Что носит предметный характер

Что носит предметный характер

Автор: Единарова Наталья Анатольевна

Организация: МДОУ детский сад №60

Населенный пункт: Московская область, г. Воскресенск

Педагогическая технология – это наука о педагогическом мастерстве, которым владеет мастер-педагог и которое является его личным достоянием, так как является уникальным сплавом опыта и личностных особенностей.

Педагогическая технология представляет с собой систему способов, приемов, шагов, последовательное выполнение которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития ребенка, и сама деятельность представлена как определенная система действий. Педагогическая технология обеспечивает гарантированный результат, она конкретизирует методику.

Три аспекта педагогической технологии:

В отечественной педагогике понятие “педагогическая технология” относится и к процессу обучения и к процессу воспитания. Поэтому педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В зарубежной педагогике – ограничено сферой обучения.

Технология обучения – способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Структура технологии обучения включает в себя следующие компоненты:

Три уровня педагогических технологий:

В чем отличие технологии от методики обучения?

Методика обучения – система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения.

Метод обучения. «Метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов деятельности педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых.

Приём обучения направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод.

Если методика – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличают два принципиальных момента:

В современной педагогике нет единой, общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления: нагляднодейственное, нагляднообразное.

В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются

Выделим основные существенные отличия технологий обучения от методики обучения:

Три основные функции педагогической технологии:

Описательная функция раскрывает аспекты практического процесса обучения (воспитания, развития) на основе профессиональной терминологии.

Объяснительная функция позволяет выяснить эффективность различных компонентов (например, эффективность различных методов) обучения (воспитания, развития) и определить оптимальные их комбинации.

Проектировочная функция осуществляется при описании процесса обучения (воспитания, развития) на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, – высший уровень владения педагогической технологией.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки.

Однако педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

ИКТ (Информационнокоммуникационные технологии)

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

ПРИМЕНЕНИЕ:

Преимущества компьютера:

ИКТ в работе педагога:

Используемая литература:

Источник

предметный характер

Смотреть что такое «предметный характер» в других словарях:

Искусства пластические — также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства (См. Искусство), произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Произведения И. п. имеют предметный … Большая советская энциклопедия

ДИЛЬТЕЙ — (Dilthey) Вильгельм (1833 1911) нем. философ и историк культуры. Представитель “философии жизни”; основоположник “духовно исторической” школы в нем. истории культуры 20 в., с 1867 по 1908 проф. ун тов в Базеле, Киле, Бреслау и Берлине.… … Энциклопедия культурологии

Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.… … Философская энциклопедия

ЭМОЦИИ — (франц. emotion, от лат. emoveo потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически … Философская энциклопедия

Эмоции — (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия

Эмоциональность — Эмоции (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме… … Википедия

Искусства пластические — также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения искусств пластических имеют предметный характер, выполняются… … Художественная энциклопедия

Чувства — в психологии, особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. В этом смысле Ч. связаны с представлением о некотором объекте конкретном или обобщённом… … Большая советская энциклопедия

ЧУВСТВА — в психологии, особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнит. устойчивостью. В этом смысле Ч. связаны с представлением о некотором объекте конкретном или обобщённом (напр.,… … Философская энциклопедия

Архитектура — У этого термина существуют и другие значения, см. Архитектура (значения) … Википедия

Источник

Понятие о деятельности и ее предметный характер

Человек выступает в жизни в первую очередь как деятель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается бо-гатство духовной жизни человека: глубина разума и переживаний, сила восприятия и воли, способ-ности и черты характера; о человеке думают по его поступкам и делам.
Понятие «деятельность» возникло в истории науки как средство осмысления взаимосвязи человека с окружающей средой, его отношения к реальности. В этом понятии выявлена специфика человече-ских взаимосвязей и отношений, которая отличает их от других связей и отношений, например, от связи животного с окружающей средой.
История развития понятия «деятельность» уходит в далекие времена. Еще в рабовладельческом об-ществе ставился вопрос о том, какая именно фор-ма деятельности должна выступать в качестве культурного образца. Так, в античной цивилиза-ции вся тяжелая материальная деятельность была долей рабов. И, действительно, такая работа не могла стать культурным образцом для свободно-рожденных граждан. Понятие «деятельность» в это время отождествляется с политическими дей-ствиями и миросозерцанием. Таким образом, ан-тичная мысль отстаивала примат теоретического созерцания над практической деятельностью.
В период Средневековья, эпоху Возрождения зна-чительно меняется и возрастает статус понятия или принципа деятельности. В философии И. Канта выявляется идея приоритета практического разума над теоретическим, а в трактовке Гегеля категория «деятельность» приобретает структур-но-развернутое содержание через такие категории как цель, средства и результат. Именно после это-го деятельность превращается в универсальный объяснительный принцип психологии.
И, наконец, теория марксизма развивает далее учение о человеческой деятельности, ее развитии и формах. По мнению К. Маркса, деятельность в ее исходной и основной форме — это чувственно-практическая деятельность, в которой люди всту-пают в контакт с предметами окружающего мира, испытывают на себе их сопротивление и воздей-ствуют на них, подчиняясь объективным свойст-вам.
Деятельность — это внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) активность человека, направленная на достижение субъектом постав-ленной цели.
Теория марксизма дополняет учение о деятельно-сти такой дефиницией как «предметная деятель-ность» и рассматривает ее как органическое един-ство двух основных форм деятельности — теоре-тической и практической. В чем заключается предметный характер деятельности?
Настоящая предметность деятельности заключа-ется не в том, что она направлена на предметы внешнего мира. Такую направленность можно констатировать и в живой среде. Но для живот-ных предмет выступает как стимул их активности, как простая добыча. Что касается человека, то он относится к предмету «адекватно его природе и особенностям», усваивает предмет, делает его ме-рой и сущностью своей активности. Предметный характер деятельности проявляется еще до того, как начинается реальный процесс действия с предметом, а не преобретается в ходе взаимодей-ствия с ним. Человек в своей деятельности не взаимодействует с предметом, а возобновляет его во всей его особенности и конкретности, делает его мерой и сущностью своей активности. Такое возобновление предмета возможно только на ос-нове включения деятельности теоретической, по-знавательной. Именно поэтому человек в пред-метной деятельности творчески преобразует при-роду, а не адаптируется к ней.
Таким образом, деятельность нужно понимать в целом как предметную, как органическое единст-во чувственно-практической и теоретической форм деятельности.

Источник

Деятельность. Опредмечивание-распредмечивание. Предметность.

Без преувеличения можно сказать, что существование человечества и жизнь каждого человека в частности неразрывно связана с таким понятием как труд. Как мы знаем, труд – это целенаправленная деятельность человека по преобразованию природы¸ направленная на получение полезного результата (потребительной стоимости [1]). Однако, трудовая деятельность связана с рядом других философских категорий, которые необходимо раскрыть для понимания внутреннего процесса данного явления.

Одним из основных понятий здесь является деятельность. Деятельность в философии — специфически-человеческий способ отношения к миру, который представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей деятельности. Таким образом, любая деятельность человека: а) сознательна, б) носит целенаправленный характер, в) так или иначе преобразует природу, то есть окружающий человека материальный мир. Отсюда напрашивается вывод, что такое явление как деятельность присуще исключительно человеку, так как предполагается, что единственное существо на планете, обладающее сознанием – это человек. Несмотря на то, что другие живые существа совершают определенные действия, напоминающие труд (пчелы строят улей и соты, животные роют норы и т. д.), считается, что это делается инстинктивно, а значит бессознательно, автоматически. Животные являются частью природы, в то время как человек выделился из царства природы, создавая, во-первых свою собственную социальную природу, а во-вторых осознавая себя деятельностным субъектом.

Понятие деятельность неразрывно связано с понятием практика. Практика — специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная деятельность. Практика есть «материальная деятельность, от которой зависит всякая иная деятельность: умственная, политическая, религиозная и т. д.» Практика — основа познания. На протяжении тысячелетий стихийно совершившийся производственный процесс формировал у людей элементарные знания в различных областях жизнедеятельности. Науки же подытоживали, осмысливали, обобщали данные практики, которая в дальнейшем включает в себя теоретическое знание и, претворяя его в жизнь, корректирует, обогащает, развивает. Так складывается единство практики и практически освоенного научного знания. Формы практики многообразны: материальное производство, изменение людьми социально-экономических условий их жизни и другие виды деятельности, материально преобразующие объекты. Многообразие форм практической деятельности, её связь с познанием делают практику критерием истины — мерилом, позволяющим разграничить истину и заблуждение. Практическое подтверждение теоретических положений, научных предвидений доказывает их истинность. Практика – это тот непосредственный опыт, который человек получает в процессе любой деятельности и составляет основу познания природы.

Для понимания таких вещей как труд и деятельность важными категориями являются такие понятия как опредмечивание и распредмечивание.

Опредмечивание — это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом». Поскольку человеческая деятельность всегда целенаправленная, субъект, обладая абстрактным мышлением [2], прежде чем приступить к созданию какого-либо предмета, представляет себе конечный результат своей деятельности. Таким образом, опредмечивание – это процесс превращения человеческой мысли в материальный предмет – проще говоря, создание чего-либо человеком.

Распредмечивание — это процесс, в котором свойства, сущность, «логика предмета» становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием. Результат труда должен обладать полезностью для человека, иными словами должен быть употреблен человеком. Употребляя (в широком смысле слова) любой предмет, человек лишает его первоначальных свойств конечного предмета, как вещи в себе. Предмет, таким образом, теряет свою первоначальную сущность и вступает в отношения с человеком или другими предметами, поэтому процесс распредмечивания можно охарактеризовать как потребление, использование полезных свойств предмета.

Для того, что бы стало совершенно ясно, что такое опредмечивание и распредмечивание, обратимся к примерам: человек собирает табурет. Прежде чем приступить к созданию, он детально представляет себе конечный результат, рассчитывает размеры и т.д. (семь раз отмерь – один раз отрежь) и только после этого он принимается за создание. Таким образом, деятельность по созданию табурета целенаправленная, носит предметный характер, является результатом практики (по созданию таких же табуретов например) – это и есть опредмечивание. Если человек, после того, как забил последний гвоздь, сядет на недавно собранный табурет покурить – это будет распредмечивание. Человек, во-первых, воспользовался результатом своего труда (т.е. табурет ему полезен не как вязанка дров, но именно по назначению, как предмет, на котором можно сидеть и который целенаправленно для этого создавался), а во-вторых, результат труда (табурет) больше не присутствует как вещь в себе, но является частью отношений между ним и человеком, поэтому он распредмечивается.

Деятельность есть единство опредмечивания и распредмечивания: она непрерывно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно. На примере это выглядит следующим образом: возвращаясь к нашему табурету, мы можем сказать, что для того, что бы его собрать, необходимы гвозди, доски и инструменты (орудия труда), которые мы сейчас рассматривать не будем. Предположим, что человек не покупает доски в магазине, а сам выпиливает их из бревен. Таким образом, гипотетическая цепочка создается следующая: человек срубает в лесу дерево и режет его на чурки, из которых в дальнейшем выпилит доски – это опредмечивание; затем он из этих чурок вырезает доски – это одновременно и опредмечивание и распредмечивание (в данном случае человек распредмечивает ранее опредмеченные чурки и опредмечивает доски), затем, проделав то же самое с рядом других бревен он сколачивает эти доски вместе, тем самым распредмечивая доски (и гвозди) и опредмечивая табурет. Когда табурет готов, человек садится на него и тем самым его распредмечивает, опредмечивая тем самым себя. Себя человек опредмечивает посредством изменения своего изначального состояния, состояния «до». К примеру, уставший человек – отдохнувший человек (посидевший на табурете). В философском смысле это будут два разных человека.

Данные категории введены для понимания внутренней логики любой человеческой деятельности. Опредмечивание и распредмечивание – это два взаимозависимых процесса, которые выражают внутреннюю динамику материальной и духовной культуры как единого целого, существующего только в процессе воспроизведения и созидания человеческой деятельностью. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир.

Таким образом, любое качественное изменение предмета, проделанное человеком с целью потом этот предмет употребить – является опредмечиванием, а любое использование результата труда является распредмечиванием.

Опредмечивание и распредмечивание заключают в себе три уровня: во-первых, деятельность вызывает в объекте или наследует из него такие изменения, которые аналогичны действию сил самой природы; во-вторых, она создаёт и воссоздаёт произведения культуры, наследует и творит её ценности; в-третьих, совершается опредмечивание и распредмечивание самого субъекта, его приобщение к другим субъектам, включение в межчеловеческие отношения, в историческую связь с обществом.

Рассматривая опредмечивание и распредмечивание в единстве, К. Маркс раскрывает место труда в жизни человека, показывает, что своим трудом человек активно преобразует, очеловечивает объективный мир, создавая свою особую «человеческую действительность», мир культуры (в результате опредмечивания, которое выражает активную сторону труда). В то же время человек зависит от объективного мира, в том числе и от результатов предшествующей деятельности человечества, которые он осваивает и включает в свою деятельность, согласуя её с объективными законами (в результате распредмечивания, которое выражает связь человека с объектом его деятельности). Такой подход даёт Марксу возможность научно охарактеризовать процесс труда, открывает путь к диалектико-материалистическому пониманию взаимоотношения субъекта и объекта, к решению проблем теории познания с позиций практики.

Примечания

[1] Проще говоря, полезность данного результата труда. Подробнее см. «Потребительная стоимость»

[2] Вид мышления, присущий исключительно человеку, суть которого заключается в том, что субъект может выходить за рамки привычного мировосприятия и формировать у себя в голове определенные «модели». Понятие «опредмечивание» непосредственно связано с абстрактным мышлением, т.к. человек, прежде чем создать что-либо представляет у себя в голове конечный результат своей деятельности и только потом воплощает его в материальной форме. Вся деятельность человека связана с абстрактным мышлением. Абстрактное мышление проявляется так же в форме самоанализа (рефлексии), размышлении о смысле жизни и бытия и т.д.

Вопросы для самоконтроля:

1) Почему такое понятие как деятельность присуще только человеку?

2) Что означает фраза «деятельность человека носит предметный характер»?

3) Почему интеллектуальная деятельность носит предметный характер?

4) Как вы считаете, почему практика является основой человеческого познания?

5) Приведите пример опредмечивания-распредмечивания.

Источник

Предметная деятельность ребенка раннего возраста

Что носит предметный характер Галина Позигун
Предметная деятельность ребенка раннего возраста

Предметная деятельность ребенка раннего возраста

Основой умственного воспитания является формирование на базе полученных знаний элементарно – обобщенного представления о свойствах качествах предметов, развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка.

Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте, она определяет «ведет» за собой психическое развитие, поэтому она и называется ведущей. В процессе этой деятельности ребенок усваивает культурные, исторически сложившиеся способы действия с предметами.

Являясь ведущей на данном этапе развития, предметная деятельность обуславливает развитие психических процессов, личности ребёнка, зарождение новых форм деятельности.

Предметная деятельность способствует совершенствованию чувственного опыта ребёнка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления. С помощью неспецефических и спецефических манипуляций, ориентировочно- исследовательских и предметных действий происходит всё более глубокое освоение ребёнком предметного мира, развитие его интеллектуального потенциала. Экспериментируя с предметами с помощью неспецефических и спецефических манипуляций, ребенок извлекает много информации об объектах, устанавливая связи между ними. В этих действиях проявляется любознательность ребёнка, реализуется его познавательная активность. (Ребёнок пытается насыпать совком песок и не захватывает его, он пытается захватить песок руками, что сразу даёт положительный результат, потом снова пытается насыпать совком и так много раз, наконец, он научился насыпать песок)

Предметная деятельность определяет содержание общения ребёнка со взрослым. В ходе совместной предметной деятельности развиваются и новые средства общения, основным из которых является речь. В раннем возрасте речь используется ребёнком прежде всего как средство деловых контактов со взрослыми. Внешне это выражается в частых обращениях ребёнка к взрослому: вопросительных взглядах, просьбах о помощи, словах «Как?. Так?. Так!»)

В рамках предметной деятельности формируется её новый вид процессуальная игра. Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами включено в систему человеческих отношений. Эти отношения начинают осознаваться ребёнком в ходе реального предметно- практического взаимодействия со взрослым. В ходе усвоения действия постепенно «отделяются» от предметов, с помощью которых были усвоены. Происходит перенос этих действий на другие предметы, сходные с ними. Так формируются обобщенные действия (кормит куклу ложкой- палочкой, поит из кружки- кубика) На их основе становится возможным сравнения собственных действий с действиями взрослых. Постепенно, сначала с помощью взрослых, а затем и всё более самостоятельно ребёнок начинает воспроизводить элементы взаимодействия с окружающими в действиях с сюжетными игрушками.

Предметная деятельность способствует развитию личности ребёнка. Ведущая деятельность опосредует отношение ребёнка раннего возраста к окружающему его предметному и социальному миру, также самому себе. Предметная деятельность способствует развитию познавательных интересов ребёнка, его самостоятельности, любознательности, целенаправленности.

Предметная деятельность- это содержание и последовательность, получаемой детьми информации об объектах, переработка этой информации, активизация уже имеющихся у ребёнка знаний и умственных действий.

Важное значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей.

Введение детей в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.

В этой области развития можно выделить несколько направлений, каждое из которых предполагает постановку специальных педагогических задачи использование соответствующих методов их реализации. Прежде всего, это развитие культурно- нормированных, практических и орудийных действий. Педагог должен помочь ребёнку научиться правильно пользоваться различными предметами домашнего обихода (есть ложкой, пить из чашки, застёгивать пуговицы, пользоваться расчёской, игрушками, специально созданными для овладения орудийными действиями (лопаткой, молоточком и др.) Для решения поставленных задач педагог должен организовывать развивающую предметную среду, налаживать совместную деятельность с ребёнком, создавать условия для его самостоятельных действий с предметами. Многие предметные действия ребёнок осваивает, знакомясь с бытовыми предметами в процессе приёма пищи, совершения туалета, переодевания, принимая участие в бытовой деятельности взрослых. Обычно малыши охотно помогаю накрывать на стол, убирать игрушки. Орудийными действиями малыш овладевает не только в повседневной жизни, но и в процессе индивидуальных и совместных с воспитателем игр и занятий. (пытается завести ключиком машину, забивает моточком колышки в землю, кормит ложкой мишку)

Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями в группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их и игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным действиям, способствует обогащению его чувственного опыта, развитию мышления. Предметы, игрушки, материалы должны находиться в открытом доступе, по возможности рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникло желание действовать с ними. Предметы и игрушки должны способствовать развитию органов чувств и формированию разнообразных умений, иметь разные размеры, фактуру, цвет. Педагог должен поддерживать интерес к игрушкам и предметам, учить детей исследовать их.

Я предлагаю следующую последовательность обследования предметов.

1. Восприятие целостного облика предметов рассмотреть предмет, подержать в руках, ощупать, подействовать с ним, назвать предмет- это грузовик «Как ты узнал, что это грузовик? Что у него есть?».

2. Вычленение основных частей обследуемого предмета и определение их свойств (формы, величины) «Где у грузовика колёса, где кузов, кабина? Какие колеса? А кабина, кузов?» «У платья карманы, пуговицы, воротник»

3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга выше, ниже кабина выше, кузов ниже. Строим домик из кубиков и кирпичиков, кубик ниже, кирпичик выше.

4. Повторное целостное восприятие предмета.

Для этого важно учить детей рассматриванию (специально организованному обследованию) предметов, обхватыванию их обеими руками, обведению пальцем то одной, то другой руки, чтобы полученные в процессе этого впечатления использовать в определённом виде деятельности (обхватывает шарик, катает его, складывает кубики в коробку, достаёт предметы из мешочка определяет их форму, цвет, воспитатель действует рукой ребенка, вместе с ним, основной метод, который использует воспитатель- показ).

В процессе рассматривания – обследования детей необходимо учить и выделять свойства и качества предметов (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве, материалы, из которых они сделаны. Однако делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов. Тогда образы восприятия, формирующиеся на основе действий, станут полнее (масса предмета зависит от его величины и особенностей материала, круглая игрушка способна прокатываться, некруглая стоит на месте, нанизывать можно только игрушки, имеющие сквозное отверстие).

Поэтому в процессе обучения используется прикладывание, вкладывание предметов, т. е. наглядное сравнение с опорой на определённый признак. Это заставляет детей внимательно всматриваться, вслушиваться, ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как требуется по условиям и правилам игры (например, рассортировывает разноцветные шарики и кубики, ориентируясь на цвет, и на форму; разбирает и собирает игрушки –вкладыши: в большой предмет можно вложить меньший, при сборке матрешки подбирать половинки одинаковые по величине- сначала собрать маленькую, потом вложить её в большую).

На основе сходства выделенных свойств у разных предметов можно начать учить детей одни предметы уподоблять другим (как шарик, как огурчик, как кубик; пушистый, как котёнок, колючий, как ёжик). Воспитатель ставит задачу перед ребёнком, создавая проблемную ситуацию, и предлагает ребенку самому решить эту проблему. Предлагает покормить куклу, но вместо ложки лежит палочка, что надо сделать? Как поступить? При этом важно формировать умение соотносить впервые воспринимаемые предметы с теми, которые они познали раньше.

Непосредственное знакомство с предметом должно осуществляться живо и интересно, вызывать у детей положительный отклик. (Сухость, излишний дидактизм, формализм вызывают скуку, ухудшают запоминание)

Процесс восприятия (рассматривания, выслушивания) надо сопровождать словом

(шарик круглый, гладкий, красный). Дети, воспринимая предметы, одновременно запоминают и словесные обозначения их качеств.

Проявление самостоятельности, стремление поделиться своими впечатлениями следует поощрять. Взрослый должен откликаться на просьбу малыша о помощи, подключатся к его игре, помогать преодолевать затруднения.Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Важно предоставить ребёнку возможность выбора свободу действий» Разве сюда подходит это колечко? По-моему оно слишком большое». Следует поощрять ребёнка, хвалить его.

Умственное и техническое развитие ребёнка в раннем возрасте проходит через предметную деятельность, познавательные возможности 2-3 летнего ребёнка ещё невелики, несовершенны, поэтому многие задачи по ознакомлению с предметным миром решаются в форме дидактической игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Автодидактические игры сами подсказывают ребёнку, какого рода действие нужно произвести, чтобы достигнуть ту или иную цель. Это различные составные игрушки, которые требуют соотнесение размеров, форм или цветов разных деталей

(фигурные пирамидки, матрёшки, вкладыши, мозаики, разрезные картинки). Так, чтобы сложить пирамидку нужно учитывать соотношение колец по величине, соотносить составные части по форме, чтобы собрать определённый предмет (клоуна, грибок, собачку).

С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенный знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Малыш сам кормит, причёсывает, купает кукол. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Ребенка двух – трёх лет продолжаем учить играм с куклой в процессе дидактических игр. В этих целях используем игры «Купание куклы», «Уложим куклу спать», «Споем кукле колыбельную», «Покажем кукле картинки», «Накормим куклу» и т. д. Поэтому в группе необходимо иметь дидактическую куклу с комплектом сезонной одежды, кукол на подгруппу детей, приданое, сезонную одежду, а также ванночки, полотенце, мыло (кирпичик, куклы должны быть большие, средние и маленькие

У дошкольников необходимо формировать умение различать знакомые им предметы и действия на картинках и называть их. Например, картина «Девочка кормит кур»: Какое у девочки платье, Что она держит в руках, Какого цвета миска? Какая курица, а цыплёнок?» Для малыша это серьёзная умственная задача: узнавание действий на картинке – одно из проявлений способности к обобщению. При выборе предметных картинок важно обращать внимание на четкость линий, яркость колорита. Реалистичность и пропорциональность изображения, что поможет детям воспринимать предметы. Например такие предметные картинки как «Овощи, фрукты, домашние и дикие животные, игрушки» и др.

Игрушки, благодаря которым у ребёнка развиваются тонкие моторные навыки, ребенок учится различать свойства предметов, ускоряется общее развитие,совершенствуется речь можно подразделить на три основные группы:

Работа с матрёшками очень нравится детям благодаря сюрпризному моменту – в каждой новой матрёшке находится новая. Матрёшки – это тоже составление целого из частей, как башенки и мозаика. При этом механический контроль правильности выполнения задания одновременно и облегчает,и усложняет работу для малыша: друг другу подходят только две половинки, и их надо найти. Этот поиск тренирует внимательность ребёнка.

Игры на липучках: муляжи и снеговик, неваляшка тоже составление целого из частей, где нужно подобрать части, правильно соединить их, что тоже требует сноровки, терпения координации движений. Работа со снеговиком аналогична работе с фруктами. Отличие состоит в том, что разделение на части выполняется непосредственно руками. Цель работы в расширении словарного запаса, развитие моторики, памяти, внимания, развитие познавательной активности.

Малышу сложно объяснить, почему он должен выполнить то или иное задание. Если у ребёнка что-то не получается, он быстро теряет интерес к игрушке и переключается на более успешную деятельность.

Большое значение в работе с малышами мя придаю индивидуальной работе с детьми, которую мы всегда стремились сделать интересной и разнообразной, сочетать в ней разные виды деятельности: развитие мелкой и общей моторики, закрепление цвета, формы, проведение работы над звукопроизношением и речью.

Следующая задача воспитателя – Развитие познавательной активности у детей. В ходе работы с детьми педагог должен создавать условия для ознакомления их с окружающим миром, экспериментирования и обогащения впечатлениями.

Необходимо поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление к окружающему миру. Не следует ограничивать познавательную активность малышей, ограничение должно касаться только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.

Полезно организовывать совместное с детьми наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений поддержать и проявить интерес детей к окружающему, познакомить с разнообразными свойствами природных объектов, вызвать удивление радость открытия нового (пение птиц, шум ветра, шелест листьев).

Наблюдение за различными явлениями природы должно сочетаться с интересными играми и занятиями, в процессе которых дети на собственном опыте знакомятся с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Например, собирая букет из опавших листьев, малыши могут сравнивать их по величине, форме, цвету.

Важно подчеркивать интерес к деятельности взрослых. Дети любят наблюдать, как воспитатель кормит птиц, или ухаживает за цветами, как строится соседний дом и др. Педагог должен комментировать свои действия, рассказывать, чем заняты люди, отвечать на вопросы детей. Книги, альбомы, фотографии, должны находиться в открытом доступе.

С целью развития любознательности,в группе необходимо оборудовать специальный уголок для детского экспериментирования: игр с водой, сыпучими пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения за предметами. Ощупывая предметы разной фактуры и плотности, ребёнок познаёт разнообразные свойства и качества объектов и материалов: твердость, мягкость, тепло, холод, тяжесть ит. д. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, малыш узнает, как они устроены. Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным запором, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи.

Следующей педагогической задачей данного направления развития ребенка является формирование целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности.

Известно, что деятельность ребёнка до 2х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет какого- либо самостоятельного значения. К 3годам у ребёнка складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Деятельность малыша приобретает целенаправленный характер, он настойчиво стремится к получению правильного результата, представление о котором складывается как на основе заданного образца, так и собственного замысла. Маленькому ребёнку нужно помогать удерживать цель, направлять его на достижение желаемого результата. Это могут быть всевозможные пазлы, мозаики кубики, из которых складываются картинки, конструкторы, строительные наборы, где необходимо построить различные машины, игрушки, постройки. Все это формирует у ребёнка представление о результате действий. Например, малыш хочет выложить из мозаики узор по картинке. Воспитатель вместе с ним должен рассмотреть образец, спросить, какие понадобятся детали, куда их положить. По окончании работы очень важно зафиксировать результат его деятельности. Помощь взрослого не должна гасить самостоятельность и инициативу ребёнка. Следует представлять малышу возможность сделать самостоятельно всё, что он может.

В летний период проведение занятий не проводится, но дети играют в игры самостоятельно или с воспитателем в утренние, вечерние часы, на прогулке. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, проводим только при естественном освещении, при искусственном идёт искажение цвета.

Дидактический материал раскладываем на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.

Самого большого эффекта можно достигнуть тогда, когда удается объединить усилия педагогов в детском саду и родителей в семье. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Поэтому мы провели анкетирование среди родителей о педагогической ценности игр и игрушек.

В результате целенаправленного руководства деятельностью детей, общения с ними, а также специального обучения умственное развитие детей к концу третьего года жизни достигает уровня, обеспечивающего практическую ориентировку ребенка в предметах и явлениях самого ближайшего окружения, понимание речи взрослых, способность регулировать свои действия по слову в процессе речевого общения со взрослыми. Ребенок этого возраста — существо и мыслящее и говорящее, проявляющее известный интерес к окружающему — все это создает новые возможности для умственного воспитания детей в годы дошкольного детства

Что носит предметный характерКонструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Что носит предметный характерКонсультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду «Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Что носит предметный характерПлакат «Берегите природу!» Совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста «Знайте юные друзья! Что играть с огнём нельзя. Он опасен и сердит. Никого не пощадит»! ]В нашем детском саду прошла неделя пожарной безопасности.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей раннего возраста. Человек – это совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье.

Что носит предметный характерПроект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста» Методическая разработка для воспитателей «Семейных детских садов». Часть 1Примерно к году жизни здоровый ребенок начинает активно интересоваться.

Что носит предметный характерПроект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста» (часть 2) Методическая разработка для воспитателей групп «Семейный детский сад». Часть 2Сегодня поговорим о куклах. В жизни современных детей кукла.

Что носит предметный характерПроектная деятельность в группе раннего возраста «Солнечный лучик» (фотоотчёт) Здравствуйте, уважаемые коллеги! В эти пасмурные, ненастные, осенние деньки хочется поделится с вами нашими солнечными лучиками. Проектная.

Что носит предметный характерПроектная деятельность во второй группе раннего возраста «Бусы из соленого теста» Краткосрочный проект «Бусы из соленого теста» Вид проекта: творческо-познавательный Тема проекта: Бусы из соленого теста Авторы проекта:.

Что носит предметный характерТворчество родителей 2 группы раннего возраста «Росинка» «Портрет моего ребенка» Творчество родителей 2 группы раннего возраста «РОСИНКА» Я работаю много лет с малышами. Приобщение родителей к жизни детского сада я ставлю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *