Что нового в аэропорту гродно

Начнут ли из Гродно летать лоукосты и какие летние направления чартеров предложит Гродненский аэропорт: репортаж «со взлетной полосы»

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Гродненский аэропорт как площадка для работы крупных лоукост-компаний рассматривается уже давно.

До вылета самолета на один из самых популярных египетских курортов Шарм-эль-Шейх остается менее двух часов. Пассажиры проходят регистрацию, но те, кто летит уже не в первый раз, не торопятся занимать очередь: оформление документов в Гродненском аэропорту, по их словам, – процедура не муторная, и занимает она обычно не больше десяти минут. Ко входу подъезжают такси и личные авто. На многих припаркованных машинах можно заметить брестские и минские номера. На вопрос, что здесь забыли минчане, сотрудники аэропорта отвечают коротко – выгоду для семейного кошелька: вылет из Гродно в сумме обходится им дешевле на 150-200 долларов.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродноЧто нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Пока одни пассажиры предвкушают легкий перелет и палящее египетское солнце, другие уже спускаются с борта только что приземлившегося на родину чартера. Изрядно загоревший на жарком морском побережье Чеслав Хрищанович сразу замечает журналистский объектив и сам вызывается на доверительную беседу с прессой. Гродненец вместе с семьей вернулся из Шарм-эль-Шейха. Эмоций и впечатлений – девать некуда, только усталость после перелета, как ни крути, «бьет по ногам». Впрочем, еще минут двадцать – и дома.

– Если автобусная остановка, к примеру, рядом с вами, вы же на другую не идете, чтобы добраться, куда нужно, – говорит Чеслав. – Так зачем ехать в тот же Национальный аэропорт Минск, когда до своего – рукой подать?! Близко – значит удобно. Минус дополнительные расходы. Качество сервиса к тому же ничем не уступает. Регистрацию, пограничный и таможенный контроль прошли быстро. Жаль, далеко не все знают, что Гродненский аэропорт вообще организует пассажирские рейсы. Надо исправлять ситуацию.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродноЧто нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродноЧто нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Сегодня Гродненский аэропорт – это международное авиатранспортное предприятие, филиал ГП «Белаэронавигация». Он был открыт в 1983 году, международный статус получил спустя десять лет. Кроме организации пассажирских перелетов – в основном это чартерные рейсы на самые востребованные курорты Болгарии, Турции, Египта, Черногории – здесь занимаются аэронавигационным обслуживанием воздушных судов, обрабатывают грузы, заправляют транзитные самолеты.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Недавно «Белаэронавигация» инициировала в Гродненском аэропорту реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Сейчас ее длина около 2,5 километра, ширина – 42 метра. Этого достаточно для воздушных судов максимальной взлетной массой порядка 190 тонн. Полосу планируют удлинить до 3 километров и расширить до 45 метров специально под «Боинг-747». Тогда Гродненский аэропорт сможет увеличить потоки грузовых рейсов, принимая, например, самолеты из Китая. Взлетно-посадочную полосу для таких типов судов, как Боинг-747, пока в нашей стране может предоставить только Национальный аэропорт. К тому же близость европейской и скандинавской границ и невысокие цены сделают свое дело, оправдав затраченные средства и принеся значительную прибыль.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Свою денежную выгоду, разумеется, ищут и пассажиры. Пока из Гродненского аэропорта можно улететь исключительно на классическом чартере. Ну а как же столь популярные в Европе бюджетные лоукостеры?

