Что нового появилось в искусстве в начале 20 века
Культура и искусство первой половины ХХ века
Модернизм охватывает разные художественные направления, включая в себя постмодерзнизм, сюрреализм и импрессионизм. Всем этим направлениям в характере авангардизм, который настроен агрессивно воздействовать на публику, производить шок, споры и скандалы.
Поворот от традиций классического искусства к новому развитию культуры произошёл на рубеже 19-20 вв. Искусствоведы датируют начало нового периода с 1880-х гг. Год «модернизма». Окончанием его считаются 1960-е годы.
«Поворот от традиций классического искусства к новому развитию культуры»
В 1920-30-е гг. на искусство и литературу оказывали влияние новые явления и события: мировая война, революции, конфликты, национализм. Всё это отразилось на состоянии мировой культуры.
Символизм
Модерн
Модерн — это игра с мечтой и утончённой, таинственной красотой. Другими словами, стиль модерна — это мир, в котором стиль характеризуется кривыми, плавными, прихотливо изогнутыми линиями, называемыми «удар бича». Этот стиль сочетал в себе различные формы пластических искусств и идеи всеобщего синтеза, т.е в нём выражалось стремление к созданию синтетической «целостной» модели мира.
Первым направлением модерна стал импрессионизм, что означает «впечатление». Этот стиль старался передать в себе неуловимые изменения в природе, движения света в воздухе. Это направление появилось в последней трети 19 в.
Дальше последовало появление постипрессионизма. Этот стиль отличался эмоциональностью и одухотворённостью.
Кубизм
Кубизм — авангардное направление в живописи начала 20 в. Самыми знаменитым представителем этого направления был Пикассо, который изображал мир в виде геометрических знаков и конструкций, деформируя облики некогда реальных предметов.
Так же стиль модерна представлял такие направления в искусстве как: фовизм (дикий), где распространялись яркие цвета; экспрессионизм (выражение), для которого характерны переживания и упоения отчаянием; неопретивизм, которому характерен интерес к детскому творчеству, искусству самоучек и древней наскальной живописи; абстрактный экспрессионизм, которому характерно создание образа на основе самодостаточной выразительности цвета, линий и форм; супрематизм (высший), которое так же относится к геометрической абстракции, как и кубизм. Основополагающим произведением этого направления стал «Чёрный квадрат» Малевича. Дадаизм, которому свойственно использование техники коллажа, создание абсурдных произведений из случайных предметов. Сюрреализм (сверхреализм), которому придавалось абсурдным представлением иллюзионной реальности, в которой соединялось живое и неживое, а так же реальное и нереальное.
Деятелей искусства и литературы начала века интересовали не только творческие проблемы и поиски.
Предчувствия кануна социальных потрясений у многих литераторов порождали настроения пессимизма и тоски. В той или иной форме это находило отражение в творчестве.
Писатели обращались к темам несправедливости в обществе, судьбе творческих личностей. Так в 1920-е гг. появляется литература «потерянного поколения», названое так американской писательницей Гертрудой Стайн. Это направление в литературе отразило протесты против бесчеловечной бойни Первой мировой войны. Так же процветает жанр антиутопии, которому способствует реальная жизнь, не дающая оснований для оптимизма.
В творчестве литераторов и художников в 1920-30-х гг. особую значимость приобретали социально-политические мотивы. Социальные движения в ряде стран вызвали к жизни революционные течения в искусстве. В то же время в тоталитарных государствах искусство стало обслуживать эти режимы. В таких странах наука оказалась на службе у войны, а искусство — у пропаганды.
искусство, пикассо, Моне, творчество, дали, символизм, Модерн, модернизм, Моро, кубизм, антиутопия.
Как развивалась живопись и архитектура в 20 веке
Моё почтение достойным и неповторимым! Сегодня наш веб-лайнер унесётся в путешествие по миру искусства 20 века. Из него мы узнаем, как происходило развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия. Всё о том, какие изменения произошли в этом развитии, и о появлении новых направлений в искусстве, вы узнаете прямо сейчас.
Кстати для учащихся 10-11 классов эта экскурсия станет отличной шпаргалкой для написания экзаменационных работ по данной теме. Ну что же, в путь по увлекательным морям прекрасного друзья!
Вступление
Развитие живописи и архитектуры в прошлом столетии происходило более радикально, чем во все предшествующие времена. Изобразительное искусство от простого воспроизведения окружающего мира (рисование предметов) перешло к отображению средствами живописи мыслей и чувств художника (картины о предметах).
Мастера стали больше общаться друг с другом, делиться своими идеями и новыми выразительными средствами. Это привело к формированию различных направлений в искусстве.
Ранние направления
Экспрессионисты и фовисты-футуристы, например французский художник Анри Матисс, стремились отобразить свои эмоции и настроения при помощи густых тонов и широких мазков.
В 1907 г Пабло Пикассо и Жорж Брак основали новое направление в живописи — кубизм
Кубисты экспериментировали с новыми с новыми техниками рисования, пытаясь перенести на полотно трёхмерные изображения сцен и предметов. Претендуя на некое особое видение реальности, они создавали картины, на которых фигурировали расколотые, фрагментарные изображения.
А кубистами их называли оттого, что они отдавали предпочтение прямым линиям и острым углам
Некоторые художники и вовсе отказывались от изображения окружающей их действительности. В 1911 г Василий Кандинский создал первое абстрактное полотно.
Пит Мондриан начиная с 1917 г рисовал комбинации вертикальных и горизонтальных чёрных линий. Эти линии он перемежал с красными, жёлтыми и голубыми пятнами.
После второй мировой войны американские художники Джексон Поллок и Марк Ротко стали обходиться даже без линий. Поллок, к примеру, просто капал или даже выплёскивал краску на холст.
Примитивизм
Многие выдающиеся мастера кисти прошлого века испытали на себе влияние «примитивного» искусства народов Африки, Центральной Америки и Индонезии.
К примеру, такие скульпторы, как Генри Мур и Барбара Хепуорт, стремились придать традиционному творчеству новый импульс, пересмотрев формы и пропорции фигур в стиле примитивистских тенденций.
Сюрреализм
Художники-сюрреалисты поставили перед собой задачу обнажить тайны подсознательного
Их картины кажутся совершенно бессмысленными, если подходить к ним с обычными мерками. Сальвадор Дали, Рене Магрит и Макс Эрнст создавали на первый взгляд не связанные между собой изображения. Однако все они были выполнены в очень строгом и реалистичном стиле.
Концептуальное искусство
После 1945 г началось развитие концептуального искусства. Его вдохновителем стал французский Марсель Дюшамп. Картины, скульптуры, кинофильмы и композиции концептуалистов нацелены в первую очередь на то, чтобы заставить людей вдумываться в сотворённое.
Для данного направления идея, стоящая за произведением искусства, гораздо важнее самого произведения
В 1960-е гг Энди Уорхол рисовал точные копии консервных банок. А Йозеф Бёйс заполнил всю комнату сверху донизу мотками чёрного войлока.
Ближе к концу столетия художники стали прибегать к самым разнообразным средствам самовыражения. Приверженцы концептуального искусства продолжали стоять на своих позициях. В то время как многие другие вернулись к более реалистическим методам отображения действительности.
Архитектура
Появившиеся в 20 веке новые строительные материалы — бетон, зеркальное стекло и сталь — значительно расширили возможности архитектуры.
Многие проектировщики использовали новые технологии для создания принципиально новых стилей
В начале 20-го столетия началась головокружительная карьера двух великих архитекторов — американца Фрэнка Ллойда Райта и немца Петера Беренса.
Беренс стремился к тому, чтобы сделать промышленные здания более функциональными и привлекательными. Впоследствии его ученики основали так называемый интернациональный стиль.
Этот стиль оказал сильное влияние на принципы проектирования домов в пригородах и на городских окраинах
К концу столетия половина населения США проживала в пригородных зонах. Причём многие живут в домах, чья архитектура основывается на идеях Райта.
Небоскрёбы
Небоскрёбы часто рассматриваются как типичные строения 20 в, хотя впервые их начали возводить ещё в 1880-е гг.
После 1945 г подобные жилые башни преподносились как идеальное решение проблемы перенаселённости больших городов.
На самом деле это далеко не так, поскольку многие люди испытывают в них серьёзный дискомфорт, считая их малопригодными для жизни.
Архитектурный модернизм
В 1918 г Вальтер Гропиус основал в Германии школу «Баухауз», объединившую под своим крылом ряд наиболее авторитетных дизайнеров 20 в.
Именно их идеи и развились впоследствии в данное направление архитектуры
Архитекторы Ле Корбюзье и Мис ван дер Рое предпочитали строить дешёвые многоквартирные дома для малообеспеченных рабочих, используя сборные блочные конструкции.
После второй мировой войны некоторые архитекторы перестали строго придерживаться модернистского направления и начали использовать изогнутые и неправильной формы конструкции.
Особенно это применялось при сооружении аэропортов и стадионов, где требуется перекрывать обширное пространство.
Креативные решения
В 1970-80-е гг некоторые архитекторы начали подчёркивать механические детали зданий, которые в прошлом зачастую наоборот старались закамуфлировать.
К примеру, Ричард Роджерс, Ренцо Пиано и Майкл Хопкинс использовали полированную сталь или защитное стекло, чтобы выделить конструкции систем отопления и кондиционирования воздуха, лифты и прочие служебные механизмы.
Теперь и вы дорогие читатели имеете представление о том, как развивалась архитектура и живопись в те минувшие времена. Надеюсь, ваше время было потрачено не зря и с пользой.
Благодарю всех за участие и жду в новых путешествиях по абсолютно разным и в то же время увлекательным направлениям нашей жизни.
До скорой встречи друзья!
P.S. Низкий поклон замечательному издательству «РОСМЭН» за возможность подготовить для читателя вышеизложенные материал
Подпишитесь, чтобы вовремя узнавать о важных новостях!
Искусство 20 века
Искусство 20 века. Авангардизм
Неизменные в течение нескольких веков принципы и структуры изобразительного искусства в начале 20-го века не отвечали требованиям передовых мыслящих людей.
В начале 20-го века был открыт новый метод пластического мышления и новые ресурсы живописного языка. Эти перемены были настолько новаторскими, что направления, появившиеся в искусстве в период с 1905 по 1914 г. назвали «авангардными».
В искусстве 20-го века термин «авангард» (фр. — передовой отряд) употреляют в качестве собирательного обозначения всех новейших течений, таких как фовизм, кубизм, орфизм, футуризм, кубофутуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, примитивизм, сюрреализм, дадаизм.
Авангардные стили
Эль Лисицкий «Kunstism» 1914—1924. Обложка.1925
Искусство 20 века. Авангардные стили
Первой попыткой классификации авангардных течений искусства 20-го века была изданная в 1925 году русским живописцем, архитектором и дизайнером Элем Лисицким в Мюнхене вместе с немецким художником-дадаистом Гансом Арпом книга «Kunstism 1914—1924» — «Измы искусства» . Какие-то названия утвердились в истории искусства, какие-то остались как характеристика более частных индивидуальных направлений.
В книге на разворотах представлены 16 характерных «измов», многие из которых утвердились как обознвчения новых стилей, среди них были:
В своей статье я расскажу о наиболее распространенных авангардных стилях 20-го века:
Фовизм
А. Матисс. Красная комната, 1908
Искусство 20 века. Фовизм
Фовизм ( с франц. Fauve – «дикий») — одно из первых авангардных течений искусства 20-го века. Впервые слово «фовизм» было использовано критиком Луи Векселем. Основным элементом живописи фовисты считали цветные соотношения. Причем на их полотнах преобладали «чистые» (несмешанные) и контрастные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.
«Одному знакомому, сказавшему мне, что невозможно, ятобы я видел женщин такими, как я их изображаю, я ответил: «Если б такая женщина встретилась мне на улице, я бы удрал от нее в страхе. Но ведь я создаю не женщину, а картину».
Фовисты считали, что в битве между интеллектом и подсознанием всегда побеждают инстинкты. Своим учителем и кумиром признавали голландского живописца Винсента Ван Гога.
Морис Вламинг. Красные деревья, 1906г.
Яркие представители фовизма:
Морис Вламинк. Городок Сюрен, 1909г.
Андре Дерен. Темза у Лондонского моста, 1900 г.
Рауль Дюфи. Гавань для яхт, 1924
Авангардные стили
Кубизм
Пабло Пикассо «Портрет Даниэля-Анри Канвайлера» 1910 г.
Искусство 20 века. Кубизм
Кубизм — это Авангардистское художественное направление изображавшее предметы действительности деформированными либо разложенными на простые геометрические формы. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности. Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии, и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности. Таким образом, главное отличие кубизма от классического искусства это то, что он не основан на имитации.
В своем развитии кубизм прошел 3 фазы:
Яркие представители кубизма:
Ж.Брак «Дома в Эстаке» 1908 г.
Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910
Пабло Пикассо «Три музыканта» 1921г.
Орфизм
Искусство 20 века. Орфизм
Робер Делоне переосмысливая принципы кубизма пришел к беспредметным формам контрастных цветов. Гийом Апполинер назвал новое течение в искусстве термином»Орфизм», так как нашел в композициях Делоне сходство с музыкой. А музыка в греческой мифологии олицетворялась в образе Орфея.
Орфизм — одно из первых проявлений беспредметного искусства. Яркие цвета и геометричные формы напоминают звезды и музыку космоса.
Франтишек Купка «Аморфа: Двухцветная фуга» 1912 г.
Франтишек Купка. «Размещение графических мотивов. 1912-1913 г.
Футуризм
У. Боччони. Уникальные формы непрерывности в пространстве, 1913г.
Искусство 20 века. Футуризм
Футуризм (от лат. «футурум» — «будущее»). Течение сложилось в самом начале ХХ века – в 1909 году, когда Филиппо Томазо Маринетти в парижской газете «Фигаро» опубликовал манифест «Футуризм». Футуристы мечтали о создании новой расы людей, которые двигаются со скоростью 300 км/час на высоте 5, 10-ти тысяч метров. В искусстве преобладают динамичные абстрактные формы, созданные под влиянием новейших достижений техники, скорости, шума в современных городах, грубые, необработанные поверхности. В графическом дизайне — отказ от традиционных правил размещения текста.
Яркие представители футуризма:
Джакомо Балла был первым дизайнером, воплотившим футуристские теории в жизнь в декоративных искусствах 20-го века. Принцип динамики художник передавал через движение отвлеченных траекторий, а не путем дробления фигур, как это делали большинство футуристов. Джакомо Балла применяет принцип симультанности, т.е. движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений.
Фортунато Деперо. Depero Futurista («Книга с гвоздями»), 1927 г.
Вслед за Джакомо Балла искусство 20-го века обогатил своими работами дизайнер и художник Фортунато Деперо. В графическом дизайне футуристы рассматривали процесс создания книги как символ машинной эры. Они свободно размещали блоки текста, наклоняли, составляли формы из тестовых блоков, использовали современные материалы и технологии, например, в знаменитой Depero Futurista («Книге с гвоздями») Фортунато Деперо, 1927 г. Она была скреплена двумя алюминиевыми болтами — настоящий манифест машинной эры.
Ф.Т. Маринетти. Обложка книги
Антонио Сант’Элиа. «Новый город», 1914
Экспрессионизм
Клее Пауль. К Парнасу 1932
«Никогда не было такого времени, потрясенного таким ужасом, таким смертельным страхом»
Искусство 20 века. Экспрессионизм
Экспрессионизм (лат. – «выражение») – направление в изобразительном искусстве 20 века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства.
Экспрессионизм складывался на фоне строительства крейсеров и дирижаблей, эксплуатации колоний, деградации культуры и общественной морали, приближении первой мировой войны. Художники ощущали негатив и душевную тяжесть, это и должен был выразить экспрессионизм.
В своих картинах художник-экспрессионист пытается выразить не столько внешние качества, сколько внутренние переживания за счёт внешних образов. Экспрессионизм был противоречив, неадекватен и неоднороден. Художник, так или иначе с ним связанный, редко говорил «Мы», предпочитая «Я».
Началом экспрессионизма принято считать картину Эдварда Мунка «Крик»(1893 г.), а концом — произведение Людвига Мейдера «Сентябрьский крик» (1918 г.)
Яркие представители экспрессионизма:
Эдвард Мунк. Крик 1893 г.
Людвиг Мейднер. Крик сентября 1918 г.
Краткая хронология стилей в области искусства 20-го века
Полный список наиболее известных направлений изобразительного искусства 20-го века, охватывающих две мировые войны и несколько культурных революций.
20-й век ознаменовался новой эрой художников, которые бросили вызов предшествующим стилям искусства. Красота и эстетика уступили место абстракции, экспрессии и символизму.
Эта метаморфоза сформировала множество различных и важных художественных течений. Которые представили новый тип эстетики, некоторые из которых пересекались с другими или влияли на них.
Ниже приведен обзор наиболее влиятельных движений в области визуального искусства в течение 20-го века.
Фовизм (1905-1908)
Фовизм, заимствованный из термина les fauves, означающего “дикие звери” по-французски. Относится к художественному движению начала 20-го века, характеризующемуся отклонением от представления в импрессионизме в пользу абстрактных техник живописи.
В частности, фовизм отверг мягкую пастельную цветовую палитру импрессионизма и выбрал смелую гамму цветов. Это произвело революцию в использовании цвета и предметных искажений в современном искусстве.
Известные художники: Анри Матисс, Андре Дерен
Экспрессионизм (
Экспрессионизм был авангардным стилем, который зародился в Германии в начале 20 века. И может характеризоваться яркими и эмоциональными произведениями, которые, как правило, абстрактны.
Использование традиционного представления было отвергнуто в пользу передачи эмоций или смысла, лежащих в основе работы. Это использование тематического, а не буквального выражения произвело революцию в западном изобразительном искусстве. И стало предшественником многих других движений 20-го века.
Известные художники: Эдвард Мунк, Эгон Шиле, Пауль Клее, Василий Кандинский
Кубизм (1907-1914)
Кубизм считается одним из самых влиятельных течений в искусстве 20-го века. И известен тем, что он превращает предметы в геометрические или “кубические” формы для создания более трехмерной перспективы. Движение можно разделить на два этапа: Аналитический кубизм и Синтетический кубизм.
Ранние работы кубизма (аналитические), как правило, более строгие и монохромные с тонами черного и серого. В то время как более поздние работы кубизма (синтетические) отличаются более смелыми цветами и включением внешних элементов для коллажа.
Известные художники: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Поль Сезанн, Хуан Грис
Футуризм (1909-1914)
Футуризм был основан поэтом Филиппо Томмазо Маринетти в Милане в начале 20 века. Как и его предшественники, футуризм подчеркивал абстракцию и нетрадиционное представление. Он ценил скорость, интуитивность, молодость и современность. И выступал как форма освобождения Италии от ее полной событий истории. Хотя он была основана в Италии, его влияние распространилось и на другие европейские страны.
Известные художники: Умберто Боччиони, Джакомо Балла, Карло Карра, Джино Северини
Дадаизм (1915-1924)
Известные художники: Ман Рэй, Марсель Дюшан, Ханс Арп, Ханна Хех, Тристан Тцара
Сюрреализм (1924-1966)
Под сильным влиянием Зигмунда Фрейда и психоанализа сюрреализм искал выражения в исследовании бессознательного. Его образы характеризовались тревожными, похожими на сновидения образами и часто деформированным сюжетом. Развившись из авангардного движения Дада, сюрреализм зародился в Европе и распространился по всему западному миру как культурное, художественное и литературное движение.
Известные художники: Андре Бретон, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Фрида Кало, Рене Магритт
Абстрактный экспрессионизм (1943-1965)
Возникший в Нью-Йорке после Второй мировой войны, абстрактный экспрессионизм был первым крупным международным художественным движением, возникшим в Соединенных Штатах, а не в Европе. Он опирается на сюрреалистический автоматизм и фокусируется на абстракции предмета. Его стиль характеризуется дерзкими, хаотичными мазками кисти и смелыми цветовыми эффектами. Как послевоенное движение, оно также является важным предшественником последующих стилей постмодернистского искусства.
Известные художники: Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Франц Клайн
Поп-арт (1950-е – 70-е годы)
Поп-арт получил известность в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве в 1950-х и 1960-х годах. Черпая вдохновение из элементов средств массовой информации и популярной культуры. В произведениях часто фигурировали сопоставленные или несовместимые элементы из комиксов, журналов и рекламы.
Размещенные вместе, чтобы подчеркнуть банальность популярной культуры. Часто ироничный или сатирический, поп-арт стремился подорвать традиционное “изобразительное искусство”.
Известные художники: Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол, Кит Харинг, Эдвард Хоппер, Роберт Индиана
Минимализм (1960-70-е годы)
Минимализм возник в Нью-Йорке в 1960-х годах как продолжение отступления от традиционного “высокого искусства”. Вместо роскоши, красоты и выразительности минимализм сосредоточился на брутальных геометрических формах, приглушенных цветах и анонимности. Большинство элементов биографии или эмоций были удалены из минималистского искусства, привлекая внимание к простоте самой формы как предмета.
Известные художники: Дональд Джадд, Яей Касума, Карл Андре, Фрэнк Стелла, Пит Мондрайн
Постмодернизм (1980-е-настоящее время)
Постмодернизм нельзя охарактеризовать определяющими элементами. Скорее, это можно описать как общее отклонение от модернизма, которое включает в себя другие художественные течения 20-го века. Включая концептуальное искусство и неоэкспрессионизм.
В то время как модернизм фокусировался на идеализме и отстаивании основных убеждений. Постмодернизм предлагал скептицизм, цинизм и антиавторитаризм. Это очень концептуальное, осознанное сочетание других стилей искусства, теории и средств массовой информации для создания сложного и многогранного движения.
Известные художники: Джефф Кунс, Клаас Ольденбург, Барбара Крюгер