Что нового было в политическом и экономическом курсе рузвельта 10 класс
В чём заключался «Новый курс» Рузвельта
Дословный перевод названия политики, проводимой Франклином Делано Рузвельтом, «Новая сделка» (New Deal). Но в русском языке этот термин имеет несколько иной смысл, чем в английском. Кроме того, Рузвельт действительно повёл страну новым курсом, резко отличавшимся от того, что делали ранее президенты США.
Предыдущий глава государства Герберт Гувер придерживался четырёх основополагающих принципов:
Ставший президентом 4 марта 1933 года Франклин Рузвельт, наоборот, выступал за самое широкое участие государства в делах экономики и увеличение госрасходов во имя её перезапуска. Уже пять дней спустя Конгресс США начал специальную сессию, длившуюся три месяца, во время которой были приняты важнейшие законы, обеспечившие проведение «Нового курса». Начал Рузвельт с банковской сферы, объявив 6 марта 1933 года банковские каникулы. Неделю банки были закрыты, в них шёл анализ состояния кредитных учреждений — разделение на три категории: «закрыть», «сохранить», «сохранить при выделении помощи». Банки из двух последних категорий открылись снова. Разорившимися банками стала управлять государственная Реконструктивная финансовая корпорация (РФК). Итог — оздоровление банковской системы и концентрация ресурсов, хотя самих банков стало меньше на 15%, зато объём активов вырос на 37%.
Промышленность и бизнес получили возможность масштабного кредитования. Рузвельт разделил банки на депозитные и инвестиционные, это деление сохраняется и поныне. Инвестиционным банкам было запрещено работать с депозитами населения и юридических лиц, а депозитным — заниматься рискованными инвестициями.
Государство страховало вклады, полностью компенсируя суммы до 10 тыс. долл. Это устраивало широкие массы и вызвало доверие к банкам, отток денег физических лиц прекратился: люди понесли в банки средства, что дало возможность пустить их в дело.
Для банков стало обязательным резервирование, эта норма до сих пор активно применяется центробанками для регулирования.
Наряду с запретом свободного золотого обращения и вывоза золота за границу, Рузвельт пошёл на девальвацию доллара: с января 1934 года содержание в нём золота уменьшилось на 41%, зато цена тройской унции выросла до 35 долл.
Предпринятые меры создали механизм развития американской экономики через инфляцию. С помощью девальвации доходы перераспределились от финансистов к промышленникам — Рузвельту было важно развитие промышленности.
В июне 1933 года принимается Закон о восстановлении национальной промышленности, его реализацию поручают Администрации национального восстановления, объединившей видных промышленников, предпринимателей и экономистов. Двухлетнее приостановление антитрестовского законодательства концентрирует производственные активы.
Рузвельт считал, что во время кризиса необходимо приостановить конкуренцию внутри каждой отрасли, промышленность разделили на 17 групп, было создано 400 кодексов честной конкуренции, регулировавших все аспекты. При помощи кодексов удалось привести объёмы производства в соответствие с платёжеспособным покупательским спросом.
Ещё одним важным приоритетом «Нового курса» стала борьба с безработицей. В 1933 году только каждый десятый — на полной занятости, в стране числилось почти 17 млн безработных, на 60% был сокращён фонд заработной платы. Потерявшие доход граждане лишались жилья из-за невозможности обслуживать займы, переселялись в пригороды, где строили трущобы и где царил натуральный обмен.
Через Администрацию по оказанию чрезвычайной помощи безработным были распределены бюджетные 4 млрд долл. Рузвельт создавал рабочие места при помощи госсредств — важно было дать людям доход для оживления потребления.
Рабочие места старались создавать в отраслях, дающих мультипликативный эффект в смежных секторах. Безработные активно привлекались к общественным оплачиваемым работам, через них прошли порядка 4 млн человек. Молодые люди 18–25 лет добровольно концентрировались в специальных трудовых лагерях, где гарантировались работа и зарплата. Они жили на гособеспечении, поэтому из 30 долл. зарплаты порядка 25 долл. отправлялось семье молодого человека или девушки.
В 1935 году введено страхование по старости и безработице.
В результате всех этих действий стимулировался экономический рост. «Великая депрессия» привела к падению цен на сельхозпродукцию на 58%, что не обеспечивало даже текущие потребности фермеров, не говоря о развитии агропромышленного комплекса. Разорилась примерно пятая часть фермеров. Сельхозтовары выгоднее было уничтожить, чем везти на продажу.
В 1933 году принимается Закон о регулировании сельского хозяйства, реализация которого поручается Администрации регулирования сельского хозяйства. Уровень цен устанавливает государство — они растут.
Фермеры получают госсредства, если сокращают посевы и выпуск продукции. Из оборота выведено 10 млн акров площадей под хлопок, уничтожается четверть иных посевов, поголовье свиней и крупного рогатого скота уменьшено на 30 млн голов. В 1934 году хлопковый урожай сокращается на четверть, кукурузы — на 40%. Сельхозпродукция прекратила дешеветь, фермеры вздохнули чуть свободнее. В мае 1935 года правительство создаёт Администрацию по сельской электрификации (REA).
Национальный акт о трудовых отношениях (закон Вагнера), принятый 5 июля 1935 года, знаменует второй этап реформ. Документ гарантировал подписание коллективного договора и организацию стачек. В июне 1938 года принимается Закон о справедливых условиях труда, вводивший минимальную почасовую оплату в 25 центов и полтора тарифа при превышении продолжительности рабочей недели, ограничен труд детей.
Государство развивает строительство жилья и ипотеку. В 1933 году начала работу Ссудная корпорация владельцев жилья, впервые финансирующая ипотеку через выпуск облигаций. В 1938 году под контролем государства создаётся Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA).
ГДЗ по истории 10 класс учебник Сороко-Цюпа параграф 8
Вследствие каких мер «новый курс» называют началом социально ориентированного развития капитализма?
С помощью каких мер правительство Рузвельта пыталось регулировать конкуренцию? Каковы были последствия этих мер для простых трудящихся?
Объясните, почему Рузвельта упрекали в том, что он строит в США социализм.
А что было в действительности, по вашему мнению?
Речь идет о периоде с 1933 по 1945 годы. То есть «новый курс» Ф.Рузвельта после Великой депрессии. В социализме его упрекали по ряду причин:
-Восстановление дипломатических отношений в 1933.
-Начало государственного вмешательства в экономику. Ранее в США такое было в эпоху прогрессивизма, но в 1920-ые снова был взят курс на невмешательство.
Вмешательство шло по ряду пунктов: лесопосадки, строительство сельских школ, общественные работы для безработных, а еще помощь женщинам-одиночкам с 1935. Тогда же с 1935 началось создаваться соцобеспечение, например, пенсий по старости.
Почему в Великобритании в 1930-е гг. утвердилась практика формирования коалиционных правительств?
Для обеспечения социального согласия и преодоления раскола в обществе
1. Назовите главные черты экономического кризиса в США.
обвал фондовой биржи
массовое банкротство банков
закрытие фирм и заводов
повышение уровня преступности
2. Сопоставьте меры, предпринятые президентами США Гувером и Рузвельтом по преодолению кризиса.
Меры, предпринятые Рузвельтом по преодолению кризиса:
• «новый курс Рузвельта» включал необходимость вмешательства государства во все сферы общественной жизни
• Государство могло регулировать производство и предпринимательские отношения – это нужно было для восстановления покупательской способности населения и восстановления банковской системы
• Восстановление банковской системы: их функционирование остановлено, их число сокращено до 15%, объем активов вырос на 37%
• Организация общественных работ под эгидой Администрации общественных работ и администрацией гражданских работ (в них было задействовано 3 миллиона челвоек – они были заняты в строительстве инфраструктуры, освоении новых территорий
• создание Национальной администрации восстановления промышленности
• регулирование сельского хозяйства за счет повышения цен на фермерскую продуцию и сокращение ножниц цен на промышленные и сельскохозяйственые товары
Меры, предпринятые Гувером по преодолению кризиса:
• Не считал нужным принимать меры до преодолению кризиса
• Нет обсуждал вопросы организации общественных работ и федеральной помощи бездомным
• Создал Федеральное фермерское управление
• Стимулировал частнособственническую инициативу
• Поощрял гуманитарные меры частной благотворительной деятельности
• Выделил 750 миллионов на общественные работы
• ввел мораторий на выплату задолженности по иностранным займам и репарациям (потому что видел причины кризиса во вне)
• увеличил госпомощь экономике
• создал корпорации финансирования реконструкции для выдачи займов на спасение железных дорог, банков и прочего
• был против прямой федеральной помощи, потому что считал, что это деморализует граждан
3. Что нового было в политическом и экономическом курсе Рузвельта?
Политический: политика добросердечного соседа по отношению к странам Латинской Америки, нейтралитет перед Второй мировой войной, потом помощь государствам по Ленд лизу.
4. Выделите особенности массовых социальных движений в США в 1930-е гг.
5. Какими методами Национальное правительство в Великобритании добивалось национального согласия?
Высшие круги Англии создали метод социального и политического маневрирования для того, чтоб предотвращать раскол в обществе. Для этой цели была разработана тактика, которая предполагала формирование коалиционных правительств, придерживаясь консервативной политики. Проявленная гибкость правительства позволила выйти из политического кризиса, сохранив при этом видимость национального согласия.
6. Объясните, какую роль играло Британское Содружество в экономике Великобритании.
При годовом государственном бюджете Британии (дефицитном на 15%) в 648 млрд фунтов стерлингов.
1. Представьте, что вы приглашены в качестве журналиста на пресс-конференцию с Ф. Рузвельтом. Подготовьте список вопросов, злободневных и актуальных в 1930-е гг., например о мерах преодоления кризиса в США, высказав при этом своё отношение к «новому курсу».
2. Подумайте над проблемой: возможно ли сочетание рыночной экономики и государственного регулирования?
Новый курс Рузвельта в США: кратко
Реформы «нового курса» Рузвельта
Ответом Америки на кризис 1929-1933 гг. был «новый курс» президента Франклина Делано Рузвельта (1882-1945), которого американцы до сего дня считают самым значительным политиком в своей истории. При Рузвельте, который четыре раза избирался на пост президента с 1932 г., США радикально переменились.
Реформы «нового курса» Рузвельта, проведённые в кейнсианском духе, положили конец эре либеральной классической экономики. До Ф. Рузвельта США были классической страной либерализма, где безраздельно царил свободный рынок, а государство выступало «ночным сторожем» (это словосочетание обычно употребляется для обозначения минимальной роли государства в экономике). Рузвельт смог обратить мощь современного государства на спасение капитализма.
Самые радикальные программы «нового курса» встречались бизнесом и Конгрессом США прохладно и вскоре были отменены Верховным судом. Однако это не помешало Рузвельту добиться поставленных целей.
Социальные реформы
Самым существенным итогом перемен являлось внедрение начал социального законодательства в стране: пенсии, пособия безработным, организация общественных работ, молодёжная политика. По закону 1935 г. предприниматели обязаны были признать профсоюзные организации и заключить с ними коллективный договор. Государство также взяло на себя некоторые регулирующие функции в управлении экономикой и финансами.
Экономические реформы
К мерам в области экономики относится создание Национальной администрации восстановления промышленности (НИРА). В соответствии с решением НИРА был принят «Кодекс честной конкуренции», по которому устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объём продукции, распределялись рынки сбыта. Основное назначение Кодекса заключалось в запрещении продавать товары ниже установленных цен. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Самой успешной оказалась программа помощи фермерам. Была учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Эта организация регулировала цены на сельскохозяйственную продукцию, устанавливала объём производства, поддерживала сокращение фермерских посевных площадей.
Для аграрного сектора были выделены средства на исследовательские работы и просвещение фермеров, техническую помощь, поощрялись инвестиции, проводилась электрификация сельских районов, фермерам выдавались государственные кредиты. В результате этих мер рост сельского хозяйства в годы «нового курса» составил 5 % в год.
«Новый курс» Рузвельта. Законы 1933-1935 гг.
Кризис 30-х годов. В XX в. в деятельности американского государства появились новые направления. Усилилось государственное вмешательство в экономику. Необходимость в этом была окончательно осознана в 30-е годы, когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший к тому времени все основные капиталистические страны.
В США промышленное производство снизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% банков, что лишило миллионы рядовых американцев их сбережений.
Около 17 млн. человек потеряли работу. Находившееся в этот период у власти правительство президента Г. Гувера в надежде на постепенный стихийный выход из кризиса фактически ничего существенного не предпринимало.
Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г.
победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс». Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений.
Спешно был принят ряд законов, призванных стабилизировать банковскую и в целом всю финансовую систему.
Запрещен вывоз золота за границу. Золотой запас страны сосредоточивался в банках Федеральной резервной системы (ФРС). Доллар лишался золотого обеспечения, что неизбежно вело к увеличению денежной массы на рынке, но усиливало влияние правительства на ее циркуляцию.
Одновременно контроль за финансовой системой в целом был возложен на ФРС и созданную к этому времени Федеральную комиссию по ценным бумагам и биржам. Была проведена ревизия почти всех банков страны, во многом инициировавшая закрытие около 3 тыс. мелких банков. Одновременно крупнейшие банки получили из казны несколько миллиардов долларов в виде кредитов и субсидий. В таком качестве банковская система несколько стабилизировалась.
Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восстановления промышленности.
В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами — так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т.д.
Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства, которая на основании Закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня 1909—1914 гг.
Это осуществлялось главным образом путем оплачиваемого сокращения посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение).
В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры.
Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации (трудовые лагеря), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д.
Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта.
В это время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства, которое носило по существу фрагментарный характер.
Более того, большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем (нанимающимся и наймодателем), рассматривалось судами на основе общих принципов обязательственного права, не учитывающих фактическое социально-экономическое неравенство сторон в договоре.
Законом Норриса — Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.
В 1935 г. был принят Закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип закрытого цеха); признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона.
Для контроля за выполнением закона было создавано Национальное управление по трудовым отношениям. Его руководящий состав назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5 тыс.долл., или тюремному заключению до одного года, или одновременно обоим видам наказания.
В 1935 г. был принят Закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию.
Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определенному цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии, «если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не превысит 3 тыс. долл. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 суммы его вышеупомянутого общего заработка». Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1 % с последующим повышением налога на 0,5% через каждые следующие три года.
Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налоговым обложениям вводился налог в размере 1 % общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года налог повышался на 0,5%.
В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.
В итоге «Новый курс», являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу социально-экономических отношений и включавший значительные элементы регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.
Ревизия «Нового курса»
По мере выхода из кризиса корпорации главным образом через Верховный суд стали добиваться (и не без успеха) отмены законодательства «Нового курса».
В целях смягчения будущих кризисных явлений стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые главным образом с помощью финансово-экономических средств.
После окончания второй мировой войны произошел отход от завоеванных позиций в области трудового законодательства. В 1947 г. был принят Закон Тафта — Хартли формально в качестве поправки к Закону Вагнера, а фактически отменивший его важнейшие положения.
Этот закон затруднял ведение стачечной борьбы. Так, предупреждение о намечаемой забастовке должно последовать за 60 дней до ее начала. Президент наделялся правом в любой момент приостановить забастовку на 80 дней (так называемый охладительный период). Государственным служащим запрещалось участие в забастовках. Не допускались стачки солидарности, стачки, «создающие угрозу национальным интересам страны». Отменялась практика «закрытого цеха». Предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забастовкой, выходящей за рамки, предписанные законом.
Устанавливался контроль за профсоюзными средствами, которые запрещалось использовать для достижения каких-либо политических целей. Были приняты и другие законы, в той или иной мере ограничивающие права профсоюзов.
В первое послевоенное десятилетие усилилась законодательная деятельность и в другой области. В 1950 г. был принят Закон Маккарэна — Вуда, по которому создавалось Управление по контролю за подрывной деятельностью.
Ему предоставлялось право определять, является ли та или иная организация коммунистически действующей организацией или организацией коммунистического фронта. Такие организации подлежали обязательной регистрации в министерстве юстиции, а их члены фактически ограничивались в гражданских правах. Отказ от регистрации предусматривал достаточно жесткие санкции.
В случае объявления «чрезвычайного положения» президент получал право с согласия министра юстиции отдавать распоряжение о задержании и об интернировании любого лица, если имелось разумное основание полагать, что это лицо может потенциально представлять угрозу для национальной безопасности США. Вскоре были приняты и другие аналогичные законы. На их основе, а также на основе исполнительных приказов № 9835 и 10450 была развернута кампания по «проверке лояльности», в ходе которой преследованию подверглись не только коммунисты, но и просто прогрессивно мыслящие интеллигенты.
Впоследствии эта кампания была в основном прекращена. И тем не менее в стране сложилась, функционирует и трансформируется особая система правовых отношений, которые не всегда совпадают с Конституцией.
Новый курс Рузвельта США
В XX веке в деятельности американского государства появились новые направления. Одним из них стало регулирование экономики и социальных отношений.
Необходимость в таком регулировании была окончательно осознана в 30-е гг., когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший к тому времени все основные капиталистические страны.
Находившееся в этот период у власти правительство президента Гувера в надежде на постепенный стихийный выход из кризиса фактически ничего существенного не предпринимало. Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс».
Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений.
Ситуация в США накануне выборов. Попытки преодоления кризиса администрацией Гувера.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. с особой силой поразил США, резко сократил объем производства, привел к расстройству финансы, вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм, массовую безработицу.
Уже с лета 1929 г. в США стали сказываться признаки кризиса перепроизводства, который быстро охватил промышленность, сельское хозяйство, финансовую систему и другие отрасли экономики. Он вызвал огромные потрясения во всей хозяйственной жизни страны.
Гигантская разрушительная сила экономического кризиса проявилась, прежде всего, в резком падении промышленного производства. 29 октября 1929 года рухнул фондовый рынок, биржевой крах оказался только стартовым сигналом к невиданно глубокому кризису, поразившему всю экономику США на долгие годы.
Этот кризис, ставший для Америки историческим рубежом, получил название «Великая депрессия». Общий объем продукции американской промышленности составил в 1932 г. лишь около 54% по сравнению с докризисным 1929 г.
За годы кризиса прекратила существование пятая часть всех банков США, каждый третий рабочий был лишен работы, принудительно распроданы за неуплату долгов и налогов сотни тысяч фермерских хозяйств.
Кризис оказал сильное воздействие на внешнюю политику США.
Последствиями его явились резкий упадок мировой торговли, усиление борьбы за рынки сбыта товаров, обострение противоречий между государствами. В мире капитала развернулась настоящая торговая и таможенная война. Следствиями кризиса явились также обесценение валюты, нарушение международных финансовых связей, банкротства банков, создание стерлингового блока под эгидой Великобритании.
При отсутствии государственной системы социальной защиты жертв обрушившихся на страну экономических бедствий, кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих.
Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни.
Первые попытки остановить волну банкротств путем государственного кредитования были предприняты в США в 1932 г.
правительством Гувера. С этой целью была создана Национальная кредитная корпорация, преобразованная в начале 1932 г. в Реконструктивную финансовую корпорацию. Другая правительственная организация — Федеральное фермерское бюро — была призвана поддерживать уровень цен на сельскохозяйственную продукцию. Эти мероприятия потерпели полную неудачу.
Правительство Гувера не смогло остановить сползания страны к надвигающемуся финансово-экономическому краху. Федеральная Резервная Система не справлялась со своими задачами помощи банкам в условиях биржевых лихорадок, так как возглавляющий ее Совет управляющих не был в это время наделен необходимыми властными полномочиями.
Администрация Гувера отрицала все возможные мероприятия, направленные на государственную помощь безработным и введение системы социального страхования.
Как правило, эти функции возлагались на частную благотворительность, и только в исключительных случаях признавалась возможность использования федеральных средств и средств отдельных штатов. Вплоть до лета 1932 г. все планы федеральной помощи безработным категорически отвергались.
Весной 1933 г., когда кризис достиг своего апогея, на пост президента вступил кандидат демократической партии Ф.
Рузвельт, до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка, дальновидный политик, понимавший необходимость радикальных мер для создания в стране эффективно действующего антикризисного механизма, проведения социальных реформ, способных приостановить развитие массового движения протеста в Америке по революционному пути.
Основные реформы Ф. Д. Рузвельта
На выборах, состоявшихся 8 ноября 1932 г., демократы во главе с Франклином Д. Рузвельтом завоевали Белый дом и обеспечили себе
большинство в обеих палатах Конгресса.
Разработанная правительством Рузвельта программа антикризисных мер получила в истории США название «нового курса», основные реформы которого были проведены в период первых «ста дней» его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.
Эта программа не носила спонтанного характера, еще в 1928 г.Ф. Рузвельт, став губернатором от демократической партии в штате Нью-Йорк, сформулировал доктрину «ответственности государства за судьбы своих граждан». Эта доктрина наша воплощение в радикальной по тем временам программе реформ, предложенных им легислатуре штата, включающей в себя помощь фермерам и фермерским кооперативам, контроль за рынком сельскохозяйственных продуктов, решительное улучшение рабочего законодательства, поддержку школ, здравоохранения и пр.
Там же Ф. Рузвельт получил и первый опыт социального реформаторства, когда законодательным собранием штата был принят беспрецедентный по тем временам Закон о чрезвычайной помощи безработным, и была создана в целях проведения этого закона в жизнь Временная администрация помощи. Опыт создания соответствующих государственных органов, гарантии-рующих проведение чрезвычайных законов в жизнь, неукоснительно использовался Рузвельтом и в дальнейшем.
Финансовая реформа
Франклин Делано Рузвельт принес присягу президента 4 марта 1933 года, когда в разгаре был банковский кризис.
По всей стране вкладчики осаждали банки, требуя вернуть деньги, что было невозможно. Банковская система, а с ней и вся экономика, были на грани полной остановки.
На следующий день Рузвельт своим решением приостановил операции во всех банках страны. Была объявлена программа срочных мер по оздоровлению банков и защите вкладов. На основании принятого Конгрессом Чрезвычайного банковского закона, предоставившего президенту широкие полномочия в финансовой сфере, был наложен временный арест на счета всех банков страны с целью их полной ревизии.
После соответствующей проверки их кредитоспособности Министерство финансов подтвердило разрешение деятельности главным образом крупных банков (4507 национальных и 4517 штатных), что само по себе привело к притоку в них вкладов, пополненных новыми кредитами Реконструктивной финансовой корпорации.
Огромное число мелких банков вынуждено было прекратить свое существование.
10 марта, Ф. Рузвельт издал исполнительный приказ, ставший первым шагом к установлению полного государственного контроля над золотом, находившимся ранее в обращении, как на внутреннем, так и на международном рынке.
Это предотвращало утечку золота за границу и его накопление в частных руках с целью спекулятивной деятельности. Обязательной сдаче резервным банкам, входящим в ФРС, подлежала вся золотая валюта граждан, превышающая 100 долларов. Ни один банк, кроме банков ФРС, не имел право иметь золотого запаса, что гарантировалось применением мер уголовной ответственности.
Правительство получило материальную возможность декретировать золотое содержание доллара. Радикально расширив государственное вмешательство в банковскую сферу, эти акты установили порядок возобновления деятельности банков после вынужденных «каникул».
В целях пресечения спекуляций вкладами, необоснованных предоставлений кредитов компаниям, владельцами акций которых выступали сами банки, были разделены депозитные и инвестиционные функции банков.
На основе Закона о банковской деятельности 1933 г. были созданы в 1934 г. Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ), а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений (ФКСС), призванные восстановить доверие к банкам, защитить банковские вклады населения.
Закон 1933 г. предусмотрел страхование вкладов для всех банков — для федеральных банков это страхование стало обязательным, для банков штатов — добровольным.