Гродненский аэропорт как площадка для работы крупных лоукост-компаний, таких как Ryanair и Wizz Air, рассматривается уже давно. Но, по словам начальника Гродненского филиала ГП «Белаэронавигация» Анатолия Купрашевича, запуск лоукост-рейсов – дело не одного дня.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

– Сейчас идут переговоры как со стороны «Белаэронавигации», так и со стороны нашей областной исполнительной власти, – пояснил он. – Председатель облисполкома Владимир Кравцов обсуждал вопрос организации рейсов авиакомпании Wizz Air из Гродненского аэропорта с послом Венгрии. Ведутся переговоры и насчет прихода к нам лоукост-компаний из Нидерландов. У таких совсем другие принципы ценообразования и ведения бизнеса. Пока не совсем понятно, как их вписать в основные модели нашей региональной экономики. В любом случае мы открыты для этого, и не исключено, что у гродненцев однажды появится и такой выбор.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Тем временем только что прибывший из Шарм-эль-Шейха многотонный «Боинг 737-300» на 148 посадочных мест готовится к следующему вылету. На борт самолета практически сразу поднимается подоспевший из Минска сменный экипаж – чартер перед посадкой новых пассажиров нужно хорошенько убрать и «дозаправить» питьевой водой и бортпитанием. Некогда расслабляться и электрорадиотехнической и диспетчерской службам. От них, в первую очередь, зависит безопасность полета. К слову, подготовка у сотрудников этих служб как у саперов – без права на ошибку.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

– Специалистов нашего профиля в Беларуси готовит Белорусская государственная академия авиации, – рассказывает руководитель полетов Сергей Благун. – Но окончить вуз и получить диплом мало. После академии будущих диспетчеров ждет годовая стажировка, в том числе языковая. Последнюю они проходят в Лондоне, повышая уровень английского.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Диспетчер управления воздушным движением Виктория Морозова по здешним меркам, новичок в профессии. Каждый день, кроме основной работы, девушка ищет выходы из внештатных «летных» ситуаций, к счастью, искусственно спрограммированных. На профессиональном сленге это называется «розыгрышем». На практике же – это идеальный способ отработать до автоматизма верную схему действий. А опыт очень даже пригодится – график полетов у Гродненского аэропорта достаточно плотный: минимум по два чартера в день. При этом полупустыми самолеты в небо не взмывают никогда.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Вместе с количеством желающих отправиться на отдых со взлетно-посадочной полосы Гродненского аэропорта закономерно увеличивается и количество туристических чартерных рейсов: если в прошлом году их было чуть более шестидесяти, то в этом планируется уже порядка сотни. Нынешним летом из Гродно можно улететь в болгарский Бургас, турецкую Анталию, черногорский Тиват, египетский Шарм-эль-Шейх и, что в новинку, тунисскую Энфиду. Не исключено, что со временем будут организованы чартерные рейсы в Грузию, которая постепенно становится одной из самых популярных стран для курортного отдыха. А вот вылетов в Сочи, вопреки всем сомнениям, не предвидится – больно уж невостребованным, по информации туроператоров, оказался у гродненцев этот курорт.

Источник

Рост числа чартерных рейсов, внутриреспубликанские перелеты, реализация инфраструктурных проектов: перспективы развития гродненского аэропорта

Прошлый год для воздушного транспорта был довольно сложным: закрытые границы и локдауны на какое-то время поставили на паузу аэропорты по всему миру. Авиасообщение прерывалось не только между континентами и странами, но и внутри государств.

В Департаменте по авиации рассчитывают, что 2021—2023 годы станут восстановительным периодом для сферы авиаперевозок. О том, как будут развиваться областные аэропорты, в интервью «Республике» рассказал директор Департамента по авиации Артем Сикорский.

— Хотел бы рассказать о подпрограмме «Развитие гражданской авиации Республики Беларусь» (в рамках Госпрограммы развития транспортного комплекса до 2025 года), а также о Концепции развития областных аэропортов, цель которой — увеличить их загрузку, повысить уровень комфорта обслуживания пассажиров и внедрить передовые технологии в деятельность областных аэропортов. В этих документах заложены основные направления того, как будут развиваться областные аэропорты.

В Концепцию мы закладывали, что на первом этапе будем активно развивать чартерные полеты по популярным туристическим направлениям из всех областных аэропортов, а затем перейдем к организации регулярного авиационного сообщения.

С 2019 года авиакомпания «Белавиа» начала выполнять круглогодичные чартерные перевозки из всех областных аэропортов по наиболее популярным туристическим направлениям (Турция, Болгария, Черногория, Египет, Тунис) и теперь постоянно расширяет программы и маршруты авиаперевозок. В 2019-м из областных аэропортов было выполнено почти 400 рейсов. В тяжелый 2020 год произошло сокращение числа рейсов, но полеты из областных аэропортов не прекратили. Ожидается, что в этом году в разгар туристического сезона «Белавиа» выполнит чартерных рейсов из регионов больше, чем их было в благополучном 2019-м.

Теперь мы переходим ко второму этапу — организации регулярного авиационного сообщения. Мы поручили всем областным аэропортам представить наиболее востребованные среди граждан маршруты и планы по привлечению авиакомпаний. Со своей стороны, Департамент по авиации окажет полное содействие каждому областному аэропорту в вопросе организации рейсов по запрашиваемым маршрутам.

Отмечу, что сегодня созданы условия для осуществления полетов в любой областной аэропорт для авиакомпании всех экономических моделей, в том числе лоукост. Мы ведем постоянную работу с авиационными администрациями других стран по развитию и усовершенствованию двухсторонней договорной базы, и ряд соглашений содержит положения о 5-й степени «свободы воздуха» для более эффективного привлечения авиакомпаний в областные аэропорты.

Совершенствуется материально-техническая база областных аэропортов. Реконструирована взлетно-посадочная полоса в аэропорту Бреста, что обеспечило возможность принимать самолеты расчетного типа Boeing 767. Сейчас такую работу нужно провести в аэропорту Гродно, чтобы там могли садиться и обслуживаться современные самолеты типа Boeing 737–800 и Airbus 321.
Например, мы предлагаем организацию рейса в Гродно из аэропортов Израиля с различными провозными емкостями, но заинтересованного заказчика такого туристического рейса нет. Сегодня все чартерные пассажирские перевозки, выполняемые авиакомпанией «Белавиа» из областных аэропортов, формируются за счет белорусских туристов, вылетающих на отдых.

Источник

Гродненский аэропорт: какие у него перспективы и когда начнут работу лоукосты?

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Именно в Гродно, согласно республиканской концепции развития областных аэропортов, планируется сделать отечественную базу лоукостов.

Подобного рода перевозчики — это, надо думать, основной источник роста наших воздушных портов. «Белавиа» нарастила и продолжает наращивать пассажиропоток, хотя самолетов у нее пока небогато. И одному богу пока известно, что будет с забракованными «максами», взятыми в лизинг нацперевозчиком.

В общем, каковы переспективы у аэропорта Гродно, корреспондет Onliner.by решил поинтересоваться у знающих людей.

«Соседи забирают у нас 300—600 тыс. пассажиров ежегодно»

Первый знающий человек — Иван Герловский, замгендира «Белаэронавигации» по экономическим вопросам и идеологической работе. Говорит, раньше слово «лоукосты» никто даже не произносил. Но молодые руководители департамента по авиации пытаются менять ситуацию.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

— Общались с литовцами, которые занимались оформлением лоукостов в своей стране. Контактировали с литовцем Александром Ланецким — он занимается привлечением подобных компаний на государственном уровне. При участии этого человека Ryanair открылся в Украине.

Мы не раз были в Литве, очень понравился их менеджмент. Были в Каунасе. Нас завели на вышку, когда как раз приехал автобус из Минска — 40 человек белорусов прямо под рейс.

— Ваших пассажиров.

— Ты смеешься, а я плачу. В общем, при нас этот самолет прилетел, за 30 минут загрузился и улетел. История-то какая, соседи (Украина, Литва и Польша) забирают у нас от 300 тыс. до 600 тыс. человек ежегодно. От этого теряют не только национальный аэропорт и «Белавиа», от этого теряют все!

«Нам нужны лоукосты, чтобы сократить количество людей, пользующихся аэропортами сопредельных государств»

Теперь к тому, как эту проблему собираются решать в Беларуси. Все началось 26 ноября 2017 года, когда президент посещал Брест и Брестскую область. В итоге родилось поручение по загрузке областных аэропортов.

— После этого все сдвинулось с места. С департаментом провели в Гродно выездное совещание. Там присутствовали главные по транспорту всех областей. Выступил упомянутый мной Ланецкий со своими партнерами, рассказали они про лоукосты. Все засыпали выступавших вопросами.

— А Ланецкого пригласили вы?

— Да. Мы подписали договор о сотрудничестве. Пока человек работает на энтузиазме. Но это не суть. Вопрос следующий. Все области поддерживают идею лоукостов. Но есть законодательство, согласно которому приход подобных компаний должен быть согласован с департаментом по авиации. Понимание есть. И я считаю, если не будет лоукост-компаний, больше к нам никто не полетит.

— Почему?

— Потому что речь идет об областных аэропортах. Там сейчас работают только чартерные программы «Белавиа»: Турция, Египет, Болгария, Черногория, Тунис. Рост пассажиропотока завидный. К началу нынешнего года он составлял 400%, если не больше. Но есть другой показатель. Знаешь, какая загрузка областных аэропортов?

— Нет.

— Областные аэропорты загружены на 7—10% своих мощностей. Представляешь, какие возможности есть у страны? Нам нужны лоукосты, чтобы сократить количество людей, пользующихся аэропортами сопредельных государств. Я говорю коллегам: «Чем мы рискуем? Если лоукост перевезет за год пусть 50 тыс. человек, никакого вреда „Белавиа“ не случится, а государство заработает».

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

«Нам выгоден сам факт появления лоукостов»

Раньше гродненский аэропорт располагался в деревне Каролино, невдалеке от озера Юбилейное. Ну то есть рядышком. Сейчас там базируются МЧС и гродненский аэроклуб. Новый аэропорт ввели в эксплуатацию в 1984-м. Годом ранее состоялся технический рейс.

Анатолий Купрашевич начинал карьеру в Каролино. Руководил полетами. Сам из Гродно. Окончил летное училище в Риге. Распределение отправляло во Внуково. Парень не захотел и отправился домой. Окончил академию гражданской авиации в Ленинграде для топ-менеджмента СССР. Теперь директорствует в аэропорту. Официально это зовется гродненским филиалом «Белаэронавигации».

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Слева от трассы виднеется огромная заброшка, в которой советские архитекторы хотели разместить терминал аэропорта. Проект предполагал даже телескопические трапы. Но сперва закончился Советский Союз, а потом и стройка. Заброшка находится на балансе облисполкома. Говорят, ее предлагают за 1 базовую, но никому не надо.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Нынешнее здание — изначально техническое. Никто его и близко не планировал делать аэровокзалом. Но жизнь распорядилась иначе. Теперь на первом этаже налажена вся инфраструктура для вылета-прилета. Под рейсы работает кафе. Директор ратует за расширение накопителей. Минское начальство его поддерживает. По идее на новых площадях можно будет разместить Duty Free, которых пока нет ни в одном региональном аэропорту. Хотя с учетом роста пассажиропотока давно пора. На сентябрь он составляет 210% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

— Смотрите, лоукост-компания всегда стремится сократить расходы. Предполагается, что аэропорт должен самостоятельно заработать те деньги, которые ему недодал лоукостер. На чем? Рестораны, «дьютики», аренда площадей, гостиница, парковка, да даже спа. То есть аэропорт, который сотрудничает с лоукостами, сам думает, как заработать, — дает расклад директор. — Сегодня для нас это не является какой-либо проблемой. Аэропорту выгоден сам факт появления лоукостов. За аэронавигацию они в любом случае заплатят, за топливо рассчитаются!

«Мы в областных аэропортах можем продавать услуги даже по себестоимости. Все равно стоим незагруженные»

Что касается скорости обслуживания (основное требование лоукостов), мы изучили опыт литовских и польских аэропортов. Стоянка в среднем занимает 30 минут. У Ryanair иногда даже доходит до 25. Мы проводили тестовые испытания и вкладываемся в это время.

— Как проводили?

— Допустим, задержка чартера из-за погоды. Когда он приходит, включаем максимальные скорости и все делаем качественно за время, требуемое лоукост-компаниями. Не критичные показатели. Справимся.

«Для привлечения лоукостов нам надо идти на уступки по цене»

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

В «Белаэронавигации» все прекрасно понимают, что снять с лоукост-компаний заявленную пятерку точно не получится. Беседуем по этому поводу с главой гродненского филиала.

— А с заправкой?

— В зависимости от количества топлива. Любой договор с любой компанией — это коммерческая тайна. Есть официальные данные, которые прописаны во всех мировых аэронавигационных сборниках. Но если я захочу летать в Гродно, то первым делом отправлюсь в Минск (в департамент по авиации), там получу разрешение на полеты, потом пойду в «Белаэронавигацию» (и там в главном офисе заключу соглашение). Какие там будут итоговые цифры — результат переговоров сторон.

— То есть они могут быть меньше вашей стандартной пятерки?

— Конечно! Это мировая практика. Достижение цели зависит от нашей гибкости. И я двумя руками за максимум уступок для авиакомпаний. По-другому мы их не заманим, не привлечем к себе. Аналитики лоукостеров работают по Беларуси. Разные компании шлют запросы.

Если бы в стране действовал режим открытого неба, вести бизнес было бы проще. Европа им пользуется. А у нас должен быть паритет по ценам, рейсам и прочим делам.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Герловский, в свою очередь, отмечает, что лоукосты готовы к сотрудничеству с любым аэропортом страны, но ставят условие по вылету из Национального. Допустим, три рейса из областей и один из столицы. Правда, в Национальном аэропорту Минск о желании сотрудничать с лоукостами никто пока не говорил.

— Мы в областных аэропортах можем продавать услуги даже по себестоимости. Все равно стоим незагруженные, — отмечает Герловский.

— То есть вы в Национальный аэропорт упираетесь?

— Мы ни в кого не упираемся, я вам про области рассказываю и требования лоукост-компаний. В общем, думают они. А главный вопрос для таких перевозчиков — политика открытого неба. Грубо говоря, это значит «когда захотел, тогда прилетел». А у нас работает разрешительная система. Сперва подписывается соглашение о регулярности авиасообщения, нашими властями выдается соответствующее разрешение. Иностранцы порой говорят, мол, когда будет открытое небо, тогда и рассмотрим ваш вариант.

«Некоторые мои коллеги говорят, что лоукосты нанесут ущерб нашей экономике. Но кто-нибудь считал этот ущерб?»

Но мне кажется, что они все равно к нам придут. Беларусь — выгодная точка. Брест, Гродно — им очень интересны приграничные аэропорты. Приезжали как-то китайцы, интересовались Могилевом и Гродно. У них цели очень конкретные. Для меня, как представителя «Белаэронавигации», главное — разрешение от департамента по авиации. Если оно есть, мы договариваемся с перевозчиком об условиях, и все. Поверь, договоримся, не волнуйся. Ценовая политика областных аэропортов устраивает лоукост-компании.

«Исполнительная власть очень заинтересована в этом»

В «Белаэронавигации» отмечают, что проявляли инициативу самостоятельно. Письма уходили в Ryanair, Wizz Air, easyJet, airBaltic. Была еще тема по российской «Победе». Белорусские тарифы их устроили, но перевозчик не договорился с Национальным аэропортом.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Еще несколько лет назад Ryanair и Wizz Air облетали нашу территорию, хотя обеим компаниям логистически это было невыгодно. Теперь отношения потеплели. В месяц через страну пролетают 180—300 рейсов этих перевозчиков. Все это доход государства.

— Контакт есть. Переговоры идут в дружеском ключе. Мы предоставляем все цены, отвечаем на все вопросы. Лоукост-компании изучают наше предложение. Говорить будет сложно. Там потребуется заключать трехстороннее соглашение. Потому что Ryanair зарегистрирован в одной стране, самолеты их — в другой. Это работа авиационных властей, — отмечает Герловский.

Директор гродненского аэропорта, в свою очередь, упоминает власти местные:

— Исполнительная власть очень заинтересована в этом. Губернатор владеет всей информацией до тонкостей. Все его замы неоднократно здесь были и все знают. Люди в теме. Мэр города — тоже. Еще года два назад он пришел ко мне с вопросом по лоукостам. Я разложил ему всю экономику. Глава города сказал, что круто. Это не процесс, который предполагает внутреннюю борьбу. Вся область заинтересована в международном авиасообщении.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Купрашевич иллюстрирует масштаб проведенной работы списком встреч, переписок и переговоров с компаниями и авиационными властями различных стран.

— Ryanair. Он уже заявлен официальным перевозчиком на Беларусь от Ирландии. Два года ведем переписку. Вышли сами с инициативой, подключили губернатора.

— Wizz Air. Тоже порядка двух лет назад стали контактировать — и «Белаэронавигация», и исполнительная власть области. Встреча была в Венгрии. Облисполком подключал к вопросу посла. У его венгерского коллеги очень позитивное настроение. Уже есть договоренность о рейсе Будапешт — Минск.

— Губернатор встречался с заместителем министра иностранных дел Польши, плюс были их посол и генконсул. Оба в теме. Они понимают, что нам нужно открывать движение по воздуху. На земле очереди. Поляки проявили серьезную инициативу. Мы тоже заинтересованы. Перевозчик пока не назначен.

— LOT. Мы (главный «Белаэронавигации», представитель облисполкома, я) были в Варшаве. Я подчеркиваю заинтересованность региональной власти. Компания тоже заинтересована. Плюс у нее есть дочки.

— Израиль. Встречались с послом этой странны не единожды. Присутствовали представители департамента по авиации и «Белаэронавигации». Сперва обсуждали вопросы чартерных рейсов. Департамент по авиации согласен. Израильтяне смотрят на вопрос более широко и глубоко — регулярное сообщение. В Радуне, Слониме и Новогрудке очень много святых мест. По прогнозам, паломничество может быть серьезнее, чем в Украину.

— Китайская сторона выступила с инициативой организации беспосадочных рейсов конкретно на Гродно. Город Хайнань, юг страны. Представители исполкома летали на переговоры. В нашем аэропорту была китайская делегация, в том числе представители авиационных властей этой страны. Надо отметить, мы расположены на территории свободной экономической зоны. Это преференции в открытии бизнеса, налоговые преференции и прочие льготы. Если какой-нибудь лоукост захочет построить базу, ему будет это выгодно. Это свой терминал, свои ангары. Я просматриваю в этом перспективу государственно-частного партнерства. Есть примеры — тот же Домодедово.

— Нидерланды. Заместитель губернатора встречался с временным поверенным Нидерландов в Беларуси. Рассматривался вопрос по голландским компаниям, которые могли бы летать к нам.

«Конфликта с „Белавиа“ по поводу лоукостов нет»

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Полосой занимаются россияне из конторы «ЛенАэроПроект». Директор аэропорта настаивал на удлинении до 3000 метров (сейчас 2560). Минимальная ширина для посадки Boeing 747 — 45 метров. В Гродно пока 42.

Проектное решение по полосе будет представлено в НТС (научно-технический совет) департамента по авиации на согласование. Гродненский аэропорт, несмотря не ремонт, закрываться не будет.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

— Нам надо, чтобы к нам больше летали, — настаивает Герловский.

— И во что вы упираетесь?

— Чтобы аэропорты не простаивали, мы готовы на любую форму сотрудничества, но есть процедуры, не зависящие от «Белаэронавигации» Разрешениями и согласованиями на уровне государств занимается департамент по авиации. Но там есть понимание. Некоторые мои коллеги говорят, что лоукосты нанесут ущерб нашей экономике. Но кто-нибудь считал этот ущерб?

— А есть конфликт с «Белавиа» по этому вопросу?

— Нет, у нас договорные отношения, мы благодарны, что они летают из областей. Это поддержка для аэропортов.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

В других странах многие рейсы дотируются местными и другими властями. В своем летнем интервью руководитель департамента по авиации Артем Сикорский заявил, что Беларусь не пойдет на такой шаг.

Глава гродненского аэропорта распространяется на эту тему.

— Мы встречались с польской стороной. Для начала нам не обязательно летать в Варшаву. Катовице, Гданьск, Краков. Не обязательно начинать с Boeing на 189 мест. Можно использовать Embraer, CRJ.

— Но это дороже?

— Но есть обоюдная заинтересованность. Плюс существуют компенсационные моменты.

— От кого, если Беларусь на них не готова?

— Законодательно ни мэр, ни губернатор не могут субсидировать рейс. Но если смотреть в завтрашний день, мы к этому придем. Есть же интересы региона и государства в целом.

— Когда это случится? Вы же понимаете, что законопроекты не рассматриваются за день.

— Понимаю. Но я вижу ситуацию, я вижу большую заинтересованность региона.

— Какую перспективу по субсидированию вы рисуете?

— Я не законодатель. Говорю как авиационный менеджер. И думаю, понимание должно быть на уровне правительства. Вопрос в загрузке. Да, мы не можем позволить себе пустых самолетов. Но если сюда придут дополнительные авиакомпании, мы получим вклад в развитие экономики.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

Супер, что наши областные и городские власти это понимают. Это нужно в первую очередь региону. Это мобильность бизнеса, это движение людей. Тем более мы безвизовый аэропорт. Есть предложение, чтобы точка входа и выхода безвизового туриста могла измениться. Условно прилетел человек в Минск, а улетел из Гродно. А то ему надо возвращаться в столицу. Были такие случаи в нашем аэропорту. Он англичанин, она белоруска. Купили тур с вылетом из Гродно. Ей можно, ему нет. Потому что прибыл в Минск. Мы уже представили свое предложение по расширению прилета-вылета.

Такое чувство, если бы судьбу лоукостов в Беларуси решали в «Белаэронавигации», они бы давно летали в Гродно и другие облцентры. При этом все понимают: надо идти на максимальные услуги, чтобы начались полеты.

— Это будет большая польза для региона, — отмечает Купрашевич. — Смотрите, в Польше 16 международных аэропортов, половина обслуживают больше миллиона пассажиров. Остальные — у кого один рейс в день, у кого два. Да, у соседей много людей, которые работают в Европе. Это формирует пассажиропоток. У нас его нет. Но может появиться, если будет вестись рекламная работа. Надо понимать, что сегодня в Европе не так уж сильно продвигают Беларусь. Вы выходите во Франкфурте, а там баннер 20 на 50 Welcome to Georgia. Да, это деньги. Но привлечение лоукоста, позволит, кроме прочего, рекламировать страну. Представители компании в любом случае будут заинтересованы в продвижении направления. Плюс это возможности и для белорусских авиакомпаний.

Что нового в аэропорту гродно. Смотреть фото Что нового в аэропорту гродно. Смотреть картинку Что нового в аэропорту гродно. Картинка про Что нового в аэропорту гродно. Фото Что нового в аэропорту гродно

— Одной. Мы все понимаем. Так когда?

— Хотелось бы быстрее. При наличии договоренностей на уровне государств требуется минимум полгода для технической организации рейса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *