Что нового появилось в 19 веке в промышленности

Промышленность 19 века

Вы будете перенаправлены на Автор24

Современное государство представляет собой обособленную систему правления, где во главе всей власти стоит группа политических лиц, управляющих страной в целом.

Ни одно государство не может существовать на мировой арене без промышленности.

Экономические ресурсы – это основы государственного строя, без ресурсов невозможна промышленность, а, следовательно, и вся экономическая система. Государство не может образоваться на пустом месте и реализовывать свою власть, поэтому в основу правления, в части экономики положена промышленность и ее разнообразные формы и виды.

Промышленные комплексы России или любого другого государства имеют разную направленность и специфику. Промышленность обычно выбирает актуальные направления и начинает осваивать новые отрасли хозяйствования.

Промышленность представляет собой различные отрасли хозяйствования, которые составляют основы экономической системы, выступают рычагами и инструментами социальной политики.

Так как развитие во всех областях хозяйствование не стоит на месте, а тенденции сами диктуют правила игры, большинство государств преследует определенные схожие цели в отраслях промышленности.

Однако, цели в разных областях промышленности различные, но есть общегосударственные цели по этим вопросам, которые отражают суть проблем и вариантов решения.

Также надо отметить, что промышленность, как совокупность разнообразных отраслей деятельности, имеет ряд проблем.

Проблематика в промышленности в целом является нормальным явлением, так как:

Поэтому промышленность просто не успевает за такими быстрыми темпами.

Источники проблем промышленности достаточно серьезные, все они возникают по различным причинам и направлениям, необходимо более плотно уделять внимание этим проблема с целью повышения эффективности работы промышленных центров.

Готовые работы на аналогичную тему

Промышленность в России 19 века

Именно 19 век можно назвать эпохой возрождения всей промышленности страны, преимущественно это связано с отменой крепостного права в стране, знаменательного события для всех слоев населения того времени.

Свобода крестьян создала новые условия хозяйствования, условия труда и начала новых коммерческих отношений.

Планировалось, что с освобождением крестьян промышленность страны начнет активно процветать и совершенствоваться. Однако, государство того времени не рассчитало, что крестьяне по первому времени не могли рассчитать свои силы и возможности, что привело к периоду застоя в промышленных отраслях.

Но уже к 1960 годам промышленная сфера встала на ноги, разрешились моменты с наемными работниками и все отрасли начали свою работу и развитие.

Также началом развития промышленной сферы послужило то, что многие богатые купцы и дворянина стали продавать свои частные владения либо государству, либо другим более способным предпринимателям или меценатам, что привело к возрождению и новому витку развития в промышленном секторе.

Надо заметить, что уровень промышленности значительно поднялся после отмены крепостного права, даже если сравнивать его с периодом правления царя.

Особенности промышленности 19 века

Особенно бурно в 19 веке в России развивалась:

Основная продукция ткацких мануфактур того времени состояла из хлопчатобумажного материала, который служил основой всей текстильной сферы.

Хлопчатобумажная ткань – это материал, изготовленный их хлопчатника, определенного вида растения.

В те времена, до 19 века Россия славилась другим материалом для тканей – лен. Изо льна делались различные материалы и ткани, шилась одежда и предметы домашнего интерьера. Надо заметить, что производством изо льна занимались в основном частные работники на дому, а не фабрики и заводы.

К концу 19 века производство тканевой продукции изо льна сократилось, а из хлопчатобумажных материалов удвоилось.

В пищевой промышленности 19 века также произошел прорыв, в России в значительной мере увеличилось производство сахара. Мало того, что сам сахар стал потребляться внутри страны в разы больше, он при этом стал экспортироваться и за рубеж.

Сахар в России производился и производится преимущественно из свеклы, растение, которое имеет хорошую урожайность и не прихотливость.

Проблемы промышленности 19 века

Самые серьезные проблемы промышленности 19 века в России наблюдались в:

Металлургической промышленности пришлось в конце 19 века в России сложнее всех. Так как большинство владельцев металлургических заводов было продано, а те что остались, имели слабую финансовую базу, было необходимо срочным образом восстанавливать техническое вооружение данной отрасли промышленности.

Так, в те времена России серьезно снизила темпы и уровень производства железа, чугуна и черной металлургии.

Ситуация смогла измениться только в конце 19 века, когда начали осваивать новые места металлургической промышленности – Донецкий бассейн.

В упадке находилось и машиностроение. Так, например, железнодорожные составы в основном закупались за рубежом, а отечественное производство претерпевало застой. Но к концу 19 века, благодаря поддержке государства, составы начали активно производить на российской территории, что стало поднимать промышленность в машиностроение.

Таким образом, промышленность 19 века стала началом и хорошим толчком для развития и совершенствования всех отраслей хозяйствования 20 века. На сегодняшний день промышленные центры существуют по всей стране, некоторые из них имеют высокое развитие именно благодаря основам, положенным в те времена.

Источник

Промышленная революция 19 века представляла собой качественные изменения во всех областях промышленного производства, связанные с применением новой, более совершенной техники. В свою очередь, технические достижения основывались на новейших научных открытиях в области физики, механики, химии, а также философии и других наук.

Исходным моментом научно-технического развития в 19 столетия стал промышленный переворот, начавшийся в Англии с 1760-х гг. с изобретения и распространения рабочих машин в текстильном производстве (изобретения Харгривса, Аркрайта и др.) и создания универсальной паровой машины Джемсом Уаттом в 1780-1784 гг.

К началу 19 века началось распространения паровых машин и на континенте Европы, от Франции и Бельгии до России, а также в США. Они использовались как в текстильной, так и в других отраслях промышленности, особенно важные технические сдвиги были заметны в металлургии и металлообработке. Доменный процесс (выплавка чугуна из руды) в Англии, а затем и на континенте все более переводился на минеральное топливо. Распространялось пудлингование (передел чугуна на железо в пламени отражательной печи), впервые введенное Г. Кортом в 1784 г.

В течение столетия происходят огромные сдвиги в развитии техники — строительство железных дорог и парового флота, прокладка тоннелей и каналов, возведение мостов, промышленных сооружений и зданий, совершенствование вооружений. Все это требовало создания новых, высокопроизводительных методов получения стали, увеличения выплавки цветных металлов, развития химического производства и т. п. Центральный паровой привод, на протяжении столетия остававшийся энергетической основой промышленности, стал вытесняться электроприводом, применение которого открывало широкие перспективы.

Для решения сложных технических задач уже недостаточно было практического опыта, необходимы были теоретическое осмысливание и точный инженерный расчет. Математика все шире проникала в прикладные науки; новые открытия в различных областях естествознания все более ощутимо влияли на развитие ведущих отраслей промышленности. Так, результаты изучения природы электричества явились теоретической основой электротехники, сделав возможным применение электроэнергии в системах связи, в приводных устройствах рабочих машин и во многих технологических процессах металлургии, машиностроения и др. отраслей (плавка и сварка металлов, изготовление металлопокрытий, промышленное получение водорода, хлора и т. д.). Достижения химии способствовали возникновению заводского производства искусственного волокна, синтетического жидкого топлива, пластмасс. Успехи механики определяли улучшение конструкций машинного оборудования и инженерных сооружений, совершенствование баллистики и авиации.

В тесной связи с развитием техники происходили и огромные качественные изменения в естествознании. В огромном комплексе исследовательских работ этого периода определилось три основных направления: исследование строения вещества, изучение проблемы энергии и создание новой физической картины мира. Результатами этих исследований стали крупнейшие открытия: обнаружение явлений радиоактивности, выявление структуры атома, превращаемости химических элементов и др.

Технический прогресс в текстильной промышленности

Первая треть 19 столетия ознаменовалась дальнейшим совершенствованием рабочих машин в хлопчатобумажном производстве. Эти машины были рассчитаны на применение парового двигателя (например, механический ткацкий станок Эдмонда Картрайта). В эти же годы паровой двигатель стал применяться и для хлопкопрядильных машин. Для изготовления механических ткацких станков потребовалось не дерево, из которого изготовлялась большая часть оборудования мануфактур, а железо. В 1825-1830 гг. английский механик Ричард Робертс изобрел автоматическую прядильную мюль-машину. Сложный процесс изготовления различных номеров пряжи вплоть до самых тонких осуществлялся этой машиной автоматически. Ручная набивка тканей все более заменялась машинным печатанием.

В 1823 г. англичанин Палмер, а в 1834 г. француз Перро предложили свои типы ситцепечатных машин. Распространение получила машина французского изобретателя, печатавшая одновременно в 3-4 краски; она выполняла работу 50 набойщиков, а обслуживалась двумя рабочими.

Важные усовершенствования были внесены и в оборудование шелкопрядильного и шелкоткацкого производства, в частности, станок француза Ж. М. Жаккара для узорного ткачества. Механизировались также вязальная, кружевная, швейная отрасли. Большое значение для механизации портняжного, сапожного и других видов производства имело изобретение швейной машины. В середине века в Англии и США было подано около 30 патентных заявок на различные конструкции швейных машин. Наибольшее распространение получила швейная машина американца И. М. Зингера.

Крупное фабрично-заводское производство в 19 века выступает как в виде кооперации многих однородных машин, так и в виде системы машин. В обоих случаях различие между фабрикой и мануфактурой проявлялось в том, что машины приводились в действие общим центральным двигателем — паровой машиной, посредством механической (ременной) трансмиссии. Система машин позволяла обрабатываемому предмету проходить ряд связанных производственных процессов, выполняемых разнородными и взаимно дополняющими друг друга машинами. В этом проявлялась тенденция к автоматизации и непрерывности процесса производства.

Источник

Промышленное развитие 19 века

Вы будете перенаправлены на Автор24

На рубеже XIX столетия в мировой промышленности наступил период новых индустриальных производств. Данные трансформации затронули практически все устаревшие сферы производства и привели к возникновению абсолютно новых отраслей, которые ранее не были известны человечеству. Именно тогда сформировалась авангардная тройка, которая и определила научно-технический процесс:

Глобальные изменения в промышленности

Глубочайшие изменения произошли в энергетической отрасли. В первую очередь, они были связаны с началом широкого применения электричества. В 1870 году промышленного производства электроэнергии в мире практически не было.

В конце XIX столетия мощности всех мировых электростанций составили около 3 миллиона кВт. Это составляет только половину мощности современной Саяно-Шушенской ГЭС. К концу XIX столетия уже были построены первые ГЭС в Германии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Территориальные диспропорции Германии подробнее и в Северной Америке.

Ощутимый переворот в технике, а позже и в промышленном производстве, вызвало изобретение дизельного двигателя и двигателя внутреннего сгорания. После этого было усовершенствование мотора и автомобиля. Это спровоцировало резкое увеличение спроса на новое жидкое топливо, которое, в свою очередь, привело к добыче нефти.

Мировые показатели добычи нефти:

Это направление промышленности дало стимулирующий толчок к формированию авиационной и автомобильной промышленности, нефтяного комплекса и прочих отраслей.

Готовые работы на аналогичную тему

Что нового появилось в 19 веке в промышленности

Рисунок 1. Новый этап промышленного развития. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Какие отрасли промышленности стремительно развивались в XIX столетии?

Стремительно развивалось и химическое производство. До середины XIX столетия химия считалась подсобным производством, а на рубеже двух столетий она стала наиболее крупной ветвью промышленности. Особенно стремительно развивалось производство минеральных удобрений и синтетических красителей с целью сохранения и развития текстильной промышленности. Наибольшее развитие производство красителей получило в Германии, которая в отличие от других европейских стран, не имела личного минерального сырья, поскольку колоний в этой стране было мало. Все большее и большее значение приобретала фармацевтическая промышленность.

К химическому производству можно отнести выпуск целлюлозы для стремительного развития бумажной промышленности, которая пыталась минимизировать мировой «бумажный голод». Развитие издательского дела, особенно газетной деятельности, нуждалось в большом количестве бумаги. В развитых странах развитие потребительского сектора стимулирование расширение производства различных упаковок, для чего нужны были большие объемы картона и другого упаковочного материала.

Стремительное развитие промышленности XIX столетия было бы невозможным без создания мощностей по выпуску средств производства, т. е. без металлообрабатывающих станков. В этот период станкостроение становится наиболее важным сектором в машиностроении, да и вообще во всей промышленности. Оно получило развитие лишь в передовых странах – США и Европа.

Морской транспорт приобрел решающее значение, который подвергся глубокой модернизации. 80% тоннажа мирового морского флота приходилось именно на парусные судна. В 1913 их доля уже уменьшилась практически в 10 раз. Морская география перевозок также претерпела значительных трансформаций по причине сооружения Суэцкого (1869 г.) и Панамского (1914 г.) каналов.

Сооружение Панамского канала привело к изменению политической карты Америки. Он был построен при участии США и уже был практически готов, когда правительство Колумбии стало выторговывать для себя максимально выгодные условия. Американцам это не понравилось, и они организовали переворот в колумбийской провинции.

К концу XIX столетия совершенно другими стали средства связи. Изобретение и активное применение телефона, радио и телеграфа буквально сблизили наиболее отдаленные уголки земного шара. Развитие научно-технического прогресса протекало под флагом милитаризации. Военные действие значительно ускорили развитие двух промышленных производств, которые направлены на военную сферу.

Машиностроение в массовых количествах стало производить военную технику, которой раньше вообще не существовало.

Для воздушной транспортировки все больше появлялось военных самолетов. С началом первой мировой войны их было около 2 тысяч, а к концу – более 60 тысяч. Именно так и возникла авиационная промышленность.

Параллельно с усовершенствованием надводных кораблей, для морского передвижения активно шла работа по разработке и созданию подводных лодок, лидерами в производстве которых были Россия и Германия.

На военные нужды, активно работала и химия, которая в огромных количествах поставляла отравляющие и взрывчатые вещества. В период между мировыми войнами шло активное развитие промышленного производства, расширялся ассортимент реализуемой продукции, трансформировалась и усовершенствовалась структура производства.

Стремительно менялась и география горнодобывающей мировой промышленности. Роль Европы в этой отрасли стремительно сократилась, по сравнению с началом XIX столетия. Усилилось значение других мировых регионов, особенно по разработке некоторых видов сырья. К примеру, Южная Америка стала крупным производителем бокситов, меди и нефти, а Африка – меди и марганца.

Роль Европы с учетом Советского союза существенно усиливается. Например, в 1937 году СССР обеспечивает около 1/10 мировой добычи угля и нефти, которые ранее были сосредоточены в европейской части. К середине XX столетия практически полностью сформировалась современная макроструктура промышленности. В ней на 9/10 преобладали обрабатывающие производства, а машиностроение стало основной ведущей отраслью. Подавляющая часть индустрии в начале столетия принадлежала Европе и Северной Америке.

Межвоенный период характеризуется неравномерностью индустриального и экономического развития отдельных мировых государств. В результате действий первой мировой войны произошло стремительное усиление позиций США и значительное сокращение потенциала Советской России и Германии. Отрицательную роль в этом сыграли интервенция и гражданская война. В таблице можно увидеть изменение соотношения индустриальных сил крупных стран.

Рисунок 2. Доля крупнейших стран в мировом производстве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Период развития устаревших промышленных производств закончился. Для него было характерно экстенсивное развитие индустрии, которая сопровождалась ее количественным ростом, что в дальнейшем получило название «примитивный индустриализм».

Стремительно возросла занятость населения в промышленности. Все активнее потреблялось различное сырье и материалы, которые вызывали ухудшение экологического состояния окружающей среды в большинстве индустриальных регионах мира. Промышленность уверенно стала проникать в мировую периферию, и стала распространяться за пределы Северной Америки и Европы.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 04 03 2021

Источник

Что нового появилось в 19 веке в промышленности

Содержание:

Ни одна страна не может стать членом мировой арены без развитой промышленности.

Основой любой государственной системы являются ее ресурсы, без которых невозможно представить себе отрасль, поэтому существование самой экономической системы невозможно.

Промышленные комплексы стран имеют различные характеристики в силу своего географического положения, менталитета, сырьевой и ресурсной базы.

После развития отрасли наблюдается постепенное развитие смежных отраслей.

Поскольку 19 век был периодом ренессанса, для него были характерны следующие виды промышленности.

И если продукция первых двух отраслей использовалась в первую очередь для внутренних потребностей государства, то продукция машиностроения и металлургии была в основном на экспорт.

Факторы промышленности

Основными проблемами промышленности в эпоху Ренессанса были:

Без промышленности ни одно государство не может существовать на мировой арене.

Промышленные комплексы России или любого другого государства имеют различную ориентацию и специфику. Отрасль, как правило, выбирает текущие направления и начинает развивать новые отрасли хозяйствования.

Поскольку развитие всех секторов экономики не стоит на месте и тенденции диктуют правила игры, большинство стран преследуют определенные схожие цели в своих отраслях.

Однако цели в разных отраслях промышленности различны, но по этим вопросам существуют общие государственные цели, которые отражают суть проблем и возможные решения.

Следует также отметить, что промышленность как совокупность различных отраслей имеет ряд проблем.

Проблемы в промышленности в целом нормальные, потому что.

Поэтому промышленность просто не может поспевать за такими быстрыми темпами.

Источники проблем промышленности достаточно серьезные, все они возникают по разным причинам и направлениям, необходимо уделять больше внимания этим проблемам для повышения эффективности работы промышленных центров.

Промышленность в России в 19 веке

Именно 19 век можно назвать эпохой возрождения всей промышленности в стране, прежде всего это связано с отменой крепостного права в стране, значимым событием для всех слоев населения в этот период.

Свобода крестьян создала новые условия хозяйствования, условия труда и начала новых торговых отношений.

Планировалось, что с эмансипацией крестьян, промышленность страны начнет активно развиваться и совершенствоваться. Однако государство в то время не рассчитывало на силы и возможности крестьян, что привело к стагнации в промышленности.

Но к 1960 году промышленность встала на ноги, проблемы с наемным трудом были решены, и все отрасли начали работать и развиваться.

Началом промышленного развития стал также тот факт, что многие богатые купцы и дворяне начали продавать свои частные владения либо государству, либо другим более способным предпринимателям или меценатам, что привело к подъему и новому витку развития в промышленном секторе.

Следует отметить, что после отмены крепостного права уровень промышленности значительно вырос даже по сравнению с периодом царского правления.

Проблемы промышленности в 19 веке

Самыми серьезными проблемами промышленности в России в 19 веке были:

Металлургическая промышленность переживала тяжелейшие времена в России конца 19 века. Поскольку большинство владельцев металлургических комбинатов были проданы, а остальные имели слабую финансовую базу, было необходимо срочно восстанавливать техническое перевооружение этой отрасли.

Таким образом, в это время Россия серьезно снизила темпы и уровень производства железа, чугуна и черной металлургии.

В упадке находилась машиностроительная промышленность. Например, железнодорожный подвижной состав закупался в основном за рубежом, в то время как внутреннее производство останавливалось. Но в конце 19 века, благодаря государственной поддержке, на территории России стали активно выпускаться поезда, которые стали наращивать промышленность в машиностроении.

Таким образом, промышленность 19 века стала началом и хорошим стимулом для развития и совершенствования всех отраслей промышленности 20 века. Сегодня по всей стране есть промышленные центры, и некоторые из них высокоразвиты именно благодаря заложенным в то время фундаментам.

Особенности промышленности в 19 веке

Особенно энергично развивалась Россия в 19 веке:

Основная продукция ткацких фабрик того времени состояла из хлопчатобумажной ткани, которая служила основой всей текстильной промышленности.

В 19 веке произошел прорыв и в пищевой промышленности, поскольку производство сахара в России значительно возросло. Сахар не только потреблялся во много раз больше внутри страны, но и экспортировался за рубеж.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Металлообрабатывающие станки

Различного рода машины и механизмы изготовлялись преимущественно из металла. Это требовало соответствующего развития машиностроения как особой отрасли производства. В 19 веке появились новые типы металлообрабатывающих станков.

В 1817 г. Р. Робертс создал один из первых строгальных станков для обработки деталей с плоскими поверхностями.

В 1818 г. Э. Уитни построил фрезерный станок с многорезцовым режущим инструментом (фрезой).

В 1835 г. английский инженер Джозеф Витворт запатентовал автоматический токарный винторезный станок.

Швейцарец Иоганн Георг Бодмер получил в 1839 г. патенты на карусельный станок (станок с вертикальной осью для обработки крупных машинных деталей).

В те же годы английский инженер Джемс Нэсмит построил долбежный станок (с вертикальным движением резца). Ему же принадлежит конструкция парового молота. Важным техническим фактором, способствовавшим широкому производству машин служила тенденция к стандартизации и взаимозаменяемости деталей машин.

Паровая машина

Поршневая паровая машина двойного действия с расширением пара являлась основным типом двигателя в 19 в. Элементы паросиловой установки — котел, собственно паровой двигатель, передаточный механизм — подвергались непрерывным усовершенствованиям. Паровые машины с повышенным давлением строились в Америке, Англии, Германии.

Так, Дж. Перкинс в США в 1822 г. и Э. Альбан в Германии в 1828 г. создали паросиловые установки высокого давления — до 45-50 атмосфер. В России над созданием котлов высокого давления тогда же работал С. В. Литвинов. Во 2-й пол. 19 в., после исследований, проведенных в 1850-х гг. во Франции Г. А. Гирном, началось применение перегретого пара в целях дальнейшего повышения кпд паровых двигателей. Отдельные паросиловые двигатели уже имели мощность более 1000 лошадиных сил. При фабриках и шахтах устраивался особый корпус, где размещались котельная и машинное отделение. Наряду со стационарными паросиловыми установками в практику входят локомобили — передвижные несамоходные паросиловые установки, используемые в сельском хозяйстве и в строительстве.

Двигатели 19 века

Транспорт также требовал более мощных двигателей: мирная торговля и связи между отдельными районами росли так бурно, что возникла потребность в более усовершенствованных транспортных средствах. В связи с этим научно-техническая мысль направлялась на поиски нового, более легкого источника энергии. Таким источником явился двигатель внутреннего сгорания — сначала газовый, разработанный в 1860-1867 гг. Ж. Ж. Э. Ленуаром во Франции и Н. А. Отто и Э. Лангеном в Германии, а позднее — работающий на жидком топливе.

Одним из наиболее распространенных и самых эффективных двигателей внутреннего сгорания стал двигатель, предложенный немецким изобретателем Рудольфом Дизелем в 1897 г. В нем впервые сочетались ранее известные и уже осуществленные в других двигателях принципы предварительного сжатия воздуха, непосредственного впрыска топлива, самовоспламенения топлива и др. Двигатель отличался высоким КПД. После внесения в него ряда конструктивных усовершенствований, двигатель стал надежно работать на нефти, благодаря чему получил широкое распространение в промышленности и на транспорте.

Одновременно развивались и электродвигатели, превращавшие электрическую энергию в механическую. В 1834 г. практически применимый электромагнитный двигатель построил Б. С. Якоби, выдающийся русский ученый и конструктор. В 1838 г. двигатель этот был использован для приведения в движение гребных колес небольшого судна на р. Неве.

Во 2-й пол. 19 в. электроэнергия становится новой энергетической основой промышленности и транспорта. Поэтому важной проблемой было получение достаточного количества электроэнергии. В 1870-1873 гг. появились первые динамо-машины, которые стали использоваться не только как генераторы электроэнергии, но и как электродвигатели. В нач. 1890-х гг. была решена важнейшая проблема — осуществление передачи электроэнергии по проводам на значительные расстояния. Это позволило сосредоточить производство электроэнергии на особых предприятиях — электростанциях. Промышленные предприятия избавлялись таким образом от необходимости сооружения собственных энергетических станций.

Для увеличения выработки электроэнергии требовалось увеличение мощности первичных двигателей, приводивших в действие генераторы электрического тока. Нужно было также преодолеть громоздкость двигателей, сделать их более компактными и экономичными. (Например, электростанция в Нью-Йорке мощностью 30 тыс. кВт в 1898 г. занимала здание в несколько этажей, где размещались 12 паровых машин и 87 котлов.) В 1899 г. на тепловой электростанции в Германии была успешно испытана многоступенчатая паровая турбина английского инженера Ч. Парсонса, после чего началось широкое применение тепловых турбин. К этому же времени относится разработка новых конструкций гидравлических турбин. Такие турбины были установлены на Ниагарской гидроэлектростанции в 1896 г.

Металлургия

Быстрый рост машиностроения и металлообработки в 19 века требовал резкого увеличения добычи руды и каменного угля, выплавки чугуна, выделки железа и стали. Важную роль в развитии металлургии сыграло железнодорожное строительство. Огромный спрос на рельсы, скрепления, части мостов и т. п. обусловил внедрение новых технологических процессов в металлургии. Совершенствовались конструкции доменных печей, стали использоваться методы горячего дутья, использование раскаленных газов для подогрева воздуха, подаваемого в домны.

П. П. Аносов, русский металлург, впервые применил микроскопический анализ булатов (разновидность высококачественных сталей) и предложил новые технологические процессы их производства. Последователь Аносова, П. М. Обухов, разработал способ изготовления легированных сталей, т. е. сталей с одной или несколькими присадками (хром, марганец, титан и др.), заметно улучшающими их свойства.

Новый, более быстрый и эффективный способ передела чугуна на железо и сталь ввел в сер. 1850-х гг. 19 в. английский изобретатель Генри Бессемер. В 1860-х гг. французские инженеры Эмиль Мартен и его сын Пьер получили литую сталь в отражательной печи с воздухонагревательной установкой, изобретенной немецкими инженерами братьями Вильгельмом и Фридрихом Сименсами. В этой печи, получившей название мартеновской, и введенной в эксплуатацию с 1864 г., сталь получалась сплавлением чугуна со старым железным ломом. С 1865 по 1870 гг. мировое производство стали в результате распространения мартеновского и бессемеровского способов возросло на 70% и продолжало увеличиваться.

В 1878 г. английский изобретатель С. Дж. Томас ввел новый «томасовский» метод передела фосфористых сортов чугуна в сталь, позволявший освобождать выплавляемый металл от серы и фосфора. В 1898-1900 гг.

Э. Стассано в Италии и Л. Эру во Франции выполнили две практически пригодные конструкции дуговых плавильных электропечей.

Технические новшества коснулись также цветной металлургии, в частности, новый способ получения алюминия немецкого химика Ф. Велера и технологические усовершенствования, предложенные французским геологом А. Э. Сен-Клер Девилем и русским химиком Н. Н. Бекетовым (1880-е гг.), позволили впоследствии превратить алюминий из металла, приравненного по цене к драгоценным, в один из наиболее дешевых и распространенных металлов. Значительно усовершенствовались также методы электролитического производства меди, примененного впервые в 1878 г. Первый электролитический завод по производству меди в России был построен в 1890 г.

Химическая промышленность

В новых отраслях производства, достигших значительных успехов в годы промышленного переворота, видное место заняла химическая промышленность, производящая вещества, необходимые для производства стекла, взрывчатых веществ, красок, отбеливателей, искусственных удобрений, фармацевтических препаратов и т. п. Практическое значение начала приобретать химия синтетических веществ — пластмасс, изоляционных материалов, искусственного волокнаи т. д.

В 1869 г. американский химик Дж. Хайетт получил целлулоид. С 1890-х гг. на основе разработанного французским инженером Г. Шардоне метода изготовления искусственного волокна из нитроцеллюлозы началось производство т. н. нитрошелка.

В 1899-1900 гг. работы русского ученого И. Л. Кондакова открыли возможность получения синтетического каучука из углеводов (практически это было осуществлено позднее в Германии). Тогда же были предложены способы изготовления аммиака — исходного вещества для производства азотной кислоты, необходимой в производстве красителей, удобрений и взрывчатых веществ. В конце века во многих странах в связи с распространением двигателей внутреннего сгорания и возрастанием потребности в легком жидком топливе начались поиски способов переработки нефти, обеспечивающих повышенный выход бензина. Д. И. Менделеевым был предложен метод разложения нефти при высоких давлениях и температурах, т. н. крекинг-процесс, развитый затем многими учеными, в частности В. Г. Шуховым.

Полиграфическая и бумажная промышленность

С первых десятилетий 19 в. появилось много типов наборных машин, преимущественно в Англии. Были усовершенствованы типографские станки, превращавшиеся в скоропечатные машины. В 1860-х гг. в США и Европе появились ротационные машины, печатавшие одновременно на обеих сторонах бумажной ленты, разматываемой с рулона и прижимаемой к двум барабанам с надетыми на них печатными формами. В результате резко возросла производительность типографий. Развитие полиграфии стимулировало и бурный рост бумажной промышленности. Стала все шире применяться выделка бумаги из древесной массы, впервые предложенная Ф. Келлером в Германии в 1844 г. Наряду с литографией получают все большее применение химические и фотомеханические способы изготовления клише, основанные на гальванопластике и фотографии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *