О списках контингентов для организации предварительных и периодических медицинских осмотров
В соответствии с принятым Порядком, контингент работников, подлежащих медицинскому осмотру, разрабатывается самостоятельно предприятием (организацией), утверждается законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем без согласования органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
На организационном этапе, согласно п. 21 приложения 3 Приказа в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя, в 10-дневный срок направляются списки контингента, разработанные и утвержденные работодателем.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники:
1. подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов (Приложение N 1 к Приказу) и другое;
2. выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ (Приложение N 2 к Приказу).
В списке контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, указывается: а). наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию; б). наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов и Перечню работ.
Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области напоминает, что обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.
Нарушение ст. 34 «обязательные медицинские осмотры» Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения влечет административную ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Файлы для загрузки:
Версия для печати
Версия для MS Word
Санитарный надзор
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области, 2006-2021 г.
Адрес: 693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 30-А
Составляем список контингента лиц, подлежащих медицинским осмотрам
Предварительные и периодические медицинские осмотры являются одним из важнейших мероприятий, направленных на сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Их цель — установить пригодность человека выполняемой работе, или условиям, в которых придется трудиться, своевременно провести профилактику профессиональных заболеваний и предотвратить несчастные случаи.
Внимание! Ответственность за организацию проведения и финансирование обязательных медосмотров несет работодатель, который в случае невыполнения установленной процедуры может быть привлечен к административной ответственности.
В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта), проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры.
Еще одной категорией лиц, проходящих предварительное освидетельствование в обязательном порядке, являются работники пищевой промышленности, общественного питания торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.
Медосмотр – это мероприятие, регламентированное законодательством, сопряженное с оформлением обязательной документации.
Один из документов, который должен быть разработан при подготовке к медосмотрам – это список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра. Это локальный нормативный акт организации, который содержит информацию о профессиях (должностях) работников, которые обязаны проходить медицинские осмотры.
Его форма законодательством не утверждена, п.20 Приказа от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)…» (далее Приказ № 302н) оговорено только какие обязательные данные в нем указываются.
И так, в контингенте работников, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, указываются:
1. наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию.
Выше мы рассмотрели, какие работники подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам.
Важно! Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно. Поэтому если у Вас есть должности/профессии, на которых заняты лица в возрасте до 21 года, так же не забудьте включить их в список.
Так же обращаю внимание, что медосмотрам, подлежат не только основные работник, но и совместители.
2. наименование вредного производственного фактора.
Напомним, что в приложении 1 к приказу №302н приведены вредные факторы, при воздействии которых работник, должен проходить медосмотр, в приложение 2 – виды работ, при выполнении которых работники так же должны проходить медицинский осмотр.
Обратите внимание! вредный производственный фактор, устанавливается по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (с 2014 г. действует специальная оценка условий труда), а так же
— в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности,
— производственного лабораторного контроля,
— используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
Кроме обязательной информации, предусмотренной приказом №302н, Вы можете включить и другую информацию (наименование подразделения, кол-во работников в организации, кол-во работников, занятых на работах с вредными условиями труда). В приложении приведено несколько форм списка контингента лиц, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра.
Список контингентов разрабатывается и утверждается один раз, до каких либо изменений в организации (реорганизация, ввод в эксплуатацию новых рабочих мест, улучшение условий труда). Поименные же списки на основании контингента будут разрабатываться ежегодно.
С 01.01.2012 процедура согласования контингентов и поимённых списков с органами Роспотребнадзора не предусмотрена, при этом за работодателем закреплена обязанность в 10-дневный срок с момента утверждения списка контингентов, направить его в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя. Таким образом, Вы лично можете передать список контингентов в Роспотребнадзор, при этом на Вашем экземпляре представитель Роспотребнадзора должен поставить отметку, что один экземпляр им получен, либо отправить его заказным письмом. В этом случае письмо отправляется с уведомлением, и уведомление хранится у Вас в качестве подтверждения, что требования Приказа №302н Вами выполнено.
В завершении хочется напомнить, что документы о периодических медосмотрах должны храниться в организации 3 года (п. 691, «Перечня типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения» (утв. Главархивом СССР 15.08.1988) (ред. от 31.07.2007)).
Список контингента лиц, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра (обследования)
Как быстро составить списки работников на периодические медосмотры по Приказу 302Н?
Вы скажете: «В чем вопрос?» Приказ Миндравсоцразвития 302Н вышел давно, все его уже прочитали, изучили и на практике прошли. Написано море статей, проведено тысячи семинаров и все же вопросы оперативности и эффективности остаются. Основная проблема – как все учесть!
Давайте оценим, чем программный продукт «Охрана труда» помогает специалисту, отвечающему за медосмотры. Для тех, кто уже столкнулся с этой работой объяснять не приходится. В приказе все лаконично изложено: необходимо составить список работников с учетом вредных факторов по форме, направить их в медицинское учреждение, согласовать график прохождения с медицинским учреждением, ознакомить работников, выдать направления, получить результаты и все! На практике картина другая.
Составление списков контингента для медосмотра
Сначала рассмотрим традиционный подход решения данной задачи на предприятии, где работников с вредными условиями труда не мало, скажем 100 или 500: выполняем работу с помощью Excel, а не в программе «Охрана труда» для 1С. Сначала необходимо составить списки контингента с указанием какие факторы и условия на каких работах и профессиях присутствуют. Список работников можно взять у кадровиков, там же штатная расстановка с указанием профессии, подразделения.
Список есть, остается расставить вредные факторы по списку. Можно по справочнику профессий определить какие вредные факторы традиционно присутствуют у данных сотрудников. Можно оценить по данным производственного контроля. А если была проведена специальная оценка условий труда – тогда еще интереснее. Для медосмотра надо учесть идентифицированные вредные факторы, выявленные экспертом и указанные в карте условий труда, а может кроме того и имеющиеся на рабочем месте по результатам производственного контроля. Тут есть разногласия в толковании нормативных документов 2-х ведомств Минздравсоцразвития и Минтруда.
Составление списка контингентов задача не тривиальная, требующая отслеживания изменений и список контингентов – это «живой» документ, который надо постоянно актуализировать. Где-то его хранить и где-то с ним работать, конечно лучше если в специализированной программе. Программа «Охрана труда» сама загружает и штатную расстановку и следит за условиями труда на рабочих местах.
Составление списков работников на прохождение медосмотра
Если список контингента готов, то уже половина работы сделана. Необходимо по данному списку определить работников, занятых на данных профессиях.
Есть еще вариант: взять старые прошлогодние списки пройденных медосмотров и добавить туда работников, которые пришли, убавить которые уволились или перевелись. На первый взгляд так проще, но все равно придется делать кропотливую сверку, да и не факт, что при изменениях условий труда надо снова всех проверять у медицинского учреждения по тем же факторам. Как видим слишком много условностей. А это еще не все. В приказе Минздравсоцразвития 302Н устанавливается разная периодичность медосмотров: 1 раз в год и 1 раз в 2 года. Это значит, что нет необходимости проходить лишних врачей каждый год, но зато надо учесть, когда проходили медосмотр в прошлый раз. Составить 2 списка, прошлогодний и позапрошлогодний. Надо исключить ненужные приемы врачей и исследования. По моим оценкам каждый пятый врач и анализ может быть исключен, а это уже 20% от стоимости медосмотра! Стоит упомянуть, что попутно необходимо вычислить стаж работы во вредных условиях, учесть особые случаи контингентов, молодежь до 21 года, женщин старше 40 лет и проходивших обследование в центрах проф. патологии. Задача становится не по силам даже виртуозам в составлении форм и таблиц в Excel.
Теперь о сроках. Традиционно медосмотры проводят в подразделении 1 раз в год. Обычно делаем так: составили список и отправили всех, за одно и тех, кто проходил медосмотр буквально месяц или два назад при приеме на работу. Делается это для того, чтобы потом его не искать и отдельно не учитывать. Приказом предусмотрено прохождение ежегодно, но не значит единовременно. Рациональнее конечно учитывать потребности в прохождении медосмотров и проводить их тогда и по тем факторам, когда это действительно требуется. Так и для предприятия лучше и дешевле, когда не все в раз уходят, а по очереди, поквартально. Не трудно посчитать, что при высокой текучести кадров на предприятии переход на такую «скользящую» периодичность поможет сэкономить до 25% затрат на медосмотр. Вручную, без настроенной программы этого не сделать.
Направление на медосмотр
Приказом Минздравсоцразвития 302Н предусмотрено, что после согласования списков необходимо выдать направления на медосмотр по утвержденной форме, перед этим необходимо согласовать график проведения медосмотра. Такая задача кажется уже простой, но есть необходимость подготовить советующие распорядительные документы и формы:
Как видим документов много и их подготовка дело не такое простое и быстрое. А в программе «Охрана труда» все готовые формы есть и обновленные шаблоны можно скачать при обновлении законодательства.
Результаты медосмотра
Если заключение по сотруднику не дано или он направлен на дообследованные – то можно считать, что пока он не имеет противопоказаний, но надо учесть, что по нему будет вынесено дополнительное решение врачебной комиссии.
Сложнее всего отследить наличие противопоказаний по выполнению работы. Если такое ограничение выявлено, то есть 2 варианта: избавиться от сотрудника или избавить его от работы с данным вредным фактором. В условиях экономии разбрасываться сотрудниками не хочется, и тогда нужно отследить наличие у каждого такого сотрудника установленных ограничений и наличие или отсутствие таких ограничений на других работах. Что делать – решать вам.
Способы эффективного учета медицинских осмотров персонала
Сейчас модное слово «Аутсорсинг» и поиски способов «хитрых» маркетинговых ходов толкают различные компании и медицинские учреждения на расширение предложения по ведению ваших забот об Охране труда и в том числе медицинских осмотров. А стоит ли? По сути, что вы поручаете сделать профессионалам, не всегда соответствует вашим экономическим интересам. Настоящий контроль и учет поможет сделать хорошая компьютерная программа, позволяющая не только избавить вас от бумажной рутины, но и точно, до копейки посчитать необходимые затраты на медосмотр буквально за 15 минут! Не верите – проверьте! Программный продукт «Охрана труда» для 1С умеет учитывать наличие вредных факторов на рабочих местах, знает все пункты приказа Минздравсоцразвития 302Н, умеет считать стоимость медосмотра, выбирая наиболее выгодные предложения. А по результатам проведенного медосмотра программа сможет разобраться с результатами и учесть все ограничения. Теперь считайте, что выгоднее: один раз потратить средства на автоматизацию процесса, либо ежегодно переплачивать за выполнение данной работы приходящим подрядчикам или дорогим медицинским центрам? Не сомневайтесь, берите программу, давайте проверим!
Что необходимо указывать в списках контингентов подлежащих периодическим медицинским осмотрам
III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ
15. Частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ.
(п. 16 в ред. Приказа Минздрава России от 18.05.2020 N 455н)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно.
18. Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте, оформленном в соответствии с пунктом 43 настоящего Порядка.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники:
(в ред. Приказа Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Приказ Министерства труда Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее проведению» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г., регистрационный N 31689) с изменениями, внесенными приказами Минтруда России от 20 января 2015 г. N 24н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35927), от 14 ноября 2016 г. N 642н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 г., регистрационный N 45539).
(сноска в ред. Приказа Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.
20. В списке контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, указывается:
наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;
наименование вредного производственного фактора согласно Перечню факторов, а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
21. Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя.
22. Поименные списки составляются на основании утвержденного списка контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, в котором указываются:
наименование вредного производственного фактора или вида работы;
наименование структурного подразделения работодателя (при наличии).
23. Поименные списки составляются и утверждаются работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра направляются работодателем в указанную медицинскую организацию.
24. Перед проведением периодического осмотра работодатель (его уполномоченный представитель) обязан вручить лицу, направляемому на периодический осмотр, направление на периодический медицинский осмотр, оформленное в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.
Календарный план согласовывается медицинской организацией с работодателем (его представителем) и утверждается руководителем медицинской организации.
26. Работодатель не позднее чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить работников, подлежащих периодическому осмотру, с календарным планом.
27. Врачебная комиссия медицинской организации на основании указанных в поименном списке вредных производственных факторов или работ определяет необходимость участия в предварительных и периодических осмотрах соответствующих врачей-специалистов, а также виды и объемы необходимых лабораторных и функциональных исследований.
28. Для прохождения периодического осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом, и предъявить в медицинской организации документы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка.
(в ред. Приказа Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
29. На работника, проходящего периодический осмотр, в медицинской организации оформляются документы, установленные пунктом 10 настоящего Порядка (при отсутствии).
(абзац введен Приказом Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
29.1. При проведении периодических осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся в соответствии с периодичностью осмотров, указанной в Перечне факторов, в Перечне работ:
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп населения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 апреля 2019 г., регистрационный N 54495).
анкетирование работников в возрасте 18 лет и старше в целях:
сбора анамнеза, выявления отягощенной наследственности, жалоб, симптомов, характерных для следующих неинфекционных заболеваний и состояний: стенокардии, перенесенной транзиторной ишемической атаки или острого нарушения мозгового кровообращения, хронической обструктивной болезни легких, заболеваний желудочно-кишечного тракта;
определения факторов риска и других патологических состояний и заболеваний, повышающих вероятность развития хронических неинфекционных заболеваний: курения, риска пагубного потребления алкоголя, риска потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, характера питания, физической активности;
расчет на основании антропометрии (измерение роста, массы тела, окружности талии) индекса массы тела, для граждан в возрасте 18 лет и старше;
клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ);
клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка);
электрокардиография в покое лиц 18 лет и старше;
измерение артериального давления на периферических артериях, для граждан в возрасте 18 лет и старше;
определение уровня общего холестерина в крови (допускается использование экспресс-метода) для граждан в возрасте 18 лет и старше;
исследование уровня глюкозы в крови натощак (допускается использование экспресс-метода) для граждан в возрасте 18 лет и старше;
определение относительного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 18 до 40 лет включительно. Сердечно-сосудистый риск определяется по шкале сердечно-сосудистого риска SCORE, при этом у граждан, имеющих сердечно-сосудистые заболевания атеросклеротического генеза, сахарный диабет второго типа и хроническое заболевание почек, уровень абсолютного сердечно-сосудистого риска по шкале риска SCORE не определяется и расценивается как очень высокий вне зависимости от показателей шкалы;
флюорография или рентгенография легких в двух проекциях (прямая и правая боковая) для граждан в возрасте 18 лет и старше. Флюорография, рентгенография легких не проводится, если гражданину в течение предшествующего календарного года проводилась флюорография, рентгенография (рентгеноскопия) или компьютерная томография органов грудной клетки;
измерение внутриглазного давления при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра, начиная с 40 лет.
(п. 29.1 введен Приказом Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
30. Периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ.
31. По окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение в порядке, установленном пунктами 12 и 13 настоящего Порядка.
(абзац введен Приказом Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
(абзац введен Приказом Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2016 г., регистрационный N 42397).
(сноска введена Приказом Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
(п. 32 в ред. Приказа Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп населения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 апреля 2019 г., регистрационный N 54495).
(сноска введена Приказом Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
Пункт 3 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
(сноска введена Приказом Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
33. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
(п. 33 в ред. Приказа Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 34 в ред. Приказа Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
35. Центр профпатологии на основании письменного запроса медицинской организации, с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров, передает в 10-дневный срок со дня поступления запроса указанной медицинской организации медицинские карты работников. К запросу в обязательном порядке прилагается копия договора на проведение предварительных и (или) периодических осмотров.
36. Медицинская организация, с которой работодатель не пролонгировал договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров работников, по письменному запросу работодателя должна передать по описи медицинские карты работников в медицинскую организацию, с которой работодатель в настоящий момент заключил соответствующий договор.
Работники, имеющие стойкие последствия несчастных случаев на производстве, один раз в пять лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 36н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы связи заболевания с профессией и формы медицинского заключения о наличии или об отсутствии профессионального заболевания» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2019 г., регистрационный N 54085).
(сноска введена Приказом Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в случае отсутствия центра профпатологии в населенном пункте, в котором расположен объект производства работ, периодический осмотр работников, имеющих общий трудовой стаж работы 5 лет и более, может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов центров профпатологии. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов центров профпатологии проходят в медицинских организациях диагностические исследования. Периодические осмотры работников мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов центров профпатологии могут проводиться в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов.
Врачам-специалистам центра профпатологии работник при проведении ему периодического осмотра предъявляет выписку из медицинской карты, в которой отражены заключения врачей-специалистов, результаты лабораторных и иных исследований, заключение по результатам предварительного или периодического осмотра за предыдущие годы работы во вредных и (или) опасных условиях труда.
В год проведения данного осмотра периодический осмотр в другой медицинской организации не проводится.
(п. 37 в ред. Приказа Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
38. В случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
(в ред. Приказа Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
39. Центр профпатологии, проводивший периодический осмотр, предоставляет информацию о результатах данного осмотра с письменного согласия работника в Фонд социального страхования по письменному запросу.
(п. 39 в ред. Приказа Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
40. В случае подозрения о наличии у работника профессионального заболевания при проведении периодического осмотра медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией, а также оформляет и направляет в установленном порядке извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в территориальный орган федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 282н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2016 г., регистрационный N 42397).
(сноска введена Приказом Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
41. В случаях затруднения определения профессиональной пригодности работника в связи с имеющимся у него заболеванием и с целью экспертизы профессиональной пригодности медицинская организация направляет работника в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией и профессиональной пригодности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5149; 2015, N 1, ст. 262), приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 36н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы связи заболевания с профессией и формы медицинского заключения о наличии или об отсутствии профессионального заболевания» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2019 г., регистрационный N 54085).
42. По итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт.
43. В заключительном акте указывается:
наименование медицинской организации, проводившей предварительный осмотр, адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
дата составления акта;
общая численность работников, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
численность работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
численность работников, занятых на работах, при выполнении которых обязательно проведение периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
численность работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
численность работников, прошедших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
процент охвата работников периодическим медицинским осмотром;
список лиц, прошедших периодический медицинский осмотр, с указанием пола, даты рождения, структурного подразделения (при наличии), заключения медицинской комиссии;
численность работников, не завершивших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
список работников, не завершивших периодический медицинский осмотр;
численность работников, не прошедших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
список работников, не прошедших периодический медицинский осмотр;
численность работников, не имеющих медицинские противопоказания к работе;
численность работников, имеющих временные медицинские противопоказания к работе;
численность работников, имеющих постоянные медицинские противопоказания к работе;
численность работников, нуждающихся в проведении дополнительного обследования (заключение не дано);
численность работников, нуждающихся в обследовании в центре профпатологии;
численность работников, нуждающихся в амбулаторном обследовании и лечении;
численность работников, нуждающихся в стационарном обследовании и лечении;
численность работников, нуждающихся в санаторно-курортном лечении;
численность работников, нуждающихся в диспансерном наблюдении;
список лиц с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания с указанием пола, даты рождения; структурного подразделения (при наличии), профессии (должности), вредных и (или) опасных производственных факторов и работ;
перечень впервые установленных профессиональных заболеваний с указанием класса заболеваний по МКБ-10;
результаты выполнения рекомендаций предыдущего заключительного акта;
рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий, включая профилактические и другие мероприятия.
44. Заключительный акт утверждается председателем врачебной комиссии и заверяется печатью медицинской организации (при наличии).
(в ред. Приказа Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
45. Заключительный акт (в том числе в электронной форме) составляется в пяти экземплярах, которые направляются медицинской организацией в течение 5 рабочих дней от даты утверждения акта работодателю, в центр профпатологии субъекта Российской Федерации, Фонд социального страхования, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Один экземпляр заключительного акта хранится в медицинской организации, проводившей периодический осмотр, в течение 50 лет.
(п. 45 в ред. Приказа Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
46. Медицинские организации, проводившие предварительные и периодические осмотры по их окончании:
направляют копию выписки, указанной в абзаце втором настоящего пункта в медицинские организации по месту жительства или прикрепления работника, с письменного согласия работника.
Медицинские организации обобщают и анализируют результаты периодических осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на территории данного субъекта Российской Федерации и не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, направляют обобщенные сведения в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья направляет обобщенные сведения в Центр профпатологии Министерства здравоохранения Российской Федерации.
(п. 46 в ред. Приказа Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)
(см. текст в предыдущей редакции)
47. Центр профпатологии Министерства здравоохранения Российской Федерации не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представляет сведения о проведении периодических осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в Министерство здравоохранения Российской Федерации.
(п. 47 в ред. Приказа Минздрава России от 13.12.2019 N 1032н)