Что нового появилось в литературе 17 века кратко
Русская литература 17 века
Содержание:
17 век был переломным этапом для истории русского государства. За сто лет страна прошла сложный и тернистый путь от «смутного времени”, когда сама идея оставаться России самостоятельной, стояла под большим вопросом, до «становления ее на дыбы” царем-реформатором при выборе нового пути развития.
Все эти перемены нашли свое отражение и в литературе. Возникали новые жанры, рождались новые сюжеты, появлялись новые герои.
↑ Публицистическая литература
Не смотря на то, что сам термин публицистика появился гораздо позднее, но именно в этом жанре можно определить те грамоты, которые рассылались по городам и монастырям русским. Грамоты содержали речи русских патриотов, таких как патриарх Гермоген и его единомышленники.
В этих грамотах были рассуждения о настоящем положении государства. Они содержали пламенные призывы бороться с захватчиками-чужеземцами и предателями. Описывались в них подвиги святых, которые покровительствуют России и простых русских людей.
Достоверно известно, что после одной из таких грамот и было собрано ополчение, которое возглавили Минин и Пожарский, окончательно прогнав поляков с русской земли. Помимо этого появлялись повести патриотического содержания – о государственности, об укреплении царской династии. Такая как, «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском”.
↑ Историческая повесть
Стали появляться произведения не только о конкретно произошедшем событии, но и о людях участвовавших в них. Персонажи этих произведений не обязательно цари и воеводы, но и простые люди, имена которых не найдешь в Летописях. Пример этого жанра «Повесть об Азовском сидении донских казаков”.
А в другом историческом произведении 17 века «Повести о начале Москвы” уже появляется и романтический, или как сказали бы сейчас, любовный сюжет. Автор повествует о личной жизни героев, их отношениях, переживаниях, чувствах. Таким образом, появляются предпосылки беллетристики, которую читают не для получения знаний, а для удовольствия.
↑ Бытовой жанр
Привычное для русского читателя Житие трансформируется и превращается в бытовой жанр, хотя по-прежнему это явно выраженные фольклорные произведения. Только теперь автор не стесняется повествовать в автобиографической манере или делать главным героем конкретного человека, или даже женщину, пусть и дворянку.
«Повесть о Юлиании Лазаревской” – это одновременно историческое, бытовое, лирическое и, в чем-то даже, приключенческое произведение. И хотя здесь героиня не вымышленное лицо, но автор позволяет себе приписать ей чисто умозрительные черты характера, чтобы усилить ее нравственный образ.
Жанр бытовой повести позволяет описывать не только исторических, но и вымышленных героев, которых можно наградить необходимыми для более занимательного сюжета чертами характера. Очень интересный пример этого жанра «Повесть о Горе и Злосчастье”. В этом произведении переплетаются и фольклор, и публицистика, и история, а в итоге типичная беллетристика или художественное произведение. Кстати, его сюжет о поиске своего собственного пути в жизни молодым человеком, актуален и сейчас.
↑ Сатира
Впервые появились произведения чисто сатирического содержания. Авторы позволяют себе обличать глупость, ханжество, невежество во всех слоях общества, не делая послабления и духовенству. «Повесть о Шемякином суде” вполне можно рекомендовать к обязательному чтению современных вершителей правосудия.
Русская литература 17 века — жанры, темы, особенности
Характеристика эпохи
Начало XVII века осталось в памяти русского народа как «смутное время»:
привели к тому, что страны-соседи попытались воспользоваться слабостью огромной державы. В этот период русская литература становится на службу интересам своей страны, и именно слово помогло способствовать консолидации разрозненного общества.
Жанры, темы и особенности русской литературы 17 века
1.Публицистическая
В это время актуальной стала публицистическая литература, содержащая:
Эти идеи были главными в таких произведениях, как «Повесть 1606 года», «Повесть о преставлении и погребении М.В. Скопина-Шуйского», «Летописная книга», «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском».
И как знать, сохранилась бы государственность в России, если бы не пламенные речи патриарха Гермогена и таких же патриотов, как он, разосланные в виде грамот по всему царству. Ведь именно после получения такой грамоты новгородцы Минин и Пожарский собрали народное ополчение и в 1612 году освободили Москву от поляков.
2. Историческая повесть в 17 веке
Такой жанр, как историческая повесть, в это время трансформируется.
Теперь в повестях описываются не только конкретные события общегосударственного значения, но и факты из жизни отдельно взятых людей, используется художественный вымысел, развивается сюжетная линия и система образов. Донские казаки, по своей инициативе захватившие крепость Азов и открывшие выход к морю, становятся главными героями «Повести об Азовском сидении донских казаков». В центре повести – простые по происхождению, но смелые и отважные герои, рискнувшие своей жизнью ради блага Отечества.
Такая, казалось бы, важная для государства тема, как основание Москвы, в «Повести о начале Москвы» подается в форме любовно-приключенческой новеллы.
В центре внимания писателя – не только значимое событие, но и личная жизнь персонажей, их психологический портрет, любовная интрига. Другими примерами зарождения беллетристики на основе исторической повести в русской литературе этого периода являются:
3. Жанр жития
Традиционное житие как жанр в это время тоже впитывает в себя мирские мотивы.
В житие упоминаются факты из быта, прослеживается связь с фольклором. Все это превращает его в автобиографическую исповедь. Это можно сказать о житиях Иоанна Новгородского и Михаила Клопского. Они уже больше напоминают бытовые повести, чем строго канонизированные церковные произведения. А «Повесть о Юлиании Лазаревской» впервые описывает факты биографии русской женщины-дворянки, ее характер и нравственные черты.
4. Бытовые повести
Во второй половине XVII в. появляются бытовые повести («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе и Злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.).
Общечеловеческие мотивы, борьба нового со старым, задушевность самого автора проявляются в обобщенном рассказе о судьбе молодого поколения – «Повести о Горе и Злосчастии». Ее герой, выходец из купеческой семьи, пытается найти свою дорогу в жизни. И хоть Молодец и является плодом фантазии автора, он олицетворяет трагическое положение всего молодого поколения, которое пытается вырваться за установленные рамки. У одних ничего не выходит, другие, как вот Фрол Скобеев, наоборот добиваются успеха. Судьба конкретного человека, его поиски и жизненный путь становятся темой и для других бытовых повестей.
Особенности литературы 17 века в России
Таким образом, в XVII веке в русской литературе:
Драматическая сатира в литературе XVII века представлена такими повестями: «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове», «Азбука о голом и небогатом человеке». Авторы того времени смелее стали смотреть на происходящие события и, высмеивая, обличать зло. Объектами сатиры стали и все феодально-крепостническое общество, и социальное неравенство, господствующее в нем, и несправедливый суд, и лицемерие духовного сословия.
Именно в сатире впервые для русской литературы был изображен убогий быт нищих и голодных.
Презентация по теме:
XVII век стал переходным от историзма в литературе к авторскому художественному вымыслу. История постепенно выделяется в отдельную науку, а литература продолжает свое триумфальное шествие по векам.
Культура 17 века — зарождение новой литературы
Ведущие тенденции в истории культуры этого столетия было обмирщение или еще исследователи называют это секуляризацией культуры, то есть переход культуры в более мирское состояние, переход из церковного состояния в светское. Этот процесс шел на протяжении всего 17 столетия, но особенно он заметен во второй половине века. В чем это проявляется?
Новые проявления в культуре
Например, перед нами в большом количестве описи личного имущества людей 17 века, так вот, женщины в 17 веке стали класть свои нательные кресты, золотые или серебряные, вместе со своими украшениями, чего раньше никогда не было, то есть они лежали в разных коробочках и поэтому описывались отдельно. Вот такое отношение к символу, православному символу, это бытовое свидетельство обмирщения культуры. Но оно проявилось в разных сферах. Мы это увидим далее.
И другой еще тенденцией, совершенно очевидной, было западное влияние. Опять же оно проявлялось во второй половине века и в основном из соседней Речи Посполитой, которая для России того времени и была окном в Европу. На протяжении всего 17 века неуклонно растет процесс грамотности населения. Откуда мы можем знать об этом? Сохранились сыски, то есть, когда большие группы населения, скажем крестьян, крестьянской волости, посадской общины или дворян, опрашивались для того, чтобы выяснить какой то сюжет важный. То есть суд не мог установить и тогда опрашивали всех.
Так вот люди прикладывали руку и те, кто не мог приложить сам, а в место них это кто-то делал, то считается был неграмотный человек. Вот по этим приблизительным, конечно, оценкам грамотность среди посадского населения составляла чуть менее половины. Для купцов, купечества, верхушки посада почти поголовно грамотные. Дворяне были грамотны где-то на две-трети, но основная масса крестьянства, конечно, оставалась неграмотной.
Возрастание значимости иностранных языков
Наибольшее значение имела, конечно, грамотность среди высшего слоя общества, среди приказного аппарата, и здесь особенное значение имело знание иностранных языков. В 17 веке Россия все более активно сотрудничала со своими западными соседями, и поэтому возникла нужда в специалистах по иностранным языкам и, конечно, в первую очередь, латыни, как языка, всеобщего языка общения того времени, языка учености Европы 17 века. В 60-е годы 17 века, приехавшие из Речи Посполитой в Москву Сименон Полоцкий, крупнейший писатель, поэт, просветитель этого времени по царскому указу стал обучать нескольких подьячих в подмосковном Андреевском монастыре латыни, и один из этих подьячих, Лукиан Голосов, категорически отказался учиться языку католического богослужения.
Он выбросил латинские книги и заявил: «Всяк, кто латыни не учился, тот с истинного пути совратился».
За эти слова, в которых звучало осуждение воли начальства и, даже, косвенно воли царя, его наказали, но потом заставили учиться и он стал одним из ведущих латинистом Москвы и потом сделал блестящую карьеру, он вошел в думу. Он сам с удовольствием читал книги на латинском языке. Вот так, сначала заставляя русских людей учиться, а потом и используя уже эти результаты, шел процесс освоения иностранных языков. Поэтому представляется несколько преувеличенной та хрестоматийно известная фраза о том, что русская знать, бояре не знали никаких языков и были не ученые грамоте.
Григорий Котошихин
Эта фраза принадлежит подьячему Григорию Котошихину, который составил описание Московского государства. Следует сказать несколько слов отдельно об этом очень известном сочинении. Большую часть того, что мы знаем о повседневной жизни, скажем, русского двора и, вообще, московских обычаях, мы знаем из этого обширного сочинения Григория Котошихина. Котошихина обидели, его несправедливо высекли и он бежал за рубеж, нашел приют себе в Швеции.
И там шведские власти дали Котошихину задание — составить описание Московского государства, то есть это сочинение очень было бы полезно для шведских властей для того, чтобы знать своего восточного соседа.
В этом своем труде Григорий Котошихин, описывая заседания боярской думы написал, что государь, когда задает вопросы своим советникам, те сидят бродви свои уставя и ничего не отвечают, потому что многие из них не ученые грамоте, не штудированные. Вот это утверждение Котошихина стало широко известно и оно стало своего рода эпиграфом к состоянию науки, образования в Московском государстве 17 века.
Несомненно, что было большое отставание в 17 веке России от западных стран. Но, все-таки, малевать такой сплошной черной краской ситуацию в России этого времени не стоит. Дело в том, что среди бояр 17 века, вообще думных людей 17 века, не было ни одного неграмотного, поэтому это утверждение Котошихина, несомненно, является преувеличением.
Судьба Григория Котошихина сложилась трагично. Он поссорился со своим хозяином дома, где он жил и в драке он зарезал своего хозяина, и поэтому суд присудил его к смертной казни. Для того, чтобы отсрочить свой конец Котошихин на время перешел в протестантизм, это его не спасло и, в конечном счете, ему отрубили голову. Поскольку в Швеции у него не было никакой родни, то тело его не было захоронено, а передано в Уппсальский анатомический кабинет и, таким образом, кости Григория Котошихина сохранились доныне. Может быть нельзя с уверенностью утверждать, что вот те костяки из Уппсальского анатомического музея это те самые, которые принадлежали Григорию Котошихину, но такая вероятность весьма велика.
Другие примеры побегов за границу
Вообще, побег человека 17 века за рубеж был, конечно, чрезвычайно необычным явлением, но несколько таких случаев известно. Кроме Григория Котошихина такой же поступок совершил и сын ближнего царского советника, окольничего, затем боярина, Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина. Воин Афанасьевич учился латыни и, вероятно, отец его воспитывал в том духе, что знание очень полезно, что знание иностранных языков будет ему полезно, и вместе с этим, с этими наставлениями, Ордин-Нащокин впитал и какой-то особенный интерес к европейским странам.
И он бежит с важными государственными бумагами, бежит за рубеж. Судя по всему, он собирался учиться в Сорбонне, но, может быть, по финансовым причинам, может быть, по каким-то иным, он не прижился в Европе и через некоторое время стал проситься обратно, и Алексей Михайлович простил сына своего доверенного человека, и затем Воин Афанасьевич жил в Москве при русском дворе. И вот продолжение этой истории, если угодно литературное продолжение, мы еще услышим чуть далее.
Истоки литературы нового времени
В литературе 17 века происходит очень важное явление. Характеристика литературных героев усложняется. В результате не так, как в средневековой литературе был только положительный и отрицательный герой. Положительный имел только набор положительных качеств и, наоборот, отрицательный был сущим злодеем. Теперь характеристика героя становится более сложной. Это истоки литературы нового времени.
Но не надо думать, что вся литература 17 столетия развивалась именно в русле этого направления. Господствовали еще традиционные жанры. Это летописи, и одним из крупнейших летописных сводов 17 века был новый «Летописец», составленный при Филарете в царствование Михаила Федоровича. В новом «Летописце» содержится типично средневековая оценка причин смуты. Она наступила за грехи человеческие и это, конечно, средневековая книжность. Но, даже, в рамках традиционных литературных жанров мы видим новые явления.
Наиболее выразительный пример — это «Житие протопопа Аввакума». С одной стороны, это «Житие» — это основное чтение людей русского средневековья, с другой стороны, это совершенно необычное явление, потому что оно написано самим Аввакумом при его жизни и написано живым разговорным языком. То есть здесь мы хорошо видим, как в рамках традиционного жанра разрушается сложившийся, устоявшийся канон.
Творчество Сименона Полоцкого
Крупнейшим явлением в культуре 17 века было творчество Сименона Полоцкого. Он, действительно, из Полоцка приехал, с территории Речи Посполитой, приехал в Москву, был приглашен Алексеем Михайловичем, и он по своим знаниям, по роду деятельности был, если можно так сказать, энциклопедистом, то есть был и поэтом, и писателем, и драматургом, и воспитателем. Именно Сименон Полоцкий учил латыни в школе при Андреевском монастыре, о чем уже шла речь. Именно он учил латыни наследника престола царевича Алексея Алексеевича, сына Алексея Михайловича. И у Алексея Алексеевича среди его книг, вопреки понятиям того времени, большая часть книг была на иностранных языках, это очень необычно.
Карион Истомин в конце 17 века — поэт переводчик, он написал известную «Азбуку» и, кроме того, среди многочисленных его произведений находим и стихи по случаю бракосочетания царя Петра и Евдокии Лопухиной. Как выглядела книга того времени? Это фототипическое воспроизведение этого брачного приветствия Кариана Истомина царю Петру и Евдокии Лопухиной, которые есть в книге. Книга, вообще, в 17 столетии стала заметным явлением культуры. Это связано с тем, что печатный двор во много раз увеличил выпуск продукции. Знания теперь транслируется через печатное слово. Вообще говоря, церковная реформа Никона стала возможной только потому, что печатный двор осуществил замену богослужебной литературы по всей стране.
Появление демократической повести
Новым явлением в литературе 17 века стало появление демократической повести. Эту литературу, этот жанр, мы называем так, потому что она получила широкое хождение среди посадских слоев населения, среди широкого читателя. Для этой литературы характерно осуждение власть предержащих. Например, в «Повести о Шемякином суде» очень зло высмеиваются нравы, мздоимства приказных. А в Калязинской «Челобитной» — нравы церкви, нравы монашества.
О Калязинской «Челобитной» следует сказать подробнее, потому что обычно этот памятник используют для того, чтобы показать процесс секуляризации культуры. Литературные герои, монахи Калязинского монастыря, бьют высокому церковному начальству на своего настоятеля, что он велит их рано будить, идти к службе, а они в круг ведра с пивом сидят и им не успеть одновременно и на службу идти, и пиво испить.
Обычно, это произведение используют, как свидетельство обмирщения культуры, но нужно иметь ввиду, что произведение это не антицерковное, поскольку списки этого памятника мы находим во множестве среди архивов монастырей. То есть сами монахи переписывали и читали это произведение, потому что они не столько смеялись над собой, сколько хотели избавиться от этого зла.
«Повесть о Фроле Скобееве»
Еще одним замечательным памятником уже рубежа 17 — 18 веков является «Повесть о Фроле Скобееве». Сюжет этой повести связан с интригами бедного молодого дворянина Фрола Скобеева. Он не имел никакой собственности и поэтому занятие его было по средневековым понятиям не очень приличным. Он выступал ходатаем в судебных делах. Так вот, этот очень бедный, но ловкий Фрол Скобеев решил соблазнить живущую по соседству дочь знатного стольника Ордин- Нащокина, Нардын-Нащокин, как его именуют в повести. Ему это удалось и он обманом, переодевшись в женское платье, пробрался в дом девушки, соблазнил ее, увлек и, в конечном итоге, без родительского благословения молодые обвенчались. Тем самым Фрол Скобеев поставил стольника Ордин-Нащокина перед свершившимся фактом. «Буду полковник или покойник» — говорит Фрол Скобеев, пускаясь в авантюру, которая сомнительна во всех отношениях.
Он собирался сделать карьеру, устроить свою жизнь во что бы то ни стало. И вот что самое удивительное, автор повести не осуждает неблаговидное поведение героя. Он, напротив, сочувствует ему. А обманутый отец выглядит, даже, смешно. Выставлен в смешном свете. В чем дело? Дело в том, что у этой повести, судя по всему, был настоящий подлинный сюжет, записанный где-то на рубеже 17 — 18 веков, связанный с семьей, настоящей семьей Ордин-Нащокиных.
Весьма велика вероятность, что Аннушка, которую соблазнил Фрол Скобеев, это дочь стольника Воина Афанасьевича Ордин-Нащокина. И в этом смысле, на протяжении всего 17 столетия, перед нами развертывается судьба семьи Ордин-Нащокина, так, как мы знаем ее по историческим документам, и так, как вот она отражена в этой повести. О том, что сам Афанасий Лаврентьевич в первые годы своей жизни, они пришлись на смуту, оказался в Новгороде и там после смерти отца он познакомился с иноземцами, которые в это время занимали Новгород.
Очень может быть, что когда семья на излете смуты выехала к Москве, то вместе с ними выехал кто-то из иностранцев, знавших латынь, потому что Афанасий Лаврентьевич блистательно знал, хорошо знал латынь и выучил латыни своего сына, после чего он бежал за рубеж. А дочь стольника Ордин-Нащокина, Аннушка, решилась на свой женский, девичий поступок, нарушивший правила поведения того времени.
Если даже литературный сюжет повести о Фроле Скобееве и реальные факты семьи Ордин-Нащокиных — это две разные истории, то и тогда они согласно свидетельствуют о том, что прежний канон поведения, средневекового поведения, разрушался. На смену ему шел новый, связанный с активными действиями, нарушениями традиций, желанием утвердить собственный успех, даже вопреки нормам поведения своей эпохи.
Презентация по истории России на тему «Литература России в XVII веке» (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
На тему: > Проект по истории
Литература 17 века включила в себя не только исторические повествования далекого прошло. В этом веке происходили события, которые заслужили внимания современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Автор сего замечательно произведения не установлен, но, есть вероятность, что это начальник воинской канцелярии Федор Порошин. Вот такую загадку нам оставила литература 17 века.
Выполнили: Кляйвин Владислав и немножко Кононович Диана Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1627025
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.