Что непонятное и страшное говорит раскольников соне

Встречи Раскольникова с Соней Мармеладовой

На протяжении всего романа «Преступление и наказание», его главные герои — Соня Мармеладова и Родион Раскольников встречаются около 10 раз, но среди этих встреч можно выделить три самых главных эпизода — когда герои ведут откровенную беседу в комнате Сони:

Первая встреча

После поминального обеда, поздно вечером (уже после одиннадцати часов) Раскольников приходит к Соне домой в ее комнату, чтобы поговорит один на один. Между героями происходит важный диалог о Боге, в котором сталкиваются две правды — правда Сони и правда Раскольникова. Соня не выдерживает цинизма Раскольникова и начинает плакать. В ответ на это молодой человек внезапно падает перед ней на колени.

После того как Соня прочла отрывок из Евангелия от Иоанна про воскресение Лазаря, молодой человек говорит, что теперь он и Соня должны быть вместе, потому что они очень похожи. Раскольников видит в девушке схожие с ним черты, ведь и он, и она преступили нравственные законы общества.

Вторая встреча

На поминальном обеде, после похорон господина Мармеладова, Лужин обвиняет Соню в воровстве денег, которые сам ей дал. К счастью, за девушку вступается господин Лебезятников, который доказывает ее невиновность. После скандала Соня убегает к себе на квартиру, вскоре к ней приходит Раскольников.

Соня советует ему покаяться в содеянном. Однако Раскольников не спешит следовать совету Сони, он не готов покаяться. Кроме того, он говорит, что у следователя нет доказательств его вины.

Третья встреча

Их третья встреча происходит перед тем, как главный герой является с повинной в контору. Как и предыдущие, эта встреча также проходит в комнате Сони. К этому времени она уже является для Раскольникова близким другом и родственной душой и, как никто другой, способна его понять.

Сразу после разговора с Соней, Раскольников отправляется в контору и, со второй попытки, сознается в совершенном им преступлении.

На этом повествование в романе обрывается. Далее следует эпилог, в котором автор кратко описывает суд и прочие события. Раскольников отправляется на каторгу в Сибирь, а Соня, подобно женам декабристов, следует за ним.

Источник

Первая встреча Раскольникова и Сони в романе «Преступление и наказание»

Первая встреча и откровенный разговор главных героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой происходит на следующий день после смерти господина Мармеладова, отца Сони, который попал под повозку.

Эта встреча описывается в части 4, главе IV.

Поздно вечером (уже после одиннадцати часов) Раскольников приходит к Соне домой в ее комнату, чтобы поговорит один на один. Эпизод начинается с описания нищенской комнаты, в которой жила Мармеладова. Казалось бы, в такой бедной и нищенской обители нет места духовно чистой Соне. К тому же девушка была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером). Но постепенно она раскрывает свой внутренний мир, и Раскольников поражается тому, насколько несчастна и чиста эта девушка.

Между героями происходит важный диалог о Боге, в котором сталкиваются две правды — правда Сони и правда Раскольникова:

Соня не выдерживает цинизма Раскольникова и начинает плакать. В ответ на это молодой человек внезапно падает перед ней на колени.

— Да, может, и бога-то совсем нет, — с каким-то даже злорадством ответил Раскольников, засмеялся и посмотрел на нее.
Лицо Сони вдруг страшно изменилось: по нем пробежали судороги. С невыразимым укором взглянула она на него, хотела было что-то сказать, но ничего не могла выговорить и только вдруг горько-горько зарыдала, закрыв руками лицо.

— Вы говорите, у Катерины Ивановны ум мешается; у вас самой ум мешается, — проговорил он после некоторого молчания.

Прошло минут пять. Он всё ходил взад и вперед, молча и не взглядывая на нее. Наконец подошел к ней; глаза его сверкали. Он взял ее обеими руками за плечи и прямо посмотрел в ее плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали… Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу. Соня в ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего. И действительно, он смотрел как совсем сумасшедший.

В разговоре с Соней Раскольников неожиданно для себя осознает, что не смотря на всю тяжесть положения в котором находится девушка, она сумела сохранить чистоту души:

Заметив лежащий на столе у «блудницы» Новый Завет, он просит прочесть ему отрывок о воскресении Лазаря. Девушка сначала отказывается, но молодой человек практически заставляет ее:

— Зачем вам? Ведь вы не веруете. — прошептала она тихо и как-то задыхаясь.

— Читай! Я так хочу! — настаивал он, — читала же Лизавете!

Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. Два раза начинала она, и всё не выговаривалось первого слога.

«Был же болен некто Лазарь, из Вифании…» — произнесла она наконец, с усилием, но вдруг, с третьего слова, голос зазвенел и порвался, как слишком натянутая струна. Дух пересекло, и в груди стеснилось.

После чтения молодой человек говорит, что теперь он и Соня должны быть вместе, потому что они очень похожи. Раскольников видит в девушке схожие с ним черты, ведь и он, и она преступили нравственные законы общества. И неважно, что Родион это сделал для себя, а Соня — ради благосостояния семьи. Соня не понимает загадочные слова Раскольникова:

Раскольников уходит, оставив Соню в замешательстве. Родион показался ей «помешанным», но она «сама была как безумная». Раскольников вновь разбудил в ней думы о Полечке, матери, Лизавете, которые приснились Соне ночью:

Значение

Эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание». Именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью кроткой Сони перед жизненными обстоятельствами. Во время очередной встречи Родиона с девушкой происходит чтение библейской притчи о воскрешении Лазаря. Именно в этой сцене романа мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня и как несостоятельна теория Раскольникова.

Об окружающих людях героиня говорит только хорошие слова, с теплом отзывается о «заикающихся» хозяевах, с любовью вспоминает об отце и матери. В каждом ее предложении мы слышим жалость и сострадание к близким людям, хотя, казалось бы, Соне есть из-за чего самой быть обиженной на жизнь.

Таким образом, разговор Сони и Родиона «в нищенской комнате» открыл новую страницу в жизни обоих героев. Девушка еще больше уверилась в Боге, а Раскольников начал осознавать несостоятельность своей теории. И, несмотря на возникшие разногласия, еще крепче и духовно ближе стали друг к другу «убийца и блудница».

Источник

Путь Родиона Раскольникова к покаянию. Раскольников и Соня Мармеладова

(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

На момент признания Соня и Раскольников знают друг друга всего около трех дней. Но этого времени для Раскольникова оказывается достаточно, чтобы проникнуться доверием к Соне

Делая свое признание, молодой человек не говорит Соне прямо, что это он совершил преступление. Он лишь сообщает ей, что знает человека, убившего старуху, и рассказывает некоторые детали преступления.

В результате Соня понимает, что убийцей является именно Раскольников.

Молодой человек объясняет Соне, что совершил преступление, основываясь на своей теории об обычных и великих людях.

Он признается, что пошел на преступление не ради денег, а из-за этой теории, которая в конце концов потерпела крах.

Соня внимательно выслушивает Раскольникова и пытается поддержать его. Девушка советует Раскольникову признаться прямо сейчас в преступлении, но тот отказывается делать это.

Фрагмент с признанием Раскольникова Соне можно найти в части 5 главе IV романа.

Практическое задание

Выпишите основные мысли из теоретических материалов к уроку (см. выше)

Она помолчала с минуту.

Он обернулся к ней и пристально-пристально посмотрел на нее.

Точно конвульсии пробежали по всему ее телу.

Прошла еще ужасная минута. Оба все глядели друг на друга.

И как только он сказал это, опять одно прежнее, знакомое ощущение оледенило вдруг его душу: он смотрел на нее и вдруг, в ее лице, как бы увидел лицо Лизаветы.

Он ярко запомнил выражение лица Лизаветы, когда он приближался к ней тогда с топором, а она отходила от него к стене, выставив вперед руку, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет, отстраняются назад и, протягивая вперед ручонку, готовятся заплакать.

Почти то же самое случилось теперь и с Соней: так же бессильно, с тем же испугом, смотрела она на него несколько времени и вдруг, выставив вперед левую руку, слегка, чуть-чуть, уперлась ему пальцами в грудь и медленно стала подниматься с кровати, все более и более от него отстраняясь, и все неподвижнее становился ее взгляд на него.

Ужас ее вдруг сообщился и ему: точно такой же испуг показался и в его лице, точно так же и он стал смотреть на нее, и почти даже с тою же детскою улыбкой.

Этим последним, отчаянным взглядом она хотела высмотреть и уловить хоть какую-нибудь последнюю себе надежду. Но надежды не было; сомнения не оставалось никакого; все было так! Даже потом, впоследствии, когда она припоминала эту минуту, ей становилось и странно, и чудно: почему именно она так сразу увидела тогда, что нет уже никаких сомнений? Ведь не могла же она сказать, например, что она что-нибудь в этом роде предчувствовала? А между тем, теперь, только что он сказал ей это, ей вдруг показалось, что действительно она как будто это самое и предчувствовала.

Он совсем, совсем не так думал открыть ей, но вышло так.

Как бы себя не помня, она вскочила и, ломая руки, дошла до средины комнаты; но быстро воротилась и села опять подле него, почти прикасаясь к нему плечом к плечу. Вдруг, точно пронзенная, она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего перед ним на колени.

Раскольников отшатнулся и с грустною улыбкой посмотрел на нее:

Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах.

Соня быстро на него посмотрела.

После первого, страстного и мучительного сочувствия к несчастному опять страшная идея убийства поразила ее. В переменившемся тоне его слов ей вдруг послышался убийца. Она с изумлением глядела на него. Ей ничего еще не было известно, ни зачем, ни как, ни для чего это было. Теперь все эти вопросы разом вспыхнули в ее сознании. И опять она не поверила: «Он, он убийца! Да разве это возможно?»

Соня стояла как бы ошеломленная, но вдруг вскричала:

— Ты был голоден! ты. чтобы матери помочь? Да?

Соня всплеснула руками.

Соня слушала его в недоумении и из всех сил старалась что-то сообразить.

Соня из всех сил слушала.

У Сони промелькнула было мысль: «Не сумасшедший ли?» Но тотчас же она ее оставила: нет, тут другое. Ничего, ничего она тут не понимала!

Соня опять хотела было что-то сказать, но промолчала.

— Потому я и звал с собою тебя вчера, что одна ты у меня и осталась.

Источник

Признание Раскольникова в убийстве Соне в романе «Преступление и наказание»

Что непонятное и страшное говорит раскольников соне
Раскольников и Соня
(фильм 1969 г.)

Признание Раскольникова в убийстве Соне является очень важным эпизодом в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

Признание Раскольникова в убийстве Соне в романе «Преступление и наказание», описание, краткое содержание

Почему Раскольников признается Соне в преступлении?

Вскоре Раскольников лично знакомится с Соней. Это происходит в день, когда Мармеладов попадает под лошадей и погибает. С этого дня между Раскольниковым и Соней завязываются доверительные, дружеские отношения.

Как и когда происходит признание?

Делая свое признание, молодой человек не говорит Соне прямо, что это он совершил преступление. Он лишь сообщает ей, что знает человека, убившего старуху, и рассказывает некоторые детали преступления. В результате Соня понимает, что убийцей является именно Раскольников.

Молодой человек объясняет Соне, что совершил преступление, основываясь на своей теории об обычных и великих людях. Он признается, что пошел на преступление не ради денег, а из-за этой теории, которая в конце концов потерпела крах.

Соня внимательно выслушивает Раскольникова и пытается поддержать его. Девушка советует Раскольникову признаться прямо сейчас в преступлении, но тот отказывается делать это. После этого признания Соня и Раскольников понимают, что теперь они — «блудница» и убийца — должны идти вместе по жизни.

Это было краткое содержание эпизода с признанием Раскольникова в убийстве Соне в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

Источник

Разговор Раскольникова с Соней Мармеладовой на ее квартире (анализ эпизода из главы 4, части 4 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Творчество Ф. М. Достоевского представлено многими великолепными романами и рассказами, которые еще при жизни писателя были признаны классикой: “Братья Карамазовы”, “Бесы”, “Подросток”, “Записки из Мертвого дома” и многие другие.
Среди его произведений особенно выделяется роман “Преступление и наказание”, в котором главным действующим лицом является Родион Раскольников, мучимый угрызениями совести после убийства старухи – процентщицы и ее сестры Лизаветы. Душевный мир персонажа был настолько великолепно

Мармеладова была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером). Но потом она постепенно раскрывает свой внутренний мир и Раскольников поражается тому, насколько несчастна и чиста эта девушка.
Один из самых интересных и драматичных моментов в отношениях Сонечки и Раскольников наступает именно тогда, когда герой выбирает ее для своей исповеди, так как страшная тайна о совершенном им убийстве стала для него невыносимой. Этот эпизод находится в четвертой главе и является своеобразной кульминацией.
Раскольников приходит к Мармеладовой на квартиру, якобы для того, чтобы проститься. На самом деле, ему очень плохо, а в такие моменты просто необходимо видеть человека, которому еще хуже. Родион хочет видеть в Соне страдание, такое же неизбывное, как и его. Именно поэтому так жесток он по отношению к девушке.

Герой буквально мучает Соню вопросами о том, что она будет делать со своими братьями и сестрами, когда умрет и ее мачеха. Ведь девушка в ее положении не может взять их к себе.
Раскольников играет в данном случае роль демона, который искушает Соню. Таким образом, он как бы копирует поведение Порфирия Петровича, который играет роль мучителя по отношению к Раскольникову. Вот только Родион не выдерживает, срывается, а Соня стойко противостоит нападкам. Вот, например, что говорит она, когда Раскольников начинает утверждать, что Катерину Ивановну Соне стоит ненавидеть: “Если б вы только знали.

Ведь она совсем как ребенок… Ведь у нее ум совсем как помешан… от горя. А какая она умная была, какая великодушная… какая добрая!

Вы ничего, ничего не знаете… ах!”.
Герой не понимает, как можно, живя в подобных обстоятельствах (нищета, презрение), не имея надежды хоть на какой-то просвет в будущем, продолжать существовать и не озлобиться. Вот он не может. Раскольников смотрит на Соню и не верит, что она в своем уме.

Именно поэтому Родион кланяется и целует Соне ноги: “Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился”.
Соня на самом деле поразительна в этой сцене. Ее великодушие и сострадание не имеют границ. Своих обидчиков и мучителей она не может даже ненавидеть.

Она и Раскольникова не может остановить, не сердиться на него за жестокость. Лишь единственный раз боль сменилась на ее лице укором: “Лицо Сони вдруг страшно изменилось: по нем пробежали судороги. С невыразимым укором взглянула она на него, хотела было что-то сказать, но ничего не могла выговорить и только вдруг горько-горько зарыдала, закрыв руками лицо”.

Это произошло тогда, когда Раскольников усомнился в существовании Бога: “Да, может быть, и бога-то совсем нет”.
Жизнь для Сони держалась только на основании веры в Бога, только это спасало ее от погрязания в грехе, который пока только снаружи окружал ее. Она вся преображается, когда читает Библию, вкладывает в это чтение всю душу. Соня уверена, что сможет дать почувствовать Раскольникову благодать, которая исходит от нее.

Но герой не слушает, а только все больше уверяется, что Мармеладова сошла с ума.
Этот эпизод показывает читателю двух бесконечно несчастных людей, они так похожи в своем горе: “Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”. Но как они на самом деле различны! Соня – чистое, светлое создание, готовое отдать последнюю рубашку ради своей семьи.

Раскольников – злой, презрительный, высокомерный, бросающий свою мать и сестру, тем повергая их в неизбывное горе, хотя и считая, что спасает их от мучений.
Соня – христианское смирение. Раскольников – жестокий протест. Чему могут они друг друга научить, что дать?

Они и сами не знают. Кажется, они только мучают себя, когда вместе. Но самое главное чувство, которое единит и сближает героев, – жалость друг к другу. В этом сострадании и кроется та притягательная сила, которая влечет Раскольникова к Соне.

Таким путем они пытаются найти выход, и самое главное – найдут.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *