Что нового появилось в европейской торговле 18 века

Экономическое развитие стран Европы в XVIII веке

Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие промышленности

В первой половине XVIII века Англия укрепила свое положение самой развитой промышленной страны Европы. Франция сумела несколько увеличить удельный вес промышленности по сравнению с остальными европейскими странами. Напротив, Голландия утратила свое значение. Медленные темпы экономического развития сохранялись в Центральной Европе, за исключением Саксонии, Пруссии, Чехии и районов Нижнего Рейна. В Юго-Восточной Европе и в Польше редкие проявления подъема были неразличимы на фоне общего экономического застоя.

В начале XVIII века мануфактурное производство вступило в последний этап развития, предшествующий промышленной революции. Прежде всего это положение относится к Англии, Голландии и Франции.

Победа Англии в соревновании с Голландией была победой промышленного капитализма над торговым капитализмом. Английская деревенская мануфактура, использующая дешевую рабочую силу, показала себя более конкурентоспособной. В металлургии Голландия отставала от Англии из-за недостаточного развития энергетической базы.

На протяжении XVIII века повсеместно шел процесс формирования мануфактурного пролетариата. Этот процесс в разных странах был на разных стадиях. Превращение крестьян в рабочих деревенской мануфактуры было важным шагом в развитии Европейского континента.

Государственные субсидии во Франции способствовали распространению в сельских районах на юге страны шерстяной промышленности, что компенсировало упадок старых центров, таких как Лилль, Реймс, Амьен. Французские ткани конкурировали с английскими на колониальных рынках.

Одновременно с процессом специализации шло создание комбинации разных мануфактур.

На комбинированных мануфактурах производство средств производства было связано с мануфактурой, для которой продукт являлся исходным сырьем.

Начало промышленного переворота в Англии

Промышленный переворот – это процесс перехода от мануфактур с ручным трудом к заводам, основанным на использовании машин.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие мануфактур само по себе не приводило к промышленной революции. Условия для промышленного переворота определялись не преобладающими формами мануфактуры, а тем, являлась ли мануфактура частью капиталистической экономики или лишь частью капиталистического уклада в феодальной стране. В середине XVIII века только в Англии зрелость мануфактур достигла национальных масштабов, при котором техническая база вступила в противоречие с возможностями производства и запросами рынка. Так в Англии появились социально-политические и экономические предпосылки для промышленной революции.

В текстильную промышленность были внедрены машины, ставшие основой промышленного переворота:

Появление машин на производстве означало рывок вперед: ручной труд не в состоянии соперничать с машинным. Развитие хлопчатобумажной промышленности выявило отставание прочих отраслей. В них тоже было необходимо безотлагательно вводить машины. Совершенствуясь, машины вошли во все отрасли производства.

Торговля

XVIII столетие стало веком торговли. В первой половине XVIII века внешняя торговля развивалась стремительнее, чем мануфактуры, которые ориентировались на внутренний рынок. Концентрация капиталов в торговле обгоняла концентрацию в промышленности. Торговля с Азией сводилась с пассивным балансом. В ней преобладали восточные товары.

В XVIII веке Англия сумела превратить владения в Америке в обширный рынок для мануфактурных товаров. Главным перевалочным пунктом Европы во внешней торговле стал Лондон.

Франция в XVIII веке оставалась торговым конкурентом Англии. Самые прибыльные отрасли торговли были захвачены купцами крупных портовых городов.

Сельское хозяйство

Европа XVIII века оставалась в значительной степени аграрным континентом. Развитие сельского хозяйства было условием существования и здорового функционирования общества.

Даже в самых развитых промышленных странах большинство населения занималось сельским хозяйством. Тип аграрного развития в регионах Европы различался. Причиной региональных особенностей в аграрной жизни Европы эпохи мануфактурного производства было различие в эволюции форм земельной собственности. Классический переход к поместьям нового типа, характерным для капиталистического производства, характерен только для Англии, где было трехчленное деление сельского населения:

В основе процесса лежала экспроприация крестьянства.

Такой вариант аграрной эволюции был воспроизведен в Северо-Восточной Нормандии и Французской Фландрии.

Однако в основном в Европе XVIII века господствовало мелкое крестьянское землепользование с формированием капиталистических элементов из межкрестьянских отношений в результате социально-экономической дифференциации сельскохозяйственных производителей. Различия заключались в разной степени экономической самостоятельности таких хозяйств. Устойчивые рыночные связи крестьянских хозяйств были характерны для Северных Нидерландов и Фландрии. В Южной Франции, Северной Испании, Южной Италии, Северо-Западной Германии и других областях крестьяне обладали меньшей хозяйственной самостоятельностью.

Регионы Европы отличались и по типу сельскохозяйственной специализации. Основными странами, производящими зерно были Польша, Россия, Пруссия, Северная Франция, Нидерланды. Франция, Италия, Испания являлись центрами виноделия. Для Швеции, Нидерландов и Англии особенно характерны были животноводство, торговля скотом, молочными продуктами и шерстью.

Ручной труд в сельском хозяйстве в значительной степени заменялся машинным. Раньше всего машины внедрялись в Англии, а за ней во Франции и Германии.

Капиталистическая перестройка не была окончательной, в большинстве стран сохранялись феодальные способы ведения хозяйства.

Источник

Европейская торговая реклама Нового времени 16-18 века.

1. Торговля – лидер коммерческой жизни средневековой Европы

2. Проблема бренда в рекламе от торговца.

3. Опыт рекламного продвижения экзотического колониального товара на европейском рынке 17-18 веков.

4. Рекламирование светского образа жизни и предметов роскоши.

Позднее этот центр был перенесен в центр Европы. После открытия Нового света Европа стала наполняться дармовым золотом. Основными открывателями Нового света были Испания и Португалия. Они и грабили Северную и Южную Америку. Основным товаром было золото, но сами они не развивали свою торговлю и промышленность, а отавали эту роль остальным странам. В результате, когда поток золота иссяк, эти страны остались без ничего. Теперь вышли вперед Антверпен и Амстердам (север). Связано с тем, что с золотом, поступающим из Испании и Португалии перерабатывалось фламандцами (Нидерландами). Поток золота из Америки вызывает обвал денег в Европе. Эта ситуация привела к стремительному росту на все товары, особенно на продукты. Рост цен на продукты в Европейских странах привел к тому, что сельское хозяйство стало очень выгодным и фермеры вышли на рынок. Стало невыгодно иметь крепостных крестьян и о крепостном праве к концу 14 века в Европе забыли. В Росси же с этого времени напротив начинается активное закрепощение населения. Прежде всего это связано с развитием торговли в Европе, что стало возможным благодаря золотым инъекциям в европейскую экономику. Европа резко уходит вперед. Господство торговых отношения повлияло на создание инфраструктуры торговли – торгового флота, дорог, ярмарок, банки, биржи. Крупные партии товаров, которые пребывали в разное вермя и в разные сроки, требовало того что ы покупатели имели точную информацию о расписании. Тем самым дается толчек для развития инфраструктуры рекламы.

Реклама 16-18 веков строилась преимущественно как торговая реклама. Маркетинговая коммуникация осуществлялась между продавцом и покупателем, а производитель оставался в тени, он не был важен для того периода. Амстердам – это последний феномен европейской экономики, который стал торгом центром без какой-либо государственной поддержки, даже наперекор ему (Испании). Окончательно центр торговли и развития перемещается из Средиземноморья в Антверпен и Амстердам, на Север Европы.

Производил один, продавали другие, имел значение только товар, поэтому не было брендов.

Во Франции тоже была Ост-Индская компания под покровительством Людовика 14. Громкое имя позволяло этой компании позволяло им заниматься тем же, чем занимались англичане.

Когда Новый свет начал осваиваться появился целый ряд Вест-Индских компаний, которые тоже между собой имели множество конфликтов.

Такое массовое создание компаний во всех европейских странах принято называть учредительной лихорадкой. Вошло понятие «Пузырь южных морей». Отсюда же идет история финансовых пирамид.

После множества скандалов в Англии был принят закон, регулирующий закрепление определенных названий за торговыми компаниями. Необходимость монополизацией торгового бренда и его юр закрепление стало всем неоспоримо ясно.

В это время процесс формирования брендов только начинается, связано это с тем, что реклама от торговцев не заинтересована в брендах. Хотя традиция маркировки и клейма зародилась еще в 14 веке.

Опыт рекламного продвижения экзотического товара на рынке

Наиболее чистым опытом торговой рекламы было продвижение колониальных товаров на европейский рынок в 17-18 веках. Производители кофе, чай, томатов, картофеля и т.д. Их нужно было позиционировать и сделать массовыми. Таким образом сложилась классик=ческая маркетинговая задача повышенной сложности, которая целиком располагалась в сфереторговли. Их задачи:

1) Продвижение незнакомого товара

2) Предложение товара для образованного покупателя

3) продвижениес целью массовой продажи.

Чтобы реализовать этот план торговцы :

1) продаже подлжеал незнакомый публике товар (кофе + какао, чай + табак…) такой тип товара предполагал определенный тип покупателя, которого заинтересуют такие новинки. Необходимо внушить потребителю высокую ценность этих товаров. Их предстояло вывести их предметов роскоши в предметы необходимые для достаточно широких слоев населения.

2) Выбрать удачные средства торговой информации – главные средства были – новые товары,.тогда газета и рекламная листовка, которые тоже были новинкой, так что процесс шел параллельноновые каналы. Для решения задачи рекламщики избрали новый тип текста – «научная» информация, ссылка на мнение ученых. Формировалась новая покупательская потребность, для этого изменялись повседневные привыски населения. Таким образом время рекламы siquis ушло. На ее место приходит реклама Iwant.

Реклама колониальной продукции была адресована в основном на образованных людей, т.к. другие категории людей и читать не умели и не обращали внимания на научные выкладки. С другой стороны сама реклама выполняла просветительскую функцию. Кроме того для повышения привлекательности эксплуатировалась романтическая тема.

С середины 17 века английская рекламная газета “Publicadvertiser” пропагандировала кофе, рассказывала о всех его достоинствах и даже нагло врала. Одновременно с такой массированной рекламой распространялись рекламыне листовки процедуры кофепития. Она позиционировалась как обязательная часть каждого нормального человека.

Рекламное прдвижение таких товаров во Франции тоже было активно. Первыми кофе начали пить при дворе Людовика 14. Первые кофейни – во Франции, Англии, в Вене.

Распространение кофе, традиция кофе пития привело к бурному развитию фарфорового производства. Введение в России экзотических товаров приписано Петру I. Реклама в основном ссылалась так же на медицину и науку. В век Просвещения утвердилась медицинская реклама.

Специфической рекламной акцией явились «Гонки чайных Клиперов» (быстрые суда) – 18-начало 19 века. Ставили ставки, наблюдали всем миром. Росла мировая торговля чаем и это была своеобразная рекламная кампания чая. Люди знали названия кораблей и имена капитанов.

Производства и потребление чая я Европе оказалось связано с местом оптовой торговли – Англия.

Продвижение таких товаров как томаты и картофель тоже рекламировали научной и медицинской рекламой.

Рекламирование светского образа жизни и товаров роскоши.

В 18 веке Франция стала лидировать в сфере искусства и стала законодателем моды в сфере предметов роскоши. Франция стала гигемно в сфере изготовления предметов роскоши. Двор Людовика 14 стал образцом для остальных правителей.

18 век – период господства аристократических мод. Торговая реклама не мгла на эт не отреагировать. В центре внимания был интимный мир и внутреннее состояние человека. В салонх господствовали женщины, все хотели быть красивыми, изящными и хрупкими. Все было ажурненько. Женственность была настолько модна, что и перешла на мужскую моду. Это было стимулом развитию промышленности.

В 19 веке приходит классицизм, хоть облик и меняется, но потребность остается. В период ВФР Ангияперет временно верхт в моде. Стал модным образом английского Денди, далее в моду вошли цилиндр и фрак. Но французская и английская моде не соперничали, а дополняли друг друга. Женщина тогда стала релкамной вывеской своего мужа. Рынок моды привлек торговцев. Здесь встречаемяся со второй маркетинговой задачей продвижения предметов роскоши

1) ПРОДВИЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ РОСКОШИ

2) Предложение данного товара узкому элитарному слою покупателей

3) Интернациональныйзарактер потребителя.

Для продвидения товаров роскоши больше всего подходит реклама престижа и имиджа. Принадлежность к избранному кругу. Тогда круг поттребителей была аристократия.

В 1672 году в Париже основан перый журнал мод. Но изготовление гравбр было на столько дорогим, что время жерналова пришло только в конце 18 века. В начале 19 века маленьким тиражем был выпущен издание светсвкой дамы. Это была первая ласточка гламурных журналов.

1) Продвижение экзотического товара, массовая реклама

2) Продвижение дорого товара среди элитных покупателе и выход на международный рынок.

Источник

Реферат: Внешняя торговля 18 века

До 18 столетия Россия для многих государств Европы была как бы отдаленной колонией, из которой иностранцы вывозили многочисленные богатства. Внешняя торговля в России была развита слабо. 18 век для Российского государства стал веком интенсивной торговли. Развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок, а выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства (мирные и торговые договоры с Турцией в 1700 году, с Данией в 1709 году, с Пруссией в 1717 году и другие) открыли путь русским товарам в Европу. Но, как и прежде на внешней торговле это сильно не отразилось.

Значительная роль в развитии промышленности принадлежит Петру Великому. В начале своего царствования он приложил большие усилия к развитию кораблестроения, горного дела, а во время Северной войны стало поощряться развитие суконного, полотняного, оружейного производств. Для развития морских торговых отношений с Европой через Петербург, Петру I приходилось принимать нестандартные и даже жесткие меры: в 1710 г. было запрещено вывозить через Архангельск хлеб, а указ от 1713 г. предписывал русским купцам привозить пеньку и юфть не в Архангельск, а только в Петербург. Указ распространялся на икру, клей, поташ, смолу, щетину и другие товары, составлявшие предмет государственной торговой монополии.

Целью работы является рассмотреть особенности развития внешней торговли России в XVIII веке.

Для достижения выделенной цели необходимо решить следующий круг задач:

1. Рассмотреть сущность денежной реформы в начале XVIII века.

2. Изучить внешнюю торговлю в XVIII веке.

Работа состоит из нескольких частей, в которых последовательно излагаются вопросы и проблемы, касающиеся нашей темы.

Петровские реформы начались еще в конце XVII в., но широко охватили экономику в годы Северной войны. Главной особенностью экономической жизни было вмешательство государства в промышленность и торговлю. Произошел скачек в развитии мануфактурной промышленности: война заставила создать собственное производство железа, меди, сукна, канатов, и парусов. Получали льготу купцы, заводившие частные мануфактуры. Однако государство поддерживало только такую промышленность, которая была ему нужна ( прежде всего для армии). Кроме того, постепенно на мануфактурах стал преобладать труд крепостных, а не вольных рабочих, что сильно тормозило дальнейшее развитие экономики.

Принцип служебной годности «по породе» ( заслугам предков) Петр заменил принципом личной выслуги. Он ввел в 1714 г. Табель о рангах, где все военные и гражданские служащие разделялись на XIV рангов (классов). Начиная с низшего, XVI класса, можно было подниматься вверх по ступеням службы, получая дополнительные привилегии: более высокое жалование, а с VII – потомственное дворянство. Дворянство стало пополнятся выходцами из низов.

Указом о единонаследии 1714 г. Петр фактически ликвидировал разницу между дворянством и боярством – все должны были служить государю и государству. Имение мог получить только старший наследник – все остальные должны были поступать на государственную службу.

При Петре I была проведена перепись крестьянских душ. Стало известно точное количество налогоплательщиков, и теперь налоги взимались не с крестьянского двора, а с каждого крестьянина.

Реформы в области государственного управления отразили стремление Петра к централизации. Вместо Боярской думы в 1711 г. был учрежден новый высший орган – Сенат, члены которого назначались самодержцем. С 1717 г. были учреждены 12 коллегий, вместо сложной система всевозможных приказов.

Появился институт фискалов. Фискалы доносили о нарушении «казенного интереса» учреждениями и частными лицами. Ликвидация патриаршества и (1700) и введение Синода ( фактически – коллегии по делам религии) ознаменовало духовной власти светской.

Страна для удобства была разделена на восемь губерний во главе с губернаторами, которых назначал царь.

Для поддержания государственного порядка появились новые полицейские органы, а 1718 г. – Тайная канцелярия. Здесь проверяли достоверность доносов, причем доносчиков награждали, а обвиняемы допрашивали с пытками.

1.1 Денежная реформа в начале XVIII века

Для роста товарного производства, развития промышленности и торговли потребовали совершенства денежной системы. В 1700 – 1704 гг. была проведена реформа монетного дела. Предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монеты. В основу реформы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главным денежными единицами стали медная копейка для мелкой торговли, серебряный рубль – для более крупных торговых сделок. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран – талеру. Чеканка монет стала монополией государства. На вывоз за границу золота и серебра Петром I был наложен запрет. Проведение этой реформы обеспечило России наиболее совершенную денежную систему, почти на сто лет опередившею западноевропейскую.

Эти направления экономической политики Петра I дали определенный эффект, в развитии внешней, торговли не только в первой четверти, но и первой половине XVIII в.

2.Внешняя торговля в начале XVIII века

Петр I уделил особое внимание развитию внешней торговли. Широко подчеркивая славу отечественного купечества и усиливая его позиции, Петр I, как уже отмечалось, фактически создал российский торговый флот. Принятый в1724 г. таможенный тариф отражал политику меркантилизма и протекционизма. Таким образом, осуществлялось стремление к достижению активного торгового баланса и покровительству отечественной промышленности, ограждению ее от конкуренции иностранных мануфактур.

Поощрялся экспорт отечественных и ограничивался импорт иностранных товаров. Пошлины на заграничные товары взимались лишь золотом и серебром. Они были столь велики, что составляли порою до 3/4 от стоимости изделий, производство которых было налажено в России (парусина, железо, воск и др.), а также на предметы роскоши, в которых Россия нуждалась, налагались пошлины в 25%. Пошлины на импорт также дифференцировались, например, с невыделанных кож взимались пошлины в 75%, а выделанных – всего 6%.

Подобная политика не только способствовала расширению отечественного производства, но и вела к накоплению торгового капитала и дальнейшему росту капиталистического уклада. Вместе с тем, государство зачастую довольно жестко вмешивалось в торговую сферу. Так, осуществляя административное руководство грузоперевозками, оно мешало реформированию рыночных отношений.

Новая столица Петербург стала не только крупным промышленным и культурным центром государства, но и сосредоточением основных внешнеторговых связей. В результате, если в 1718 г. в Петербург прибыло всего 52 торговых судна, а в Архангельск — 150, то в 1725 г. в Петербург прибыло уже 450 торговых кораблей, а в Архангельск — лишь 50. Если в 1717 г. петербургский экспорт исчислялся в объеме 269 тыс. рублей, а импорт — 218 тыс. рублей, то в 1726 г. сумма петербургского экспорта составила уже около 2-х миллионов 403 тыс. рублей, а импорт около 1 млн. 550 тыс. рублей. Уже в середине XVIII века Петербург занял по сумме торговых оборотов первое место в стране. Его работу дополняли Рига, Таллин, Выборг, Архангельск. Между тем архангельский порт замерзающий на длительное время, менее удобный и дальний, не стал обладать привилегиями и более низкими пошлинами и постепенно утратил свое былое значение.

Однако внешняя торговля сохраняла по преимуществу пассивный характер и вызывалась, главным образом, потребностями соседних народов. Русский купец не обладал ни достаточной предприимчивостью, ни достаточной интеллигентностью, чтобы завязать новые торговые отношения с иностранными государствами. Русские сельскохозяйственные продукты вывозили уже не иностранцы, внешнюю торговлю вело само правительство. Оно сосредоточивало в своих руках и тот, и другой наиболее важный в данный момент предмет торговли. Продажа этих так называемых казенных товаров составляла монополию государства, которое сделалось самым крупным торговцем, хотя экспорт монополизированных товаров нередко отдавался на откуп купцам или компаниям за определенную плату.

В целом, было достигнуто активное сальдо во внешней торговле. Так, экспорт русских товаров в европейские страны вдвое превышал импорт. Вывозились лен, пенька, кожа, холсты, сало, железо, парусное полотно и пр., ввозились шерстяные ткани, дорогие вина, предметы роскоши, шелк-сырец, шелковая пряжа.

3. Внешняя торговля во второй половине XVIII века

Полученных во второй половине XVIII в. выход к Черному морю позволил расширить экспортно – импортные операции через Одессу, Очаков, Николаев, Таганрог и Севастополь и др. За этот период внешнеторговый оборот вырос почти в восемь раз (с 14 млн. до 110 млн. руб.)

Развитие внешней морской торговли приносило значительные доходы в казну и вызывало необходимость учредить новые таможни в Одессе, Севастополе, Херсоне, Николаеве и других портах.

Торговая политика российского правительства носила в целом меркантилистический характер. Главным источником обогащения считалось превышения экспорта над импортом, т.е. достижение активного баланса внешней торговли. Подобная политика была свойственна и большинству стран Европы. Ее проведение влекло за собой введение протекционистских тарифов: 1757, 1766, 1782, 1799 гг., защищавших отечественное производство от иностранной конкуренции. Выросли пошлины на товары, составлявшие конкуренцию отечественным ( изделия из железа, полотно, бумага и пр.). одновременно снижались таможенные сборы с импортируемого сырья, важного для развития отечественной промышленности ( хлопок, сахар – сырец др.).

В области внутренней и внешней торговли в Петровские время большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, меха, сало, икра, хлеб, вино, воск, щетина и др.), что значительно пополняло казну. Всячески поощрялось создание купеческих ”кумпанств” и расширение торговых связей с заграницей. Одновременно падало значение богатейших купцов “торговой сотни”. Важными пунктами обмена товаров оставались ярмарки. Развитию торговли и всероссийского рынка способствовало совершенствование путей сообщения, устройство каналов на водных магистралях (Вышневолоцкий, Ладожский и др.), а также отмена в1754 г. внутренних таможенных пошлин.

Однако доля России во внешней торговле не соответствовала ее потенциалу. Наличие сырьевой номенклатуры ввоза свидетельствовало об экономической отсталости России. Ее развитие тормозили крепостное право, отсутствие промышленности, низкий социальный уровень большинства населения.

В XVIII в. началось учреждение российских банков. В отличие от западноевропейских, где их инициаторами становились богатые купцы, ростовщики, в России учреждение банков осталось за правительством, государством. Для поддержания дворянства и купечества был создан Елизаветой Петровной Российский банк – Государственный заемный банк – Дворянский и Купеческий банк.

Дворянский банк выдавал ссуду под 6% годовых сроком на три года под залог земли и крестьянских «душ». Зачастую эти помещиками не выполнялись. Учрежденный вместо них в 1786 г. новый Государственный заемный банк пролонгировал возвращение ссуд 20 годами. Однако практически все полученные ссуды направлялись не на улучшение хозяйства, а на потребительские расходы дворян. Безусловно, податная реформа кредитования тормозила прогрессивное хозяйственное развитие страны и разоряла народные массы.

В целях повышения роли русского купечества в финансировании внешнеторговых операций, во многом контролируемых иностранным капиталом, осуществлял свою деятельность Купеческий банк. Однако его роль в укреплении торгово-промышленного капитала оказалось довольно скромной. Капитал банка, не превышавший 500 тыс. руб., к тому же частично был переведен в Дворянский банк. Не оправдавший возложенных надежд, этот банк был закрыт в 1786 г.

Довольно сложным и противоречивым периодом в российской экономической истории стал XVIII в. в первую половину столетия продолжал господствовать крепостной строй. Даже крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, а, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и др. в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны. Реформы дали толчок к развитию внешних торгово-экономических отношений.

Действительно, XVIII в. стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра Великого, страна вступила на перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. В XVIII стали появляться: новые промышленные центры, новые торговые центры, новые торговые пути, значит, новые цели и задачи во внешней торговли, появляются первые банки, еще государственные. Модернизация затронула все сферы: политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру. На протяжении всего XVIII века у государства была политика меркантилизма и протекционизма. Активизировалось вмешательство государства в экономику. Определились национальные приоритеты.

1. Поляк Г.Б. Маркова А.Н. История мировой экономики. М. 2006г.

2. Полторацкая Н.А. История. Учебное пособие. М. Дрофа. 1999г.

3. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М. 1998г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Внешняя торговля 18 века
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат Добавлен 23:47:31 09 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 880 Комментариев: 15 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно Скачать