Что нового появилось в науке в век просвещения история
Век просвещения – годы эпохи, особенности науки, деятели
Век Просвещения – одна из важнейших эпох в истории европейской культуры, характеризующаяся развитием общественной, философской и научной мысли. В основе этого мощного идейного движения лежали свободомыслие и рационализм, а деятели просвещения видели в знаниях мощный двигатель прогресса всего человечества.
Годы века Просвещения
Просвещение – это значимый период в истории развития европейского общества, который стал продолжением гуманистических идей эпохи Возрождения. Просветители – это выдающиеся ученые, мыслители и писатели своего времени, которые всячески способствовали распространению просветительских идей в народе.
Идеи просвещения зародились в конце XVII века в Англии, под влиянием научной революции. Основателем этого течения стал английский мыслитель Джон Локк, который в своих трудах освещал права человека на жизнь, свободу, частную собственность. Будучи педагогом, он придавал большое значению образованию и воспитанию каждого человека.
Наибольший расцвет эпоха Просвещения достигла во Франции в 18 веке, и ее идеи очень быстро распространились по странам Европы и в России. Данное течение стало ответной реакцией на углублявшийся кризис абсолютной монархии и феодализма, которые уже не могли удовлетворять потребности общества.
В каждой стране движение просветительства имело свои особенности, но задачи его были для всех общими:
Ответной реакцией царской России на просветительские идеи стало создание в 1802 году Министерства народного просвещения. Основной его задачей было проведение реформ в образовательной системе, обновление всех этапов учебного процесса.
Рис. 2. Министерство народного просвещения.
Особенности культуры эпохи Просвещения
Главное отличие культуры века Просвещения – доступность знаний для всех слоев общества. Ведущие мыслители полагали, что только при помощи распространения образования можно справиться со многими социальными проблемами. В это и заключается рационализм – доминирование разума в поведении людей.
Просветительские идеи нашли свое отражение в культуре и науке. Особое развитие получила биология, химия, математика. Отличительной особенностью научных познаний эпохи Просвещения стал акцент на их практическое использование в промышленном и общественном развитии.
В 18 столетии своего наивысшего расцвета достигли музыка, литература и театр. Лучшие мыслители эпохи Просвещения – Вольтер, Руссо, Дидро, Аламбер, Монтескье – оставили после себя литературные труды, посвященные идеям гуманизма, свободы и равенства.
Театр стал невероятно популярным видом искусства. Театральные подмостки стали ареной, на которой происходила борьба современной прогрессивной мысли с заскорузлыми старыми устоями.
Рис. 3. Театр эпохи Просвещения.
Самой популярной комедией 18 столетия стало произведение Бомарше «Женитьба Фигаро». В этой пьесе нашли отражения все настроения общества, которое крайне негативно относилось в абсолютной монархии.
Эпоха Просвещения оказала огромное влияние на развитие общества, создав все предпосылки для научно-технического прогресса. Этот период вошел в историю как Серебряный век.
Что мы узнали?
При изучении темы «Век Просвещения» мы узнали, как в обществе возникло новое идейное течение и почему 18 век называют эпохой Просвещения. Мы выяснили, в чем заключалась основная идея просветительского движения, как оно повлияло на развитие научной мысли и искусства в Европе.
ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § Стр 32
Вопросы в конце параграфа
1. Как можно определить, что такое Просвещение?
Просвещение – особая культурная эпоха, проходившая под знаком свободы и всевластия разума, которая занимает период конца XVII – конца XVIII в.
2. Почему для просветителей оказался столь важным разум?
Просветители считали, что, только поняв законы управления обществом, можно будет просветить людей, как они должны жить, чтобы в мире царили гармония и счастье. Необходимо все подвергнуть критике разума: общество, государство, мораль, церковь, религию. Таким образом, разум были единственным инструментов для поиска ответов на вопрос, как лучше управлять обществом.
3. Какие проблемы волновали философов больше всего?
В эпоху Просвещения ученые искали ответы на вопросы о том, по каким законам живет общество и что нужно сделать, чтобы оно достигло процветания. Проблема переустройства общества, государства, церкви становится центральной у философов эпохи Просвещения.
4. Как с точки зрения просветителей возникли общество и государство?
Томас Гоббс и Джон Локк высказывали мысли о том, что появлению общества предшествовало так называемое естественное состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы. Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому-то власть над собой, заключили «общественный договор». Таким образом, по Гоббсу, сначала появилось общество, а потом уже государство. Локк же считал, что ради безопасности и сохранения собственности человек передает ту часть естественной власти, которой он обладал, в распоряжение общества и государства.
Согласно идеям Жан-Жака Руссо люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить.
5. Что нового появилось в науке в век Просвещения?
Астрономия перестала восприниматься как наука, задача которой – решать глобальные вопросы познания и сотворения мира. Возникает палеонтология (наука об ископаемых организмах и растениях), исследователи начинают интересоваться доисторическими временами, ставить вопросы о том, что представляла собой Земля до появления человека. Постепенно уходит в прошлое энциклопедизм, появляется специализация наук и ученых. Собирать материал для исследований становится модным. Возникают крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур, древних артефактов. Появляются новые науки: акустика (наука о звуке), теплофизика (основы энергетики), зарождается лингвистика (наука о языках).
Стр. 32. Подумайте
1. Почему, с вашей точки зрения, просветители считали себя частью единой республики, в то время как большинство стран той эпохи были монархиями?
Просветителей объединяла идея критики разумом общества, государства, морали, церкви, религии, которые неправильно существуют и управляются. Таким образом, несмотря на разность в религии и национальности, общая идея заключалась в борьбе против существующих порядков, которые ассоциировались с монархическим строем.
2. Используя дополнительные материалы, составьте в тетради таблицу с указанием особенностей Просвещения в различных странах.
Страна | Особенности Просвещения |
---|---|
Англия | В Англии зародились идеи Просвещения в сочинениях Дж. Локка, который сформулировал основные учения: учение о естественных, прирожденных правах человека: на жизнь, свободу и собственность. Особенностью Просвещения в Англии можно назвать развитие идей эпохи в экономике, которые формировались в работах Адама Смита, где за основу была взята идея свободы – свободы конкуренции, свободы обмена товарами, свободы торговли землей |
Франция | Франция была центром Просвещения. Основные идеи заключались в необходимости переустройства государства. Монтескье продолжил теорию Локка о правовом государстве, предложив разделение ветвей власти. Вольтер был сторонником идей просвещенного абсолютизма, его идеи распространялись по Европе и заложили основы для будущей Великой Французской революции |
США | Идеи просветителей легли в основу государства, в котором были провозглашены свободы, равенство. Конституция США закрепила основные идеи просветителей |
Священная Римская империя | Императоры Священной Римской империи активно пользовались идеями просвещенного абсолютизма, проводя активные реформы |
Пруссия | Пример государства, где активно проводились реформы в духе просвещенного абсолютизма |
3. Как вы полагаете, почему в XVIII в. прозвучал призыв к веротерпимости?
Призыв к веротерпимости прозвучал в связи с распространением идей Просвещения, которые заключались в свободе людей во всех сферах жизни общества. Просветители отстаивали идею о том, что вера – личное дело каждого. Поэтому веротерпимость становилась одним из необходимых условий для развития прогрессивного общества.
4. Почему в век национальных государств стал столь популярным космополитизм?
Космополитизм стал реакцией на возведение в XVII в. новых национальных, языковых и религиозных преград между государствами. Просветители считали, что выявленные ими законы действуют повсеместно. Развитие торговли, научных, культурных связей закрепляли идею единства народов, которые могут существовать по единым законам. Поэтому создание национальных государств воспринималось, как искусственные рамки, что вызывало неприятие у просветителей.
5. Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сообщение об оном из упомянутых в параграфе просветителей.
Семья Кантов имела девять детей, хотя некоторые прожили совсем недолго. Иммануил был четвертым ребенком в семье, однако первый ребенок у Регины родился мертвым, а другой умер еще на первом году жизни. Так что Иммануил был вторым по возрасту ребенком в семье. Он имел трех сестер и одного брата (Иоганна Генриха).
В 1740 году, Иммануил Кант, которому тогда исполнилось всего лишь 16 с половиной лет, был принят в студенты Кенигсбергского университета. Эта дата символически совпала с восхождением на прусский престол Фридриха II, о котором Кант потом скажет, что «наш век есть век просвещения, или век Фридриха» (6, 33). В этом отношении Кант и Пруссия одновременно вступали в эпоху Просвещения. 24 сентября 1740 г. ректор университета добавил к реестру университетских студентов имя „Emanuel Kandt“. Для будущего философа это означало не только начало академических занятий, но и переход из одной корпорации в другую – из гильдии ремесленников в «академическую гильдию», что означало пользование академическими привилегиями и продвижение в более высокий общественный слой. После жестокой дисциплины Фридрихс-Коллегиум университет с его выбором предметов и преподавателей и другими вольностями, наверняка, показался юному Канту царством свободы. К тому же Кант как студент снимает квартиру и переезжает в нее из родительского дома.
Не существует точных данных, на каком высшем факультете учился Кант. Большинство исследователей его биографии сходятся на том, что он должен был учиться на теологическом факультете. Однако, судя по списку предметов, которые он изучал, будущий философ отдавал предпочтение математике, естественным наукам и философии. За весь период обучения он прослушал всего один теологический курс, правда, у того самого Шульца, который покровительствовал ему с самых младых ногтей.
На Канта повлияли занятия по экспериментальной физике профессора Иоганна Готфрида Теске (1704-1772), особенно его изложение теории электричества.
Однако главным событием студенческой жизни Канта была встреча с молодым экстраординарным профессором Мартином Кнутценом (1713-1751), физиком и философом вольфианской школы, также уроженцем Кенигсберга и выпускником «Альбертины». Молодой профессор привил начинающему философу любовь к ньютоновской физике, познакомив его с главным трудом Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», Эту любовь Кант пронес через всю свою жизнь. Многое в философском творчестве Канта объясняется этим его увлечением. Ньютоновская механика навсегда стала для Канта идеалом науки. Можно сказать, что целью Канта стало дать метафизике столь же прочные научные основания, какие Ньютон создал для точного естествознания.
В 1746 г. умирает отец Канта, и семья попадает в трудное материальное положение. Скорее всего, по этой причине Кант вынужден оставить университет, не сдав выпускных экзаменов и не защитив диссертацию на степень магистра. С целью заработать деньги для своей дальнейшей карьеры, Кант становится домашним учителем. Почти десять лет провел он в этом состоянии.
Первым местом его работы был дом реформистского священника Адерша в деревне Юдтшен. В Юдтшене Кант пробыл, по-видимому, до 1750 г., а затем становится домашним учителем в доме майора Бернхарда Фридриха фон Хюльзена в Гросс-Арнсдорфе между Ельбингом (Эльблонгом) и Остерроде (Оструде). В качестве третьего места пребывания Канта как домашнего учителя называют обычно имение графов Кайзерлингов Раутенбург в округе Тильзит-Нидерунг, однако некоторые исследователи, например, Карл Форлендер, подвергают это сомнению. Фактом остается то, что в августе 1754 г. Иммануил Кант возвращается в Кенигсберг. Период домашнего учительства не прошел бесследно для Канта. С одной стороны он прошел школу общественных условностей и приличий, а с другой, много времени посвятил улучшению своего образования и самостоятельным размышлениям на различные философские и естественнонаучные темы. Именно это обстоятельство объясняет, каким образом в течение одного года Канта смог защитить две диссертации и опубликовать свою главную естественнонаучную работу «Всеобщую естественную историю и теорию неба» (1755).
В апреле 1755 г. Кант защищает латинскую диссертацию “Об огне” и получает степень магистра, а в июне он получает докторскую степень за латинскую диссертацию «Новое освещение первых принципов метафизического познания», которое стало его первой чисто философской работой, и получает звание приват-доцента философии, что дает ему право преподавать в университете, правда не получая за это от университета денег. Вся дальнейшая жизнь Канта связана с университетом, самым известным выпускником и профессором которого он постепенно стал. С этого момента начинается период в жизни Канта, который получил у его биографов название годов «элегантного магистра» (1755-1764).
Зимой 1755/1756 г. начинается лекционная деятельность Канта. Уже в первом своем семестре он читает курс логики, математики и метафизики, а в следующем семестре к этим курсам он добавляет курсы лекций по физической географии и по общему естествознанию. Постепенно он начинает читать лекции по этике, а также по механике и теоретической физике, арифметике, геометрии и тригонометрии. Подгоняемый необходимостью привлекать студентов, которые платили за свое обучение, он доводит объем лекционных часов до 34-36 часов в неделю. Еще долгое время ему придется заботиться о средствах к существованию. И это неудивительно, поскольку в университете бытовала шутка, согласно которой тот, кто решит посвятить себя Кенигсбергскому университету, должен принести обет бедности. Удивительно то, что при такой педагогической нагрузке Кант публикует в эти годы ряд небольших работ, каждая из которых содержит какую-либо оригинальную идею. В 1756 г. Кант защищает еще одну диссертацию по теме «Физическая монадология» и получает на занятие должности ординарного профессора. В том же году он подает прошение королю о занятии должности профессора логики и метафизики, освободившейся после смерти одного из его учителей Мартина Кнутцена. Однако получает отказ.
Определенное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими войсками, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета принёс присягу и Кант. Русское присутствие принесло в жизнь Кенигсберга некоторую роскошь и оживление светских форм общения. Это не прошло бесследно и для Канта, который именно в это время формирует свой образ элегантного магистра. В эти годы улучшилось даже материальное положение Канта, поскольку русские офицеры не только посещали его лекции, особенно, по математике, но он давал им частные уроки, которые хорошо оплачивались. В эти же годы Кант входит в круг общения графов фон Кайзерлинг, игравших важную роль в культуре тогдашнего Кенигсберга. Особенно теплые отношения у него установились с графиней фон Кайзерлинг, в которой он видел «идеал женщины». Отношения с графиней он поддерживал около 30 лет. После ее смерти в 1791 г. он назовет ее «украшением своего пола».
Из дальнейших внешних событий в жизни Канта отмечу только то, что он довольно поздно, в 46 лет (в 1770 г.) получил постоянное место профессора логики и метафизики. Дважды, в 1786 и 1788 г. он был ректором Кенигсбергского университета. В 1783 г. Кант купил свой дом на Принцессин-штрассе возле Замка. Именно в этом доме жизнь его приняла окончательные очертания. В нем проходили знаменитые обеды, оттуда он выходил на свои не менее знаменитые прогулки.
Кант не был женат, хотя по свидетельствам биографов дважды имел такое намерение.
Стр. 32. Из работы И. Канта «Что такое просвещение?» (1784)
1. Как Кант определяет Просвещение?
Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.
2. Что, по мнению Канта, препятствует, а что способствует Просвещению?
Просвещению препятствует леность, трусость, революции. Способствует Просвещению только безобидная свобода, а именно свобода во всех случаях публично пользоваться собственным разумом.
Наука в Эпоху Просвещения
Наука в Эпоху Просвещения, развивалась в рамках рационализма и эмпиризма. Заняла ведущие позиции в формировании картины мира, стала рассматриваться как несущая свет разума высшая культурная ценность, антитеза порокам социальной действительности и способ её преобразования.
Учёным Просвещения эпохи свойственна энциклопедическая широта интересов, разработка фундаментальных научных проблем наряду с практическими. Рационалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза) считали исходным пунктом построения научного знания идеи разума, эмпири(ци)сты (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Д. Юм) — опыт. Органицисты (Лейбниц, Спиноза) рассматривали природу в целом и её элементы как живые организмы, в которых целое определяет свойства её частей.
Наука в Эпоху Просвещения. Исаак Ньютон.
Бэкон не считал дедуктивный метод, господствовавший ранее, удовлетворительным инструментом познания мира. На его взгляд, нужен был новый инструмент мышления («новый органон») для построения системы знания, познания мира и развития науки на более надёжной основе. Такой инструмент он видел в индукции — собирании фактов и подтверждении их экспериментом.
Декарт предложил свой метод решения проблем, разрешимых с помощью человеческого разума и имеющихся в наличии фактов, — скептицизм. Чувственный опыт не способен дать достоверное знание, ибо человек часто сталкивается с иллюзиями и галлюцинациями; мир, воспринимаемый им с помощью чувств, может оказаться сном. Недостоверны и рассуждения: никто не свободен от ошибок; рассуждение есть выведение заключений из посылок; пока нет достоверных посылок, нельзя рассчитывать на достоверность заключений. Декарт полагал, что достоверное знание содержится в разуме.
Наука в Эпоху Просвещения. Готфрид Лейбниц.
Рационализм и эмпиризм спорили и по вопросу о методах получения истинного знания. Центральное место в системе знаний отводилось точным и естественным наукам (математика, физика, астрономия, химия, биология и др.). И. Ньютон и Лейбниц, выявлявшие соотношение эмпиризма и рационализма через призму математики и физики, разными способами пришли к разработке дифференциальных и интегральных уравнений. Главной заслугой Ньютона, основывавшего свои работы на открытиях И. Кеплера (основы движения планет, изобретение телескопа), явилось создание механики небесных и земных тел и открытие закона всемирного тяготения. Лейбниц развивал учение об относительности пространства, времени и движения.
Идеи Ньютона и Лейбница определили путь развития естествознания в 18 в. Система разработанных ими понятий оказалась превосходным инструментом исследовательского поиска. Стремительно развивалась математическая физика, высшей точкой её развития стала «Аналитическая механика» Ж. Л. Лагранжа (1787).
В эпоху Просвещения естествознание было неразрывно связано с философией. Этот союз известен как натурфилософия. В явлениях общественной жизни (религии, праве, морали) учёные искали естественные начала. Локк утверждал, что этика может бытб такой же точной наукой, как математика. Считалось, что физика (как наука, просвещающая разум и освобождающая от суеверий, заблуждений и страха, происходящих от ложного понятия о вещах) развивает не только ум, но и нравственность. В познании природы учёные видели путь к благоденствию человечества.
Успехи механики предопределили формирование механистической картины мира (Л. Эйлер, П. Лаплас и др.). Философские учения о природе человека, об обществе и государстве составляли разделы учения о едином мировом механизме (Декарт, идеи Ж. Бюффона о единстве плана строения органического мира, концепция человека-машины Ж. Ламетри и др.). Природа состоит из машин-механизмов разной сложности (образец таких машин — механические часы), а эти машины — из деталей-элементов; их сочетание определяет свойства целого.
С переходом к политике протекционизма и меркантилизма научные исследования стали более систематизированными и последовательными, развивалась прикладная наука и техника (выплавка чугуна на коксе, окуривание хлором как способ дезинфекции, труды А. Пармантье по картофелеводству и К. Буржела по ветеринарии и др.).
В эпоху Просвещения сложилась сеть академий наук (Париж, 1666 г., и др.) и отраслевых научных учреждений (академии хирургии, горного дела и др.), научных обществ, кабинетов естественной истории, лабораторий, аптекарских и ботанических садов; была налажена система обмена научной информацией (переписка, научные журналы). Лучшие научные силы консолидировались вокруг издания «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (см. ст. Энциклопедисты). Образованность вошла в моду. Изысканная публика обратилась к научной литературе, получили распространение публичные лекции.
Характерное для того времени стремление не только познавать мир рационально или мистически, но и пытаться создать свой собственный рационально устроенный мир, выступая в роли Творца, нашло отражение в феномене усадьбы. Оборотной стороной проблемы «культура и природа», отразившейся в садово-парковом искусстве 18 в., выступала проблема «техника и природа».
Научные открытия и развитие промышленности порождали наряду с социально-историческим оптимизмом технизацию взгляда на окружающий мир, устройство природы и человека, одним из выражений которого стала любовь к механическим устройствам, куклам-автоматам.
Считалось, что, создавая с помощью правильного метода совершенные для того времени творения, человек уподоблялся Богу, сотворившему его самого по своему образу и подобию.
Достижения эпохи Просвещения кратко. Наука, техника, литература, антропогенез.
Многочисленные достижения эпохи Просвещения в науке, технике, политике, литературе и философии навсегда изменили мир. Именно тогда зародился гуманизм, были сделаны большие шаги вперёд в антропогенезе и эволюционизме, достигнут огромный культурный прогресс.
Читайте также:
Достижения Средневековья
Достижения эпохи Возрождения
Достижения Нового времени
Достижения 17 века
Достижения Российской империи
Суть эпохи Просвещения
Этот важнейший период в истории частично охватывает 17-18 века. Эпоха Просвещения началась под воздействием научной революции и ознаменовалась развитием философской, общественной и научной мысли. Был достигнут огромный прогресс сразу во множестве областей, во многом благодаря деятельности великих просветителей Европы – Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескьё и других. При этом не существует единой датировки эпохи Просвещения – началась она либо в конце 17 века, либо в середине 18, в зависимости от мнения конкретного исследователя, а закончилась либо в 1778 году (когда скончались Вольтер и Руссо), либо в 1800 году, с началом Наполеоновских войн.
Важнейшим достижением эпохи Просвещения был отказ от религиозного миропонимания. Мыслители начали обращаться к разуму, как к единственному критерию познания общества и человека. Именно тогда впервые в истории человеческой цивилизации люди задумались над тем, чтобы поставить научно-технический прогресс на службу общественному развитию.
Основные достижения эпохи Просвещения кратко
Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!
Средний рейтинг: 4.8 / 5. Количество оценок: 47