Что необходимо учитывать при разработке ооп до

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования

Что необходимо учитывать при разработке ооп до

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 11.02.2016

Статья просмотрена: 15626 раз

Библиографическое описание:

Дубцова, М. В. Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования / М. В. Дубцова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 58-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9774/ (дата обращения: 24.12.2021).

Нормативные документы определяют новые подходы к организации образовательного процесса. Изменение нормативно-правовой базы влечет за собой серьезные изменения как в организации, так и в содержании работы детского сада. Дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе.

Нормативно определен — перечень необходимых документов. Среди них важное место отведено ООП ДОО. На основании ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.12) каждая дошкольная образовательная организация (ДОО) должна самостоятельно разрабатывать основную образовательную программу дошкольного образования (ООП ДО). ФГОС ДО на федеральном уровне определяет, какой должна быть Программа дошкольной организации, какие условия нужны для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижение каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

В ст.6 Закона «Об образовании в РФ» говорится, что «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования». Педагогический коллектив может самостоятельно создавать свою модель педагогического процесса, а следовательно, педагоги свободны в выборе технологий, средств, методов для реализации основных целей и задач дошкольного образования. Принцип вариативности реализуется и через включение в ООП ДО второй части, формируемой участниками педагогического процесса. Таким образом, ООП ДО является нормативно-управленческим документом организации, в котором раскрывается содержание и организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

На основании нормативных документов научными коллективами разрабатываются примерные ООП. Примерные ООП ДО после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в федеральный реестр могут быть использованы дошкольными организациями в качестве методического основания для разработки ООП ДО. Итак, Основная образовательная программа определяет содержание и описание модели образовательного процесса, т. е. педагогической составляющей деятельности Д/О.

Каковы функции основной образовательной программы?

Рассмотрим основные положения ФГОС ДО, на которые необходимо опираться в при разработке ООП ДО. Программа формируется как система психолого-педагогической поддержки детей и обеспечивает создание оптимальных условий для их успешной социализации и индивидуализации.

ООП ДО должна отразить:

 Как с учетом конкретных условий создается в дошкольной образовательной организации собственная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников;

 Какие педагогические технологии обучения применяются в работе с детьми;

 Как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности;

 Как повышается мотивация образовательной деятельности воспитанников дошкольной организации.

Особенности ООП Д/С:

ООП детского сада рассматривается, как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, учитывающего специфику работы детского сада, а также приоритетные направления деятельности. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии дошкольников. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое развитие.

Структура ООП.

Структура образовательной программы как обязательного документа ДОО разрабатывалась коллективами детских садов в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.10.13. «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

Структурно Программа состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного и организационного. В каждом из трех разделов отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО (п.2.5.ФГОС ДО).

Рекомендуемый объем обязательной части программы — не менее 60 % от ее общего объема; вариативной — не более 40 %. В вариативной части должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках. Таким образом, организация получает больше свободы и прав для формирования своей ООП с помощью выбранных парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Обязательная часть разрабатывается на основе одной из комплексных программ (примерных ООП). Как утверждает стандарт (п. 2.6), обязательная часть ООП должна обеспечить комплексность подхода и развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности. В стандарте (п. 2.7) виды деятельности впервые прописаны по трем возрастным периодам: младенческий возраст, ранний возраст и дошкольный возраст. Кроме этого, в части, формируемой участниками образовательных отношений должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. Именно эта часть ООП должна показать специфику работы в конкретном детском саду.

Мы рассмотрели структуру ООП. Но как организовать процесс по ее разработке? Ведь оттого, насколько эффективно будет решен организационный вопрос, будет зависеть и качество результата работы по созданию ООП.

Проектирование ООП ДО — достаточно сложный и еще не отработанный процесс профессиональной деятельности администрации и педагогического коллектива Д/С, его целесообразно осуществлять в несколько этапов.

1 этап. Исследование условий реализации ООП ДО.

Приступая к проектированию ООП ДО, в первую очередь мы должны проанализировать имеющиеся в ДС условия: кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, финансовые, предметно-развивающей среды с целью определения соответствия требованиям ФГОС ДО. На этом этапе необходимо привлечь родителей.

Анализ кадровых условий предусматривают укомплектованность Д/С квалифицированными специалистами, компетентными в создании условий для развития детей в соответствии со спецификой дошкольного возраста, а именно:

 в обеспечении эмоционального благополучия детей;

 поддержке индивидуальности, инициативности самостоятельности детей;

 установлении правил взаимодействия в детских коллективах в разных ситуациях;

 построении вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка;

 во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность и др.

Требования к психолого-педагогическим условиям также связаны с профессиональной компетентностью педагогов, способных обеспечить уважение к человеческому достоинству детей, поддержку положительного доброжелательного отношения детей друг к другу, поддержку родителей в воспитании детей.

К психолого-педагогическим условиям относится и обеспечение научно-методического сопровождения, информационной поддержки самих педагогов (учебными и методическими пособиями, достижениями передового педагогического опыта и т. д.).

Во ФГОС ДО выделены также требования к материально-техническим условиям:

 соблюдение санитарно-эпидемиологических нормативов, правил пожарной безопасности;

 материально-техническому обеспечению ООП ДО,

 создание оптимальной предметно-пространственной среды.

Особые требования предъявляются к созданию предметно-пространственной среды, главная функция которой — обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала ДС материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета развития и коррекции недостатков их развития. Предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. То есть, необходимость создания оптимальной материальной базы и комфортной рабочей обстановки для эффективного протекания образовательного процесса.

Актуальным остается и вопрос создания финансовых условий, позволяющих решать вопросы финансирования современной учебно-материальной базы более эффективно.

2 этап. Подготовка педагогического коллектива к разработке программы.

На основании распоряжения заведующего детским садом утверждается состав творческой группы, определяется объем предстоящей работы, ответственные за разработку определенной части программы, сроки выполнения, периодичность организационных встреч. Творческой группой определяется примерная ООП, которая берется за основу разработки Программы. На этом этапе руководителям целесообразно подготовить в помощь творческой группе рабочие материалы, необходимые для разработки спроектированной программы: нормативные документы, учебно-программную документацию, методические разработки, т. е. разнообразные информационные источники.

На протяжение периода, определенного в распоряжении, члены творческой группы нарабатывают материалы. Периодически организуются обсуждения, осуществляется корректировка, разрабатываются части ООП. Здесь важная роль — заместителю заведующего по ВМР. Он является главным разработчиком и координатором всей деятельности.

В дальнейшем эти части объединяются в один проект и дорабатываются уже совместно посредством обсуждения получаемых результатов. Деятельность руководителя заключается в создании оптимальных условий для работы членов творческой группы, контроле своевременного выполнения планов, регулярном обсуждении получаемых результатов, корректировке. Обсуждение и утверждение проекта ООП ДО проводится на установочном педагогическом совете, на который также приглашаются представители родительского сообщества.

Таким образом, важнейшее условие успешности работы педагогического коллектива в разработке ООП ДО — коллегиальный подход и учет мнений всех заинтересованных лиц, тогда программа в наибольшей степени будет отвечать нуждам всех участников образовательных отношений.

3 этап. Проектирование ООП ДО.

Ввиду того, что основная образовательная программа — нормативный документ, как и любой другой документ, она предполагает наличие титульного листа.

На титульном листе основной образовательной программы целесообразно представить следующую информацию:

 в правом верхнем углу листа дается информация о том, когда и кем утверждена программа;

 в левом верхнем углу листа содержится информация о рассмотрении ООП ДО на педагогическом совете;

 в центральной части титульного листа, как правило, дается полное наименование организации;

 в нижней части титульного листа указывается наименование населенного пункта, в котором находится организация, и год разработки основной образовательной программы.

В соответствии с ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная).

Целевой раздел ООП ДО является концептуальным, поскольку цели образования выступают системообразующим фактором педагогической системы. Они отражают социальный заказ государства, общества, его различных социальных групп всем подсистемам образования, потому как цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, коллектива.

В целевом разделе обосновываются и конкретизируются приоритетные направления, цели и задачи деятельности ДОО по реализации ООП ДО, принципы и подходы к формированию ООП, планируемые результаты. Для их формулирования можно опираться на Примерную основную образовательную программу и. п. 1.4, 1.6 и 2.4 ФГОС. Они могут быть расширены и конкретизированы в основной образовательной программе организации. Требования ФГОС результатам освоения образовательной программы прописаны в виде целевых ориентиров, представляющих собой социально — нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В содержательном разделе описание образовательной деятельности представляется по образовательным областям с учетом используемой Примерной образовательной программы и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

Основное содержание представляется через образовательные задачи по каждой области и каждой возрастной группе, а вариативное — через описание содержания углубленной работы и регионального компонента в рамках выбранных парциальных программ.

Также в содержательном разделе описываются формы, способы, методы работы с детьми, через которые реализуется заявленное содержание; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

Работа с родителями планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОО и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

 «Круглый стол» по любой теме;

 соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

 семейные спортивные встречи;

 почта доверия, телефон доверия;

 открытые мероприятия для просмотра родителей;

 родительская гостиная, клуб;

 конкурс семейных талантов;

 день открытых дверей;

Преимущества новой системы взаимодействия ДОО с семьей неоспоримы;

 Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

 Это учет индивидуальности ребенка.

 Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка.

 Это укрепление внутрисемейных связей,

 Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.

 Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Содержание коррекционной работы, включаемое в ООП том случае, если в детском саду есть дети с ограниченными возможностями здоровья, отражает специфику работы с такими детьми. В этом случае используются специальные образовательные программы и методы, специальные методические пособия и дидактические материалы.

Организационный раздел включает содержание о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:

 описание материально-технического обеспечения программы;

 обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;

 распорядок и/или режим дня;

 особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, т. е. комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной группы;

 особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В основу планирования образовательного процесса во многих детских садах положен тематический принцип.

Преимущества комплексно-тематического принципа планирования для дошкольников:

 делает жизнь воспитанников более интересной, насыщенной;

 при организации воспитательно-образовательного процесса учитывается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. При этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей;

 построение всего образовательного процесса вокруг одной, центральной темы, дает больше возможности для развития детей. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков;

 освобождает больше времени, для игровой деятельности дошкольников;

 поддерживается эмоционально-положительное настроения ребенка, в течение всего периода освоения Программы.

Комплексно-тематическое проектирование образовательного процесса помогает педагогам:

 повышать качество образовательно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, т. е. позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в ДОО;

 формировать образ выпускника в соответствии с запросами общества и государства;

 решает образовательные задачи на основе интерактивных и активных методов и способов взаимодействия;

 дает возможность реализации принципа построения Программы от простого к сложному;

 создает условия для того, чтобы педагог при организации образовательного процесса в течение дня мог учитывать возрастные, индивидуальные особенности воспитанников, интересы своей группы;

 создает условия для педагогического творчества при подборе тематического материала;

 помогает органично включить родителей в образовательный процесс развития дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование детского сада, в основе которого лежат тематические недели, охватывает все возрастные группы, введение похожих тем обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. В дошкольной организации разрабатывается комплексно-тематический план на год, который определяют основные формы работы над темой, сочетает разные виды детской деятельности, содержит итог освоения каждой темы (итоговое мероприятие). Важно, что темы повторяются и усложняются в зависимости от возраста, а также имеет место повторяемость содержания темы на протяжении учебного года при освоении новых тем, что обеспечивает прочность усвоения образовательного содержания в дошкольный период детства.

Разработка и реализация ООП ДО — процесс достаточно сложный и еще не окончательно отработанный. Но четкое следование нормативным документам, грамотное планирование и поэтапная организация деятельности — поможет осуществить этот процесс более успешно.

Похожие статьи

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников. Дошкольная педагогика в системе образования на современном.

Организация образовательного процесса в дошкольной.

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие.

Интеграция образовательных областей в образовательной.

дошкольный возраст, окружающий мир, дошкольное образование, программа, интегрированное обучение детей, интегрированный подход, интегрированное обучение, детский сад, художественная деятельность.

Организация предметно-пространственной среды в рамках.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Крым, дошкольное образование, игра, группа, устойчивый интерес, образовательная область, народное декоративно-прикладное искусство, детский сад, художественная литература.

Проектирование и реализация индивидуальной образовательной.

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является учебным планом коррекционно-образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом его реальных возможностей.

Управление образовательным учреждением в условиях.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей, программа, творческая группа, дошкольный возраст, образовательная деятельность.

Воспитательно-образовательный процесс по формированию.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Вариативно-образовательный процесс в современном.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательная программа, дошкольное образование, программа, вариативно-образовательный процесс, дошкольное учебное заведение.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Такой подход к проведению непосредственно-образовательной деятельности даёт возможность педагогам творчески подходить к развитию детей, к.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *