Что необходимо учитывать при выборе формы досуговой деятельности

Доклад на тему «Формы и методы организации досуга учащихся»

Формы и методы организации досуга учащихся.

«Дети – это наше настоящее, будущим они могут стать, лишь если мы поможем им сегодня. Завтра будет поздно» А. Лиханов

Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого.

Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность ребенку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Современные формы организации досуга учащихся, необычные по замыслу, организации, методике проведения, вызывают живой интерес у детей, поскольку они не сковывают воспитательный процесс, оживляют атмосферу, активизируя учащихся, приближая к успешной социализации и способствуя формированию гармонично развитой личности. Поэтому педагогу в своей деятельности необходимо практиковать современные формы организации досуга детей. При этом основной задачей педагогов является выбор только тех форм организации досуга, которые принесут максимальную пользу на конкретном этапе воспитательного процесса и для конкретного учащегося.

Досуговая деятельность является одним из важнейших средств воспитания. Организация содержательного досуга с целью формирования у подрастающих поколений эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию – одна из ведущих задач учреждений образования.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые насчитывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции :

Очевидно, что останавливаться только на какой-то одной из них явно недостаточно.

Между тем, школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.

Вот почему так важно научить детей делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга :

— досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

— досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

— досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

— досуг формирует и развивает личность;

-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

— досуг стимулирует творческую инициативу;

— досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

— досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

— досуг способствует самовоспитанию личности;

Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. С.А. Шмаков выделяет такие принципы:
1. Принцип «красной линии». В работе с детьми всегда должна быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно. «Красная линия» – это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всем:
– в отношениях содружества учителя и детей, в приятельски-товарищеских контактах и связях, которые создает сфера досуга. За «красной линией» – панибратство, лжедружба, заигрывание. Во всем необходима определенного рода дистанция. Переход линии ведет к неуправляемости, неуважению, нарушению этики субординационных отношений взрослых и детей.
– в информации, которую получают учащиеся, прежде всего в вопросах социальной жизни людей, в вопросах истории, этики, эстетики и др.
– в организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра небезобидны. «Красная линия» контролирует выбираемый «предел»: санитарно-гигиеническую сторону досуга, безопасность игр и игрушек, игровых аксессуаров.

2. Принцип «могучей кучки» . Досуг в целом – дело коллективное. Даже радость удачи обычно делится на всех. Как известно, радость в досуговой деятельности дети получают от удачно проведенного мероприятия. Вот для такого успеха нужна «могучая кучка», союз единомышленников. Таким союзом может быть ядро детского коллектива во главе с воспитателем. В «могучей кучке» всегда присутствует чувство взаимовыручки, взаимопомощи, взаимодоверия. Здесь все делается и созидается вместе.

3. Принцип «горы». В работе, в сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. В досуге всегда заложен резерв удач. Поскольку досуг по сравнению с учением потребляется детьми добровольно и огромными «порциями», особенно важна его культура, его высота. Люди в горах обычно все время идут вверх. Принцип «горы» в досуговой деятельности также требует неторопливых, но постоянных шагов к высоте.

4. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Он может вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать. Досуг – это дело личное и добровольное. И законы внутреннего развития событий в досуге непредсказуемы. Необходимо, чтобы жизнь детей в досуговой деятельности шла своим чередом, без подгонки. А это означает, что можно и нужно не вмешиваться в процесс досуговой деятельности, необходимо только лучше и продуктивнее понять и помочь.

5. Принцип «антиканонов». У детей обычно энергия не стабилизирована, разбросана, несвоевременна, часто базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры. Принцип «антиканонов» ориентирован на то, чтобы дети учились выходить за стереотипы, переступать ограничительные флажки казарменной педагогики. Данный принцип досуговой педагогики выводит на пробуждение социального, психологического, творческого воображения ребят. Принцип «антиканонов» способствует развитию у детей фантазии, выдумки.

6. Принцип «камня, брошенного в воду». Любой ребенок должен реализоваться. Личная реализация общих ценностей – регулятор социального поведения. Значит, каждого надо «бросить», как камень в воду, в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы.
7. Принцип опоры на положительные эмоции ребенка. Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всегда больше. Чтобы увидеть дурное, большого ума не требуется. Увидеть доброе начало и опереться на него – вот принцип общей и досуговой педагогики. Положительное и прекрасное рождают добро. Именно в сфере досуга так необходима опора на любые положительные ростки и обязательно на положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет ребенка, ребенок кажется себе еще лучше, если его кто-то замечает и оценивает его рост.

Методы досуговой педагогики

Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь, получить как результат внешнего воздействия. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени.

1. Методы игры и игрового тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявить симпатии и антипатии учащихся, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др.). Игры показывают уровень развития организаторских способностей детей и подростков, выявляют их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.

2. Методы театрализации. Досуг детей и подростков имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит учащихся с разнообразными сюжетами жизни.

3. Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Учащихся необходимо учить состязаться. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, значит, стимулирует крайние формы поведения: азарт, волнение, эффект, обиды и др.

4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – равноправные члены школьных клубов, объединений, творческих коллективов. В организации совместной досуговой деятельности детей и взрослых, основанной на равноправном духовном контакте.

5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем для детей и подростков условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Учитель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к сопротивлению и, если действия для него неожиданны, в большинстве случаев принимает его позицию.

6. Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Методы импровизации противостоят школьным методам репетиционности, порождают азарт ребенка, развивают творчество.

Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности.

Классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н.С. Карпова — педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

• игры на восприятие друг друга,

• спортивные игры, туризм,

• вечера современной музыки, авторской песни,

• всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.). (Мною проводились акции «Желтый лист», «Чистый двор», «Покорми птиц зимой»)

Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те ил иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности.

В школе активно ведётся работа по организации досуга обучающихся, воспитанников. Используются следующие формы:

Источник

Формы организации досуга

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие досуга и его функциональная роль

Досуг – это особая сфера жизнедеятельности личности, направленная на восстановление организма после трудовой деятельности, сохранение психического и физического здоровья, снятие напряжения и усталости.

Досуг неразрывно связан с наличием свободного времени граждан, которое они могут использовать так, как им нравится, занимаясь любимыми делами, тратя время на отдых и сон. В процессе досуговой деятельности происходит удовлетворение основных потребностей личности, реализуются ее стремления и интересы во многих областях жизни.

Сущность досуга сводится к тому свободному времени, которое остается в распоряжении личности после его основных направлений деятельности: профессиональной, учебной. В процессе реализации досуговой деятельности, личность выполняет разнообразные действия, принимает участие в занятиях, направленных на удовлетворение ее духовных, нравственных, физиологических, эстетических и иных потребностей. Кроме того, человек развивается как личность и подготавливается к дальнейшей трудовой деятельности общественной и бытовой ориентации.

В процессе досуговой активности, личность может развить в себе те навыки и качества, которые невозможно развить в трудовой деятельности. Направленность и целевое назначение этого вида деятельности имеют свою специфику и уникальность: каждый человек преследует свои цели и реализует свои желания и стремления в процессе досуга.

Досуговая деятельность может носить:

Готовые работы на аналогичную тему

Структурное строение досуга

По своему содержанию досуговая деятельность характеризуется огромным разнообразием. В ее состав включаются такие элементы:

Классификация форм досуговой деятельности

Формы, в которых реализуется досуг характеризуются широким разнообразием. Деятельность личность в свободное время может отличаться по своему содержанию, виду организации и типу протекания. Кроме того, досуговая активность граждан непрерывно развивается и расширяется, дополняясь новыми разновидностями и направлениями, определяющими текущие тенденции социально-экономического развития.

Так, формы досуговой деятельности классифицируются в зависимости от субъектов, принимающих в ней участие. Такой досуг может иметь форму:

В зависимости от территориального места прохождения досуговых занятий, они делятся на:

Исходя из того, каким образом организуется деятельность, характера этого процесса, досуг может проходить в форме:

Кроме того, досуг может носить эпизодический или постоянный характер, быть предназначенным и актуальным для различных возрастных категорий граждан, реализовывать разнообразные общественные цели и личностные интересы.

Функциональная направленность досуговой деятельности также реализуется в формах его прохождения. В зависимости от степени реализации в досуговой деятельности функций, досуг может носить:

Источник

Особенности технологии подготовки и проведения развлекательных форм культурно-досуговой деятельности с молодёжной аудиторией

Что необходимо учитывать при выборе формы досуговой деятельности

Что необходимо учитывать при выборе формы досуговой деятельности

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Самореализация для молодежи – это безболезненный поиск себя, даже если это происходит методом проб и ошибок, проявление своих талантов, возможностей. Сделать этот процесс как можно менее болезненным возможно с помощью культурно-досуговых учреждений. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на реализацию своей жизненной программы, достижение общезначимых целей, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

Молодёжь в широком смысле – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков, и связанных с ними социально-психологических характеристик, и основных видов деятельности. В более узком (социологическом) смысле молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [1, с. 303]. Большую роль в этом играет досуг молодёжи. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда [2]. Досуг всегда рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, общением, оздоровлением, самореализацией и т.п. В этом состоит социальная значимость досуга. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, чётко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодёжь его добровольностью и нерегламентированностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нём физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.

Таким образом, для значительной части молодых людей учреждения досуга считаются основными сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодого поколения.

Далее мы рассмотрим классификацию развлекательных форм культурно-досуговой деятельности молодёжи. Разновидности досуговой деятельности и занятий молодёжи в свободное время очень многообразны по содержанию, различны по формам проведения и организации, типологическим свойствам. Все многообразие форм общения молодёжи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать согласно следующим главным признакам:

-по содержанию (познавательные, развлекательные);

-по времени (кратковременные, периодические, систематические);

-по характеру (пассивные, активные);

-по направленности контактов (непосредственные и опосредованные) [3].

Кроме того, необходимо установить типы и виды досуга в зависимости от разного содержания. Назовём виды досуга, базирующиеся в разной содержательной направленности:

-культурно-художественный тип (обращение к произведениям искусства, знакомство с историческими памятниками и др.);

-образовательно-развивающий тип (учеба в свободное от работы время, участие в работе кружков, посещение просветительских мероприятий и др.);

-природно-рекреационный тип (пребывание на природе, общение с домашними животными и наблюдение за дикими животными);

-санаторно-оздоровительный и туристский тип (путешествия, отдых на курорте и др.);

-спортивно-зрелищный тип (непосредственные занятия спортом и наблюдение за спортивными соревнованиями);

-самодеятельно-любительский тип (хобби, самодеятельное занятие художественным творчеством);

-зрелищно-развлекательный тип [4, с. 105].

Таким образом, досуг является структурным компонентом повседневной жизнедеятельности. Структура досуга молодёжной аудитории представляется типами времяпрепровождения, которые заполняют сферу досуговой жизнедеятельности. Они выбираются личностью по собственному усмотрению и весьма разнообразны. Классифицировать досуг также можно по содержанию, по количеству участников, досуг различных общественных слоев, по сложности характера и строения, по месту проведения, досуг, связанный с призывом к аудиовизуальным и глобальным средствам связи.

Далее мы проанализируем опыт использования развлекательных форм культурно-досуговой деятельности с молодёжной аудиторией в МКУК «Немский РДК Васильевский СК» Кировской области.

Клубы и Дома культуры на селе начали организовываться в 40- х годах ХХ века. До этого времени были открыты избы-читальни, куда могли собираться жители для чтения и прослушивания книг. В 20-х, 30-х годах энтузиасты комсомольского движения приобщали к культуре широкие слои населения. Клуб, как сельский центр культуры, призван был сплотить молодёжь всей округи. Трудились тут, как правило, активные, целеустремлённые люди [5, с. 20]. МКУК «Немский РДК Васильевский СК» Кировской области осуществляет свою деятельность в следующих направлениях: информационно-просветительная деятельность, краеведческая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, художественно-творческая деятельность, культурно-досуговая деятельность, развлекательная деятельность. Следует отметить, что для определенного состава молодежного коллектива досуг и различные формы его проявления являются основными сферами внутри личностной самореализации, способом активного проведения свободного времени. Необходимо в данном случае постоянно проводить мониторинг блока потребностей и предпочтений молодого поколения, делать своевременный анализ сильных слабых сторон, возможностей и угроз при появлении новых форм развлечений. В связи с этим, мы провели анкетирование молодёжной аудитории села Васильевского Кировской области. На вопрос «Посещаете ли вы Дом культуры» все респонденты ответили положительно. По данным опроса молодёжная аудитория посещает данное клубное учреждение в качестве зрителя. Её привлекает разнообразие форм и оригинальность идеи в проведении мероприятий. На вопрос «Нравится ли вам организуемая деятельность» мнения разделились: 60% – деятельность досугового учреждения полностью удовлетворяет, 40% – деятельность клуба нуждается в срочной трансформации. В клубе наиболее распространена концертная форма деятельности. На наш взгляд данному виду учреждения в своей работе не хватает заинтересованности в удовлетворении досуговых интересов молодёжи. В Доме культуры приоритет отдаётся детям и пожилым людям, а молодёжный досуг касается лишь поверхностно. Мы предлагаем включить в работу кружки по интересам для молодёжи, например, кулинарный для девушек и технический для юношей. В концертной деятельности мы предлагаем задействовать не только День молодёжи, но и День студента, ведь в селе их достаточно много. Провести перепись молодежи и выявить наиболее распространенные среди них профессии, и на основе этого организовывать профессиональные праздники. В современном мире не секрет, что молодежь достаточно большое количество своего времени проводит в социальных сетях и Интернете. С одной стороны, это достаточно серьёзная проблема и нужно стремиться к тому, чтобы как можно меньше людей было погружено в это. С другой стороны, это еще одна возможность культурно обогатить молодежную аудиторию. На базе МКУК «Немский РДК Васильевский СК» Кировской области можно организовать виртуальные творческие конкурсы с последующим голосованием жителей села, интеллектуальные викторины, связанные с памятными датами поселения, тематические челленджи с дальнейшим выявлением победителей. Кроме того, весьма востребованными остаются и традиционные формы досуга – это дискотеки и конкурсные программы.

Таким образом, данное исследование может помочь руководителям МКУК «Немский РДК Васильевский СК» сделать досуг настолько интересным и более разнообразным, что его проведением будут удовлетворены все оппоненты. Кроме того, это даст возможность заинтересовать молодёжь соседних поселений принимать активное участие в мероприятиях МКУК «Немский РДК Васильевский СК».

Список использованных источников

1. Аберкромби Н. Социологический словарь [Текст] / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. – М: Экономика, 2004.- 624 с.

2. Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи [Электронный ресурс] / А.С. Батнасунов. //URL: ttp://www.dissercat.com/content/dosug-kak-sfera-zhiz (дата обращения:14. 03.18).

3. Головина Г.В. Культура досуга и культурное формирование личности [Электронный ресурс] / Г.В. Головина. //URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-dosuga-i-kulturnoe-formirovanie-lichnosti (дата обращения: 26.06.18)

5. Перевозчикова Н.П. Нема. Земля и люди [Текст] / Н.П. Перевозчиков.– Киров, 1997. – 80 с.

Источник

Формы, методы и средства досуговой деятельности

ПК 2.1. Основы теории досуга и досуговой деятельности.

Свободное время – часть нерабочего времени, которое освобождено от непреложных временных затрат, т.е. семейных, общественных, бытовых забот, а так же от сна, питания и прочего.

Досуг – часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющую функцию восстановления физических и психических сил человека, деятельность ради собственного удовольствия. Досуг – это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями, играми, общением, самосовершенствованием и т.д.

Отдых – предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потребностей в релаксации, расслаблении, переключении внимания с одного предмета на другой.

Рекреация – биологическая активность человека, которая направлена на восстановление физического, физиологического потенциала, на оздоровление душевных сил, которые становятся слабыми в процессе работы, однообразных занятий или болезни.

Досуг тесно связан и пересекается с отдыхом и рекреацией.

Разновидности досуга и квалификации досуговой деятельности:

1. Культурно-творческий тип. Набор занятий, который характеризуется одним общим признаком, создания, воспроизводства материальных и духовных ценностей. Включает в себя художественное и научно-техническое творчество.

2. Культурно-потребительский тип. Эти занятия объединяет одно общее свойство – потребление духовных ценностей.

3. Рекреативный тип. Объединяет различные виды отдыха и развлечений (туризм, отдых в компаниях, танцы, кафе).

По критериям досуговое время выделяют:

1. Микро досуг. Небольшой промежуток времени за разглядыванием кроссворда, чтением книг…

2. Макро досуг. Больший временной интервал. Выходные или праздничные дни. Активный отдых, экскурсии, хобби…

3. Мега досуг. Отпуск, каникулы, новогодние праздники, дача.

Квалификация досуга по числу участников:

1. 2-7 человек, небольшая группа

3. От 30 до 100. Большая группа.

4. Более 100. Сверх группа.

Функции досуговой деятельности:

1. Рекреационная и терапевтическая функция.

2. Творческо-развивающая функция.

3. Воспитательные и просветительные функции.

4. Поддержание социальной солидарности.

1. Принцип всеобщности и доступности.

2. Принцип самодеятельности реализуется на всех уровнях.

3. Принцип индивидуального подхода.

4. Принцип систематичности и целенаправленностей.

5. Принцип преемственности.

6. Принцип занимательности.

Формы, методы и средства досуговой деятельности.

Средство – инструмент, орудие, для достижения цели.

Метод – путь, способ достижения целей.

Форма – внешняя и внутренняя структура содержания деятельности.

Для организации различных досуговых мероприятий используются различные средства:

1. Технические – светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроводящая, теле-видео-аудио аппаратура.

2. Сенсорные – музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты.

3. Знаковые средства – печатная реклама, карты, схемы, графики, символика.

4. Динамические средства – живое слово, музыка, мимика, диалог.

5. Модальные средства – цвет, объем, пространство, тембр.

Технология досуговой деятельности использует 4 метода:

1. Монтаж – способ организации драматургического материала. Поиск документального и художественного материала. Отбор и фрагментированные. Соединение фрагментов в единое целое по замыслу программы.

2. Иллюстрирование – организация содержательного материала в виде показа.

3. Театрализация – суть метода в соединении движении света, звука, предметов, людей во времени и пространстве.

4. Игра – организация мнимой ситуации, в которой действуют реально используя свои знания, умения, опыт, по установленным правилам в своих временных рамках.

Игры: подвижные, интеллектуальные, атракционы, аукционы.

Фольклерные – народные игры, песни, танцы, хороводы.

Шоу программы состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления.

Считается, что чем крупнее форма досуг.меропр., тем больший объем методов и средств задействован в нем.

Самой крупной формой досуга является праздник.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В ДЕЯНОЛОГИЯХ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Подготовительный этап – моделирование и построение досуг.программы.

Воплощением досуг.программы занимается режиссёр. В его задачи входит идейное истолкование сценария драматургии, распределение ролей, решение по постановки по времени и пространстве. Проведение репетиций, подбор выразительных средств – музыка, свет, костюмы, декорация.

1. Экспозиция (начало события).

2. Завязка, исходное событие, в котором заложено начало драматического конфликта, заставляющее следить за развитием событий.

1. Основное развитие действия – самая обширная часть сценария, в которой указывается практически весь сюжет программы. Основная часть может быть рассыпано по композиции, может быть собрано в один блок (общие песни, игры, конкурсы, забавы).

2. Кульминация – наивысшая точка эмоционального накала досуговой программы.

3. Развязка – завершение сюжетной линии мероприятия. Заключительно событие, разрешение конфликта.

Что необходимо учитывать при выборе формы досуговой деятельности

4. Финал – часть полного завершения сценического действия (бурные продолжительные аплодисменты, фейерверк, награждение, раскрытие секретов, общая песня, коллективная оценка).

3. Заключительный этап работы – анализ ее проявления.

НОМЕР, КАК ЕДИНИЦА ДЕЙСТВИЯ ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЫ:

Номера объединяются в эпизоды, а эпизоды в единое предствавления (монтаж).

Номера подразделяются на несколько групп:

— Речевые, основаны на литературном материале. Они могут появляться или звучать в разных интерпретациях. Понятном и непонятном языках, на национальном или ино.языках, но могут и на «тарабарском».

— Пластические, группу пластичных, хореографических номеров представляют: танец, пантомима, акробатика. Танцевальные номера наиболее насыщены динамикой.

— Музыкальные, представляют собой песенный жанр, инструментальный, частушечный. В песенных номерах основным выразительным средство, является вокал, который так же может сопровождаться хореографическим, пластическим, световым или пиротехническим эффектами.

— Оригинальные – цирковые (жонглирование, фокусы, иллюзион, дрессировка), либо номера, основанные на оригинальном подходе к использованию выразительных средств (буффонада, клоунада, звукоподражание, игра на необычных инструментах).

В каждой группе номеров есть свои виды:

2. Интермедия – сценка. Не менее двух персонажей. Продолжительность до 20 минут. Иногда выступают, как связующее звено между основными элементами, связующее программы.

3. Массовка (массовая сцена, объединяющая людей, против одного соперника, действия).

Организация праздничных мероприятий:

Праздники бывают, как в выходные, так и в рабочие дни. Они делятся на государственные, неофициальные, профессиональные. Государственные праздники РФ объявлены дополнительными выходными днями (НГ, Рождество, 7 января, 23 февраля, 1 мая, 9 мая, 12 июня, 4 ноября). К неофициальным праздникам относятся – 14 января (СТГ), 14 февраля, 1 апреля. Профессиональные, дни рождения и юбилеи.

1. Люди? Соседи, родственники, знакомые, друзья, коллеги по работе…

3. Знакомы ли эти люди?

1. Сезон (зима, лето) особенности.

2. Одежда людей, по времени года.

3. Тема. Какой именно вид праздника. Приурочено ли к какой-нибудь дате, юбилейное.

4. Место проведения.

5. Игры, конкурсы, развлечение, шутки, анекдоты, поздравления. При планировании праздника, надо сделать заготовку на наибольшее количество игр, конкурсов, даже если что-то пойдет не так, можно будет сгладить, заменив одно другим.

6. Музыка для праздника – торжественная для создания настроения при встречи. Фоновая, легкая музыка – для застолья. Танцевальная для дискотеки. Веселая и задорная для конкурсов. Медленная – танцы.

7. Внешние атрибуты мероприятия: афиша праздника должная быть яркой и запоминающейся. Изобразительный язык афиши предельно условен. Значение программы праздника так же очень важно. Здесь преобладает не изображение, а текст. Возможны самые разные варианты: «Только у нас… Спешите видеть… Чудо концерт…»

9. Композиция праздника состоит из следующих составляющих: 1 – встреча гостей, 2 – знакомство и представление (игры для знакомства, формирование пар, групп), 3 – застольный период (застольные игры), 4 – игры для повышения активности (командные, художественные, творческие), 5 – танцевальный блок, 6 – музыкальный блок (караоке, живая музыка).

Праздник. «У наших ворот, всегда хоровод». Пример.

Задачи: сформировать интерес у детей и родителей интерес к русским народным праздникам.

Праздник. «Осенние посиделки. Дождинки. Или праздник последнего снопа». Пример.

Задачи: создать условия для развития чувства ответственности и осушения важности вклада каждого участника в решении общей задачи.

Рождественское представление. «Рас в крещенский вечерок». Пример.

Задачи: создать условия для творческого раскрытия учащихся.

«Игра по станциям. Масленица». Пример.

Задачи: Создание условий по творческой реализации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *