Что носили в древнем китае

Костюм древнего Китая

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ

Древний Китай связан в наших представлениях с Великим шелковым путем, по которому, начиная со ТТ в. до н. э., двигались караваны верблюдов, нагруженных дорогим китайским шелком. В античном Риме за него расплачивались золотом: фунт за фунт.

Основным занятием жителей Китая с глубокой древности было земледелие. Даже сам император каждую весну собственноручно вспахивал три борозды. Искони в Китае процветали искусство и художественные ремесла. За свою многовековую историю огромная страна то объединялась в мощное централизованное государство под властью императорских династий, то распадалась на мелкие царства, часто подвергаясь иноземным вторжениям. Под влиянием смешения многих местных культур в пределах Китая, а также насильственных реформ со стороны иноземных захватчиков искусство и костюм страны претерпевали постоянные изменения. Однако особенности социально-экономического развития народа, его философское учение о природе определили те основные черты, которые на протяжении многих веков характеризовали символику формы, орнаментации и цвета китайского костюма.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

Китайцы принадлежат к восточноазиатской монголоидной группе, характеризуются невысоким ростом, несколько уплощенным лицом с высоким лбом, которое в китайской поэзии часто сравнивали со «светлой луной в середине осени», смугловатой кожей, суженным разрезом глаз, прямыми черными блестящими волосами. Очень типичны высоко поставленные брови, которые в искусстве в процессе стилизации часто, как и глаза, изображаются косо, с взлетающими наружными концами. С течением веков идеал красоты, естественно, не раз менялся, но чаще всего в мужском облике подчеркивались особая, скрытая грация, изысканность манер, интеллектуальные качества: образованность, утонченность чувств.

Еще чаще менялся идеал китайской женщины. В период Тан (VIII в.) красавицами считались полные, круглолицые девушки, позднее, наоборот, в китаянках ценились женственность, изящество, маленькие размеры рук и ног (к XII в. распространился обычай бинтовать девочкам ступни ног, чтобы приостановить их рост), сдержанность движений, жестов, походки. Несмотря на природную смуглость, белизну и румянец лица ценили очень высоко. Поэтому белила и румяна были широко распространены в декоративной косметике. Однако были девушки, которые любили щегольнуть своей естественной красотой. Так, в романе Цао Сюэциня «Сон в красном тереме» говорится, что у героини Баочай лицо как серебряный таз, глаза, как влажные абрикосы, губы не накрашены, но как киноварь, брови не нарисованы, но с зеленым отливом.

По описанию венецианского купца и дипломата Марко Поло можно судить, как высоко было развито в средневековом Китае чувство красоты. Выбирая невесту для императора, ее красоту оценивали, как и бриллиант, на караты.

Что носили в древнем китае

ТКАНИ ЦВЕТОВАЯ ГАММА

Китай по праву считается родиной шелка и искусства шелковой орнаментации. В древности считалось, что трение шелка о кожу человека способствует излечению от многих болезней. Поэтому не только прекрасные внешние качества привлекали к нему внимание богатых и знатных людей всего мира.

Существовали различные способы росписи шелка, получения тканых цветных узоров, вышивка.

По плотности и фактуре шелковые ткани также были чрезвычайно разнообразны: узорчатая многоцветная парча, плотный одноцветный узорный шелк, тончайший шелковый газ. Орнаментация их была тесно связана с народными этическими взглядами, представлениями о жизни, природе, счастье.

Фантастические драконы, птицы, летучие мыши, бабочки, цветы сливы, пиона, лотоса, медальоны сложной формы всегда насыщены глубокой символикой. В представлениях древних китайцев-земледельцев началом жизни является единство двух противоположных сил: Неба и Земли. Конкретным выражением их слияния был дождь. Отсюда основной мотив китайского орнамента: волны, облачные ленты и спирали — символы грома и молнии. Отсюда и образ дракона — повелителя дождя, плывущего в волнах или парящего среди облаков и в то же время объятого пламенем (рис. 42).

Что носили в древнем китае

Цветовая символика в древности определялась сменой времен года. Зеленый — цвет весны, молодых всходов, красный — лета и огня, желтый — цвет земли, цвет созревающих хлебов, белый — цвет осени, когда закрома наполняются белоснежным зерном риса. Но белый — это и цвет запада, где умирает Солнце, поэтому для траурных одежд используются некрашеные ткани. Черный цвет — цвет зимы, самого темного времени года, а черный с красным отливом (цвет сюань) символизирует зарождение света в недрах тьмы, образ солнцестояния.

В средневековье общий характер цветовой гаммы сохраняется, но ее символика постепенно вытесняется иерархическими знаками социальной регламентации: желтый цвет — цвет императорской одежды,красный — высших сановников; затем следовали зеленый, синий, белый цвета.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОДЕЖДЫ.КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

С глубокой древности основой китайского костюма (мужского и женского) были длинные штаны и свободная распашная кофта или халат с запахом слева направо и тесемочной завязкой. Штаны на талии укреплялись матерчатым поясом. Кофта и халат имели мешкообразные рукава, суженные внизу и украшенные манжетами (рис. 43). Китаянки и знатные или пожилые китайцы поверх штанов носили длинную запахивающуюся плахту. Из этих простейших форм бытовой одежды развился торжественный ритуальный костюм (Ритуальный костюм предназначался для торжественных праздников и обрядов, связанных с китайской философией природы.), отличавшийся разнообразием деталей, сложностью головного убора, украшений, цветом, но имеющий ту же конструктивную основу.

Цвет, орнаментация, форма ритуального костюма насыщены глубокой символикой. Кофта императора, символизирующая Небо черно-красного цвета, орнаментирована изображениями солнца, луны, звезд, гор;плахта — символ Земли — желто-красная,орнаментирована зернами хлебов. Головной убор выражает символику формы (слияние круга — Неба и квадрата — Земли) и цвета (черный и красный). Подобно струям дождя стекают нити нефритовых шариков (рис. 44). Костюм включал богато украшенный фартук, прикреплявшийся к поясу спереди, и сетку цветных шнуров с вплетенными нефритовыми кольцами.

Что носили в древнем китае

В средневековый период на смену кофте и плахте в повседневном мужском костюме приходит длинный халат, часто с боковыми разрезами (рис. 45). Постепенно этот халат вытесняет кофту и плахту и из торжественной одежды, в связи с чем значительно повышается роль его цвета, украшений, орнаментации в выражении социально-иерархического характера костюма. Государственные указы четко регламентируют форму, цвет, материал костюма императора, его приближенных, чиновников, разделенных на 9 рангов. Особенностью средневекового официального халата является закрытый ворот с круглым вырезом горловины и разнообразие ширины рукавов. При неизменности конструктивных основ покроя кофты и халаты могли быть одно- или двубортными, с закрытой асимметричной застежкой или с запахом и перекрещивающимися на груди полами.

Женский костюм больше сохраняет национальный китайский характер: это — короткая двубортная кофта с широкими рукавами, плахта с гладкими декорированными прямоугольниками спереди и сзади и плиссированными бочками (рис. 47). Полный парадный костюм цинского времени завершают роскошные накидки- пелерины и в мужском, и в женском костюме.

Что носили в древнем китае

ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ПРИЧЕСКИ, УКРАШЕНИЯ

Характерные виды китайской обуви — легкие туфли из ткани, пеньки, соломы на толстой подошве из многослойной проклеенной бумаги или ткани. В отдельные периоды были распространены кожаные или матерчатые сапоги, по своим мягким очертаниям напоминающие чулки. При маньчжурах в официальной форме их сменили жесткие сапоги на чрезмерно толстой белой подошве, скошенной впереди. Древние и средневековые мужские головные уборы необычайно сложны и разнообразны. В древности — это причудливые сооружения из ткани (газа), пропитанной лаком, на проволочном каркасе. Самые торжественные из них венчались навесами со свисающими нитями нефритовых шариков, шнурами и лентами, ниспадающими иногда до самой земли (рис. 48, слева).

В средние века вошли в моду простые головные повязки из черного газа, которые со временем тоже стали пропитывать лаком (рис. 48, в центре). Маньчжуры привнесли сравнительно простые головные уборы: плетеные конические — летние (рис. 48, справа) и круглые с круто заломленными полями— зимние. В навершье шапки вставлялся шарик, цвет которого обозначал ранг носителя. Нечиновные китайцы носили черные полусферические шапочки, состоящие из околыша и шести клиньев с пуговкой на макушке.

Что носили в древнем китае

В народе носили войлочные колпаки, белые повязки, плетеные шляпы. Этикет ношения головных уборов противоположен европейскому: все ритуалы, а также выражение почтительности обязательно требуют надетого головного убора. Мужские прически всегда состояли из узла длинных волос, укрепленного на темени шпилькой. В период маньчжурского господства завоеватели обязали китайцев брить переднюю часть головы, а оставшиеся на затылке волосы заплетать в косу. Коса стала символом национального угнетения, и все народные восстания против власти маньчжуров начинались со срезания кос.

Женские прически также имеют в основе узел волос, расположенный в различные периоды то на темени, то на затылке и закрепленный шпильками. В X — XII вв. на виски, лоб и щеки приклеивались зеленые, синие, черные мушки, к которым прикрепляли драгоценные камни. В период династии Мин (XIV — XVII вв.) узел укреплялся на темени, на висках волосы срезали под прямым углом, на лбу — по прямой линии, подчеркивая ее тушью. Прическу часто украшали сложными сооружениями из жемчуга и нефрита, иногда с фигурами фениксов, держащих в клюве длинные струящиеся подвески.

Источник

Китайская национальная одежда: какая эпоха самая модная?

Китайская национальная одежда, как ничто другое, наиболее полно отображает многовековую историю страны. На первый взгляд, кажется, что фасоны, крой не меняются с течением времени. Но фактически, было много вариантов кроя, тканей, орнаментов.

Например, для каждого региона они свои. Более того, от эпохи к эпохе стандарты, правила оформления одежды менялись, и они регламентировались императорской династией. Впрочем, как и любые другие правила.

Да, несмотря на десятки видов одежды, существовали определенные стандарты – для простолюдинов, чиновников, воинов, ученых. История китайской одежды также увлекательна и многообразна, как история страны. Поэтому стоит изучить ее подробнее.

Китайская национальная одежда: история появления

Что носили в древнем китае

Известная нам история Китая начинается еще в бронзовом веке. Это время первой императорской династии Ся 夏朝, которая отдельными учеными и исследователями считается только легендой. Конечно же, одежда существовала и ранее, но мало кому известно, какой она была. Знаем только то, что первые ткани появились при второй династии.

Справка:
Династия Ся 夏朝 – 2070 г. до н. э. — 1600 г. до н. э.

Известно, что тип тканей, крой и стандартный набор предметов одежды зависел от региона проживания. Ведь Китай – это большая территория, с большой разницей в климате от региона к региону.

Например, на северо-востоке, северо-западе Китая, во Внутренней Монголии климат суровый. Поэтому люди там носили длинные халаты из плотных тканей. Была распространена одежда из рыбьей кожи (в приморских регионах или в районах около крупных рек, озер, где процветало рыболовство). Также одежду шили из луба, меха. В центральных и южных регионах теплее, поэтому здесь были распространены халаты из легкой пеньковой, конопляной или хлопковой ткани. Шелк же был доступен только знати.

Что касается декора, то на него оказывали влияние религиозные представления народности и ее предания. Например, для женской одежды народов цзинпо 景颇族, характерны украшения из дутого серебра, которые имитируют чешую дракона.

Истоки этого – в легенде о том, что прародительницей народности была женщина-дракон. В орнаментах и узорах народности мяо 苗族 легко угадать горные дороги – так из поколения в поколение передавались предания о глобальном переселении предков мяо. Развитие китайской одежды неразрывно связана с развитием, историей страны, ее отдельных провинций и народностей. Но, как уже было сказано выше, всегда существовали определенные стандарты и традиции облачения.

Традиционная одежда китайская мужская

Что носили в древнем китае

Мужская китайская национальная одежда состоит из нескольких предметов:

Что касается обуви, то она тоже была разнообразна. Деревянные сандалии с матерчатыми или кожаными ремешками, сапоги из кожи или ткани, соломенные или плетеные туфли – для каждого региона и периода характерна своя обувь.

Китайская национальная одежда: от эпохи к эпохе

Китайская национальная одежда: династия Цинь – династия Сун

Что носили в древнем китае

Эпохи в истории Китая привязаны к правящим династиям. Всего их было 13, и каждая оставила свой след не только в экономике, политике, но и культуре.

Если говорить о едином стиле костюмов, то он появился при династии Цинь秦朝 (четвертая династия, пришедшая на смену Чжоу 周朝). Так как смена власти произошла военным путем, усилия нового императора были направлены на победу над всем наследием предыдущих правителей. Это касалось даже цветов – если Чжоу предпочитали красный цвет огня, что Цинь выбрали противоположный – синий, цвет воды, которая потушила огонь.

Следующей династией была Хань 汉朝 – она оставила один из самых глубоких следов в культуре. На смену Хань пришла династия Цзинь 晋朝, которая снова вернулся красный цвет, но его носили правители. А в повседневности главенствовал фиолетовый оттенок. Обычные граждане носили белое.

Затем воцарилась династия Тан 唐朝. Период ее правления известен, как эпоха процветания. На смену Тан пришла династия Сун 宋朝. В эпоху ее правления возникло разделение одежды на три типа:

В эту эпоху даже простолюдины одевались со вкусом, а одежда высокопоставленных чиновников и членов династии была чрезвычайно роскошной. Именно тогда, прически стали самыми затейливыми, а ткани – изящными.

Цинь 秦朝 – 246-207 гг. до н. э.

Хань 汉朝 – 206 гг. до н.э. — 220 гг. н.э.

Цзинь 晋朝 – 265-420 гг.

династия Тан 唐朝 – 618—907 гг. династия Сун 宋朝 – 960-1127 гг.

Китайская национальная одежда: династия Юань – династия Цин

Следующий период, оставившая след в китайской моде – эпоха династии Юань 元朝. В отличие от предыдущих, она была монгольской. Монголы ввели в обиход длинный кожаный халат без рукавов, который тоже носили все классы. Но одежда женщин-аристократок отличалась. Верхняя одежда была кожаная и меховая. Платья были длинные, со шлейфом, широкими рукавами и узкими манжетами, их шили из дорогой ткани – шелка, парчи.

Затем настало время династии Мин 明朝. При ней в женскую моду вошли юбки в складку из разноцветного атласа, с золотой вышивкой. Но были и юбки, сшитые из цельного куска атласа. Также в моду вошли узкие рукава и верхняя одежда с тремя воротниками. Женщины в то время носили особо красивый вид накидки, которую называли «облачная розовая накидка».

Мужская одежда состояла из штанов, куртки с круглым воротником и квадратными рукавами, свисающий черный пояс, черной накидки или широкого халата. Чиновники носили атласные длинные халаты с длинными широкими рукавами, которые спускались ниже рук.

Последняя императорская династия – Цин 清朝 – привнесла в моду маньчжурский стиль. Короткий узкий рукав, строго прямой крой, большой воротник – все это характерные черты данного стиля. Как и застежки-украшения, расположенные с правой стороны, обильная вышивка верхней одежды.

Женская одежда состояла из длинного халата с двумя разрезами и высоким воротником, короткой рубахи и штанов под ним. Все это украшалось вышивкой, инкрустацией. Стоит учитывать, что в каждую эпоху одежда разделялась на повседневную и обрядовую. И не только у аристократов, но и у среднего класса, крестьян, военных и иных сословий.

Юань 元朝 – 1280-1367 гг.

Мин 明朝 – 1368—1644 гг.

династия Цин 清朝 – 1644—1911 гг.

Традиционная одежда китайская женская

Во все эпохи крой и «состав» женской одежды был подобен мужскому. То есть, женщины носили халаты, кофты. Под халатом была юбка. Носили и широкие штаны, скрытые под юбкой. Что отличало женские костюмы – красота отделки. Это была вышивка – вышивали цветы, причем, каждый цветок олицетворял одно из времен года. Хризантемы означали осень, нарцисс и цветы сливы – зиму, пион – весну, а лотос – лето.

Также вышивали бабочек, уточек-мандаринок, которые олицетворяли семейное счастье. Была распространена и сюжетная вышивка – это могли быть иллюстрации к знаменитым произведениям, исторические или бытовые сцены. Как правило, все узоры заключались в круги ту-ань 图案.

Естественно, одежда аристократок отличалась от одежды простолюдинок, но – цветом, роскошью отделки, стоимостью тканей. Крой и общие принципы оставались теми же. Также, традиционная одежда китайская женская аристократических сословий, подразумевала отсутствие верхней одежды, так как предполагалось, что такие женщины не выходят из дома.

И если вспомнить «лотосовую ножку», это вполне объяснимо. Да и обувь аристократок не предполагала удобной ходьбы. Кроме того, образ аристократки дополняла сложная прическа с массой украшений, длинные ногти, на которые даже надевались серебряные футляры – такие можно увидеть и сегодня, в китайском танце «Тысячи рук», некоторых театральных постановок.

Китайская национальная одежда: эпоха Тан – расцвет Китая

Период правления династии Тан 唐朝считается «Золотым веком». Экономическое процветание, развитие науки, искусств, технологий, мир между землями – все это повлияло и на стиль одежды. Он стал более изящным, благородным, изысканным. В почете были тонкие яркие ткани.

Женская одежда представляла собой либо блузу с короткими рукавами и юбку, либо рубашку с длинными широкими рукавами, юбку и накидку. Волосы собирали в высокий пучок, который облегчал ношение соломенной или бамбуковой шляпы. Обувь плелась из соломы и пеньки или шилась из шелка, украшалась орнаментом.

Китайская национальная одежда: эпоха Хань – развитие Китая

Что носили в древнем китае

К особенностям стиля эпохи Хань 汉代 относят:

Основной моделью одежды выступало верхнее платье без подкладки. При этом облачение императора было черным, а жрецы во время проведения обрядов, надевали облачение с красной каймой.

В эпоху Хань красный цвет играл главную роль, он считался цветом почтения и показывал «достоинство огня» этой династии. Но во втором периоде династии к нему присоединился белый – на подкладке халатов для проведения обрядов.

Также цвет одежды жрецов зависел от сезона – ранней весной главенствовал серый и зеленый, ранним летом – красный, осенью – желтый, зимой – черный цвет.

Если говорить о крое и других особенностях стиля для обычных жителей, то многое было унаследовано от предыдущей династии, Цинь. Например, разнообразные шляпы, которые отличались по форме, каждой профессии и статусу соответствовала своя шляпа. Женщины носили длинные юбки, короткие кофты и декоративные пояса. Мужчины носили кожаные штаны с короткой тканевой юбкой и короткой курткой.

Национальный костюм эпохи Шан 商朝

Большое внимание уделялось соответствию материалов костюмов сословию людей, их носивших. В то время мастера уже умели изготавливать тончайший шелк и парчу, наносить на ткани и выплетать из них сложные узоры и прочее. Для простого люда было характерно ношение одежд из неокрашенной конопли, толстой шерсти и грубого полотна, а для горожан и знати – из шелка, тонкой конопли, кожи и выделанных шкур.

Основой костюма были рубахи с воротником, запахом и узкими рукавами. Края ворота и манжет украшались тесьмой, талия стягивалась широким поясом с кожаными ножнами. Низ костюма состоял из юбки чан – длинной и узкой юбки до пят. В эту эпоху уже было разделение одежды на верхнюю и нижнюю, допускалось ношение брюк.

Особое внимание уделялось украшениям и головным уборам, указывающим на статус владельца. Заколки, ожерелья, серьги и украшения для рук изготавливались из кости, металлов, нефрита, драгоценных камней. Головные уборы были как небольшими круглыми, так и высокими, сложными, украшенными драгоценностями (у рабовладельцев и аристократов).

Национальный костюм эпохи Чжоу 周朝

Правила этикета ношения одежды ужесточались: облачение должно было соответствовать всем принятым нормам, являясь символом положения в обществе. Основными отличиями выступали ширина рукавов, длина юбки и украшения ткани. Различия в материалах и цветах также сохранялись. В зависимости от чина, люди могли носить одежды определенного цвета:

Основными предметами гардероба были короткие кофты с длинными юбками в пол, начинавшиеся над грудью (отдельные виды с приталивающим полотном-поясом), длинные кофты до поясницы с широкими или узкими юбками. Верхние кофты могли быть разного кроя, в зависимости от статуса и положения владельца.

Также известны длинные рубахи или майки-халаты с длинными узкими рукавами под названием «Пао» 袍. Для защиты от холода надевали шубы из козьего, обезьяньего, собачьего, соболиного или лисьего меха, а также шелковые расшитые халаты. На основе пао 袍 были созданы широкие платья, скрывавшие фигуру и оставляющие видимыми лишь ладони, голову и носы обуви. Современные китайские узкие платья с боковыми вырезами, открытыми руками и украшениями – прямые потомки именно этих моделей одежды.

Национальный костюм эпохи Цинь 清朝

Благодаря проведенным реформам было упразднено значительное количество традиций в ношении одежд, что привело к сокращению носимых нарядов до повседневных и праздничных.

Наплечные виды одежд были распашными – кофты, халаты, однобортными или двубортными. Отличительной особенностью выступали разрезы на подоле: по бокам, спереди и сзади, или же со всех сторон сразу.

Манчжурские костюмы данной эпохи отличались деталями: отсутствием фалд, наличием манжет, ассиметричного покроя со шнуровыми пуговицами. Отдельно можно отметить головные уборы с заостренным верхом, шариками-навершиями и обувь с загнутыми кверху носами. Для женщин отличием в платьях стало создание более узкого силуэта с приталиванием и сборкой в нижней части одеяния. Широкое распространение получили безрукавки.

Китайская национальная одежда XX века

В начале ХХ века наибольшую популярность обрели китайские френчи и брюки. Это вполне закономерный переход от классических национальных одеяний из штанов и рубах (все тех же однобортных или двубортных, с запахом и классической застежкой). Женское платье, тем временем, принимало все более современный вид за счет укорочения рукавов и длины подола, а также изменения силуэта. Все одежды продолжались шиться из традиционных материалов, с использованием национальных узоров и цветов. И лишь ближе к середине ХХ века жители Китая стали перенимать моду европейцев.

Тем не менее, торжества и праздники по-прежнему проводятся в национальных традиционных костюмах, как дань уважения к культуре и истории страны.

Подведем итог

Китайская история насчитывает больше 5000 лет. За это время сменилось 13 правящих династий, каждая из которых внесла вклад в развитие страны. Разные периоды были наполнены расцветами и упадками, развитием и междоусобными войнами, объединениями земель и их распадом. Каждая эпоха оставила свой след в культуре, в том числе, и в моде. Но наибольшие требования предъявлялись к парадным одеяниям. Это и понятно – в Китае цвет, форма, отделка и даже аксессуары всегда были глубоко символичны, отражали не только вкусы, но и мировоззрение, религиозные взгляды, даже политическую обстановку.

Профессиональный переводчик с китайского (2013-2021)
Обучение китайскому с нуля.
Основатель проекта ichinese8.ru

Моя специализация:
1) перевод технических документов;
2) перевод юридических документов;
3) перевод сайтов и локализация;
4) перевод финансовых документов;
5) перевод маркетинговых материалов.

Источник

Глава 8. Текстиль и костюм Древнего Китая

Глава 8. Текстиль и костюм Древнего Китая

Культура Древнего Китая – еще один пласт древнейшей цивилизации, истоки которой следует искать в эпоху палеолита. В результате археологических исследований было установлено, территория Китая была населена уже со времен нижнего палеолита. Именно в Китае найдены самые древние останки ископаемого человека (синантропа) вместе с примитивными каменными орудиями.

Древнейшие памятники искусства Китая восходят к 3 тыс. до н. э. В настоящие время на всей территории Китая обнаружено много стоянок первобытного человека. К 5–3 тыс. до н. э. относится керамика Яншао – прекрасный образец неолитического декоративного искусства. Роспись керамических сосудов обычно выполнялась фиолетовой, красной, черной, желтой и белой краской по серому, коричневому или красноватому фону глины, орнамент оставался светлым. Узор был, главным образом, геометрический, в котором преобладали ритмически повторяющиеся спиралевидные завитки, сетчатый или шахматный рисунок, часто заключенный в окружности, ромбы, треугольники и т. д. Тип орнамента, вероятно, был, связан с представлениями древних китайцев о силах природы. Предполагают, что зигзагообразные линии и серповидные знаки могли являться условными изображениями луны и молний, которые в дальнейшем перешли в китайские иероглифы.

Китайское орнаментальное и декоративное искусство оказало большое влияние на искусство других народов. Предполагают, что уже в 4 тыс. до н. э. в Китае были канонизированы основные цвета: красный, белый, желтый, синий и зеленый, установлена их символика. Так, каждая сторона света обозначалась своим цветом: восток – голубым, юг – красным, запад – белым, север – черным. Комбинации цветов также были установлены: например, считалось, что белый сочетался с голубым, красный с черным и т. д.

Во 2 тыс. до н. э. на территории Северного Китая возникает рабовладельческое государство. Этот период получил название Шан или Инь – по наименованию племен, населявших территорию Китая. К этому периоду относятся многочисленные находки бронзовых сосудов бытового и культового назначения. Начиная с эпохи Шан, можно говорить и о развитии шелкоткачества, т. к. в этот период уже существовали иероглифы, обозначавшие такие понятия как «шелковая нить», «одежда», «платок» и т. д.

Именно в шанское время начинает складываться орнаментальный художественный стиль Китая, черты которого сохранились в дальнейшем на протяжении веков. Основными видами китайского орнамента можно считать следующие:

1. Геометрический орнамент – перекрещивающиеся ромбы, сетка, полосы, меандр, Т-, Л-, Е-образные знаки, переплетающиеся между собой и заполняющие пространство фона.

2. Природные формы. Все природные формы трактовались китайцами орнаментально. Облака и волны, небо и вода принимали формы орнаментальных завитков-спиралей и использовалось как декоративный мотив, популярным был зигзагообразный узор «лэй вэнь», символизирующий молнию.

3. Мифические персонажи – драконы, священные лошади, священная собака Го, фантастические птицы, приносящие счастье. Одним из интереснейших орнаментальных мотивов, является тао-те («прожорливый») – звериная маска, устрашающего вида, с рогами, круглыми выпуклыми глазами и грозными клыками, символизирующими звериную мощь, способность побелить врага. Тао-те считали защитником от злых духов, этот мотив встречается во всех видах декоративно-прикладного искусства Китая с начала периода Шан до настоящего времени.

4. Отдельные иероглифы или слова могли использоваться китайцами в качестве декоративных мотивов в самых разнообразных видах искусства. Эти знаки выражали пожелания счастья и удачи.

Следующий этап в развитии Китая получил название период Чжоу. Он охватывает историю государства с XII по III в. до н. э. В это время здесь окончательно сложилась древневосточная деспотия, и образовалось сильное царство. В V в. до н. э. государство Чжоу распалось на ряд отдельных царств, в связи с чем этот период получил название Чжаньго, то есть период «Борющихся царств». В это время появился интересный вид орнамента – переплетающиеся драконы (рис. 22).

Что носили в древнем китае

Рис. 22. Шелковая ткань периода Чжанго с изображением драконов и фениксов. Китай.

В изобразительном искусстве Китая второй половины 1 тыс. до н. э. произошли заметные изменения. Так, шире и разнообразнее стал круг сюжетов и тем, появляются изображения людей и животных, усложняется техника. К этому времени относится самая древняя из известных в Китае картин, написанных на шелку. Она была найдена в результате археологических раскопок, начатых в 1950-х гг. На картине в плоскостной графической манере изображена женщина с лицом, повернутым в профиль. Она одета в характерную для того времени одежду с широкими рукавами и длинными полами. Волосы женщины украшены драгоценностями или лентами. Несмотря на условность изображения, художник живо передает характер движения и жеста женщины. Эта картина является на сегодняшний день древнейшим изображением реального человека в китайском искусстве.

В период Хань (III век до н. э. – III век н. э) произошло объединение разрозненных древнекитайских царств в единое государство. Это время расцвета культуры Древнего Китая, развития скульптуры, живописи и архитектуры. Самым грандиозным архитектурным сооружением периода Хань является «Великая китайская стена», начало возведения которой относится к IV–III вв. до н. э.

Если Индия считается родиной хлопка, то Китай, несомненно, можно назвать родиной шелка. Даже греческое название Китая – Seres, от которого произошли наименования Китая в большинстве европейских языков, восходит к китайскому слову Сышелк. По преданию, разводить шелковичных червей, обрабатывать шелк и ткать из шелковых нитей китайских женщин научила Си Лин, жена первого императора Хуан Ди, царствовавшего, по легенде, более чем за две с половиной тысячи лет до нашей эры. Легенда гласит, что императрица пила чай, сидя под шелковичным деревом, и ей в чашку упал кокон тутового шелкопряда. В горячей воде нити кокона разделились, и императрица увидела, какие они тонкие и нежные. Как покровительнице шелководства, Си Лин был посвящен храм. Ткачество и вышивание считались в Китае женским занятием, этому ремеслу обучали всех девочек, даже дочерей императора. Шелковая ткань производилась из нитей, получаемых из коконов шелковичных червей. Длина нити одного кокона составляет от 350 до 1000 метров. Шелк получался из кокона путем так называемой размотки, когда коконы опускают в кипящую воду. Китайская традиция художественного ткачества и красильного дела имеет богатую историю.

В III веке до н. э. окончательно сформировалась крупнейшая торговая магистраль Древнего мира – Великий шелковый путь, просуществовавший до XVI века. Одним из первых, кто описал эту торговую магистраль, историки считают Китайского дипломата Чжань Цаня, жившего в I веке до н. э. В эпоху Хань производство шелка достигло такого размаха, образцы китайских шелковых тканей можно обнаружить далеко за пределами Китая – в захоронениях Ноин-Ула (Монголия), в Лоулани (Центральная Азия), в Пальмире (Сирия) и многих других местах. Эти находки демонстрируют существование различных текстильных техник. Так были найдены узорчатый шелк, названный «дама», муар, пике, газ, ковровая ткань – «кэсы», различные вышивки по шелку. Кэсы выполнялись техникой ткачества, аналогичной европейскому шпалерному ткачеству, однако, самые тонкие шпалеры насчитывают 22 уточные нити на один сантиметр, а в кэсы их число могло доходить до 116. За исключением дама и газа, ткани были полихромными и отличались ярким колоритом. Китайские ткани ценились на вес золота. В сочинениях греческого географа Дионисия Перигета, можно прочитать: «Серы создают драгоценные одежды из узорчатых тканей, чьи краски подобны полевым цветам, а тонкость соперничает с паутиной».

Помимо шелкоткачества следует отметить китайское искусство вышивки по шелку. Сюжетами вышивок, как правило, служили рыбы, бабочки, цветы лотоса и т. д. Особо хочется отметить технику двусторонней вышивки, в которой лицо и изнанка были одинаковы.

Что касается особенностей китайского костюма, то можно отметить, что в культурных слоях Древнего Китая, насчитывающих более 7000 лет, были обнаружены иглы из кости и фрагменты одежды. Известно, что в VIII в. до н. э. существовали мастерские по пошиву одежды, по одежде уже можно было различать сословную принадлежность человека. Во времена династии Хань в период правления императора Цинь Шихуанди была введена новая классификация одежды, отражавшая общественное положение и ранг чиновников от самого императора, его министров, до служащих и т. д.

Основными формами китайской одежды, как мужской, так и женской являлись короткая рубаха, штаны, кофта, и длинный верхний халат. Женская одежда отличалась лишь богатством орнаментации.

Штаны были широкими, кроились таким образом, чтобы расходящиеся штанины образовывали угол 90 градусов или больше. К верхней части штанов пришивалась полоса ткани с петлями для пояса, однако, пояс мог надеваться на талию и без петель. При подпоясывании штанов образовывался запах слева направо, т. к. штаны были очень широкими. Женские штаны кроились аналогично, единственной разницей была форма поперечного шва спереди: у мужчин он пересекал живот по вертикали, а у женщин – наискось. Считалось, что сквозь шов может проникать нечистая сила и вредить будущему ребенку. В высшем сословии штаны были полностью скрыты длинной верхней одеждой. Еще одним видом штанов были штаны-ноговицы – отдельные штанины, прикреплявшиеся к поясу при помощи тесемок. Они назывались «таоку» – «чехол на штаны».

Халат в Древнем Китае был верхней одеждой, закрывавшей всю фигуру. Кофта – более короткая одежда. И халаты, и кофты в Китае были распашными. Халат шился из двух длинных полос ткани, перегибавшихся по линии плеч. Его правая и левая половины сшивались по бокам и на спине. Спереди образовывалось две полы, запахивающиеся таким образом, чтобы левая пола закрывала правую. Обратный запах делался на одежде покойников. По фасону кофты и халаты могли быть однобортными, завязывавшимися спереди, и двубортными, имевшими завязки или пуговицы сбоку. В холодное время китайцы могли надевать несколько халатов и кофт или одежду на подкладке, а также меховую одежду.

Традиционными видами китайской обуви можно считать легкие плетенные из пеньки или соломы туфли, кожаные туфли, а также деревянные сандалии в виде скамеечек, использовавшихся в дождливую погоду и закреплявшихся на ногах веревками или ремнями.

Что касается китайской мужской прически, то следует отметить, что в ее основе лежал узел – цзы, закрепленный на темени шпилькой, остальные волосы тщательно приглаживались. Женские прически были более сложными, однако, в их основе также лежал узел. Волосы укладывали симметричными петлями, смазывая их клейкими составами, а затем наматывали на бархатные валики. Прически могли украшаться живыми цветами, а также ювелирными изделиями – гребнями, шпильками, диадемами. Особенностью китайских женских украшений можно считать наличие металлических подвесных деталей, позвякивавших при движении.

Важное значение в Китае имели головные уборы, правила этикета требовали, чтобы голова была покрыта. Так, мужским головным убором была шапка – «гуаньли», торжественный обряд надевания которой производился по достижении совершеннолетия. Несовершеннолетние носили маленькие металлические колпачки. Женщины головных уборов практически не носили. Исключение составлял головной убор, надеваемый на свадьбу и по торжественным случаям – «фэнгуань».

С древних времен китайцы пользовались косметикой. Девочки уже с семилетнего возраста использовали белила и румяна, подводили глаза и брови, красили губы, пользовались ароматическими маслами. Древние китайские воины наносили на лицо тушью орнамент для устрашения неприятеля. Некоторые виды узора могли иметь символическое значение, например, определенное изображение с правой стороны лица демонстрировало неподкупность человека и т. д.

Завершая главу, посвященную текстильному искусству Древнего Китая, можно сказать, что интересная и самобытная китайская культура оказала влияние на культуры многих древних народов. Китай считается родиной шелка, и именно в Китае техника шелкоткачества достигла своего наивысшего развития.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Подушка-костюм

Подушка-костюм Уж если зашла речь о надувных костюмах, то, разумеется, не для «молчаливых джентльменов». Превращаясь в надувной костюм, воздушная подушка способна на многое. В частности, когда человек оказывается в опасных, а то и вовсе не пригодных для жизни условиях.

Глава 11. Суд

Глава 11. Суд Суд как суд. Обычный советский. Всё было предрешено заранее. После двух заседаний в июне 1986 г. МВТС под председательством академика А. П. Александрова, где доминировали работники Министерства среднего машиностроения — авторы проекта реактора, была объявлена

Открытие древнего гончара

Открытие древнего гончара Один из величественнейших городов Междуречья – древний Ур. Он громаден и многолик. Это почти целое государство. Сады, дворцы, мастерские, сложные гидротехнические сооружения, культовые постройки.В небольшой гончарной мастерской, с виду

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ КИТАЯ И ТАЙВАНЯ

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ КИТАЯ И ТАЙВАНЯ СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ТТХ YJ-1/ YJ-2 HY-2 «HSIUNG FENG II»Страна Фирма-разработчик Год принятия на вооружение Китай CPMIEC 1984 (С-801) 1994 (С-802) Китай CPMIEC 1978 Тайвань «Chung Shan Institute of Research and Technology» 1993Обозначение в США (NATO) С-801 CSS-N-4 (Sardine) С-802 CSSC-X-8

ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И КИТАЯ

ЗЕНИТНЫЕ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И КИТАЯ СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ТТХ «УРАГАН/ШТИЛЬ» «КИНЖАЛ» «ОСА-М/МА» «КОРТИК/КАШТАН» SD-1 LY-1Страна Фирма-разработчик Россия «Альтаир» Россия «Альтаир» России «Антей» Россия Китай СРМ1ЕС Китай CPMIECГод принятия на вооружение 1983 1986 1971 (М) 1979 (МА)

Глава 2. Текстиль и костюм Древнего Египта

Глава 2. Текстиль и костюм Древнего Египта В 4 тыс. до н. э. в различных областях Европы, Азии, Северо-Восточной Африки человек начинает осваивать металлы. В хозяйственной жизни людей этого периода важное значение приобретает медь. Именно с этого времени начинается период

Глава 3. Текстиль и костюм Ассиро-Вавилонии

Глава 3. Текстиль и костюм Ассиро-Вавилонии Примерно в то же время, когда сложилось государство Древний Египет, в Азии, в южной части долины рек Тигра и Евфрата, так же возникает древнейшее рабовладельческое государство. Народом, заложившим основы цивилизации в Двуречье,

Глава 4. Текстиль и костюм Древней Греции

Глава 4. Текстиль и костюм Древней Греции В период с 3 тыс. до н. э. до середины V в. н. э. развивались культура и искусство античного мира. Слово «античный» происходит от латинского «antiquus» – древний. Термином «античный» в эпоху Возрождения стали называть культуры Древней

Глава 6. Текстиль и костюм Древнего Рима

Глава 6. Текстиль и костюм Древнего Рима Историю Древнего Рима принято делить на три периода, в каждый из которых текстильное искусство и костюм развивались по-разному:Этрусская культура – VIII–II в. до н. э.1. Этрусская культура – VIII–II в. до н. э.2. Республиканский период –

Глава 7. Текстиль и костюм Древней Индии

Глава 7. Текстиль и костюм Древней Индии Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан и части материка. Благодаря археологическим раскопкам известно, что уже во втором тысячелетии до нашей эры в долинах рек Ганга и Инда существовала самобытная культура,

Глава 10. Текстиль и костюм доколумбовой Америки

Глава 10. Текстиль и костюм доколумбовой Америки На территории доколумбовой Америки сформировалась самобытная культура, истоки которой следует искать в эпохе палеолита. Древнейшие каменные орудия, найденные в Техасе, Неваде и Калифорнии, археологи датируют возрастом 40

В ВОДАХ КИТАЯ

В ВОДАХ КИТАЯ Летом 1856 г. Фишер получил назначение на паровой корвет «Хайфлаер», направлявшийся в Китай, чтобы пополнить эскадру адмирала Мичела Сеймура.В Китае полным ходом шел процесс внедрения европейцев в его экономику. Англичане играли в этом деле лидирующую роль и

Очередной Ка-32 для Китая

Очередной Ка-32 для Китая 9 октября 2013 г. Государственное океанографическое управление КНР получило построенный по его заказу на входящем в холдинг «Вертолеты России» Кумертаусском авиационном производственном предприятии новый многоцелевой вертолет Ка-32А11 ВС.

О! Клево опять надеть костюм супергероя Toyota GT86

О! Клево опять надеть костюм супергероя Toyota GT86 В былые времена, когда люди еще болели дифтерией, а дети пачкались сажей, у машин были небольшие тонкие шины, так что водители-энтузиасты развлекались на развязках заносами.Сейчас, однако, все заботятся о сцеплении.

Кто дал дядюшке Скруджу костюм ниндзя?! Lexus IS 300H F Sport

Кто дал дядюшке Скруджу костюм ниндзя?! Lexus IS 300H F Sport Уже не одно тысячелетие человека захватывает жажда скорости. Еще в каменном веке лучшая еда доставалась самым быстрым, и это делало их королями горы. Потом появились лошади, и история повторилась. Чингисхан

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *