Что необходимо соблюдать при приготовлении блюд 5 класс
Технология приготовления пищи, 5 класс
¨ Правила безопасной работы
¨ Приготовление блюд из овощей
¨ Сервировка стола к завтраку
ЗАДАНИЕ 1: Зарисуй сервировку стола к завтраку для семьи из четырёх человек.
Меню воскресного завтрака: бутерброды, яичница, салат, чай с лимоном и сахаром.
ЗАДАНИЕ 2: Определи правильную последовательность действий при приготовлении завтрака, запиши её цифрами в квадратике.
¨ Проверить исправность оборудования и инструментов
¨ Обсудить с членами семьи время завтрака и рассчитать, сколько времени понадобиться для его приготовления.
¨ Приобрести необходимые продукты.
¨ Подобрать необходимый инвентарь для приготовления завтрака.
Задание 1: Ответь на следующие вопросы:
1) Что называется сервировкой стола?
2) От чего зависит выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола?
3) Каковы обязательные предметы при сервировке стола к завтраку?
Задание 2: Отметь правильный ответ.
При сервировке стола к завтраку вилку кладут:
а ) справа от тарелки зубцами вверх;
б ) слева от тарелки зубцами вверх;
в )справа от тарелки зубцами вниз;
г ) слева от тарелки зубцами вниз;
д ) в специальную укладку.
Задание 3: Отметь правильный ответ.
а) справа от тарелки, острой частью к тарелке
б) слева от тарелки, острой частью к тарелке
в) справа от тарелки, острой частью от тателки
г) слева от тарелки, острой частью от тарелки
При пользовании электронагревательными приборами
- Установить электронагревательный прибор па огнеупорную подставку. Перед работой проверить исправность соединительного шнура. Включать и выключать электроприбор сухими руками, при этом браться только за корпус вилки. По окончании работы выключить электроприбор.
При работе с горячей посудой и жидкостью
- Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливать до краёв. Когда жидкость закипит, уменьшить нагрев. Снимая крышку с горячей посуды, приподнять её и двигать от себя. Засыпать в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно. На сковороду с горячим жиром продукты класть осторожно ( от себя), чтобы не разбрызгивался жир. Снимая горячую посуду с плиты, пользоваться прихватками, а если сковорода без ручки, то сковородником. Не пользоваться посудой с деформированным дном и сломанными ручками. Не пользоваться ржавой посудой.
При работе ножом и приспособлениями
Задание: Подумай и обсуди следующие ситуации.
Режим питания Веры
Режим питания Серёжи
Сравни режим питания Веры и Серёжи.
Сделай вывод и запиши его.
Основа питания Олега – фрукты, потому что они являются источником витаминов. Мальчик считает, что для его организма этого достаточно.
Папа Олега предпочитает продукты, богатые белками и углеводами.
Напиши, какую пищу должен употреблять человек, чтобы быть здоровым.
Исследуй помещение и оборудование кухни в своей квартире, результаты запиши в таблицу.
Для хранения скоропортящихся продуктов
На кухне используется много различной посуды, приспособлений, инструментов. Напиши, какие предметы соответствуют приведённым в таблице понятиям.
Для приготовления пищи
Газовая плита, электрическая плита
Для облегчения приготовления пищи
Задание 1: Ответь на следующие вопросы:
- Какие сорта чая ты знаешь? _____________________________________________ Какими свойствами обладает чай?-_______________________________________ Чем полезен чай для человека?-__________________________________________ Как правильно хранить кофе и чай?______________________________________ Какие добавки можно использовать при заваривании чая?__________________ Что ты знаешь о традициях чаепития в России?____________________________
Напиши последовательность заваривания чая и приготовь его.
Запиши, какие горячие напитки ты знаешь.
Виды горячих напитков
Свари по отдельности 3 яйца в течении указанного времени.
Запиши в таблицу, что произошло с яичным белком и желтком.
Время пригоповления с момента закппания, мин.
( состояние белка и желтка)
Задание 2: Составь технологическую карту приготовления блюда по этому рецепту.
1 Подготовка продуктов
2 Приготовление блюда
3 Тепловая обработка
4 Оформление блюда
Задание1: Подбери необходимые продукты и приготовь блюдо из яиц по разработанной тобой технологической карте.
Задание 2: Оцени свою работу. Результаты запиши в таблице.
1 Вкусовые качества блюда:
Отличные, хорошие, удовлетворительные
2. Эстетичный ли вид у блюда?
3. Дорогим или дешёвым оно получилось?
4. Всё ли удалось? Что бы ты сделала по-другому, если бы начала работу заново?
5. Какую оценку ты себе поставишь за выполнение мини-проекта «Ьлюда из яиц»?
Задание 3: Проведи исследование: определи доброкачественность яйца при помощи солёной воды. Сделай соответствующий вывод.
ИСКЛЮЧИ ЛИШНЕЕ ПРИ ПРИГОТОВЛЕНИИ ВИНЕГРЕТА
Чтобы при приготовлении пищи в нее не попадали вредные для организма болезнетворные микробы и не вызывали пищевые отравления, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования, которые предъявляются:
К ЛИЦАМ, ПРИГОТАВЛИВАЮЩИМ ПИЩУ:
готовить пищу надо в специальной одежде. приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом, убрать волосы под шапочку (косынку). Ногти должны быть коротко острижены. если на пальцах есть царапины, то эти места нужно перевязать бинтом или надеть резиновый напальчник. На предприятиях общественного питания люди, непосредственно связанные с приготовлением пищи, проходят медицинский осмотр.
К ПРИГОТОВЛЕНИЮ ПИЩИ
К ХРАНЕНИЮ ПРОДУКТОВ И ГОТОВЫХ БЛЮД:
нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике. продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока. продукты, готовые к употреблению, хранить закрытыми отдельно от сырых. различные продукты и готовые блюда требуют определенной температуры хранения, поэтому в холодильнике их помещают на соответствующих местах.
Задание 1. Рассмотрите таблицу и запишите название овощей и их кулинарное использование.
Жарка, салаты, супы, щи, борщи, жарка во фритюре
Супы, гарниры, салаты, рагу, щи, борщи
Картофель, морковь, свекла, кабачки, баклажаны
Салаты, винегреты, щи
Кольца и полукольца
Посуда, инвентарь, столовые приборы
Заполните таблицу. Впишите номера названий посуды.
Номера названий посуды
сковорода чашка тарелка закусочная сахарница солонка кофейник хлебница кастрюля чайник заварной блюдце тарелка пирожковая чайник кухонный молочник ваза для салатов соусник соусник ваза для мучных кондитерских изделий
Заполните таблицу. Впишите номера названий кухонного и столового инвентаря.
§ 17. Санитария и гигиена кухни
Приготовление и прием пищи связаны с жизненно важными для человека проблемами — с физическим здоровьем и поддержанием жизнедеятельности организма. Поэтому при приготовлении пищи большое внимание уделяют санитарии и гигиене. Только при условии соблюдения требований личной гигиены, чистоты помещения, рабочего места и посуды, используя только свежие продукты, можно приготовить доброкачественную, полезную пищу.
Правила санитарии и гигиены
При переработке и хранении пищевых продуктов необходимо соблюдать режимы их тепловой обработки и сроки хранения, так как продукты питания являются благоприятной средой для развития микроорганизмов: бактерий, микроскопических грибков, водорослей, вирусов и болезнетворных микробов.
Попадая в организм человека с пищей, микроорганизмы вызывают пищевые отравления (пищевые инфекции). Знания человека об особенностях распространения микроорганизмов помогают предупредить инфекционные болезни и даже ликвидировать некоторые из них.
Для пищевых отравлений характерны следующие признаки: тошнота, боль в области живота, рвота, понос, головная боль, головокружение, резкая слабость, а в тяжелых случаях — потеря сознания. При появлении таких признаков необходимо изъять из употребления продукт, который стал причиной отравления, вызвать врача, оказать первую медицинскую помощь заболевшему. Если пострадавший находится в сознании — промойте ему желудок: дайте выпить 3-4 стакана бледно-розового раствора пер-манганата калия (марганцовки) и, надавливая на корень языка черенком ложки или пальцем, вызовите рвоту.
После промывания желудка дайте отравившемуся активированный уголь. Для этого 5-10 таблеток залейте стаканом (200 мл) холодной кипяченой воды, тщательно перемешайте и дайте выпить.
При сильном отравлении обязательна неотложная врачебная помощь. При легком отравлении пострадавшему следует принять лекарства, нормализующие работу желудочно-кишечного тракта.
Во время работы на кухне и в кабинете кулинарии следует обязательно выполнять правила безопасной работы. Их несоблюдение может привести к ожогам, порезам, ушибам и т. д.
Правила безопасной работы
Рис. 64. Нарезка продуктов
Рис. 66. Снятие крышки с горячей посуды
Перманганат калия, микроорганизмы, пищевые отравления, активированный уголь.
Санитария и гигиена на кухне
Работа на кухне связана с приготовлением пищи. При нарушении правил хранения и переработки продуктов питания, правил санитарии и гигиены пища может вместо пользы принести вред здоровью. Только при соблюдении правил личной гигиены и санитарии можно приготовить доброкачественную и полезную пищу.
Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, продуктах, посуде, так как болезнетворные микробы могут вызвать пищевые отравления.
1. Готовить пищу надо в специальной одежде.
2. Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть уки с мылом. Ногти должны быть коротко острижены.
1. До тепловой обработки продукты должны быть вымыты.
2. Если фрукты и овощи не будут подвергаться тепловой обработке, их надо мыть тщательно, а по окончании мытья ополоснуть кипячёной водой.
3. Различные виды продуктов следует обрабатывать на разных разделочных досках с соответствующей маркировкой.
4. Нельзя готовить пищу в посуде с повреждённой эмалью.
1. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.
2. Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определённого срока.
3. Продукты, готовые к употреблению, хранить в закрытом виде и отдельно от сырых.
4. Перед загрузкой в холодильную или морозильную камеру все продукты заворачивать в пищевую плёнку.
5. Различные продукты и готовые блюда требуют определённой температуры хранения, поэтому в холодильнике их размещают на соответствующих полках, предусмотренных его конструкцией (см. инструкцию к нему).
6. Приготовленные блюда помещать в холодильник остывшими в стеклянной или фаянсовой посуде под крышкой.
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 23. Кухня. Правила санитарии и гигиены на кухне
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Гигиена – это наука о здоровье человека, изучающей влияние внешних факторов на человеческий организм. С помощью гигиены питания рассматриваются вопросы рационального питания человека, изучаются заболевания, связанные с нарушением питания, и разрабатываются меры по их предупреждению.
Санитария – это мероприятия по соблюдению основных гигиенических правил и норм.
Рабочий треугольник – это положение мойки, плиты и холодильника.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Часто центром семейной жизни является кухня – место для приготовления еды, обеда в кругу близких и просто для общения.
Кухня – это помещение, которое используют для хранения и обработки продуктов, приготовления и приёма пищи.
Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно-гигиенических правил.
Причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений, небрежность и неаккуратность, которые допускаются в процессе приготовления пищи.
Именно поэтому на кухне очень важна правильная гигиена.
Гигиена – это наука о здоровье человека, изучающей влияние внешних факторов на человеческий организм. С помощью гигиены питания рассматриваются вопросы рационального питания человека, изучаются заболевания, связанные с нарушением питания, и разрабатываются меры по их предупреждению.
Санитария – это мероприятия по соблюдению основных гигиенических правил и норм.
Основные санитарно-гигиенические правила:
– Мытье рук является основой гигиены на кухне. Бактерии очень легко переносятся, так что мойте руки перед началом работ на кухне, во время приготовления пищи, после окончания работ.
– Приступая к работе на кухне, нужно одевать фартук, убрать волосы под косынку или шапочку, закатать рукава одежды.
– Используйте разные разделочные доски для рыбы, мяса, овощей, молочных продуктов и хлеба. Можно использовать разноцветные доски, чтобы не запутаться и никогда не оставляйте еду рядом с сырым мясом. Это поможет вам избежать распространения бактерий.
– Одной из самых главных правил является правильное приготовление пищи. Если еда не полностью готова, опасные микроорганизмы могут вызвать отравление.
– Протирайте поверхности кухонных шкафов и столов после каждого использования. Это одно из самых простых, но эффективных правил гигиены, которого легко придерживаться если убирать любые загрязнения, как только они появляются.
– Кусочки еды, оставшиеся на разделочных досках, быстро начинают плодить бактерии – чтобы избежать этого, нужно мыть разделочные доски, посуду и приборы сразу после каждого использования.
– Выносите мусор каждый день, чтобы избежать неприятных запахов и поддерживать гигиену на кухне. Кухня становится средой для распространения бактерий, если продукты начинают гнить.
– Здоровье напрямую зависит от чистоты в холодильнике. Если не проводить уборку, загрязнения и гниющая еда могут распространить бактерии на другие продукты. Всегда избавляйтесь от всех продуктов с истекшим сроком годности.
– Раковина используется каждый день, и, если её не поддерживать в чистоте, она быстро загрязняется и становится источником бактерий. Мойте раковину жёсткой щёткой с моющим средством один раз в день. Протирайте любую разлитую жидкость или загрязнения вокруг раковины.
Следите за общим порядком и чистотой на кухне.
Рациональное размещение кухонного оборудования во многом обеспечивает гигиеничность приготовления пищи и значительно облегчает труд на кухне.
Для этого необходимо грамотно спланировать интерьер помещения.
Планировать кухню означает располагать в ней по определённым правилам кухонную мебель и оборудование.
Так как кухню часто используют, как столовую, то в ней есть 2 зоны: зона приготовления пищи и обеденная зона.
В зоне приготовления пищи находится мойка, плита, холодильник, стол для первичной обработки и нарезки продуктов, навесные шкафы для хранения кухонной посуды и инвентаря, вытяжка. А обеденный стол и стулья уже относятся к зоне обеденной.
Независимо от того, как часто мы готовим и сколько проводим на кухне времени, алгоритм действий у всех одинаковый: достать морковку из холодильника, помыть в мойке и пожарить на плите.
Но так как движения наши не линейны и двигаемся мы больше «туда-сюда», то учёные разработали понятие рабочего треугольника. Во главе каждой вершины такого треугольника стоят холодильник, мойка и плита. Жизнь кипит между ними или внутри этого треугольника.
Чтобы кухня не казалась слишком тесной, расстояние между рабочими зонами не стоит делать слишком маленьким. Но чтобы не уставать во время приготовления пищи, расстояние не должно быть слишком большим.
Идеальным считается расстояние, когда все рабочие зоны расположены в углах треугольника с равными сторонами.
По расчётам специалистов
– оптимальное расстояние между рабочими зонами — не менее 1,2 метра и не более 2,7 метра;
– сумма всех сторон треугольника должна быть в пределах 4 – 8 метров;
– никаких препятствий (табуреты, стулья или мусорное ведро) на сторонах треугольника не должно встречаться. Эти стандарты разрабатывались в 1940 году для небольших кухонь, но они
Виды планировки кухни:
Особенно внимательно надо отнестись к правилу треугольника, если на кухне готовят одновременно два человека. Траектории их движения при неправильно выстроенной схеме будут пересекаться, что не только неудобно, но даже опасно, например, если кто-то двигается по кухне с горячей кастрюлей.
При работе на кухне всегда нужно очень внимательным и осторожным, строго соблюдать привила техники безопасной работы.
– Пол в кухне всегда должен быть не только чистым, но и сухим. Иначе можно поскользнуться. Особенно это опасно если у вас в руках острый предмет или горячая жидкость.
– Нельзя класть на плиту лишние предметы: прихватки, кухонные полотенца, ложки, ножи, спички.
– Кастрюли и сковородки с большим дном ставить на большие конфорки или горелки, с маленьким – на маленькие.
– Не оставлять работающую плиту без присмотра.
– Снимая горячую посуду с плиты ставим её на подставку.
– Если на вашей кухне газовая плита, то тщательно проветривать помещение.
– Следить за пламенем горелки, которое всегда должно быть равномерным и иметь сине-голубой цвет.
– Если у вас электрическая плита, то включать и выключать электроприбор нужно сухими руками.
Важно запомнить, что чистота на кухне, соблюдение правил техники безопасности являются важнейшими условиями сохранения здоровья.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 4. Выделите зелёным цветом требования техники безопасности, синим цветом – правила гигиены на кухне.
Мойте руки перед началом работ на кухне
Нарезайте продукты на отдельных досках
Не кладите на плиту лишние предметы
Поддерживайте холодильник в чистоте
Выбирайте конфорки в зависимости от размера дна кастрюли
Не оставлять работающую плиту без присмотра
Мойте посуду и приборы после каждого использования
Регулярно выносите мусор
Включать и выключать электроприбор сухими руками
Требования техники безопасности – зелёный цвет:
Не кладите на плиту лишние предметы
Выбирайте конфорки в зависимости от размера дна кастрюли
Не оставлять работающую плиту без присмотра
Включать и выключать электроприбор сухими руками
Правила гигиены на кухне – синим цветом:
Мойте руки перед началом работ на кухне
Нарезайте продукты на отдельных досках
Поддерживайте холодильник в чистоте
Мойте посуду и приборы после каждого использования
Регулярно выносите мусор
Подсказка: Санитарно-гигиенические правила направлены на сохранность здоровья человека. Их соблюдение направлены на предупреждения заболеваний, связанных с нарушением питания.
Правила техники безопасности направлены на защиту здоровья и жизни при проведении каких-либо работ.
Задание 10. Выделите цветом правильные ответы.
– Наука о здоровье человека
– Изучает влияние внешних факторов на человеческий организм
– Рассматривает только вопросы рационального питания человека
– Изучает влияние человека на микроорганизмы
Правильный вариант ответа:
Наука о здоровье человека
Изучает влияние внешних факторов на человеческий организм
Подсказка: Гигиена – это наука о здоровье человека, изучающей влияние внешних факторов на человеческий организм. С помощью гигиены питания рассматриваются вопросы рационального питания человека, изучаются заболевания, связанные с нарушением питания, и разрабатываются меры по их предупреждению.
Конспект урока для 5 класса. «Понятие о кулинарии. Правильное питание залог здоровья «.
Конспект урока для девочек 5 класа по кулинарии. Знакомство с историей кулинарии, физиалогией питания, кухней и ее оборудованием.
Содержимое разработки
Тема: Понятие о кулинарии. Правильное питание залог здоровья.
Цели: ознакомить учащихся с историей кулинарии, физиологией питания, кухней и се оборудованием; сформировать навыки по соблюдению санитарно-гигиенических требований, правил техники безопасности; воспитывать аккуратность и опрятность в работе. Дать понятие участники экономики.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, плакаты, таблицы, набор посуды и инвентаря для кухни.
На доске выписаны термины: кухонная и столовая посуда, сервировка стола, культура питания, кулинария.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Что вы знаете о пище?
Что вы знаете о питании человека?
Какой должна быть пища?
Слово учителя.
Кулинария — это наука о питании. Слово «кулинария» означает «поварское дело». История кулинарии исчисляется даже не сотнями лет, а тысячелетиями. Уже в VIII в. до н. э. в Риме существовали кулинарные школы. И испокон веков искусство приготовления пищи считалось почетным делом.
Есть такие интересные сведения: подсчитано, что в среднем за 70 лет своей жизни человек съедает около 50 000 кг пищи, в том числе 200-300 кг поваренной соли, и выпивает более 50 000 кг воды, что примерно в 1400 раз больше массы его тела.
Вместе с пищей в наш организм поступает вода, белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли.
Белки — основа жизни. Они обеспечивают рост организма, формирование всех органов и систем. Они необходимы в любом возрасте, но особенно в детском и юношеском, когда организм развивается.
Если в пище не хватает белков, организм отстает в физическом развитии, снижается умственная деятельность и работоспособность человека.
Жиры — это резервы энергии нашего организма. Они находятся во всех тканях или накапливаются в некоторых органах тела (почках, сердце и других). Жиры исключительно необходимы для нормального развития человеческого организма и в особенности нервной системы, а также для усвоения витаминов А, Д, Е.
Важны как животные жиры, которые содержатся в мясе, рыбе, молоке, сыре, масле, так и растительные (подсолнечник, соя, маслины). Жиры, содержащиеся в молоке, легче всего усваиваются человеком по сравнению со всеми остальными животными жирами. Поэтому полезно выпивать стакан молока во время завтрака, а при приготовлении бутербродов намазывать ломтик хлеба сливочным маслом или маргарином, которые также хорошо усваиваются организмом. Эти продукты доставляют организму важные витамины А и Д.
При приготовлении пищи используют и растительные масла (подсолнечное, оливковое, соевое), они богаты не только витамином Е, но и незаменимыми жирными кислотами, которые необходимы организму и повышают его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.
Жиры накапливаются в теле не только за счет их поступления с пищей, но и при неумеренном потреблении углеводов. Поэтому надо питаться умеренно, так чтобы организм получал все необходимые вещества в разумных количествах. Не следует забывать, что переедание так же вредно, как и недоедание.
Особенно легко усваивается организмом обычный сахар. Поэтому во время занятий спортом, при тяжелой физической работе достаточно съесть кусок сахара, ломтик шоколада, чтобы компенсировать часть затраты энергии. Все любят сладкое, но надо помнить, что лишний сахар, если организм испытывает низкую физическую нагрузку, превращается в жиры. Это может привести к нежелательному увеличению веса. Избыток сахара плохо влияет на зубы.
Пищеварение и жизнедеятельность организма невозможны без витаминов.
Витамины — это особые вещества, отсутствие которых в пище вызывает заболевание человека. Они помогают усваивать пищу и участвуют в биохимических реакциях организма.
Витамины А, В, С, Д имеют большое значение для правильного обмена веществ, они способствуют укреплению нервной системы, улучшают общее состояние человека, увеличивают сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.
Витамин А называют витамином роста, содержится он в молоке, сливочном масле, яичном желтке, рыбьем жире. В продуктах растительного происхождения витамин А отсутствует, но некоторые овощи, такие, как морковь, помидоры, шпинат, содержат каротин, который в организме превращается в витамин А.
Витамин В оказывает положительное влияние на общее состояние организма, содержится он в ржаном хлебе, в гречневой, овсяной, перловой крупах.
Витамин С — противоцинготный. Его особенно много в квашеной капусте, в черной смородине, лимоне, шиповнике, луке и чесноке.
Витамин Д содержится в печени, в сливочном масле, яичном желтке, рыбьем жире. От недостатка этого витамина в пище нарушается минеральный обмен, а у детей развивается рахит.
В жизни человека важную роль играет рациональное и правильное питание. Дневной рацион питания должен соответствовать потребностям организма.
Чтобы пища укрепляла здоровье человека, необходимо соблюдать элементарные правила санитарии и гигиенические требования к лицам, приготавливающим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов и готовых блюд.
при приготовлении пищи (Личная гигиена)
1. Приступая к работе, надень фартук, волосы убери под косынку.
2. Рукава одежды следует закатать: они не должны соприкасаться с продуктами, посудой.
3. Руки вымой с мылом, ногти должны быть коротко острижены.
к приготовлению пищи и к хранению продуктов и готовых блюд.
Для разделки мяса, рыбы, нарезки овощей и хлеба необходимо иметь отдельные разделочные доски, причем для удобства пользования разделочные доски должны быть подписаны, например: С. М. (сырое мясо); В. М. (вареное мясо); С. Р. (сырая рыба); В. Р. (вареная рыба); С. О. (сырые овощи); В. О. (вареные овощи).
Продукты перед тепловой обработкой необходимо тщательно мыть, а овощи и фрукты, употребляемые в пищу в сыром виде, обдавать кипятком или споласкивать теплой кипяченой водой.
Продукты, готовые к употреблению, должны храниться отдельно от сырых. Не рекомендуется долго хранить готовую пищу, так как в ней размножаются болезнетворные микробы. Употребление такой пищи может вызвать отравление. Особенно опасны в этом отношении рыбные блюда и блюда, приготовленные из рубленого мяса.
Нельзя хранить открытые консервы в жестяных банках.
Посуда, оборудование и помещение кухни должны быть всегда чистыми. Пищевые отходы необходимо вовремя выносить из кухни, следить, чтобы мухи не проникали в то помещение, где готовится пища.
При выполнении кулинарных работ надо обязательно соблюдать правила техники безопасности.
Учащиеся, пользуясь учебником, записывают в рабочую тетрадь ПТБ при пользовании с электронагревательными приборами, газовой плитой, при работе с горячей жидкостью, при работе ножом и приспособлениями.
Кухня и ее оборудование.
Домашний очаг и источник воды с древнейших времен были местом, где готовится пища. Сегодня это кухня.
Ученые подсчитали, что члены семьи проводят в кухне значительную часть домашнего времени, а хозяйка больше всех. Поэтому кухня, как и любая комната, должна быть удобной и красивой.
Слово «кухня» заимствовано из немецкого языка и означает «место для варки», то есть поварня.
Для приготовления пищи необходимо иметь
-кухонную посуду: кастрюли, сковороды, казаны, противни;
-инвентарь: ножи, дуршлаг и сито, разделочные доски.
Кроме кухонной посуды надо иметь столовую посуду: различные тарелки, блюда, супницу, соусницы, прибор для специй, набор ножей, вилок, ложек, а также чайную и кофейную посуду.
Учитель должен ознакомить учащихся с правилами по уходу за кухонной и столовой посудой, ее мытьем и сушкой.
Грязную посуду распределяют по видам: чайная, столовая, столовые приборы, кухонная — и в такой же последовательности моют, предварительно очистив ее от остатков пищи;
Посуду и приборы лучше всего мыть проточной горячей водой, щеткой с мылом.
Мыть посуду необходимо с двух сторон, у чайной посуды — особенно тщательно верхнюю часть — ту, к которой прикасаются губами. Посуду из-под молока и разведенных яиц моют сначала холодной водой, потом горячей;
3. Желтый налет, образующийся на чашках и стаканах, можно удалить с помощью чайной соды.
Если на дне посуды пригорела пища, то посуду надо залить водой, дать некоторое время постоять, а потом вскипятить воду, тогда пища легко отстанет. Разделочные доски и предметы, имеющие деревянные части, моют с мылом и питьевой содой, чтобы растворить жиры и дезинфицировать.
III. Сообщение познавательных сведений.
Учитель через эпидиаскоп показывает виды сервировки стола к завтраку (в столовой, ресторане, детском саду, самолете, дома и т. д.); рассказывает о блюдах, которые едят только ложкой (каша манная, творог со сметаной и др.) или только вилкой (картофель жареный или отварной, котлеты и т. п.).
Сервировка стола – подготовка и оформление его к приему пищи. Предварительная сервировка создает не только приятную обстановку, но и определенный порядок на столе, обеспечивая присутствующих всеми необходимыми предметами и приборами. Красиво убранный стол, на котором удобно расставлены все необходимые предметы и оформленные блюда, вызывает приятное чувство и повышает аппетит.
Сервировать стол надо повседневно, а не только для гостей и в праздничные дни. Это поможет выработать привычку кушать опрятно, правильно пользоваться ножом, вилкой, ложкой, что является необходимым для каждого культурного человека.
Учитель демонстрирует учащимся столовую и чайную посуду, приборы, приспособления, столовое белье, применяемые для сервировки стола к завтраку; объясняет их целевое назначение, сравнивая различные тарелки и приборы; особое внимание учащихся обращает на ножи специального назначения — для масла, сыра; их подают для общего пользования.
Количество приборов и посуды зависит от числа присутствующих и количества подаваемых блюд. Расставлять приборы надо так, чтобы сидящие за одним столом не мешали друг другу (расстояние между стульями не менее 30 см).
Показывается последовательность предварительной сервировки стола к завтраку (рис.33).
Молоко заранее разливают в стаканы или чашки и ставят на стол. Горячий напиток — чай, какао, кофе на молоке или с молоком — подают в конце завтрака. На блюдце перед чашкой кладут чайную ложку ручкой вправо.
Помимо горячего блюда, к завтраку можно приготовить бутерброды. Ставят их на середину стола, чтобы каждому удобно было достать, положить на тарелку и при необходимости разрезать. Для вареных яиц предусматривают подставки.
Правила поведения за столом.
Приёмы складывания салфеток
IV. Закрепление изученного материала.
Для чего нужно человеку питаться?
Какие санитарные правила надо соблюдать при приготовлении пищи?