, который только и мог объяснить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения были формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам.

Выдающимся русским просветителем был Н. И. Новиков, сын небогатого дворянина. Он издавал сатирические журналы, писал антикрепостническую сатиру, углублённо занимался русской историей, стал известен как талантливый литератор и удачливый издатель. В Москве он взял в аренду университетскую типографию с книжной лавкой, привёл её в порядок и за три года напечатал в ней столько книг, сколько вышло за 24 года существования. Типография Новикова удовлетворяла растущий интерес к наукам.

Неожиданно Екатерина приказала арестовать Новикова и сожгла более 18 тысяч изданных им книг. Из заточения Новиков вышел после смерти императрицы.

В 30-е годы XVIII века начинает складываться система дворянского образования. Создаётся Кадетский корпус (1731), Артиллерийская и Инженерная школы. При Петербургской Академии наук (1725) существовали Гимназия и Университет. В 1755 году был создан Московский университет с двумя гимназиями. В 1764 г. был основан Институт Благородных Девиц (Смольный).

В XVIII веке в России появляются частные общедоступные театры. Любили театр и при императорском дворе: тут наперебой гастролировали то французские, то итальянские труппы. В 1851 году на представления было разрешено пускать купечество, что было невиданным новшеством в то время. Играли в основном пьесы французских авторов. Первый русский театр организовал Ф. Г. Волков, директором театра был драматург А. П. Сумароков.

Активно развивается архитектура. Знаменитым архитектором становится мастер барокко Бартоломео Растрелли. Позже утверждается эпоха классицизма, яркими представителями которого становятся В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Джакомо Кваренги.

Развивается скульптура. По бюстам работы Ф. И. Шубина можно представить себе государственных мужей екатерининской эпохи. Э. М. Фальконе создаёт знаменитый памятник Петру Великому — «Медный всадник». И. П. Мартос прославился как автор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

Расцвет переживает и живопись. Знаменитыми русскими портретистами становятся А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский.

Жанры литературы. Журналы

С 1760-х годов в литературе появляются новые жанры: прозаический роман, повесть, комическая опера и «слёзная драма». Увеличивается роль сатиры, главным образом сатиры нравов, которая господствует в журналах «И то, и сио», «Смесь», «Адская почта», «Ни то, ни сио в стихах и в прозе», «Поденщина». Антикрепостническую направленность имеет сатира в журналах Н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец».

Источник

Образовательный сайт

Литература 18 века стала твердой опорой для дальнейших достижений поэзии и искусства. Произведения русской литературы подготовили фундамент для классики 19 века.

· Почему Россия стала стремительно развиваться в XVIII веке?

Реформы Петра I привели к укреплению российского самодержавия, сближению России со странами Европы. В ходе преобразований использовались достижения науки и техники, а также культуры и промышленности.

Новый этап развития получила и русская литература. Особых успехов добились деятели культуры и образования.

Петр I и Екатерина II понимали, что печать и просвещение – основные двигатели развития государства. Поэтому они поддерживали эти направления.

Литература 18 века: новые тенденции

· Что нового в культуре и просвещении появилось в XVIII веке?

В эпоху преобразований были открыты школы и училища, а также Московский университет, Академия наук и Академия художеств. Появился постоянный русский театр. Люди получили возможность высказывать свое мнение.

Что нового в культуре и просвещении появилось в xvll веке

Литература 18 века обогатилась новыми жанрами.

Какие новые жанры стали популярны с 1760-х годов?

На первый план в литературе выдвинулась гражданская позиция. Новые жанры, появившиеся в 18 веке:

С 1760 г появляются и другие жанры:

Что нового в культуре и просвещении появилось в xvll векеВ конце 18 века сатира как жанр развивалась достаточно быстро. Возникали социальные противоречия. Для смягчения ситуации Екатерина II учредила сатирический журнал «Всякая всячина», который был призван повысить значение правительственной сатиры. В то время также издавались такие сатирические журналы:

Конкурентами екатерининского журнала «Всякая всячина» были «Живописец» и «Трутень» Новикова Н.И.

· Со многими писателями знакомит нас XVIII век — это А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, М. Херасков, Д. Фонвизин, И. Дмитриев, И. Крылов, Г. Державин, А. Радищев. С творчеством каких писателей XVIII столетия Вы уже встречались? Расскажите об одном из них.

Я запомнил Карамзина по повести «Бедная Лиза». Он был основоположником сентиментализма в России. Его деятельность распространялась на поэзию и прозу, публицистику и журналистику. У Карамзина много стихотворений, которые принесли ему широкую популярность.

Он хотел сгладить различия между устным, письменным и литературным языком. Карамзин хотел, чтобы мысли русского человека выражались посредством языка так же красиво и понятно, как во французском.

Литература 18 века славится попытками найти новое направление развития слова.

· Кто автор приведенных текстов?

Случились вместе два астронома …

Не умел я притворяться …

Литература 18 века: классицизм

· Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?

Классицизм – это не только эстетического направление, но и художественный стиль. Он проявлялся как в искусстве, так и в литературе. Последователи этого направления считали эталоном этетическое направление и художественный стиль античного искусства.

Зародился Классицизм в 17-начале 18 века в Италии. Позднее, в 17 веке она формировалась во Франции. Этичная поэтика Аристотеля и Горация считается для классицистов образцовой.

В этом направлении жанры подвержены строгой иерархии:

Особой популярностью во Франции пользовались именно басня и сатира. Пьесы Мольера причисляли к жанру «высокой комедии».

Среди российских деятелей литературы классицизм стал популярен во 2-ой половине 18 века. При этом в классицизме преобладала национально-историческая тематика. Особенно популярными стали такие жанры как ода и военно-патриотическая поэзия.

Что нового в культуре и просвещении появилось в xvll веке

· Исследователь русской литературы XVIII века В. И. Федоров пишет: …

Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются достижения литературы XVIII века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.

Литература 18 века подготовила площадку для достижений искусства 19 века.

Задачей литературы 18 века стало воспитание нравственного и социального начала ее современников.

Благодаря развитию классицизма и сентиментализма литература 18 века стала энциклопедией характеров людей разных сословий. Классицизм описывал мысли, а сентиментализм – чувства людей.

Литература классицизма определила новый этап в развитии русской литературы. Она сформировала образ патриота и гражданина.

· Подготовьте пересказы статей о русской литературе XVIII века и о классицизме

Полные пересказы статей вы найдете по ссылке:

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Русская литература XVIII века (9 класс, Коровина, 1 часть, стр. 35-41 (9 вопросов)

Вопросы и задания

1. Почему Россия стала стремительно развиваться в XVIII веке?

В начале XVIII века Петром I были проведены значительные реформы, которые изменили жизнь России так, что обратного пути уже не было, несмотря на то, что не все приходившие к власти после него могли продолжить курс первого императора. Страна быстро развивалась и укрепляла свои позиции. Была создана регулярная армия, благодаря чему Россия победила в Северной войне и для нее открылся выход в Балтийское море. Армия требовала ресурсов – строились заводы и фабрики, что дало толчок развитию промышленности. Стремительно развивалась торговля, в том числе внешняя.

2. Что нового в культуре и просвещении появилось в XVIII ве­ке? Какие новые жанры стали популярны с 1760-х годов? Назовите несколько журналов, издававшихся в XVIII веке.

В XVIII веке наряду с экономикой развивалась и общественная мысль. Много внимания уделялось просвещению и образованию: были открыты Московский университет, профессиональные училища, школы, Академия художеств, Академия наук, первый русский театр и печатная газета. Активно развиваются искусства: архитектура, живопись, скульптура. Именно в этом веке появляется знаменитый памятник Петру «Медный всадник».

Особое внимание уделялось литературе, целью которой было воспитание человека. Основным пафосом произведений стали преобразования и государство. Основными жанрами были ода и высокая сатира. Во второй половине XVIII века в литературе появляются такие жанры, как прозаический роман, повесть, комическая опера и «слезная драма». Развитие сатиры привело к изданию сатирических журналов, например, «Всякая всячина» (журнал Екатерины II), «Трутень» (Н.И. Новиков), «И то, и сио», «Смесь», «Адская почта».

3. Со многими писателями знакомит нас XVIII век — это А. Кан­темир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, М. Хе­расков, Д. Фонвизин, И. Дмитриев, И. Крылов, Г. Державин, А. Радищев. С творчеством каких писателей XVIII столе­тия Вы уже встречались? Расскажите об одном из них.

В предыдущих классах мы знакомились с творчеством авторов XVIII века. Это М. В. Ломоносов: «Случились вместе два астронома в пи­ру. » (5-й класс), «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Ве­личества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (7-й класс);

Г. Р. Державин: «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи. » (7-й класс), Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» (8-й класс); И. А. Крылов: басни (Крылов начал писать в XVIII веке, продолжил в XIX веке).

Гавриил Романович Державин вошел в историю не только как писатель, он прошел путь от гвардии рядового до министра юстиции Российской империи. Был губернатором двух областей и личным помощником Екатерины II. Он написал первый неофициальный гимн России, участвовал в одном из первых литературных кружков XVIII века, а потом создал свой – «Беседу любителей русского слова». Державин присутствовал на выпускном экзамене в лицее, когда А.С. Пушкин читал свое стихотворение, и благословил будущего поэта на путь творчества. А.С. Пушкин, когда работал на «Капитанской дочкой», пользовался записями Державина о восстании Пугачева, так как Державин участвовал в подавлении этого бунта.

4. Кто автор приведенных текстов?

Случились вместе два астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид.

Первый отрывок из стихотворения М. Ломоносова, второй – Г. Державина.

5. Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?

В европейском искусстве и литературе классицизм возник в XVII – начале XVIII века. Классицизм – это эстетическое направление и художественный стиль, в основе которого лежал эстетический эталон античного искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию стилей и жанров, которой придерживались в своих трудах философ Аристотель и римский поэт Гораций.

К высоким жанрам они относили эпопею, трагедию и оду. К низким жанрам – комедию, сатиру и басню.

Классицизм зародился в эпоху позднего Возрождения в Северной Италии в XVII веке, но его развитие и расцвет произошли во Франции, правда высокого уровня достигли низкие жанры. Комедии Мольера даже стали называть «высокими комедиями». Всем были известны басни Лафонтена и сатирические произведения Буало.

Особенностью русского классицизма стало обращение к национальным истокам куда больше, чем к античности, и развивался он в России тоже на уровне «низких жанров».

6. Приведите пример произведения, относящегося к класси­цизму, кратко охарактеризуйте это произведение.

В 8 классе мы знакомились с комедией Фонвизина «Недоросль». Это произведение написано с соблюдением законов классицизма: мы видим единство времени, места, действия, язык комедии ясный и точный. В комедии противопоставлены идеальный мир и мир невежества, персонажи строго делятся на положительных и отрицательных.

8. Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются дости­жения литературы XVIII века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.

До XVIII в России не существовало художественной литера­туры в современном понимании, то есть совокупности произве­дений, предназначенных для светского чтения. Главными были церковные книги, жития, писания отцов церкви, а ху­дожественная литература (например, сочинения Симеона Полоц­кого) широкого распространения не имела.

На протяжении XVIII века русскими писателями был создан огромный пласт светской литературы для чтения и театральных постановок. Для этого потребовалось, во-первых, освоить литера­турные достижения других народов, осмыслить их и «переса­дить» на русскую почву.

Во-вторых, чтобы литература стала органической частью об­щества, требовалось уловить важнейшие общественные тенден­ции и выразить их в художественных произведениях. Так, обще­ственная жизнь настойчиво требовала улучшения нравов, и русская литература в духе эпохи Просвещения активно воспиты­вала своих современников.

В-третьих, русским авторам нужно было оторваться от бо­лее развитой на тот момент зарубежной литературы и найти собственный голос, обрести индивидуальность. Именно это об­ретение собственного голоса, создание национальных традиций и подготовило почву для расцвета русской классики следующе­го века.

Источник

Европейская культура XVlll века. Эпоха Просвещения

СОДЕРЖАНИЕ

1. Истоки просвещения.

2. Влияние общественной и научной мысли на духовную культуру.

3. Литература эпохи просвещения.

4. Драматургия и театр просвещения.

6. Значение культуры эпохи просвещения.

7. Список используемой литературы.

Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному значению.

Эпоха Просвещения завершила переход к новому типу культуры. Источник света (во французском языке слово «просвещение» звучит как свет — «lumiere») новая культура видела не в Вере, в Разуме. Знания о мире и человеке призваны были давать науки, опирающиеся на эксперимент, философия и реалистически ориентированное искусство.

§ 1. ИСТОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Люди XVIII века называли свое время столетием разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетов церкви и всесильной традицией, были подвергнуты неумолимой критике. В XVIII в. стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVIII столетия.

В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Название «Просвещение» хорошо характеризует общий дух этого течения в области культурной и духовной жизни, ставящего себе целью заменить воззрения, основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.

Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли — путь культурного и социального прогресса.

Идеи общественного равенства и личной свободы овладели, прежде всего, третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении — антифеодальном по содержанию и революционном: по духу.

Феодальная культура перестает быть господствующим монолитом. Ее мировоззренческие, ценностные, нравственные основы больше не соответствовали новым условиям жизни, новым идеалам и ценностям людей, живущих в атмосфере кризиса феодально-абсолютистского строя.

Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века — классицизм и барокко — обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода.

Духовное течение Просвещения раньше всего зародилось в Англии. Благодаря историческим условиям просветительские начала выразились в Англии раньше, чем в других странах. Здесь раньше всех произошла эмансипация интеллигентной буржуазии в культурной и политической жизни, что проявилось в формировании либеральных взглядов в обществе. Именно в Англии рационалистические стремления были сформулированы, приведены в систему, которая выработала определенное самостоятельное отношение к главным вопросам философии, политики и морали. Мыслителей раннего английского Просвещения (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм) стали называть вольнодумцами (англ. — free thinkers). Это название прочно вошло во все европейские языки.

Родоначальником всей просветительской философии был Джон Локк (1632-1704), философ-материалист, создатель доктрины либерализма, психолог и педагог, сам выросший под влиянием религиозного и политического движения своей родины во второй половине XVII в. Джон Локк создал теорию познания на основе учения психологии сознания, положив начало педагогике как науке, изучающей личность. Он первым сформулировал идею безусловной личной свободы на основе естественного права человека.

§ 2. ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ И НАУЧНОЙ МЫСЛИ НА ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ

Великая идея века овладела всеобщим вниманием, прежде всего через литературу. Просветительская литература вела к появлению нового читателя, она увеличила его стремление к самообразованию. Писатели Просвещения называли себя философами.

Сочинения писателей-философов постоянно перепечатывались в громадном количестве экземпляров.

Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит. Образованное общество с жадностью набрасывалось на вновь изданные тогда просветителей. С 1717 по 1724 г. было напечатано более полутора миллионов томов Вольтера и около миллиона томов Руссо.

Вольтер, настоящее имя Франсуа Мари Аруэ (1694-1778), был признанным вождем просветителей всей Европы. В его творчестве полнее и ярче, чем в чьем-нибудь другом, выразилась общественная мысль века. Все рационалистическое движение часто отождествляют с деятельностью Вольтера и называют общим именем — вольтерьянство. В знаменитый замок Ферне, где он жил последние 20 лет, стекались, как на богомолье, все образованные люди Европы. Отсюда Вольтер рассылал философские и литературные манифесты, руководил кружками в Париже. Еще при жизни философы и литераторы воздвигли ему памятник.

Вольтер был действительно великим литератором — он умел осмыслить и объяснить просто и общедоступно на прекрасном изящном языке самую серьезную тему, привлекающую внимание современников. Он имел громадное влияние на умы всей просвещенной Европы. Его злого смеха, способного разрушить в прах вековые традиции, страшились более чьих-либо обвинений.

Он всячески подчеркивал ценность культуры. Историю общества он изображал как историю развития культуры и образования человека. Эти же идеи Вольтер проповедовал в своих драматических произведениях и философских повестях («Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Брут», «Танкред» и др.).

В низших сословиях общества просветители аристократического направления не видели объекта своего воздействия. По их мнению, просвещение недоступно для людей, обреченных на ручной труд. Народ страшил даже радикально настроенного Вольтера: «Когда чернь принимается рассуждать, все погибло ».

Демократическое направление в Просвещении получило название «руссоизм» по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей — Жан-Жака Руссо (1712-1778). Он был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию. Руссо видел причину социального неравенства в частной собственности («Рассуждение о начале и основаниях неравенства»). Он защищал республиканские демократические порядки, обосновывал право народа на свержение монархии. Его общественно-политические трактаты легли в основу деятельности якобинцев.

В своих литературных произведениях — стихах, поэмах, романах, комедиях — Руссо идеализировал «естественное состояние» человечества, прославлял культ природы. Руссо выступил как провидец издержек зарождавшейся буржуазной культуры. Он первым заговорил о ставшей сейчас реальностью высокой цене прогресса цивилизации. Руссо противопоставлял испорченности и развращенности цивилизованных наций жизнь общества на патриархальной стадии развития, ошибочно предполагая в ней идеальную чистоту нравов естественного человека. Его лозунг «Назад к природе» был использован потом натурализмом, недооценивающим значение социальных связей между людьми. Мечта о естественном существовании естественного человека в естественной среде хорошо выражает общее настроение эпохи Просвещения.

Руссо считал, что все, что тормозит естественное развитие человека, должно устраняться с помощью воспитания. Педагогические взгляды, проникнутые гуманизмом и демократизмом, выражены в его знаменитом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании», Сочинения Руссо способствовали становлению психологизма в европейской литературе. Его роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» и «Исповедь» стали настольными книгами для многих поколений образованных людей по всей Европе.

Крупнейшим событием века стало издание «Великой Энциклопедии». Оно собрало все разрозненные знания и стремления просветителей в одно целое. В деле участвовали сотни популяризаторов и пропагандистов идей Просвещения. Энциклопедия сплачивала вокруг себя умнейших людей Франции.

Цель многотомного издания — подвести итоги познания человечества по всем отраслям знания с новой просветительской точки зрения. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения. Она была не просто сводом научных знаний, но активным общественным предприятием, орудием философской пропаганды. Она вела борьбу с общественными предрассудками и предназначалась не для одних ученых, а для всего общества.

Первый том вышел в 1751 г. под заглавием «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел. » под редакцией д’Аламбера и Дидро. За 20 лет вышло 17 громадных томов текста и 11 томов с пояснительными таблицами, 5 томов приложений и дополнений. Два раза издание приостанавливалось правительством, редакторы постоянно подвергались нападкам властей. Успех у публики был колоссальный, книги быстро разошлись по всей Европе.

Главным редактором и душой предприятия был Дени Дидро (1713-1784) —представитель демократического направления просветителей. Для Толкового словаря он писал статьи самого разнообразного содержания: по философии, политике, грамматике, риторике, морали, эстетике, механике. Более тысячи его статей посвящено вопросам техники и технологии, которые ему приходилось изучать на практике, в мастерских. Дидро первым поставил технологию в зависимость от культурного развития общества. В свои статьи он вносил новый дух — дух уважения к труду.

С 60-х годов XVIII в. начался промышленный переворот (переход мануфактурного производства на машинную стадию, создание материально-технической основы крупного капиталистического производства). Он оказал могущественное воздействие на все стороны общественной жизни: промышленность, политику, идеологию, культуру. В этот период впервые начинается систематическое приложение достижений науки к производству.

В деятельности просветителей было отчетливо видно стремление перестроить общество и производство на основе научных выводов. Общие представления об успехах физики и химии сильно воздействовали на общество. Масса нового материала обогатила естественные науки. Множество новых видов растений и животных, открытых благодаря эпохе путешествий, дали возможность широкого сравнительного изучения.

Развитие экспериментальных исследований, установление количественных соотношений между явлениями природы, их точное математическое выражение, способность человеческого разума понять и использовать законы природы, создание новых техники и технологии приводили к изменениям в мироощущении людей того времени. Люди оказались настолько смелыми, что вторглись даже в сферу религии. Существование различных вероисповеданий они стали рассматривать как факт, противоречащий разуму. Традиционные формулировки лишь относительны, а не абсолютны, следовательно, нужно было создать рационалистическую религию. Стремление доказать существование Бога средствами разума — деизм — стало очень популярным. Отвергая церковно-религиозные догматы, деисты защищали бытие божества. В формировании рационалистической религии участвовала вся Европа: Юм, Бейль, Руссо, Вольтер, Дидро, Лейбниц, Лессинг и многие другие. Признанный враг веротерпимости — орден иезуитов, в руках которого находилось практически все образование,— потерял свои позиции и в 1773 г. был упразднен папой Климентом XIV. «Рационалистическая религия» успешно боролась с суевериями — в середине века суды большинства европейских стран отказывались разбирать дела по обвинению в колдовстве.

§ 3. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Новые идеи, развившиеся в произведениях мыслителей XVIII в. — философов, историков, естествоиспытателей, экономистов, — жадно вбирались эпохой, получали дальнейшую жизнь в литературе.

Новая атмосфера общественного умонастроения приводила к изменению в соотношении видов и жанров художественного творчества. Значение литературы — «орудия просвещения» — по сравнению с другими эпохами необычайно выросло. Просветители в своей публицистической деятельности избрали форму короткой остроумной брошюры, которую можно было быстро и дешево издать для самых широких читательских кругов, — «Философский словарь» Вольтера, «Диалоги» Дидро. Но объяснить массовому читателю философские идеи должны были романы и повести, такие, как «Эмиль» Руссо, «Персидские письма» Монтескье, «Кандид» Вольтера, «Племянник Рамо» Дидро и др.

Главным художественным языком Просвещения был классицизм, унаследованный от XVII века. Этот стиль отвечал рационалистической природе просветительского мышления и его высоким нравственным принципам. Однако интерес к повседневной жизни третьего сословия не укладывался в жесткие рамки стиля.

Направление просветительского реализма получило успешное развитие в «рассудительной» Англии, которую мало привлекали мифологические сюжеты. Сэмюэл Ричардсон (1689-1761), создатель европейского семейно-бытового романа, ввел в литературу нового героя, который до того имел право выступать лишь в комических или второстепенных ролях. Изображая духовный мир служанки Памелы из одноименного романа «Памела», он убеждает читателя в том, что простые люди умеют страдать, чувствовать, мыслить не хуже героев классической трагедии.

Вся группа представлений и мечтаний о лучшем естественном строе получила художественное выражение в знаменитом романе Даниеля Дефо (1660-1731) «Робинзон Крузо». Им написано более 200 работ различных жанров: стихов, романов, политических очерков, исторических и этнографических произведений. Книга о Робинзоне это не что иное, как история изолированной личности, предоставленной воспитательной и исправительной работе природы, возвращение к естественному состоянию. Менее известна вторая часть романа, рассказывающая о духовном перерождении на острове, вдали от цивилизации.

Так же трезво, с материалистических позиций смотрит на мир автор не менее знаменитого произведения «Путешествие Гулливера» Джонатан Сбифт (1667-1745). Вымышленная страна лилипутов дает сатирическое изображение английского общества: интриги двора, подхалимство, шпионаж, бессмысленная борьба парламентских партий. Во второй части, изображающей страну великанов, сказываются мечты о мирной жизни и труде в стране, которой правит добрый и умный монарх, — идеал «просвещенного абсолютизма».

Немецкие литераторы, оставаясь на позициях просветительства, искали нереволюционные методы борьбы со злом. Главной силой прогресса они считали эстетическое воспитание, а главным средством — искусство.

От идеалов общественной свободы немецкие писатели и поэты перешли к идеалам свободы нравственной и эстетической. Такой переход характерен для творчества немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Просвещения Фридриха Шиллера (1759-1805). В своих ранних пьесах, имевших громадный успех, автор протестовал против деспотизма и сословных предрассудков. «Против тиранов» — эпиграф к его знаменитой драме «Разбойники» — прямо говорит о ее социальной направленности. Общественное звучание пьесы было огромным, в эпоху революции она ставилась в театрах Парижа.

Эстетическое направление романтики и идеальные стремления Шиллера разделял великий поэт Германии Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Как истинный представитель эпохи Просвещения, основоположник немецкой литературы Нового времени, он был энциклопедичен в своей деятельности: занимался не только литературой и философией, но и естественными науками. Его взгляды на жизнь и мировоззрение человека ярче всего выражены в поэтических произведениях. Итоговым сочинением Гете стала знаменитая трагедия «Фауст» (1808-1832), воплотившая поиски человеком смысла жизни. «Фауст» — наиболее значительный памятник культуры рубежа веков, в котором возникает новая картина мира. В «Фаусте» дана грандиозная картина Вселенной в ее понимании человеком Нового времени. Перед читателем предстает мир земной и потусторонний, человек, животные, растения, сатанинские и ангельские существа, искусственные организмы, разные страны и эпохи, силы добра и зла. Вечная иерархия рушится, время движется в любом направлении. Фауст, ведомый Мефистофелем, может оказаться в любой точке пространства и времени. Это новая картина мира и новый человек, который стремится к вечному движению, познанию и деятельной жизни, насыщенной чувствами.

§ 4. ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР ПРОСВЕЩЕНИЯ

Прямую дорогу от реализма просветителей к реализму XIX в. проложили драматурги. Главной задачей искусства деятели Просвещения считали перевоспитание людей; проповедь со сцены казалась им эффективной и удобной формой убеждения. Только Вольтером написано 54 драматических произведения. Но каноны классицизма, которых придерживались писатели раннего Просвещения, сковывали развитие драматургии, ограничивали круг тем и героев.

XVIII в. дал мировой культуре таких замечательных художников и теоретиков искусства театра, как Шеридан — в Англии, Волыпер, Дидро, Бомарше — во Франции, Лессинг, Гете, Шиллер — в Германии, Гольдони — в Италии. Господство разума привело к тому, что искусство просветителей страдало рассудочностью, рациональный анализ жизни требовал упорядоченных форм. Однако просветители, видевшие идеал человека в гармоничной личности, не могли пренебречь требованиями чувства, когда речь шла об искусстве. Театр эпохи Просвещения замечательно выразил и содержанием, и методом новый взгляд на мир, который был адекватен эпохе.

В качестве прямого последователя Дидро выступал крупнейший драматург Франции Пьер Огюстен Бомарше (1732-1799). Его необычайно популярные веселые комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Севильский цирюльник» несли заряд сатиры разрушительной силы. Фигаро выступал представителем оппозиции всего третьего сословия. Он сменил столько профессий, что его роль цирюльника была временным обличьем. Неприятие старых порядков основано на богатом, несмотря на молодость, жизненном опыте. Он активнее, энергичнее своего господина, но он — слуга. Фигаро стал символом простолюдина, который не просит, а берет свое в борьбе. Это не отвлеченное понятие буржуазной добродетели, а человек во плоти и крови на сценических подмостках.

В том же направлении, в русле Просвещения, происходит реформа итальянского театра, где до сих пор господствовала старинная комедия масок. Созданный знаменитым Карло Гольдони (1707-1793) тип комедии нравов оказался уникальным и нашел общеевропейское признание. Гольдони перевел комедию с диалекта на литературный язык, его пьесы изменили технику актеров. Гольдони недаром считают создателем национальной итальянской комедии — им создано 267 пьес. В пьесах Гольдони показаны картины городского быта, жизнь различных сословий. В них явно прослеживается пропаганда сословного равенства. Герои пьес «Трактирщица», «Слуга двух господ» и др. социально конкретны, они полны сознанием своих прав и умением отстоять их.

Дворянство, цепляющееся за свои привилегии, оказалось объектом насмешки и у английского драматурга Ричарда Бринсли Шеридана (1751-1816). Его «Школа злословия», «Дуэнья» обличают лицемерие английского общества. В его творчестве завершился переход от комедии положений к комедии характеров.

Лучшие произведения театра XVIII в. — не только достояние прошлого, они принадлежат и нам. Пьесы Шиллера, Шеридана, Бомарше, Гольдони прочно вошли в репертуар мирового театра.

§ 5. ИСКУССТВО XVIII

Художественное искусство XVIII в. кажется странно не соответствующим идеологии Просвещения. Развитие философских идей шло по пути революционного пересмотра основных ценностей, а искусство XVIII века было мирным, уютным, гедонистическим. Кажется, Просвещение шло своим путем, а искусство — своим. Но искусство нельзя рассматривать как прямую иллюстрацию господствующих в обществе идей. У искусства свои способы взаимодействия с новыми формами мировоззрения.

Тем не менее, искусство тоже включилось в общие мечтания о естественном состоянии человека в естественной среде. В противовес господству застывших классических форм оно искало живые формы. В живописи видно стремление к непринужденности. На смену величественным музыкальным произведениям, рассчитанным на слушание в церкви, пришло камерное музицирование, живые интонации и мелодии. Развивалось садово-парковое искусство естественных английских парков. Архитектура XVIII в. более чем когда-либо сосредоточилась на соединении с природной ландшафтной средой и в загородных дворцовых ансамблях. На сцене произошел постепенный переход от условностей и патетики классицистического театра к естественной игре актеров.

Кроме общепринятых в Европе стилей — барокко и классицизма, — в XVIII веке появились новые: рококо, сентиментализм, предромантизм. В отличие от предыдущих веков нет единого стиля эпохи, единства художественного языка. Искусство XVIII века стало своего рода энциклопедией разнообразных стилевых форм, которыми широко пользовались художники, архитекторы, музыканты этой эпохи.

Во Франции художественная культура была тесно связана с придворной средой. Не случайно стилистические этапы французского искусства связывают с именами королей — стиль регентства, стиль Людовика XIV (1643-1715), стиль «Помпадур». Во Франции ярче и последовательнее, чем где-либо, развился стиль рококо — от французского слова «рокайль» — раковина, прихотливость и причудливость форм которой и дала название стилю. Некоторые искусствоведы считают его разновидностью барокко, отказавшейся от монументальности. Для других рококо — самостоятельный стиль, явившийся порождением барокко, но изменивший унаследованные черты. В любом случае рококо — стилевая система исключительно светской культуры, оставившая свой след в искусстве.

Рококо зародилось в среде французской аристократии. Слова Людовика XV (1715-1754) «После нас — хоть потоп» можно считать характеристикой настроения, царившего в придворных кругах. Строгий этикет сменился легкомысленной атмосферой, жаждой наслаждения и веселья. Аристократия спешила развлекаться до наступления потопа в атмосфере галантных празднеств, душой которых была мадам Помпадур. Придворная среда отчасти сама формировала стиль рококо с его капризными, прихотливыми формами.

Рокайльная живопись и скульптура сохраняла тесную связь с архитектурным оформлением интерьера и потому имела декоративный характер. Это интимное искусство, рассчитанное на украшение досуга частного человека, избегало обращения к драматическим сюжетам, носило откровенно гедонистический характер. Плоскость стены разбивалась зеркалами и декоративным панно в асимметричном причудливом обрамлении, состоящем из завитков — ни одной прямой линии, ни одного прямого угла. Искусство рококо строилось на асимметрии.

Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков, инкрустациями, узорами. Стены особняков знати и богатой буржуазии, выстроенных в классицистическом духе со строгими ордерными формами, внутри разбиты нишами, обильно украшены шелковыми обоями, декоративными тканями, живописью, лепниной. Единство интерьера не нарушала вычурная мебель с инкрустациями. К изящным столикам и пуфикам на тонких гнутых ножках удивительно шли фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакончики. В моду вошли фарфор и перламутр. Во Франции возникла Севрская фарфоровая мануфактура, в Германии — не менее знаменитая Мейсенская. Произведения прикладного искусства заняли важное место в культуре рококо.

В эту эпоху одежда, прически, внешность человека стали произведением искусства. Неестественные фигуры дам в кринолине, фижмах, париках приобрели силуэт, не свойственный человеческому телу, и казались драгоценной игрушкой в фантастическом рокайльном интерьере.

Произведения Ватто — шедевры утонченной живописи неярких нежных оттенков, которым давали названия в духе галантной стилистики: «цвет потерянного времени». Ватто обладал особенными рецептами красок, производящих удачные художественные эффекты. Как живописец Ватто был гораздо глубже и сложнее своих многочисленных последователей. Он усердно изучал природу, много писал с натуры. Искусство Ватто открывало мир человеческих чувств. Оно освободилось от напыщенности барокко и отчасти реабилитировало естественные чувства, что было в духе времени. Отсвет его сильной творческой индивидуальности, его художественных открытий лег на весь XVIII века Сила Ватто в том, что и в царстве мечты он изображал реальные переживания и чувства человека.

Искусство рококо принесло с собой не только жеманство, оно освободилось от риторической напыщенности классицизма и обратилось к естественным чувствам человека.

Искусство Ватто и Буше во второй половине века продолжил Жан Оноре Фрагонар (1732-1806). Сюжетами его произведений становятся не только галантные празднества («Поцелуй украдкой», «Счастливые возможности качелей»), но и идиллические семейные сцены, бытовые зарисовки, исторические картины. В них проявляется реалистическое мастерство, тонкая и тщательная проработка предметов, незаметно переводящая условный рокайльный жанр в план бытового.

Параллельно с придворным рококо в художественной культуре Франции складывались течения более близкие к запросам и вкусам буржуазии. Они не были полной противоположностью рокайльному стилю, их художники дышали воздухом одной эпохи. Через среду искусства совершался обмен идей.

Просветители призывали художников заняться изображением быта третьего сословия. Выразителями этого жанра стали Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) и Жан Батист Грез (1725-1805). С творчеством Шардена, Греза, Фрагонара не вяжется представление о какой-либо оппозиции. Это мирные по своему складу художники, изображающие натюрморты, уютные жанровый сцены, добронравных матерей семейств. С трудом верится, что шарденовские женщины («Молитва перед обедом», «Прачка», «Женщина, моющая кастрюли») — современницы моделей Буше, но именно они представляли подлинную Францию тех лет.

Шардена никогда не тянуло к мифологическим и историческим сюжетам. Художника занимают окружающие его обыкновенные сцены. В его произведениях выступает домашняя сторона XVIII века. Шарден открыл незнакомую прежде область натюрморта — мир домашних вещей, окружающих человека. Он пишет медные баки и глиняные миски с такой же тщательностью и любовью, как придворные портретисты кружева на камзолах аристократов. И в жанровой живописи Шарден прославляет уют домашнего быта без патетики и ненужных эффектов, руководствуясь в своем мастерстве тем же чувством меры и порядка, которые были жизненным кредо буржуазии.

Картины Греза ближе к сентиментализму, проповеди руссоистских идей о патриархальной идиллии, семейных добродетелях («Отец семейства, читающий своим детям Библию», «Деревенская невеста», «Балованное дитя»).

Как реакция на чрезмерную рассудительность просветителей, их однозначность в оценке мыслей и поступков, пренебрежение чувствами возник сентиментализм (от франц. sentiment — чувство). Стиль, появившийся как литературное направление (его название происходит от «Сентиментального путешествия по Франции и Италии» английского писателя Лоренса Стерна), нашел свое выражение в других видах творчества.

Картины Греза могли бы быть иллюстрациями к произведениям писателей-сентименталистов. Знаменитые женские головки Греза как будто сошли со страниц сентиментальной мещанской драмы. Они дают представление о том, что позже стали называть «мещанской красивостью».

Картины Шардена и Греза стали воплощением нравственного начала людей третьего сословия. Их спокойная простота, приверженность чисто житейским мотивам была вызовом аристократическим вкусам. Недаром Дидро в своих критических статьях говорил о Шардене как о создателе нового искусства и называл Греза «поистине своим художником».

Идеологи Просвещения неустанно проповедовали этическую ценность искусства, связанного с идеалами разума. В эпоху Французской революции в искусстве восторжествовал новый классицизм. Классицизм XVIII века — не развитие классицизма предшествующего столетия — это принципиально новое историко-художественное явление. Общие черты: обращение к античности как к норме и художественному образцу, утверждение превосходства долга над чувством, повышенная отвлеченность стиля, пафос разума, порядка и гармонии. Новый классицизм в своем стремлении создать естественно простые и одновременно возвышенные формы искусства обратился к художественной культуре античного мира. Она стала примером для изучения и подражания. Накануне революции французскую буржуазию привлекали идеалы римской республики тем, что воспитывали пафос разума, порядка и гармонии, дух гражданственности.

Выразителем классицизма в живописи стал Жак Луи Давид (1748-1825). Его картина «Клятва Горациев» стала боевым знаменем новых эстетических взглядов. Сюжет из истории Рима (братья Горации дают отцу клятву верности долгу и готовности сражаться с врагами) стал выражением республиканских взглядов в революционной Франции. Популярность Давида была необыкновенной. Конвент заказывал ему картины, сюжеты которых могли бы поднять патриотический дух Республики. К разряду подобных композиций принадлежит, может быть, лучшая его картина «Убийство Марата Шарлоттой Корде». Художник точно изобразил обстановку события: Марат лежит в ванне, в руке зажато письмо-прошение, с которым к нему и проникла Шарлотта Корде. Линейная графика и скульптурная трактовка форм делает картину Давида чисто классицистическим произведением. Логические, ясные композиции, резкий рисунок, отказ от сложных полутонов делал фигуры Давида похожими на античные статуи.

Успех картин Давида объяснялся резким контрастом с надоевшей слащавостью идиллических картин рококо. Современников поражала та кажущаяся реальность, которая резко отделяла его трезвые образы от причудливых фигур Ватто и Буше.

Давид был первым художником, который попытался воспроизвести археологические подробности в римских жанрах: одежду, аксессуары, мебель. Благодаря успеху его картин античная мебель вошла в моду под именем стиля жакоб (так звали королевского мебельщика, который работал по эскизам Давида). Именно тогда античный маскарад заставил переодеться всю Францию, а потом и Европу. Портрет мадам Рекамье стал хрестоматийным образцом того постреволюционного классицизма, который в XIX веке получил название стиля ампир.

На страже канонов классицизма стояла парижская художественная академия, называвшаяся Школой Изящных Искусств. Поэтому закостенелый классицизм в живописи, формы которого превратились в штампы, позднее стали называть академизмом.

Стиль крупных живописцев XVIII века не укладывался в жесткую схему «рококо-классицизм». Над сильными творческими личностями не существовало стилевого диктата, они сами создавали новые стилистические направления.

Замечательным подтверждением этому можно считать творчество величайшего художника Испании Франсиско Гойи (1746-1828 ). Гойя с его особым видением мира открыл для испанского искусства целую эпоху, положив начало реалистической живописи Нового времени. В то же время его творчество оказало огромное влияние на формирование европейского романтизма следующего столетия. Свои представления о возвышенном и героическом он выразил в листе «Какая доблесть» из серии офортов «Ужасы воины». Девушка, которая сменила у орудия убитых бойцов народной армии, стала легендарной фигурой. Этой поэтически правдивой легенде художник нашел прекрасную графическую форму выражения. Хрупкая женская фигурка в белой тунике приобретает особенное изящество в контрасте с огромным колесом лафета и орудийным стволом. Белоснежное платье женщины, выделяющееся на темном фоне орудия,— признак душевной чистоты.

Самая знаменитая серия офортов Гойи — «Каприччос», созданная с 1793 по 1797 г. Это 80 листов, пронумерованных и снабженных подписями. Самое распространенное мнение о «Каприччос» — это сатира на испанское общество XVIII века, особенно на его верхушку, знать и духовенство. Но нельзя сводить все ее значение к злободневности. Серия очень символична, в основе ее лежит метафора. Серия Гойи делится на две части: мир дневной, человеческий, обыденный и мир ночной, фантастический, дьявольский. Художнику открылась великая тайна их рокового сходства. Нам сложно разобраться в мрачном мире, созданном воображением художника, что-то всегда остается непонятным. Очевидно он коснулся таких слоев бытия, которые не подвластны разуму и логике. Графика «Каприччос» так многослойна по своей структуре, что ее трудно анализировать.

Гойя был не только отличным графиком, но и прекрасным живописцем. Его знаменитые «Махи» («Маха одетая» и «Маха обнаженная») можно сравнить с лучшими работами живописцев венецианского Возрождения.

Предтечей реалистической живописи Англии еще в первой половине XVIII века выступил Уильям Хогарт (1697-1764). Хогарт изображал современную ему жизнь, нравы аристократов, пороки общества — распущенность нравов, мотовство, продажный суд. Своей тематикой он напоминает русского художника Федотова. Целые серии картин (из 68 композиций), объединенные одним сюжетом («Карьера мота», «Модный брак», «Свадебный контракт», «Прилежание и леность»), переводились в гравюры и становились доступными широкому обществу. Более дешевая и демократичная, чем живопись, гравюра становилась агитатором идей Просвещения. Свои произведения художник строил как драматург, описывал каждую сцену действия и объединял их в повествовательные циклы. Каждая картина обладает самостоятельным сюжетом, но связана с остальными. Произведения Хогарта похожи на морализаторскую литературу просветителей, недаром его называют первым художником-просветителем в Европе. Он создал новый художественный язык и в живописи, и в графике. Темы, которые он осваивал в изобразительном искусстве, предвещали зарождение критического реализма XIX века.

Реализм вторгался и в эстетствующее искусство. Эрудированный, серьезный теоретик искусства классицизма Джошуа Рейнольдс (1723-1792), первый президент Британской академии художеств, видный политический деятель, хозяин модного аристократического салона, в традиционный жанр портрета ввел психологическую характеристику личности. Используя аллегорическую форму (актрису Сару Сиддонс он изобразил в виде музы, знаменитого полководца — в пламени битвы, леди Гамильтон — в виде Венеры), он создал вполне реалистические психологические портреты. Художник Просвещения, Рейнольдс подчеркивает в персонаже не принадлежность к сословию, а личностные качества, богатство духовного мира.

То же реалистическое направление просматривается в портретах Томаса Гейнсборо (1727-1788), продолжавшего его и в пейзажной живописи. В портретах Гейнсборо нет никаких аллегорий, раскрывающих роль модели в обществе. Для них более характерно внимание к душевному миру. В этих портретах большое значение имеет пейзаж, который так же лиричен, как и сами персонажи.

Классицизм стал стилем официальных построек. В европейских столицах сооружались величественные архитектурные ансамбли, парадные площади оформлялись фасадами с колоннами. При строительстве богатых особняков тоже использовались классические архитектурные формы, ими украшались фасады и интерьеры.

Вторая половина XVIII века — время широкого строительства общественных театров. Именно в это время складывается особый тип здания-театра. Например, Пале Рояль и театр Фейдо в Париже, театры в Амьене, Лионе, Бордо, других европейских городах.

XVIII в. принес очень много нового в музыкальное творчество. В XVIII в. музыка встала на уровень других искусств, переживавших расцвет еще с эпохи Возрождения. Рождались музыкальные концепции светско-образного содержания, создавались новые формы — фуга, симфония, соната. Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Кристоф Глюк, Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт стоят на вершине музыкального искусства в XVIII в. Эпоха Просвещения создала новую остроту самосознания, новые чувства, оттенки настроений. Расцвет музыки как самостоятельного вида искусства в это время объясняется потребностью в поэтическом, эмоциональном выражении духовного мира человека. В творчестве Баха и Генделя еще сохранилась преемственность музыкальных традиций, но они начинали новый этап в истории музыки.

Иоганна Себа¬стьяна Баха (1685-1750) считают непревзойденным мастером полифонии. Работая во всех жанрах, он написал около 200 кантат, инструментальных концертов, сочинений для органа, клавира и др. Баху была особенно близка демократическая линия немецкой художественной традиции, связанная с поэзией и музыкой протестантского хорала, с народной мелодией. Через духовный опыт своего народа он ощущал трагическое начало в жизни человека и вместе с тем веру в конечную гармонию. Бах — музыкальный мыслитель, исповедующий то же гуманистическое начало, что и просветители.

Искусство Баха и Генделя было проявлением духовной свободы эпохи Просвещения. Усилиями многих мастеров Италии, Франции, Германии, Чехии был подготовлен стилевой перелом середины века. Монументальному полифоническому искусству, которое воспринималось как барочное, сложное, было противопоставлено более доступное, подчеркнуто светское. Оперный театр постепенно заменял для композиторов церковь. Мировую славу завоевала французская опера и итальянская опера-буффа. Складывались новые формы концертной жизни — публичные концерты; на концерты частных капелл допускалась широкая публика, оживлялась музыкальнокритическая жизнь, возникли специальные музыкальные периодические издания. Музыкальная культура захватывала новые круги общества, но социальные условия ограничивали ее распространение.

Все новое, что было характерно для прогрессивных направлений в музыке, воплотилось в творчестве австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Вместе с Францем Йозефом Гайдном Он представлял Венскую классическую школу. Основным жанром Гайдна была симфония, Моцарта — опера. Он изменил традиционные оперные формы, внес психологическую индивидуальность в жанровые типы симфоний. Ему принадлежат около 20 опер («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»), 50 симфонических концертов, многочисленные сонаты, вариации, мессы, знаменитый «Реквием», хоровые сочинения. Многогранное творчество Моцарта связано с общим характером эпохи Просвещения. Он не был революционером по убеждению, но его гуманизм, его эстетическое восприятие человеческих эмоций противостояло старому феодальному мироощущению. В его музыке отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск».

§ 6. ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Новый образ жизни и мышления создавал новый тип культуры, новое художественное видение, которое радикально изменило эстетические установки художественной деятельности.

Усиливался обмен идеями и творческими достижениями между европейскими странами. В них расширялся круг образованных лиц, складывалась национальная интеллигенция. Развивающийся культурный обмен способствовал распространению представлений о единстве культуры человеческого общества.

В искусстве XVIII века не существовало единого общего стиля — не было стилевого единства художественного языка и приемов, присущего предшествующим эпохам. В этот период острее чем раньше проявлялась борьба идейно-художественных направлений. Одновременно продолжалось формирование национальных школ.

Условно в искусстве XVIII в. выделяют два этапа. Первый — до середины 1740-50-х годов. Он связан с завершением поздних форм барокко и выделением стилистического направления рококо. Второй этап — возвращение видоизмененных идеалов классицизма и зарождение предромантического движения и сентиментализма, получивших развитие в следующем столетии. Классицизм стал господствующим стилем в зодчестве, отчасти в скульптуре и живописи, но не в литературе, театре, музыке, где развивалось предромантическое направление.

Постепенно литература и музыка становились ведущими видами искусства. Художественный язык этих форм соответствовал запросам времени в эстетическом осознании жизни. В XVIII веке картина мира впервые была дана в житейски достоверных образах, в музыке впервые зазвучали простые человеческие чувства.

Драматургия в середине века постепенно перешла от традиции классицизма к реалистическим и предромантическим направлениям. Театр получил новую общественно-воспитательную роль.

Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человек и его разум, само слово «культура» впервые стало определенным, общепризнанным термином, о смысле которого рассуждали не только мыслители века и верхушки образованного общества, но и простая публика. Вслед за философами, признавшими в основе мироздания триаду идей — «истина», «добро», «красота»,— представители различных течений общественной мысли и художественного творчества развитие культуры связывали с разумом, нравственно-этическим началом или искусством.

В науке об обществе XVIII века культура впервые выступила в качестве основы теоретических концепций понимания истории развития человечества. Она стала средством отбора и группировки исторических явлений, их осмысления.

Из боязни и неприятия действительности родилось новое направление — романтизм. Противопоставление частной жизни социальной действительности выражалось в проявлениях сентиментализма. И все же эти направления стали возможны благодаря гуманистической атмосфере эпохи Просвещения, ее общему стремлению к гармоничной личности, обладающей не только разумом, но и чувствами. Век Просвещения создал свое видение мира, оказавшее сильное влияние на последующее развитие культуры.

Новые буржуазные отношения мало отвечали идеалам просветителей. В духовной атмосфере испуга, смятения, разочарования складывалась антипросветительская реакция. Культурная жизнь конца века отражала эти настроения общества.

Характерные особенности эпохи:

• В экономической и социально-политической сфере:

рост экономического и политического значения буржуазии;

усиление антифеодального движения;

распространение просветительских идей общественного равенства и личной свободы.

падение авторитета и ценностей феодально-клерикальной культуры;

революция в естествознании;

распространение рационалистического мышления и деизма;

расцвет просветительской материалистической философии;

изменение соотношения видов и жанров искусства, превращение литературы и музыки в ведущие формы художественного творчества.

§ 6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быстрова А.Н. мир культуры (основы культурологии) учебное пособие из-во ЮКЭА 2000г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *