Что необходимо учитывать в первую очередь при сюжетном построении какой либо ситуации
Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников
Яна Столярова
Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников
Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников
Игра ребёнка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов.
Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьёт творческие способности ребёнка лучше, чем он сам. Поэтому прежде всего ребёнку нужно создать условия для спонтанной творческой игры.
Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:
1) развитие игры как деятельности;
2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. Чем организованнее игра, тем выше её воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.
Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых. Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений.
Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учётом ближайшей перспективы их развития.
Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать,как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т. д.
Используемые воспитателями приёмы руководства играми детей могут быть условноразделены на две группы: приёмы косвенного воздействия и приёмы прямого руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется путём обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д., т. е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.
Прямые приёмы руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т. д. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приёмов – сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.
Развитие самостоятельной игры детей происходит гораздо быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею, формируя специфические игровые умения на протяжении всего дошкольного детства.
Особенность процесса формирования игровых умений, заключается в том,что взрослый здесь не педагог, а равный партнёр: он как бы занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развёртывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребёнка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнёром на доступном для него уровне.
Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры.
1. Выбор игры.
Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчётливо представлять её реальные возможности.
Элементы творческой игры и игровая форма деятельности могут быть кратковременными или длительными. Дело в том, что кратковременно функционирующая игра выполняет лишь роль стимула в преодолении ребёнком определённых трудностей. Неизмеримо большими возможностями располагает длительно функционирующая игра. Элементы игры, игровая форма при их длительном применении выполняют функции упражнений в организации коллективной деятельности детей.
Таким образом, по воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения.
2. Педагогическая разработка плана игры.
Начальный этап педагогического конструирования длительной игры – намётки её сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте.
3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
4. Создание воображаемой ситуации.
Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игрыс наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т. д. Создание воображаемой ситуации – важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным. Длительная игра переплетается с неигровой деятельностью. Поэтому педагогу очень важно помочь ребёнку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества. Вот почему создание воображаемой ситуации – важный и ответственный этап подготовки к длительной игре.
5. Распределение ролей.
При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развёрнутой творческой игре: он стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому даёт желаемую роль, предлагает очерёдность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребёнка в коллективе через игровую роль.
6. Начало игры
Для того чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Поэтому, чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приёмы, например подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Другим приёмом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
7. Сохранение игровой ситуации.
8. Завершение игры.
Игра рассчитана педагогом на определённый промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку.
Можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре.
Условия организации сюжетно-ролевой игры в детском саду По мнению Ожегова С. И., педагогическое условие – это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического.
Консультация для воспитателей «Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности»
Надежда Головнёва
Консультация для воспитателей «Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности»
Консультация
«Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности»
Воспитатель – Головнёва Н. А.
Если мы ставим себе цель развивать ребёнка, то мы должны учитывать, что у каждого ребёнка свои интересы, свои способности и склонности, у разных детей – разный уровень развития.
Но если все дети разные, то, как возможно одному (пусть даже двум) воспитателю обеспечить им благоприятные условия для развития? В группе из двадцати детей это становится делом, прямо скажем затруднительным.
Дело в том, что право ребёнка на уникальность и индивидуальность, никак не отменяет того простого факта, что он относится к человеческому роду и живёт в обществе. Опытный воспитатель хорошо знает, что все дети, конечно, разные, но в некотором смысле они похожи друг на друга. Можно искать (и легко найти) общие черты одного возраста, из одной группы, даже из одного детского сада. И, конечно, есть общие особенности или закономерности в их развитии. Закономерности процессов, протекающих в сфере общения, мы и рассмотрим.
Итак, при педагогической оценке социально-личностных отношенийпедагог обращает внимание на:
1) самого ребёнка или группу детей в процессе общения
(состояние ребёнка (группы детей) в ситуации общения, те средства, которые используются детьми при осуществлении коммуникации, положение ребёнка в группе сверстников и т. п.)
2) собственное поведение в ситуации общения
(в какой степени педагог учитывает общие закономерности развития в этом возрасте, индивидуальные особенности ребёнка, его состояние; какие средства при этом использовались и т. п.)
Что такое общение,мы знаем не понаслышке: начиная с рождения, человек живёт среди других людей. Сначала в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок, и он хорошо знает и общается с близкими родственниками. Затем в его жизни появляются менее знакомые люди и сверстники.Это тоже происходит довольно рано: некоторые психологи считают, что уже на втором году жизни можно отметить первые признаки общения между детьми. Чем старше становиться человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты.
Поговорка «С кем поведёшься, от того и наберёшься» дает нам представление о том, насколько психическое развитие человека, его образование, установки, нормы и ценности, привычки и манеры, весь стиль его жизни зависит от его общения.
По собственному опыту мы знаем, что есть люди, которые общаются хорошо, в их обществе приятно находиться. Они умеют общаться. Человек, умеющий общаться, обеспечивает нам чувство комфортности, ощущение собственной значимости в его глазах, чувство, что нас понимают и нам сочувствуют. Кроме того, он выбирает тот предмет общения, который нас интересует.
Но всем нам встречались и люди, в обществе которых чувствуешь себя неуютно, которые либо подавляют собеседника, либо ведут себя неадекватно, или общаться с ними просто неинтересно. Они вызывают у нас раздражение, или неловкость, или чувство, похожее на страх; их общества мы обычно стремимся избегать. При этом мы можем отдавать себе отчёт, что это хороший человек, но общаться с ним нам почему-то не хочется.Иногда говорят: «Он хороший человек, но у него плохой характер». Обычно это означает, что этот человек не умеет общаться.
В том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложиться особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы. Нет ничего более «прилипчивого», как формы, приемы и стили взаимодействия. По тому, например, как ребенок ведет себя в контакте с другими людьми, часто можно судить о стиле общения, принятом в его семье. И наоборот, когда ребенок, придя из детского сада домой, начинает топать ногами, крутить головой и что-то требовать,мама с ужасом спрашивает: «Где ты этому научился!» То есть в общении происходить трансляция (передача) средств и норм взаимодействия от одного субъекта общения другому.
Конечно, всем известно, какую большую роль в построении собственного стиля общения играют для ребенка его сверстники. Но воспитатель, который знает, как построить процесс общения умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т. п.)
Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно.
Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу – раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) отношениями между воспитателями и детьми
2) отношениями между самими детьми.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определённый климат в группе.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заключается в том, чтобы осознать и проанализировать взаимоотношения между детьми.
1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?
3. Какие дети часто ссорятся между собой?
4. Почему это происходит?
5. Каких детей часто обижают?
6. Почему это происходит?
Педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных, агрессивных и т. п.) детях. Каждый воспитатель знает таких детей в своей группе, но обычно только в том случае, если проблема эта настолько обострена, что создает трудности воспитателю. Однако иногда, наблюдая за детьми, мы можем обнаружить детей, которые – по первому впечатлению не выделяются из общей группы. Они не дерутся и не так уж часто плачут, и следовательно не обращают на себя внимание воспитателя. Но они нуждаются в помощи взрослого, чтобы возникшие у них трудности в общении (отрицательные переживания) не исказили в дальнейшем их развития, чтобы в дальнейшем не пришлось обращаться к помощи специалистов (психолога, невропатолога, психиатра).
Предлагаю форму наблюдения за детьми в группе. Целью является выявление возможного дискомфорта у ребенка в процессе общения.
Обычно Часто Иногда
1. Играет в одиночестве
2. Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми
3. Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу
4. Играет только с одним и тем же партнером
5. Не отходит от воспитателя, избегает других детей в группе
6. Вступает в конфликт с другими детьми
7. Ссорится, обижает других детей
9. Жалуется воспитателю
10. Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игры)
При интерпретации полученных данных необходимо иметь в виду
1) Каждая из описанных форм поведения (даже под №7,10) может встретиться в жизни вполне благополучного ребенка. Если они появляются не слишком часто и не вместе с остальными. Это не должно вызывать слишком большой тревоги. Они просто требуют коррекции поведения ребенка и помощи ему.
2) Чем младше ребенок, тем чаще могут встречаться такие формы поведения. В этом случае они свидетельствуют о вполне понятном отсутствии у ребенка навыков общения (по улаживанию конфликтов, вступлению во взаимодействие).
3) Многие из описанных форм поведения могут проявляться в период адаптации ребенка к группе. В этом случае воспитатель должен проявить терпение и не торопить ребенка в его вхождении в группу, тем не менее, оказывая ребенку поддержку и демонстрируя группе хорошее к нему отношение. Разумеется драки, скандалы требуют коррекции со стороны воспитателя.
Вспомним слова Сократа: «Не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а в процессе игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».
Именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, т. к. игра ориентирована на собственный процесс, а не на результат. В игре дошкольник получает удовольствие и способен часами играть в такие игры.
Что же касается сюжетно-ролевых игр, то детям просто интересно проигрывать определенные ситуации, пробуя себя в разных ролях. В некотором смысле можно сказать, что сюжетно-ролевая игра, которая всегда предполагает партнеров (в том числе взрослых и детей другого возраста, является одной из важнейших форм общения в дошкольном возрасте. Именно в развитых видах коллективной игры дети отрабатывают позитивные способы разрешения возникающих конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками, дают сами и получают со стороны партнеров реакции поддержки, одобрения или недовольства. Принятие ребенком разных ролей является предпосылкой развития процессов понимания другого человека и дает ему возможность попробовать разные способы взаимодействия с людьми.
А сейчас обратимся к программе, в области «Социализация» даны задачи и методы формирования социально- личностных отношений детей в процессе игровой деятельности. Но необходимо учитывать, что эта образовательная область интегрирована с другими областями (придавая им социально-ценностное направление)– «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура»
Задачи: Способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми, лучше узнать друг друга, налаживать контакты, основываясь на общих интересах к действиям с предпочитаемыми игрушками, предметами и возникающей взаимной симпатии. Развивать эмоциональную отзывчивость на состояние сверстников и доверие к воспитателю.
Здесь предполагается непосредственное участие воспитателя в детских играх, общении. Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком индивидуально или в маленькой подгруппе, давать детям ощущение единой дружной семьи, радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближают детей. Дети учатся вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж. Играют со сверстниками парами,элементарно договариваясь о совместных действиях: «Давай катать машинки» или «Давай кидать мяч». Дружеские отношения часто сменяются конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей. Воспитатель привлекает детей к участию в разрешении проблемно-игровых ситуаций «Поможем куклам помириться». В дидактических играх дети отбирают картинки, изображающие добрые поступки детей, выражают к ним свое отношение (Они мне нравятся. Они хорошие дети).
Со второго полугодия воспитатель побуждает детейоткликаться на предложение участвовать в общем деле: сделаем подарок маме, соберем общую «сокровищницу» (картинки, камешки, ракушки). Дети учатся самостоятельно договариваться со сверстниками о выполнении знакомых игровых действий в общем игровом сюжете: «Я буду лечить, приносите своих детей». В играх-имитациях объединяются,отражая характерные действия: «Мы мышки, бегаем тихо-тихо и пищим, мы ищем сыр и сухарики».
Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих. Понимать ярко выраженные эмоциональные состояния, правильно реагировать, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия. Развивать стремление к совместным играм в паре или небольшой подгруппе.
В этом возрасте основной путь – в постоянном практическом приучении детей к культуре поведения и доброжелательном отношении к людям.
Методы – организация развивающих практических и игровых ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта. Организация образных игр-иммитаций, игр-драмматизаций, театрализованных этюдов, на темы любимых сказок – «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», сюжетно-ролевых, режиссерских и дидактических игр, чтение художественной литературы. В каждом образовательном моменте детской жизни воспитатель использует все возможности для обогащения социально-нравственных представлений (что такое хорошо и что такое плохо, гуманных чувств и культуры поведения каждого ребенка. Дети нуждаются в постоянной помощи для установления игрового взаимодействия, не всегда могут вникнуть в общий замысел, вступают в конфликты, затрудняются в согласовании игровых действий. Воспитатель побуждает детей к ведению ролевых диалогов в начале года в совместной игре с ним, а затем со сверстниками.
Задачи: воспитание дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливое отношение к малышам, умение сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим. Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
Методы: совместные сюжетно-игровые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания, проблемно-практические и проблемно-игровые ситуации, общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы, сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической направленности («Поможем птицам пережить холодную зиму», «Позвоним заболевшему товарищу», этические беседы, чтение художественной литературы.
Воспитатель учит детей формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера по игре, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации. Способствует самостоятельно или с небольшой помощью согласовывать общий игровой замысел с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию, устанавливает договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.
Задача воспитателя увлечь детей играми с готовым содержанием и правилами. Эти игры постоянно используются на занятиях, а также ежедневно с отдельными детьми в целях развития их памяти, внимания, самоконтроля и воображения. : «Будь внимателен», «Домино» (цифровое, «Шашки», «Угадай, что загадал», «Сложи квадрат» «Кубики для всех» и т. п. В них дети соблюдают очередность, следят, чтобы правила соблюдались всеми играющими, контролируют себя, добиваются выигрыша и первенства.
Но некоторые дети знают мало игр, затрудняются в объяснении правил другим, раздражаются, выражают недовольство, если сверстник задает вопросы.
Сюжетные игры становятся более разнообразными по содержанию, больше интегрируются с другими видами детской деятельности – продуктивной и речевой. Задачей становиться обогащать способы игрового сотрудничества, способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр. Одним из новых методов можно предложить участие детей в совместных проектах, в том числе с привлечением взрослых («Водители, будьте внимательны!», сотрудничество детей в оформлении группы, уходе за цветами, общение с малышами, участие в конкурсах рисунков на социальные темы.
Доктор Барбара Л. Вулф приводит список утверждений,который имеет общий заголовок: «Ребёнок учится тому, чему его учит жизнь.»Эти утверждения выглядят следующим образом:
1) Если ребенка критикуют, он учиться обвинять.
Закончите следующие утверждения, выбрав из общего списка подходящий, по вашему мнению, вариант.