Что нового появилось в век просвещения
Эпоха Просвещения: понятие и принципы, годы, примеры
Сущность эпохи Просвещения
Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.
Век просвещения отражает дух XVII столетия, которое известно мощным развитием идейного движения, дискредитацией религиозных и политических авторитетов, популяризацией образования, культуры и ценности человеческого разума. Эпоха просвещения зародилась в Англии под влиянием научной революции в конце XVII, но свое название получила во Франции в XVIII веке. Это движение опиралось на гуманистические традиции Возрождения и ставило в основу своего интеллектуального течения понятия рационализма и свободомыслия. Главная цель, стоящая перед прогрессивной эпохой XVII-XVIII вв., состояла в распространении:
Самыми яркими представителями просвещения были просветители Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро во Франции, Джон Локк, Бернард де Мандевиль, Адам Смит в Англии, Готхольд Эфраим Лессинг и Иоганн Гете в Германии, Михаил Ломоносов, Александр Радищев в России. Философы просвещения верили в необъятные возможности человеческого разума, которые наиболее полно могли быть задействованы в научно-технической сфере.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Конец важнейшей для европейской культуры эпохи ознаменован началом Великой французской революции в 1789 году. Идеи и принципы Эпохи просвещения повлияли на создание важных документов того времени, заложив основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Основные черты эпохи
Идеи просвещения дали мощный импульс, который был необходим на этом этапе развития цивилизации и любого государства, переходящего от устоев традиционного общества к новым индустриальным ценностям. Просвещение оказало огромное влияние на развитие культурной, философской и общественной мысли, последующие изменения в этике и социальной мысли, отмену рабства и другие ключевые события, предопределившие ход мировой истории.
Свобода совести
Свобода совести — естественное право человека формировать свои убеждения.
Возникновение понятия связано с началом реформирования католической церкви, но особое развитие и теоретическое обоснование принципы свободы совести и вероисповедания получили в трудах философов Нового времени. В общественных и философских дискуссиях Эпохи просвещения вопросы нравственного характера занимали одно из важнейших мест. Свобода начала восприниматься не просто как благо, а как естественное состояние каждого человека.
Наиболее подробно эту идею в своих работах развивал английский мыслитель Жан-Жак Руссо, который выступал за разделение церкви и государства. Он считал, что человек рождается свободным, с правом распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению и самостоятельно выбирать свое будущее. По мнению Руссо, социальные устройство, основанное на ограничениях и требованиях государства и религии, накладывает оковы на свободу человеческой воли.
Просветительская идея свободы делила ее на естественную и гражданскую. Если естественная свобода была ограничена только законами природы, то гражданская предполагала следование законам и моральным нормам, которые защищали общество.
Концепция свободы эпохи Просвещения принята в основу французской «Декларации прав человека и гражданина» и американской «Декларации независимости».
Освобождение науки и философии от влияния религии
Отношение к религии в просветительскую эпоху претерпевает ряд широких изменений, которые в большей степени относятся к осмыслению истоков религии. Наука приобретает эмпирический характер, поэтому слепое подчинение церкви заменяется попыткой докопаться до секретов и тайн природы.
Это не означает, что просветители выступали против религии. Скорее они призывали к ее реформации, уничтожению суеверий и предрассудков, так как считали, что настоящая вера основана на принципах гуманности и разумности.
Многие мыслители считали, что просвещение не может существовать отдельно от истинной религии, которая открывается через познание законов разума. Шотландский философ Дэвид Юм в своих работах доказывал невозможность разумной веры в чудеса, но не отрицал существование религии как таковой.
Космополитизм
Космополитизм — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.
Формирования космополитического мировоззрения происходило на фоне участившихся войн, которые убеждали уставших европейцев в необходимости новой объединенной Европы. Пацифистски настроенные мыслители Эпохи просвещения видели решение проблемы в создании единой европейской республики с государствами-провинциями. Идеалы мирового гражданства проповедовали Данте, Гете, Шиллер и другие.
Космополитизм просветительской эпохи — это не отказ от ценностей патриотизма и служения родине. Приверженность всечеловеческим интересам и ценностям не исключала любовь к своей стране.
Возрождение науки и естествознания
Научное знание заняло лидирующие позиции в формировании просветительского мировоззрения и признавалось наиболее продуктивной формой интеллектуальной деятельности. Наука опиралась на принципы эмпиризма и рационализма, отвергая принятые религиозные теории. Интересы ученых просвещения отличались широтой научных взглядов. Основное место в системе знаний занимали точные и естественные науки, такие как математика, химия, биология, физика и другие.
Именно в «век разума», как еще называют эпоху XVII столетия, регулярно происходили различные научные открытия. Шведский ученый Карл Линней написал свой труд «Виды растений», куда внес описание тысячи видов флоры, французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк предложил первую теорию эволюции, математики Исаак Ньютон и Готфрид Лейбниц независимо друг от друга и почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисление и еще десятки открытий, которые составили фундамент современной науки.
Идеология разума, как источника и двигателя познания
Период просвещения отличается своей приверженностью культу разума. Факторы, характеризирующие идеологию разума:
Идея прогресса
Для мыслителей просвещения движущей силой прогресса и истории являлся человеческий разум, с развитием которого менялась жизнь и строение общества. Идеология прогресса основывалась на неразделимости развития разума и промышленного прогресса, которые влияли друг на друга, приводя к новым открытиям и научным подвигам.
Также прогресс определялся как результат развития индивидуальных навыков человека, отраженные в личном вкладе каждого члена общества на пути к новому миру.
Абсолютизация образования в формировании человека
Одной из важнейших идей просветительского мира была возможность получения образования простыми людьми. Мыслители просвещения считали, что без всеобщей образованности невозможно дальнейшее развитие и прогресс. Просветительская эпоха дала сильный толчок образованию, в некоторых европейских странах ввели общее начальное образование. Во Франции в течение XVIII века количество неграмотных среди населения сократилось с 79 до 63%.
Однако, несмотря на большие надежды просветителей, образовательные реформы привели к еще большему социальному расколу в обществе, так как значительная часть населения оставалась необразованной и не могла поладить с остальной частью привилегированного населения. Народная мудрость и традиционные ценности казались мыслителям просвещения отсталыми и вредными, что тоже становилось причиной конфликтов в обществе.
Общие задачи просветителей
Течение Эпохи просвещения для каждого народа имело свои особенности и различия, но истоки движения и основные принципы были идентичны, независимо от национальности.
Борьба с феодализмом
Просвещение ознаменовывает переход общества от феодализма к капитализму и, сопряженными с этими изменениями, выступлениями буржуазии и народных масс против феодализма. Критика феодального строя, системой сословных привилегий и неравенства была краеугольным камнем просветительской концепции. Философы просвещения проповедовали политическую свободу и гражданское равенство. Считая феодализм «неразумным», они противопоставляли ему рационалистические теории морали, общества и религии.
Борьба против церкви
С началом просветительского движения начался радикальный пересмотр идей и догм официального христианства и церкви. Абсолютная вера в человеческий разум подорвала авторитет и позиции церкви.
«Естественная» религия разума, к которой причисляли себя просветители, стала называться деизмом, что в переводе с латинского означит «Бог». Последователи деизма признавали существование Бога, но отрицали сверхъестественную природу религиозных воззрений.
К тому времени позиции католической церкви были уже ослаблены под давлением протестантской критики и, в значительной степени, в результате научно-технического прогресса. Духовенство не было готово к таким потрясениям эпохи, и немалая часть церковных служителей поддержала идеи просветителей.
Идеальная модель общества
Просветители выступали не только против феодального устройства, но и против монархического правления. Некоторые мыслители рассчитывали на «просвещенного монарха», независимого от феодального сословия, другая часть представляла интересы простого населения и выступала за народный суверенитет и переход к демократическому правлению. Обе тенденции имели сходные представления об идеальном обществе, среди них:
Примеры эпохи Просвещения
Помимо активного развития философской и общественной мысли, идеи просвещения осмыслялись деятелями искусства. Первым направлением творчества был классицизм, который воплотился в литературе, музыке и живописи. Мастера, работающие в этом направлении, следовали принципам античности. Основными чертами классицизма являются рациональность и строгое соответствие форме. В литературе классицизма обожествляется человеческий разум, восхваляется борьба за свободу и движение научного прогресса. Каноническим произведением классицизма считаются произведения французского поэта Пьера Корнеля. В России это направление обрело популярность в середине XVIII века. К классицизму причисляют оды Державина, в которых он восхвалял Екатерину и трагедии Сумаркова.
Второе направление просветительского искусства — это романтизм, отвечающий эмоциональным запросам общества и художника. В русской литературе ярким примером романтизма является повесть «Бедная Лиза» Николая Карамзина. В живописи — картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, в которой показана зависимость человека от естественных законов природы.
Эпоха Просвещения – литература и культура в годы Просвещения
Эпоха Просвещения – под таким названием вошли в историю 17-18 века, время, когда разум и образование правили бал. Сердцем этой эпохи была Франция, хотя зародилось движение в Англии, но оно охватило также и Германию, Италию и Россию.
Идеология Просвещения и основные мыслители того времени
Рождение новой культуры было подготовлено буржуазными революциями и распространением философских знаний. Просветители считали, что человека можно изменить к лучшему – и это был принципиально новый подход.
Точно назвать годы эпохи Просвещения сложно, так как она в той или иной степени охватывала конец 17 и весь 18 век. Просветители были проникнуты идеей, что человеческое общество можно изменить путем просвещения людей, то есть они возлагали надежды на человеческий разум и творческое начало в людях, стремясь развивать и то, и другое.
18 век стал веком технологии, достижений и городской культуры, но именно природа рассматривалась философами как основа творческого начала. В ней они видели арену преобразующих идей. Еще одна важная философская мысль того времени заключается в том, что культура стала рассматриваться как духовное творчество человека.
Основные имена эпохи Просвещения во Франции – это такие мыслители, как Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и Вольтер. Немецкое Просвещение дало миру Гете, Шиллера и Канта, а английское – Кавендиша, Уатта и Филдинга. Свои просветители были и в России – Михаил Ломоносов и Александр Радищев.
Рис. 1. Михаил Ломоносов.
Сущность просветительских идей
Религиозное мировоззрение, которое господствовало с Европе вплоть до 18 века, сменяется обращение к разуму. Знания считаются всеобщим богатством, так что ученые стремятся распространять их среди широких масс. Основные идеи, которые исповедовались в то время, были таковы: знания принадлежат всем и они должны приносить практическую пользу. Учеба стала доступна даже тем, кто долгое время был исключен из этого процесса – женщинам.
Практическим воплощением этих идей стала “Энциклопедия” под редакторством Дидро, в которой были собраны все знания, накопленные на тот момент человечеством.
Рис. 2. Энциклопедия Дидро.
Постепенно научные тексты перестают писаться на латыни – ученый мир переходит на национальные языки, и это также является важным шагом к тому, чтобы знания становились общедоступными.
Сущность этого процесса прекрасно описана Джонатаном Свифтом в сатирическом рассказе “Битва книг”.
Литература эпохи Просвещения
В этот исторический период зарождается сентиментализм, поскольку литература начинает уделять большое внимание чувствам человека, его переживаниям. Таким образом с помощью художественных произведений людям прививаются моральные ценности. Это вполне отвечает идее о том, что книга – это орудие. Просветители рассматривали литературу как средство, позволяющее воспитать их современников в новом духе, то есть она имела в себе сильное дидактическое начало. Однако господство определенного стилевого направления в литературе этого периода не прослеживается.
Просвещение дало литературе новые жанры – это роман воспитания, семейная драма и философская повесть. Наиболее известными произведениями того времени являются “Новая Элоиза” Руссо, “Путешествия Гулливера” Джонатана Свифта, “Кандид” Вольтера и “Робинзон Крузо” Даниэля Дефо. Основная тема каждого из них – это человек как существо, рожденное добрым и стремящееся вернуться в это состояние.
Рис. 3. Робинзон Крузо.
18 век также можно с полным правом назвать золотым веком утопии, так как просветители увлекались конструированием как идеального государства, так и идеального человека.
Историческое значение периода
Идеи просвещения породили реформы, которые улучшили положение людей, хотя утопическая идея о том, что общественная жизнь должна быть перестроена полностью, воплощения не получила.
Но самыми значительными последствиями распространения просветительских идей стали Американская революция и Великая французская революция.
Также идеи этого исторического периода в значительной степени повлияли на философскую мысль более поздних эпох и даже на современную политическую науку – именно они лежат в основе демократии.
Что мы узнали?
Были рассмотрены основополагающие идеи эпохи Просвещения, а также ее главные черты. Поговорили кратко о культуре эпохи Просвещения, ее деятелях и о том, как развивалась и эволюционировала общественная мысль. Были также определены основные мысли, на которых базировалась литература, и рассмотрено, какие характерные черты она имела – дидактическое начало, рационализм и в то же время внимание к эмоциональной сфере человека. Указаны основные имена философов и мыслителей, которые есть в учебнике за 7 класс, и то, какое влияние эпоха Просвещения оказала на события начала 19 века и Нового времени.
Век Просвещения
Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, призывая к политической централизации, превращению феодальных государств в национальные и расширению прав их граждан. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние государственной церкви в социальной и политической жизни, рассматривая их как силы реакционные, репрессивные и основанные на предрассудках.
Содержание
Общая характеристика
Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных. Отсюда параллелизм духовной и светской культуры с постепенной дискредитацией первой за ханжество и фанатизм. Единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним просвещения употребляется выражение «философия XVIII века». В истории нового времени «просвещению» принадлежит очень важное значение. Просвещение является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха просвещения отделена от эпохи гуманизма эпохой религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. В частности, как на родоначальника просветительной литературы XVIII в. можно смотреть на Локка. Подобно гуманизму и протестантизму, просвещение в разных странах получало местный и национальный характер.
Историческое значение
Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.
Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов — Берлин и Хабермас.
Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за правду».
Важнейшие представители
Примечания
Библиография
Литература
См. также
Эпоха Просвещения
Свободные рынки | Гуманизм | Натурфилософия | Рациональность | Разум | Sapere aude | Наука | Секуляризация | Физиократия | Хаскала
Полезное
Смотреть что такое «Век Просвещения» в других словарях:
ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ — (сериал), Франция Куба Украина Россия, Экран (Останкино)/Ялта фильм/IKAIK/SSBSSI, 1994, цв., 225 мин. Костюмный исторический телесериал. О революционных событиях в Южной Америке середины XIX века. В ролях: Рустам Уразаев (см. УРАЗАЕВ Рустам),… … Энциклопедия кино
ВЕК — ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, муж. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). Третий век до нашей эры. Двадцатый в. (период с 1 января 1901 г. до 31 декабря 2000 г.). Начало века (десятые… … Толковый словарь Ожегова
Век разума — (Reason, Age of), так было принято называть 18 в., когда казалось, что достигнутый уровень знаний о Вселенной, ее законах и механизме функционирования позволяет путем логических рассуждений (разумом) сделать новые открытия, все понять и объяснить … Всемирная история
Век разума — Титульная страница английской версии. Часть первая. «Век Разума» (The Age of Reason) последний из знаменитых трактатов Томаса Пейна, в котором содержится весьма смелая … Википедия
Эпоха Просвещения — Титульный лист французской Энциклопедии Дидро и д Аламбера Эпоха Просвещения одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной … Википедия
Разные страны в эпохе просвещения — Эпоха Просвещения (фр. siècle des lumières, нем. Aufklärung) духовная ситуация в европейской культуре XVII XVIII веков. 18 век важный этап в эволюции западноевропейской культуры. Он внес существенный вклад в развитие литературы, музыки, театра … Википедия
Эпоха просвещения. XVIII век — Серия памятных монет Банка России «Эпоха Просвещения. XVIII век» Основная статья: Памятные монеты России Содержание 1 Эпоха Просвещения. XVIII век 1.1 3 рубля Троицкий собор … Википедия
Эпоха просвещения — Титульный лист французской Энциклопедии Дидро и д Аламбера Эпоха Просвещения (фр. siècle des lumières, нем. Aufklärung) эпоха духовного развития европейского общества XVII XVIII веков (см. История философии), основой для которой стал рационализм … Википедия
Эпоха просвещения (монеты) — Основная статья: Памятные монеты России Серия памятных монет Центрального банка Российской Федерации «Эпоха Просвещения. XVIII век» посвящённая эпохе развития общества, получившей название «Эпоха Просвещения». Монеты данной серии стали… … Википедия
XVIII век — 2 е тысячелетие XVI век XVII век XVIII век XIX век XX век 1690 е 1690 1691 1692 … Википедия