Что необходимо всем живым организмам
Продукты жизнедеятельности. Какие вещества необходимы для жизнедеятельности организма? Биология
Нормальная жизнедеятельность организма возможна только при условии непрерывного поступления в него питательных веществ и удаления конечных продуктов превращения. Из нашей статьи вы узнаете, как происходят обменные процессы у особей разных видов.
Что такое обмен веществ
Еще из учебника по биологии каждый помнит, что процесс метаболизма состоит из двух взаимосвязанных частей. Это диссимиляция и ассимиляция. В первом случае происходит расщепление сложных органических веществ. Именно они являются источником энергии в организме. Так, при окислении 1 грамма белка и углевода высвобождается 17,2 кДж. При расщеплении того же количества жира энергии выделяется в 2 раза больше.
Вам будет интересно: Имена существительные 3 склонения. Окончания имен существительных 3 склонения
Какие вещества необходимы для жизнедеятельности организма
Нормальная жизнедеятельность любой особи возможна при условии постоянного поступления пищи. Кроме органических веществ, организму необходимы и минеральные. Прежде всего это вода, которая является растворителем большинства химических соединений и основой для протекания обменных процессов.
Вам будет интересно: Течь — это глагол и существительное: толкование слова
Продукты жизнедеятельности: биология
В любом живом организме в результате метаболизма образуются органические вещества, которые называются экскрементами. Их большая часть удаляется во внешнюю среду с помощью специализированных органов. Этот процесс направлен на поддержание постоянства внутренней среды. В учебниках по биологии этот процесс называют гомеостазом.
Всем известны и полезные продукты жизнедеятельности пчел: мед, воск, прополис, перга, маточное молочко. Эти вещества обладают противомикробным, иммуностимулирующим и антиаллергенными свойствами.
Система выведения продуктов обмена
Структура выделительной системы организма зависит от уровня его организации, способа питания и особенностей среды обитания. У одноклеточных, губок и кишечнополостных продукты обмена удаляются через мембрану путем диффузии. Но для этого есть особые структуры. У простейших непереваренные остатки пищи выводятся наружу в любом месте клетки или через специальные образования в ее мембране. К примеру, инфузория имеет порошицу. Избыток воды и солей удаляется через сократительные вакуоли. Их действие регулирует и уровень внутриклеточного давления.
У беспозвоночных органами выделения являются специализированные трубочки или канальца, которые открываются наружу порами. Это могут быть нефридии, мальпигиевы сосуды или зеленые железы.
Из тела человека продукты жизнедеятельности выводятся наружу органами пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной систем, а также через кожу. Каждый из них имеет свою специализацию, но только их совместная работа способна обеспечить эффективность обменных процессов. При этом нарушение одного органа влечет за собой изменение в механизме действия другого. К примеру, при повышенном потоотделении образуется меньше мочи.
Не все продукты жизнедеятельности удаляются из организма. Некоторые из них необходимы для нормального функционирования клеток. А вот от излишков таких веществ организм обязательно должен избавиться.
Начнем с воды. 20 % этой жидкости испаряется через кожу вместе с потом, 15 % выдыхается через легкие. Вода также содержится в каловых массах и удаляется из организма посредством кишечника.
Кожа выполняет целый ряд важных функций: выделительную, обменную, терморегуляционную. Через потовые железы выводится не только вода, но также излишек солей и мочевины. При этом в окружающую среду выделяется тепло. Особенно интенсивно это происходит при физической нагрузке или высокой температуре воздуха.
Углекислый газ
Мочевина
Через почки выводится еще один продукт жизнедеятельности. Это диамид угольной кислоты, или мочевина. Небольшое ее количество удаляется с потом. Это вещество в основном образуется в результате окисления аминокислот. В организме мочевина синтезируется из аммиака. Для организма он является токсином.
Первоначально мочевина образуется в печени. Затем током крови она переносится в почки, откуда выводится наружу. Нарушение этого процесса может привести к отложению солей в суставах и почках.
Соли тяжелых металлов
Вещества, которые относятся к данной группе продуктов жизнедеятельности, выводятся через печень и кишечник. Примерами тяжелых металлов являются мышьяк, хром, ртуть, кадмий, медь, свинец, алюминий, никель.
Источники их поступления в организм разнообразны. Это вдыхаемый воздух, табачный дым, систематическая работа с лакокрасочными материалами, вода, медикаменты. В норме тяжелые металлы не нарушают обмена веществ. Опасность заключается в том, что они могут накапливаться в тканях, вызывая нарушение всех систем органов.
Итак, необходимым условием функционирования организма является сохранение постоянства его внутренней среды. Поэтому деятельность физиологических систем постоянно регулируется нервной системой и гуморальными факторами. Их слаженная работа обусловливает равновесие обменных процессов.
Живые организмы
В предыдущей статье мы рассказывали, что биология — это наука о живых существах, или живых организмах. Казалось бы, все просто. Но что такое живое существо? Что такое жизнь? Что значит быть живым?
С полной уверенностью можно сказать, что ты, твои родители, сестры, братья, друзья, одноклассники, соседи по дому, домашние питомцы относятся к живым существам. А вот капли дождя, падающие на землю, телефон, стол, стул, компьютер, велосипед и масса других предметов являются неживыми. По каким критериям мы понимаем, что перед нами — живой организм? Конечно, если привести список, в котором перечислены как живые существа, так и неживые предметы, ты вряд ли ошибешься — правильно укажешь, что из этого живое, а что — нет. А по каким признакам биологи отличают живые организмы? Давай разбираться.
Признаки живых организмов
В составе живых существ — клетки
Все живые существа содержат одну или иного клеток, при этом многоклеточные организмы отличаются сложным и упорядоченным строением.
Клетки можно сравнить с кирпичами. Внимательно присмотрись к кирпичной кладке. Если ты находишься далеко от здания, то перед тобой будет ровная поверхность, но подойдя ближе, ты увидишь, что стена выложена из огромного количества кирпичей, причем лежат они в определенном порядке. Такое же упорядоченное строение характерно и для живого организма.
Движение
Все живые существа шевелятся или движутся. Это действительно так.
Попробуй проанализировать свои действия за последние полчаса. Возможно, ты только что проснулся, умылся, позавтракал и собираешься на улицу?
Активное движение свойственно и животным. А что происходит с растениями? Они тоже двигаются. Конечно, не так быстро, как животные, но, тем не менее, движение большинства из них заметно. Многие растения направляют свои цветки к солнцу, открывают и закрывают соцветия, а некоторые хищные даже умудряются ловить насекомых!
Получение энергии
Все живые существа получают энергию из окружающей среды и используют ее для поддержания своих жизненных функций, роста и размножения.
Рост и развитие
Все живые организмы растут и развиваются. Жизнь каждого из них начинается по-разному но, пройдя определенные этапы развития, у большинства видов малыш в конце концов превращается во взрослое существо.
Так, например, лягушка должна пройти стадию головастика, бабочка начинается с гусеницы, а процесс развития детенышей кенгуру просто уникален! Малыши рождаются на стадии эмбриона и сами заползают в сумку матери, где продолжают свое развитие. Растения тоже проходят определенные жизненные циклы.
Реакция на раздражители
Одна из важных отличительных черт живых организмов заключается в том, что они реагируют на изменения окружающей среды и внешние раздражители.
Например, если ты дотронешься до любого животного (кошки, собаки, хомячка и т.д.), то оно обязательно каким-то образом отреагирует на твое прикосновение (убежит, свернется в клубок, повернет к тебе голову). А если ты коснешься любого неживого предмета, то вряд ли тебе стоит ожидать какой-либо ответной реакции. В лучшем случае ты просто сдвинешь предмет с места, если он не очень тяжелый.
Размножение
Очень важной характеристикой живых существ является способность размножаться, т.е. оставлять после себя потомство. Этот процесс называется репродукцией.
Твои родители создали тебя, у кошек появляются котята, у собак — щенята. Так происходит со всеми представителями живого мира. Более того, посредством репродукции живые организмы передают свои качества новым поколениям.
Смерть
Все организмы не вечны, они умирают. Это одна из уникальных особенностей живых существ. Все живое когда-нибудь умрет. Период времени, в течение которого организмы функционируют и размножаются, называется продолжительностью жизни, и у всех она разная.
Жизнь некоторых организмов ограничивается всего лишь днями или даже часами.
Например, существуют бактерии и насекомые, которым достаточно нескольких часов, чтобы появиться на свет, повзрослеть, оставить потомство и умереть. Средняя продолжительность жизни человека составляет 65—70 лет.
А среди представителей растительного мира есть и настоящие долгожители, среди которых секвойи и баобабы. Возраст этих растений может достигать 5000 лет!
Что необходимо для поддержания жизни?
Что нам нужно для комфортной жизни? Возможно, первыми в списке будут еда, вода, дом, одежда.
Среди других потребностей могут быть общение, образование, занятия спортом и т.д. Если у тебя есть домашние животные, то ты знаешь, что для комфортного проживания им тоже нужны еда, вода, дом, твое внимание, игры, прогулки, иногда даже и одежда.
У всех живых существ есть определенные потребности, и у каждого они разные. Рыбам нужна вода, птицам — веточки, чтобы свить гнездо, растениям — свет и вода. Но базовые потребности любых живых организмов одинаковые. Нам всем нужны пища, вода, кислород, жизненное пространство и возможность поддерживать оптимальное состояние, которое называется гомеостаз.
Все живые организмы нуждаются в питании. Те, которые могут сами создавать питательные вещества, как, например, растения, называются продуцентами. Те, которые только потребляют пищу, так и называются — потребители, при этом они могут питаться продуцентами. Типичные потребители — животные в том числе и люди.
Энергия
Для поддержания жизненных функций всем существам нужна энергия. Это один из тех ресурсов, которые позволяют им выживать.
Каким образом энергия используется? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В природе огромное количество живых организмов, и каждый из них по-своему применяет энергию. Например, гепардам она нужна для погони за добычей, а некоторые виды червей используют энергию для прокачивания воды через собственное тело.
Солнечный свет
Основным источником энергии для большинства живых организмов является Солнце. Оно согревает Землю и создает благоприятные условия для существования всего живого. Для растений и других организмов, живущих за счет фотосинтеза, солнечный свет — жизненно необходимое условие существования.
Для человека солнечная энергия также очень важна. При ясной и солнечной погоде в нашем организме вырабатываются гормоны радости и удовольствия (эндорфины). Более того, солнечный свет — это еще и отличный источник витамина D для человека.
Питание
Для роста, развития и восстановления всем живым существам нужно питание, причем у каждого организма свой путь получения питательных веществ. Например, к животным питательные элементы поступают из пищи, которую они потребляют.
Питание — одно из условий для создания новых клеток, восстановления роста и пополнения сил живого организма.
Как долго человек сможет обходиться без воды? Уже через несколько часов его будет одолевать жажда. Несколько дней без воды приведут организм в критическое состояние, а ее отсутствие в течение недели может стать причиной смерти.
Почему жизнь без воды невозможна? Большинство живых существ состоит из воды. Например, ее доля в твоем организме составляет 66%. Вода необходима для протекания большинства химических реакций, происходящих в клетках. Она также помогает доставлять питательные вещества и выводить шлаки. Вода охлаждает твое тело, помогает сохранить его чистоту. Водные процедуры — обязательное условие сохранения здоровья человека.
Кислород
В воздухе нуждается большинство живых организмов (в том числе и растения), хотя есть и такие, которые не переносят кислород. Преобладающее количество организмов использует его во многих жизненно необходимых химических реакциях. По мнению ученых, кислород в земной атмосфере появился в результате деятельности древних простейших форм жизни.
Живые существа получают кислород из окружающей среды различными способами. Большинство наземных животных берет его непосредственно из воздуха, в то время как представители водного мира получают кислород, растворенный в воде. На самом деле не важно, каким образом это вещество попадает в живые организмы.
Жизненное пространство
Ты уже знаешь, что живые существа нуждаются в питании, воде, кислороде и энергии, и все это они получают из окружающей среды. Иногда количество ресурсов, необходимых для поддержания жизнедеятельности, бывает ограниченным. Не всегда доступна вода, порой сложно добыть пищу. Именно поэтому живые организмы нуждаются в определенном жизненном пространстве.
Например, растениям и грибам необходимо место для роста и развития, а животные испытывают потребность также в территории, где они могут найти себе пищу. Каждому виду нужна своя среда обитания которая отвечает его потребностям.
Известно, что животные очень ревностно защищают свою территорию. Ты наверняка сталкивался с ситуацией, когда приходил в дом друзей и их собака начинала на тебя рычать, даже несмотря на то, что видела тебя не в первый раз и всегда довольно дружелюбно относилась к тебе на улице. Почему так происходит? Ответ прост: у собаки срабатывает естественный инстинкт защиты своей территории. В данном случае она защищает дом, в который пришел чужой человек — ты!
Точно так же ведут себя и представители дикой природы. Так, например, все животные, живущие в стае, прогоняют чужаков из враждебных стай. Птицы отпугивают представителей других видов, давая понять, что они не рады случайным гостям. А смысл всех этих действий заключается в обеспечении безопасности собственного вида и создании условий для нормальной жизнедеятельности.
Экстремофилы
Экстремофилы — так называются существа, способные жить и размножаться в экстремальных условиях: при чрезвычайно высоких либо низких температурах или давлении, отсутствии света и т.д. Такие организмы не зависят от солнечной энергии, дышат газами и питаются неорганическими веществами, которые совершенно не пригодны для человека.
Классификация живых организмов
На Земле насчитывается более 10 млн видов различных организмов. Для того чтобы изучить и описать их развитие, поведение и образ жизни, ученые решили разделить всех живых существ на группы, т.е. сгруппировать их по сходным и родственным признакам Такое деление называется классификацией.
Существуют различные системы классификации живых организмов. Однако наиболее приемлемым и удобным считается деление живого мира на пять больших групп, которые называются царствами (животные, растения, грибы, бактерии и вирусы).
При этом в каждом царстве все живые существа включены в довольно сложную иерархическую структуру, в которой выделяют определенные ранги: типы, классы, порядки, семейства, роды и виды.
По мере изучения живых организмов было предложено много разных классификаций. Так, например, 2500 лет назад Аристотель предложил разделить всех животных на два типа: с кровью и без крови. Позже животных с кровью он поделил на три группы по способу их передвижения: умеющих плавать, ходить и летать. Такая классификация была актуальной до XVIII в., затем она была усовершенствована шведским врачом и натуралистом Карлом Линнеем. Согласно Линнею, основным критерием классификации растений были количество, величина и расположение пестиков и тычинок цветка, а мир животных он разделил на шесть классов по их совершенно очевидным признакам: млекопитающие, птицы, рыбы, гады, насекомые и черви. Систематик или таксономист — так называется ученый, который занимается классификацией живых организмов.
Царство животных
Животные — самое многочисленное царство. Среди его представителей находятся как самые маленькие одноклеточные организмы (инфузории-туфельки и амебы), так и гигантские млекопитающие (слоны, киты и пр.). Сюда отнесены все живые существа, у которых есть следующие признаки: особое строение клеток, способность к активному самостоятельному передвижению, питанию, дыханию, росту, развитию и размножению.
Несмотря на то, что человек также является представителем царства животных, он часто рассматривается отдельно от них.
Животные бывают одноклеточными и многоклеточными, при этом многоклеточные отличаются более крупными размерами.
По признаку наличия или отсутствия скелета все животные делятся на две группы: позвоночные и беспозвоночные. Более того, у многоклеточных животных симметричное строение тела, которое помогает им активно двигаться, сохранять равновесие и поворачиваться как вправо, так и влево. Животные бывают теплокровными и холоднокровными. У теплокровных животных температура тела постоянна и не зависит от окружающей среды, а у холоднокровных такая зависимость есть.
Окружающий мир « Что необходимо живым существам» 1 класс
Тема урока: « Что необходимо живым существам»
Тип урока: Обобщение
Цели урока: обобщить и расширить представления учащихся об условиях, необходимых для существования живых организмов: свет, тепло, воздух, вода, пища.
Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, проблемного диалога, оценивания знаний.
Планируемый результат : назвать условия, необходимые живым существам. Сравнивать требования, которые предъявляют к условиям обитания различные организмы.
Прочитайте пословицу, которую принесла Сова
« Наука даром не дается – наука трудом берется» (дети высказывают свое мнение)
Для успешной работы, что надо? (детские высказывания)
Что изображено? (Времена года)
Какая ошибка? (Нарушен порядок) Как её исправить?
Отчего зависит изменение времени года?
(слайд №2) (приготовить карточки)
Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая)
А еще есть предметы такие, как стол, книга. Куда мы их отнесем? ( к группе сделанное человеком)
С помощью карточек разложите предметы в таблице по группам.
(слайд №3) Уточните, как определить живую природу. (Дети называют признаки живой природы) Теперь поработаем с интерактивной доской. Соотнесем картинки с записью
Все живые существа должны жить в особых условиях и получать необходимое.
Что мы должны узнать на уроке?( Все что необходимо для живых существ )
Разделимся на группы
Вспомним, как можно узнать что-то новое. Помощь на странице учебника 28 (книги, телевизор, интернет, общение со взрослыми и друзьями, личные наблюдения)
У вас на партах лист для самооценки.
Посмотрите на учительский стол, вы видите два предмета – цветок и собака. Проведем наблюдения, эксперименты и сделаем выводы
Подумайте, что нужно делать регулярно, чтобы цветок не засох? (поливать)
А собаке нужна вода? Да
Вывод: Для живых существ нужна вода
Что будет если собачку и цветок упакую в целлофановый пакет и плотно завяжу? ( цветок и собака задохнутся)
Вывод: Для живых существ нужен воздух
А если цветок и собаку убрать и долго держать в темном месте? (собака может ослепнуть, а цветок завянет)
Вывод: Для живых существ нужен свет
Какое сейчас время года? Зима. А если я возьму и выставлю на улицу цветок или долго буду держать там маленькую собачку, что с ними будет? Цветок завянет, а собака заболеет и даже умрет.
Вывод: Для живых существ нужно тепло
Мы долго говорили, что необходимо живым существам. Как вы думаете, о чем еще не сказали? О пище
Вывод: Для живых существ нужно питание
Поведем итоги. Тема нашего урока: Что нужно живым существам.
Составим таблицу без чего все живое не сможет?
Дети по одному выходят к доске и составляют таблицу, что нужно для жизни живых существ (свет, воздух, вода, пища, тепло). Класс контролирует процесс.
Теперь проверим как каждый понял тему. Играем в игру «крестики – нолики»
Если отвечаете да на поле ставите крестик, если нет пишите нолик.
1.Птицы любят кушать суп? Нет 0
2Медведь любит мед? Да Х
3.Летучая мышь летает днем? Нет 0
4.белый медведь живет в Африке? Нет 0
5.Рыбы живут в воде? Да Х
6. Можно посадить цветы в снег? Нет 0
7. Сова дневная птица? Нет 0
8. Человек может помогать птицам зимой? Да Х
9. Понравился вам урок?
Поставить на листочке себе оценку.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-067076
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.