Что ниспослал всевышний проявляя заботу о человеке
Милосердие в Исламе (аль-мархама)
Милосердие в Исламе (аль-мархама) — это сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку, готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Или же, по другому это божественное снисхождение и абсолютная благодарственная милость к человеку.
Милосердие Всевышнего охватывает все Его творения. На это указывает многое во вселенной, например, существование солнца, обогревающего наш мир, воздух, вода, растительность — все, что необходимо всему сущему. Также, создав человека. Всевышний Аллах не оставил его без присмотра, ниспослав посланников и Свое руководство об истине.
Милосердие в Исламе: аяты, хадисы
Всевышний Аллах сказал:
«Ваш Господь предписал Себе быть Милосердным, и если кто из вас сотворит зло по своему невежеству, а затем раскается и станет совершать праведные деяния, то ведь Он Прощающий, Милосердный» (Коран, 6:54).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в одном из изречений сказал:
«Кто добр к людям, к нему добр и Аллах! Вы будьте милосердными к тем, кто живёт на земле, чтобы к вам были милосердны те, кто на небесах!».
Что касается качества милосердия пророка Мухаммада, то Всевышний Аллах об этом говорит следующее:
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (Коран, 21:107).
Данный аят указывает на то, что Ислам основан на милосердии, и что Бог послал Пророка Мухаммада (мир ему) в качестве милости ко всем созданиям без исключения.
Что представляет собой милосердие в Исламе?
Милосердие в Исламе представляет собой любовь, терпение, доброту, жалость и умение прощать. Это одно из основных качеств, которым непременно должен обладать каждый верующий, ибо милосердие это один из принципов веры.
Воистину, в первую очередь, только посредством милосердия можно добиться добродушного расположения человека к себе, и, проявив данное качество, приблизить его к вере в Аллаха. Грубость и жестокосердие не приемлемы в Исламе. Качества, противоположные милосердию, ломают взаимоотношения людей, тем самым закрывают путь к полноценному образу жизни и распространению благодеяний. А значит, с другой стороны, открываются пути и возможности распространения нечестия и греховных поступков.
К сожалению, человечество из года в год утрачивает качество милосердия, и это видно на примере распространения убийств, без какого-либо угрызения совести нанесения вреда здоровью человека, равнодушия к проблеме другого, в увеличении коррупции и т.п. Естественно данное положение будет пагубно влиять на сохранность того или иного народа, государства и общества в целом.
Превосходство верующего человека над неверующим в том, что верующий, осознавая суть своего существования и понимая, что мирская жизнь является испытанием, всегда стремится проявлять положительные качества, спешить людям на помощь, помогать бедным и неимущим. Это говорит о том, что ислам призывает человека к милосердию и добродушию, чтобы человечество жило в гармонии и благополучии.
Эти люди никогда не будут помилованы Аллахом
Совершая благие деяния, мы прежде всего добиваемся довольства Всевышнего. Помимо этого мы, прилежно выполняя все предписания Аллаха, желаем заслужить Его милость.
Всевышний Аллах через Своего любимого Пророка ﷺ передал нам, что заслужить милость Всевышнего к себе мы сможем, только проявляя милосердие к другим.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
قَبَّلَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الحَسَنَ بْنَ عَلِيٍّ وَعِنْدَهُ الأَقْرَعُ بْنُ حَابِسٍ التَّمِيمِيُّ جَالِسًا، فَقَالَ الأَقْرَعُ: إِنَّ لِي عَشَرَةً مِنَ الوَلَدِ مَا قَبَّلْتُ مِنْهُمْ أَحَدًا، فَنَظَرَ إِلَيْهِ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ثُمَّ قَالَ: مَنْ لاَ يَرْحَمُ لاَ يُرْحَمُ
«Однажды Пророк (мир ем и благословение Аллаха) поцеловал Аль-Хасана ибн ‘Али (да будет доволен ими обоими Аллах), когда у него находился Аль-Акра‘ бин Хабис Ат-Тамими, и Аль-Акра‘ сказал: “Поистине, у меня есть десять детей, но я ни разу не поцеловал никого из них”. Тогда Посланник Аллаха (мир ем и благословение Всевышнего) посмотрел на него и сказал: “Не помилуют того, кто сам не проявляет милосердия по отношению к другим”». (Бухари, 5997; Муслим, 2318; Абу Дауд, 5218; Тирмизи, 1911)
В самом Посланнике Аллаха ﷺ Создателем были заложены такие благородные качества, как сострадание, нежность, милосердие, мягкость, доброта и вежливость.
Всевышний Аллах в нескольких местах Священного Корана охарактеризовал Своего Пророка этими и другими благородными качествами:
لَقَدْ جَاءكُمْ رَسُولٌ مِّنْ أَنفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُم بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَّحِيمٌ
(смысл): «Вот к вам, о верующие пришёл Посланник из вас самих же (из вашего народа – араб, курайшит). Тяжко для него, когда вы страдаете. Он старается направить вас на путь истины, и к верующим он сострадателен и милосерден». (сура Ат-Тавба: 128)
От Малика ибн аль-Хувайриса (да будет доволен им Аллах) передаётся:
Таким образом, милосердие должно сопровождать нас везде и всюду: когда мы ходим на учёбу или на работу, когда мы идём за покупками или встречаемся с семьёй, родственниками и друзьями.
Наше милосердие заключается в том, как мы улыбаемся людям при встрече, слушаем их, как мы благодарим их и желаем им хорошего дня. Больше всего милосердие к людям выражается в том, как, как мы прощаем тех, кто приносит нам вред, поступает с нами несправедливо.
Всевышний Создатель может испытать наше милосердие в самый трудный момент жизни. Если мы не будем милосердны в такой момент, то к нам тоже не будет милосердия и сострадания.
От Абу Мусы Аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
فَوَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ، لَا تَدْخُلُوا الْجَنَّةَ حَتَّى تَرَاحَمُوا قَالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ، كُلُّنَا رَحِمٌ، قَالَ: إِنَّهُ لَيْسَ بِرَحْمَةِ أَحَدِكُمْ خَاصَّتَهَ، وَلَكِنْ رَحْمَةُ الْعَامَّةِ
«“Клянусь Тем, в чьей власти моя душа, вы не войдёте в Рай, пока не проявите милосердие друг к другу”. Сподвижники сказали: “Мы все проявляем милосердие, о Посланник Аллаха”. Пророк ﷺ ответил: “Не является милосердием и состраданием то, что любой из вас проявляет к своему другу. Сострадание и милосердие – это то, что вы проявляете ко всем людям”» (Ан-Насаи, 5928; Хаким, «Аль-Мустадрак ‘аля Ас-Сахихайн», 7310).
Всегда помните, что ангелы записывают все наши деяния. Если вы не можете постоянно проявлять милосердие, найдите хотя бы время, чтобы подумать, как трудна была бы ваша жизнь без милости Всевышнего Аллаха, а затем обратитесь к тем, кто рядом с вами, и будьте милосердны.
Начните хотя бы с предложения помощи родным и близким, расспросите своих домашних о том, как прошёл их день, дайте всем почувствовать свою заботу. Когда вы по делам или по работе встречаетесь с человеком, который выглядит сварливым и усталым, скажите ему несколько приятных слов и улыбнитесь.
Найдите минутку, чтобы проявить милосердие ко всем, кто вас окружает, обнимите кого-то, кого вы любите, поддержите кого-нибудь, хотя бы добрым словом, и дайте понять всем, кто с вами рядом, что вы цените их и заботитесь о них.
Вышеприведённые слова Пророка ﷺ указывают на то, что Аллах не помилует того, кто сам не проявляет милосердия к людям. В то же время эти слова подразумевают, что Аллах помилует того, кто проявляет к ним милосердие. Об этом Пророк ﷺ сообщает нам и в другом хадисе.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амр ибн Аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
الرَّاحِمُونَ يَرْحَمُهُمُ الرَّحْمَنُ، ارْحَمُوا أَهْلَ الْأَرْضِ يَرْحَمْكُمْ أَهْلُ السَّمَاءِ
«Милосердный помилует милосердных, так будьте же милосердны к тем, кто на земле, и к вам будут милосердны обитатели небес (ангелы)». (Имам Ахмад, 6494; Абу Дауд, 4941; Тирмизи, 1924)
Таким образом, проявление милосердия по отношению к людям является одной из основных причин проявления милости Аллаха по отношению к нам. Помимо этого, проявление милосердия приносит нам много блага, а отсутствие милосердия становится одним из основных препятствий для проявления милости Аллаха.
А мы крайне нуждается в милости Всевышнего Аллаха и не можем обойтись без неё, поскольку лишь благодаря ей мы имеем возможность избегать всевозможных бедствий. Поэтому мы должны делать всё, благодаря чему сможем снискать милость Аллаха.
Будем благодарны за репост!
Мухаммад Султанов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что ниспослал всевышний проявляя заботу о человеке
Моя милость объемлет всякую вещь. (Источник фото: freepik.com)
Первыми аятами Священного Корана являются слова Аллаха: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному» (сура «Фатиха», 1-3 аяты).
Эти два качества – самые первые качества, которые Всевышний говорит о Себе и предписывает знать верующему о Себе. Он – Ар-Рахман и Ар-Рахим – Милостивый, Милосердный. В одном из хадисов-кудси Всевышний говорит, что Он такой, каким считает его верующий (Бухари, Муслим). Поэтому мусульманин должен думать об Аллахе только оптимистично, помнить о Его милости.
«Рахман» в переводе с арабского означает «утроба матери». Подобно тому, как утроба матери обеспечивает всем необходимым, защищает и является достаточной для плода, так же и Всевышний с любовью опекает, наделяет всем необходимым, удовлетворяет все потребности человека.
Аллах Всевышний предписал Самому себе быть милостивым по отношению к своим творениям. Его милость и милосердие безграничны и всеобъемлющи. Это прекрасное качество Нашего Господа употребляется в Коране больше всех остальных Его имен, и никто, кроме Него не наделён качеством «ар-рахман», то есть все блага – только от Аллаха.
Слово «рахман» встречается в Коране 57 раз, Аллах Всевышний предписал себе это качества в 500 аятах. В 51 аятах «рахман» используется по-отдельности, в 6 – с «рахим», которое употребляется в Коране 114 раз. Всевышний заключил определенную мудрость, поставив эти два своих качества рядом. Этот мир – проявление милосердия Всевышнего, а мир вечный – Его милости. Если милостивый – это природа Аллаха, то милосердный – это Его действия.
«Моя милость объемлет всякую вещь» (сура «Аль-Араф», 156 аят).
«Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (сура «Аз-Зумар», 53 аят).
Всевышнего определяет Милосердие, а верующего – надежда на это милосердие. В его жизни могут происходить разные события, его могут одолевать беды, сомнения, череда неудач, но единственная непоколебимая константа в его жизни – это уверенность в милости Аллаха. Аллах милостивый и не оставит его, сделает его дела наилучшим образом и дарует лучший исход. В любом исходе, будет заключена милость Всевышнего, потому что он принесет благо либо в этом мире, либо в ахирате.
В Коране Аллах говорит:
«…не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (сура «Йусуф», 87 аят).
«…молите Аллаха о прощении. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «Бакара», 199 аят).
«Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным» (сура «Ан-Ниса», 110 аят).
Милосердие Аллаха – в Его прощении. Его рабы не перестают переступать границы дозволенного совершать грехи, а Всевышний не перестает их прощать. Если верующий раскаивается в содеянном и обращается к Аллаху за прощением, то он непременно найдет Своего Господа Одаривающим Своей милостью и прощением. У Аллаха нет имени обвиняющий, наказывающий или подвергающий мучениям, потому что его милость больше Его наказания.
«А если кто совершил злодеяния, а затем раскаялся и уверовал, то ведь твой Господь после всего этого – Прощающий, Милосердный» (сура «Аль-Араф», 153 аят).
«Ваш Господь предписал себе быть Милосердным, и если кто из вас сотворит зло по своему невежеству, а затем раскается и станет совершать праведные деяния, то ведь Он – Прощающий, Милосердный» (сура «Аль-Анам», 54 аят).
« Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям» (сура «Бакара», 143 аят).
«Мы отправили тебя (О, Мухаммад) только в качестве милости к мирам» (сура «Аль-Анбия», 107 аят).
Величайшая милость Аллаха заключается в ниспослании Его Пророка (мир ему), который указал на путь праведности и завершил ислам. Благодаря его примеру верующие могут отличать добро от зла, совершать благодеяния и не переступать границы дозволенного, жить жизнью, приносящей довольство Всевышнего Аллаха.
«Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена» (сура «Аль-Исра», 110 аят).
Милосердие Всевышнего Аллаха – главная причина и мотивация верующего для постоянного взывания к Нему с мольбами о сокровенном, о даровании прощения и счастья в обоих мирах. Ведь если Милосердие принадлежит Аллаху, нам принадлежит стремление к нему.
Как влияет на человека вера в милосердие Аллаха?
1. Осознание безграничной милости Аллаха укрепляет и увеличивает любовь по отношению к нашему Творцу. Сердце человека любит того, кто одаривает его благом, кто добр и милосерден по отношению к нему. Сколькими благословениями одаривает людей Аллах каждое мгновение этой жизни, разве это все пришло к нам ниоткуда, разве это не дано нам только из-за безграничной милости Всевышнего Аллаха? Знание того, как Аллах милосерден по отношению к каждому из нас, к тем, кого мы любим, наполняет сердце любовью и благодарностью к Нему.
2. Вера в безграничное милосердие Всевышнего Аллаха вселяет надежду на лучшее, становится причиной оптимистичных мыслей, вдохновляет на благое. Аллах сказал, что Он такой, каким считает его раб. И если верующий будет думать, что Всевышний злой и наказывающий, то Он обретет Его таким. Если же верующий имеет только позитивные мысли о Своем Господе, Он откроет для себя всеобъемлющую милость Всевышнего.
3. Осознание милосердия Всевышнего укрепляет веру. Когда Всевышний дает верующему столько благ, мусульманин пытается отплатить Ему благом, он следует его предписаниям и воздерживается от запретного.
Хадисы о милосердии Всевышнего Аллаха
«Когда Аллах создал все сущее, Он сделал запись в Своей Книге, которая находится у Него на троне, предписав Себе (следующее): «Поистине, милосердие Мое будет преобладать над гневом Моим» (Бухари).
«Аллах разделил милосердие на сто частей, оставив девяносто девять частей у Себя и ниспослав на землю одну часть, благодаря которой милосердие по отношению друг к другу проявляют все создания, в том числе и верховые животные, которые поднимают свои копыта повыше и убирают их от своих детенышей, опасаясь задеть их. Что же касается других девяноста девяти частей милосердия, то проявление их по отношению к Своим рабам Аллах Всевышний отложил до Дня Воскрешения» (Бухари, Муслим).
«Поистине, шайтан сказал: «Клянусь могуществом Твоим, Господи, я не перестану сбивать рабов Твоих с пути истинного, пока души их пребывают в их телах!» Господь сказал: «Клянусь Моим могуществом и величием, Я не перестану прощать им, пока они просят у Меня прощения!» (Тирмизи).
«Аллах более милосерден к Своим верующим рабам, чем эта мать по отношению к своему ребенку» (Бухари).
«О, сын Адама, до тех пор, пока ты будешь взывать ко Мне и обращаться ко Мне с просьбами, Я буду прощать тебе то, что ты сделал, и не буду тревожиться. О, сын Адама, даже если твои грехи достигнут облаков на небе, и ты попросишь прощения у Меня, Я прощу тебя. О, сын Адама, если ты придешь ко Мне с грехами, величина которых равна размерам земли, и предстанешь передо Мной, не придавая Мне никого в сотоварищи, Я дарую тебе прощение равной величины» (Тирмизи).
«О, рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днем, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас» (Муслим).
Дуа пророков, которыми они молили Аллаха о прощении
Смотрите также:
Читайте также:
Женщины в Османской империи
Немецкий католический священник Соломон Швейгер, посетивший Турцию в конце XVI века писал: «Турки правят миром, а ими правят женщины. Турецкие женщины, как никакие другие путешествуют и развлекаются». К словам удивленного немецкого священника следует добавить, что по законам Шариата женщины Османской империи имели право на наследство, на развод, на обладание движимым и недвижимым имуществом, на совершение торговых сделок и многие, многие другие права.
Наша религия направлена для обеспечения человечеству счастья в этом мире и в ахирате. Одна из общих особенностей Ислама состоит в ее удобности, облегченности. Ислам требует от человека по мере его сил и возможностей, не подвергает его тяготам и трудностям. Как сообщается в этом аяте, человек создан слабым, и поэтому он может быть ответственным лишь настолько, насколько у него хватает сил. Поэтому никто не может отвечать за неисполнение таких дел, сделать которые ему не под силу. В связи с этим в Коране содержится такое повеление
Мусульмане какой страны постятся больше всех?
Рамадан – нелегкое время для мусульман, учитывая все сложности поста. Но, с другой стороны, все эти трудности приносят столько благодеяния и пользы, а самое главное – довольство Всевышнего, что становятся с размером в пылинку перед его преимуществами. «Если бы люди знали все преимущества месяца Рамазан, то они бы пожелали, чтобы он длился вечно» — говорит Аллах в священном Коране
Почему Всевышний испытывает нас трудностями?
5 причин наших проблем.
«Когда до умершего доходит ваше дуа, то это становится для него ценнее и дороже чем весь этот мир»
Ассаламу аллейкум. Скажите, пожалуйста, если человек при жизни не читал намаз, то дойдут ли до него прочитанные суры из Корана?
Это имя обозначает тягу к доминированию, причем всех возможных сферах жизни. Это прирожденные лидеры, целеустремленные, настойчивые и бесстрашные. Он с раннего детства отличается активностью, здоровым эгоизмом и импульсивностью. Любые задачи этот человек решает с энтузиазмом и стремлением сделать все как можно лучше, а точнее, лучше, чем могли бы это сделать другие.
Важно: необходимое поклонение в праздник Ураза-байрам
Благословенный и самый любимый всеми мусульманами месяц Рамадан неудержимо близится к концу. Уже на исходе последние десять дней, а дальше – Ураза-байрам (Ид аль-Фитр). Это праздник, который напоминает нам о смирении и уповании на Аллаха. Для каждого верующего этот день — причастность к общей радости единоверцев и хорошая возможность для пополнения духовного опыта.
Адабы долга: что нужно знать мусульманину о долгах
Сегодня многие люди являются либо должниками, либо займодателями. Из-за этого они сердцами отдалились друг от друга, забыв об этике данного вопроса. Давайте же вспомним адабы долга.
©2021 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»
Ниспосланный милостью для всех
В Коране сказано:
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ ( سورة الأنبياء آية 107)
Смысл: «Я не послал тебя, кроме как милостью для миров» (сура «аль-Анбияъ, аят 107.)
Милосердие Пророка (мир ему и благословение) распространялось и на его семью.
Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я не видел человека более доброго к своей семье, чем Пророк (мир ему и благословение)». Он сказал: «Когда сын Пророка (мир ему и благословение) Ибрахим находился у кормилицы, Пророк (мир ему и благословение) отправлялся туда с нами только лишь для того, чтобы поцеловать своего сына».
Его милосердие к семье выражалось и в том, что он помогал жёнам в домашних делах.
Асвад (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я спросил у Айши (да будет доволен ею Аллах), каков Пророк (мир ему и благословение) в кругу семьи?». Она ответила: «Он не сторонился помогать жене в домашних делах, и не был из числа высокомерных мужчин, часто обслуживал себя сам, штопал свою одежду, чинил обувь».
مَنْ لَا يَرْحَمُ لَا يُرْحَمُ (جامع الأحاديث 8971)
Пророк (мир ему и благословение) любил бывать в обществе бедных людей. Он навещал их во время болезней, посещал их похороны и хлопотал за них.
Милосердие Пророка (мир ему и благословение) распространялось и на животных.
Когда Пророк (мир ему и благословение) увидел, как Айша (да будет доволен ею Аллах) стала погонять своего верблюда, сказал ей: «Будь милосердна!».
Однажды, войдя в сад одного из ансаров (жители Медины), Пророк (мир ему и благословение) увидел верблюда, который приблизился к Пророку (мир ему и благословение) и из глаз животного потекли слёзы. Пророк (мир ему и благословение) погладил его за ушами, и верблюд перестал плакать. Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Кто хозяин этого верблюда?» Вышел молодой ансар, хозяин животного и Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Неужели ты не боишься Аллаха в этом животном, которое даровал тебе Всевышний?! Оно жалуется мне на то, что ты не кормишь его и утомляешь чрезмерно».
Он даже запрещал убивать лягушек, говоря: «Их кваканье – тасбих».
Пророк (мир ему и благословение) рассказал о женщине, которая попадёт в ад только из-за того, что держала кошку взаперти и не давала ей искать себе пропитание.
Очень строго Пророк (мир ему и благословение) запретил нам стравливать животных.
Пророк (мир ему и благословение) запретил беспокоить птиц.
Когда некий человек взял из гнезда птенцов голубя, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Верните детёныша его матери!».
Щедрость Пророка (мир ему и благословение) не исходила из его зажиточности, состоятельности. Он давал то, в чём нуждался он сам и его семья.
Великодушие Пророка (мир ему и благословение) достигало такой степени, что он просто не мог отказывать просящим о помощи.
Пророк (мир ему и благословение) был верным в договорах и обещаниях.
Один человек продал Пророку (мир ему и благословение) что-то и Пророк остался ему должен часть суммы. Они договорились встретиться в этом же месте на следующий день для расчёта. Но тот человек вспомнил о договоре только через три дня и пришёл на это место. Там он застал ожидавшего его Пророка (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Ведь ты обременил меня: я уже третий день прихожу сюда и ожидаю тебя».
Терпеливость Пророка (мир ему и благословение) на пути Аллаха превосходила терпение всех терпеливых.
Его стойкость в притеснениях и преследованиях превосходила стойкость всякого.
Пусть Всевышний сделает нас достойными последователями нашего любимого Пророка (мир ему и благословение)! Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.