Что носили мужчины в 18 веке
Европейский костюм 18 века (мода эпохи Рококо)
Западноевропейский костюм первой половины 18 века (мода Рококо)
В 18 веке стиль барокко сменился стилем рококо. Название это происходит от французского слова, означающего «украшение в форме раковины».
Стиль рококо отличался изящной декоративностью, хрупкостью, утонченностью, чувственностью и некоторой манерностью. Он не терпел прямых линий, и они приобрели изогнутость и плавность. Это был последний период господства аристократической моды, который окончился с началом французской революции и падением абсолютизма.
Идеалом рококо считался изящный силуэт и утонченные манеры. Движение, походка вырабатывались под руководством учителей «хороших манер». «Хороший тон» стал той преградой, которая разделяла аристократию и буржуазию.
18 век называли «галантным веком», веком менуэта, кружев и пудры.
Модным силуэтом были узкие плечи, очень тонкая талия, округлая линия бедер, маленькая прическа. Даже мужской костюм выглядел женственным.
Костюмы аристократии шились из бархата, дорогого тяжелого шелка и парчи, тончайшего полотна и кружев, блистали золотом и драгоценностями (даже вместо пуговиц на них были драгоценные камни). Парадные платья, хотя бы и самые дорогие, надевались всего один раз.
Мужской костюм
Обязательной принадлежностью мужского аристократического костюма была белоснежная рубашка из тонкого полотна с пышными кружевными манжетами и разрезом, спереди украшенным кружевными оборками — «жабо».
Поверх рубашки надевали «весту» — узкую распашную куртку из яркой шелковой ткани с вышивкой с узкими длинными рукавами, которые не сшивались, а скреплялись по локтевому шву в нескольких местах. Эта куртка застегивалась впереди на талии до середины груди, открывая жабо. Во второй половине века весту стали шить без рукавов, а спинку делали из полотна, и она получила название «вестон», или «жилет». В Англии веста называлась «вескоут».
Поверх рубашки и весты мужчины носили жюстокор.
В начале 18 века жюстокор трансформируется в «аби», который плотнее облегал грудь и талию, имел несколько складок-фалд в боковых швах, и шлицу с фальшивой застежкой на спине. Парадные аби шили из атласа или шелка и украшали вышивкой борта и карманы, а манжеты делали из той же ткани, что и весту. С конца XVIII в. аби стали носить только при дворе.
С жюстокором и аби мужчины носили «кюлоты» — узкие штаны длиной до колена или немного ниже его. Они застегивались внизу на пуговицу, и иногда у них были карманы. Поверх кюлотов дворяне иногда надевали белые шелковые чулки, а буржуа — цветные.
Перчатки, плащи шпага на поясной портупее дополняли костюм. В 30-е гг. 18 века вместе с модой на нюхательный табак появились табакерки и табакотерки.
Зимой мужчины носили большие муфты и «гетры» — чулки без подошвы, которые надевались прямо поверх обуви и защищали ноги от ступни до колен.
Женский костюм
Женщина в костюме эпохи рококо напоминала изящную фарфоровую статуэтку. Силуэт костюма ярких и светлых тонов был очень женственным и подчеркивал нежность хрупких плеч, тонкую талию и округлость бедер.
Женщины носили нижнюю сорочку, корсет и «фижмы» — облегченный каркас, на котором юбка лежала свободно, падая широкими складками. Фижмы, а во Франции «панье», делали из ивовых прутьев или китового уса, прокладывая валиками и слоями простеганной ткани.
на женщине: парадное платье с фижмами
на мужчине: жюстокор в виде мундира и кюлоты
Форма панье была разнообразной: овальной, круглой, конусообразной. Самые широкие колоколообразные носили аристократки. Женщины из буржуазной среды вместо панье чаще носили накрахмаленные нижние юбки. Спустя десятилетие панье сильно расширились, приобретя форму эллипса. Проходить в двери, садиться в карету в них было очень неудобно, и при изготовлении каркаса стали использовать шарниры.
Придворное платье имело шлейф, который пришивался к плечам или к талии.
Женщины носили нижнее и верхнее платья — «фрепон» и «модест». Подол фрепона богато вышивался, лиф был очень узким, под него надевали корсет. Платье модест было распашным от талии, и по краям разреза его украшали богатой вышивкой. Лиф модеста скреплялся на груди бантами или шнуровался. Банты располагались на груди так называемой «лестницей» — уменьшаясь по величине сверху вниз. Декольте в форме каре украшали кружевами. Узкий, гладко вшитый у плеча рукав дополнялся пышными кружевными воланами (чаще всего их было три). Шею дамы иногда повязывали легкой шелковой косынкой.
Модным в эпоху рококо был «контуш» — платье «со складками Ватто» — широкое, длинное, неотрезное в талии. Носили его без пояса, надевая поверх нижней юбки на каркасе. На спине, под обшивкой ворота, закладывались крупные складки. Контуш мог быть распашным и скрепляться на груди лентами или цельным, без разреза. Его шили из шелковых, полушелковых, атласных, бархатных тканей светлых ярких расцветок или в крупную полоску. К середине 18 века контуш сильно укоротился, и его носили только дома. На улице в контуше можно было встретить лишь представительниц низших слоев населения.
Чулки у дам были светлые шелковые с вышивкой золотом или серебром.
С середины 18 века частью женского охотничьего костюма стали кюлоты.
Простые горожанки в своей одежде подражали костюмам знати, но шили ее из недорогих тканей более темных расцветок.
Обувь
Мужчины носили башмаки на невысоком каблуке и плоские легкие туфли, украшенные пряжкой эскарпен.
У женщин были открытые туфли из атласа или тонкой цветной кожи на высоком каблуке.
Прически и головные уборы
Мужские прически в стиле «рококо» представляли собой завитые в локоны или гладко зачесанные назад волосы. Сзади их связывали черной лентой или прятали в черный мешочек-«кошелек». Аристократы пудрили волосы, а также носили белые пудреные парики. Лицо гладко брили.
Модным головным убором в 18 веке стала «треуголка», которую носили даже женщины. Мужчины часто держали ее на сгибе левой руки, а не на голове.
Дамская прическа была небольшой. Волосы завивали в локоны, поднимали вверх и скалывали на затылке. Прическу пудрили и украшали лентами, перьями, цветами, нитками жемчуга.
Головные уборы дамы надевали редко. Голову покрывали накидкой, во время путешествий надевали мужскую треуголку, а дома носили небольшой чепчик, украшенный лентами, цветами, кружевом.
Украшения и косметика
В 18 веке в моде были румяна, пудра, духи, мушки. Пудрили волосы и парики.
И мужской, и женский костюм эпохи рококо дополнялся большим количеством украшений, в том числе и ювелирных. В одежде присутствовали кружева, банты, рюши, богатейшие вышивки.
Модными были кольца, браслеты, ожерелья, колье, золотые часы на цепочках. Полюбились маленькие букеты искусственных цветов (часто фарфоровые), которые прикалывали на груди. Белизну кожи женщины оттеняли бархоткой или рюшами из кружев на шее. Не потеряли популярности веера, которые иногда расписывали такие знаменитые художники, как Ватто и Буше.
Западноевропейский костюм второй половины 18 века (позднее Рококо)
2-я половина 18 века — период классицизма в искусстве. Стиль рококо, определивший тенденцию в моде середины 18 века, получил название «позднего рококо».
В 70-е годы 18 века значительную роль начинает играть английская мода, связанная с культом чувств, простоты, стремлением сблизиться с природой. Отличаясь большей строгостью формы и цвета, она прежде всего оказала влияние на мужской костюм.
Проникнув на континент, английская мода вначале распространилась в среде крупной буржуазии и дворянской молодежи. Затем она проникла и в высшее общество и заметно повлияла на придворный костюм.
Английское дворянство создало удобный по покрою, простой костюм. Состоял он из синего суконного фрака, короткого желтого жилета, кожаных штанов, сапог с отворотами и круглой шляпы.
Мужской костюм
Мужская одежда в эпоху позднего рококо стала богаче красками и наряднее. Сюртуки и жилеты сплошь покрывались вышивкой золотом и серебром, канителью и блестками.
В 70-х гг. в мужском костюме произошли радикальные изменения. В моду повсеместно входит английский суконный «фрак», постепенно вытеснивший французский жюстокор.
Фрак появился в Англии в 1-й половине 18 века. Первоначально он предназначался для верховой езды, а позже распространился в Европе как гражданская одежда. Его всегда носили без шпаги, и у него не было карманов.
Фрак шили из тканей темных строгих расцветок или из шелка, например, во Франции. Крой его был облегающий, воротник стоячий или отложной и отогнутые от талии полы. Покрой фрака часто менялся.
Особенно моден в 70-е гг. стал английский «редингот» — верхняя одежда с прямыми полами и шалевым воротником. Первоначально редингот служил костюмом для верховой езды.
У рубашек сузились манжеты и уменьшилось жабо. Узкими оставались и кюлоты. Наряду с белыми появились полосатые шерстяные чулки.
В употребление входят более короткие жилеты, срезанные по линии бедер, и сюртук — чаще всего из полосатого сукна.
Женский костюм
Женский костюм середины 18 века сохранял характер стиля рококо, но стал более сложным по силуэту и декору.
Характерным признаком моды 2-й половины 18 века стала новая форма кринолина — овальная.
Дамы носили широкую, эллипсообразно растянутую в боках и уплощенную впереди и сзади юбку. Кавалеру рядом с дамой в такой юбке приходилось идти не рядом, а несколько впереди, ведя ее за руку. Парадное платье покрывалось массой гирлянд из лент и бантов, а края его обшивались оборками из лент и кружев. Такие наряды были уместны во время грандиозных празднеств при дворе Людовика XVI и Марии Антуанетты. Они считались верхом элегантности.
В конце 18 века утренним платьем светской женщины был «полонез», состоящий из юбки и лифа, поверх которого надевалось распашное платье. У верхнего платья выкраивалась неотрезная спинка из трех частей и почти прямые полы. В местах соединения спинки и полочек продергивался шнурок и с его помощью получались сборки, а внизу платья образовывались полукруглые драпировки. Существовало множество вариантов этого платья — от домашнего до парадного. Были полонезы с низким декольте, с пышными драпировками, закрывавшими спереди почти всю юбку («полонез с крыльями») и т.д.
Повседневным дамским нарядом служил костюм с укороченной «до косточки» нижней юбкой и подобранной вокруг талии в виде мягких полукружий верхней юбкой. Этот костюм дополнялся большой косынкой, отделанной кружевами или оборками, которую накидывали на плечи.
Парадные туалеты отличались большой пышностью и украшались кружевами, оборками, бусами, букетами и гирляндами искусственных и живых цветов, а головные уборы — страусовыми и павлиньими перьями. Перчатки, зонтик, трость и лорнет вошли в моду к 80-м гг. 18 века.
В 80-е гг. английская мода влияет и на женский костюм. Для платьев «английского» типа характерна мягкость линий, их шьют из легких тканей светлых тонов. Жесткие каркасы постепенно выходят из моды. Платья утягиваются немного выше талии, что напоминает силуэт античных одежд. Юбка струится мягкими свободными складками, заканчиваясь небольшим шлейфом. Лиф с округлым вырезом мягко драпируется косынкой, покрывающей плечи и грудь.
Для верховой езды аристократки надевали костюм, состоящий из юбки и жакета, напоминающего мужской фрак.
Обувь
Мужской обувью были башмаки с большими металлическими пряжками. Для утренней прогулки и верховой езды служили сапоги-ботфорты.
Дамы носили парчовые, атласные или бархатные туфли на высоком каблуке и чулки светлых тонов.
Прически и головные уборы
Мужские прически почти не изменились. Чаще всего волосы зачесывали назад и стягивали на затылке в пучок, перевязывая черной лентой. Пряди над висками завивали, укладывая в параллельные валики. Прически по-прежнему пудрили. Парики еще носили, но они уже выходили из моды. Шляпу стали чаще надевать на голову, а не держать в руках, как раньше. Вместо прежней треуголки в моду входит более удобная «двууголка». Появились «английские» шляпы конической формы с невысокой тульей и узкими полями и цилиндр, который надевали к рединготу.
Между 70-80-и гг. 18 века возникла сложная парадная дамская прическа — «куафюра», составлявшая одно целое с головным убором. Несколько ее видов были созданы парикмахером французской королевы Марии Антуанетты — Леонаром. Волосы поднимались надо лбом на высоту иногда до 60 см и закреплялись на легком каркасе, который устанавливался на макушке головы. Потом их завивали, укрепляли шпильками, помадили, пудрили и украшали лентами, перьями, кружевами, цветами, массой драгоценностей. Поверх прически на голову водружали целые корзины с цветами, фруктами или даже макеты парусных кораблей.
Под влиянием английской моды прическа постепенно стала ниже, упростилась, волосы перестали пудрить. Шляпы — огромные из шелка или бархата или «английские» с широкими полями.
Что носили мужчины в 18 веке
Постоянные читатели блога уже знают, что, если я начинаю работать над реконструкцией того или иного вида одежды, то поднимаю всевозможные материалы по их пошиву и виду в те времена.
Ведь порой вид того или иного изделия для нас в диковинку, а порой и очень странно, даже загадочно.
В условиях существующих в Англии государственной системы мнение монарха не оказывает решающего влияния на развитие искусства и моды.
Демократизация моды начинается в Англии раньше, чем в других европейских странах.
Причина кроется в преобладании практицизма над модными тенденциями.
Общество, прислушиваясь к советам врачей, начинает признавать: одежда должна быть удобной, просторной и не причинять вреда здоровью.
В XVIII столетии выходит из моды богато украшенный французский кафтан из шелка, и все большее распространение получает простой мужской сюртук из мягкой шерсти.
Модные английские тенденции начинают распространяться по всей Европе.
Жилет остается длинным, модным его становится застегивать только на три или четыре пуговицы между талией и грудью.
Кружева на груди и запястьях по-прежнему служат украшением костюма и не выходят из употребления еще долго.
У небогатых буржуа распространен достаточно длинный кафтан, в качестве украшения используется отложной воротник.
К новинкам эпохи Регенства относятся рединготы (просторное, расклешенное к низу пальто с узкими рукавами, маленьким воротником и большими карманами и с широкими лацканами), повсеместно вытесняющие плащи.
Спереди была застежка на пуговицах, либо на клапан (лацбант/откидной фартук) с пуговицами, который стал более распространен с середины 18 века, Такая застежка продержалась до начала ХХ века.
Штанины наиболее плотно облегали нижнюю часть бедра, опускались слегка ниже колен, застегивались по боковому/внешнему шву внизу на пуговицы и пряжку.
Подвязки для чулок скрывались под отворотами сверху.
При ношении ранних вариантов сюртуков и камзолов была видна лишь небольшая часть штанин.
В начале XVIII века короткие штаны были до колен и держались на бедрах.Носили их без подтяжек, т.к. штаны туго держались на бедрах.
Позже стала увеличиваться как длина (до низа колен) по штанинам, так и высота самих штанов становилась больше. Их стали придерживать подтяжками.
Изменялся со временем и крой самих кюлот.
К 1770-ым годам мода стала требовать, чтобы кюлоты/бриджи были как можно более облегающими; замшевые/кожаные кюлоты для верховой езды должны были сидеть «без единой морщинки».
Появление подтяжек в костюме к концу 18 века упростило ношение самих штанов.
При Людовике XV были в моде бархат, сукно и шерстяные материи; летом их заменяли тик и нанка.
Подлинники мужского костюма XVIII века
Подлинники мужских кюлот/бридж 18 века в деталях
1740 год кюлоты:
————————————————-
До конца XIX века портняжное ремесло было кустарным.
Т.е. каждый портной имел свои секреты и технику пошива.
Зная саму технологию ручной работы-сборки того или иного вида костюма, я понимаю как собрано то или иное изделие.
Главное сейчас для меня: это крой. Он есть и из самой Англии. Так что точный.
А пошив. Основное : собрать правильно и аккуратно. Ведь портных в 18 веке было предостаточно и каждый из них и их работников делал все по-своему.
Попробуйте, рассмотрите сами вышестоящие картинки.
НЕТ 2-х одинаково сшитых изделий.
. а я. перейду плавно непосредственно к крою кюлот/бридж на следующей странице.
———————
Что носили мужчины в 18 веке
Эта страница создана в дополнение как определение в картинках.
Модные журналы во все времена передавали основные черты и стиль той или иной эпохи,становясь трансляторами модных тенденций,и со временем становясь частью истории костюма.
С движением прогресса журналы видоизменялись. Начиная от глиняных кукол (Древний Рим) до современных глянцевых.
В 18 веке уже появились первые специализированные журналы,которые были уже полностью посвящены моде.
Они представляли собой отдельные крупные гравюры, раскрашенные вручную акварелью и сопровождались описанием каждой модной детали одежды.
гравюры модной мужской одежды
Его черты заметны и в одежде этого периода.Дворянство стремилось к утонченности и удовольствиям,к элегантности.За модой стали гнаться все, кроме бедняков,коим это было не по карману.
Те, кто жил в провинции или в Америке,жаждали знаний о моде,которая господствовала в высшем свете. Для удовлетворения их желаний распространялись журналы мод и куклы Пандоры в элегантных нарядах.
Например, подштанники,обычно широкие,короткие или до колен,как правило, шили их полотна,но к концу 18 века они могли быть и из хлопчатобумажной фланели или шерстяного трикотажа.
Рубашки в из батиста и муслина, свободного покроя, с широкими рукавами,собирались на тесьму вокруг шеи (поверх которой носили шейный платок или галстук).
Рукава так же присбаривались на узких манжетах с пуговицами,к которым можно было прикреплять рюши из батиста или кружева,двойные оборки так же прикреплялись к переду рубашки, скрывая пуговицы и разрез; рюши на манжетах ко второй половине 18 века уменьшились в размерах и после 1790-х годов фактически исчезли,за исключением парадных туалетов.
С 1770-ых годов появляется фрак с декоративными элементами, который назвали французским.
Он становится уместным во всех случаях, кроме как при дворе.
Английский фрак тоже видоизменяется: укорачиваются фалды для верховой езды.
Позже полы стали срезаться по кривой,чтобы к 1790-ым годам превратиться в фалды фрака. Полочки иногда срезались горизонтально.
Но это уже пошло с начала 19 века.
Мода на полосатые чулки в 1780-90-х пришла за модой на полосатые ткани для сюртуков и штанов,которые подчеркивали стройность.
Термин «оверкоут»(пальто) стал использоваться с 19 века.А вот «грейткоут» предполагал в 18 веке одежду из толстого сукна,которую носили в поезках,тогда как «топкоут» шили из более легкой ткани, в основном, подходящей для прогулок.
За Французской революцией 18 века последовала двадцатилетняя война,в которой участвовала вся Европа.
Британия вышла лидером европейских народов из наполеоновских войн и владычецей морей.
Началась промышленная революция и преобразование западного мира,во главе с Британий.
Начиная с начала 19 века, изучение истори костюма становится более легким, благодаря большему количеству свидетельств того времени,а с 1840-х годов и фотографий.
Для дневного туалета с 1807 года в моде стали брюки.
В начале они шились с клапанами лацбантами, но уже с 1840-х годов в обиход вошли гульфики.
С 1800 по 1820 годы как в городе,так и в сельской местности носили высокие сапоги.
Некоторые фасоны были взяты из военной униформы.
Причуда носить гамаши или гетры в сельской местности в начале 19 века продержалась недолго,и вскоре они стали снова частью костюма крестьян.
Плащи для улицы в дневное время и как одежду на вечер продолжали носить в течении всего века.Частенько ни шились с контрастной цветной шелковой подкладкой,бархатным воротником и декоративной застежкой из шнурков.
Набор тканей и цветов для мужской одежды был несколько ограниченным: бархат и атлас для сюртуков,жилетов и бриджей(штанов) были оставлены для придворных церемоний,а популярным и повсеместным стало сукно.
Сукно было из шерстяной нити,с шелковой с саржевого переплетения,сделанного из пряжи гребенной мериносовой шерсти,с односторонней отделкой.
И могли быть черными,зелеными и коричневыми с различными оттенками этих цветов.
Иногда сюртуки были отделаны барзатными или соболевыми воротниками.
Панталоны из шерстяного или шелкового трикотажа и брюки из более крепкого материала,твида,например, в начале 19 века, были светлее,чем сюртук/фрак.
К концу 1820-х темно-серые или черные штаны носили вечером,а желтовато-коричневые или кремовые, желто-коричневые, светло или темно-серые носили днем.
С 1840-х годов шерстяные клетчатые брюки продемонстрировали общее увлечение полоской и клеткой в мужской свободной одежде.