Что носили цари на голове

История царской шапки.

ВЕНÉЦ, древнейший символ славы и величия. Его истоки – языческие венки из цветов, употреблявшиеся в праздничных и др. ритуальных обрядах разных народов. Со времён Древней Греции и Древнего Рима пошла традиция возлагать венок из ветвей лавра и оливы (по латыни – corona) на голову человека, достигшего высшего пика славы – победителя в Олимпийских играх, поэта-победителя в творческом состязании, отличившегося на войне полководца и победителя-императора, а также верховного лица в государстве (этот венец был не только символом власти, но и символом божественности её носителя). В поздние годы Римской империи венец был непременным атрибутом императорской власти. Со временем слово «венец» стало символическим обозначением миссии её носителя (царский венец), аллегорией судьбы (мученический венец), оценкой высшего достижения (венец творения) и т.п.

До 17 века слово «венец» на Руси не употреблялось. Но по своему символическому значению венцом являлась древнерусская «княжья шапка»; роль венца в 10–13 веках играл парадный, нередко украшенный золотом, эмалью и чеканкой шлем князя-воина; такую роль играли наиболее древние, носившиеся князьями в торжественных случаях, головные повязки в виде шнура с украшениями (в том числе вислыми).

Царские шапки были разнообразны. Так, у царя Ивана IV после его Казанского похода 1552 появилась так называемая Казанская шапка.Что носили цари на головеКак и ханский трон, получивший позже название «Трона Бориса Годунова», она была изготовлена татарскими мастерами и привезена Иваном Грозным из Казани. Вместе с Шапкой Мономаха Казанская шапка – вторая из самых старых царских шапок (до 17 века), сохранившихся до наших дней.

Запасной головной убор русских монархов. Шапка была изготовлена примерно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Есть версия, что её изготовили ювелиры покоренного ханства. В ее производстве использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов. Кстати, в современном гербе Казани именно этот головной убор венчает щит.Что носили цари на головеВ 1627 в мастерских Московского Кремля под присмотром думного дьяка Е. Телепнева для царя Михаила Федоровича была изготовлена царская шапка Большого наряда (она же Астраханская шапка) – одна из самых больших из сохранившихся царских шапок (высота 30 см).

Что носили цари на головеЧто носили цари на головеАстраханской же шапкой она названа в честь покорения Астраханского ханства. Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон — «шапок». Шапка украшена 177 камушками и жемчужинами. Сегодня эта корона венчает герб Астрахани.Что носили цари на головеВ 1684 для царя Ивана Алексеевича была сшита шапка из алтабаса – похожей на парчу дорогой ткани (отсюда название – Алтабасная шапка), из неё сделана тулья. Она же имеет название и Сибирская.

Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг. На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запоя, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями. В описи 1702 года шапка оценивается в 909 рублей.

На тулье – узор из ажурных золотых запон, расцвеченных эмалями и драгоценными камнями. Некоторые из этих запон были сняты, как утверждают источники, с несохранившейся Алмазной шапки царя Фёдора Алексеевича. Все упомянутые царские шапки хранятся ныне в Оружейной палате Московского Кремля.

Цари Иван V Алексеевич и Пётр I Алексеевич имели по собственной Алмазной шапке.Что носили цари на головеЗапасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования. Шапка также была богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку.Что носили цари на головеПервый венец царя Петра. В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности она значительно уступала аналогичной «алмазной шапке» старшего брата Петра – Ивана V. После поездки в заморские страны и знакомства с местной модой Петр стеснялся носить на людях этот венец. Видимо, считал немодным.
Обе были изготовлены в 1680 в мастерских Московского Кремля. Их тульи сплошь покрыты алмазами. Шапка малолетнего Петра несколько меньше. Оба царя – Иван и Пётр – стали последними, кто был венчан на царство «царской шапкой».Что носили цари на головеЗапасная шапка (копия) Мономаха. Тоже предназначалась для головы Петра. Судя по всему, надевал он ее один раз – на «дуэтное» венчание на царство в 1682 году вместе с братом Иваном – на том, правда, был оригинал шапки Мономаха. Запасной головной убор значительно легче подлинника – около 700 грамм. Но для Петра Алексеевича, видимо, все равно была тяжела, поскольку надевал он ее один единственный раз.

В 1721 Пётр I принял титул императора, и в дальнейшем все русские императоры венчались на царство короной.

В имперскую эпоху лавровый венец как символ величия использовался в изобразительном искусстве и в художественной литературе. Русских императоров нередко изображали не в короне, а с лавровым венком на голове, например, венком украшено чело Петра I на Медном всаднике и чело Екатерины II на памятнике в Екатерининском садике в Петербурге. На том же памятнике Екатерина также держит лавровый венок в руке, словно готовясь возложить его на достойного славы героя.

Императорские короны до 1917 в символическом смысле продолжали называть венцами, причём не только в литературе, публицистике и т.п., но нередко и в официальных бумагах.

Источник

Тяжела ли шапка Мономаха: 6 драгоценных венцов русских царей

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что носили цари на голове

Шапка Мономаха

Что носили цари на голове

Что носили цари на голове

Когда в XVI веке появилось понятие «Москва – Третий Рим», в летописях все чаще упоминалась другая версия происхождения драгоценного головного убора, ставшая официальной. Согласно ей, византийский император Константин подарил шапку своему внуку Владимиру Мономаху. Эту драгоценную регалию цари надевали только в день восхождения на престол.

Вес этого головного убора составляет почти 994 граммов. Она украшена россыпью сапфиров, червчатых яхонтов (рубинов), бурмитского зерна (жемчуга) и соболиным мехом. Всего на венце 43 камня.

Шапка Казанская

Что носили цари на голове

Шапка Астраханская

Что носили цари на голове

Как и в случае с Казанской шапкой, появление на голове царя Михаила Романова Астраханской шапки было приурочено к моменту присоединения Астраханского ханства.

Этот головной убор по-другому называют венец «Большой наряд». И действительно, шапка выглядит очень богато. По внешней стороне нижней части находятся восемь зубцов. Наверху маленькая корона. Вся шапка украшена россыпью драгоценных камней. Традиционно ее опоясывает соболиная опушка.

Алтабасная (Сибирская) шапка

Что носили цари на голове

Алмазная шапка

Что носили цари на голове

Шапка Петра I Алексеевича

Что носили цари на голове

Для будущего императора также была сделана Алмазная шапка, но она имела много отличий в сравнении с головным убором старшего брата Ивана V. Для ее отделки использовали гораздо меньше алмазов, но они были больше по размеру. Другие драгоценные камни также лучшего качества, поэтому Алмазная шапка Петра I оценивается по стоимости гораздо выше, чем венец брата.

Любопытен тот факт, что Петр I надевал свой венец в последний раз в 1696 году перед путешествием в Европу. После этого Алмазная шапка просто считалась частной драгоценностью царя.

Петр I прославился как великий реформатор, но далеко не все его начинания имели успех. Эти 10 исторических неудач Петра I позволят под другим углом взглянуть на правление российского самодержца.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

к о р о н а

шапка царя

• головной убор, являющийся символом монархической власти

• в России до 1917 г. — драгоценное головное украшение правителя как символ княжеской, царской власти

• головной убор, связанный со знаменитым открытием Архимеда

• знак монаршего достоинства

• одна из монархических регалий

• ореол вокруг небесного светила

• царский венец, украшенный драгоценностями

• царский головной убор

• часть атмосферы звезды

• символ власти на голове

• головной убор монарха

• неуловимые ее вернули

• убор, достойный царя

• убор на голове царя

• то, чем занята голова монарха

• царский драгоценный головной убор

• венец Его Величества

• марка «королевского» шоколада

• солнечный «головной» убор

• предмет возложения на царскую голову

• символ монархической власти

• (коруна) зубчатое украшение на вершине венца иконы

• шоколад с царским названием

• драгоценный головной убор

• часть атмосферы Солнца

• символ царской власти

• что у царя на голове?

• Головной убор монархов

• Царский венец, украшенный драгоценностями

• Драгоценный головной убор, предмет дворцового церемониала

• Ореол вокруг небесного светила

• марка «королевского» шоколада

• солнечный «головной» убор

• что у царя на голове

• руководящий головной убор неуместный в республике

Источник

Венцы и короны: что носили русские правители

Что носили цари на голове

В допетровской России самодержцев короновали особыми венцами, самой знаменитой из которых была всем известная «шапка Мономаха».

Есть легенда, что в XII веке византийский император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде киевскому великому князю Владимиру Мономаху, от которого через много поколений этот венец перешел к московским царям. Правда, есть версия, что шапка — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал.

Шапка могла быть изготовлена по их заказу восточными мастерами. Установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III, Дмитрий, которому так и не суждено было стать монархом. Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом.

Высота шапки с крестом около 25 сантиметров, ее диаметр — примерно 20 сантиметров. На золоте красуются 43 драгоценных камня: рубины, сапфиры, изумруды, жемчуг.. Вес шапки – 993, 66 гр. В общем-то, не так тяжела шапка Мономаха.

Запасной головной убор русских монархов (Казанская). Шапка была изготовлена примерно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя.

Есть версия, что её изготовили ювелиры покоренного ханства. В ее производстве использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов. Кстати, в современном гербе Казани именно этот головной убор венчает щит.

Астраханская шапка. Она же – венец «Большой наряд». Была изготовлена в 1627 году специально для царя Михаила Романова. Астраханской же шапкой она названа в честь покорения Астраханского ханства.

«ШАПКА АЛТАБАСНАЯ» («венец Сибирский»). Изготовлена в 1684 году, для царя Ивана Алексеевича, после покорения и присоединения к России Сибирского ханства

Бриллиантовая корона царя Ивана V Алексеевича — драгоценный венец, бывшая царская регалия, которая хранится в Оружейной палате Московского кремля. Это одна из двух корон, которые были изготовлены около 1687 г. русскими мастерами Оружейной Палаты для Больших Нарядов братьев-соправителей. Эта корона принадлежала царю Ивану V Алексеевичу.

Поскольку в 1682 году на престоле России оказались сразу два монарха — Иван V и Петр I Алексеевичи, оба царя имели собственные «Большие Наряды», и комплексы уже существующих регалий были разделены между ними.

Поскольку в таком случае оригинальная Шапка Мономаха досталась старшему, Ивану V, то для коронации Петра I спешно изготовили венец, частично воспроизводивший оригинал.

Поскольку для обоих царей впоследствии были сделаны значительно более богатые бриллиантовые короны («Первого наряда»), то сделанный в 1682 году венец был отнесён к «Второму наряду», откуда и его название.

корона Екатерины I

Настоящие короны, на европейский лад, в нашей стране появились во времена Петра I, когда в 1724 году была создана первая подобная корона для коронации супруги императора, будущей императрицы Екатерины I.

Впоследствии эта корона несколько раз переделывалась в соответствии со вкусами и требованиями новых императоров и императриц, пока в 1762 году специально для коронации Екатерины II не была изготовлена там самая, Большая императорская корона

корона Анны Иоанновны

Корона российской императрицы Анны Иоанновны — «драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730—1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны.

Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов.

А теперь про Корону Российской империи

Перед мастерами было поставлено одно условие, что головной убор не должен быть тяжелее двух килограммов. С такой задачей Позье и Экарт успешно справились, так как вес готового изделия составил 1993,8 грамм.

Не смотря на всю сложность изделия, корона российской империи была создана за сравнительно короткий срок – за два месяца. Интересно, что форма была выбрана в духе восточных традиций. Корона состоит из двух серебряных полушарий, которые должны были символизировать соединение Востока и Запада.

Лавровая ветвь в нижней части является символом славы, а дубовые листья и желуди показывали крепость и прочность власти. Если говорить о размерах, то можно отметить, что высота короны составляет 27,5 см., а длина нижней окружности короны составляет 64 см.

В это ювелирное изделие было вставлено более пяти тысяч драгоценных камней. Среди них было 4936 ограненных алмазов. Общий вес этих бриллиантов составил 2858 карат. Помимо бриллиантов использовался жемчуг – для того, чтобы подчеркнуть красоту бриллиантового кружева, было вставлено в два ряда 75 крупных матовых жемчужин.

Из драгоценных металлов для изготовления короны примялось серебро и золото. Венчает корону редкий драгоценный камень – благородная шпинель, красного цвета. Вес камня составляет 398,72 карата.

Интересно, что после императрицы Екатерины II большой короной российской империи проводились коронации Павла I, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III и Николая II. Источник: ]]> https://fishki.net/1490625-korony-rossijskoj-imper. ]]> © Fishki.net

Предположительно была изготовлена русскими мастерами по повелению российского императора Павла I при принятии им титула великого магистра Мальтийского ордена, либо привезена госпитальерами с Мальты. Корона представляет собой позолоченный серебряный венец. Восемь дуг поддерживают яблоко, увенчанное мальтийским крестом, покрытым белой эмалью.

Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.

Материалы по теме

А вот ещё:

Какие обряды проводили наши предки в конце декабря и начале января

Что носили цари на голове

Атрибуты праздника, его таинства и обряды складывались на протяжении веков, прежде чем принять тот вид, который мы наблюдаем сейчас. В России корни новогодних традиций уходят в языческие времена, когда о христианстве даже речи не шло.

Попробуем перенестись в типичную славянскую деревню дохристианской эпохи и посмотреть на то, какие обряды проводили наши предки в конце декабря — начале января.

Зимнее солнцестояние — начало славянского года

Традиционные общества, главным занятием для которых было земледелие, имели совершенно другое представление о времени, нежели в нашу эпоху. Более того, древние славяне жили не по солнечному календарю, как мы, а по лунному, что налагает существенные отличия в измерении времени.

Славяне-земледельцы. Источник: pinterest.ru

Зимние месяцы в северных широтах, на которых расселились славянские племена, характеризуются кратковременным появлением солнца и долгим тёмным временем суток. Понятно, что в такие дни крестьяне чаще всего сидели дома, занимались ремеслом и не могли работать в поле. Для наших предков зимнее солнцестояние, сутки, во время которых наблюдается самая длинная ночь, становилось поворотным пунктом в году.

До сих пор учёные спорят, когда же славяне отмечали Новый год: кроме январской гипотезы существуют предположения и о том, что отсчёт для наших предков начинался весной, с началом сельскохозяйственных работ. Точного ответа на этот вопрос, скорее всего, уже не будет. Ясно одно — конец декабря и начало января для дохристианской общины имел примерно такое же значение, как, например, известный праздник Ивана Купала. И многие традиции, имевшие и до сих пор имеющие место быть у россиян, берут своё начало ещё с языческих времён.

Нечистая сила: способы новогодней борьбы

В переводе на современный календарь новогодние празднества у древних славян проходили с 25 декабря по 6 января, а на первое число приходилась кульминация. Все 12 дней в центре поселения согревал тела и души жителей священный огонь в честь верховного божества. Присутствие костра в общине можно сравнить с нынешней наряженной ёлкой, пришедшей в Россию с принятием христианства.

Огонь — обязательный атрибут крупных праздников у древних славян. Источник: pinterest.ru

Особое место в обрядах дохристианских славян занимали святки, также длившиеся 12 дней. Их смысл немного поменялся с принятием на Руси христианства. Яркий пример можно увидеть в известном произведении Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Переходный период конца декабря — начала января соотносился у славян с повышенной активностью нечистой силы. Граница между земным и потусторонним мирами стиралась, и жители деревни предпринимали значительные усилия, чтобы предохранить свой дом от пагубного влияния нечисти.

Обереги размещались в бане или прихожей, которые считались «воротами» в потусторонний мир. Всё хозяйство обходили вместе с «магическими вещами», чаще всего вениками или помелом, дабы защитить дом и скот от разгула нечистой силы. После этого скот выпускали на улицу, предварительно разместив во дворе кормушки. Пока животные трапезничали, хозяева обходили их по кругу три раза, после чего перебрасывали через них топор крест-накрест. Сохранение домашнего скота в сохранности — основа жизни общины, поэтому их безопасности уделялось повышенное внимание.

Домовой — один из самых известных представителей нечистой силы. Источник: wikipedia.org

Новогодние гадания

Неотъемлемой частью новогоднего праздника были гадания. Человек всегда стремится узнать о своём будущем, о том, что ждёт его в новом году. А кто, как не нечистая сила, выходящая в наш мир в Новый год, может помочь в этом?

Взрослые члены общины гадали по передвижению их скота или кур. В толковании знамений, безусловно, помогали волхвы — жрецы славянской языческой религии. Гадали, опять же, в местах, считавшихся пограничными между мирами. Особенно подходили огороды и перекрёстки.

Святочные гадания. Источник: pinterest.com

Многие языческие традиции не дожили до наших дней. Исключение составляет гадание на суженого, о чём можно найти многочисленные упоминания в художественной литературе. В древности это считалось очень опасным мероприятием — любое, даже малейшее, нарушение правил, могло привести к смерти человека. На суженого гадали обычно дома, ночью, в тёмной комнате. Нечистая сила после выполнения всех нужных условий являлась молодой девушке в виде молодого человека, с которым её должна была связать судьба.

Ряженые

Ещё одной традицией, сохранившейся на долгое время и после принятия христианства, было ряжение. Эти игры были достоянием холостой деревенской молодёжи и носили иногда эротический характер — безусловно, в обрядовом смысле этого слова.

Молодые люди чаще всего наряжались в стариков и старух, встречались и зооморфные образы. Главной целью таких переодеваний было веселье, чистое и животное. Молодёжь пугала стариков, вламывалась к ним в дом, устраивала хаос и, довольная, уходила восвояси. После принятия христианства официальная церковь стремилась ограничить эти «бесовские» развлечения. Особенное раздражение у церковных иерархов вызывало переодевание женщин в мужчин и наоборот.

Ряженые. Источник: pinterest.ru

Проводилось множество игр, связанных с ряжением. Например, два человека составляли собой «кобылку», на которую садился третий, и вся эта процессия с криком и шумом перемещалась по поселению. Парни также переодевались в быка, который гулял по деревне и пугал девиц, пока кто-то не «оглушал» его горшком. Это игра имела скрытый эротический характер и восходила к культу плодородия.

Новый год 1 января: долгая дорога к современности

С принятием в Древней Руси христианства на эти территории распространилась новая, гражданская, дата Нового года — 1 марта. Долгое время, вплоть до 14-го века, «народный» и «церковный» праздник сосуществовали.

В 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, согласно решению Никейского собора. Это, однако, не соответствовало устоявшемуся земледельческому календарю: если 1 марта ещё как-то можно было объяснить стартом работ в полях, то новая дата вызывала вопросы. Противоречие сохранялось, пока Иван III, политика которого заключалась в унификации жизни в стремительно расширявшемся государстве, окончательно не установил единую дату праздника.

Почти два века подданные Московского царства отмечали Новый год 1 сентября, пока в 1700 году Пётр I не вернулся к языческому календарю. Российская империя встречала год уже в привычном для современного человека режиме — 1 января. И именно тогда распространяется в России всеми любимая ёлка как главный атрибут праздника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *