Что нового было в экономическом курсе рузвельта

В чём заключался «Новый курс» Рузвельта

Дословный перевод названия политики, проводимой Франклином Делано Рузвельтом, «Новая сделка» (New Deal). Но в русском языке этот термин имеет несколько иной смысл, чем в английском. Кроме того, Рузвельт действительно повёл страну новым курсом, резко отличавшимся от того, что делали ранее президенты США.

Предыдущий глава государства Герберт Гувер придерживался четырёх основополагающих принципов:

Ставший президентом 4 марта 1933 года Франклин Рузвельт, наоборот, выступал за самое широкое участие государства в делах экономики и увеличение госрасходов во имя её перезапуска. Уже пять дней спустя Конгресс США начал специальную сессию, длившуюся три месяца, во время которой были приняты важнейшие законы, обеспечившие проведение «Нового курса». Начал Рузвельт с банковской сферы, объявив 6 марта 1933 года банковские каникулы. Неделю банки были закрыты, в них шёл анализ состояния кредитных учреждений — разделение на три категории: «закрыть», «сохранить», «сохранить при выделении помощи». Банки из двух последних категорий открылись снова. Разорившимися банками стала управлять государственная Реконструктивная финансовая корпорация (РФК). Итог — оздоровление банковской системы и концентрация ресурсов, хотя самих банков стало меньше на 15%, зато объём активов вырос на 37%.

Что нового было в экономическом курсе рузвельта

Промышленность и бизнес получили возможность масштабного кредитования. Рузвельт разделил банки на депозитные и инвестиционные, это деление сохраняется и поныне. Инвестиционным банкам было запрещено работать с депозитами населения и юридических лиц, а депозитным — заниматься рискованными инвестициями.

Государство страховало вклады, полностью компенсируя суммы до 10 тыс. долл. Это устраивало широкие массы и вызвало доверие к банкам, отток денег физических лиц прекратился: люди понесли в банки средства, что дало возможность пустить их в дело.

Для банков стало обязательным резервирование, эта норма до сих пор активно применяется центробанками для регулирования.

Наряду с запретом свободного золотого обращения и вывоза золота за границу, Рузвельт пошёл на девальвацию доллара: с января 1934 года содержание в нём золота уменьшилось на 41%, зато цена тройской унции выросла до 35 долл.

Предпринятые меры создали механизм развития американской экономики через инфляцию. С помощью девальвации доходы перераспределились от финансистов к промышленникам — Рузвельту было важно развитие промышленности.

В июне 1933 года принимается Закон о восстановлении национальной промышленности, его реализацию поручают Администрации национального восстановления, объединившей видных промышленников, предпринимателей и экономистов. Двухлетнее приостановление антитрестовского законодательства концентрирует производственные активы.

Рузвельт считал, что во время кризиса необходимо приостановить конкуренцию внутри каждой отрасли, промышленность разделили на 17 групп, было создано 400 кодексов честной конкуренции, регулировавших все аспекты. При помощи кодексов удалось привести объёмы производства в соответствие с платёжеспособным покупательским спросом.

Ещё одним важным приоритетом «Нового курса» стала борьба с безработицей. В 1933 году только каждый десятый ­— на полной занятости, в стране числилось почти 17 млн безработных, на 60% был сокращён фонд заработной платы. Потерявшие доход граждане лишались жилья из-за невозможности обслуживать займы, переселялись в пригороды, где строили трущобы и где царил натуральный обмен.

Через Администрацию по оказанию чрезвычайной помощи безработным были распределены бюджетные 4 млрд долл. Рузвельт создавал рабочие места при помощи госсредств — важно было дать людям доход для оживления потребления.

Рабочие места старались создавать в отраслях, дающих мультипликативный эффект в смежных секторах. Безработные активно привлекались к общественным оплачиваемым работам, через них прошли порядка 4 млн человек. Молодые люди 18–25 лет добровольно концентрировались в специальных трудовых лагерях, где гарантировались работа и зарплата. Они жили на гособеспечении, поэтому из 30 долл. зарплаты порядка 25 долл. отправлялось семье молодого человека или девушки.

Что нового было в экономическом курсе рузвельта

В 1935 году введено страхование по старости и безработице.

В результате всех этих действий стимулировался экономический рост. «Великая депрессия» привела к падению цен на сельхозпродукцию на 58%, что не обеспечивало даже текущие потребности фермеров, не говоря о развитии агропромышленного комплекса. Разорилась примерно пятая часть фермеров. Сельхозтовары выгоднее было уничтожить, чем везти на продажу.

В 1933 году принимается Закон о регулировании сельского хозяйства, реализация которого поручается Администрации регулирования сельского хозяйства. Уровень цен устанавливает государство — они растут.

Фермеры получают госсредства, если сокращают посевы и выпуск продукции. Из оборота выведено 10 млн акров площадей под хлопок, уничтожается четверть иных посевов, поголовье свиней и крупного рогатого скота уменьшено на 30 млн голов. В 1934 году хлопковый урожай сокращается на четверть, кукурузы — на 40%. Сельхозпродукция прекратила дешеветь, фермеры вздохнули чуть свободнее. В мае 1935 года правительство создаёт Администрацию по сельской электрификации (REA).

Национальный акт о трудовых отношениях (закон Вагнера), принятый 5 июля 1935 года, знаменует второй этап реформ. Документ гарантировал подписание коллективного договора и организацию стачек. В июне 1938 года принимается Закон о справедливых условиях труда, вводивший минимальную почасовую оплату в 25 центов и полтора тарифа при превышении продолжительности рабочей недели, ограничен труд детей.

Государство развивает строительство жилья и ипотеку. В 1933 году начала работу Ссудная корпорация владельцев жилья, впервые финансирующая ипотеку через выпуск облигаций. В 1938 году под контролем государства создаётся Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA).

Источник

«Новый курс» Франклина Делано Рузвельта. Справка

«Новый курс» – название экономической политики, проводимой администрацией президента США Франклина Делано Рузвельта с 1933 года с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929‑1933 годы.

Банковская сфера

Одним из первых шагов Рузвельта было объявление 6 марта «банковских каникул» на неделю, во время которой были закрыты все банки США. Далее с целью «очистки» банковской системы была проведена тотальная ревизия всех банков. Разорившиеся банки попали под управление государственной Реконструктивной финансовой корпорации (РФК). Устойчивые банки получили право на дальнейшую работу. В результате произошло укрупнение банковской системы – большинство банков, признанных «здоровыми», были крупными.

С целью оздоровления ситуации был принят ряд важных законов. Одним из важнейших стал закон Гласса‑Стигалла ‑ Закон о создании Федеральной корпорации по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation) от 16 июня 1933 года. Коммерческим банкам запрещалось работать с ценными бумагами, это право получали специализированные финансовые организации ‑ тем самым были снижены риски, которым подвергались средства вкладчиков банка. С целью пресечения привлечения средств по повышенным ставкам, характерных для проведения высокорискованных операций, был введен запрет на выплату процентов по текущим счетам, проценты по депозитным счетам подвергались регулированию Федеральной резервной системы (ФРС). Был регламентирован биржевой кредит.

Была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) – банки отчисляли взносы в страховой фонд, в случае банкротства ФСКД санировала банк и выплачивала вклады в пределах установленного законом лимита на вклад в одном банке.

Промышленность

Статья 7 НИРА содержала меры социального характера ‑ она вводила ограничения на продолжительность рабочей недели и предписывала обязательный минимум оплаты труда. В ней также признавалось право организации профсоюзов и заключение коллективных договоров.

Контроль за реализацией программы НИРА возлагался на созданную президентом Национальную администрацию восстановления.

Социальная сфера

Для борьбы с безработицей, а также с целью улучшения материального положения населения были предприняты следующие меры: прямая помощь безработным, введение системы страхования по безработице и организация общественных работ.

Так, 12 мая 1933 года на оказание помощи безработным было выделено около 0,5 млрд долларов, всего было израсходовано свыше 4 млрд долларов. Большинство безработных получению пособий предпочитало общественные работы. На основании рекомендаций НИРА была создана Администрация общественных работ (PWA), занимавшаяся в основном крупными строительными проектами, доказывая тем самым, что «деньги не шли на ветер». Общий объем работ, выполненных по ее проектам составил около 3,3 млрд. долл.

Для безработной молодежи весной 1933 года правительство организовало лагеря, в которых молодые люди работали и жили в течение шести месяцев, имея полное обеспечение. Заработная плата составляла около 30 долларов, из них 25 долларов направлялись семье работающего.

В 1935 году был принят закон, предусматривавший страхование по старости и безработице. Несмотря на низкий уровень выплат и нераспространение закона на значительные слои работающих (сельское хозяйство, государственные служащие и т.д.) закон имел революционное значение. Значительным шагом второго этапа реформ стало принятие 5 июля 1935 года Национального акта о трудовых отношениях, так называемого закона Вагнера. Закон гарантировал права трудящихся на организацию, заключение коллективного договора, организацию стачек. Следующим этапом развития социальных прав было принятие в июне 1938 года закона о справедливых условиях труда (ФСЛА), предусматривавшего обязательный минимум оплаты труда 25 центов в час, введение полуторного тарифа при превышении продолжительности рабочей недели (44 часа, с 1940 года – 40 часов), ограничивался детский труд.

Жилищное строительство

В годы Великой депрессии правительство уделяло значительное внимание развитию жилищного строительства, в частности ипотечного кредитования. Так в 1933 году была создана первая компания, выпустившая облигации для финансирования ипотеки – Ссудная корпорация владельцев жилья. В 1938 году создана Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA), находящаяся под контролем государства. Начальный капитал компании был сформирован за счет средств бюджета.

Сельское хозяйство

В мае 1933 года Рузвельт подписал билль о помощи фермерам, который предлагал меры по борьбе с кризисом в сельском хозяйстве, связанным с падением цен на продукцию и массовым разорением фермеров. Основная его часть представляла закон о регулировании сельского хозяйства, известный как закон ААА (the Agricultural Adjustment Act).

Главная его идея – ликвидировать «ножницы» между ценой, затрачиваемой фермером на производство продукции, и той, которую он получал при ее реализации. Чтобы сбалансировать спрос и предложение и поднять цену сельхозпродуктов, часть земли изымалась из сельскохозяйственного оборота, за что фермерам выплачивались субсидии. В первую очередь эта мера повысила конкурентоспособность крупных фермерских хозяйств, получивших основную массу премий за сокращение посевного фонда.

В дальнейшем был предпринят ряд мер, направленный на помощь более мелким фермерам. В 1935 году была создана Администрации по переселению, преобразованная в начале 1937 году в Администрацию по охране фермерских хозяйств. Эти учреждения осуществляли финансовую помощь мелким фермерам для покупки ферм и их переселения на более качественные земли, стимулировало развитие кооперативов для сбыта продукции, приобретения оборудования.

В 1936 году был принят закон о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка. Согласно его положениям, премии выплачивались тем хозяйствам, которые сокращали площади под культурами, истощающими почвы, а также за меры по улучшению почв. Необходимость этих мер была вызвана сильной засухой 1934 года, сопровождавшейся пыльными бурями.

Принятый в 1938 году закон о регулировании сельского хозяйства вводил концепцию «всегда нормальной житницы». Цель новых начинаний была прежняя – восстановление паритета цен, однако методы достижения были уже другими – продукция не уничтожалась, а сохранялась, выплаты производились в счет еще не проданной продукции.

В мае 1935 года правительство создало Администрацию по сельской электрификации (REA), организовавшую работы по электрификации сельской местности.

Источник

Новый курс Рузвельта

Что нового было в экономическом курсе рузвельта Что нового было в экономическом курсе рузвельта

Всего получено оценок: 969.

Всего получено оценок: 969.

”Новый курс” Рузвельта в США – это экономическая политика, которую американский президент Франклин Рузвельт проводил для преодоления “Великой депрессии” (экономического кризиса 1929-1933 года). Все изменения проводились с целью стабилизации экономической ситуации и возвращения ее в нормальное русло.

Что нового было в экономическом курсе рузвельта

Реформы в рамках “Нового курса”

Вступивший в должность 4 марта 1933, менее чем через неделю Рузвельт уже принял меры по стабилизации ситуации.

Что нового было в экономическом курсе рузвельтаРис. 1. Франклин Рузвельт.

Была созвана чрезвычайная сессия Конгресса, который заседал три месяца и в результате принял ряд важных для страны законов. Какие основные реформы были проведены, наглядно покажет таблица.

Сфера

Реформы

Объявление каникул для банков и полная их ревизия. Результат – банковская система укрепилась.

Создана Федеральная система страхования депозитов – она выдавала средства вкладчикам в случае банкротства банков.

Принят национальный закон по поводу восстановления промышленности (16 июня 1933 года). Результат – выработаны кодексы “честной конкуренции”.

Предписан минимум зарплаты и максимальная длительность трудовой недели.

Безработным оказывалась прямая помощь, организовывались общественные работы, внедрялись социальные выплаты неработающим.

Принят закон о выплатах по старости – 1935 год.

С целью трудоустройства безработной молодежи правительство были организованы специальные лагеря. Там молодые люди жили на полном обеспечении и работали с заработной платой в 30 долларов, причем 25 из них отдавались их семьям.

Реформы в сфере жилищного строительства и сельского хозяйства

Эти сферы также пострадали от кризиса 1929-1933 годов, они требовали развития.

Так, в том, что касается жилищного строительства, американское правительство пошло по пути, которые предполагал развитую систему кредитования на покупку жилья. С этой целью в 1933 году создали Ссудную корпорацию владельцев жилья, она выпускала специальные облигации. А в 1938 году создана еще одна организация, но уже подконтрольная государству.

которые читают вместе с этой

Что нового было в экономическом курсе рузвельта

Что нового было в экономическом курсе рузвельта

Что нового было в экономическом курсе рузвельта

Что нового было в экономическом курсе рузвельта

Что нового было в экономическом курсе рузвельта

Чтобы поддержать производство сельхозпродукции, в мае 1933 года был выпущен и подписан Рузвельтом Билль о помощи фермерству. С его помощью предполагалось бороться с разорением фермеров и слишком низкими ценами на сельскохозяйственную продукцию. Принятый билль позволил фермерским хозяйствам большого масштаба стать более конкурентоспособными.

Что нового было в экономическом курсе рузвельтаРис. 3. Фермерское хозяйство в 1933 году.

Мелкие хозяйства также не были забыты – им оказывалась финансовая помощь, государство поощряло создание кооперативов для сбыта продукции и внедрение новых технологий в процесс работ.

Итоги и критика “Нового курса” Рузвельта

Принятые законы осуществляли прямое вмешательство государство в сферу социально-экономических взаимоотношений. Таким образом Рузвельт смягчил последствия кризиса и позволил Соединенным штатам Америки постепенно выйти из него.

Однако его политика постоянно подвергалась жесткой критике: когда страна стала выходить из кризиса, корпорации, обвиняя президента в насаждении социализма, стали добиваться отмены принятых законов. Но некоторые сравнивали его с таким великим политиком, как немецкий канцлер Отто фон Бисмарк.

Достижения в области трудового законодательства, которые были заслугой Рузвельта, сошли на нет уже после Второй мировой войны.

Что нового было в экономическом курсе рузвельта

Что мы узнали?

Из статьи для 10 класса истории мы узнали кратко главное в “Новом курсе” Рузвельта – суть реформ в сельскохозяйственной, промышленной, социальной сферах, а также в том, что касалось банков и жилищного строительства. Указываются итоги проводимой им политики и то, какой критике она подвергалась. Узнали, чего удалось достичь благодаря вмешательству государства в экономические и социальные отношения.

Источник

Новый курс Рузвельта в США: кратко

Реформы «нового курса» Рузвельта

Ответом Америки на кризис 1929-1933 гг. был «новый курс» президента Франклина Делано Рузвельта (1882-1945), которого американцы до сего дня считают самым значительным политиком в своей истории. При Рузвельте, который четыре раза избирался на пост президента с 1932 г., США радикально переменились.

Реформы «нового курса» Рузвельта, проведённые в кейнсианском духе, положили конец эре либеральной классической экономики. До Ф. Рузвельта США были классической страной либерализма, где без­раздельно царил свободный рынок, а государство выступало «ноч­ным сторожем» (это словосочетание обычно употребляется для обо­значения минимальной роли государства в экономике). Рузвельт смог обратить мощь современного государства на спасение капитализма.

Самые радикальные программы «нового курса» встречались бизнесом и Конгрессом США прохладно и вскоре были отменены Верховным судом. Однако это не помешало Рузвельту добиться по­ставленных целей.

Социальные реформы

Самым существенным итогом перемен являлось внедрение начал социаль­ного законодательства в стране: пенсии, пособия безработным, ор­ганизация общественных работ, молодёжная политика. По закону 1935 г. предприниматели обязаны были признать профсоюзные ор­ганизации и заключить с ними коллективный договор. Государство также взяло на себя некоторые регулирующие функции в управле­нии экономикой и финансами.

Экономические реформы

К мерам в области экономики отно­сится создание Национальной администрации восстановления про­мышленности (НИРА). В соответствии с решением НИРА был при­нят «Кодекс честной конкуренции», по которому устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объ­ём продукции, распределялись рынки сбыта. Основное назначение Кодекса заключалось в запрещении продавать товары ниже установ­ленных цен. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Самой успешной оказалась программа помощи ферме­рам. Была учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Эта организация регулировала цены на сельскохо­зяйственную продукцию, устанавливала объём производства, под­держивала сокращение фермерских посевных площадей.

Для аграрного сектора были выделены средства на исследова­тельские работы и просвещение фермеров, техническую помощь, поощрялись инвестиции, проводилась электрификация сельских районов, фермерам выдавались государственные кредиты. В ре­зультате этих мер рост сельского хозяйства в годы «нового курса» составил 5 % в год.

«Новый курс» Рузвельта. Законы 1933-1935 гг.

Кризис 30-х годов. В XX в. в деятельности американского государства появились новые направления. Усилилось государственное вмешательство в экономику. Необходимость в этом была окончательно осознана в 30-е годы, когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший к тому време­ни все основные капиталистические страны.

В США промышленное производство снизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% банков, что лишило миллионы рядовых американцев их сбережений.

Около 17 млн. человек потеряли работу. Находившееся в этот период у власти правительство президента Г. Гувера в надежде на постепенный стихийный вы­ход из кризиса фактически ничего существенного не предпринима­ло.

Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г.

победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс». Реализация программы началась почти одно­временно во всех важнейших областях экономических и социаль­ных отношений.

Спешно был принят ряд законов, призванных стабилизировать банковскую и в целом всю финансовую систему.

Запрещен вывоз золота за границу. Золотой запас страны сосредоточивался в бан­ках Федеральной резервной системы (ФРС). Доллар лишался зо­лотого обеспечения, что неизбежно вело к увеличению денежной массы на рынке, но усиливало влияние правительства на ее цир­куляцию.

Одновременно контроль за финансовой системой в це­лом был возложен на ФРС и созданную к этому времени Феде­ральную комиссию по ценным бумагам и биржам. Была проведена ревизия почти всех банков страны, во многом инициировавшая закрытие около 3 тыс. мелких банков. Одновременно крупнейшие банки получили из казны несколько миллиардов долларов в виде кредитов и субсидий. В таком качестве банковская система не­сколько стабилизировалась.

Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восста­новления промышленности.

В соответствии с законом о восста­новлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся про­мышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами — так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, рас­пределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжитель­ность рабочего времени, уровень зарплаты и т.д.

Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регули­рования сельского хозяйства, которая на основании Закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хо­зяйства и доведения их до уровня 1909—1914 гг.

Это осуществ­лялось главным образом путем оплачиваемого сокращения посев­ных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рента­бельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение).

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры.

Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создавае­мые специальные организации (трудовые лагеря), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д.

Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значи­тельных денежных ресурсов, которые оказались (это было важней­шим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта.

В это время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства, которое носило по существу фрагментарный характер.

Более того, большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем (нанимающим­ся и наймодателем), рассматривалось судами на основе общих принципов обязательственного права, не учитывающих фактиче­ское социально-экономическое неравенство сторон в договоре.

За­коном Норриса — Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон за­прещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать кон­тракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.

В 1935 г. был принят Закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефе­деральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; пред­приниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсою­зах, подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип закрытого цеха); признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона.

Для контроля за выполнением за­кона было создавано Национальное управление по трудовым отно­шениям. Его руководящий состав назначался президентом с одоб­рения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5 тыс.долл., или тюремному заключению до одного года, или одновременно обоим видам наказания.

В 1935 г. был принят Закон о социальном обеспечении, явив­шийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному стра­хованию.

Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определенному цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии, «если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не пре­высит 3 тыс. долл. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 суммы его вышеупомянутого общего заработка». Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим на­логам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1 % с последующим по­вышением налога на 0,5% через каждые следующие три года.

Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим на­логовым обложениям вводился налог в размере 1 % общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года на­лог повышался на 0,5%.

В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

В итоге «Новый курс», являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу социально-экономических отно­шений и включавший значительные элементы регулирования, спо­собствовал смягчению проявлений кризиса.

Ревизия «Нового курса»

По мере выхода из кризиса корпо­рации главным образом через Верховный суд стали добиваться (и не без успеха) отмены законодательства «Нового курса».

В целях смягчения будущих кризисных явлений стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые глав­ным образом с помощью финансово-экономических средств.

После окончания второй мировой войны произошел отход от завоеванных позиций в области трудового законодательства. В 1947 г. был принят Закон Тафта — Хартли формально в каче­стве поправки к Закону Вагнера, а фактически отменивший его важнейшие положения.

Этот закон затруднял ведение стачечной борьбы. Так, предупреждение о намечаемой забастовке должно последовать за 60 дней до ее начала. Президент наделялся правом в любой момент приостановить забастовку на 80 дней (так назы­ваемый охладительный период). Государственным служащим запрещалось участие в забастовках. Не допускались стачки солидар­ности, стачки, «создающие угрозу национальным интересам стра­ны». Отменялась практика «закрытого цеха». Предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забас­товкой, выходящей за рамки, предписанные законом.

Устанавли­вался контроль за профсоюзными средствами, которые запреща­лось использовать для достижения каких-либо политических це­лей. Были приняты и другие законы, в той или иной мере ограничивающие права профсоюзов.

В первое послевоенное десятилетие усилилась законодательная деятельность и в другой области. В 1950 г. был принят Закон Маккарэна — Вуда, по которому создавалось Управление по контролю за подрывной деятельностью.

Ему предоставлялось право определять, является ли та или иная организация коммунистиче­ски действующей организацией или организацией коммунистиче­ского фронта. Такие организации подлежали обязательной регист­рации в министерстве юстиции, а их члены фактически ограничи­вались в гражданских правах. Отказ от регистрации предусматривал достаточно жесткие санкции.

В случае объявления «чрезвычайного положения» президент получал право с согласия министра юстиции отдавать распоряжение о задержании и об ин­тернировании любого лица, если имелось разумное основание по­лагать, что это лицо может потенциально представлять угрозу для национальной безопасности США. Вскоре были приняты и другие аналогичные законы. На их основе, а также на основе исполни­тельных приказов № 9835 и 10450 была развернута кампания по «проверке лояльности», в ходе которой преследованию под­верглись не только коммунисты, но и просто прогрессивно мысля­щие интеллигенты.

Впоследствии эта кампания была в основном прекращена. И тем не менее в стране сложилась, функционирует и трансформируется особая система правовых отношений, которые не всегда совпадают с Конституцией.

Новый курс Рузвельта США

В XX веке в деятельности американского государства появились новые направления. Одним из них стало регулирование экономики и социальных отношений.

Необходимость в таком регулировании была окончательно осознана в 30-е гг., когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший к тому времени все основные капиталистические страны.

Находившееся в этот период у власти правительство президента Гувера в надежде на постепенный стихийный выход из кризиса фактически ничего существенного не предпринимало. Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс».

Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений.

Ситуация в США накануне выборов. Попытки преодоления кризиса администрацией Гувера.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. с особой силой поразил США, резко сократил объем производства, привел к расстройству финансы, вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм, массовую безработицу.

Уже с лета 1929 г. в США стали сказываться признаки кризиса перепроизводства, который быстро охватил промышленность, сельское хозяйство, финансовую систему и другие отрасли экономики. Он вызвал огромные потрясения во всей хозяйственной жизни страны.

Гигантская разрушительная сила экономического кризиса проявилась, прежде всего, в резком падении промышленного производства. 29 октября 1929 года рухнул фондовый рынок, биржевой крах оказался только стартовым сигналом к невиданно глубокому кризису, поразившему всю экономику США на долгие годы.

Этот кризис, ставший для Америки историческим рубежом, получил название «Великая депрессия». Общий объем продукции американской промышленности составил в 1932 г. лишь около 54% по сравнению с докризисным 1929 г.

За годы кризиса прекратила существование пятая часть всех банков США, каждый третий рабочий был лишен работы, принудительно распроданы за неуплату долгов и налогов сотни тысяч фермерских хозяйств.

Кризис оказал сильное воздействие на внешнюю политику США.

Последствиями его явились резкий упадок мировой торговли, усиление борьбы за рынки сбыта товаров, обострение противоречий между государствами. В мире капитала развернулась настоящая торговая и таможенная война. Следствиями кризиса явились также обесценение валюты, нарушение международных финансовых связей, банкротства банков, создание стерлингового блока под эгидой Великобритании.

При отсутствии государственной системы социальной защиты жертв обрушившихся на страну экономических бедствий, кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих.

Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни.

Первые попытки остановить волну банкротств путем государственного кредитования были предприняты в США в 1932 г.

правительством Гувера. С этой целью была создана Национальная кредитная корпорация, преобразованная в начале 1932 г. в Реконструктивную финансовую корпорацию. Другая правительственная организация — Федеральное фермерское бюро — была призвана поддерживать уровень цен на сельскохозяйственную продукцию. Эти мероприятия потерпели полную неудачу.

Правительство Гувера не смогло остановить сползания страны к надвигающемуся финансово-экономическому краху. Федеральная Резервная Система не справлялась со своими задачами помощи банкам в условиях биржевых лихорадок, так как возглавляющий ее Совет управляющих не был в это время наделен необходимыми властными полномочиями.

Администрация Гувера отрицала все возможные мероприятия, направленные на государственную помощь безработным и введение системы социального страхования.

Как правило, эти функции возлагались на частную благотворительность, и только в исключительных случаях признавалась возможность использования федеральных средств и средств отдельных штатов. Вплоть до лета 1932 г. все планы федеральной помощи безработным категорически отвергались.

Весной 1933 г., когда кризис достиг своего апогея, на пост президента вступил кандидат демократической партии Ф.

Рузвельт, до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка, дальновидный политик, понимавший необходимость радикальных мер для создания в стране эффективно действующего антикризисного механизма, проведения социальных реформ, способных приостановить развитие массового движения протеста в Америке по революционному пути.

Основные реформы Ф. Д. Рузвельта

На выборах, состоявшихся 8 ноября 1932 г., демократы во главе с Франклином Д. Рузвельтом завоевали Белый дом и обеспечили себе
большинство в обеих палатах Конгресса.

Разработанная правительством Рузвельта программа антикризисных мер получила в истории США название «нового курса», основные реформы которого были проведены в период первых «ста дней» его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.

Эта программа не носила спонтанного характера, еще в 1928 г.Ф. Рузвельт, став губернатором от демократической партии в штате Нью-Йорк, сформулировал доктрину «ответственности государства за судьбы своих граждан». Эта доктрина наша воплощение в радикальной по тем временам программе реформ, предложенных им легислатуре штата, включающей в себя помощь фермерам и фермерским кооперативам, контроль за рынком сельскохозяйственных продуктов, решительное улучшение рабочего законодательства, поддержку школ, здравоохранения и пр.

Там же Ф. Рузвельт получил и первый опыт социального реформаторства, когда законодательным собранием штата был принят беспрецедентный по тем временам Закон о чрезвычайной помощи безработным, и была создана в целях проведения этого закона в жизнь Временная администрация помощи. Опыт создания соответствующих государственных органов, гарантии-рующих проведение чрезвычайных законов в жизнь, неукоснительно использовался Рузвельтом и в дальнейшем.

Финансовая реформа

Франклин Делано Рузвельт принес присягу президента 4 марта 1933 года, когда в разгаре был банковский кризис.

По всей стране вкладчики осаждали банки, требуя вернуть деньги, что было невозможно. Банковская система, а с ней и вся экономика, были на грани полной остановки.

На следующий день Рузвельт своим решением приостановил операции во всех банках страны. Была объявлена программа срочных мер по оздоровлению банков и защите вкладов. На основании принятого Конгрессом Чрезвычайного банковского закона, предоставившего президенту широкие полномочия в финансовой сфере, был наложен временный арест на счета всех банков страны с целью их полной ревизии.

После соответствующей проверки их кредитоспособности Министерство финансов подтвердило разрешение деятельности главным образом крупных банков (4507 национальных и 4517 штатных), что само по себе привело к притоку в них вкладов, пополненных новыми кредитами Реконструктивной финансовой корпорации.

Огромное число мелких банков вынуждено было прекратить свое существование.

10 марта, Ф. Рузвельт издал исполнительный приказ, ставший первым шагом к установлению полного государственного контроля над золотом, находившимся ранее в обращении, как на внутреннем, так и на международном рынке.

Это предотвращало утечку золота за границу и его накопление в частных руках с целью спекулятивной деятельности. Обязательной сдаче резервным банкам, входящим в ФРС, подлежала вся золотая валюта граждан, превышающая 100 долларов. Ни один банк, кроме банков ФРС, не имел право иметь золотого запаса, что гарантировалось применением мер уголовной ответственности.

Правительство получило материальную возможность декретировать золотое содержание доллара. Радикально расширив государственное вмешательство в банковскую сферу, эти акты установили порядок возобновления деятельности банков после вынужденных «каникул».

В целях пресечения спекуляций вкладами, необоснованных предоставлений кредитов компаниям, владельцами акций которых выступали сами банки, были разделены депозитные и инвестиционные функции банков.

На основе Закона о банковской деятельности 1933 г. были созданы в 1934 г. Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ), а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений (ФКСС), призванные восстановить доверие к банкам, защитить банковские вклады населения.

Закон 1933 г. предусмотрел страхование вкладов для всех банков — для федеральных банков это страхование стало обязательным, для банков штатов — добровольным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *