Что невозможно выразить жестом
Практическое задание 1 к модулю 4. Задание Ответьте письменно на следующие вопросы
Ответьте письменно на следующие вопросы.
1. Насколько эффективным средством общения являются жесты? Жесты являются очень эффективным средством передать и понять именно чувства
2. В чем проявляются их недостатки и ограниченность?
Жесты не могут передать всё разнообразие слов. Использование жестов вместе со словами и мимикой дают лучший результат в разговоре.
3. Какого рода просьбы или требования легче всего передать жестами? Легче всего указать направление, указав жестом на конкретно место, показать размеры (большой, маленький, средний и т. д.), указать схожесть с каким-либо другим предметом («нужен предмет такой же, как вон тот») и т.д.
4. Какие — труднее всего? Труднее всего передать конкретную просьбу («пойди конкретно туда. купи конкретно то. »)
5. Какие из них вообще невозможно выразить жестом? Слова «могу, умею, понимаю, знаю, должен»
6. Могут ли жесты передать эмоции? Жесткикуляция при разговоре всегда добавляет эмоций в рассказ, показывает настроение, отношение к чему-либо.
7. Какую информацию о личности могут давать жесты в оперативно-розыскной деятельности? В жизни каждый человек обладает своим стилем манипуляции, т.е. жестами, которые отражают принадлежность его к определенной культуре. Очень часто жесты свидетельствуют об этническом происхождении человека, о его воспитании, профессии и т.д.
2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов… а) более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
3. Какая мимика и какие жесты во всем мире значат одно и то же: а) качание головой из стороны в сторону; б) кивок головой вверх-вниз; в) когда морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) ответы верны; и) все ответы неверны.
4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы; г) плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб; б) глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают в первую очередь на. а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д) манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все неверны.
7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его. а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности; г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него. а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза; д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.
9. Мужчина сочтет женское поведение призывным и эротическим, если женщина. а) будет раскачивать на ноге туфельку; б) засунет руки в передние карманчики тесно облетающих ее джинсов; в) будет посасывать дужки своих очков; г) обхватит себя обеими руками; д) будет встряхивать волосами; е) обхватит пальцами свой подбородок; ж) сядет, подобрав одну ногу под себя; з) станет крутить браслеты на запястье и кольца на пальцах; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.
10. Большинство используемых жестов и поз. а) передаются из поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы не верны.
Задание 3.
И. задержан как соучастник организованной преступной группы, занимающейся разбойными нападениями на водителей автомашин. Детали задержания: сотрудник отдела уголовного розыска, представившись знакомым И., вызвал его через секретаря фирмы, где он работает, на улицу, после чего предложил сесть в автомобиль и доставил в орган внутренних дел.
По имеющейся оперативной информации известно, что среди членов преступной группы И. является новичком, авторитетом не пользуется, считается слюнтяем и в преступлениях играет второстепенную роль. Накануне задержания И. похоронил своих родителей, и У него на иждивении осталась несовершеннолетняя сестра. Кроме того, ранее И. серьезно увлекался рыбалкой и охотой, имеет высшее образование, не судим.
В преступную группу входят кроме И. двое ранее судимых за тяжкие преступления, которые задержаны и содержатся в ИВС, и организатор, местонахождение которого на данный момент не установлено.
1. Какие особенности личности И. и обстоятельств можно использовать на различных стадиях его допроса?
2. Какую оптимальную позицию общения целесообразно выбрать следователю на стадии установления психологического контакта с допрашиваемым?
3. Какие тактико-психологические приемы следует использовать для установления и поддержания психологического контакта с допрашиваемым И.?
1) В начальной стадии допроса диагностируются психическое состояние допрашиваемого, его эмоционально-волевые установки, прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия, изыскивается возможность установления коммуникативного контакта. На этой стадии допроса важное значение имеет предупреждение возможного нежелания лица давать правдивые показания на основе использования положительных качеств личности допрашиваемого.
в условиях свободного рассказа может проявиться конформность допрашиваемого, его стремление соответствовать ожиданиям следователя. На следующих стадиях возможно использовать такие приемы, как уточнение неопределённых высказываний, оказание правомерного психологического воздействия и др.
2) можно назвать наиболее общие способы установления психологического контакта: 1) создание надлежащей обстановки допроса; 2) допрос наедине; 3) корректное поведение следователя как представителя государства, выполняющего важные общественные функции, 4) демонстрация доброжелательности, непредвзятого отношения к допрашиваемому, возбуждающих интерес к следователю как партнеру по общению, 5) демонстрация умения выслушать до конца, не повышать тон; 6) проведение предварительной беседы на отвлеченную тему; 7) обращение к логическому мышлению; 8) разъяснение целей и задач допроса; 9) создание обстановки, возбуждающей интерес к допросу и его результатам.
Ответы на вопросы Тотальный тест «Доступная среда» 2021 год
3 декабря 2021 года стартует всероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда», призванная привлечь внимание жителей России к правам и потребностям людей с инвалидностью. В рамках мероприятия все желающие смогут оценить свои знания на тему инклюзивного общения и организации безбарьерного пространства.
Регистрация участников, доступ к образовательному курсу и трансляции доступны на сайте: https://total-test.ru/
Регистрация по номеру телефона, всего в тесте 50 вопросов.
1. Выберите наиболее корректную формулировку для использования в общении.
2. Если человек с инвалидностью заметил, что Вы наблюдаете за ним, как лучше поступить?
3. Как лучше построить общение с человеком, у которого выраженные нарушения речи?
4. Какая формулировка наиболее корректна для использования в общении?
Человек с ментальными нарушениями
5. Какая формулировка наиболее корректная?
Человек с расстройствами аутистического спектра
6. Что из предложенного не относится к дискриминации людей с инвалидностью?
Проведение различий между людьми при оказании мер защиты и помощи
7. Допустимо ли дотронуться до слепоглухого собеседника при общении?
Нет, недопустимо ни при каких обстоятельствах
8. Как наиболее корректно назвать человека с инвалидностью по слуху?
9. Какие действия допустимы при знакомстве с человеком, использующим протез руки?
Протянуть руку для приветствия и не акцентировать внимание на протезе
10. Какие особенности характерны для людей с расстройствами аутистического спектра?
Все вышеперечисленные варианты
11. Как построить общение с человеком, передвигающимся на кресле-коляске?
12. Как поздороваться с человеком с нарушением слуха?
Установить зрительный контакт, говорить повернувшись лицом к собеседнику
13. Если во время общения с незрячим собеседником Вам необходимо отлучиться, как правильнее поступить?
Предупредить незрячего человека о необходимости отлучиться, а вернувшись, сообщить о своем присутствии
14. При знакомстве с человеком с инвалидностью допустимо ли спрашивать о заболевании или травме?
15. Какую формулировку выбрать при общении с человеком с нарушением зрения?
Незрячему человеку неуместно предлагать подобное
16. Как построить общение с неслышащим человеком в сопровождении переводчика жестового языка?
Следует обращаться непосредственно к человеку с нарушением слуха
17. Чего НЕ следует делать, если человек с инвалидностью поставил костыли в проходе и они мешают окружающим?
Обратиться к человеку с инвалидностью с просьбой переставить костыли
18. Как начать общение с человеком с нарушением зрения?
Дотронуться до плеча и представиться
19. В коллективе новый сотрудник с инвалидностью. Укажите наиболее корректные действия со стороны работодателя.
Работодателю необходимо заранее адаптировать рабочее место и определить трудового наставника
20. Если в письме или обращении человек оставил комментарий, что у него есть нарушение слуха. Как лучше ответить на запрос?
Отправить текстовое сообщение на указанный номер или адрес электронной почты
21. При общении с человеком с нарушением слуха, корректно ли переспрашивать суть вопроса, если вы не поняли друг друга?
22. Что допустимо при сопровождении человека на кресле-коляске?
Задать вопрос, нужна ли человеку помощь и чем Вы можете помочь.
23. Человек с нарушением зрения заходит перед Вами в помещение и, очевидно, испытывает трудности с открытием двери. Какие действия допустимы?
Инициативно предложить помощь, но сперва уточнить, какая помощь нужна.
24. Как поступить, если Вам необходимо направить незрячему или неслышащему человеку дополнительные рабочие документы или материалы?
Сперва уточнить, в каком формате будет удобно получить материалы: на почту или мессенджере, в формате картинки, аудиосообщения или документа.
25. Какой формат оказания услуги лучше предложить человеку с нарушениями опорно-двигательного аппарата, если Ваш кабинет на втором этаже, а в здании нет лифта?
Предложить посетителю, который передвигается на коляске, получить услугу в помещении на первом этаже.
26. Как поступить при сопровождении незрячего человека, если перед вами узкая дверь?
Предупредить: «Впереди узкие двери». Пройти первым, предложив незрячему человеку взять Вас под руку или положить руку на плечо.
27. При общении с человеком с ментальными нарушениями желательно:
Использовать короткие и простые фразы и вопросы. Постараться не перебивать и не договаривать фразы за собеседника.
28. Вы предложили человеку с инвалидностью свою помощь. Он отказался. Ваши действия?
Не навязываться и не предлагать помощь повторно.
29. Кто НЕ входит в число маломобильных групп населения (МГН)?
30. Как помочь незрячему человеку сесть на стул?
Подвести поближе к стулу и положить руку незрячего на спинку стула.
31. Оказывая помощь в сопровождении человека, использующего кресло-коляску, Вы заметили препятствие на пути движения. Как лучше поступить?
Предупредить о препятствии и поинтересоваться, что необходимо сделать.
32. Чего не следует делать при взаимодействии с человеком с расстройствами аутистического спектра?
Прикасаться к человеку, держать человека за руки.
33. Какая просьба по отношению к человеку, использующему кресло-коляску, будет корректной?
34. Как построить общение с человеком с расстройством аутистического спектра?
35. Какая помощь незрячему человеку будет излишней при посещении кафе?
Помощь с приемом пищи — разрезать мясо, полить блюдо соусом, поднести бокал.
36. Как правильно называется собака, которая помогает людям с нарушением зрения передвигаться и ориентироваться в пространстве?
37. Какие технические средства НЕ предназначены для помощи в общении с окружающими?
38. Какой вид пешеходных светофоров наиболее доступен для незрячих людей?
Светофор с голосовой озвучкой улицы перехода.
39. Считается ли несоблюдение правил по обеспечению Доступной среды нарушением закона?
Является административным правонарушением.
40. Что такое шрифт Брайля?
Рельефно-точечный тактильный шрифт.
41. Что НЕ относится к созданию доступной среды на объекте социальной инфраструктуры?
Стойка с информацией о правах потребителя и жалобной книгой.
42. Какие технические средства реабилитации помогают людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в передвижении?
43. Распространяется ли требование знака «Вход с собаками запрещен» в отношении людей с нарушением зрения?
Незрячий человек с собакой-проводником может находиться в любом общественном месте или в транспорте.
44. Как правильно называется переводчик, помогающий общаться людям с ограничением слуха?
45. Какой альтернативный формат представления текстовой информации наиболее удобен для людей с ментальными нарушениями?
46. Как можно оценить информационный ресурс (веб-сайт или приложение для смартфона) на соответствие требованиям доступности для людей с инвалидностью по зрению?
47. Какие инструменты обеспечения доступности зданий НЕ предназначены для незрячих?
48. Какой вариант посадки в транспорт безопасен для незрячего человека?
С помощью сигнала звукового маяка.
49. Какие средства адаптации объекта необходимы людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата?
К началу и концу длины перил добавляется 30 см.
50. Допустимо ли человеку без инвалидности оставлять свой автомобиль на специальном парковочном месте, предназначенном для людей с инвалидностью?
Допустимо, если пассажиром является ребенок или взрослый человек с инвалидностью, а на машину установлен опознавательный знак.
Невербальные формы общения
Культура общения может иметь не только языковую форму (вербальную, словесную), но и невербальную, т. е. общение может осуществляться с помощью мимики, жестов, внешнего вида, цветовой гаммы и т. п. Конечно, язык является методом познания мира, сохранения и передачи информации, частью культурного менталитета, который составляет сферу духа, ценностей и значения.
Но и несловесными формами общения передается около 50% информации. В свое время видный политический деятель М.Н.Сперанский отмечал, что «оратор должен призывать на помощь другой язык — язык движения, тона и интонации. Он должен дополнить лицом, рукой и интонацией то, чего нельзя выразить словом. Рука дополняет мысли, которые невозможно выразить языком. рука только тогда должна действовать, когда нудно дополнять понятие».
Некоторые ученые (Дж. Г. Мид) считают, что формирование индивидуального сознания в процессе взаимодействия началось с понятия жеста. Жест как форма межличностного общения соотнесен с некоторыми элементами опыта человека и вызывает в сознании воспринимающего такой же отзыв, что и в сознании совершающего этот жест.
Семантика жестов разнообразна и становится значимой на уровне межнационального значения. Ошибки в интерпретации жестов бывают лишь при формальном совладении: подобному жесту придается то значение, которым он владеет в своей культуре. Хрестоматийный пример: кивок головой у болгар означает несогласие («нет») у русских и украинцев — согласие («да») и наоборот: покачивание головой из стороны в сторону в болгарском общении означает «согласен» («да»), в нашем — «нет».
Нередки случаи, кода одинаковым жестам в разных культурах придается разное значение. Например, открытая ладонь в Греции означает обиду. Для испанцев, греков и итальянцев обидным является жест касания мочки уха. В Португалии этот жест означает, что человек не расслышал сказанного (глухой).
Исследования в области эволюции человеческих систем общения позволяют предположить, что исторически язык жестов предшествовал словесному общению. Уже у высших антропоидов отмечены жесты и позы, соответствующие поведению человека: объятия, поклон, кивок головой, поза угрозы и др. Скорее всего, эти жесты заложены в генетическом коде матери, которая учила ребенка ходить, переносила его на спине, играла в «прятки» и т. п. Во многих культурных традициях существовали отработанные системы жестов: некоторые монашеские ордена и дервиши давали обет молчания и общались с помощью жестов, не уступающих современному языку жестов глухонемых.
Визуальное общение (жесты, мимика) отчетливо преобладают в традиционных (первобытных) культурах. Это особенно характерно для ритуала. В некоторых ритуалах вообще предусматривается обязательное молчание, а словесное общение сводится к выкрикам, призывам божества. И сейчас можно наблюдать, что при оглашении лечебного заговора больной не воспринимает его как связную речь, а слышит только некоторый ритмичный словесный поток, в котором улавливает лишь отдельные слова — все это в совокупности с определенной обстановкой завораживает.
Языком жестов, поз, с помощью особого поведения в ритуале передается наиболее значимая информация, та, которая имеет ключевое значение для данного социума.
Особая роль в истории коммуникативного поведения принадлежат руке. Жест — это ведь тоже, в первую очередь, какие-то значимые движения рук. Жесты движущихся рук имеют древнее происхождение, они связаны с ритуально-мифологической символикой руки. Вот некоторые из многочисленных значений жестов руки:
Рука в невербальном общении нередко передает тот смысл, который вкладывается в слова «взять власть в свои руки». Власть руки часто встречается на хеттских государственных договорах, где руки обнимают союзника. Современное поднятие рук при голосовании ведет свое начало из доколумбовой Мексики: парные изображения рук встречаются у ацтеков, где они символизировали связь с культом богини Земли. Во время пира последнего вавилонского царя Валтасара в храме появилась рука, которая начертала таинственные слова, который присутствующий мудрец перевел как пророчество гибели Вавилона.
Исследователи этого вопроса насчитывают около 2-х тысяч символических жестов руки. Руки плачут, жалуются, проклинают, бьют, ласкают. Когда человек волнуется, нервничает, об этом говорят руки: их некуда деть, кисти рук мнут друг друга, пальцы дрожат. Все это говорит о том, что рука — умнейший орган, который говорит символическим языком.
В древнерусской культуре существовала своя традиция руки. О «славной руке», «легкой руке» мечтали квартирные воры. Существовало поверье о засушенной руке мертвеца, которая наводит непробудный сон на тех, кто не спит. Просить руки или отказать в руке было в свадебном кодексе символом будущего бракосочетания. Словесная практика тоже отражает символическое отражение руки: «рука руку моет» — процедура мытья рук означала снятие вины и нежелание брать вину на себя. Отсюда и выражение Понтия Пилата во время суда над Иисусом: «Я умываю руки».
«Рука Москвы» — это выражение в наше время трактуется как тайные пути власти. Популярное изображение соединенных рук, как символ союза и дружбы (рукопожатие) впервые появилось в компании «Hancl in Hancl Fire Office», основанной в 1696 году. Жест раскрытой руки — пятерня — означает отказ, разъединенные пальцы руки, вытянутые прямо на зрителя являются архаичным жестом ограждения от нечистой силы.
Рука выступает и как символ власти и высокого положения в известных выражениях: «Божья рука — владыка», «он моя правая рука», «у него длинные (или короткие) руки» (много власти — мало власти).
Невербальные формы общения способны выражать определенные отношения и моральные нормы. Правое — правдивое, правильное («наше дело правое»), левое — неправильное, неправдивое («не ходи на лево», т.е. не изменяй). Культурные установки поддерживают праворукость: функции правой и левой руки различны. С этим связаны особенности этикета. У многих народов довольно строго разграничены действия, которые следует выполнять левой и правой рукой. У монголов правая рука — «рука благодати», только этой рукой можно доить скот, принимать подарки, отдавать что-нибудь. Сербы, пеленая ребенка, оставляют свободной правую руку, чтобы он имел возможность защищаться от черта. Мусульмане считают правую руку ритуально чистой, поэтому только ею можно приветствовать человека, брать еду, касаться «чистых» частей тела.
Язык жестов тесно связан с мышлением. Вместо того, чтобы сказать «да» или «согласен», можно кивнуть головой. Вместо того, чтобы сказать «здравствуйте», можно протянуть руку или наклонить голову. Поднятый вверх палец выражает важность какой-то вашей мысли. Указательным пальцем угрожают шаловливому ребенку — этот жест заменяет приказ «прекрати». Здесь легко прослеживается эквивалентность языка жестов языку звуков.
Следует учитывать, что невербальные формы коммуникации имеют различия в национальных культурах. Жест прощания у многих народов — это помахивание рукой. Но у россиян, украинцев и др. — это движение руки (кисти) впереди назад, у итальянцев — развернутой к себе ладонью вперед-назад, что у русских означает «идите сюда».
Украинский студент, желая выступить на занятии, поднимает руку, вытянув кисть, немецкий поднимает два пальца. Оценивая блестяще прочитанную преподавателем лекцию, украинские, русские студенты аплодируют, западноевропейские в такой же ситуации стучат кистями пальцев по столу. В Индии знакомые при встрече складывают руки лодочкой, притискивая их к груди и наклоняя вперед голову, и не пожимают рук. Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь: «это я», японец показывает на нос.
Авторы книги «Язык и культура» дают такую классификацию жестов:
Прикосновение к собеседнику, человеку, с которым вступают в физический контакт, означает интимную склонность, нежность, а также власть. Прикосновения зависят от ситуации, условий и настроений. Часто они служат выражением нашего отношения к человеку.
Рукопожатие — один из наиболее привычных этикетных жестов при встрече, знакомстве, прощании. Но в странах Восточной и Южной Азии рукопожатие не было известно до знакомства с европейской культурой и расценивалось, как и всякое прикосновение при встрече, как нарушение правил общения или как выражение недружелюбия. Арабы, латиноамериканцы и представители Южной Европы во время приветствий касаются один одного очень активно, вместо рукопожатия часто используют объятия, поцелуи в щеку.
У славянских народов рукопожатие, кроме ритуала приветствия, означало утверждение какой-то договоренности («ударить по рукам», «бить по рукам»). Известный обычай разнимания рук третьим человеком (судьей) стал символом справедливого выполнения условий договора. Рукопожатие было и остается центральным моментом примирения. На Руси рукопожатия сначала были приняты только среди мужчин, при этом первым подавал руку старший, хозяин, начальник. Потом рукопожатие вошло в повседневную практику как жест равных. Но и теперь инициатором этого жеста является старший человек или начальник. Рукопожатие с использованием обеих рук выражает особую искренность и любовь, доверие и бескорыстие по отношению к собеседнику.
Своеобразной формой общения является поцелуй. В мифологии поцелуй символизирует слияние людских душ, внутреннее искусственное родство. Именно такое значение несут поцелуи между родственниками, женихом и невестой, хозяином дома и почетным гостем. Этимология слова «поцелуй» связана с корнем «целый», что выражает желание быть целым, здоровым. Распространенный ранее обычай целовать детей в лицо, голову, губы выражал желание защитить их от «порчи».
В христианской культуре поцелуй-приветствие сближается с поцелуем почитания, уважения. Отсюда ритуал поцелуя руки, плеча, но не в губы: поцелуй руки священника, панской или державной руки, руки родителей или почетных людей пожилого возраста и др. Обычай целовать руку женщине во время приветствия и в знак высокого уважения на Руси в целом не получил широкого распространения. А. Куприн в романе «Колесо истории» писал: «Поцелуй руки — это высшая интимная ласка. С какой стати мы мусолим руку каждой женщине без смысла для нее и для себя?». Может быть, поэтому и не принято целовать руки девушкам, а женщинам во время еды и на улице. В большом сообществе стоит поцеловать руку только гостеприимной хозяйке.
В украинской традиции прощания или расставания распространено взаимное прощение грехов, которое сопровождается поцелуями, как между мужчинами, так и между женщинами. У восточных славян существует особенный обычай — обряд пасхального целования со словами: «Христос воскрес!» — ответ: «Воистину воскрес!». Люди при встрече троекратно целуются в губы или щеки. Этот обряд имеет общий характер и утверждает равенство всех людей перед лицом всеобщей радости — воскрешением Христа.
В целом все вышеназванные способы невербального общения являются показателями статусно-ролевых отношений, степени близости людей, которые общаются. Они представляют собой «бессловесные знаки» человека. Они выполняют следующие функции:
Их ценность в сравнении с языком состоит в том, что они более естественны и в меньшей степени находятся под контролем сознания и поэтому бывают более правдивы в плане отражения чувств и отношений.
Использованная литература:
1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями: