Что нового появилось в русских избах в 18 веке
Русская изба. История создания и внутреннее убранство
Русская изба является частью русской культуры. Архитектура русской избы свидетельствует о верности многовековым традициям в построении жилищ, а стойкость и уникальность конструкции — это её характерная черта. Планировка и внутреннее убранство избы создавались на протяжении многих лет. В наше время традиционных русских домов осталось не так много, но всё же в некоторых регионах они до сих пор сохранились.
Что такое русская изба?
Русская изба — это дом из брёвен, в котором издавна жил славянский народ. В то время предки русских были людьми домашними, поэтому вся их жизнь проходила в стенах этого уникального сооружения. Слово «изба» происходит от «истьба», что в переводе с древнеславянского языка означает дом или баня.
История создания русской избы
До 10 века русские избы строили только из дерева. Фундаментом будущего жилья служили бревна деревьев, которые частично углубляли в землю для обеспечения большей надежности и долговечности сооружения. Затем достраивалось основание избы. В основании дверей и окон не было. Вместо дверей были отверстия высотою до 1 метра. В помещении располагался каменный очаг, но поскольку дымоход также отсутствовал, весь дым уходил через входное отверстие. Изначально полы в помещении были земляные, но со временем их стали укладывать деревянными досками. Постепенно избы совершенствовались и в итоге появился тот вид русской избы, который знаком многим: с окнами, дверью и русской печкой.
Внешнее и внутреннее убранство русской избы
В русской избе была всего одна комната, которую хозяева делили на несколько частей. Обязательной частью избы был печной угол, который отделялся занавеской. Также отделялись зоны отдыха для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.
Крыльцо
Архитектуре крыльца владельцы избы всегда уделяли больше внимания. Она была тщательно продумана, а художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность были главными составляющими в строительстве. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям и прохожим. По традиции вечерами на крыльце собиралась вся семья и соседи, где они пели песни и танцевали.
Сени
Сени — это помещение, которое строилось для того, чтобы отделить жилую зону от улицы и сохранить тепло в доме. Для разделения сеней и отапливаемой зоны строился высокий порог, который предотвращал проникновение холодного воздуха в дом. Также сени использовались для хранения необходимых вещей и продуктов питания.
Русская печь
Вокруг печи вращался весь быт русской избы. Печь использовали не только для приготовления еды и обогрева, но еще на ней спали и в ней мылись. В стенах печи устанавливали ниши для различной утвари. В традиционной русской избе печь была главным элементом дома, ее размещали в основной зоне, справа или слева от входа.
С древних времен с печью было связано много поверий. Люди верили в то, что на печке обитает домовой. Также с дома никогда не выносили мусор, как правило, его сжигали в печи, считая, что так вся энергия остается в доме и это способствует увеличению достатка в семье.
Печной угол
Печной угол или как его еще называют «бабий кут» — это важное пространство в женской судьбе, которое выполняло целый ряд функций. Он был отделен занавеской, иногда деревянной перегородкой. Угол служил для хранения всей кухонной утвари. В печном углу хозяйки стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Девушки ждали жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их, скрываясь за занавеской от посторонних глаз.
В те времена почти каждая женщина занималась рукоделием, поэтому самым удобным местом для уединения был именно печной угол. Сюда категорически нельзя было заходить мужчинам, даже из своей семьи, а уж тем более, большим оскорблением для всех владельцев дома считался приход за занавеску в печной угол чужого мужчины.
Мужской угол (коник)
Мужской угол всегда находился справа от входа. В этом месте стояла широкая скамья, которая с обеих сторон ограждалась деревянными досками. Доски вырезались в форме конской головы, поэтому мужской угол и получил свое второе название — коник. Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты и другие предметы, которые необходимы для строительства и других мужских работ.
В конике мужчины ремонтировали обувь и кухонную утварь, а также плели корзины из лозы. На скамью в мужском углу могли присаживаться все гости, которые ненадолго приходили к хозяевам. А самое главное — здесь мужчина спал и отдыхал.
Красный угол
Красный угол считается священным, самым светлым и важным местом в русской избе. Угол всегда держали в полной чистоте, здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники (полотенца). Самыми главными иконами считались иконы Богородицы и Спасителя. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб. В красном углу обязательно ставили большой стол и принимали пищу.
Приехав сегодня в какую-либо русскую деревню, вы заметите, что большое количество домов очень похожи. Именно они и являются конечным результатом развития традиционной русской избы, но несмотря на их схожесть, каждый дом всё равно остается уникальным из-за своего индивидуального оформления.
Как жил средневековый русский крестьянин.
Материал и форма русского крестьянского жилища в XVIII в., как и в более раннее время, были довольно жестко детерминированы природно-географическими условиями России. Строительного камня в стране было очень мало. А в условиях суровой и долгой зимы каменное строение потребовало бы столь большое количество дров, что его заготовить крестьянину, пользуясь одним лишь топором, было просто не под силу. Единственной альтернативой камню было дерево.
Экономия дров была важным фактором, влияющим и на конструкцию жилища из дерева — этого более доступного и хорошо удерживающего тепло материала. Исстари повелось строить крестьянские дома из боровой сосны или ели (так называемого “красного” дерева), так называемый “пресный” лес, росший в низинах, считался менее пригодным.
Иногда крестьянский дом имел не только собственно “жилую избу”, но и холодную горницу, отделяемую от теплой избы сенями. Если горница это сооружение из бревен, то есть рубленое помещение с окнами, то “сенник” — сооружение, видимо, более легкое, “дощатое”.
В центральных районах России печь стояла в правом углу от входа. Строили печь на отдельном фундаменте, чтобы печь не покосила избу. Печь сооружалась либо из кирпича, либо из особо прочной глины.
В XVIII в. в русской крестьянской избе появился потолок. Раньше его не было, и пространство внутреннего помещения избы уходило под самую крышу. Чтобы в избе было тепло, в такой ситуации крышу делали особо прочной и не пропускающей холод. Часто крыша имела в основе берестяное покрытие (для этого широкие полосы бересты долго варили в воде, пока они не становились эластичными и прочными). Сверху, на крыше, сооружали плотное соломенное (из ржаной соломы) покрытие.
С распространением потолка в XVIII в. (а может быть, наряду с этим) в практику постепенно входит топка “по-белому”, то есть стали все шире распространяться печи с дымовыми трубами, выходящими на крышу. Этот процесс во второй половине века нарастает несмотря на то, что топка по-белому требовала гораздо больше дров.
В русской крестьянской избе в страшной тесноте жили, как правило, 8 — 10 человек. В связи с этим самая острая проблема в избе — место для сна. Разумеется, в условиях крайней тесноты о кроватях не было и речи (исключения, конечно, были). Спали на лавках и прилавках. Наблюдатель по Тверской губернии отмечает: “Зимою все генерально страждут кашлем и простудою: неминуемым следствием их образа жизни в черных избах, в коих по утрам бывает очень холодно, а по вечерам и во всю ночь чрезвычайно жарко”
В Топографическом описании Краснохолмского у. Тверской губ. читаем, что крестьяне “спят по лавкам и на полу. Старики на печи, старухи — на полатях. Одеваются шубами, кафтанами и дерюгами, вытканными из хлопяного холста; употребляют иногда подушки, набитые хлопками, и постельники — мелкою яровою соломою”.
Стесненные условия жизн и диктовали необходимость поддерживать чистоту в доме. Опрятная крестьянская хозяйка “не токмо стол и лавки очищала, но и пол выскребала до суха и, выкинув сор, курила в избе, зажегши веточку можжевельника, или клала с орех величины смолы на жар”. Кроме курения можжевельником, весною и осенью печи поливали на горячий камень “то уксусом, то квасом. чтоб шел пар без пригары и чтоб был здоровой воздух”. Летом пол усыпали не только соломой, но и березовыми листками, свежею травою (например, донником), полевыми цветами, “а зимою сухим песком и нарубленным ельником”.
Для всей семьи обязательна была еженедельная баня. “Ужасно (особливо для чужестранцев) видеть, — пишет И. Георги, — когда россияне, распарясь в бане до красного цвету, выбегают и бросаются в холодную воду, в реку, озеро, купаться или ложаться на снег, которой под ними во мгновение растаевает”.
Разумеется, русские люди, веками жившие в России, настолько привыкли к конструкции своих домов, к устройству двора, что перестали замечать относительность их удобств и комфорта. По существу же даже беглое знакомство с материалами XVIII столетия свидетельствует о том, что великорусский крестьянин всегда жил в крайне стесненных условиях без малейших признаков комфорта. Строительный материал для жилища — это всегда дерево, ибо на кирпичный дом не было средств даже у богатых крестьян. Каменные дома в деревне появились в XIX — начале XX в., и строились они на доходы от промысловой деятельности и в крайне ограниченном количестве. Длина срубных бревен предопределяла крайнюю тесноту в “теплом жиле”. А отсюда главное неудобство жизни — отсутствие условий для комфортного ночного отдыха. Не менее важный момент — температурный режим избы. Извечная занятость русского мужика ограничивала возможность заготовки дров. Ручные пилы стали изредка проникать в быт лишь где-то во второй половине века, и заготовка длинных поленьев секирным топором была делом хлопотным. Дрова экономили, и лучшим средством для этого была топка печи по-черному. Как мы видели, малейшие сдвиги в доходах крестьянина (а они в России той эпохи были связаны только с промыслами) тотчас вели к благоустройству его “деревянного жила”: появлялись “белые” избы, а в них — потолки, у богатых крестьян заводились кровати, подушки, одеяла и т. д.
В целом же анализ жилищных и хозяйственных условий крестьянского быта свидетельствует о сравнительно низком уровне благосостояния основной массы крестьян.
Кроме того, безраздельное господство эфемерных деревянных построек и топка по-черному (не говоря уже об овинах без печей) вели к частым пожарам, к потере всего нажитого годами. Если, скажем, в некоторых регионах Англии основная масса сельских зданий сохранилась с XVI — XVII вв., то в России такого явления не могло быть в принципе. Столь своеобразная черта уклада деревенской жизни отражалась фундаментальным образом на менталитете русского человека.
Из книги Милова Л.В. «Великорусский пахарь».
Теперь просто буду скидывать ссылку любителям срубов в 200м2. Очень уж они любят рассказывать про экологичность и как в избах веками жили)
Вот так посмотришь как люди жили и уже не кажется, что матрас недостаточно ортопедический, мультиварка не такая функциональная, а в ванной не хватает ещё массажных струй.
Вот мне, кстати, всегда было интересно, а как люди сексом раньше занимались? У всех кругом волоса, воняет потом, нечищенными зубами, никаких тебе прелюдий, ласк, предохранения, и всё на глазах у других обитателей избы. Я понимаю, что чувство брезгливости тогда было не такое как сейчас, но всё же?
Русская изба, как правило, состояла из одного “покоя”, или помещения.
Сейчас это называют «квартира-студия». Но вообще в прошлом году в таком домике был, только он из самана сделан, печь посередине, а «комнаты» шторами разделены.
не может быть! Русские православные крестьяне жили в просторных хоромах, топили печь углём, одевались в белое и слушали радио «Радонеж», которым вещал Святой Дух с ближайшей колокольни. А потом пришли жидомасоны и подбили их свергнуть царя.
Всем тем кто тоскует по хрусту французской булки посвящается.
«Белый» налог на трубы забыли.
В Архангельской области у нас в деревне леса хватало. Строили дома пятистенки. Жили с комфортом для того времени. В детстве каждое лето жил в таком доме-пятистенке. Церкви строили тоже из дерева, позднее из красного кирпича. Кому интересны подробности жизни наших крестьян на русском севере, можно посетить музей » Малые Корелы». Там кстати стоит изба человека из нашего рода.
Россия, которую мы потеряли.
А теперь раскажи это на ютубе людям со степенями, которые рассказывают мне и всем про великорусь, или про тартарию, или про прочие неизвестные географические образования, но рассказывают уверенно и даже про авиаотряды на земле Новгородской 1000х лет назад. Люблю в наушниках под их рассказы гулять с собакеным.
Тяжело предкам жилось
Пост хороший, что то подобное читал в книге «Великорусский пахарь», да и соглашусь с замечаниями, что конец 18 века это уже не средневековье (оно где то в 15, ну у нас может 16 веке закончилось). Для интересующихся данной темой ещё посоветую книги гражданки Прудниковой, она правда пишет о середине-конце 19 века, но учитывая инертность крестьянского общества вполне сопоставимо и можно почерпнуть много интересного и о мега зажиточности села и о хрустящих французских булках, которые так хотят вернуть некоторые наши современники!
Я ВИДЕЛ ТАКИЕ ДОМА В НАШЕ ВРЕМЯ
Забыли ещё клеть добавить, аккурат после сеней идет перед сенником. Много бы отдал чтоб ещё разок поспать в клети под пологом. Незабываемое впечатление.
интересно то, что и «барские усадьбы» чаще всего не сильно отличались от крестьянских изб.
что за сокращения имен в тексте.
— Добрый день, меня зовут И. Иванович Иванов.
После этих «до трех саженей длиною. столько-то высотою» вопрос в голове вертится, Вы что, из прошлого?
Что значит, жил? До сих пор живем. Дом надежный, площадь огромна. На повети ветра нет, детки на качельке качаются
Опа. на первой фото мой дом в деревне.
…и хруст французской булки
В целом же анализ жилищных и хозяйственных условий крестьянского быта свидетельствует о сравнительно низком уровне благосостояния основной массы крестьян.
Ничего по сути с тех пор не изменилось.
Я понимаю, что Россия — страна отсталая, но даже здесь в XVIII веке средневековья уже не было.
практически любой житель сверхдержавной захолустной деревни так живет
только без скотины
По чёрному топили не из-за особенностей климата же, а из-за нюансов налогообложения, в котором учитывались трубы и печи
кажется самым лучшим деревом для строительства дома считается до сих пор лиственница
На одну подобную книжку, найдётся ещё тонная других. И каждый будет лямку под себя тянуть.
На деле всё что в «статейке» приведено, имеет, частный и местный характер, не массовый..
Средневековая свиданка
Уот Тайлер
Уот Тайлер родился около 1340 года. В одном документе говорилось, что его молодость прошла в Колчестере, и со временем он стал последователем Джона Болла. Есть некоторые свидетельства того, что он принимал участие в Столетней войне, служа под началом Ричарда Лиона, одного из офицеров Эдварда III. К 1370-м годам Тайлер закончив свои военные приключения, поселился в Мейдстоне.
Поступления от налога 1379 года были быстро потрачены на войну, чему посодействовала и коррупция. В 1380 году Симон Садбери, архиепископ Кентерберийский, предложил собрать ещё один новый налог в размере одного шиллинга с человека в возрасте старше пятнадцати лет. Шиллинг был значительной суммой для работающего человека, почти недельной заработной платой. Глава семьи должен был платить за каждого члена семьи старше 15 лет, включая пожилых, не работающих и других иждивенцев один шиллинг. Максимальная выплата составляла двадцать шиллингов для тех, чьи семьи и домохозяйства насчитывали более двадцати человек, таким образом получалось, что богатые платили меньше, чем бедные. Крестьяне посчитали это несправедливым. Они также не были уверены, что этот новый налог принесёт им пользу. Английское правительство, не могло защитить своих людей, живущих на южном побережье, от французских нападений. У большинства крестьян в это время доход был меньше шиллинга в неделю. Новый налог стал проблемой для больших семей. Для многих единственным способом, которым они могли его заплатить, была продажа собственного имущества. Джон Уиклиф выступил с проповедью, в которой утверждал, что лорды обижают бедных людей необоснованными налогам.
Недовольство в народе росло, начались беспорядки. По словам историка Джона Стоу, четырнадцатилетняя дочь Тайлера, Алиса, подверглась сексуальному насилию со стороны сборщика налогов на глазах у матери, когда он проверял, достаточно ли она взрослая. Услышав эту новость, Уот Тайлер поспешил домой, напал на сборщика и ударив его по голове, пробил негодяю череп, от чего тот скончался на месте. Тайлер знал, что власти жестоко накажут его за содеянное, поэтому он примкнул к массовым беспорядкам, проходившим по всему Эссексу и Кенту. Тайлер присоединился к повстанцам в Рочестере. Вскоре Уот Тайлер стал лидером восставших. «Его способность быть лидером, организатором и представителем отчетливо проявилась во время восстания, его положение среди повстанцев было подтверждено немедленным принятием Тайлера вождём не только в Кенте и Эссексе, но и в Суффолке, Кембриджшире, Норфолке и других областях Англии» писал Чарльз Оман, автор книги «Великое восстание 1381 года» (1906), он утверждал, что главная причина, по которой Уот Тайлер стал лидером восстания, заключалась в том, что он был человеком с военным опытом и знал, как руководить толпой.
Первое решение Тайлера в качестве лидера восставших состояло в освобождении Джона Болла из тюрьмы Мейдстона, что и было успешно реализовано. Историк Дэн Джонс пишет, что «Тайлер и Болл были опасной перспективой для правительства Англии: умелый воитель и пророк, союз военного ремесла с популярной демагогией». 5 июня восстание вспыхнуло и в Дартфорде, через два дня был взят Рочестерский замок, а 10 июня повстанцы уже достигли Кентербери. Там они захватили дворец архиепископа, уничтожили юридические документы и освободили заключенных из городской тюрьмы.
Ричард II отдал приказ, навести порядок, изгнав крестьян из Лондона. Однако некоторые лондонцы, которые сочувствовали восставшим, сделали так, что городские ворота оставались открытыми. От 40 000 до 50 000 граждан, около половины жителей города, были готовы приветствовать войско Тайлера. Когда мятежники вошли в город, король и его советники удалились в Лондонский Тауэр. Многие бедняки, живущие в Лондоне, решили присоединиться к восстанию. Вместе они начали уничтожать имущество высокопоставленных чиновников короля, освобождать заключённых из тюрем.
Тем временем часть английской армии направлялась в Португалию, тогда как её остальные подразделения под началом Джона Гонта находилась в Шотландии. Томас Уолсингем писал, что короля защищали шестьсот опытных мечников и шестьсот лучников, так же он указывает на то, что они не хотели воевать, и предполагает, что они могли быть на стороне крестьян. Джон Болл послал сообщение Ричарду II, в котором говорилось, что восстание не противоречит его власти, поскольку восставшие хотели только избавить его и его королевство от предателей. Болл также попросил короля встретиться с ним в Блэкхите. Архиепископ Симон Садбери и Роберт Хейлз, казначей (оба являлись объектами народной ненависти) предостерегали от встречи с Джоном, в то время, как Уильям, барон Монтегю настаивал на том, чтобы король вступил в переговоры, тем самым тянуть время до подхода верных войск. Ричард II согласился встретиться с повстанцами за городскими стенами в Майл Энд 14 июня 1381 года. Когда король прибыл на встречу с восставшими в 8.00, он спросил, что они хотят. Уот Тайлер объяснил требования повстанцев: прекращение всех феодальных услуг, свободу покупать и продавать все товары и бесплатное помилование за все преступления, совершенные во время восстания. Тайлер также попросил ограничить арендную плату и положить конец феодальным штрафам и чтобы «никого не заставляли работать, кроме как по найму на основании регулярно пересматриваемого контракта». Король немедленно удовлетворил эти требования. Уот Тайлер также утверждал, что офицеры короля, отвечающие за налог на участие в выборах, были виновны в коррупции и должны быть казнены. Король ответил, что все люди, признанные виновными в коррупции, будут наказаны по закону.
Ричард II пошёл на уступки, и 30 чиновников получили указание выписать хартии, дающие крестьянам свободу. Получив свои грамоты, подавляющее большинство крестьян отправились домой. Конечно же король и его чиновники не собирались выполнять обещания, сделанные на этой встрече, они делали это просто для разгона мятежников. Однако Уот Тайлер и Джон Болл не были убеждены словом, данным королем, и вместе с 30000 крестьянами остались в Лондоне. Пока король находился в Майл Энде, обсуждая соглашение, другая группа крестьян прошла к Лондонскому Тауэру. Солдаты защищавшие Башню, решили не сражаться с повстанческой армией. Симон Садбери (архиепископ Кентерберийский), Роберт Хейлз (королевский казначей) и налоговый комиссар были схвачены и казнены.
Повстанцы хотели отомстить всем, кто вовлечен в сбор налогов или администрирование правовой системы, в результате несколько адвокатов и судебных служащих были убиты. Мятежники также напали на иностранных рабочих, живущих в Лондоне. Утверждалось, что около 150 или 160 несчастных иностранцев были убиты в разных местах, тридцать пять фламандцев были вытащены из церкви Св. Мартина в Винтри и обезглавлены в том же квартале. Бесчинства заставили короля действовать решительней. Было решено, что 15 июня 1381 года между Ричардом II и лидерами крестьян в Смитфилде должна состояться еще одна встреча. Уильям Уолуэрт поехал к мятежникам и вызвал Уота Тайлера на встречу с королем, тот сел на пони и в сопровождении только одного телохранителя со знаменем повстанцев направился на переговоры.
Русская крестьянская изба
Русская изба снаружи
Традиции строения русской избы очень древние. Почему русские избы всегда были деревянными? Потому что натурального камня для строительства было очень мало. А жить где-то было надо, поэтому строить стали из дерева. Выбирались большие и круглые бревна и соединялись по четыре в четырехугольник. Самое интересное, что для каждого района конструкция была своя.
Крестьянская изба
Русская изба внутри
Внутри традиционная русская крестьянская изба состояла из одного помещения или комнаты. Особо зажиточные крестьяне имели также и горницу – отделяемое помещение от жилой избы сенями. Горницу назвали «светлицей» и хранили там старые ненужные предметы, т.е по сути горница выполняла функции современной кладовки.
Русская печь в крестьянской избе
Русскую печь делали либо из кирпича, либо из особо прочной глины, чаще именно из глины. По народным приметам в русской печи всегда жил покровитель дома и семье – домовой. Русские часто связывают пропажу вещей или неполадки в доме с проделками домового. («Домовой, домовой, поиграй и отдай». Ищите в каждой комнате отдельно.
Русская печь стояла около двери, справа или слева от входа по диагонали от красного угла избы. Часть избы около печки отделяли от остального помещения занавеской или перегородкой и называли печной угол, чулан, куть. Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального, чистого пространства избы. Угол был исключительно женским пространством в избе. В печном углу женщины занимались женскими работами, готовили пищу. Отдыхали. Во время праздников у печи ставили стол для женщин. Мужчины пировали за столом в красном углу.
Схема крестьянской избы
Если маленький ребенок плохо спит по ночам и капризничает, перед тем, как уложить ребенка спать, поставьте для домового угощение и т.д.). Также много значения давалось и поведению домашних животных. Считалось что они тоже оберегают дом, поэтому кошкам и котятам оказывалось почтение, а вот отравление кошки считалось не к добру.
Традиционно русская крестьянская изба топилась по-черному. При такой топке дым из печи курился прямо в помещение русской избы, и только потом через отверстия в крыше. Этот способ был популярен, потому что при небольшом расходе дров он быстро отапливал помещение, что немало важно в суровую зиму. Немного позднее, а точнее в конце 18 века, в избах стал появляться потолок, сделанный из тонких бревен. Щели замазывались белой глиной и закрывались листьями.
Крестьянская изба внутри
Появился потолок, и русские избы начали топить «по-белому». Над крестьянскими избами стали появляться дымовые трубы. Постепенно, строительство таких печей распространилось на всю Россию, несмотря на то, что топка «по-белому», требовала намного больше дров. Появление потолка — появление чердака, на котором обитали духи и хранили травы. Говорили, что это не ветер в печи гудит, а нечистый на чердаке гуляет.
Русская изба внутри
Русская изба играла важную роль в жизни русских крестьян, это был не просто дом, это был дом, обладающий магической силой.
В нашем музее в русской избе специально для вас красный угол с самоваром. Станьте почетным гостем крестьянского дома. Приезжайте в гости на экскурсию по музею. Подробности посещения читайте здесь