Что носят женщины мусульманки
Под покровом Почему хиджаб стал популярным по всему миру и кто на этом зарабатывает
Хиджаб, прежде бывший принадлежностью почти исключительно мусульманских стран, в последнее десятилетие захватывает улицы европейских и американских городов, витрины магазинов и модные подиумы. «Скромную» одежду шьют и массмаркетные бренды вроде Uniqlo, и люксовые Dolce & Gabbana. Недавно российская марка Gloria Jeans сняла в рекламной кампании модель в хиджабе, что вызвало недовольство потребителей. «Лента.ру» проследила новейшую историю хиджаба.
Покров истории
Ответ на вопрос, почему женщины в исламских странах Северного Средиземноморья, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии закрывают все тело и лицо одеждой, не так однозначен, как может показаться. Задолго до ислама климатические условия заставляли местных жителей закрывать тело, голову и лицо тканью. В патриархальных обществах, где женщины были большой ценностью, «скромную» одежду их заставляли носить еще до времен пророка Мохаммеда. При этом у туарегов — одного из кочевых племен Северной Африки, по мнению антропологов, сохранились пережитки матриархата, и женщины этого племени ходят с открытыми лицами, а мужчины закрывают лицо.
С распространением ислама мусульманские религиозно-правовые нормы (шариат) стали предписывать исповедующим ислам закрывать аврат — живот и ноги от пупка до колен у мужчин; все тело, кроме овала лица и кистей рук — у женщин. Видеть женщину без многослойных драпировок могут только мужчины, принадлежащие к категории махрам (отец, брат, сын, внук, то есть близкие родственники, с которыми женщина не может вступить в брак).
Что характерно, шариатские нормы не конкретизируют требований к одежде: этим занимаются муфтии и кади, авторитетные толкователи Корана. Как правило, общие нормы подгоняются под обычаи страны и региона и могут делаться то строже, то свободнее. Чаще всего мусульманки носят хиджаб или абайю. Европейцы обычно называют хиджабом только особенным образом повязанные головные платки, полностью скрывающие волосы. Абайя — это полный комплект одежды, обязательно закрывающий руки до кистей и ноги до ступней.
Более строгий вариант — чадра (иначе называется чаршаф). В этом костюме покрывало может закрывать нижнюю часть лица. Следующая ступень скромности — никаб — закрывает низ лица и драпирует все тело от плеч так, что неразличимы линии груди и талии. Самый тотальный вариант — паранджа (бурка) — напоминает чехол с забранным сеткой отверстием для обзора на уровне глаз. Два последних варианта женщинам навязывают в обязательном порядке в государствах, где шариат признан нормой права (Саудовская Аравия и ряд других). В более либеральных странах женщинам можно носить яркие абайи или даже условно мусульманскую одежду: платок, закрывающий волосы, брюки до ступней и поверх них — закрывающие бедра удлиненную тунику или платье (все непременно с длинными рукавами и без декольте).
Никаб и паранджу чаще всего носят женщины в тех странах, где законы шариата признаны в государственными, прежде всего — в Саудовской Аравии. Мусульманки в европейских странах предпочитают почти символический в сравнении с никабом хиджаб светлых и даже ярких оттенков. Некоторые прогрессивные мусульманские девушки носят традиционный платок, а вместо платья в пол или длинной юбки и удлиненной блузы или кафтана надевают брюки или джинсы, а поверх них — сравнительно короткие платья или туники (однако обязательно закрывающие бедра и с длинными рукавами).
Обманчивая идиллия
В современной Европе увеличивающееся число женщин в хиджабах на улице еще несколько лет назад вызывало серьезное беспокойство и неприятие. Особенно это было актуально в странах, где иммигрантские общины велики и непрерывно растут. Так, администрация французских учебных заведений запрещала школьницам-мусульманкам ходить в платке на занятия, а полицейские прогоняли с пляжей женщин в буркини — мусульманских купальных костюмах. Но риторика левых и примкнувших к ним мусульманских активистов постепенно изменили общественное мнение: европейцам приходится смириться со статусом кво.
Одежда по Шариату
Также большинство пытается внести для себя ясность о длине платья и необходимости надевать его в сочетании с брюками.
Мнения о надобности женщинам скрывать лицо по Шариату рознятся. По общим правилам, в Исламе решение о прикрывании лика считается обязательным. Данное мнение закреплено среди ученых-толкователей Священной Книги Аллаха Корана, а также сподвижников Пророка Мухаммада.
Священная Книга Аллаха Корана повествует о том, что мусульманка не должна поднимать своих очей, но обязана оберегать половые органы, и не имеет права соблазна других своей красотой. Красота верующей не может быть доступна никому, помимо мужа ее и ближайших родственников. Не надлежит ей и стучать ногами, дабы привлечь внимание посторонних к надетым украшениям.
Дозволено ли ношение модной одежды?
Относительно того, могут ли мусульманки одевать модную одежду, существуют свои правила. Ношение таких вещей не запрещено, если оно соответствует строгим нормам Шариата. Шейх ибн Усеймин говорил, что важно не следование моде, но следование вере своей. Таким образом, мода, содержащая виды одежды различных стран мира, далеко не всегда отвечает канонам Шариата.
Для мусульманок не принято ношение короткой, облегающей или прозрачной одежды. Ограничения накладываются на всякие фасоны, оказывающие акцент на части тела. Брюки также обрамляют женские изгибы: выделяется талия, ноги, живот, бедра. Использование в своих образах брюк шейх считал харамом. Однако, строгого запрета на этот вид одежды не существует.
Хиджаб
Шариат запрещает творение на головах прически, которые могли бы выделиться при ношении хиджаба. Среди таких причесок выделяют все варианты, что закрепляются на затылке. Пророк Аллах считал, что женщины, чьи части тела обнажены, а прически напоминают «верблюжьи горбы» не смогут попасть в Рай.
Виды одежды для женщин: одеть или выбросить
Шариат запрещает верующим облачаться в такие модели вещей, которые своим видом могли бы выделить их среди общественности. Мужчинам по шариатским законам не надлежит уподобляться соблазнам выделяющейся внешности, а девушкам строго запрещено привлекать таким образом внимание мужчин.
Брюки
Сомневаясь, можно ли одеть женщине брюки, найти ответ поможет вид одежды. Если форма брюк мужская, и выглядят они подобно мужской модели, то девушке носить такое не положено.
Те модели, что напоминают шаровары или являются женскими по форме, дозволены в ряде мусульманских стран даже без ношения поверх них платьев. Если же мусульманка проживает в той стране, где подобная практика не считается приемлимой, то данный аргумент не является весомым.
Ислам запрещает ношение обтягивающих одеяний. Наряды, облегающие грудь и черты тела, возможны для ношения лишь перед мужем. По Шариату нельзя использовать в гардеробе чулки и носки телесных оттенков, обозначающих размеры ног и выражающих их красоту. Запрет на узкие элементы связан также с их отрицательным влиянием на организм. Считается, что подобные модели наносят вред, становясь источником аллергических реакцией, а также сдавливая внутренности.
Юбки и блузы
Применение в гардеробе юбок, блуз и туник допустимо при том условии, когда они не нарушают закон Шариата, то есть не просвечивают и не обтягивают. Одеяние свободного типа, скрывающее какие-либо черты женских изгибов, вполне допустимы для мусульманок.
Украшения
Шариат не дозволяет показывать обществу браслеты, кольца, цепочки, серьги и другие украшения. Закон распространяется и на использование косметики, выделяющей лицо. Все элементы, украшающие девушку, созданы лишь для радости взора ее мужа.
Части тела, остающиеся открытыми
Правила Шариаты позволяют женщине открыть лишь ее лицо и кисти рук ниже манжеты. Границами лица считается зона от начала корней волос до подобородка, а также расстояние между скулами.
Обувь
Одним из наиболее частых вопросах, касающихся норм Шариата, считается вопрос о дозволенности ношения мусульманками обувь на каблуках. Считается, что предназначение каблуков заключается в обмане природы, поскольку они делают женщину выше, добавляя ей изящности. Шариат расценивает использование каблуков попыткой изменить и выделить себя, а значит, девушкам, желающим заслужить одобрение Аллаха, носить подобного рода элементы одежды запрещено.
Запрет на каблук также сводится к взаимосвязи с женским здоровьем:
Считается, что женщина с плохим здоровьем не способна стать хорошей матерью, оказывающей своевременную заботу своему ребенку.
Кроме того, женщина, идущая на каблуках, создает характерный стук по полу, что может являться источником соблазна для мужчины.
Какого возраста должен достичь мальчик, чтобы девушке стало необходимым надеть перед ним хиджаб?
Конкретного возраста, при котором женщина обязуется носить перед мальчиком хиджаб, не существует. Девушка должна самостоятельно определить момент, когда ей становится нужным прикрывать собственный аурат.
Если ребенок мужского пола чаще теперь смотрит на женщину, ведет с ней длительные увлеченные разговоры, старается чаще обратить на себя внимание, значит, пришло время скрывать перед ним свое лицо. Возраст мальчика может быть совершенно разным, поскольку у каждого отличаются природные качества, особенности психики и организма.
Немаловажным фактором является та среда, в которой воспитывается мальчик: окружение, в котором часто обсуждают женщин, говорят о них в формате их изящности, быстрее формирует в мальчике мужчину. Подобная среда развития раньше сформирует в ребенке потребность быть с женщиной, а значит, ранее он начнет и приглядываться к ним.
Как одеваться мусульманке
Как мужчинам-мусульманам, так и женщинам-мусульманкам необходимо соблюдать те законы и правила, которые установлены Творцом всего сущего и являются залогом нашего всестороннего благополучия в обоих мирах.
Требование скромности и умеренности во всем, в том числе во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, касается как поведения, так и одежды. Вот что говорится об этом в одном из знамений Священного Корана:
«Скажи верующим мужчинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представительниц противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]. Это чище (лучше и благонравнее) для них. Поистине, Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен о том, что они делают. И скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представителей противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]. И чтобы не выставляли напоказ свою красоту [чтобы не оголяли свое тело; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин], помимо лишь того, что явно [что трудно скрыть, а также того, что необходимо иметь — элегантность, опрятность, представительность — во внешнем виде, например, на работе][1]. И пусть набрасывают шаль на грудь (пусть не оставляют открытым вырез на одежде в области груди). Пусть не демонстрируют свою [женскую] красоту, кроме как своим мужьям» (см. Св. Коран, 24:30, 31).
Недопустимо для женщины-мусульманки выставлять напоказ свою красоту, исключение составляют, кроме мужа, те из мужчин, за кого она в силу родственных связей не имеет права выйти замуж.
Что касается фразы «и чтобы не выставляли напоказ свою красоту, помимо лишь того, что явно» («илля ма захара минхэ»), то здесь подразумеваются лицо и кисти рук, а также та часть тела, которая оголилась случайно, и контуры тела, которые не могут быть скрыты даже свободной, не облегающей одеждой (данный комментарий учитывает и мнения столь авторитетных ученых, как Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд и др.).
Ставшие привычными для современного (в большей части нерелигиозного) общественного сознания представления о женской одежде обусловлены влиянием западных стандартов с присущей им тенденцией к чрезмерной открытости и обнаженности. Подобный подход к женской одежде противоречит морально-этическим идеалам не только исламской, но и христианской и иудейской традиций[2].
Основные требования к женской одежде в Исламе
В Коране — Священном Писании, завершающем цикл Божественных Откровений человечеству, а также в высказываниях заключительного Божьего посланника Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) четко определены основополагающие требования к женской одежде, суть которых заключается в следующем:
1. Необходимо, чтобы одежда прикрывала все части тела, кроме лица и кистей рук, а также волосы (согласно цитированному выше комментарию к 31-му аяту 24-й суры Священного Корана). Из высказываний Пророка на эту тему можно привести хадис: «Если девушка достигает совершеннолетия (у нее появляется менструация) и она при этом верует в Аллаха (Бога, Господа) и Судный День [неотвратимость и истинность его наступления], тогда недопустимым для нее является выставление напоказ каких-либо частей тела, кроме лица и рук до сюда», — тут Пророк обхватил кистью свою другую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата»[3].
2. Одежда не должна быть прозрачной, просвечивающейся. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерегал: «Две группы людей будут среди обитателей Ада: (1) правители-тираны, притесняющие свои народы, и (2) одетые, но в то же время обнаженные[4], качающиеся и раскачивающиеся [во время походки для привлечения внимания мужчин] женщины. Эти люди не войдут в Рай и даже не вдохнут [неописуемый] райский аромат»[5].
«Асма’, дочь Абу Бакра, однажды зашла в жилище пророка Мухаммада. На ней была одежда из тонкой просвечивающейся ткани. Увидев ее, Пророк сразу отвернулся и сказал: «Асма’! Когда девушка достигает совершеннолетия, ей недопустимо выставлять напоказ какую-либо часть тела, кроме этого и этого», — тут он указал на лицо и кисти рук»[6].
3. Одежда не должна четко обрисовывать формы женского тела.
4. Одеяние женщины должно соответствовать традиционно женскому, а не мужскому стилю в одежде.
Пророк Мухаммад высказывал однозначное и категоричное осуждение в адрес женщин, старающихся походить на мужчин, и мужчин, которые стараются походить на женщин, ибо подобные явления чужды природе человека. Осуждение касается в первую очередь стиля речи и поведения, когда это искажение преднамеренно[7]. Относительно же одежды, то здесь уже могут быть случаи, когда нет четкого разделения на мужское и женское, ведь культуры и традиции, касающиеся стиля одежды, разнятся и могут сильно отличаться друг от друга: то, что считается женской одеждой в одном народе, может относиться к мужскому гардеробу в другом.
Ибн ‘Аббасом передано: «Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проклял мужчин, старающихся походить на женщин [в стиле общения и в поведении, а где-то, возможно, и в стиле одежды], а также — женщин, старающихся походить на мужчин»[8].
Абу Хурайрой передано: «Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проклял мужчину, который надевает женскую одежду [в его народе и культуре эта одежда является именно женской], а также — женщину, надевающую мужскую одежду [которая является чисто мужской и без вариантов]»[9].
Женская одежда, не соответствующая вышеперечисленным четырем установлениям, противоречит канонам Ислама и ношение ее будет наказуемо Господом в Судный День[10].
Ответы на вопросы по теме
Покрытая голова — это одно из обязательных положений религиозной практики как мусульманок, так и христианок.
«И чтобы не выставляли напоказ свою красоту [чтобы не оголяли свое тело; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин], помимо лишь того, что явно [что трудно скрыть]. И пусть набрасывают шаль на грудь (пусть не оставляют открытым вырез на одежде в области груди). Пусть не демонстрируют свою [женскую] красоту, кроме как своим мужьям» (см. Св. Коран, 24:31).
Едины во мнении исламские богословы всех времен: «Недопустимо для женщины-мусульманки выставлять напоказ женскую красоту, кроме как перед своими мужьями и теми из мужчин, за кого она в силу родственных отношений не имеет права выйти замуж». Перед чужими могут быть открыты только лицо, кисти рук и, по мнению некоторых ученых, ступни ног.
В Библии, например, говорится, что если женщина не носит головной убор, она должна остричься: если женщина не хочет покрываться, то пусть острижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывает голову (см. 1 Кор. 11: 6).
Исламское богословие не предусматривает иной трактовки о покрытии, кроме как в тех случаях, когда обязательность женщины в этом вопросе может повлечь за собой вред, наносимый ее чести, жизни, имуществу, религиозности и потомству, сохранение которых является главной целью веры и религиозной практики, поэтому первостепенно.
Важно заметить, что покрытие ‘аурата (всех частей тела, кроме лица и кистей рук), являясь для женщин обязательным, тем не менее не относится к пяти столпам религиозной практики и к шести столпам веры. Женщина-мусульманка без платка остается мусульманкой, но ее обязательная религиозная практика неполноценна.
Обязательно ли ношение хиджаба для девушки-мусульманки?
Степень обязательности ношения хиджаба (прикрытия ‘аурата) хорошо известна. Не надевая платка или другого головного убора на улице, вы все равно остаетесь мусульманкой, однако совершаете грех. Другой вопрос, что этому препятствует: объективные или субъективные причины? Если причины объективные, то есть ношение хиджаба ставит под угрозу вашу жизнь, честь, имущество, религиозность и потомство, то послабления допустимы в меру сложности ситуации. Если непокрытая голова — вынужденный поступок, с учетом современных реалий и невежественных реакций по отношению ко всему тому, что связано с Исламом, тогда (если будет на то милость Всевышнего) прегрешение минимально.
К сожалению, случается и такое, что родители или родственники, люди, которые должны были бы поддержать, наоборот, запрещают носить платок и длинную юбку. В этой ситуации важно проявить выдержку, понимание, сочувствие и не идти на конфронтацию. При этом сердце должно быть наполнено надеждой на то, что (с благословения Всевышнего) данное религиозное предписание, со всем заложенным в нем благородством, красотой и нравственной пользой, будет в полной мере реализовано в замужестве.
Мусульманская одежда — все это очень хорошо смотрится, но в странах Востока. Я — современная молодая девушка. Мне хочется носить нормальную одежду, которую носят все девушки. Моему мужу это очень не нравится. Мне что, придется выкинуть все джинсы, брюки и покупать одежду, которая на мне смотрится как мешок? Может, все-таки есть какой-нибудь компромисс? Марьям.
Компромисс: 1) джинсы и короткие юбки выбрасывать не нужно, будете надевать их дома для удобства или подчеркивания своей женственности перед мужем; 2) посетите модные бутики мусульманской одежды в Стамбуле, именно модные, и вы поймете, что современная западная мода, раздевающая и оголяющая, — полный отстой, а мусульманский стиль — сама элегантность и женственность.
Я недавно перешла на хиджаб. Могу ли я свои старые фото без платка отдавать друзьям?
Не стоит. Оставьте их на память для себя, мужа, детей и потомков.
Обязательно ли надевать платок под цвет одежды или есть какие-то преимущества в этом?
Не обязательно. Одевайтесь на собственный вкус и стиль.
Не могу решиться надеть хиджаб, хотя есть большое желание. Что-то сдерживает. Муж на счет этого ничего не говорит. Когда только поженились, я у него спросила, хочет ли он, чтобы я надела хиджаб? Он ответил, что это слишком. Сама я из Дагестана и не понимаю Ислам Дагестана: вроде все мусульмане, но практикуют его немногие. Живу в Москве, считаю, что именно это меня сдерживает в ношении платка и длинной юбки. Что вы мне посоветуете? Амина.
Советую посетить несколько магазинов хорошей стильной одежды (учитывая ваш достаток и возможности) и подобрать для себя необлегающие брюки, например, длинную юбку, платье с длинными рукавами, блузку, тунику и т. п. Вы имеете все возможности, тем более живя в окружении московского изобилия, одеваться удобно, стильно и по-мусульмански.
Платки лучше покупать в Турции, в магазинах мусульманской женской одежды. Ассортимент огромен. Берите те, что из чистого натурального шелка (цена — от 20$ до 50$). Там же вас научат правильно его завязывать, дабы он не спадал, быстро надевался и снимался. Если у вас есть вкус, то поэтапно приобщив себя к этому, вы станете намного красивее и женственнее. Муж будет в восторге.
Моя семья из числа этнических мусульман. К правильному пониманию Ислама я пришла недавно. Стараюсь с Божьей помощью выполнять предписанное мусульманке. Я надела хиджаб, но под давлением родственников сняла. Теперь не нахожу покоя. Все равно стараюсь максимально закрыть тело и голову. Является ли моя слабость грехом? Надеть второй раз хиджаб… Боюсь, что не выдержу слабости моего имана. Может быть, не следовало так стремительно идти к этому? Как можно одеваться так, чтобы соблюдать обязательное? Допустимо ли открывать шею и мочки ушей? Мне постоянно приводят в пример интервью с одной мусульманкой, которая сказала, что эта форма одежды присуща арабскому менталитету.
Не драматизируйте ситуацию. Составьте для себя своего рода план роста. Не тратьте силы на объяснение чего-то другим, а сами старайтесь понять. Послабления в вопросе ношения платка могут быть, но это зависит от того, в каких обстоятельствах вы находитесь. Главное — постепенно, но уверенно идти вперед и вверх, а не назад и вниз. Сами определите, что является для вас на данном этапе возможным в вопросе выбора одежды, возьмите этот (незавышенный) уровень за основу и ниже него больше никогда не спускайтесь (длинная юбка, стильные, необлегающие брюки, блузка или кофта с длинными рукавами). Проявляйте гибкость в общении с родными и близкими, не будьте назойливы для них в вопросах веры.
Что касается «арабского менталитета», то это несерьезно! Вот танец живота, курение кальяна, чадра, сплошь черные одеяния — это именно арабский (а не мусульманский) менталитет, точнее сказать — часть арабской традиции.
Я к вам обращаюсь не только с вопросом, но и за поддержкой. Дело в том, что я стараюсь быть соблюдающей мусульманкой, не так давно надела хиджаб (платок). Мне нравится то, как я живу. Я замужем за соблюдающим мусульманином, но вот мои родные не принимают моего, чуждого им образа жизни, и, в частности, хиджаба, хотя мы этнические мусульмане.
Я приехала в гости к родным, и все время слышала упреки, нотации, лекции, я чувствую себя чуть ли не позором семьи. Родные боятся, что меня увидят знакомые. Но дело не в этом. Дело в том, что в спорах с ними я, к сожалению, замечаю, что у меня начинают появляться сомнения. Наверное, это от слабости веры и от недостатка знаний, из-за чего мне и не хватает уверенности в правильности моего поведения. То есть, например, они всегда задают мне такой вопрос: «Если носить хиджаб предписано Всевышним, то почему раньше даже муллы не говорили об этом? Почему это возникло только сейчас? Разве источники (Коран и Сунна) могли измениться? Как бы вы ответили на этот вопрос? И можно ли надеть платок, повязанный назад, и одежду с воротником-стойкой? Радима, 27 лет.
Насколько бы странным вам это ни показалось, но настоятельно советую следующее. Занимайтесь спортом (следите за собою, как минимум, выполняя ежедневную гимнастику), ешьте больше растительной пищи, злаков, минимизируйте мучное и жирное, одевайтесь строго и модно (без шика и роскоши, а также без черных балахонов) и прочитайте пять моих книг: «Мир души», «Триллионер думает», «Стань самым умным и самым богатым», «Как увидеть Рай?» и «Хадисы. Высказывания пророка Мухаммада». Читайте книги, не торопясь и делая в них пометки карандашом.
Следуя всему упомянутому и внимательно прочитав все пять книг, вы увидите, как изменится ваша жизнь за шесть-восемь месяцев. Успехов!
Насколько я грешна перед Аллахом, если не ношу мусульманскую одежду? В остальном я следую всем религиозным предписаниям: совершаю намаз, соблюдаю пост, призываю людей к благому, удерживаю от дурного и запретного и т.д. Какое наказание мне будет за отсутствие необходимой формы одежды? Лиза.
Современные реалии подчас бывают очень жестоки. Информационный беспредел вынуждает простых людей искать определенные компромиссы, дабы ужиться и выжить в грубой действительности. Вера должна способствовать тому, чтобы мы жили, а не выживали, чтобы преодолевали, достигали, возвышались, а не оборонялись. Пусть кто-нибудь другой борется с ветряными мельницами. «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть (успокойте, утешьте; смягчите)[13] и не вызывайте отвращения»[14], — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует).
Моя сестра хочет надеть хиджаб, но она работает в государственном учреждении, а там его запрещено носить. Как быть?
Ей нужен необычный, симпатичный, современный, не бросающийся в глаза головной убор. На дозволенность именно такой формы покрытия головы (в вынужденных ситуациях) указывают фетвы современных ученых.
Хотя, наверное, и это трудно осуществимо. У нас почему-то считается неприличным находиться в головном уборе в помещении, всегда просят снять. А потому красивый и модно повязанный платок — вне конкуренции. Было бы желание, разумение и навык стильно одеваться — всегда можно приспособиться и найти выход, не впадая в крайности и не делая кому-либо вызов.
И напомню, вынужденные, сложные ситуации включают послабления. Религия не усложняет жизнь, а систематизирует ее и дисциплинирует нас.
Если девушка не носит хиджаб на работе из-за того, что ей не позволяет начальство, является ли это малым ширком? Лейла.
Нет, малым ширком это не является. На данном этапе жизни пусть носит его во всех остальных ситуациях и обстоятельствах.
Я хочу принять Ислам. Работаю в фирме, где обязателен деловой стиль одежды… Лола.
Если преображаться, то постепенно. Не делать резких движений от каких бы то ни было эмоций и впечатлений. Быть полной жизненных сил и одухотворенности, а внешние «декорации» очередного жизненного периода начнут, по воле Всевышнего, изменяться в пользу вашего настроя, устремленности и жизнерадостности.
Я ношу платок и работаю в иностранной компании. С начала года мне сказали снять платок. Намаз я еще могу совершать, прячась в отдаленных комнатах, но с платком явно не смогу работать. Знаю, что Аллах меня так испытывает, но эта зарплата мне нужна. Этот доход единственный на данный момент, на него живет вся моя семья (у меня пятеро детей), мы снимаем квартиру. Уходить с этой работы неразумно, а против начальства идти — все равно что писать увольнительную. Как быть?
Вам следует успокоиться и понять, осознать, что религия дана нам Богом в облегчение жизни, а не в усложнение ее (Св. Коран, 22:78)[15].
Я не ношу платок в силу того, что мне не хочется ловить на себе удивленные взгляды. Живу в Москве. Вопрос важен для меня, так как я все больше и больше задумываюсь над тем, что грешна перед Богом. Мне кажется, что моя религиозная практика неполноценна. Являюсь ли я из-за того, что не ношу платок, лицемеркой? Лариса.
Лицемеркой вы (да проявится для этого милость Всевышнего) не являетесь. Вера и религиозная практика мусульманки — это не только платок, но и многое-многое другое. Изучите мою книгу «Мир души», откройте для себя то, в чем нам, верующим, всю жизнь следует расти и развиваться.
Носите модную шапочку, берет.
Каждый день, выходя из дома, чувствую себя уверенно. Но когда возвращаюсь, у меня появляются какие-то непонятные ощущения. Мне кажется, что все смотрят на меня и смеются.
Не нужно обращать на это внимания. Вы изнутри должны выработать естественность вашего стиля. Только тот, кто совершенствует и изменяет себя в более правильную, положительную сторону, в состоянии влиять на мир и изменять его.
Если вы будете обращать внимание на такого рода кажущиеся вам вещи и как-то подстраиваться под них, то чувство внутреннего дискомфорта будет постоянно сопровождать вас и нарастать. Учитывайте те обстоятельства и то окружение, в котором вы живете, но не подстраивайтесь под него из-за «непонятных ощущений».
Также нужно принять к сведению, что к концу рабочего дня как мужчины, так и женщины более чувствительны и раздражительны ко всему, особенно если день был тяжелым и малорезультативным.
Шамиль, мы очень часто обращаемся к вашим материалам, слушаем ваши проповеди для поддержки веры и обогащения знаний, но некоторые ваши ответы обескуражили нас. Мы с сестрой были немного удивлены, прочитав их, и решили, что нашей обязанностью перед вами будет сообщить о несогласии с этим.
Конечно, наши знания с вашими не сравнить, но что касается вопроса ношения хиджаба, то, возможно, женщины более чувствительны к этому. Мы считаем, что суть ношения хиджаба заключается не в «особенности стиля, элегантности, изящности, утонченности». Для мусульманок хиджаб — это ограждение от посторонних взглядов, это как раз таки в какой-то степени «средневековый балахон», который не должен привлечь внимания ни одного мужчины и должен отличаться простотой и скромностью. Конечно, сегодня мы вынуждены подстраиваться под общество — отказываться от никаба, заменять черный цвет светлыми, дабы не пугать и без того запуганное исламофобией общество. И, возможно, Аллах, Свят Он и Велик, примет наши оправдания в День Суда, но мы ведь ни в коем случае не должны винить тех женщин, которые носят никаб, предпочитают черный цвет в одежде. Порой действительно хочется закрыть глаза на дотошное общество и не отступать от Сунны. Да простит нас Аллах за те отступления, которые мы вынуждены допускать. Согласитесь, как это приятно увидеть на улице мужчину с бородой и в суннитке, женщину в никабе.
Просим вас попробовать взглянуть на хиджаб с нового ракурса. Лейла, 24 года.
1. Ваша осведомленность о Сунне ограниченна. Примите это замечание во внимание.
2. Нас никто не вынуждает подстраиваться под других, и мы должны жить своей жизнью в рамках тех широченных границ, которые очерчены для нас заключительным Священным Писанием и Сунной Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Но следует напомнить, что широта восприятия зависит от широты мышления, глубины опыта. Подходы, мнения, трактовки, их форма зависят от очень многого, и каждый волен поступать в соответствии со своим обоснованным мнением. Главное — чтобы на пике эмоций, феерических размышлений или юношеского максимализма не получилось так, что сегодня человек навязывает себе и другим одно, а завтра, осознавая, что недопонял чего-то и на эмоциях переборщил, на практике падает ниже допустимого. Поверьте, таких примеров за последние 20 лет жизни я видел немало.
Кстати, с вашего «ракурса» я тоже когда-то смотрел, более 20 лет назад (в 80-х годах прошлого столетия), когда учился в школе.
P. S. Решив переиздать данную книгу и вернувшись к вашему вопросу через десять лет (в Рамадан 2018 года), перечитав его, я задумался: носит ли она хотя бы «стильное и элегантное» мусульманское одеяние, выполняет ли пятикратную молитву-намаз или все это осталось в далеком прошлом и жизнь ее «прогнула» под себя, «опустив» ниже допустимого? Когда вы задавали этот вопрос, были молоды, не замужем, и тональность его больше напоминает юношеский максимализм, а не стремление к набожности. Надеюсь, у вас все очень хорошо и религия помогла вам стать счастливой со своим мужем-мусульманином и заботливой многодетной мамой.
Родители не разрешают мне делать намаз, покрывать голову, боятся, что я стану ваххабиткой. Хотя они этнические мусульмане, но все же не желают понять, что это предписания Всевышнего.
Мои родители против того, чтобы я надевала длинную юбку, заставили снять. Что делать? Фатима, 17 лет.
Я хочу ходить в хиджабе, но родители запрещают, считая это опасным. Мы живем в Москве, я учусь и много времени провожу вне дома. Что мне делать? Они настроены категорически! Qamar, 19 лет.
Я знаю семьи самых разных национальностей, в которых молодые люди находятся в таком же положении, как и вы. Однако, проявляя максимальное терпение, спокойствие и дипломатичность, они достигли значительных результатов и смогли подвести своих близких к пониманию того, что обязательно пред Богом.
Что же касается опасений за вас со стороны родителей, то, с учетом реалий нашего нестабильного времени, это нормально и ничего удивительного в этом нет. Помните, что родители всегда желают для своих детей только блага, так заложено самим Творцом. Но и те сложности, с которыми вы сталкиваетесь со стороны родителей, также объяснимы: ведь на протяжении десятилетий мусульманам прививались совсем другие ценности. Даже сегодня то негативное освещение Ислама, которое проходит в СМИ[16], отпугивает самих же мусульман. Людям в достаточно зрелом возрасте бывает сложно что-то изменить в своей жизни[17], поэтому наберитесь благоразумия и эрудированности, будьте гибки и стойки. Главное — не спорить, не прерывать отношения и не стараться переубедить. Спокойно продолжайте выполнять свою религиозную практику, но делайте это так, чтобы не вызывать раздражения у окружающих. Продолжайте учебу или работу, выполняя их как можно лучше, искренне и очень профессионально. Вы знакомы с тем, когда становишься лучшим в сфере своей профессиональной деятельности? Если нет, тогда запишите в свои планы восполнить этот пробел. Тем самым вы продемонстрируете, что религиозная обязательность в виде пяти молитв, поста и т. п. не требуют от человека отшельничества, самоизоляции, иждивенческого образа жизни и значительной затраты времени на выполнение этого, не несет какой-либо угрозы или опасности другим. Со временем ваша стабильность, успехи, конкретные измеримые достижения и выверенное мировоззрение привлекут близких, и, возможно, медленно, но постепенно их опасения и сомнения сойдут на нет.
В Коране есть удивительнейшие аяты 65-й суры, которые в самые сложные минуты вселяют терпение и стойкость:
«Кто набожен пред Аллахом (Богом, Господом) [следует нормам нравственности, переданным через пророков и развитым праведниками; обязателен в меру сил и возможностей в выполнении предписаний; сторонится явно запретного; следует законам и закономерностям, установленным Творцом в этом мироздании], тому Господь непременно предоставит выход [из на первый взгляд безвыходной ситуации, неразрешимой проблемы, непреодолимой беды, нестерпимой боли] и обязательно наделит (одарит) его уделом [интеллектуальным, духовным или материальным достатком] оттуда, откуда он его и не ожидает [откуда он даже и не предполагает, не рассчитывает его получить]. Кто полагается на Аллаха (Бога, Господа), тому Его достаточно» (см. Св. Коран, 65:2, 3).
В школу не разрешают носить хиджаб, говорят, что есть форма и что это светская школа. Грозились исключить. Директор не имеет ничего против, а вот некоторые учителя предпочитают видеть меня в короткой юбке! Что только не пробовали! И мама ходила в школу поговорить на эту тему! Я больше трех раз становилась темой педагогического совета, и каждый раз после него оказывалась в неприятных ситуациях. Через месяц снова школа, что делать? И что на это могут сказать в Правительстве? Ведь с этого года во многих регионах вводятся религиозные уроки? Альмира.
Сделайте запрос в официальные органы о требованиях относительно длины юбки и возможности покрывать голову в учебном заведении, не акцентируя внимания на вашем вероисповедании, а прося выдержки из соответствующего закона. Пусть ответят, запрещено ли носить длинную юбку и покрывать голову, например, христианке. Если запрещено, тогда каков номер постановления и где его можно найти. Если такого нет, значит они не имеют права запрещать и должны разрешить, но не стоит требовать. Вежливость и деликатность, отсутствие вызова, юношеского максимализма и высокомерия более эффективно. Пророк Мухаммад сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) Добр (Мягок) [желает людям облегчения и легкости, не возлагает на людей больше их возможностей и сил]. И любит [видеть в людях именно] эти качества. За проявление такого качества, как рифк (доброта, доброжелательность, мягкость), Аллах (Бог, Господь) дает людям то, чего не дает им при проявлении ‘унфа (строгости, суровости, резкости; грубой силы, насилия). Дает то, чего ни за что иное не даст»[18]. То есть проявление доброты открывает перед человеком большие возможности, подводит его к милости и Божественным благам как в мирской обители, так и в вечной.
Кстати, необязательно носить именно платок. Возможно, симпатичный головной убор не будет так раздражать ваших учителей[19]. Наличие демократических норм в нашем государстве должно гарантировать свободу в форме одежды. Мы к этому идем.
Я приняла Ислам 4 месяца назад, но родители меня не поняли и не приняли мою веру, они сами неверующие. Вообще такое часто случается, и я не исключение. Но 10 лет назад умерла моя единственная сестра, и с тех пор я — единственный ребенок в семье. После ее смерти мама долгое время пребывала в депрессии, сопровождающейся нервными срывами. Она пришла в себя только пару лет назад. И сейчас, когда она узнала о том, что я приняла Ислам, ее здоровье заметно ухудшилось. Она просит, чтобы я отказалась от внешних проявлений веры (платок, длинные юбки, пост), но я не могу этого сделать, ведь я мусульманка. Я стараюсь объяснить родителям, насколько для меня это важно, причем спокойно, рассудительно, без лишних эмоций. И еще я собираюсь выйти замуж за мусульманина, и, естественно, они против.
Вчера мама попала в больницу с нервным срывом. Я очень боюсь, что с ней что-нибудь случится, и все будут обвинять меня в произошедшем. Но ведь все по воле Бога. Amina, 20 лет.
«Но ведь все по воле Бога» — будьте осторожны с этими словами. Каждому человеку Всевышний предоставляет большое поле возможностей выбора: какие слова сказать, как реагировать, как себя вести и что предпринимать. А потому как минимум неэтично сваливать все на Господа миров.
1. Закройте тему религии в общении с родителями. Полностью.
2. Не афишируйте выполнение ритуалов и предписаний.
3. Дома при родителях одевайтесь так же, как вы одевались ранее, до начала ваших душевных либо эмоциональных, а возможно, и интеллектуальных метаморфоз[20].
4. Выходя на улицу, одевайтесь с учетом религиозных постулатов, однако пусть это будет скромно, стильно и модно. Не ограничивайтесь одним-двумя цветами.
5. Не торопитесь с замужеством. Первым делом убедитесь в порядочности своего избранника. Замечу, что внешнее проявление религиозности человека не подразумевает обязательное наличие в нем благочестия. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Лучшие из вас [верующих, религиозных] те, от кого ждешь [только] хорошее и не ждешь плохого [рядом с ним чувствуешь себя в безопасности; уверен, что не обманет, не предаст, не подведет], а худшие — от кого всегда можно ожидать чего-то плохого и не дождешься хорошего»[21]. Религия одна, но люди, практикующие ее отдельные постулаты и ценности, очень разные.
1. Я не ношу платок, хотя читаю намаз, держу уразу. Родственники вроде привыкли к этому, но было нелегко. На мне хотел жениться мусульманин. У нас были серьезные намерения, а моя мама оказалась против. Это был нелегкий период в жизни для всех членов семьи. Мама после этого даже заболела. Отношения с тем парнем прервались через некоторое время. Затем мама выздоровела, слава Аллаху. Но платок я так и не надела. И замуж тоже не вышла. Мама начала относиться ко мне ужасно. Я терпела. С помощью Аллаха, добрым словом смягчила ее сердце. Сейчас мы стараемся обходить вопрос о платке. У нас только мама, она вырастила трех дочерей, и мы многим ей за это обязаны. Но мы не понимаем друг друга. Мама считает, что теперешний Ислам — это не тот Ислам, который был раньше. И несмотря на то что ее отец был муллой, переубедить маму очень трудно. Теперь я уже и не пытаюсь сделать этого. Я так не хочу. Вы многим отвечаете, что нужно показывать собственным примером и начинать с малого. А я как начала с малого, так и стою. Не могу идти дальше. Боюсь реакции мамы. Что же делать? Я и так уже живу отдельно от родственников. Совсем отказаться от них не могу, так как это не по Исламу.
2. Учусь заочно в университете. Иногда не хватает аудиторий даже для учебы. Не уверена, что смогу читать намаз там. Некоторые читают как пропущенный. Но вы пишете, что это неправильно. Мне придется пропускать учебу? Регина, 20 лет.
1. Не останавливайтесь на достигнутом и двигайтесь вперед размеренно, последовательно, тактично, но уверенно. Не досаждайте своей маме убеждениями о ношении платка. Отстраняйтесь от негатива. Своей верой излучайте только положительные, приятные впечатления. Пусть мама проникнется к вам доверием, увидит вас самостоятельным (но близким) человеком, имеющим разумную голову на плечах. Напомню, что движение вперед — это наши успехи и положительные преобразования. Успехи: хорошая учеба, работа, повышение квалификации, открывающее новые возможности и последовательную их реализацию. Преобразования: вы читаете много самой разной, умной, современной литературы о здоровом образе жизни и успешности, вы становитесь более спортивной и жизнерадостной, в питании делаете акцент на том, что полезно для вашего организма, общаетесь лишь с позитивными и положительными людьми. Поймите, наконец, что платок и молитва-намаз здесь ни при чем!
2. Совершайте обязательную молитву-намаз тогда, когда появляется для этого первая реальная возможность. Если время вышло, тогда вы делаете намерение на восполнение пропущенного.
Могу ли я ходить без хиджаба в присутствии братьев моего мужа? Лейла.
Нет. Братья мужа, как особенно подчеркивается в хадисе, те люди, перед которыми необходимо покрывать ‘аурат (все части тела, кроме лица и кистей рук).
1. Является ли отец мужа (свекр) мне махрамом и, соответственно, можно ли ходить перед ним без платка? У татар по традиции принято перед свекром носить полный хиджаб, желательно даже стараться не разговаривать.
2. А как по Исламу строятся отношения с отцом мужа?
3. Является ли мой муж махрамом моей маме? Обязательно ли ей носить полный хиджаб при нем?
1. Да, является махрамом.
«И пусть набрасывают шаль на грудь (пусть не оставляют открытым вырез на одежде в области груди). Пусть не демонстрируют свою [женскую] красоту, кроме как своим мужьям. [Какие-то части тела в рамках местных традиций или, например, для удобства в домашних условиях могут быть оголены, а голова не покрыта перед родственниками, за которых данная женщина не имеет права выйти замуж. К ним относятся] родные отцы, свекры, родные сыновья либо сыновья мужей, а также родные братья, племянники или прислуживающие женщины. [К числу таковых также относятся] пожилые люди, старики, у которых нет [половой] потребности в женщинах, и малые дети» (см. Св. Коран, 24:31)
2. Отношения следует строить в обычном порядке, как младший со старшим.
3. В Коране сказано:
«Запрещается вам брать в жены матерей ваших [бабушек, прабабушек], дочерей ваших [внучек, правнучек], сестер ваших [кровных или родных лишь по отцу или матери], теток по отцу и по матери, дочерей братьев и дочерей сестер ваших [то есть племянниц], тех, кто кормил вас своим молоком, а также сестер молочных[22] и матерей ваших жен» (см. Св. Коран, 4:23).
Учитывая то, что в результате проведения бракосочетания мать невесты становится запретной в плане женитьбы на ней для жениха ее дочери на всю оставшуюся жизнь, необходимость строгого прикрытия всех частей тела перед ним для нее отсутствует[23].
Мама супруги живет более года с сожителем. Допустимо ли моей жене не покрывать голову в присутствии этого сожителя? Теща-немусульманка заявляет, он, мол, уже свой, нечего покрывать голову перед ним. Р., 26 лет.
Вашей супруге следует покрывать голову в присутствии сожителя ее мамы.
Можно ли носить брюки с туникой? И если можно, то какая длина должна быть у туники? Сумайя.
Можно. Длина — до середины бедра.
Скажите, пожалуйста, разрешено ли женщинам носить брюки? Это какая-то мода пошла… Даже мусульманки перекинулись на эту форму одежды, хотя знают, что нельзя уподобляться в одежде мужчинам.
Если вы хоть раз выбирали в магазине брюки, то должны знать, что существует мужской покрой (стиль) брюк, а есть женский. Выбирая женский, вы никак не уподобитесь мужчине. А если вам больше нравится носить юбки, то это ваше право, ваш выбор. Но по моему мнению, хорошо, когда в одежде присутствует разнообразие. Не всегда же носить что-то одно. Главное — чтобы были прикрыты соответствующие части тела и брюки не были облегающими.
В нашем женском джама‘ате возникло разногласие по поводу вопроса о дозволенности ношения в общественном месте раздельной одежды (юбка и туника, брюки и туника и т. д.). Часть сестер говорит, что это дозволено и мусульманка может выходить на улицу в таком виде, а другая часть говорит, что при выходе на улицу на мусульманке должна быть цельная одежда, выходить в раздельном — харам. Напишите, пожалуйста, шариатские доказательства того или иного мнения. Elvira.
Споров по этому поводу в богословской среде нет. Главное, чтобы одежда соответствовала нормам, то есть прикрывала ‘аурат, была не обтягивающей и не просвечивалась.
Возможно, у вас такие разногласия возникли потому, что в некоторых арабских странах у женщин принято носить именно платья. Это всего лишь традиция, к Исламу она не относится. К примеру, в тюркских регионах у женщин традиция носить брюки (раньше они назывались шароварами) и длинные туники. В северокавказском регионе выбор опять же больше падает на платья и юбки. Так что разнообразие в стиле большое, не стоит останавливаться на чем-то одном и считать его неоспоримо верным или канонически необходимым.
Утверждение, что «на мусульманке должна быть цельная одежда, выходить в раздельном — харам», — это чей-то неграмотный домысел.
Если девушка видит себя во сне в брюках, что это может означать? Может, отступление от веры?
Это к удаче в делах, к появлению в ее жизни дополнительных удобств и комфорта. К вашему сведению, девушка-мусульманка не обязана носить лишь юбку.
Мое отношение к религии — не люблю показуху, считаю, что человек должен быть хорошим в душе, и предпочитаю судить о людях по их поступкам, а не количеству молитв, которые они совершают. Я принимаю вещи, только пропустив их через себя, я против слепого и необдуманного поклонения чему бы то ни было. Важно сперва понять, что, как и почему.
А вопрос у меня такой: зачем татарки в последнее время стали носить хиджаб? Насколько я знаю, татарки никогда его не носили. Есть национальная одежда — калфак, монисты, но это совсем не то, что хиджаб. У меня есть фото моих прабабушек, все они в обычном платке или без него. А хиджаб перенимать — все равно что у индианок сари. Да, в Коране написано о том, что женщина должна быть с покрытой головой, но ведь это еще когда было. Или зачем религиозные деятели носят мобильники и ездят на машинах, а не на лошадях? Мне лично кажется, что татарская женщина в хиджабе — это какое-то недоразумение. Можно просто носить платок, если уж хочешь покрыть голову. А тем более — кого хотят воспитать, заставляя носить хиджаб? Этим наивным девушкам все равно потом идти в мир, каким бы он ни был, и стоит ли в людях развивать уж слишком наивные идеалы вроде ношения платка на людях? Считаю излишним оберегать подобным образом, раз уж они живут в современном динамичном мире. Не будут ли они потом разочарованы, что были слишком далеки от реальной жизни? Я не за разврат, ни в коем случае, и не призываю оголяться. Но вот этот повальный переход на платки мне кажется просто увлечением, желанием выделиться из толпы: те — хиппи, другие — готы, а я вот в платочке. Гузель.
Это не главное, не определяющее (попадешь в Рай или Ад), но платок является важным элементом гардероба мусульманки. Кто и как это реализует (подбирая стиль и расцветку), зависит от человека, его опыта, стиля, кругозора.
Прошу вас ответить на вопрос, который является предметом нашего с мужем обсуждения. У нас трое детей в возрасте от 1 года до 10 лет. Хотим в летний период их свозить на море, да и сами подышать свежим морским воздухом. Но вот не знаем, как нам быть: можно ли ехать в обычные отели, например в Турцию, при условии, что я не буду раздеваться и купаться при посторонних. Если случится возможность, то смогу позволить себе это ранним утром или поздним вечером, либо еще как-то. Но могут ли мой муж и дети купаться на обычных пляжах? Luisa.
Да, конечно, могут. Верный подход: не оголять ‘аурат (те части тела мужчины или женщины, которые должны быть прикрыты при посторонних) и по возможности не смотреть на других (именно не рассматривать, не высматривать, ведь идя, двигаясь вперед, мы в любом случае на кого-то смотрим, а оголенные тела можно встретить летом и в Москве, и в Саратове, например).
Кстати, для женщин продаются очень удобные мусульманские купальники, которые можно найти в любом крупном магазине в Турции, а также и в специализированных магазинах в Москве. Также можно легко найти удлиненные до колен плавки и для вашего мужа.
Последние годы в Турции появились очень хорошие халяльные отели, где нет алкоголя, вся пища халяльная, а также имеется отдельный пляж для женщин. Мужчин туда не пускают. Женщины благополучно могут купаться и загорать, минимально закрывая тело.
Скажите, пожалуйста, позволительно ли мусульманке носить обувь на каблуках?
Думаю, что для ответа на ваш вопрос будет полезно процитировать достоверный хадис, в котором пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорит о двух категориях людей: «Две группы людей будут среди обитателей Ада: (1) правители-тираны, притесняющие свои народы, и (2) одетые, но в то же время обнаженные[24], качающиеся и раскачивающиеся [во время походки для привлечения внимания мужчин] женщины. Эти люди не войдут в Рай и даже не вдохнут [неописуемый] райский аромат»[25].
Так вот, высокие каблуки как раз таки способствуют тому, чтобы походка женщины становилась более обольстительной. Такая обувь и порождаемая ею походка не могут быть стилем одежды и поведения женщины-мусульманки.
Наверняка вы поняли ответ на свой вопрос. Да и не раскачиваясь ходить на них, полагаю, невозможно. Вы ведь сами, наверное, хорошо понимаете и чувствуете тот стиль, который подходит для современной мусульманки. Никто не собирается одевать вас в черную чадру и плоские калоши или валенки. Можно одеваться и модно, и удобно, и симпатично, но в то же время без явно провоцирующих элементов в стиле одежды и походке.
Разрешается ли продавать открытые свадебные платья, ведь мусульманки могут надевать их с жакетиками? Но могут эти платья купить и джахильки (немусульманки). Регина.
Разрешается, если вы находитесь в регионе, где живут люди самых разных культур и религий. Отмечу, что в случае со спиртным такой подход невозможен, так как имеется текст хадиса, ясно запрещающий подобное.
Я думаю, практикующая мусульманка в современном мире и в так называемых светских государствах несет на себе двойной груз и является уязвимым членом общества, почти что «козлом отпущения». Когда мусульманин идет устраиваться на работу, никто может и не догадаться, что он мусульманин, и он не подвергнется дискриминации. Но когда девушка-мусульманка, одетая в соответствии с законами ее религии, делает то же самое, она подвергается дискриминации со стороны работодателей и чаще всего ее не принимают на работу из-за платка.
Я сама столкнулась с этой проблемой. Я проживаю в одной из стран СНГ, большинство населения которой составляют мусульмане. У меня два высших образования, одно из них я получила на Западе. Я говорю на нескольких иностранных языках. Я надела платок около трех лет назад, до того как поехать на учебу. Это решение мне далось нелегко и его осуществление заняло немало времени, никто из моего окружения платок не носил и не носит. В моей стране до сих пор платок воспринимается как нечто провинциальное, отсталое, то, что носят пожилые женщины, но не современная, образованная, городская девушка. По Божьей милости я смогла преодолеть возникшие трудности. Одеваюсь современно, в соответствующую европейскую одежду. Мое единственное отличие от других девушек в том, что на мне закрытая одежда (хотя и современная, я не ношу подчеркнуто национальную одежду) и платок (не объемный и не темных тонов). Почти год я находилась в поисках работы. В основном я искала работу в иностранных компаниях в соответствии со своей квалификацией и предыдущим опытом. Меня приглашали на собеседования. Но работодателей (и местных и иностранных) при моем виде охватывало удивление, иногда просто возникало отчуждение и какой-то страх. Мне задавали вопросы, я проходила тесты. И все. Больше мне не звонили. При этом мне не говорили напрямую о моей одежде.
То же самое произошло и тогда, когда я пришла брать интервью для своей дипломной работы. В начале, когда я еще переписывалась по электронной почте, меня с радостью приглашали, обещали организовать несколько встреч, всячески помочь и т. д. Я подошла на интервью. Человек при виде меня несколько опешил (наверное, подумал, как девушка может обучаться за рубежом, говорить на иностранных языках и при этом носить такую одежду, представлять «отсталую религию»). Затем, после интервью, написала письмо с просьбой еще раз предоставить мне материалы. Мне ответили с неохотой и только после двух моих писем, ссылаясь на занятость, а затем и вовсе не писали и никаких материалов я не получала.
В нашей стране людей с западным образованием и знанием языков совсем немного. Мне говорили, что при всем том, что у меня есть, я смогу быстро и без проблем найти хорошую работу. Но в реальности все оказалось гораздо сложнее и хуже, чем я предполагала. Кусок ткани на моей голове вызывает страх, удивление, отчуждение и служит причиной отказа в работе. Однажды я проходила собеседование в проекте, финансируемом международной организацией, но находящейся в госучреждении. Руководитель проекта мне открыто сказал: «Я, конечно же, могу обсудить вопрос ношения вами платка с моим руководством, но если они откажутся, не могли бы вы повязать платок назад?» (на национальный манер, чтобы исключить религиозный характер). И далее: «Я все понимаю, но. Одна студентка пыталась через суд добиться права носить платок в вузе, так и не смогла». В моей стране мусульманкам запрещено носить платок в школах и вузах. Я понимаю одно: практикующей мусульманке нет места в международных организациях. Ей не дадут играть активную роль в жизни общества. Имея высшее образование, она может рассчитывать только на низкооплачиваемую работу в сфере услуг, и то не всегда. То есть ей не позволят подниматься на высокие уровни, заниматься политикой и т. д., и она всегда будет вынуждена оставаться в тени и довольствоваться малым. За нее всегда все будут решать, как ей стоит или не стоит одеваться, запрещать практиковать свою религию, угнетать и оскорблять, и никому нет до этого дела. Даже не знаю, что можно предпринять в данной ситуации. Обращаться куда-либо, думаю, бесполезно. Люди зачастую не утруждают себя тем, чтобы самим узнать, что такое Ислам, раскрыть свое сердце для чего-то нового. Я почти уверена, что в России и в других светских государствах мусульманки подвергаются такой же дискриминации, обучаясь в светском вузе, нанимаясь на работу, на рабочем месте или просто на улице. Моя знакомая из Турции говорила, что ей и ее подругам приходилось надевать парики, чтобы попасть в вуз, из-за запрета на ношение платка. Одна гражданка Турции даже обратилась в Европейский Суд из-за запрета на ношение хиджаба в вузах, но суд вынес решение не в ее пользу. Когда где-то кого-то насильно заставляют носить хиджаб или бурку, это всегда вызывает бурю эмоций, осуждение, все говорят о нарушении прав человека, о свободе, в то время, когда мусульманки в некоторых странах проводят демонстрации и голодовки за право ношения платка или обращаются в суды, подвергаются унижениям и оскорблениям, — это совершенно игнорируется и мало кого интересует. Вы, наверное, слышали, что случилось в прошлом году с мусульманкой из Египта, которая проживала в Германии вместе с мужем и которая подверглась там словесному оскорблению на улице из-за своей одежды. Она подала в суд, и в здании суда была зверски убита обвиняемым, при этом она ждала ребенка. И это происходит в «цивилизованной» Европе!
Я начала изучать работы, изданные на Западе и посвященные хиджабу. Их достаточно много. Есть замечательная книга Кэтрин Буллок, женщины-ученой, принявшей Ислам, где она очень подробно объясняет, почему мусульманки носят хиджаб. К сожалению, эта книга пока еще не переведена на русский язык.
Но есть и книги о хиджабе, написанные так называемыми этническими мусульманками, с очень негативным смыслом. По мнению некоторых таких авторов, относящих себя к феминисткам и борцам за права мусульманок, в суре «ан-Нур» (аят 31) говорится не о покрытии головы, а только о покрытии разреза на груди и шее. И это мнение становится популярным. Эти авторы являются носителями арабского языка. Они подвергают сомнению общепринятое толкование этого аята, мотивируя патриархальными устоями и тем, что аяту давали толкование мужчины, и это им было выгодно.
Если логически поразмыслить, ведь когда бы речь шла о закрытии разреза на груди или шее, можно было бы просто надеть соответствующее платье, и не было бы нужды закрывать эти части тела платком. Такого рода авторы также говорят о необходимости толкования коранических сур согласно современным реалиям, они говорят о так называемом реформировании Ислама. Вы сами понимаете, с каким удовольствием и радушием такого рода мнения принимаются на Западе, если это вообще не заказ заинтересованных лиц. Ведь конечной целью является обслабление Ислама изнутри.
Каков был бы ваш ответ этим авторам и этой тенденции?
Другой мой вопрос связан с покрытием лица. Когда я впервые прочла Коран, и в частности 59-й стих 33-й суры, я подумала, что там есть указание закрывать лицо. В некоторых переводах данного стиха говорится: «…чтобы вас не узнали». Но согласно общепринятому мнению мусульманских ученых закрывать лицо необязательно, это является сунной. Как правильно понимать данный стих?
В Священном Коране говорится, что пожилым женщинам разрешены некоторые послабления в одежде. Не могли бы вы пояснить этот стих? Нур.
1. В Коране сказано:
«Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представителей противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]. И чтобы не выставляли напоказ свою красоту [чтобы не оголяли свое тело; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин], помимо лишь того, что явно [что трудно скрыть]. И пусть набрасывают шаль на грудь (пусть не оставляют открытым вырез на одежде в области груди). Пусть не демонстрируют свою [женскую] красоту, кроме как своим мужьям. [Какие-то части тела в рамках местных традиций или, например, для удобства в домашних условиях могут быть оголены, а голова не покрыта перед родственниками, за которых данная женщина не имеет права выйти замуж. К ним относятся] родные отцы, свекры, родные сыновья либо сыновья мужей, а также родные братья, племянники или прислуживающие женщины. [К числу таковых также относятся] пожилые люди, старики, у которых нет [половой] потребности в женщинах, и малые дети. И пусть не бьют ногами [по земле, бряцая при этом украшениями или стуча каблуками], привлекая тем самым к себе, к своей женской красоте внимание [посторонних мужчин].
Верующие, кайтесь пред Аллахом (Богом, Господом), причем все, без исключения [ведь у каждого из вас есть промахи и прегрешения, быть может, и в плане межполовых взаимоотношений, особенно касательно вожделенных взглядов; исправляйтесь, стремитесь к более высокому и чистому]. Возможно [с Божьего на то благословения], вы добьетесь успеха [не только в мирском, но и в вечном]»[26] (Св. Коран, 24:31).
2. Также в Коране сказано:
«Пророк, скажи своим женам, дочерям, а также женщинам (женам и дочерям) верующих, чтобы надевали на себя длинные одеяния [скрывающие все, кроме лица, кистей рук и ступней]. Это самое близкое к тому, дабы были они узнаваемы [что являются верующими, а потому прикрыли основные части тела перед чужими людьми] и чтобы не причиняли им боль [злословящие, чтобы не обвиняли в легкомыслии, ветрености, доступности для всех и кокетстве]. Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ [ведь все-таки вы не ангелы, а потому можете оступиться] и Всемилостив»[27] (Св. Коран, 33:59).
3. В жизни нет ничего невозможного, весь вопрос в степени нашей терпеливости и усидчивости. Проблемы и трудности различного характера есть у всех без исключения, но важно, насколько мы готовы к ним, к их разрешению заблаговременно накачанными эмоциональными, интеллектуальными, духовными и физическими мышцами. И малые, и большие сложности могут загнать человека в тупик, но они же могут открыть перед ним огромные возможности, особенно когда он, преодолевая трудности, крепчает, набирается опыта и становится мудрее. Главное — не отчаиваться и не лениться, не опускать рук, даже когда все их уже опустили. Именно мы сами, с Божьего на то благословения, ставим под своей победой или поражением подпись. Жизнь — море возможностей, реализуемых через препятствия (как надуманные, так и реальные), и следует научиться не страдать от этого, а получать огромное (!) удовольствие.
В вашем письме чувствуются психологическая сломленность и отчаяние. Это очень опасно. Такое положение дел в душе лишает вас Божьей милости и щедрости. Пророк Мухаммад говорил: «Люди, вы обязаны иметь цель (стремление), вы обязаны иметь цель (стремление)[28] [если намерены чего-то существенного достичь в этой земной жизни в духовном, интеллектуальном, физическом или материальном плане! Обозначайте цели и действуйте!] Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу; пока вам не надоест то, чем занимаетесь; пока не опустите руки)»[29].
Я сама уже третий год ношу хиджаб, около 5–6 лет читаю намаз. Мне 51 год. У меня есть знакомая, ей 56 лет, она не читает намаз и не носит платка (вообще у меня много таких знакомых). Когда я ей говорю об обязательности чтения намаза и ношения хиджаба, она отвечает, мол, внутри еще Бог не повелел. И говорит, что если она наденет хиджаб, то не сможет ходить с подругами в ресторан, не сможет быть в компании мужчин, танцевать, веселиться и т. п. Другие мои знакомые такого же мнения. Говорят: «Ты сама раньше так себя вела».
Хочется сказать что-то такое, что задело бы их сердца, но у меня словарный запас мал. Диля, 51 год.
Удивите их! Но не тем, что вы надели платок, начали читать намаз и поститься. Попробуйте услышать свое тело, сбросьте лишний вес, если он есть, оздоровите питание, дисциплинируйте себя (подъем ранним утром, утренняя прогулка 2–3 км с прослушиванием аудиокниги и дневной сон). Полистайте, наконец, модные мусульманские (к примеру, турецкие) и европейские журналы и закажите себе (сшейте) стильную одежду, прикрывающую аурат, удобную и элегантную. Станьте более улыбчивой, жизнерадостной. И если ваши знакомые заметят в вас такую удивительную перемену, разве они будут напоминать о том, какой вы были раньше? Вас спросят, что же так повлияло на вас, что преобразило?! Тогда можно будет ответить, что мусульманская культура — это в том числе и внимательное отношение к собственному телу, хорошее настроение при любых обстоятельствах и четкий распорядок дня, в котором есть время для души, тела и интеллекта[30]. Работайте над собой каждодневно, изменяйтесь и вносите новизну в эту прекрасную, но являющуюся для многих серой жизнь. Только в таком случае ваши слова будут убедительны.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Перед посторонними мужчинами может быть открыто лицо, оголены кисти рук и, по мнению некоторых ученых, ступни ног. Остальная часть тела должна быть по возможности закрыта, в соответствии со стилем, вкусом данной женщины, сферой ее трудовой деятельности, временем года, климатом и т. п.
[2] Исламские требования скромности и умеренности, предъявляемые к женской одежде, полностью соответствуют духу морально-нравственных заповедей Библии. Традиция авраамического Единобожия уделяет особое внимание внешнему виду женщин, уверовавших в Господа своего, — сокрытость женского тела от посторонних, нескромных взглядов. «Целомудренные одеяния» всегда символизировали чистоту и непорочность женщины. Покрывало (евр. «цаиф», перс. «чадур», араб. «хиджаб») с древнейших времен было неотъемлемой частью женского костюма (см.: Ис. 3:22; Быт., 38:19). Покрывало носилось женщинами и как украшение (Песн. 4:1, 3; в русском переводе слово «покрывало» передано словом «кудри»); и как свадебная одежда (Быт. 24:65). Ветхозаветная традиция продолжается и в Новом Завете: «Желаю чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя «, — пишет апостол Павел (1 Тим. 2:8, 9) В еврейских и первых христианских общинах женщина должна была ходить с покрытой головой (особенно во время молитвы), показывая пример благочестия и богобоязненности не только перед людьми, но и ангелами: « если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Посему жена должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:6, 10).
[3] См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152.
[4] То есть их одежда или прозрачна, или сильно облегает.
[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 881, хадис № 125–(2128); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 109, хадис № 125–(2128); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 311, хадис № 5045, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 341, хадис № 3/1635 и пояснение к нему. В хадисе использовано несколько образных выражений, которые пояснялись учеными по-разному. Учитывая пояснения, я упростил перевод смысла этого достоверного хадиса.
Также см.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 699, хадис № 1694.
[6] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 448, хадис № 4104, «сахих»; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 12. С. 152.
[7] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 408, пояснение к хадису № 5885.
[8] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1873, хадис № 5885; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 447, хадис № 4097, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 340, хадис № 1/1633 и пояснение к нему.
[9] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 447, хадис № 4098, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 341, хадис № 2/1634 и пояснение к нему.
[10] В необходимых случаях (например, медосмотр, лечение) допускаются послабления, степень которых определяется степенью вынужденности. На этот счет имеется ряд аятов и хадисов, которые легли в основу следующих богословских правил:
(1) «затруднительность ситуации влечет за собою соответствующие послабления»;
(2) «сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»;
(3) «вынужденность определяется сложностью обстоятельств», что анализируется и сопоставляется каждым индивидуально.
«Всевышний не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» (см. Св. Коран, 22:78).
[11] Все вопросы, собранные в этой книге, настоящие. Изменены лишь имена их авторов.
[12] «Допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданами, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов». См.: Приказ МВД РФ от 28 декабря 2006 г. № 1105 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».
[13] Именно такой глагол использован в риваятах аль-Бухари и Муслима.
[14] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1930, хадис № 6125; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 721, хадис № 8–(1734); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 590, хадис № 10010, «сахих».
[15] «Он [Господь миров] не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» (см. Св. Коран, 22:78).
[16] Отмечу, что пик обливания Ислама и мусульман информационной грязью пришелся на конец 90-х — начало 2000-х («исламский терроризм», «пояса шахидов» и т. п.). Мусульманская терминология выставлялась в самом неприглядном криминальном, преступном виде. И это лишь увеличило число радикально настроенных верующих. В 2008–2010 годах произошел спад накала, многие облагоразумили и поняли, что в радикализме, экстремизме и террористических актах виноваты не мусульмане, а целый ряд неразрешенных общественных проблем, в первую очередь — отсутствие здорового религиозного просвещения и непредвзятого освещения Ислама и мусульман в СМИ.
[17] «По статистике около 80% пациентов, страдающих сердечной недостаточностью, тем не менее даже не пытаются внести в свою жизнь относительно простые изменения, которые, возможно, позволят им в будущем избежать операции на сердце. В частности, больные продолжают употреблять жирную пищу, курить, не уделяют достаточно внимания занятиям спортом». См.: Уэлч С. 10-10-10: Как управлять собственной жизнью и избавиться от сомнений при принятии сложных решений: Система, по которой живет семья легендарного Джека Уэлча. М.: Эксмо, 2010. С. 43.
[18] Хадис от ‘Аиши, от Абу Хурайры, от ‘Али ибн Абу Талиба и др.; св. х. Ахмада, Муслима, аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), Ибн Маджа, Абу Дауда, ат-Табарани и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1043, хадис № 77–(2593); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т. Бейрут: аль-Калям, 1987. Т. 8. С. 383, хадис № 77–(2593); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. С. 109, хадис № 1743, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 797, хадис № 5067; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 2. С. 309, хадис № 549, «сахих», а также хадис № 552, «сахих»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 10. Ч. 19. С. 83, 84, хадис № 40; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 480.
В Коране сказано: «Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу не может быть оправдания. Но если кто-либо проявил его в твой адрес, предоставь себе возможность расти и развиваться, настройся должным образом внутренне, усмири эмоции и] ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость]. Ты увидишь, как твой [заклятый, непримиримый] враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе].
Если такого уровня взаимоотношений и сможет кто-то достигнуть, то только те, кто терпелив (вынослив, стоек) [сдержан, последователен, тактичен] и является по-настоящему сильной личностью (по-настоящему успешным, удачливым, счастливым) [преуспевшей во многом, что каждому дано, но мало кто это реализует и редко когда к этому самоотверженно стремится]» (Св. Коран, 41:34, 35).
[19] Рекомендую прочитать книгу Р. Абдель-Фаттах «Я что, выгляжу как с Марса?».
[20] Метаморфоза — коренное изменение кого- или чего-либо; превращение.
[21] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 374, хадис № 2263, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 250, хадис № 4113, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 663.
[22] Молочное родство приравнивается к кровному.
[23] Подробнее об этом см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 748, 750, 755. Т. 9. С. 6628.
[24] То есть их одежда или прозрачна, или сильно облегает.
[25] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 881, хадис № 125–(2128); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 109, хадис № 125–(2128); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 311, хадис № 5045, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 341, хадис № 3/1635 и пояснение к нему. В хадисе использовано несколько образных выражений, которые пояснялись учеными по-разному. Учитывая пояснения, я упростил перевод смысла данного достоверного хадиса.
Также см.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 699, хадис № 1694.
[26] Важно отметить, что сура «ан-Нур» относится к сурам мединского периода. То есть обращение это направлено не к тем, кто только-только стал верующим в Единого и Вечного, а к тем мусульманам, которые прошли через значительные жизненные испытания и притеснения (в мекканский период, а также в начале мединского), достигнув впоследствии стабильности и непоколебимости вероубеждения и высоких нравов. См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Мадаридж ас-саликин. Т. 1. С. 184.
[27] Именно этот аят (его начальная часть) является аргументом тех мусульманских ученых, которые акцентируют внимание на закрытии лица либо части его женщиной, когда она выходит на улицу.
[28] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) повторил эти слова дважды.
[29] Последняя часть хадиса при подстрочном переводе звучит как: «Ему (Господу миров) не надоест (не наскучит) [помогать вам, одаривать вас новыми победами и успехами], пока вам не надоест (не наскучит) [делать свое дело, сохраняя уверенность в помощи, милости и щедрости Творца; пока не надоест ставить цели и, несмотря ни на что, достигать их]». Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа, Абу Я‘ля и Ибн Хиббана. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 180, хадис № 3013, «сахих».
[30] Советую прочитать книгу Д. Кэллоса «Железный человек есть в каждом».