Что носят в китае
Что носят китайцы: уличная мода
Для начала стоит отметить, что самостоятельным течением китайская мода стала всего-лишь десять лет назад. До этого мода и стиль диктовались Fashion-дизайнерами из Южной Кореи (самой продвинутой страны Азии).
Тогда они продавали в Поднебесную своё творчество на миллионы долларов. И главное — все были довольны. Культурный и торговый обмен развивался семимильными шагами…
Но, увы, счастью не суждено было длиться долго – в игру вмешались американцы со своим свободолюбием. Безусловно, на моду Китая США не претендовали, но косвенно все же что-то изменилось — корейские товары стали политически не угодными. Китайцы осознали свою особенность и уникальность, таким образом, был сделан первый шаг на пути поиска своего собственного имиджа. Результаты этого поиска, мягко говоря, оказались довольно впечатляющими…
Кич и логотип
Конечно, с точки зрения европейского обывателя, не всё проходило гладко. Детские вещи с принтами «too drunk to fuck» и футболки «sweet baby» на дамочках бальзаковского возраста, довольно быстро становились мемами рунета и вносили хаос даже в ряды толерантных европейцев. Точным переводом в Китае никто не утруждался, главное, чтобы ты был в тренде и на пути всеобщей свободы «фэшэнизации».
Носить и делать как удобно
Удивительно (или нет), но китайцы любят наряжаться в тёплые пижамы. Особенно, с лёгкостью, такое явление можно встретить в зимнее время. Этот стиль одежды предпочитает носить не только молодёжь, но и люди старшего возраста. Это считается очень милым, и напрямую указывает на выражение собственной свободы. А что такого? Это вполне нормально – ходить в дорогой ресторан, убравшись в «уличную» пижаму в горошек. «Я везде как дома» и «Мне так удобно». Для жителей Поднебесной такой стиль вполне обыкновенное дело…
Ещё одной «фишкой» китайской моды является особый стиль ношения футболок и рубашек представителями сильной половины общества. В любое время, в любом месте можно встретить парня или мужчину с закатанной футболкой под самые подмышки. Смотрится это конечно смешно и немного нелепо, ведь не каждый может похвастаться телом Аполлона… Но в Поднебесной всем абсолютно всё равно как ты одет. Каждый одевается так, как ему того хочется. И глядя на счастливые лица обладателей подобного стиля, можно сделать вывод, что это даже удобно. Но не факт…)
Стиль «аниме»
Также в Китае приветствуются образы «аниме» — девочки в очень коротких платьях и разноцветных чулках порой в точности схожи с любимыми персонажами. Зачастую это яркие одежды с немного вызывающими элементами. Многие покупают большие, цветные контактные линзы, чтобы сделать глаза более выразительными, а образ более чётким. Поп идолы красоты будто сходят из страниц комиксов. Да и вообще, в Китае любят всё кукольное, аккуратное и милое. Многие представительницы прекрасного пола носят достаточно короткие юбки даже в холодную погоду, чтобы не отходить от созданного образа. Стоит отметить, что такой стиль очень подходит представителям китайской нации.
Немного об экологии и моде
В связи с печальным состоянием экологии, довольно интересным, а так же полезным элементом стиля стала маска «от смога». Она часто содержит принты и логотипы, которые отлично сочетаются с одеждой. Для многих такой элемент является незаменимым аксессуаром.
В связи с большой численностью населения Китая, восходящим трендом стала забота об окружающей среде. Fashion-активисты призывают отказаться от материалов животного происхождения. Повсеместно организовываются показы, поднимающие важность данного вопроса. На одежду выплескивается весь «хоррор» и страдание животных. Такие показы не проходят бесследно, и многие технологические компании работают над заменителями. Многие бренды всё чаще заявляют о своей дружелюбности к животному миру. Такие материалы обладают улучшенными свойствами и обретают свою популярность среди модников.
Элегантность стиля
Тем не менее, в Китае зародилось новое поколение, которое более избирательно подходит к выбору одежды. Тренд возвращения в моду классики продолжается и набирает всё больше оборотов. «Любить» бренды научились избирательно и «со вкусом». Этому способствуют молодые Fashion-дизайнеры и блогеры. Элегантные платья и деловые костюмы всё чаще появляются в деловых кварталах крупных городов. Национальные орнаменты вплетаются в «лакшери» стиль и становятся отражением новой китайской культуры.
Популярные китайские дизайнеры
Напоследок хотелось бы сказать, что Китай богат не только своей культурой, но и умением выражать свою индивидуальность. Попав на улицы с модными бутиками, каждый найдёт для себя что-то особенное, то, что отлично подчеркнёт собственный стиль.
Традиционная китайская одежда
В каждом государстве существуют свои особенности, традиции и культура. Визитной карточкой любой страны является национальная одежда. Традиционный китайский костюм можно с уверенностью назвать феерией праздника и торжества, но сейчас редко встретишь его на современном жителе Китая.
История
Временем рождения китайской одежды можно с уверенностью назвать период, когда появилась цивилизация Китая. Каждая династия вносила свой вклад в историю китайского государства и изменяла по-своему стиль одежды, внося свои коррективы. В сегодняшнем ритме жизни практически невозможно представить китайца или китаянку в традиционном костюме так как более уютно он себя чувствует в современном образе.
Китайский костюм во все эпохи отличался своей роскошью, яркостью красок, богатым декором. До 17-18 столетия у народа Китая не было какого-то определенного направления в одежде.
В период правления династии Хань начал свое существование китайский наряд ханьфу. Уже во время династии Шан этот наряд преобразовался в классический вариант. При правлении династии Чжоу одежда сильно изменилась и стала показателем социального статуса.
После Синьхайской революции традиция одеваться в традиционные костюмы была утрачена и китайцы стали предпочитать европейский стиль. Со временем среди молодого поколения стал возрождаться китайский костюм, но исключительно ради интереса культуры своего народа.
Особенности национального китайского костюма
Традиционный костюм Китая обладает уникальными особенностями по стилю. Он отличается своим простым кроем. У него обязательно должен быть стойкий воротник.
Мужской
Мужской народный костюм состоял из брюк «ку» и рубашки. Штаны необходимо было убирать под одежду. Крой был широким и мешкообразным. С помощью кушака они подвязывались на поясе. Материалом для брюк были пеньковая ткань. Сверху одевались штаны-ноговицы.
Если наступали холода мужское население одевали теплый вариант — стеганые брюки, а сверху одевали ватные штаны-ноговицы.
Женский
У народного костюма были удлиненные рукава и накидка. Отличался он только длиной и фасоном юбки. Обязательной его частью был «жуцюнь» — это кофточка с юбкой. Женщины носили шубки из козы и собаки. Богатые китаянки носили соболиные, лисьи и каракулевые шубы.
Мужская одежда
Китайские мужчины носили несколько одежд из-за постоянной смены холода и жары. В северной части были суровые морозы, поэтому чтобы согреться одежды должно быть много.
Рубашки
Китайские древние рубашки популярны не только в Китае. Появилась она во время династии Тан и получила название Танчжуан. Они строгие по покрою и оригинальны. Чаще всего рубахи шились из натуральных материалов.
Летний вариант — короткие рубашки, который не заправляются в брюки.
Важно! В Древнем Китае преобладающим цветом был красный, который означал мужество, силу и смелость.
Платье
Мужское платье шилось из шелковой или хлопчатобумажной ткани. Цветовая гамма была различна. Богатые мужчины носили платья, дополненные украшением в виде узора или рисунка.
Френч
Особое место в моде Китая занимал френч Мао, его еще называли суньятсеновка, в честь доктора Сунь Ятсена. Смотрелся френч просто, но не теряя своей строгости. У него было четыре накладных кармана, вывернутый к низу воротник, пять пуговиц. За короткое время носить френч стали по всей стране.
Женская одежда
Традиционная китайская женская одежда была разнообразна, красива и уникальна. Наряды украшались декором, вышивкой.
Платье
Традиционными платьями в Китае считаются «ченсам» и «ципао». Ченсам это просторное платье, которое скрывает изящную фигуру женщины, открывая только лицо, ладошки и обувь. Этот фасон предпочитали благородные жительницы Китая.
«Ципао» – облегающее платье, которое по бокам имеет разрезы, чтобы не было трудности передвигаться. Оно настолько популярно, что его и сегодня его носят женщины. На фото видно, что ципао это олицетворение современного наряда, обладающего оригинальностью, элегантностью.
Свадебный наряд
Платья китаянок всегда отличались своей изысканностью, нежностью. Традиционным цветом торжественного платья является красный, ведь этот цвет приносит супружеской паре счастье. Наряд украшался золотыми узорами.
Важно! Сочетание красного и золотистого цвета принесет молодоженам удачную и богатую супружескую жизнь.
В северной стороне Китая платье было облегающим по фигуре, с воротником стойкой. Южная сторона отличалась, тем, что свадебный образ состоял из множества юбок и приталенный жакет.
Традиционной юбкой китаянок являлась плахта, ее одевали представительницы высшего и среднего сословия. Через некоторое время юбка стала элементом праздничного костюма. Шилась юбка по простому методу – два отреза материала пришивались к широкому поясу. Преобладающими цветами были желтый и красный, так как олицетворяли плодородие.
Жакеты
Женский китайский жакет отличался от мужского варианта, своими широкими рукавами и прямым кроем. Воротника у жакета не было, но если и был то в виде стойки. Изготавливался жакет из легких материалов. Для сохранения формы жакета пришивалась подкладка. С помощью жакета можно было прекрасно подчеркнуть женскую фигуру как на фото.
Халаты
Китайский традиционный халат шился только из дорогостоящих материалов. Богатые китаянки надевали шелковые халаты, которые украшались красочными орнаментами и узорами.
Детский костюм
Среди китайского народа огромное значение имела первая одежда для ребенка и была важна для развития духовности у малыша. Будущая мать своими руками с любовью и трепетом шила наряд для своего чада. Из тонкой бумажной ткани шилась распашонка. Пеленки мать также подготавливала еще перед родами.
Важно! Ткань, из которой женщина шила своему ребенку распашонку должна была носиться родственниками. Это означало долгую жизнь младенцу.
Когда ребенку исполняется шесть лет он носит одежду как у взрослых китайцев.
Головные уборы
По канонам этике Китайского государства мужчина обязан был покрывать голову. Юноши не достигшие совершеннолетия носили металлические колпачки. Если мальчик растет в обеспеченной семье, то убор мог быть сделан не из металла, а из драгоценностей и самоцветов. В 20 лет мужчины колпачок снимали и одевали уборы, которые носит взрослое поколение.
Головных уборов было несколько:
Традиционно китайский император одевал головной убор, состоящий из нескольких слоев.
Аксессуары и обувь
Китайская национальная одежда невозможна без разнообразных аксессуаров и обуви. Каждый элемент имеет особенное значение.
Знатные женщины Китая делали сложные прически, в которые вдевались деревянные шпильки крест-накрест. Пожилых женщин часто можно было встретить в париках. Огромной популярностью пользовались украшения изготовленные из минералов и органики. Украшения применялись в мужских и женских нарядах.
Обувь было принято носить как женщинам, так и мужчинам. Обычно это были черные туфли из текстиля на платформе, без каблука. Богатые китайцы обували туфли из благородного материала — шелка. Сельчане носили обычные плетеные сандалии. Для зажиточных, изготавливалась лакированная обувь на деревянной подошве.
Ткани и узоры
Китай это родина удивительного по красоте материала — шелка. Как прекрасно смотрятся женские наряды сшитые с этой благородной ткани.
Важно! Если носить шелковую одежду, то можно излечиться от многих заболеваний.
Шелк это одна из основных тканей из которой шилась одежда. Кроме него использовались менее благородные ткани, такие как, пеньковая, льняная, хлопчатобумажная, волокна бамбука.
В каждой стране есть своя символика, так и в Китае есть своя, воплощенная в уникальные узоры, которыми украшалась одежда.
Важно! Китайский народ считает, что аппликация, узор вышитый на одежде служит защитой от дурных мыслей врагов.
Рисунок бамбука на одежде означал стойкость, бабочка с распахнутыми крыльями это символ бессмертия, черепаха означала долгую жизнь. Среди всех рисунков самыми священными считались — китайский дракон и цветок лотоса.
Цветовая палитра
Цветовая гамма нарядов и по сей день играет огромную роль. Каждый цвет имел свою символику.
Красный огненный цвет – символизирует солнечную и огненную силу. В праздничные и торжественные дни китайцы облачались в наряды, главным цветом которого был именно этот цвет.
Все синие оттенки – сулили несчастье и беду. В одежду в белых тонах одевались в скорбные и печальные моменты. Цветом власти считался желтый, он символизировал мир и спокойствие. Наряды черного цвета сулили мудрость. Зеленый – являлся весенним и жизненным цветом.
Богатые китайцы носили наряды ярких цветов, что не могли сделать бедняки.
Современные модели
Сегодня можно увидеть, что многие модельеры и дизайнеры используют в своих моделях часть элементов традиционного костюма в современных образах. На протяжении длительного времени особой популярностью пользуются мужские рубашки, идеально подчеркивающие фигуру мужчин. Девушки уделяют внимание элегантным платьям – ципао, которые прекрасно облегают стройную фигуру.
Китайские традиционные наряды поражают своей изысканностью, красотой и великолепием. Современное поколение, хоть и отдалилось от канонов ходить в традиционном образе, но в гардеробе каждого есть элемент древней одежды.
Made in China: как на самом деле устроена мода в Китае
Китайцы о себе и своей стране
К итай по-прежнему остается для модного мира одним из самых лакомых кусков. В Поднебесной есть деньги, их много и много желающих потратить эти деньги на одежду. В мировом масштабе у китайцев репутация логоманов и шопоголиков, привыкших скупать все «лучшее и сразу». Во многом так оно и есть, что не отменяет очевидное: в Китае уже успело народиться новое поколение, которое в вопросах моды демонстрирует разборчивость и вкус. Его самые яркие представители рассказывают о том, что же сегодня на самом деле представляет собой китайская модная сцена.
Лиф Гринер, старший редактор моды китайской версии журнала ELLE
«Китай меняется каждый день. Каждый раз, когда я возвращаюсь из поездок домой, вижу, как привычные места обретают новый облик. С тех пор как наша экономика начала бурно развиваться, китайский рынок потребления люкса стал самым большим».
«Китайцы любят покупать большие бренды с логотипами, чтобы все могли отметить уровень их благополучия. Это идет из глубин сознания, из китайского менталитета: дело в том, что из-за повсеместной бедности в стране мы не привыкли чувствовать себя в безопасности. Но в последние годы многие состоятельные китайцы тяготеют к интеллектуальной роскоши, их вкусы становятся более рафинированными и определенными. Постепенно их начинает волновать то, что представляет собой бренд и его продукция, они ставят под вопрос истинную ценность той или иной вещи и задумываются, какой костюм больше всего подходит под их стиль жизни и индивидуальность».
«Молодые продвинутые китайцы охотно носят вещи наших местных молодых дизайнеров, что, я считаю, просто замечательно. И еще радует, что в последнее время китайские модные СМИ, наконец, стали поддерживать локальную фэшн-индустрию».
«Китайцы любят покупать большие бренды с логотипами, чтобы все могли отметить уровень их благополучия. Это идет из глубин сознания, из китайского менталитета»
«Шанхай и Пекин — очень разные города. Они воплощают в себе две стороны жизни современного Китая — его северной и южной частей. Стиль жизни и социальные установки первой радикально отличаются от второй. Я часто сравниваю Пекин с мужчиной, а Шанхай с женщиной. Ну, вы понимаете, что я имею в виду — мужчины и женщины очень разные существа».
«Китайская культура сильно отличается от западной, и мы очень ценим, когда европейские или американские марки создают что-то специально для нашего рынка. К тому же, телосложение китайцев имеет свои особенности, которые необходимо учитывать — дома моды должны уделять этому больше внимания».
Хан Хуохуо, стилист и телеведущий (@hanhuohuo)
«Большинство китайцев не имеют собственного стиля в одежде. Люди не желают отличаться от остальных и стесняются это делать. Но ситуация постепенно меняется: мы начинаем больше уделять внимания своему внешнему виду».
«Мой родной город — Пекин. Здесь люди одеваются более расслабленно. В Шанхае куда больше шика, там больше внимания уделяется деталям гардероба и модным трендам».
«У нас очень много молодых талантливых дизайнеров: Masha Ma, Uma Wang, Xander Zhou, Yang Li. В Китае у них есть своя постоянная преданная аудитория, и я считаю, что им нужно оставаться верными самим себе, чтобы поддерживать интерес покупателей».
«В Пекине люди одеваются более расслабленно. В Шанхае куда больше шика»
«Всем известно, что модные дома отшивают специальные коллекции для китайского рынка. Но они это делают и для других стран — для России, Японии или Индии. Клиенты в разных регионах имеют разные вкусы и привычки. Это нормально».
Тина Ленг, стилист-фрилансер из Гонконга, автор блога Tina Loves
«В Европе принято одеваться намного скромнее, чем в Гонконге. У нас мы любим надевать все лучшее и сразу. Мы обожаем роскошь и не боимся ее демонстрировать».
«Стиль жителей Гонконга представляет собой микс из международных трендов. Здесь вы найдете все: от японской готики и хип-хопа до брендированных девушек с сумками Birkin».
«Китайские покупатели ненасытны. Они очень любят, когда что-то создается специально для них, а также обожают всевозможные limited edition. Мы покупаем часто и много, поэтому иностранным брендам определенно имеет смысл выпускать спецколлекции для китайского рынка. Что они, собственно, и делают. Я была абсолютно потрясена красной коллекцией Valentino, которую показывали в Шанхае. Затем в бутике марки эти кутюрные платья — наверное, по миллиону долларов каждое — разлетались, как горячие пирожки».
«В Гонконге множество шопоголиков, и у всех у них, как правило, в магазинах есть свой sales менеджер. Когда привозят новую вещь и она еще не успевает попасть на прилавок, менеджер звонит клиенту и сообщает о поступлении. Большинство «горячих» хитов проданы заранее — до того момента, как их успевает увидеть широкая публика».
«Рынок подделок в Гонконге постепенно сходит на нет — я вижу их все реже и реже. Обычно их продают в дешевых туристических магазинчиках. Сами гонконгцы не очень жалуют фейковые вещи».
«эти кутюрные платья — наверное, по миллиону долларов каждое — разлетались, как горячие пирожки»
Линда Ли, модель и телеведущая
«В Китае очень много помешанных на моде шопоголиков. У меня есть подруга, у которой более четырехсот пар обуви. Она покупает одну и ту же модель туфель во всех возможных цветах! В большинстве случаев она даже и не планирует их носить. Подобных девушек у нас очень много».
«Из наших модных журналов мне больше всего нравится Grazia China, он созвучнее реальной жизни, чем все остальные. У Grazia всегда есть локальный, китайский компонент — например, практичные рубрики вроде street style или mix & match, учитывающие особенности фигур китаянок».
«Если говорить о китайских женщинах в целом (не о безнадежных модницах), то нужно сказать, что они одеваются более сдержанно по сравнению с западными. Думаю, это потому, что для китаянок в приоритете само тело, а не то, что его прикрывает».
«У меня есть подруга, у которой более четырехсот пар обуви. Она покупает одну и ту же модель туфель во всех возможных цветах!»
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.
Китайская национальная одежда: какая эпоха самая модная?
Китайская национальная одежда, как ничто другое, наиболее полно отображает многовековую историю страны. На первый взгляд, кажется, что фасоны, крой не меняются с течением времени. Но фактически, было много вариантов кроя, тканей, орнаментов.
Например, для каждого региона они свои. Более того, от эпохи к эпохе стандарты, правила оформления одежды менялись, и они регламентировались императорской династией. Впрочем, как и любые другие правила.
Да, несмотря на десятки видов одежды, существовали определенные стандарты – для простолюдинов, чиновников, воинов, ученых. История китайской одежды также увлекательна и многообразна, как история страны. Поэтому стоит изучить ее подробнее.
Китайская национальная одежда: история появления
Известная нам история Китая начинается еще в бронзовом веке. Это время первой императорской династии Ся 夏朝, которая отдельными учеными и исследователями считается только легендой. Конечно же, одежда существовала и ранее, но мало кому известно, какой она была. Знаем только то, что первые ткани появились при второй династии.
Справка:
Династия Ся 夏朝 – 2070 г. до н. э. — 1600 г. до н. э.
Известно, что тип тканей, крой и стандартный набор предметов одежды зависел от региона проживания. Ведь Китай – это большая территория, с большой разницей в климате от региона к региону.
Например, на северо-востоке, северо-западе Китая, во Внутренней Монголии климат суровый. Поэтому люди там носили длинные халаты из плотных тканей. Была распространена одежда из рыбьей кожи (в приморских регионах или в районах около крупных рек, озер, где процветало рыболовство). Также одежду шили из луба, меха. В центральных и южных регионах теплее, поэтому здесь были распространены халаты из легкой пеньковой, конопляной или хлопковой ткани. Шелк же был доступен только знати.
Что касается декора, то на него оказывали влияние религиозные представления народности и ее предания. Например, для женской одежды народов цзинпо 景颇族, характерны украшения из дутого серебра, которые имитируют чешую дракона.
Истоки этого – в легенде о том, что прародительницей народности была женщина-дракон. В орнаментах и узорах народности мяо 苗族 легко угадать горные дороги – так из поколения в поколение передавались предания о глобальном переселении предков мяо. Развитие китайской одежды неразрывно связана с развитием, историей страны, ее отдельных провинций и народностей. Но, как уже было сказано выше, всегда существовали определенные стандарты и традиции облачения.
Традиционная одежда китайская мужская
Мужская китайская национальная одежда состоит из нескольких предметов:
Что касается обуви, то она тоже была разнообразна. Деревянные сандалии с матерчатыми или кожаными ремешками, сапоги из кожи или ткани, соломенные или плетеные туфли – для каждого региона и периода характерна своя обувь.
Китайская национальная одежда: от эпохи к эпохе
Китайская национальная одежда: династия Цинь – династия Сун
Эпохи в истории Китая привязаны к правящим династиям. Всего их было 13, и каждая оставила свой след не только в экономике, политике, но и культуре.
Если говорить о едином стиле костюмов, то он появился при династии Цинь秦朝 (четвертая династия, пришедшая на смену Чжоу 周朝). Так как смена власти произошла военным путем, усилия нового императора были направлены на победу над всем наследием предыдущих правителей. Это касалось даже цветов – если Чжоу предпочитали красный цвет огня, что Цинь выбрали противоположный – синий, цвет воды, которая потушила огонь.
Следующей династией была Хань 汉朝 – она оставила один из самых глубоких следов в культуре. На смену Хань пришла династия Цзинь 晋朝, которая снова вернулся красный цвет, но его носили правители. А в повседневности главенствовал фиолетовый оттенок. Обычные граждане носили белое.
Затем воцарилась династия Тан 唐朝. Период ее правления известен, как эпоха процветания. На смену Тан пришла династия Сун 宋朝. В эпоху ее правления возникло разделение одежды на три типа:
В эту эпоху даже простолюдины одевались со вкусом, а одежда высокопоставленных чиновников и членов династии была чрезвычайно роскошной. Именно тогда, прически стали самыми затейливыми, а ткани – изящными.
Цинь 秦朝 – 246-207 гг. до н. э.
Хань 汉朝 – 206 гг. до н.э. — 220 гг. н.э.
Цзинь 晋朝 – 265-420 гг.
династия Тан 唐朝 – 618—907 гг. династия Сун 宋朝 – 960-1127 гг.
Китайская национальная одежда: династия Юань – династия Цин
Следующий период, оставившая след в китайской моде – эпоха династии Юань 元朝. В отличие от предыдущих, она была монгольской. Монголы ввели в обиход длинный кожаный халат без рукавов, который тоже носили все классы. Но одежда женщин-аристократок отличалась. Верхняя одежда была кожаная и меховая. Платья были длинные, со шлейфом, широкими рукавами и узкими манжетами, их шили из дорогой ткани – шелка, парчи.
Затем настало время династии Мин 明朝. При ней в женскую моду вошли юбки в складку из разноцветного атласа, с золотой вышивкой. Но были и юбки, сшитые из цельного куска атласа. Также в моду вошли узкие рукава и верхняя одежда с тремя воротниками. Женщины в то время носили особо красивый вид накидки, которую называли «облачная розовая накидка».
Мужская одежда состояла из штанов, куртки с круглым воротником и квадратными рукавами, свисающий черный пояс, черной накидки или широкого халата. Чиновники носили атласные длинные халаты с длинными широкими рукавами, которые спускались ниже рук.
Последняя императорская династия – Цин 清朝 – привнесла в моду маньчжурский стиль. Короткий узкий рукав, строго прямой крой, большой воротник – все это характерные черты данного стиля. Как и застежки-украшения, расположенные с правой стороны, обильная вышивка верхней одежды.
Женская одежда состояла из длинного халата с двумя разрезами и высоким воротником, короткой рубахи и штанов под ним. Все это украшалось вышивкой, инкрустацией. Стоит учитывать, что в каждую эпоху одежда разделялась на повседневную и обрядовую. И не только у аристократов, но и у среднего класса, крестьян, военных и иных сословий.
Юань 元朝 – 1280-1367 гг.
Мин 明朝 – 1368—1644 гг.
династия Цин 清朝 – 1644—1911 гг.
Традиционная одежда китайская женская
Во все эпохи крой и «состав» женской одежды был подобен мужскому. То есть, женщины носили халаты, кофты. Под халатом была юбка. Носили и широкие штаны, скрытые под юбкой. Что отличало женские костюмы – красота отделки. Это была вышивка – вышивали цветы, причем, каждый цветок олицетворял одно из времен года. Хризантемы означали осень, нарцисс и цветы сливы – зиму, пион – весну, а лотос – лето.
Также вышивали бабочек, уточек-мандаринок, которые олицетворяли семейное счастье. Была распространена и сюжетная вышивка – это могли быть иллюстрации к знаменитым произведениям, исторические или бытовые сцены. Как правило, все узоры заключались в круги ту-ань 图案.
Естественно, одежда аристократок отличалась от одежды простолюдинок, но – цветом, роскошью отделки, стоимостью тканей. Крой и общие принципы оставались теми же. Также, традиционная одежда китайская женская аристократических сословий, подразумевала отсутствие верхней одежды, так как предполагалось, что такие женщины не выходят из дома.
И если вспомнить «лотосовую ножку», это вполне объяснимо. Да и обувь аристократок не предполагала удобной ходьбы. Кроме того, образ аристократки дополняла сложная прическа с массой украшений, длинные ногти, на которые даже надевались серебряные футляры – такие можно увидеть и сегодня, в китайском танце «Тысячи рук», некоторых театральных постановок.
Китайская национальная одежда: эпоха Тан – расцвет Китая
Период правления династии Тан 唐朝считается «Золотым веком». Экономическое процветание, развитие науки, искусств, технологий, мир между землями – все это повлияло и на стиль одежды. Он стал более изящным, благородным, изысканным. В почете были тонкие яркие ткани.
Женская одежда представляла собой либо блузу с короткими рукавами и юбку, либо рубашку с длинными широкими рукавами, юбку и накидку. Волосы собирали в высокий пучок, который облегчал ношение соломенной или бамбуковой шляпы. Обувь плелась из соломы и пеньки или шилась из шелка, украшалась орнаментом.
Китайская национальная одежда: эпоха Хань – развитие Китая
К особенностям стиля эпохи Хань 汉代 относят:
Основной моделью одежды выступало верхнее платье без подкладки. При этом облачение императора было черным, а жрецы во время проведения обрядов, надевали облачение с красной каймой.
В эпоху Хань красный цвет играл главную роль, он считался цветом почтения и показывал «достоинство огня» этой династии. Но во втором периоде династии к нему присоединился белый – на подкладке халатов для проведения обрядов.
Также цвет одежды жрецов зависел от сезона – ранней весной главенствовал серый и зеленый, ранним летом – красный, осенью – желтый, зимой – черный цвет.
Если говорить о крое и других особенностях стиля для обычных жителей, то многое было унаследовано от предыдущей династии, Цинь. Например, разнообразные шляпы, которые отличались по форме, каждой профессии и статусу соответствовала своя шляпа. Женщины носили длинные юбки, короткие кофты и декоративные пояса. Мужчины носили кожаные штаны с короткой тканевой юбкой и короткой курткой.
Национальный костюм эпохи Шан 商朝
Большое внимание уделялось соответствию материалов костюмов сословию людей, их носивших. В то время мастера уже умели изготавливать тончайший шелк и парчу, наносить на ткани и выплетать из них сложные узоры и прочее. Для простого люда было характерно ношение одежд из неокрашенной конопли, толстой шерсти и грубого полотна, а для горожан и знати – из шелка, тонкой конопли, кожи и выделанных шкур.
Основой костюма были рубахи с воротником, запахом и узкими рукавами. Края ворота и манжет украшались тесьмой, талия стягивалась широким поясом с кожаными ножнами. Низ костюма состоял из юбки чан – длинной и узкой юбки до пят. В эту эпоху уже было разделение одежды на верхнюю и нижнюю, допускалось ношение брюк.
Особое внимание уделялось украшениям и головным уборам, указывающим на статус владельца. Заколки, ожерелья, серьги и украшения для рук изготавливались из кости, металлов, нефрита, драгоценных камней. Головные уборы были как небольшими круглыми, так и высокими, сложными, украшенными драгоценностями (у рабовладельцев и аристократов).
Национальный костюм эпохи Чжоу 周朝
Правила этикета ношения одежды ужесточались: облачение должно было соответствовать всем принятым нормам, являясь символом положения в обществе. Основными отличиями выступали ширина рукавов, длина юбки и украшения ткани. Различия в материалах и цветах также сохранялись. В зависимости от чина, люди могли носить одежды определенного цвета:
Основными предметами гардероба были короткие кофты с длинными юбками в пол, начинавшиеся над грудью (отдельные виды с приталивающим полотном-поясом), длинные кофты до поясницы с широкими или узкими юбками. Верхние кофты могли быть разного кроя, в зависимости от статуса и положения владельца.
Также известны длинные рубахи или майки-халаты с длинными узкими рукавами под названием «Пао» 袍. Для защиты от холода надевали шубы из козьего, обезьяньего, собачьего, соболиного или лисьего меха, а также шелковые расшитые халаты. На основе пао 袍 были созданы широкие платья, скрывавшие фигуру и оставляющие видимыми лишь ладони, голову и носы обуви. Современные китайские узкие платья с боковыми вырезами, открытыми руками и украшениями – прямые потомки именно этих моделей одежды.
Национальный костюм эпохи Цинь 清朝
Благодаря проведенным реформам было упразднено значительное количество традиций в ношении одежд, что привело к сокращению носимых нарядов до повседневных и праздничных.
Наплечные виды одежд были распашными – кофты, халаты, однобортными или двубортными. Отличительной особенностью выступали разрезы на подоле: по бокам, спереди и сзади, или же со всех сторон сразу.
Манчжурские костюмы данной эпохи отличались деталями: отсутствием фалд, наличием манжет, ассиметричного покроя со шнуровыми пуговицами. Отдельно можно отметить головные уборы с заостренным верхом, шариками-навершиями и обувь с загнутыми кверху носами. Для женщин отличием в платьях стало создание более узкого силуэта с приталиванием и сборкой в нижней части одеяния. Широкое распространение получили безрукавки.
Китайская национальная одежда XX века
В начале ХХ века наибольшую популярность обрели китайские френчи и брюки. Это вполне закономерный переход от классических национальных одеяний из штанов и рубах (все тех же однобортных или двубортных, с запахом и классической застежкой). Женское платье, тем временем, принимало все более современный вид за счет укорочения рукавов и длины подола, а также изменения силуэта. Все одежды продолжались шиться из традиционных материалов, с использованием национальных узоров и цветов. И лишь ближе к середине ХХ века жители Китая стали перенимать моду европейцев.
Тем не менее, торжества и праздники по-прежнему проводятся в национальных традиционных костюмах, как дань уважения к культуре и истории страны.
Подведем итог
Китайская история насчитывает больше 5000 лет. За это время сменилось 13 правящих династий, каждая из которых внесла вклад в развитие страны. Разные периоды были наполнены расцветами и упадками, развитием и междоусобными войнами, объединениями земель и их распадом. Каждая эпоха оставила свой след в культуре, в том числе, и в моде. Но наибольшие требования предъявлялись к парадным одеяниям. Это и понятно – в Китае цвет, форма, отделка и даже аксессуары всегда были глубоко символичны, отражали не только вкусы, но и мировоззрение, религиозные взгляды, даже политическую обстановку.
Профессиональный переводчик с китайского (2013-2021)
Обучение китайскому с нуля.
Основатель проекта ichinese8.ru
Моя специализация:
1) перевод технических документов;
2) перевод юридических документов;
3) перевод сайтов и локализация;
4) перевод финансовых документов;
5) перевод маркетинговых материалов.