Что нового мы узнаем о взаимоотношениях дикого и кабанихи 3 действие
Сочинение. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Общие черты
Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой – представители старого уклада жизни.
Характеристика Дикого и Кабанихи часто сливаются воедино, так как главное в их жизни – это власть. Оба персонажа являются настоящими деспотами.
Дикой постоянно гневается на свою семью. В ходе повествования читатель узнает о том, что племянник Дикого Борис обязан прислуживать ему, чтобы получить бабушкино наследство.
Кабаниха держит в постоянном страхе собственных детей: Тихона и Варвару. Жену Тихона Катерину Кабанова сразу же невзлюбила, поэтому она относится к ней с презрением и жестокостью. Кабаниха, как и Дикой, не дает свои родственникам шанса на свободную и счастливую жизнь.
Кабаниха и Дикой привыкли к тому, что они постоянно находятся в центре внимания. Герои чувствуют свою власть не только в собственных семьях, но и во всем городе. Кабаниха и Дикой делают абсолютно все, что им вздумается. Деспотизм персонажей остается безнаказанным, никто не решается пойти против Дикого и Кабановой. Дикой считает всех людей червяками, которых он может с легкостью раздавить.
Еще одна черта, которая свойственна и Дикому, и Кабанихе, – страсть к деньгам. Дикой не любит прощаться с ними, поэтому он не выплачивает честно заработанные крестьянами деньги. Это же касается и любых материальных благ: чтобы получить наследство, которое даже не принадлежит Дикому, Борису приходится идти у Дикого на поводу.
Купчиха Кабанова как идеолог «темного царства»
Следует признать, что образ Кабанихи в пьесе «Гроза» в градации отрицательных образов занимает более значительную позицию, чем персонаж купца Дикого. В отличие от своего кума, угнетающего окружающих самыми примитивными способами (с помощью ругани, доходящей практически до побоев, унижения), Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, что такое «старина» и как ее следует защищать. Ее влияние на окружающих более тонко. Ведь по ходу прочтения драмы читатель видит не только сцены, где она безапелляционно поучает домашних, но и моменты, где она прикидывается «старой да глупой». Более того, купчиха Кабанова выступает в манипуляции своими ближними апологетом двойной морали, ханжества. И в этом смысле образ Кабанихи в пьесе «Гроза» является действительно классическим в русской литературе.
Различия
Несмотря на похожий образ жизни и их самодурство, Кабаниха и Дикой все же имеют различия.
Если Дикой не беспокоится о том, что о нем скажут другие люди, то Кабанова заботится о своем положении в обществе. Дикой не боится даже городничего. Он открыт перед всем обществом, ничего от него не скрывая. Кабаниха же старается показать себя с лучшей стороны, чтобы все вокруг думали о ней только хорошо. Для этого Кабаниха ходит в церковь и помогает нуждающимся. Героиня скрывает все то, что происходит в стенах ее дома.
Также Кабаниха, совершенно ничего из себя не представляя, любит поучать окружающих, давать им советы, которые связаны с традициями старины. Именно они являются первостепенными в жизни Кабановой.
Отличительной особенностью является то, что Дикой признается в том, он во многих ситуациях ведет себя неправильно. Он утверждает, что иной раз извиняется перед своими близкими за совершенные проступки. Дикой рассказывает, что может извиниться и перед обычным мужиком, которого он когда-то обидел. Кабаниха же считает себя правой в любых обстоятельствах. Она не способна просить у кого-то прощение.
Психологический прессинг Кабанихи на Катерину
Трагический образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» неизменно вызывает сочувствие и симпатию читателя. Девушка попадает в семью Кабановых, выйдя замуж за Тихона, сына купчихи. До появления в доме Катерины ее будущая свекровь полностью навязала свою волю всем домашним: сыну и дочери Варваре. Причем, если Тихон морально сломлен окончательно и способен лишь следовать указаниям «маменьки», то Варвара лишь делает вид, что согласна, однако поступает всегда по-своему. Впрочем, под влиянием матери ее личность также деформировалась — девушка стала неискренней, двоедушной.
Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» антагонистичен к образу Катерины на протяжении всей пьесы. Не зря звучит упрек невестки, что свекровь ее «поедом ест». Кабаниха постоянно оскорбляет ее надуманными подозрениями. Выматывает душу бессмысленными принуждениями «поклониться мужу», «на носу зарубить». Причем купчиха апеллирует к принципам вполне благовидным: поддержанию порядка в семье; гармоничных (как принято в русской традиции) отношениях между родственниками; основах христианской веры. На деле же влияние Марфы Игнатьевны на Катерину сводится к принуждению — слепо следовать своим велениям. Кабаниха желает превратить ее в еще одну подданную своего домашнего «темного царства».
Сравнительная таблица
Чтобы понять общие и различные черты, поможет следующая таблица:
Кабаниха | Дикой | |
Общее | Представители старого уклада жизни | |
Настоящие деспоты, разрушающие жизни членов своей семьи | ||
Любят деньги и другие материальные ценности | ||
Различия | Ханжа и лицемерный человек, для которого важно мнение общества | Человек, который никого не боится |
Окружающие люди уважают Кабаниху, считают ее милосердной женщиной | Окружающие боятся Дикого и не пытаются идти против него | |
Скрывает домашнюю обстановку | Не скрывает домашнюю обстановку | |
Все свои поступки оправдывает соблюдением традиций | Эгоист, думающий только о себе и уверенный в своей вседозволенности | |
Уверена в своей правоте в любых ситуациях, не способна на извинения | Признает свои негативные черты, может просить прощение за свое поведение |
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи», рассмотрит общие и различные черты характеров персонажей.
Кабаниха способствовала суициду Катерины
Именно образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза», постоянно третируемой свекровью, лишенной всяческих прав и заступничества, придает трагизм пьесе Островского. Ни у кого из читателей не вызывает сомнения то, что ее самоубийство — результат неблагоприятного воздействия свекрови, постоянного унижения достоинства, угроз, жестокого обращения.
Ситуацию обостряет тот факт, что Катерина предварительно уже заявляла, что сведет счеты со своей несчастной жизнью. Марфа Игнатьевна, которая прекрасно была осведомлена о всем, что творится в доме, не могла этого не знать. Был ли прямой умысел со стороны свекрови таки довести невестку до самоубийства? Вряд ли. Скорее, Кабаниха мыслила ее «сломить», совершенно, как она уже это сделала со своим сыном. В результате рушится семья купчихи: дочь Варвара обвиняет ее в прямом способствовании трагедии и уходит из дома. Тихон впадает в запой…
Однако жестокосердная Марфа Игнатьевн не кается и после этого. Для нее «темное царство», манипулирование людьми важнее семьи, важнее морали. Такой вывод можно сделать из эпизода проявившегося ханжества Кабанихи даже в этой трагической обстановке. Купчиха привселюдно кланяется и благодарит людей, доставших тело покойной Катерины из Волги. Однако затем заявляет, что та не может быть прощена. Что может быть более антихристианским, чем не простить покойника? Это, пожалуй, может содеять только настоящий вероотступник.
Дикой и Кабаниха в рассказе Гроза Островского
В пьесе «Гроза» Александра Николаевича Островского показаны главные герои и столкновение между ними, связанное с их различными взглядами на мир, несхожими идеями и ценностями. Произведение доказывает, что с ходом времени постоянно меняются жизненные устои. Представители «тёмного царства», купец Дикой и Кабаниха, живут по домостроевскому порядку, который диктует патриархальные нормы, старые традиции новому поколению, что ведёт к зарождению межличностного конфликта в произведении.
Кабаниха, купеческая вдова Марфа Кабанова, предстаёт перед читателем тираном и ханжой. Являясь консерватором в силу своей неграмотности, не знает и даже не думает, что можно жить как-то по-другому, активно проповедует свои идеалы, так как считает, что старший в семье — главный (исходя из норм патриархата). Кабанова понимает, что рушится патриархальный уклад, поэтом насаждает ещё жёстче, это служит в дальнейшем причиной развала семьи.
Кабаниха старается удержать старое, из-за чего абсолютно не видит настоящих чувств и не испытывает их, подавляет в других. Стыдится того, что Катерина, проявляет чувства к её сыну открыто, так как считает неприемлемым «виснуть» на шее мужа, заставляет кланяться ему в ноги. Говорит в повелительном тоне с грубыми выражениями, считая, что вправе указывать ведь она старшая, главная в доме. Максималистка, никогда не идёт на уступки, не терпит воли, веруя обычаям старины.
Купец Дикой также является представителем «тёмного царства», сторонником Кабанихи. Но его образ имеет несколько отличий от образа Кабанихи. Самодурство Дикого заключено в поклонении деньгам. Скупой эгоист, ищущий во всём выгоду, когда претерпевает убытки, то выходит из себя, раздражается, воспринимает это как наказание.
Необразованность Дикого А. Н. Островский показывает в сцене диалога с Кулигиным, самоучкой-механиком, который предлагает установить громоотвод, но Дикой, считающий, что гроза посылается в наказание, начинает кричать на Кулигина. Брань этого героя является его своеобразной защитой. Дикой привык всех запугивать, подавлять других, чувство власти над другими приносит ему уверенность, наслаждение.
Следует обратить внимание на то, что А. Н. Островский наделил героев «говорящими» фамилиями, которые позволяют выявить суть их грубых, вздорных характеров.
Таким образом, проблема существования представителей «тёмного царства», которые стараются удержать окаменевшие формы жизни, находит место в русской классической литературе, затрагивает в произведении не только быт, а охватывает другие сферы жизни, перерастает в более масштабный конфликт.
В чём сходство и в чём различие образов Дикого и Кабанихи? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
В значении имён | Савёл Прокофьевич Дикой: имя «Савёл» ассоциируется с апостолом Павлом, который до обращения в христианство носил имя Савл и был яростным гонителем христиан. Отчество «Прокофьевич» переводится как «преуспевающий», указывая на те «земные» блага, которые накопил купец, обирая по копейке мужиков. Фамилия «Дикой» характеризует её обладателя как вспыльчивого и неуравновешенного человека, быстро приходящего в гнев. | Марфа Игнатьевна Кабанова, в просторечии Кабаниха. Имя «Марфа» обозначает «владычица», подчёркивая властность натуры этой хранительницы домостроевских устоев. Фамилия «Кабанова» передаёт грубость и жестокость нрава Марфы Игнатьевны. | |
Фамилии героев указывают на присутствие в них «звериного» начала и дефицит человечности: доброты, жалости, милосердия, сострадания. А. Н. Островский наделил своих героев яркими «говорящими» именами, которые точно и весьма многозначительно раскрывают нравственную сущность этих самодуров. | |||
В социальном положении | Богатый купец | Купеческая вдова | |
В появлении на сцене – («визитная карточка») | О нём сообщают Кулигин и Кудряш, что он «размахивает руками» и «племянника ругает». «Нашёл где место!». Появление Дикого, резко размахивающего руками, распалившегося в гневе, на фоне привольной Волги, чудесного сельского вида, открывающегося с высокого берега реки, кажется безобразным | Появляется на сцене в окружении своего семейства: сына Тихона, снохи Катерины и дочери Варвары. Общение Марфы Игнатьевны с близкими людьми оставляет тягостное впечатление. она предчувствует, что «дети» хотят жить своей волей, боится, что они уйдут из-под её власти. «Не очень-то нынче старших уважают», — ворчит Кабаниха и упрекает Тихона в том, что ему жена милее матери. | |
Красота природы и безобразие во взаимоотношениях людей – вот контраст, с которого начинается пьеса. | |||
В социально-психологических типах | Самодурство Дикого основано на власти денег и беззакония. Его поступками управляет своеволие. «Захочу – помилую, захочу – раздавлю», — говорит он Кулигину, когда тот просит всего десять рублей для общественной пользы, чтобы установить солнечные часы на бульваре. | Кабаниха воплощает в себе патриархальный тип купечества, но она требует лишь формального исполнения традиционного уклада. Например, жена обязательно должна бояться мужа. Она делает «всё под видом благочестия». Соблюдая «букву» домостроевского закона, выбирая из него самые суровые правила, она забывает об основном христианском законе – милосердии и прощении. В этом проявляется её ханжеская сущность. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — говорит о Кабанихе Кулигин. | |
Дикой и Кабаниха представляют собой два разных социально-психологических типа. | |||
В нравственном облике | В Диком ещё брезжит тусклый свет нравственной истины, иногда проявляются проблески сознания греха, и он способен попросить прощения. Дикой способен только кричать и буйствовать | Кабанова всегда уверена в своей правоте, всегда тверда и непреклонна, свою ворчливость и строгость объясняет любовью к детям. Чувства раскаяния и жалости незнакомы этой хранительнице патриархальных устоев. В Кабанихе полностью отсутствует сознание своей греховности. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной. | |
На чём основывается власть этих хозяев города? | Полная беззащитность и безответность жертв, их покорность и смирение, неспособность отстоять своё человеческое достоинство позволяют Дикому и Кабанихе безнаказанно творить бесчинства, потому что они не встречают отпора. (Однажды на перевозе гусар обругал Дикого. Из-за невозможности ответить обидчику Савёл Прокофьевич выместил своё зло на домашних). | ||
В отношении к религии | Они очень набожны и религиозны. | ||
Отношение к семье и оружающим | Не скрывает от окружающих отношений в семье. | Всё скрывает. | |
В способности к нравственным изменениям | С Диким нравственного преображения не произошло, он так и остался притеснителем бедняков. | Кабаниха чувствует, что старый уклад жизни нарушается, она одна из последних его хранителей: «Так-то вот старина и выводится…Что будет, как старшие перемрут,…уж и не знаю». Это осознание придает трагизм ее фигуре. К. – не самодурка, она осуждает своего кума Дикого за самодурство и относится к нему как к слабому человеку. Она олицетворение патриархального уклада жизни, хранитель традиций предков. | |
Таким образом, самодурство Дикого и Кабанихи основывается на бесправии жертв. Люди не понимают, «какая красота в природе разлита». Если бы калиновцы увидели эту красоту, почувствовали бы восторг, который пятьдесят лет испытывает «антик» Кулигин, глядя за Волгу, научились бы у природы покою, тишине и гармонии. Но в патриархальном мире городка нет «благолепия»: самодуры тиранят своих жертв, а те безропотно терпят. Дикой и Кабаниха — два разных социально-психологических тип, при этом оба персонажа – самодуры, преследующие молодых, мешающие им достичь своего счастья. |
Н.А.Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве». Статья – 1860 г.
«Гроза», как вы знаете, представляет нам идиллию «темного царства»… Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее … …внутреннее значение самодуров гораздо ближе к своему концу, нежели влияние людей, умеющих поддерживать себя и свой принцип внешними уступками. Оттого-то так и печальна Кабанова, оттого-то так и бешен Дикой: они до последнего момента не хотели укоротить своих широких замашек и теперь находятся в положении богатого купца накануне банкротства… Кабановы и Дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжалась вера в их силу. Поправить свои дела они уж и не рассчитывают; но они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними, и вот почему они так упорны, так высокомерны, так грозны даже в последние минуты, котор положение Диких, Кабановых и всех подобных им самодуров далеко уже не так спокойно и твердо, как было некогда, в блаженные времена патриархальных нравов».
Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофъич, поискать еще! А. Н. Островский Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам. Никакого свободомыслия — безоговорочное и полнейшее подчинение старшим. Носителями этой «идеологии» являются Дикой и Кабаниха. Внутренне они очень похожи, но некоторое внешнее различие присутствует в их характерах. Кабаниха ханжа и лицемерка. Под маской благочестия она, «как ржа железо», поедом ест своих домочадцев, совершенно подавляя в них волю. Кабаниха вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Ей неприятна сама мысль, что Тихон может самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на мать. «Поверила бы я тебе, мой друг,- говорит она Тихону,- кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят». Кабаниха не только сама унижает детей, она обучает этому и Тихона, заставляя мучить жену. У этой старухи все на подозрении. Не будь она так свирепа, не кинулась бы Катерина сначала в объятия Бориса, а потом — в Волгу. Дикой же просто как «цепной» набрасывается на всех. Кудряш, правда, уверен, что «…мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». Это совершенно верно. Дикой не встречает должного сопротивления, поэтому и подавляет всех. За ним капитал — это основа его бесчинств, поэтому он так и держит себя. Для Дикого есть один закон — деньги. Ими он определяет «ценность» человека. Ругань для него обычное состояние. Про него говорят: «Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет». Кабаниха и Дикой — «столпы общества», духовные наставники в городе Кали-нове. Они установили невыносимые порядки, от которых одна кидается в Волгу, другие бегут куда глаза глядят, а третьи спиваются. Кабаниха вполне уверена в своей правоте, она одна знает истину в последней инстанции. Оттого и держит себя так бесцеремонно. Она враг всему новому, молодому, свежему. «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». У Дикого же патологическая любовь к деньгам. В них он видит основу своей безграничной власти над людьми. Причем для него все средства хороши в добывании денег: он обсчитывает горожан, «ни одного путем не разочтет», у него из недоплаченных копеек «тысячи составляются», совершенно спокойно присваивает себе наследство племянников. Дикой не щепетилен в выборе средств. Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их домашние, но и весь город. «Толстая мощна» открывает перед ними неограниченную возможность произвола и самодурства. «Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни»,- пишет Добролюбов о быте города Калинова, а следовательно, и любого другого города царской России. В пьесе «Гроза» Островский дает правдивую картину затхлой атмосферы губернского города. Ужасающее впечатление складывается у читателя и зрителя, но почему же драма актуальна и спустя 140 лет после создания? Мало что изменилось в психологии людей. Кто богат, у власти, тот и прав, к сожалению, и поныне.
Пьеса «Гроза» занимает особое место в творчестве Островского. В этой пьесе драматург наиболее ярко обрисовал «мир темного царства», мир купцов-самодуров, мир невежества, произвола и деспотизма, домашней тирании.
Действие в пьесе разворачивается в маленьком городке на Волге — Калинове. Жизнь здесь, на первый взгляд, представляет собой некую патриархальную идиллию. Город весь утопает в зелени, за Волгой открывается «вид необыкновенный», на высоких берегах ее разбит общественный сад, где часто прогуливаются жители городка. Жизнь в Калинове течет тихо и неспешно, в ней нет никаких потрясений, никаких исключительных событий. Новости из большого мира приносит в городок странница Феклуша, рассказывающая калиновцам небылицы о людях с песьими головами.
Однако в действительности не все так уж благополучно в этом маленьком, заброшенном мирке. Идиллию эту разрушает уже Кулигин в разговоре с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите… А у кого деньги, …тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Однако согласия нет и между богатыми: они «враждуют друг на друга», «злостные кляузы строчат», «судятся», «торговлю подрывают». Живут же все за дубовыми воротами, за крепкими запорами. «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» — восклицает Кулигин.
Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе является купец Савел Прокофьевич Дикой. Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расчеты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходится». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.
Савел Прокофьевич скуповат. «…Только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутреннюю разжигать станет», — говорит он Кабановой. Борис приехал к дядюшке в надежде получить наследство, но попал фактически в кабалу к нему. Савел Прокофьевич не платит ему жалованья, постоянно оскорбляет и бранит племянника, упрекая его в лености и тунеядстве.
Неоднократно ссорится Дикой и с Кулигиным, местным механиком-самоучкой. Кулигин пытается отыскать разумную причину грубости Савела Прокофьевича: «За что, сударь Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?» На что Дикой отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все… говорю, что разбойник, и конец. Что ж ты, судиться, что ли, со мною будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
«Какое теоретическое рассуждение может устоять там, где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее…», — писал Добролюбов о самодурстве Дикого.
Как и большинство калиновцев, Савел Прокофьевич беспросветно невежествен. Когда Кулигин просит у него денег на установку громоотвода, Дикой заявляет: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами… обороняться».
Дикой представляет собой «природный тип» самодура в пьесе. Его грубость, хамство, издевательства над людьми основаны, прежде всего, на вздорном, необузданном характере, глупости и отсутствии противодействия со стороны других людей. И только потом уже на богатстве.
Характерно, что практически никто не оказывает Дикому активного сопротивления. Хотя утихомирить его не так уж и сложно: на перевозе его «обругал» незнакомый гусар, не робеет перед ним и Кабаниха. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — прямолинейно заявляет ему Марфа Игнатьевна. Характерно, что здесь она пытается и Дикого подогнать под свое видение миропорядка. Кабаниха объясняет постоянный гнев, вспыльчивость Дикого его жадностью, однако сам Савел Прокофьевич и не думает отрицать ее умозаключений. «Кому своего добра не жалко!» — восклицает он.
Гораздо более сложным в пьесе является образ Кабанихи. Это выразительница «идеологии темного царства», которая «создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев».
Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, культивирующая порядки и традиции старины. Она ворчлива, постоянно недовольна окружающими. Достается от нее, прежде всего, домашним: она «поедом ест» сына Тихона, читает бесконечные нравоучения невестке, пытается контролировать поведение дочери.
Кабаниха ревностно защищает все законы и обычаи Домостроя. Жена, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Дети должны почитать своих родителей, беспрекословно выполнять все их указания, следовать их советам, уважать их. Ни одно из этих требований, по мнению Кабановой, не выполняется в ее семье. Марфа Игнатьевна недовольна поведением сына и невестки: «Ничего не знают, никакого порядка», — рассуждает она в одиночестве. Катерину она попрекает тем, что та не умеет проводить мужа «по-старинному» — стало быть, недостаточно любит его. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце…», — поучает она невестку. Тихон же, по мнению Кабановой, слишком мягок в обращении с женой, не почтителен в должной мере по отношению к матери. «Не очень-то нынче старших уважают», — говорит Марфа Игнатьевна, читая наставления сыну.
Кабаниха фанатично религиозна: она постоянно вспоминает о Боге, о грехе и воздаянии, в доме ее часто бывают странницы. Однако религиозность Марфы Игнатьевны — не что иное, как фарисейство: «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних совсем заела», — замечает о ней Кулигин. В своей вере Марфа Игнатьевна сурова и непреклонна, в ней нет места любви, милосердию, всепрощению. Так, в конце пьесы она даже не помышляет о том, чтобы простить Катерине ее грех. Напротив, она советует Тихону жену «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».
Религия, старинные обряды, фарисейские жалобы на свою жизнь, игра на сыновних чувствах — Кабаниха все использует для утверждения своей абсолютной власти в семье. И она «добивается своего»: в жесткой, подавляющей атмосфере домашней тирании уродуется личность Тихона. «Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в отношениях своих к жене», — пишет Добролюбов.
Простодушный, незлобивый Тихон лишился цельности своих чувств, возможности проявить лучшие черты своей натуры. Семейное счастье для него закрыто изначально: в семье, где он вырос, это счастье заменено было «китайскими церемониями». Проявить свою любовь к жене он не может, и не потому что «жена должна бояться мужа», а потому что просто «не умеет» проявить своих чувств, которые с детства жестоко подавлялись. Все это привело Тихона к определенной эмоциональной глухоте: он часто не понимает состояния Катерины.
Лишая сына любой инициативы, Кабаниха постоянно подавляла его мужское начало и одновременно упрекала его в недостатке мужественности. Подсознательно он и стремится восполнить этот «недостаток мужественности» в выпивке да редких «гулянках» «на воле». Реализовать себя в каком-то деле Тихон не может — вероятно, маменька не допускает его распоряжаться делами, считая сына непригодным для этого. Кабанова может лишь послать сына с поручением, но все остальное находится под ее жестким контролем. Получается, что Тихон лишен и собственного мнения, и собственных чувств. Характерно, что и сама Марфа Игнатьевна в какой-то степени недовольна инфантилизмом сына. Это проскальзывает в ее интонациях. Однако вероятно, она не осознает степень своей причастности к этому.
В семье Кабановых сформировалась и жизненная философия Варвары. Ее правило просто: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара далека от религиозности Катерины, от ее поэтичности, экзальтированности. Она быстро научилась лгать и изворачиваться. Можно сказать, что и Варвара по-своему «усвоила» «китайские церемонии», восприняв саму суть их. В героине пока сохраняется непосредственность чувств, доброта, однако ее ложь — это не что иное, как примирение с калиновской моралью.
Характерно, что в финале пьесы и Тихон, и Варвара, каждый по-своему, восстают против «власти маменьки». Варвара сбегает из дому с Куряшом, Тихон же впервые открыто высказывает свое мнение, упрекая мать в гибели жены.
Добролюбов заметил, что «некоторые критики хотели даже в Островском видеть певца широких натур», «произвол хотели присвоить русскому человеку как особенное, естественное качество его природы — под названием „широты натуры»; плутовство и хитрость тоже хотели узаконить в русском народе под названием сметливости и лукавства». В пьесе «Гроза» Островский развенчивает и то, и другое явление. Произвол выходит у него «тяжелым, безобразным, беззаконным», он видит в нем не что иное, как самодурство. Плутовство и хитрость оборачиваются не сметливостью, а пошлостью, оборотной стороной самодурства.
Под маской благочестия она, «как ржа железо», поедом ест своих домочадцев, совершенно подавляя в них волю. Кабаниха вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Ей неприятна сама мысль, что Тихон может самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на мать. «Поверила бы я тебе, мой друг,- говорит она Тихону,- кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят». Кабаниха не только сама унижает детей, она обучает этому Данный текст предназначен только для частного использования 2005 и Тихона, заставляя мучить жену.
У этой старухи все на подозрении. Не будь она так свирепа, не кинулась бы сначала в объятия Бориса, а потом — в Волгу. Дикой дее просто как «цепной» набрасывается на всех.
Кудряш, правда, уверен, что «…мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». Это совершенно верно. Дикой не встречает должного сопротивления, поэтому и одавляет всех.
За ним капитал — это основа его бесчинств, юэтому он так и держит себя. Для есть один закон — деньги. Ими он определяет «ценность» человека.
Ругань для него обычное состояние. Про него говорят: «Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. 1и за что человека оборвет». Кабаниха и Дикой- «столпы общества», духовные наставники в городе Калинове. Они установили невыносимые порядки, от которых одна кидается в Волгу, другие бегут куда глаза глядят, а третьи спиваются. Кабаниха вполне уверена в своей правоте, она одна знаеа истину в последней инстанции.
Оттого и держит себя так бесцеремонно. Она враг всему новому, молодому, свежему. «Так-тс вот старина-то и выводится.
В другой дом и взойти-то не хочет ся. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, ка! старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, д< уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».
У Дикого же патологическая любовь к деньгам. В них oi видит основу своей безграничной власти над людьми. Причег для него все средства хороши в добывании денег: он обсчитыва ет горожан, «ни одного путем не разочтет», у него из недопла ченных копеек «тысячи составляются», совершенно спокойн присваивает себе наследство племянников.
Дикой не щепетиле в выборе средств. Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их дс машние, но и весь город. «Толстая мощна» открывает пере ними неограниченную возможность произвола и самодурств «Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон логика этой жизни»,- пишет Добролюбов о быте города К; линова, а следовательно, и любого другого города царско России. В «Гроза» Островский дает правдивую картину зат: лой атмосферы губернского города.
Ужасающее впечатлеш складывается у читателя и зрителя, но почему же драма акт альна и спустялет после создания? Мало что изменилось психологии людей. Кто богат, у власти, тот и прав, к сожал нию, и поныне.
«И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят».
Как верно отметил Добролюбов, Островский в одной из своих пьес изображает поистине «тёмное царство» — мир самодурства, предательства и глупости. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В расположении города есть некий символический параллелизм: бурное течение реки противопоставлено атмосфере застоя, бесправия и угнетения. Создаётся впечатление, будто город изолирован от внешнего мира. Жители узнают новости благодаря рассказам странников. Причём новости эти весьма сомнительного, а иногда и вовсе абсурдного содержания. Калиновцы слепо верят рассказам полоумных стариков о неправедных странах, свалившихся с небес земель и правителях с пёсьими головами. Люди привыкли жить в страхе не только перед миром, но и перед властителями «тёмного царства». Это их зона комфорта, которую никто не намерен покидать. Если с обывателями в принципе всё понятно, то как быть с указанными выше властителями? В «Грозе» Дикой и Кабаниха репрезентируют «тёмное царство». Они и хозяева, и создатели этого мира. Самодурство Дикого и Кабанихи не знает границ.
В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» — так о Диком говорят сами жители. Интересно, что свою злость Дикой вымещает только на тех, кого знает, либо же на жителях города — безвольных и забитых. Об этом свидетельствует эпизод ссоры Дикого с гусаром: гусар так обругал Савла Прокофьевича, что тот и слова не сказал, зато потом все домашние две недели «по чердакам и подвалам прятались».
Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет. Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путём деньги заработать невозможно, чем ещё раз доказывает, что своё богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций. Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) её не беспокоят. Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна «выть», когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом. Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.
Кабаниха считает, что весь мир держится на тех, кто соблюдает старые законы: «что-то будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уже я и не знаю». В этом она убеждает и купца. Из диалога Дикого и Кабанихи можно увидеть некую иерархию в их отношениях. Савл Прокофьевич признаёт негласное лидерство Кабанихи, её силу характера и ум. Дикой понимает, что неспособен на такие манипуляторные истерики, какие каждый день устраивает Марфа Игнатьевна своей семье.
Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи из пьесы «Гроза» тоже достаточно интересна. Деспотизм Дикого направлен больше во внешний мир — на жителей города, от тирании Марфы Игнатьевны страдают только родственники, а в обществе женщина поддерживает имидж добропорядочной матери и хозяйки. Марфу Игнатьевну, как и Дикого, совершенно не смущают сплетни и разговоры, потому что оба уверены в своей правоте. Ни того ни другого не волнует счастье близких людей. Семейные отношения для каждого из этих персонажей должны строиться на страхе и угнетении. Особенно чётко это прослеживается в поведении Кабановой.
Как видно из приведённых выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так всё и должно быть.