Что нового было в политическом и экономическом
ГДЗ по истории 10 класс учебник Сороко-Цюпа параграф 8
Вследствие каких мер «новый курс» называют началом социально ориентированного развития капитализма?
С помощью каких мер правительство Рузвельта пыталось регулировать конкуренцию? Каковы были последствия этих мер для простых трудящихся?
Объясните, почему Рузвельта упрекали в том, что он строит в США социализм.
А что было в действительности, по вашему мнению?
Речь идет о периоде с 1933 по 1945 годы. То есть «новый курс» Ф.Рузвельта после Великой депрессии. В социализме его упрекали по ряду причин:
-Восстановление дипломатических отношений в 1933.
-Начало государственного вмешательства в экономику. Ранее в США такое было в эпоху прогрессивизма, но в 1920-ые снова был взят курс на невмешательство.
Вмешательство шло по ряду пунктов: лесопосадки, строительство сельских школ, общественные работы для безработных, а еще помощь женщинам-одиночкам с 1935. Тогда же с 1935 началось создаваться соцобеспечение, например, пенсий по старости.
Почему в Великобритании в 1930-е гг. утвердилась практика формирования коалиционных правительств?
Для обеспечения социального согласия и преодоления раскола в обществе
1. Назовите главные черты экономического кризиса в США.
обвал фондовой биржи
массовое банкротство банков
закрытие фирм и заводов
повышение уровня преступности
2. Сопоставьте меры, предпринятые президентами США Гувером и Рузвельтом по преодолению кризиса.
Меры, предпринятые Рузвельтом по преодолению кризиса:
• «новый курс Рузвельта» включал необходимость вмешательства государства во все сферы общественной жизни
• Государство могло регулировать производство и предпринимательские отношения – это нужно было для восстановления покупательской способности населения и восстановления банковской системы
• Восстановление банковской системы: их функционирование остановлено, их число сокращено до 15%, объем активов вырос на 37%
• Организация общественных работ под эгидой Администрации общественных работ и администрацией гражданских работ (в них было задействовано 3 миллиона челвоек – они были заняты в строительстве инфраструктуры, освоении новых территорий
• создание Национальной администрации восстановления промышленности
• регулирование сельского хозяйства за счет повышения цен на фермерскую продуцию и сокращение ножниц цен на промышленные и сельскохозяйственые товары
Меры, предпринятые Гувером по преодолению кризиса:
• Не считал нужным принимать меры до преодолению кризиса
• Нет обсуждал вопросы организации общественных работ и федеральной помощи бездомным
• Создал Федеральное фермерское управление
• Стимулировал частнособственническую инициативу
• Поощрял гуманитарные меры частной благотворительной деятельности
• Выделил 750 миллионов на общественные работы
• ввел мораторий на выплату задолженности по иностранным займам и репарациям (потому что видел причины кризиса во вне)
• увеличил госпомощь экономике
• создал корпорации финансирования реконструкции для выдачи займов на спасение железных дорог, банков и прочего
• был против прямой федеральной помощи, потому что считал, что это деморализует граждан
3. Что нового было в политическом и экономическом курсе Рузвельта?
Политический: политика добросердечного соседа по отношению к странам Латинской Америки, нейтралитет перед Второй мировой войной, потом помощь государствам по Ленд лизу.
4. Выделите особенности массовых социальных движений в США в 1930-е гг.
5. Какими методами Национальное правительство в Великобритании добивалось национального согласия?
Высшие круги Англии создали метод социального и политического маневрирования для того, чтоб предотвращать раскол в обществе. Для этой цели была разработана тактика, которая предполагала формирование коалиционных правительств, придерживаясь консервативной политики. Проявленная гибкость правительства позволила выйти из политического кризиса, сохранив при этом видимость национального согласия.
6. Объясните, какую роль играло Британское Содружество в экономике Великобритании.
При годовом государственном бюджете Британии (дефицитном на 15%) в 648 млрд фунтов стерлингов.
1. Представьте, что вы приглашены в качестве журналиста на пресс-конференцию с Ф. Рузвельтом. Подготовьте список вопросов, злободневных и актуальных в 1930-е гг., например о мерах преодоления кризиса в США, высказав при этом своё отношение к «новому курсу».
2. Подумайте над проблемой: возможно ли сочетание рыночной экономики и государственного регулирования?
В чём заключался «Новый курс» Рузвельта
Дословный перевод названия политики, проводимой Франклином Делано Рузвельтом, «Новая сделка» (New Deal). Но в русском языке этот термин имеет несколько иной смысл, чем в английском. Кроме того, Рузвельт действительно повёл страну новым курсом, резко отличавшимся от того, что делали ранее президенты США.
Предыдущий глава государства Герберт Гувер придерживался четырёх основополагающих принципов:
Ставший президентом 4 марта 1933 года Франклин Рузвельт, наоборот, выступал за самое широкое участие государства в делах экономики и увеличение госрасходов во имя её перезапуска. Уже пять дней спустя Конгресс США начал специальную сессию, длившуюся три месяца, во время которой были приняты важнейшие законы, обеспечившие проведение «Нового курса». Начал Рузвельт с банковской сферы, объявив 6 марта 1933 года банковские каникулы. Неделю банки были закрыты, в них шёл анализ состояния кредитных учреждений — разделение на три категории: «закрыть», «сохранить», «сохранить при выделении помощи». Банки из двух последних категорий открылись снова. Разорившимися банками стала управлять государственная Реконструктивная финансовая корпорация (РФК). Итог — оздоровление банковской системы и концентрация ресурсов, хотя самих банков стало меньше на 15%, зато объём активов вырос на 37%.
Промышленность и бизнес получили возможность масштабного кредитования. Рузвельт разделил банки на депозитные и инвестиционные, это деление сохраняется и поныне. Инвестиционным банкам было запрещено работать с депозитами населения и юридических лиц, а депозитным — заниматься рискованными инвестициями.
Государство страховало вклады, полностью компенсируя суммы до 10 тыс. долл. Это устраивало широкие массы и вызвало доверие к банкам, отток денег физических лиц прекратился: люди понесли в банки средства, что дало возможность пустить их в дело.
Для банков стало обязательным резервирование, эта норма до сих пор активно применяется центробанками для регулирования.
Наряду с запретом свободного золотого обращения и вывоза золота за границу, Рузвельт пошёл на девальвацию доллара: с января 1934 года содержание в нём золота уменьшилось на 41%, зато цена тройской унции выросла до 35 долл.
Предпринятые меры создали механизм развития американской экономики через инфляцию. С помощью девальвации доходы перераспределились от финансистов к промышленникам — Рузвельту было важно развитие промышленности.
В июне 1933 года принимается Закон о восстановлении национальной промышленности, его реализацию поручают Администрации национального восстановления, объединившей видных промышленников, предпринимателей и экономистов. Двухлетнее приостановление антитрестовского законодательства концентрирует производственные активы.
Рузвельт считал, что во время кризиса необходимо приостановить конкуренцию внутри каждой отрасли, промышленность разделили на 17 групп, было создано 400 кодексов честной конкуренции, регулировавших все аспекты. При помощи кодексов удалось привести объёмы производства в соответствие с платёжеспособным покупательским спросом.
Ещё одним важным приоритетом «Нового курса» стала борьба с безработицей. В 1933 году только каждый десятый — на полной занятости, в стране числилось почти 17 млн безработных, на 60% был сокращён фонд заработной платы. Потерявшие доход граждане лишались жилья из-за невозможности обслуживать займы, переселялись в пригороды, где строили трущобы и где царил натуральный обмен.
Через Администрацию по оказанию чрезвычайной помощи безработным были распределены бюджетные 4 млрд долл. Рузвельт создавал рабочие места при помощи госсредств — важно было дать людям доход для оживления потребления.
Рабочие места старались создавать в отраслях, дающих мультипликативный эффект в смежных секторах. Безработные активно привлекались к общественным оплачиваемым работам, через них прошли порядка 4 млн человек. Молодые люди 18–25 лет добровольно концентрировались в специальных трудовых лагерях, где гарантировались работа и зарплата. Они жили на гособеспечении, поэтому из 30 долл. зарплаты порядка 25 долл. отправлялось семье молодого человека или девушки.
В 1935 году введено страхование по старости и безработице.
В результате всех этих действий стимулировался экономический рост. «Великая депрессия» привела к падению цен на сельхозпродукцию на 58%, что не обеспечивало даже текущие потребности фермеров, не говоря о развитии агропромышленного комплекса. Разорилась примерно пятая часть фермеров. Сельхозтовары выгоднее было уничтожить, чем везти на продажу.
В 1933 году принимается Закон о регулировании сельского хозяйства, реализация которого поручается Администрации регулирования сельского хозяйства. Уровень цен устанавливает государство — они растут.
Фермеры получают госсредства, если сокращают посевы и выпуск продукции. Из оборота выведено 10 млн акров площадей под хлопок, уничтожается четверть иных посевов, поголовье свиней и крупного рогатого скота уменьшено на 30 млн голов. В 1934 году хлопковый урожай сокращается на четверть, кукурузы — на 40%. Сельхозпродукция прекратила дешеветь, фермеры вздохнули чуть свободнее. В мае 1935 года правительство создаёт Администрацию по сельской электрификации (REA).
Национальный акт о трудовых отношениях (закон Вагнера), принятый 5 июля 1935 года, знаменует второй этап реформ. Документ гарантировал подписание коллективного договора и организацию стачек. В июне 1938 года принимается Закон о справедливых условиях труда, вводивший минимальную почасовую оплату в 25 центов и полтора тарифа при превышении продолжительности рабочей недели, ограничен труд детей.
Государство развивает строительство жилья и ипотеку. В 1933 году начала работу Ссудная корпорация владельцев жилья, впервые финансирующая ипотеку через выпуск облигаций. В 1938 году под контролем государства создаётся Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA).
Новый курс Рузвельта
Всего получено оценок: 969.
Всего получено оценок: 969.
”Новый курс” Рузвельта в США – это экономическая политика, которую американский президент Франклин Рузвельт проводил для преодоления “Великой депрессии” (экономического кризиса 1929-1933 года). Все изменения проводились с целью стабилизации экономической ситуации и возвращения ее в нормальное русло.
Реформы в рамках “Нового курса”
Вступивший в должность 4 марта 1933, менее чем через неделю Рузвельт уже принял меры по стабилизации ситуации.
Рис. 1. Франклин Рузвельт.
Была созвана чрезвычайная сессия Конгресса, который заседал три месяца и в результате принял ряд важных для страны законов. Какие основные реформы были проведены, наглядно покажет таблица.
Сфера
Реформы
Объявление каникул для банков и полная их ревизия. Результат – банковская система укрепилась.
Создана Федеральная система страхования депозитов – она выдавала средства вкладчикам в случае банкротства банков.
Принят национальный закон по поводу восстановления промышленности (16 июня 1933 года). Результат – выработаны кодексы “честной конкуренции”.
Предписан минимум зарплаты и максимальная длительность трудовой недели.
Безработным оказывалась прямая помощь, организовывались общественные работы, внедрялись социальные выплаты неработающим.
Принят закон о выплатах по старости – 1935 год.
С целью трудоустройства безработной молодежи правительство были организованы специальные лагеря. Там молодые люди жили на полном обеспечении и работали с заработной платой в 30 долларов, причем 25 из них отдавались их семьям.
Реформы в сфере жилищного строительства и сельского хозяйства
Эти сферы также пострадали от кризиса 1929-1933 годов, они требовали развития.
Так, в том, что касается жилищного строительства, американское правительство пошло по пути, которые предполагал развитую систему кредитования на покупку жилья. С этой целью в 1933 году создали Ссудную корпорацию владельцев жилья, она выпускала специальные облигации. А в 1938 году создана еще одна организация, но уже подконтрольная государству.
которые читают вместе с этой
Чтобы поддержать производство сельхозпродукции, в мае 1933 года был выпущен и подписан Рузвельтом Билль о помощи фермерству. С его помощью предполагалось бороться с разорением фермеров и слишком низкими ценами на сельскохозяйственную продукцию. Принятый билль позволил фермерским хозяйствам большого масштаба стать более конкурентоспособными.
Рис. 3. Фермерское хозяйство в 1933 году.
Мелкие хозяйства также не были забыты – им оказывалась финансовая помощь, государство поощряло создание кооперативов для сбыта продукции и внедрение новых технологий в процесс работ.
Итоги и критика “Нового курса” Рузвельта
Принятые законы осуществляли прямое вмешательство государство в сферу социально-экономических взаимоотношений. Таким образом Рузвельт смягчил последствия кризиса и позволил Соединенным штатам Америки постепенно выйти из него.
Однако его политика постоянно подвергалась жесткой критике: когда страна стала выходить из кризиса, корпорации, обвиняя президента в насаждении социализма, стали добиваться отмены принятых законов. Но некоторые сравнивали его с таким великим политиком, как немецкий канцлер Отто фон Бисмарк.
Достижения в области трудового законодательства, которые были заслугой Рузвельта, сошли на нет уже после Второй мировой войны.
Что мы узнали?
Из статьи для 10 класса истории мы узнали кратко главное в “Новом курсе” Рузвельта – суть реформ в сельскохозяйственной, промышленной, социальной сферах, а также в том, что касалось банков и жилищного строительства. Указываются итоги проводимой им политики и то, какой критике она подвергалась. Узнали, чего удалось достичь благодаря вмешательству государства в экономические и социальные отношения.
что нового было в Новом курсе Рузвельта
Ф. Рузвельт, дальновидный политик, понимавший необходимость радикальных мер для создания в стране эффективно действующего антикризисного механизма, проведения социальных реформ, способных приостановить развитие массового движения протеста в Америке по революционному пути.
Совокупность антикризисных мер, направленных на государственное регулирование американской экономики, разработанных правительством Рузвельта получила в истории США название «нового курса», основные реформы которого были проведены в период первых «ста дней» его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.
Провозглашенный «новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть — на перспективу. Но в целом они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики.
В “новом курсе ” – и в этом его главное значение – прошли своеобразную экспериментальную проверку политика и практика государственного вмешательства в частноэкономические отношения.
Эта доктрина нашла воплощение в радикальной по тем временам программе реформ, предложенных им легислатуре штата, включающей в себя помощь фермерам и фермерским кооперативам, контроль за рынком сельскохозяйственных продуктов, решительное улучшение рабочего законодательства, поддержку школ, здравоохранения и пр.
Ф. Рузвельт получил и первый опыт социального реформаторства, когда законодательным собранием штата был принят беспрецедентный по тем временам Закон о чрезвычайной помощи безработным и была создана в целях проведения этого закона в жизнь Временная администрация помощи. Опыт создания соответствующих государственных органов, гарантирующих проведение чрезвычайных законов в жизнь, неукоснительно использовался Рузвельтом и в дальнейшем.
Что нового было в политическом и экономическом
Подробное решение параграф § 8 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016
1. Назовите причины и главные черты экономического кризиса в США.
В США, Германии, Англии, за первую треть XX в. достигла высокого уровня концентрации: в руках немногочисленных корпораций и трестов сосредоточились громадные производства, благодаря чему создавались условия монополии, диктата цен и ограничения конкуренции. Несколько корпораций, например господствующих в сталелитейной промышленности, сокращали производство, но цены оставляли почти на прежнем уровне.
Падение производства в США было катастрофическим. Остались без работы и средств к существованию десятки миллионов человек, замерли заводы, потухли домны, обанкротилось свыше 10 тыс. банков. В аграрном секторе кризис был особенно разрушительным, сельскохозяйственная продукция не находила сбыта.
2. Сопоставьте меры, предпринятые президентами США Гувером и Рузвельтом по преодолению кризиса.
Гувер, убежденный, что «просперити» скоро вернется, что оно «где-то за углом», бездействовал. Президент не видел необходимости принимать эффективные меры для преодоления кризиса. Гувер отказывался даже обсуждать вопросы организации общественных работ и федеральной помощи безработным.
В течение 100 дней после вступления в должность президент Рузвельт представил конгрессу на утверждение множество законопроектов. Суть реформ состояла в невероятных для Америки и капиталистического мира масштабах государственного регулирования экономики.
Первыми мероприятиями администрации были временное закрытие банков для упорядочивания их деятельности и восстановления доверия к банковской системе, а также организация общественных работ для безработных.
Самыми радикальными мерами правительства Рузвельта были создание Национальной администрации восстановления промышленности и принятие соответствующего закона (НИРА), а также закона о регулировании сельского хозяйства (AAA).
Закон НИРА регулировал отношения между предпринимателями и между предпринимателями и работниками. Согласно закону предприниматели каждой отрасли хозяйства заключали между собой «кодексы честной конкуренции». Они договаривались о равных условиях предпринимательской деятельности (о единых ценах, фиксированном объеме производства, заработной плате, продолжительности рабочего дня и рынках сбыта), т. е. речь шла о регулировании конкурентной борьбы. Подобная система охватывала 95% предприятий США. Идея регулирования состояла в том, чтобы сблизить объем производства и рынка сбыта, а также предотвратить ущемление прав трудящихся. Предприниматель не мог произвольно снижать зарплату, увеличивать нормы выработки, удлинять рабочий день и тем самым получать конкурентные преимущества за счет ухудшения положения работников.
Вторая часть закона НИРА предусматривала разрешение конфликтов между трудом и капиталом в рамках закона. Рабочие получали право организации профсоюзов, заключения коллективных договоров, а предпринимателям запрещалась «нечестная трудовая практика» (т. е. преследование за профсоюзную деятельность и т. д.).
В сельском хозяйстве администрация Рузвельта добивалась повышения цен на фермерскую продукцию и сокращения «ножниц цен» на промтовары и сельскохозяйственные продукты. По фиксированным ценам Зерновое бюро скупало излишки продовольствия (они частично уничтожались). За сокращение посевных площадей фермерам выдавались премии. Выплата фермерской задолженности банкам откладывалась на длительный срок.
Безработным оказывалась существенная помощь через систему пособий и организацию общественных работ. Особую роль играла организация безработной молодежи. Сотни тысяч молодых людей участвовали в работах по разведению лесов, ремонту и строительству мостов, шоссейных дорог.
3. Что нового было в политическом и экономическом курсе Рузвельта?
Суть реформ состояла в невероятных для Америки и капиталистического мира масштабах государственного регулирования экономики.
Самыми радикальными мерами правительства Рузвельта были создание Национальной администрации восстановления промышленности и принятие соответствующего закона (НИРА), а также закона о регулировании сельского хозяйства (AAA).
4. Чем отличались массовые социальные движения в США от аналогичных движений в Европе в 1930-е гг.?
В некоторых странах в результате к власти пришли националисты.
Так же как и в Европе, в США прокатилась волна массовых социальных движений протеста. Люди искали пути выхода из кризиса. Росло профсоюзное движение.
5. Объясните, почему Рузвельта упрекали в том, что он строит в США социализм. А что было в действительности, по вашему мнению?
Потому что Рузвельт активно проводил социальные реформы. Среди важных социальных реформ были приняты закон Вагнера о трудовых отношениях, открывший путь к созданию массовых профсоюзов, закон о социальном страховании, закон о справедливом найме рабочей силы, запрещавший применение детского труда, устанавливавший минимум почасовой оплаты труда, максимум рабочей недели, закон о пенсиях.
Рузвельт проводил реформы, необходимые для спасения экономики страны и существующей экономической системы.
6. Подумайте над проблемой: возможно ли сочетание рыночной экономики и государственного регулирования? Каковы пределы государственного регулирования при капитализме?
Возможно. Как показала история, государство в определенной степени должно вмешиваться в рыночные отношения для регулирования конкуренции, отношений между работодателем и работником, а также для защиты наиболее уязвимых слоев населения.
Пределы государственного регулирования при капитализме: издание определенных законов в сфере экономики, налогов, социальной сфере.
7. Перечислите основные реформы в социальной области, проведенные в США в 1930-е гг.
Среди важных социальных реформ были приняты закон Вагнера о трудовых отношениях, открывший путь к созданию массовых профсоюзов, закон о социальном страховании, закон о справедливом найме рабочей силы, запрещавший применение детского труда, устанавливавший минимум почасовой оплаты труда, максимум рабочей недели, закон о пенсиях.
8. В чем особенности американского изоляционизма во внешней политике в 1930-е гг.?
Рузвельт также смягчил политику США в отношении Латинской Америки, заменив политику «большой дубинки» на политику «доброго соседа». В 1933 г. в связи с японской экспансией в Китае Рузвельт признал необходимым для США установить дипломатические отношения с СССР.