Что необходимо вам чтобы изучаемый материал остался надолго в памяти

Как навсегда сохранить все выученное в памяти

Что необходимо вам чтобы изучаемый материал остался надолго в памяти

Содержание

Мозг человека на протяжении всей жизни создаёт всё новые и новые нейронные связи, которые необходимы человеку в жизненно важных процессах:

При разрушении этих связей некоторые области головного мозга перестают взаимодействовать между собой. Это приводит к тому, что человеку становится труднее запоминать новую информацию.

В этой статье вы узнаете, как правильно подходить к изучению того или иного материала, чтобы навсегда сохранить всё выученное в памяти.

Как формируются нейронные связи

Мы рождаемся со множеством нейронов, но с небольшим количеством контактов между ними. Нейронные связи образуются по мере взаимодействия с окружающим миром, делая нас такими, какие мы есть.

Порой возникает желание или необходимость модифицировать уже сформировавшиеся связи. Кажется, что раз когда-то в детстве они образовались без особых усилий, то и сейчас это будет проще простого. Но если взрослый человек не будет постоянно работать над их созданием, то воспринимать и запоминать новые данные будет сложнее. Новые нервные цепочки не такие прочные, как старые, и разрушаются они быстрее.

Что необходимо вам чтобы изучаемый материал остался надолго в памяти
Источник: giphy.com

Запомнить всё: общие рекомендации

Если вы сталкиваетесь с большим потоком информации на учёбе или в работе и вам нужно постоянно держать данные в голове, есть способы добавить мозгу несколько гигабайтов памяти.

Поймите значения

Согласно «кривой забывания», составленной немецким психологом Германом Эббингаузом, срок хранения новой информации в мозге человека при механическом заучивании и без понимания не так высок. Через час можно вспомнить лишь 60% изученного, через 10 часов — 35%, а спустя неделю — не более 20%.

Осмысленная же информация загружается в долгосрочную память и, следовательно, хранится намного дольше, особенно если периодически правильно её повторять.

Повторяйте правильно

Есть универсальный алгоритм повторения информации, состоящий из 3 этапов:

Подробный алгоритм правильного повторения информации вы узнаете из этого видео.

Алгоритм «Воронка»

Когда вы повторяете информацию, разделите её на 2 типа:

По такому принципу удобно запоминать иностранные слова. Если вы используете карточки (подробный алгоритм описан в статье), при втором повторении разделите их на 2 стопки: те слова, которые вспомнились моментально, и те, что вспомнились чуть медленнее или не вспомнились вообще. С каждой группой нужно работать отдельно, чаще повторяя именно «сложные» карточки.

«Воронка» позволяет повторять легче и эффективнее, поэтому с большим объёмом информации рекомендуем поступать таким образом.

Интервальное повторение

При обычных интервальных повторениях мы вспоминаем материал по одному разу через конкретные промежутки времени. Но эти промежутки подходят далеко не всем — у каждого человека свои особенности памяти.

Представьте, что вам надо вскипятить воду. Вряд ли вы будете включать и выключать газ через определённые промежутки времени: через 2 минуты, потом через 10, потом через 15. Лучше вскипятить воду сразу и поддерживать температуру.

С нейронными связями ситуация аналогичная — интервалы лишь мешают им быстрее закрепиться. Когда нейронные связи прочные, информация забывается медленнее и быстрее воспроизводится в памяти. Почему мы помним известную строчку «Мороз и солнце, день чудесный!»? Всё это работа крепких нейронных связей.

Что необходимо вам чтобы изучаемый материал остался надолго в памяти
Источник: giphy.com

Поэтому повторять следует до тех пор, пока скорость воспроизведения материала не перестанет расти, то есть темп последних 4–5 повторений будет примерно одинаковым. Промежутки между предыдущим и последующим повторениями нужно постепенно увеличивать, а скорость воспроизведения всегда доводить до максимума. Через некоторое время вы будете всё быстрее и быстрее вспоминать изученное.

Важно: при каждом новом цикле повторений следите за тем, чтобы скорость воспроизведения не падала.

Настройтесь на позитив

Как ни странно, наш настрой и мысли напрямую влияют на процесс. Если изначально вы будете постоянно говорить себе: «У меня никогда не получится выучить это» или «Я не справлюсь с этим никогда», то вряд ли вы достигнете цели. Старайтесь использовать лишь позитивные утверждения, чтобы программировать свой мозг на работу и отличный результат.

Скажите себе: «Я всё вспомню!», «У меня хорошая память, и я с лёгкостью перескажу этот сложный параграф». Дайте себе понять, что так или иначе у вас всё получится.

Техники запоминания

Кроме общих рекомендаций существуют специальные техники запоминания, благодаря которым можно загрузить в долгосрочную память даже самые сложные термины и формулировки.

Мнемотехника — это совокупность приёмов, которые облегчают запоминание любой информации. Всё, что представлено визуально, задействует огромное количество нейронов и создаёт крепкие долгоживущие нейронные связи. Подробнее о том, как это работает, смотрите в этом видео.

Майнд-карты

Майнд-карта — это своеобразная схема, на которой информация закодирована в виде символов. Этот универсальный инструмент помогает оптимально структурировать данные и максимально быстро загрузить их в память. Чтобы создать майнд-карту, следует придерживаться следующего алгоритма.

Вам понадобится горизонтально расположенный лист бумаги формата А4 и цветные карандаши или ручки. Важно: цветов должно быть как минимум четыре, чтобы вы смогли выделять ключевые моменты разными цветами. Яркое изображение активизирует работу правого полушария мозга, которое отвечает за творчество, тем самым способствуя генерации идей. Рисуйте от руки — так информация запомнится лучше.

2. Выделите главную мысль и ключевые моменты

Нарисуйте подходящий символ или напишите главную мысль в центре и обведите кругом. Затем определитесь с основными тезисами по этой теме, проведите к ним смысловые ветки от центра и также обведите кругом.

От основных тезисов направьте ветки к подтемам. Важно: сохраняйте пространство между тезисами, располагая их равномерно — это поможет не запутаться и чётко запомнить расположение всех пунктов.

3. Подберите символы

Каждую тему и подтему необходимо закодировать, подобрав подходящие символы. Их следует рисовать с одного и того же места, проводя ветки по часовой стрелке, чтобы точно знать, с какого места читать майнд-карту.

Выбирая символ и рисуя его, мы концентрируем внимание на процессе. Отчасти это и способствует запоминанию информации. Символы должны быть яркими и запоминающимися, чтобы они прочно закрепились у вас в голове.

4. Завершите рисунок

Символы последнего уровня, где заканчивается ваша мысль, кругом обводить уже не надо — на этом этапе будет и так понятно, какой символ к какой ветке относится. Несколько минут уделите на то, чтобы изучить рисунок. Важно, чтобы вы понимали, о чём говорит тот или иной символ.

5. Озвучьте майнд-карту

Проговаривайте вслух: начните с основной темы, двигайтесь по часовой стрелке к подтемам, вспоминая, что вы имели в виду под изображёнными символами.

6. Воспроизведите по памяти

Отложите оригинал майнд-карты и попробуйте нарисовать её на чистом листе бумаги. Восстанавливая рисунок по памяти, можно пользоваться одним цветом, так как в этом случае важна скорость воспроизведения. Если на каком то тезисе вы затормозили — пропустите его.

С помощью майнд-карты легко двигаться от основной мысли к заключительной и запоминать главы книг, дипломов или даже учебники целиком. Подробнее о том, как правильно рисовать майнд-карты, смотрите в этом ролике.

Метод Цицерона

Он подойдёт в случае, когда надо запомнить большой объём информации. Суть метода Цицерона или, как еще его называют, метода лоций, или дворца памяти, в том, чтобы создать непрерывную цепочку из опорных образов, связанных с нужными данными.

Алгоритм по методу Цицерона следующий:

Метод пиктограмм

Пиктограммы отлично подходят для заучивания стихотворений, литературных отрывков или докладов. Метод основывается на том, чтобы запомнить текст в виде небольших рисунков, каждый из которых визуально отражает смысл написанного.

Для примера возьмём отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень». Читаем и рисуем:

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса → осенний моросящий дождь.

Люблю я пышное природы увяданье → завядший цветок.

В багрец и в золото одетые леса → деревья с багряными и золотыми листьями.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье → деревянный домик, ветер.

И мглой волнистою покрыты небеса → серое небо с волнистым рисунком.

И редкий солнца луч, и первые морозы → через серое небо прорывается солнечный луч и снежинки.

И отдалённые седой зимы угрозы → зима в виде бабушки, которая грозит всем кулаком.

Создав такое графическое письмо, положите его перед собой и попробуйте воспроизвести текст. Наверняка вы сможете вспомнить больше, чем при зубрёжке.

Использование рифм

Этим методом можно пользоваться при изучении иностранного и русского языков, а также когда надо запомнить имена, фамилии или географические названия.

Наш мозг запоминает рифмы куда быстрее и прочнее, чем обычные тексты. Именно на этом эффекте и основаны многие рекламные лозунги: «Миринда. Жизнь хороша, когда пьёшь не спеша» или «Свежее дыхание облегчает понимание!».

Ещё в школе на уроках русского языка мы учили глаголы-исключения второго спряжения с помощью стихов:

Гнать, дышать, держать, обидеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
А ещё смотреть, вертеть.

Для изучения английских глаголов также есть целая поэма, написанная педагогом Александром Пыльцыным:

Я кирпичик throw-threw-thrown, (бросать)
Он в окошко fly-flew-flown, (летать)
Меня дядя catch-caught-caught, (ловить)
К папе с мамой bring-brought-brought. (приводить)
До сих пор я удивлен —
Fling-flung-flung откуда он? (выскакивать)

Что необходимо вам чтобы изучаемый материал остался надолго в памяти
Источник: giphy.com

Срифмовать можно практически любой материал для запоминания. Причём большинство информации останется в памяти уже в процессе сочинения.

Сочинение аббревиатур

Закодировать информацию можно не только с помощью образов, но и слов, начинающихся с тех же самых букв, что и нужные данные. Ярким примером является известная фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой зашифрованы цвета радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. С помощью аббревиатур можно закодировать любую последовательность.

Напишите список слов, которые хотите запомнить. Например, названия планет солнечной системы. Выпишите первые буквы названий: М В З М Ю С У Н П.

Теперь включите фантазию и попробуйте придумать какое-то связное предложение, слова которого начинаются с этих букв. Вариантов может быть много. Например: «Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт».

С помощью аббревиатур можно не только запомнить нужный материал, но и развить творческие навыки.

Что необходимо вам чтобы изучаемый материал остался надолго в памяти
Источник: giphy.com

Метод ассоциаций

Существует два вида ассоциаций:

С помощью этого метода можно эффективно запоминать парную информацию, например:

Чтобы создать образ, следуйте алгоритму:

Что необходимо вам чтобы изучаемый материал остался надолго в памяти

Эффект края

Это явление открыл немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз. Суть его в том, что человек быстрее запоминает и точно воспроизводит информацию, расположенную в начале и в конце текста.

Попробуйте пройти наш небольшой тест на внимательность и запоминание. Посмотрите на ряд слов и постарайтесь их запомнить:

Поезд, книга, радиоволны, стройка, ручка, бутылка, радость, журнал, машина, радуга, подушка.

Наверняка, первыми из списка вы вспомнили слова поезд и подушка. А на середине списка, скорее всего, вы затормозили. Как же тогда помогает эффект края в запоминании информации, если мы можем воспроизвести только начало и конец?

Этот принцип предлагает сначала прочесть текст, который вам надо запомнить, а затем выделить самые сложные его части, начав заучивать их в первую либо в последнюю очередь. Не всегда эффект края срабатывает на 100% — всё зависит от изучаемой информации, но в большинстве случаев он и правда работает.

Метод Фейнмана

Физик-теоретик Ричард Фейнман создал специальный алгоритм обучения, который поможет быстрее и тщательнее изучать любую тему. Суть метода в том, чтобы объяснять новый и сложный материал понятным и простым языком, облегчающим запоминание.

Для начала следует тезисно выписать всё, что вы знаете по теме, которую надо выучить. Затем выделите «пробелы» в знаниях и заполните их, выписывая новые данные максимально простым языком, избегая сложных терминов и длинных формулировок. После этого объедините всю информацию в одну простую историю, запишите её на бумаге и перескажите. Важно, чтобы ваш рассказ был понятен даже младшекласснику.

В истории используйте визуализацию и сравнения, сопровождая их рисунками, графиками и понятными схемами — ведь 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Для удобства можно записать себя на диктофон — это поможет вам обнаружить «белые пятна» во время пересказа и поработать над ними снова.

С помощью метода Фейнмана даже самый скучный и неинтересный материал может стать интересной и увлекательной историей, которую легче понять и запомнить.

Метод массированного запоминания

Этот метод подразумевает конспектирование материала, который вы хотите запомнить. Вам необходимо выписывать основные тезисы от руки, используя списки и нумерацию, а также перефразировать сложные формулировки более понятным языком. Если у вас есть возможность выделять главные пункты прямо в учебнике, то используйте для этого цветные маркеры. Такое минимальное конспектирование поможет вам не только углубиться в материал и запомнить его, но и быстро освежить в памяти основные тезисы.

Интерференция

Суть интерференции в том, что схожие воспоминания со временем смешиваются: новые данные накладываются на похожие старые, что усложняет процесс запоминания.

Например, для разблокировки смартфона вы годами используете один и тот же пин-код или графический символ. Со временем он вам надоедает, и вы меняете его. В первое время при каждой разблокировке, ваша память будет выдавать старый вариант пароля, и вы будете прилагать немного усилий, чтобы вспомнить новый код. Спустя несколько дней или недель вы будете вспоминать уже новую комбинацию, тогда как старый постепенно забудете.

Чтобы уменьшить негативное влияние от интерференции, рекомендуется изучать похожую информацию в разные временные промежутки или разбивать материал на блоки. Важно организовать процесс запоминания так, чтобы изучаемые друг за другом части информации были максимально непохожи.

Полезный лайфхак: если надо выучить большой объём информации, полезно не только разделить материал на блоки, но и изучать их в разных помещениях: в разных частях квартиры, на улице, в транспорте. Такая смена обстановки поможет избежать перемешивания информации при запоминании отдельных частей материала.

Попробуйте воспользоваться каждым из вышеперечисленных методов, когда соберётесь изучать какой-то материал. Так вы поймёте, какой из них подходит вам больше всего, и научитесь запоминать любую информацию быстро и надолго.

Источник

Как быстро запомнить большие объёмы информации

Как работает наша память и какие приёмы запоминания самые эффективные.

Что необходимо вам чтобы изучаемый материал остался надолго в памяти

Что необходимо вам чтобы изучаемый материал остался надолго в памяти

Быстро выучить иностранные слова, даты, формулы, теоремы и другую важную информацию для учёбы или экзамена помогут специальные методики, основанные на знании законов нашей памяти.

Интервальное повторение

Немецкий психолог, исследователь памяти Герман Эббингауз вывел так называемую кривую забывания. Он установил, что в течение первого часа мы забываем более 50% полученной информации, а через 10 часов от нее остаётся всего 35%. Дальше скорость забывания уменьшается: через 6 и через 30 дней мы помним примерно одинаковое количество выученного материала — около 20%.

На этом свойстве памяти и основана методика интервального повторения. Если повторять материал, когда мы почти успели его забыть, но ещё не забыли — он запоминается лучше.

Если повторение происходит в тот момент, когда информация еще свежа в памяти, эффект повторения минимален. Если же мы взялись за повторение слишком поздно, нам приходится учить всё заново.

Экспериментальным путём психологи выяснили: чтобы быстро выучить нужный материал, повторять его надо через следующие интервалы:

Так можно усвоить нужную информацию за несколько дней. Если же на изучение материала есть несколько месяцев, схема другая:

Это общие рекомендации. Индивидуальный график интервального повторения может выглядеть немного иначе. Его можно рассчитать самостоятельно, а можно воспользоваться специальными программами в интернете, которые для этого и придуманы.

Одна из таких программ — карточки Anki. Чтобы создать набор карточек, нужно скачать программу на компьютер. Лучше всего Anki подходят для запоминания дат, формул, имен, географических названий, иностранных слов. Для одного предмета стоит делать одну колоду, чтобы не путаться в информации из разных областей. Одна карточка — это один вопрос, а на обороте — ответ.

После создания колоды программа начинает самостоятельно предлагать пользователю карточки через определённые интервалы времени. Задача игрока — вспомнить ответ и сообщить программе, как быстро ему это удалось. Если информация сразу всплыла в памяти, нужно нажать кнопку Easy, если пришлось подумать — кнопку Good, а если вспомнить не получилось — кнопку Again. После этого карточки будут показываться раньше или позже, а через какое-то время программа установит наиболее подходящий именно пользователю интервал повторений. Останется только выучить материал, изложенный на карточках.

Мнемотехники

Информация запоминается лучше, если связана с другой информацией. Связь может быть разной, например, ассоциативной. Для создания и закрепления связей хорошо работает использование разных видов памяти — зрительной, тактильной и даже обонятельной. Ещё один способ запоминания — подключение эмоций. События, связанные с яркими эмоциями, обычно запоминаются надолго.

Мнемотехники придуманы для быстрого и прочного запоминания самых разных сведений, от номера телефона до плана выступления с речью. Разберём некоторые из этих техник.

Метод Цицерона

Подходит для запоминания больших объёмов информации — докладов, лекций, глав из учебника.

Заключается в создании цепочки опорных образов, связанных с нужными данными. Вспоминая, человек сначала воспроизводит в памяти образы, а за ним подтягивается и тот материал, который необходимо выучить.

Чтобы запомнить материал по методу Цицерона, необходимо:

Теперь, чтобы вспомнить доклад, достаточно будет совершить мысленную прогулку по квартире. При «взгляде» на тот или иной объект мозг воспроизведёт ту информацию, которая с ним связана.

Метод пиктограмм

Подходит для заучивания стихов, докладов, прозаических отрывков.

Текст, который требуется запомнить, нужно записать в виде пиктограмм — небольших рисунков, каждый из которых визуально отражает смысл того, что написано в тексте.

Например, нужно выучить стихотворение Н. Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору». Читаем и рисуем:

Однажды, в студёную зимнюю пору → Снежинки, сугроб

Я из лесу вышел; был сильный мороз. → Несколько ёлочек и изображение градусника, на котором —30.

Гляжу, поднимается медленно в гору → Гора и стрелка наверх

Лошадка, везущая хворосту воз. → Изображение лошадки и вязанки дров.

Закончив создавать рисуночное письмо, его следует положить перед собой и попытаться воспроизвести текст. Наверняка получится вспомнить больше, чем без подсказки.

Использование рифм

Подходит для изучения иностранного и русского языков, запоминания имён, фамилий, географических названий.

Рифмованные строки наш мозг запоминает куда быстрее и прочнее, чем тексты в прозе. На этом эффекте основаны многие рекламные сообщения. Вспомните, как долго крутятся в голове несколько фраз из рекламы, сказанных в рифму. «Миринда. Жизнь хороша, когда пьешь не спеша»; «Свежее дыхание облегчает понимание!»

Например, существуют стихи для запоминания глаголов-исключений второго спряжения в русском языке:

Гнать, дышать, держать, обидеть.

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и терпеть,

А ещё смотреть, вертеть.

Писатель и педагог Александр Пыльцын написал целую поэму для заучивания неправильных глаголов в английском языке, которая начинается словами:

Я кирпичик throw-threw-thrown, (бросать)

Он в окошко fly-flew-flown, (летать)

Меня дядя catch-caught-caught, (ловить)

К папе с мамой bring-brought-brought. (приводить)

До сих пор я удивлен —

Fling-flung-flung откуда он? (выскакивать)

При желании и некоторых способностях срифмовать можно почти любой материал, который нуждается в запоминании. При этом многое останется в памяти уже в процессе сочинения.

Сочинение аббревиатур

Информацию можно закодировать, используя не только образы, но и слова, которые начинаются с тех же самых букв, что и нужные данные. Всем известна фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В ней закодирована последовательность цветов радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Точно так же можно закодировать любую последовательность.

Напишите список слов, которые вам необходимо запомнить. Например, названия планет солнечной системы. Выпишите первые буквы названий. Получится М В З М Ю С У Н П.

А теперь попробуйте придумать любое связное предложение, слова которого начинаются на эти буквы. Не ограничивайте свою фантазию! Это занятие не только поможет запомнить материал, но и поднимет настроение.

Вариантов можно придумать множество. Например, «Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт». Таким же образом можно закодировать число Пи, падежи и даже последовательность расположения черепных нервов в мозгу человека!

Ещё четыре подсказки для быстрого запоминания

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *