Что необходимо выполнить перед изготовлением изделия в процессе выполнения изделия
Методический материал «Этапы выполнения проекта»
МБОУ «Пермяковская сош»
Итоговая работа на тему: « Этапы выполнения проекта и их характеристика »
Учебная проектная деятельность…………………………………………4
Последовательность выполнения учебного проекта……………………5
Описание этапов выполнения проекта…………………………………..7
Примерная схема выполнения творческого проекта
(по изготовлению швейного изделия)……………………….……………10
Примерный дневник выполнения проектной деятельности…………11-16
Проект по технологии — это самостоятельная итоговая работа. Качество ее выполнения зависит от того, насколько прочны ваши знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях. Это своего рода контрольная работа за определенный период учебы или результат изучения крупной темы. Проект может состоять из отдельных частей, например эскизов, рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия или разработки технологического процесса. Он может содержать результаты испытаний, экономические расчеты и т. д. Варианты проектов могут быть самыми различными. Творческим проектом может быть и услуга по организации (разработка сценария, технология проведения) какого-либо праздника или мероприятия. Не обязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, выполнялся самостоятельно. Проект может быть выполнен совместно с несколькими одноклассниками, при этом работа каждого должна быть четко оговорена. Творческий проект должен предусматривать создание нового, эффективного, конкурентоспособного изделия (или услуги), отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя (если проект выполнен с учетом реализации полученного изделия путем продажи).
2.Учебная проектная деятельность
Для того, чтобы выполнить учебный проект или изготовить любое изделие, необходимо выполнить определенные умственные и практические действия. Порядок выполнения этих действий представлен ниже:
Выдвижение проблемы (выбор темы проекта), ее обсуждение и анализ.
Рассмотрение требований, ограничений, условий, необходимых для выполнения проекта.
Сбор информации по учебному проекту, подбор специальной литературы.
Идеи, варианты выполнения проекта.
Выбор оптимальной идеи, ее развитие.
Проверка и оценка результатов.
При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить 4 основных этапов, которые представлены в таблице.
3. Последовательность выполнения учебного проекта
4.Описание этапов выполнения проекта
Поисковый или еще его называют подготовительный этап.
Он включает в себя выбор темы проекта и ее обоснование, выбор и анализ конструкции изделия (услуги) и разработку технологии его изготовления (выполнения). При выборе темы проекта надо обязательно изучить потребность в изделии, оценить возможность его изготовления: наличие необходимых материалов, инструмента и оборудования, соответствие предстоящей работы вашим технологическим возможностям и экономичность изделия. После окончательного выбора темы проекта следует ее обоснование — письменное изложение в виде небольшого сочинения причин, на основании которых была выбрана данная тема. Следующим шагом является выбор и анализ конструкции изделия.
Конструкцию изделия можно выбирать по следующим критериям: оригинальность, доступность, эстетичность, безопасность. Здесь можно использовать конструкции изделий, увиденных в книгах и журналах, вносить и изменять в них какие-либо конструктивные элементы, конструировать по собственному замыслу. Разрабатываются несколько вариантов возможных конструкций изделия, и выбирается лучший из них на основании сравнения их достоинств и недостатков.
Заканчивается подготовительный этап разработкой технологии изготовления изделия — составлением технологического процесса или технологической карты. Здесь описывается весь процесс обработки и сборки изделия, указываются применяемые материалы, для каждой операции перечисляются необходимые инструменты и оборудование. Все чертежи деталей изделия и технологические карты называются технической документацией.
На этом этапе выполняются операции, предусмотренные технологическим процессом. При изготовлении изделия следует строго соблюдать последовательность операций, указанных в технологической карте или технологическом процессе, безукоризненно придерживаться правил безопасной работы.
Здесь осуществляется окончательный контроль, выполняется рекламный проспект, определяются затраты на изготовление изделия, предлагаются возможные пути его реализации. Рекламный проспект изделия включает в себя товарный знак производителя, наименование изделия и его назначение, несколько рекламных фраз. Товарный знак может представлять собой эмблему, состоящую из букв (например, начальных букв фамилии и имени исполнителя проекта), слов, рисунков или их комбинаций. Рекламные фразы должны привлекать внимание и пояснять основное назначение изделия. Для определения затрат на изготовление изделия необходимо рассчитать стоимость материалов для изготовления изделия. Защита проекта проводится в виде доклада перед всеми учащимися класса. К защите должны быть представлены: изделие, обоснование проекта, техническая документация, рекламный проспект проекта и экономический расчет,
В процессе выполнения проекта удобно применять компьютерную технику. С помощью компьютера вы подготовите обоснование проекта, выполните рекламный проспект изделия, выполните необходимые расчеты в процессе выполнения проекта, посчитаете стоимость материалов, необходимых для выполнения вашего проекта.
Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта
Разделы: Технология
Цель: ознакомить учащихся с последовательностью выполнения основных этапов творческого проекта – от замысла до реализации.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: технология.
I. Изучение иатериала
– Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем разобраться – что же такое творческий проект и как его лучше выполнять. Я вам расскажу и покажу, как оформить творческую работу на примере проекта, выполненного нашей ученицей и как оформить презентацию творческого проекта для его защиты.
Что же такое творческий проект?
Творческий проект по технологии – это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения, при минимальном участии учителя. Это твоя творческая итоговая работа. Поэтому в этой работе необходимо показать все свои знания и умения, которые ты получил за год, и при изготовлении изделия нужно стараться использовать больше технологических операций, изученных в учебном году.
Работу над творческим проектом можно разделить на три этапы
а) подготовительный этап
б) технологический этап;
в) заключительный этап.
План выполнения проекта
I. Подготовительный этап
1. Актуальность проблемы
2. Цель проекта
3. Обоснование выбора темы проекта
4. Задачи
5. Требования к изделию
6. Разработка идеи
7. Поиск лучшей идеи
8. Исследование
9. Мой выбор
II. Технологический этап
10. Используемые материалы
11. Инструменты и оборудование для изготовления грелки на чайник
12. Организация рабочего места, правила безопасной работы
13. Технология изготовления грелки на чайник.
14. Снятие мерок
15. Построение чертежа
16. Технологическая карта
17. Экономический расчет
18. Экологичность.
19. Оценка выполненной работы
III. Заключительный этап
20. Выводы
21. Реклама
22. Список литературы
Подготовительный этап
Прежде чем приступить к выполнению проекта, давайте посмотрим вокруг. На первый взгляд может показаться, что все нас устраивает и совсем необязательно что-то менять. Но присмотритесь повнимательнее. Мы привыкли, например, для своих квартир выбирать нейтральные, спокойные обои с однообразным рисунком. Мы боимся использовать в интерьере чересчур яркие оттенки или очень темные стены, думая, что это отрицательно скажется на нашем последующем образе жизни. Давайте с вами попробуем на своей кухне что-то изменить. Хорошая хозяйка знает, что аксессуары нужно подбирать внимательно и с умом. Например, интерьер кухни должен быть рациональным и эстетичным, поэтому так важны стильные аксессуары, которые добавят любой кухне изящества и очарования. Скатерти, салфетки, прихватки, полотенца, подставки под посуду, конфетчицы. Все эти поделки сможет сделать любая хозяйка. Сделайте свою кухню еще уютнее – украсьте ее изделиями ручной работы! Для выбора темы можно воспользоваться также Банком проектов, а может вас вдохновит посещение сайта для любителей мастерить: http://doit-yourself.ru/sections/rukodelie/aksessuaryi-dlya-kuhni.htm
Результатом первого пункта будет написание мини-сочинения на тему: «Обоснование выбора и цели деятельности» или «Потребность в изготовлении изделия».
Пример. Женщине всегда хотелось украсить интерьер каким-то изделием, которое было бы выполнено своими руками. Здесь значительную часть своего времени проводит женщина, и это, наверное, единственное самое излюбленное место, где может вместе собраться вся семья. И как прекрасно собраться всем вместе на кухне за чашечкой чая.
В прохладное время года – это самое теплое, уютное местечко в доме. Здесь всем хочется поделиться проблемами, радостями, успехами уходящего дня и получить новый заряд энергии на завтрашний день. И как теплее и уютнее будет на нашей кухне, где нас встречают вещи, сделанные нашими руками.
Идея украсить кухню каким-то интересным изделием пришла мне в голову после просмотра передачи по телевизору о традициях чаепития на Руси. В ней рассказывалось о грелках на чайник. Идея изготовления такой грелки показалась очень заманчивой.
Сколько культур, столько, наверное, и традиций пить чай. В русской традиции чай должен быть хорошо настоян, для этого используют рукодельную грелку на чайник. Можно сшить очень симпатичную грелку на чайник.
Постановка цели и задачи
Необходимо выявить основные цели и задачи выполнения проекта. Например, разработка и изготовление изделия, или модернизация, ремонт чего-либо в соответствии с определенными условиями, требованиями.
Пример.
Цель проекта: изготовить грелку-сувенир на чайник для семейного чаепития
Задачи:
1. Изучить литературу, выбрать один из способов выполнения грелки на чайник.
2. Составить банк идей, исследовать и выбрать лучший вариант.
3. Подготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место.
4. Изготовить изделие, оформить его.
5. Оценить качество работы.
Требования к изделию
Теперь вы должны определить, какими качествами должно обладать изделие:
Пример. Изделие должно быть: практичным, качественно исполненным, оригинальным, красивым по внешнему виду, компактным, экономичным, подходить к интерьеру комнаты.
Разработка идеи
На этом этапе вы должны разработать несколько вариантов формы и конструкции изделия, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий по критериям. Для начала поищите вокруг уже готовые подобные изделия, посмотрите, как они устроены, из каких материалов изготовлены, какую форму имеют и подумайте, как можно изменить изделие, чтобы оно подходило под ваши критерии. (Приложение 1 стр. 4, схема 1)
Можно попробовать изменить форму или материал различных частей изделия
Поиск лучшей идеи
Теперь необходимо проанализировать идеи и выбрать ту, которая больше подходит по разработанным критериям.
Пример.
1. Грелка в лоскутной технике. Изготавливается из разных по цвету лоскутов ткани хлопчатобумажных и льняных. Цветовая гамма должна быть яркой, сочной, радостной. Можно сочетать набивные и однотонные ткани. Да, это мне по силам, нет проблем в материальном плане, но они мне не очень понравились. (Приложение 2, рис.1, рис. 2)
2. Грелка, связанная крючком или спицами.
Изготавливается из разной по цвету пряжи. Но, к сожалению, я не увлекаюсь вязанием и в моем доме нет большого разнообразия ниток для вязания. (Приложение 2, рис.3, рис. 4)
3. Грелка, выполненная в технике аппликации.
Сделать её можно из разноцветных кусочков любой ткани, сукна, фетра, фланели. Красиво. В этой технике делается отделка деталей зигзагом, а на нашей домашней швейной машине такого приспособления нет. (Приложение 2, рис. 5, рис. 6)
4. Грелка с элементами вышивки.
Изделие можно выполнить в стиле гжельской росписи по фарфору. Очень красиво. Для отделки нужна вышивка, а эту технику вышивания крестом и гладью я изучала на уроках технологии. (Приложение 2, рис.7)
Исследование
В этом разделе вы должны проанализировать или провести исследование правильности выбора своего изделия, Исследование можно оформить в виде таблицы (Приложение 1. Стр. 5).
Пример. И все-таки я засомневалась в выборе грелки и решила расспросить всех членов моей семьи. Проведём исследование в кругу моей семьи.
Подсчитав все плюсы и минусы выбираем вариант изделия и начинаем его детальную проработку.
Технологический этап
В этом пункте необходимо показать всю технологию изготовления изделия.
1. Необходимо продумать форму изделия;
2. Разработать его конструкцию, способы соединения деталей в изделии.
3. Подобрать материалы для изготовления деталей изделия. (Приложение 3)
4. Определить наличие необходимых для выполнения работ инструментов. (Приложение 1 стр.6)
5. Определить рабочие размеры изделия и его деталей. (Приложение 1 стр.7)
6. Разработать или выбрать технологию изготовления деталей и изделия в целом, то есть, какие технологические операции и в какой последовательности нужно выполнять для изготовления изделия. (Приложение 4.)
7. Продумать безопасные способы изготовления изделия.
8. Продумать способы декоративно-художественного оформления изделия.
Все можно представить в виде таблиц и звездочек обдумывания.
Расчет себестоимости изделия
В этом разделе вы должны представить расчет затрат на ваше изделие. Рекомендую вам выбирать наиболее рациональный и экономичный расход материалов. (Приложение 1 стр 9)
Экологичность
Выбирайте для своей работы только экологически чистые материалы, чтобы изготовление и эксплуатация вашего изделия не повлекло за собой изменение в окружающей среде и не принесло вред здоровью.
Заключительный этап
Выводы
В конце проекта вы пишете выводы по работе. Необходимо отразить, что работа выполнена по заявленным требованиям.
Реклама
В этом разделе вы должна дать рекламу своему изделию. Для чего это нужно? Реклама позволяет увеличить интерес к этому предложению. Раньше внимание к товарам привлекали в основном голосом, то сейчас реклама включает в себя множество различных способов донесения необходимой информации до потребителя. Так вот попробуйте разрекламировать свое изделие так, чтобы многие захотели сделать такое же или оттолкнуться от вашей идеи и сделать похожее.
Пример. Как сделать чайную церемонию неповторимой? Заварить вкусный чай. Приготовить вкусный пирог, поставить на стол самый красивый чайный сервиз, постелить скатерть и разложить салфетки? Безусловно, так, но есть одна интересная деталь, которую стоит взять на заметку тем любителям чая, которые с ней еще не знакомы. Это – специальная грелка, которую одевают на заварочный чайник, чтобы, поддержать в нем нужную температуру и заварить по-настоящему вкусный чай. Само чаепитие должно быть неспешным, а значит и чай должен как можно дольше оставаться горячим. И в этом случае грелка – вещь совершенно необходимая.
Изготовление вещей домашнего обихода своими руками является одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощением замыслов в реальность. Очень приятно пить чай, когда на столе находится такая вещь. Прекрасное украшение интерьера современного жилища.
Такую вещь на рынке не купишь!
Используемая литература:
Представьте литературу, которую вы использовали
Пример.
1.“Учимся играть” журнал № 3. Москва. Изд-во Просвещение. 2004г.
2. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани 7-9 кл. Москва. Просвещение. 2000г.
3. Симоненко В.Т. 5, 6, 7 кл. Вентана граф. 2002г.
4. Школа и производство 2003г. № 1. Изд-во Просвещение.
5. Для тех, кто шьет. Е.Н.Юдина и др. Лениздат. 1985г.
6. Семенов В.М. Все о чае и чаепитии: Новейшая чайная энциклопедия
7. Календарь-2008 Русское чаепитие.
8. Интернет: http://doit-yourself.ru/sections/rukodelie/aksessuaryi-dlya-kuhni.htm
II. Практическая работа
Учитель предлагает учащимся выбрать тему творческого проекта.
Окончательный выбор темы остается за учителем с учетом знаний и умений учащихся.
Учащиеся выполняют выбранный творческий проекта (можно предложить выполнение мини-группами.
Консультация учителя по выполнению проекта.
III. Итог урока
Предварительная оценка выполнения практической работы.
В заключение урока:
Красив человек труда – комбайнер, тракторист, летчик за штурвалом своей машины, садовод у любимого дерева.
Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем – счастьем творчества.
IV. Домашнее задание
На следующем уроке мы с вами дадим окончательную оценку вашему изделию, поэтому подготовьтесь к защите вашего творческого проекта.
Этапы выполнения творческого проекта
. Организационно-подготовительный этап
Поисково – исследовательский этап (проектировочный)
1. Выбор и обоснование темы проекта (актуальность, проблема, цель, задачи).
2. Описание внешнего вида.
3. Выбор материалов.
4. Выбор инструментов.
5. Составление технологической последовательности изготовления изделия.
II. Технологический этап (этап реализации проекта)
1. Выполнение изделия (в соответствии с технологической последовательностью).
2. Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.
3. Оформление пояснительной записки.
III. Заключительный этап (презентация и практическое использование изделия)
1. Выполнение самооценки творческого проекта.
2. Экологическая оценка творческого проекта.
3. Экономический расчет изделия.
4. Рекламный проспект изделия.
5. Защита творческого проекта.
Выполнение проекта осуществляется в три этапа:
Поисково – исследовательский этап
Технологический этап
Заключительный этап – защита проекта
К защите творческого проекта учащиеся должны представить:
1. Изделие, в соответствии с темой проекта.
2. Документацию (пояснительную записку в полном объеме, оформленную в соответствии с требованиями).
3. Самооценку проделанной работы.
4. Рекламный проспект изделия.
План выступления
v Выбор и обоснование темы проекта;
v краткая историческая справка;
v название изделия, выбор от трех до пяти вариантов изделия;
v выбор материалов, из которых оно изготавливается;
v выбор оборудования, инструментов, приспособлений, для выполнения проекта;
v техника выполнения изделия;
v самооценка по выполнению работы;
v экологическая оценка изделия;
v себестоимость изделия;
v список литературы;
v рекламный проспект изделия.
Защита проекта
На защите творческого проекта необходимо:
v Представиться, объявить название темы проекта, показать или продемонстрировать выполненное изделие;
v указать актуальность (важность), проблему выбора темы творческого проекта, его цель и задачи;
v рассказать кратко историю появления данного вида изделия или технике его выполнения;
v обосновать выбор модели;
v обосновать выбор материала с учетом его свойств, соответствия его названию, форме модели, цветовой гамме, технике его выполнения или с учетом индивидуальных особенностей личности (цвет волос, глаз, лица, телосложения и т.д.);
v назвать оборудование и средства, используемые при изготовлении проекта;
v указать на положительные и отрицательные стороны изделия (выявить недостатки и достоинства выполненной модели, которые могли присутствовать при выборе: оборудования, материалов, отделки, конструирования, моделирования, способах обработки изделия и т.д.);
v указать, что можно изменить из вышеперечисленного в случае повторного выполнения проекта, с целью улучшения функциональных возможностей и эстетического восприятия;
v рассказать о новых знаниях, умениях, полученных при выполнении проекта, об использовании прогрессивных (передовых) методов обработки изделия, если они имели место;
v рассказать об экологической оценке;
v объявить себестоимость изделия и сделать вывод о целесообразности его выполнения и правильного выбора;
v самостоятельно объективно оценить выполненную проектную работу, ответить на вопросы, выслушать мнения аудитории.
«ЗВЕЗДОЧКА ОБДУМЫВАНИЯ» В ПРОЕКТИРОВАНИИ
Работа над проектом включает в себя решение ряда вопросов, причем сначала это делается мысленно, а потом практически – в материале. На этапе представлений можно воспользоваться специальным приемом, называемым «звездочкой обдумывания». В центре чистого листа бумаги записывается подлежащий решению основной вопрос. Затем вокруг него указываются возможные решения других вопросов, без которых невозможно выполнение главного.
В выполнении творческого проекта первым и главным решением является определение того, что предполагается изготовить, т.е. название изделия (идея). Оно записывается в центре листа, рядом указываются расходящиеся лучи, около которых указываются:
1. Какие материалы понадобятся при выполнении работы.
2. Какие необходимые инструменты и оборудование.
3. Какова форма и размеры изделия.
4. В каком стиле оно изготовлено.
5. Будет ли оформление изделия сочетаться с окружением из других предметов.
6. Основные этапы конструирования изделия.
7. Основные этапы технологии его изготовления.
8. Основные затраты на изготовление изделия.
9. Экологическая оценка.
По форме эта «звездочка обдумывания» выглядит следующим образом
Такая запись решения взаимосвязанных вопросов позволяет хорошо их обдумать, т.к. все они сразу находятся перед глазами. Этот прием может быть применен и для решения отдельных частных вопросов. Например, возникает сложный вопрос с выбором материала изделия. Тогда он и становится центром звездочки, в расходящихся лучах которой указываются различные возможные для применения конструкционные материалы и их свойства. Рассматривая их поочередно и сравнивая с требованиями к материалу конструкции данного изделия, можно подобрать более подходящий материал.
Технология –от греческого слова texnos – искусство, мастерство, и logos – слово, понятие изучение – совокупность процессов, правил, навыков, что используются при изготовлении определенного вида продукции в любом виде (отрасли) промышленности.
На уроках технологии знакомятся с принципами изготовления различных изделий. И перед тем как начать выполнять ту или иную работу, мы разбиваем её на составные части и последовательность их выполнения.
Программой по технологии предусмотрено ознакомление с разными видамитехнологической документации(то есть той документации, в которой указывается последовательность выполнения действий по изготовлению изделия, инструмент, время, оборудование и др.)
Технологическая документация –это графические и текстовые документы, которые определяют технологические процессы изготовления продукции.
К техническим документам относят:
Операционные чертежии другие документы, которые используются в промышленности; конструкторская документация; ведомости заказов; нормы расхода материалов, полуфабрикатов, инструментов, приспособлений и др.
Технологический процесс –последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций), при условии, что каждая основана на каком-нибудь природном процессе и человеческой деятельности.
Технологическая карта –форма технологической документации, в которой воспроизведено процесс обработки изделия, указанные операции и их составные части, материалы, что используются; производственное оборудование, и технологические режимы; необходимое для изготовления изделия время; квалификация работников.
Операционная карта –форма технической документации, что используется при распределении работы. Это часть технологической карты, рассчитано на одно рабочее место и отвечает таким требованиям:
Инструкционная карта –это форма технологической документации, что отображает только последовательность выполнения действий согласно технологического процесса и разрешает объединение нескольких операций.
Рекламный проспект изделия
Реклама– это информация, которую предлагает фирма или предприятие для покупателей, потребителей её товаров и услуг об их качестве, достоинствах, преимуществе, а также о деятельности самой фирмы или предприятия.
Цель рекламызаключается в привлечении внимания потребителей к товаром или услугам и повышении спроса на них.
Реклама должна отвечать следующим требованиям:
— не вызывать у людей отрицательных эмоций;
— сообщить потребителю то, что он желает услышать или увидеть;
— вызывать интерес у покупателя.
Рекламный проспект изделия – это необходимая часть проекта. От его исполнения зависит, сможет ли изготовитель продавать продукцию или нет. Реклама – это «двигатель» торговли.
Рекламный проспект изделия может включать в себя:
1. Товарный знак фирмы (производителя).
2. Наименование изделия, его назначение.
3. Несколько рекламных фраз.
Товарный знак (товарная марка, или лейбл) чаще всего представляет собой эмблему, состоящую из букв, слов или рисунков. Иногда бывает комбинация этих знаков. Буквы могут быть начальными буквами фамилии или имени. Рисунок может определять характер деятельности фирмы, а слово – наименование продукции. Чаще всего рисунки всего бывают простыми, геометрическими, ничего не значащими фигурами, но по ним всегда можно узнать фирму – производителя товара.
Описание названия изделия, его назначения, области применения должны быть краткими и содержать только необходимую информацию, примерно 20 – 50 слов.
Рекламные фразы должны привлекать внимание и содержать основное назначение изделия. Рекламный проспект должен быть красочным, интересным и хорошо смотреться.