Что необходимо учитывать при правильном выполнение метания мяча на дальность
Техника метания мяча
Метание мяча. Виды и техника метания. Особенности
Метание мяча – это одно из легкоатлетических упражнений, в котором, с помощью взрывной силы мышц, требуется совершить бросок снаряда как можно дальше. Кроме того, это упражнение является базовым — именно с него начинается освоение навыков метания, развитие силы, ловкости, умения правильно распределять усилия.
Историческая справка
Метание мяча было популярным занятием у всех граждан в античных Греции и Риме. А в древней Спарте мяч бросали для совершенствования физической формы воинов. Снаряды изготавливались из кожи, а набивкой становились перья, шерсть, зерна и семена.
В нашей стране уже в эпоху современности многое сделал для развития метания мяча П.Ф. Лесгафт. В 1912 г. им была издана книга «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», где автор привел классификацию упражнений с мячом, изложил технику и способы метания.
Основные принципы метания мяча
В данном упражнении допускается выполнение броска несколькими способами: с места, с разбега, из-за головы, с плеча. Тот или иной метод используется сообразно возрасту, индивидуальным особенностям спортсмена, а также от размера и веса самого мяча. Однако независимо от способа начинающим не рекомендуется выполнять метание с максимальной силой, так как мышцы и связки еще не адаптировались к таким нагрузкам, и результатом может стать травма.
Как уже было сказано, броски производятся на дальность. Основных факторов, влияющих на этот показатель всего 3:
Решающее значение при этом имеют первые два.
Продолжительность полета снаряда при броске никак не связана ни с ростом спортсмена, ни с длиной его рук, хотя можно подумать обратное. Рост, безусловно, определяет высоту точки отрыва снаряда, но если техника метания соблюдена, существенного влияния на результат этот фактор не окажет. То же самое можно сказать и о воздушном сопротивлении. Воздух влияет на скорость полета и его продолжительность в сторону уменьшения, но мяч слишком мал, чтобы это влияние было слишком весомым. И высота вылета, и сопротивление влияет на полученную дальность не более, чем на несколько сантиметров.
Метание мяча с места
Этот способ представляет собой перемещение только руки спортсмена со снарядом для метания. Выполняется движение руки над плечом из-за головы.
Техника броска с места такова:
Бросок с разбега
Разбег осуществляется на дорожке протяженностью 20 м. Предполагается, что всего спортсмен должен сделать 12 шагов: 8 предварительных и 5 заключительных. Но в действительности все зависит от конкретного спортсмена, уровня его подготовки.
Чтобы правильно выполнить метание мяча с разбега, следует:
Разбег
Необходимо выполнять равномерно, постепенно ускоряясь, пружинистыми шагами. Корпус при этом нельзя наклонять вперед и обязательно следует контролировать положение толчковой конечности. Всю дистанцию нужно разделить на 2 одинаковых отрезка. На первом идет набор скорости, а на втором — подготовка к броску. Метание мяча предполагает наличие отличной координации движений. Стараясь не потерять набранного ускорения, нужно отвести руку назад для броска. Иногда для того, чтобы участникам состязаний было легче ориентироваться, на дорожке делают отметку, где нужно начать отводить руку.
Скрестный шаг
Несмотря на то, что дальность броска напрямую связана со скоростью при разбеге, перенапрягаться не стоит. В противном случае может не хватить сил непосредственно на метание мяча. Самое большое значение имеет предпоследний шаг, который называют скрестным. При его выполнении энергия передается от ног атлета метающей руке и далее снаряду. Также он необходим для придания правильного положения конечностям. Двигаясь скрестным шагом, атлет должен выполнить упор на открытую наружу стопу и подготовить руку к броску. Именно такое положение ноги сделает метание результативным. Корпус должен быть повернут левым боком по направлению движения мяча, метающая рука — прямая и находится сзади, а другая — согнута и расположена на уровне груди.
Правильное положение метающей руки
Выполняя последние шаги разбега, метатель позволяет ногам оказаться впереди рук, поэтому со стороны кажется, что его торс немного отклоняется назад. С помощью такого положения максимально эффективно передается энергия, необходимая метающей руке для броска. На школьных тренировках метание мяча ограничивается поворотом плеча по направлению движения снаряда с одновременным отведением руки назад. Но у профессионалов техника отведения руки выглядит немного по-иному.
Существует 2 способа:
Второй способ признается более динамичным.
Бросок
Выполняется при разгибании метателем правой ноги. Плечи при этом не меняют своего положения, кисть руки, удерживающей мяч, поворачивается вверх ладонью, а сама рука сгибается и поворачивается. В результате корпус атлета принимает положение натянутой тетивы. Корпус спортсмена повернут вперед, а рука с мячом начинает движение назад. На уровне уха атлет резко подает вперед плечи, выпрямляет метающую руку и делает в конце броска хлестообразное движение кистью.
Распространенные ошибки
Таковых немного, но они существенно снижают результативность броска:
Эти 2 движения влекут к потере скорости, набранной при разбеге, и, как следствие, к уменьшению дальности полета мяча.
Еще одной ошибкой является заступ за контрольную линию. Этого легко избежать, переступив с одной ноги на другую.
Чтобы метание мяча стало результативным, требуются долгие и упорные тренировки. Именно упорство и труд помогут избавиться от всех недостатков в технике. Любые навыки можно освоить, все зависит от желания и целеустремленности спортсмена.
Методические рекомендации «Метание малого мяча на дальность»
Метание малого мяча
Одним из средств физического развития и специальной подготовки школьников и молодежи является метание малых мячей. По технике исполнения оно в значительной степени сходно с техникой метания копья. Поэтому на начальном этапе обучения метание мячей становится эффективным средством, используемым для освоения техники данного вида.
Техника метания мяча подразумевает разбег протяженностью в 20 м. На практике это расстояние немного колеблется в зависимости от индивидуальных характеристик спортсмена. Сам разбег должен быть равномерным, но с ускорением. Важен и шаг: легкий, пружинистый (ни в коем случае не бег с наклоном корпуса вперед). Кроме того, во время разбега необходимо контролировать положение толчковой руки. Условно разделив разбег на две равные части, получим подготовительную – собственно набор скорости легкоатлетом, и бросковую – подготовку к метанию снаряда. Здесь огромное значение имеет координация движений. Необходимо сохранить скорость, набранную в первой части разбега, и при этом завести руку для броска за спину. В начале разбега спортсмен опирается на переднюю часть стопы и слегка наклоняет корпус вперед. Перед финальным усилием необходимо сделать несколько «бросковых» шагов и отвести за это время руку со снарядом назад. Чтобы облегчить задачу, на дорожке для разбега обычно помечается место, в котором необходимо начать движение руки назад.
Метание малого мяча один из самых простых и доступных видов метаний.Техника метания мяча практически одинакова с техникой метания гранаты и копья (за исключением держания снарядов).Мяч держится фалангами пальцев, мизинец придерживает мяч с одной стороны, большой с другой, остальные три пальца, на которых лежит мяч, держатся вместе. Держится мяч на уровне верхней кромки головы, над плечом. Условно метание можно разделить на три части: разбег, финальное усилие и торможение.
Торможение. Стремительное движение вперёд, возникающее под действиеминерции разбега гасится за счёт перескока-перестановки ног с левой на правую.
Освоение техники метания малого мяча целесообразноначать с держания и выбрасывания снаряда.
Для этого рекомендуется выполнить следующие подготовительные упражнения:
2. Бросание снаряда с шестиметрового расстояния в щит для достижения максимальной дальности отскока мяча. Добиться свободного движения рукой.
— бросок согнутой рукой;
-отсутствие хлестообразного движения рукой;
-метание мяча сбоку;
-локоть правой руки направлен в сторону
Далее следует овладеть техникой метания мяча с места за счёт выполнения упражнений :
1.Тренировки в парах, во время которых партнёр помогает бросающему сымитировать финальные движения.
-низкое опускание (ниже оси плеч) правой руки с мячом перед броском;
-опускание локтя правой руки;
— ранний поворот туловища при выбрасывании мяча.
Техника метания с бросковых шагов.
Для точного овладения техникой данного движения рекомендуется выполнить упражнения:
1.Стоя левым боком в сторону метания, левая нога впереди. Выполнить метание мяча с одного шага.
2. Метание мяча после выполнения скрестного шага. Добиться слитного выполнения без пауз.
3.Метание мяча с 4-х бросковых шагов. Постепенно увеличивать скорость выполнения.
-чрезмерное отклонение тела назад во время двух первых шагов при броске;
— некоторое торможение во время скрестного шага;
-выполнение паузы перед броском.
Затем следует освоить технику выполнения разбега и отведения мяча.
Для этого целесообразно выполнить следующие упражнения:
Имитация отведения мяча (вперёд-вниз-назад) в ходьбе.
Имитация отведения мяча в беге. Добиться попадания на контрольную отметку левой ногой.
Метание мяча с 4-х бросковых шагов. Добиться выполнения отведения на первые два шага.
Для решения задачи обучить технике метания мяча с полного разбега рекомендуется выполнить упражнения:
Имитация попадания на контрольную отметку левой ногой при ходьбе, беге.
Имитация метания мяча с полного разбега. Выполнить без мяча. Обратить внимание на ритм движения.
Выполнение метания мяча с 6-8 шагов разбега. Постепенное увеличение скорости и длины разбега.
Метание мяча с полного разбега. Подбор и замер ступнями для индивидуального разбега.
-низкий темп при разгоне на предварительном этапе разбега;
-чрезмерно резвый старт при беге на полусогнутых ногах;
-рваный ритм бега на предварительном отрезке разбега;
-излишняя ширина бросковых шагов;
Далее следует совершенствование техники метания мяча в различных погодных условиях и соревнованиях.
Легкая атлетика: Техника метания мяча на дальность с разбега
Проект урока по физической культуре в 6 классе.
Тема: «Легкая атлетика: Техника метания мяча на дальность с разбега».
Выполнила:Бурдаева Ольга Вадимировна,
учитель физической культуры МБОУ «СОШ №31»,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Формирование умения у учащихся к новому способу деятельности – обучение технике стартового разгона; совершенствование техники метания малого мяча на дальность с разбега; развитие у учащихся физические качеств (быстроты, силы, выносливости); формирование навыка правильной осанки..
1.Образовательная – познакомить с техникой метания мяча
2. Развивающая – укрепить здоровье учащихся с помощью разнообразия лёгкоатлетических упражнений
3. Воспитательная – формирование познавательного интереса к новому, умение проявлять дисциплинированность и трудолюбие при работе в группе, команде.
Теннисные мячи по количеству занимающихся, набивные мячи свисток, секундомер
сопоставлять изученный материал с возможностью его применения в игровой и повседневной деятельности;
Развивать координационные способности;
Анализировать, дать характеристику собственному выполнению упражнения.
Регулятивные: умение формулировать цель и задачи урока.
Познавательные: усвоение техники выполнения стартового разгона, профилактики перенапряжения средствами физической культуры;
Коммуникативные: владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения.
Формирование ответственного отношения к учению, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Построение, сообщение темы урока, формулировка задач урока.
-с высоким подниманием бедра;
-с захлестыванием голени;
-приставными прыжками правым и левым боком.
ОРУ – типа зарядки (учащиеся выполняют сами).
Отведение мяча в ходьбе;
Отведение мяча в медленнном беге;
ускорение на отрезках 20-30 метров с несением мяча у плеча;
4. ускорение на отрезках 20-30 метров с попаданием левой ногой на контрольную отметку
Постановка учебных задач.
Проверяет учащихся, готовность к уроку, напоминает тб, приветствует учащихся создает эмоиональный настрой к уроку.
Организует диалог с
Дает команды. Корректирует выполнение заданий. Регулирует быстроту выполнения упражнений.
Дает команды, следит за их выполнением.
Следит за работой в группах и выполнением упражнений учащимися.
Проводит комплекс СПУ. Поясняет задание, контролирует его выполнение.
Слушают, принимают участие в беседе и отвечают на вопросы.
Учащиеся осуществляют учебные действия по плану (поточно- групповой метод).
Выполняют беговые упражнения.
Учащиеся самостоятельно придумывают упражнения в группах, осуществляют учебные действия по плану (групповой и индивидуальный методы).
Учащиеся осуществляют учебные действия по плану (индивидуальный метод).
Проверить готовность к уроку, сдача рапорта, определение задач урока.
Следить за осанкой, не сутулиться. Следить за правильным выполнением упражнений.
Согласованная работа рук и ног;
Руки за спину, пятки касаются ягодиц;
При прыжках взмах руками.
Учащиеся перестраиваются из одной колонны в пять.
За физоргом проводят комплекс ОРУ – типа зарядки. Следить за осанкой.
Следить за правильным выполнением упражнений.
Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств.
Обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой.
Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности.
Умение выполнять упражнения с теннисным мячом в различных СПУ
Умение активно включаться в диалог (Л).
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника (К).
Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи (П).
; уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой (Р).
Умение правильно выполнять двигательные действия (Р)
Умение правильно выполнять двигательные действия (Р)
Умение активно включиться в диалог со сверстниками (П).
Обмениваются мнениями, слушают друг друга (К).
Организовать собственную деятельность (К)
Основная часть 25-30 мин.
1. И.п. – стоя на правой ноге, левая сзади на носке. Мяч отведен назад. Начиная с энергичного маха левой ногой вперед, выполнить 3 бросковых шага и с быстрой постановкой левой ноги.
2. Бег равномерный или с ускорением. На любой части разбега, выполняя отталкивание в скрестный шаг и быструю постановку левой в упор.
3.Метание набивного мяча из-за головы с разбега, с постановкой левой ноги в упор.
4. Метание малого мяча в цель
5.То же, после предварительного замаха (отведение кисти с мячом вверх-назад, поворот плечевого пояса вправо.
6.То же, стоя левая нога вперед, вес тела на слегка согнутой правой ноге, увеличив расстояние до цели до 12 м у девочек и до 14 м у мальчиков.
7.Броски на точность попадания в цель с оценкой: 3 попадания — «5», 2 — «4», 1 — «3». Проводить на 5-м уроке как соревнования среди мальчиков и девочек, предоставляя каждому по 3 попытки.
Упражнения, способствующие совершенствованию технике финального усилия.
Конструирование нового способа действия
Переход к этапу решения частных задач
Применение общего способа действия для решения частных задач
Обеспечивает выполнение команд, корректирует технику выполнения метания мяча, следит за работой.
Обращает внимание на ошибки Удержание задачи на протяжении урока.
Акцентировать внимание на начало броска с разгибания туловища, последующее движение правого плеча вперед и хлестообразное движение руки в заключительной фазе
Следит за правильным выполнением эстафет, выполнением передачи и ведения мяча мяча.
Обратить особое внимание на начало броска с разгибания правой ноги с последующим подключением вышерасположенных звеньев. Следит за правильной техникой заключительного движения рукой.
Учащиеся осуществляют самостоятельный контроль при работе с мячом.
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. Моделируют метание мяча в замедленном действие, в шаге.
Обучаются выполняют метание мяча
Соблюдают првильность выполнения метания мяча, следят за техникой выполнения
Следить за правильностью выполненияметания мяча. По ходу выполнения задачи – исправлять ошибки, используя показ учащихся.
Следить за правильностью выполнения постановки ног и замаха одновременно.
Использовать правильное выполнение на примере учащихся.
Следить за правильностью
Выполнение техники передачи мяча двумя руками от груди.
Выполнение упражнений с.?
Развивать координационные способности.
Владение навыками выполнения технического элемента (П), умение взаимодействовать в группе (К).
Владение навыками выполнения технического элемента» (П).
Умение взаимодействовать в группе (К).
Умение выбирать и использовать средства для достижения цели (Р).
Умение взаимодействовать в команде (К), способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях соревнования (Р).
3. Домашнее задание.
Контроль на этапе окончания учебной темы
Оказывает помощь при выставлении отметок, указывает недостатки и положительный момент при выполнении упражнений.
Указать источники поиска информации.
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание одноклассников).
Составлять комплекс упражнений.
Уметь осуществлять поиск информации.
Учащиеся сообщают, чему они научились на уроке, что узнали нового и какую отметку они себе поставили.
Обратить внимание на внешний вид учащихся. Составить и выполнять комплекс ОРУ типа зарядки.
Самостоятельно анализировать особенности выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их.
Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности.
Активно включиться в диалог (Л). Логично и точно излагать свою точку зрения (Р). Осуществлять комплексный анализ своей деятельности (П).
Умение осуществлять поиск информации, творчески применять полученные знания (П).
Основные этапы организации учебной деятельности
Основные этапы организации учебной деятельности
Постановка учебных задач
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
Совместное исследование проблемы.
Поиск решения учебной задачи.
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
Конструирование нового способа действия.
Построение ориентированной основы нового
Переход к этапу решения частных задач.
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Применение общего способа действия для решения частных задач.
Коррекция отработки способа.
Контроль на этапе окончания учебной темы.
Схема анализа урока
Зам. директора по УВР / А.А. Канифатова/
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1593654
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Исторический экскурс
Еще на Олимпийских играх в Древней Греции было метание копья на точность, позже добавили упражнение на дальность. Отдельно выделяли метание диска. В современном легкоатлетическом спорте до соревнований допускаются не только мужчины, но и женщины. Было добавлено толкание ядра.
В современных условиях в программу соревнований входит только метание копья, диска, толкание ядра. На уроках физкультуры в школах, средне-специальных и высших учебных заведениях такие упражнения используются для развития координации, укрепления мышц рук, ног и туловища. Особенно это важно для детей 9−10 лет.
Для взрослых умение бросать мяч важно для еще по одной причине. Мужчины учатся в армии метать гранаты. Различия снарядов только в весе и удержании.
Основные техники
Есть два основных вида метания мяча — с места и с разбега. Каждый имеет свои особенности выполнения броска. Важно понимать, что рост и длина конечностей не имеют значения, важнее правильная техника.
Для того чтобы бросить предмет с места, нужно завести руку со снарядом за голову. После чего подключая мускулатуру плеч, туловища и ног совершить движение. Последовательность выполнения:
Важно не допускать заступа. Не стоит переживать, что не удастся с первого раза все сделать правильно. Постоянные тренировки помогут отработать навык.
Есть еще метание с разбега. Для этого требуется дорожка до 20 м в длину. Примерно на разбег отводится 14 шагов. Мяч нужно держать в руке, которая находится выше плеча. Движение начинают с правой ноги и сам бег ведется на ускорение. Скрестный шаг позволяет развернуть тело и напрячься. После чего нужно резко выбросить руку и метнуть мяч. Перескакивая с левой нижней конечности на правую, погасить инерцию разбега.
Выделяют еще бросок мяча в горизонтальную или вертикальную цель. Для начального обучения пойдет зона, отмеченная обручем. Задача ученика попасть в нее с определенного расстояния. Для любого способа метания снаряда нужно учитывать правильный захват мяча.
Сзади предмета размещены указательный, средний, безымянные пальцы. Большой и мизинец поддерживают его сбоку. Именно такое положение позволяет эффективно бросить мяч в цель.
Некоторые упражнения
Уже с двухлетнего возраста дети уверенно манипулируют мячом. На уроках физкультуры для этого используют разные темы, которые позволяют эффективно подготовиться к выполнению броска. Учитель обязан соблюдать правила метания и контролировать размещение учеников на площадке.
Важно помнить, что дети быстро утомляются от однообразных занятий. Поэтому упражнения лучше делать кратко по 8−10 подходов, многие из них допускается выполнять в парах. Для начального обучения лучше использовать большие утяжеленные мячи.
Примерный перечень упражнений:
С каждым классом задачи все усложняются. Метание лучше сочетать с эстафетами и подвижными играми. Такая деятельность увлекает учащихся младших классов, и они получают возможность отрабатывать навык в интересных условиях. Например, игра «Охотники зайцы». Для нее выбирают двух ведущих, которые получают по резиновому мячику. Остальные участники находятся за очерченной областью. По команде они начинают прыгать посередине площадки и задача охотников кидать мяч. Кого он коснется, тот становится охотником.
Есть еще вариант «Школа мяча». Для этого учеников делят на две команды, которые выстраиваются в колонны. Они встают друг напротив друга на расстоянии около 3 метров. Один из направляющих держит мяч, который по команде бросает в центр площадки и быстро уходит в конец колонны.
Возможные ошибки
Не всегда получается с первого раза выполнить бросок. Спортивные упражнения требуют от человека максимальной концентрации. Успешность выполнения действия зависит от ряда факторов. Поэтому важно уметь выявлять ошибки и исправлять их.
Например, при разбеге скованность метателя в предварительной фазе приведет к тому, что мяч не получится далеко кинуть. Это происходит из-за быстрого разбега или передвижения на полусогнутых ногах. Для исправления ситуации нужно вырабатывать равномерный бег.
Ошибки при разбеге:
Во время обучения важно отрабатывать правильную технику метания мяча. Бросок согнутой рукой или рукой сбоку приведет к тому, что предмет не достигнет цели. При исполнении упражнения нужно соблюдать технику безопасности.
Для этого людей, которые выполняют метание, размещают на безопасном расстоянии друг от друга. Нельзя делать броски навстречу друг другу. Стоит обязательно соблюдать очередность выполнения упражнения и нужно следовать командам тренера или учителя.
Стоит помнить, что при неправильной методике выполнения броска можно получить травму — растяжение голеностопных связок или вывих плечевого сустава. Поэтому важно соблюдать технику безопасности и внимательно относиться к тренировкам.