Что необходимо сделать с транспортным средством тс перед началом аср
Что необходимо сделать с транспортным средством тс перед началом аср
1.3. Нормативные правовые документы в области организации
и ведения АСР при ликвидации последствий ДТП
Нормативные правовые документы в области организации и ведения АСР при ликвидации последствий ДТП регулируют порядок действий органов управления МВД России, Минздрава России и МЧС России, участников дорожного движения по предупреждению и ликвидации ДТП.
Аварийно-спасательные работы в ДТП проводятся с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью, спасению материальных ценностей и защиты окружающей среды Перечень нормативных правовых документов, регламентирующих проведение АСР при ДТП, приведен в приложении 1.
1.3.1. ДТП рассматриваются как чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера, если по величине зоны ЧС, количеству пострадавших или величине материального ущерба ДТП могут быть отнесены к ЧС в соответствии с «Классификацией ЧС природного и техногенного характера», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 и приказом МЧС России от 08.04.2004 г. N 329 «Критерии информации о ЧС.
1.3.2. Нормативную правовую базу деятельности органов управления, подразделений и сил в области обеспечения АСР при ликвидации последствий ДТП составляют следующие основные документы:
1.3.2.1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
1.3.2.2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1.2.2.3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
1.3.2.4. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
1.3.2.5. Положение о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711).
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1.2.3.6. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
1.3.2.8. Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД от 8 июня 1999 г. N 440.
1.3.2.9. Положение о системе этапного оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (утверждено приказом Минздрава СССР от 4 января 1983 г. N 3).
1.3.2.10. Примерное Положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП (утверждено заместителями Министров МВД России, МЧС России и Минздрава России 17 апреля 2003 г.).
1.3.2.11. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (утвержден приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185).
1.3.2.12. Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. N 156 «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».
Перечень нормативных правовых документов в области обеспечения безопасности дорожного движения приведен в приложении 2.
Одним из основных направлений деятельности полиции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» является обеспечение безопасности дорожного движения.
На полицию возлагаются следующие обязанности:
— оказывать первую помощь лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
— в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате ДТП, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;
— останавливать ТС, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на ТС и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца ТС; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр ТС и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать ТС, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения ТС и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на ТС устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);
Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других ЧС, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий.
Следует подчеркнуть, что сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья.
В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе предупреждения и ликвидации ДТП, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
— приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
— приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
— соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
— программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с «Положением о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» и общими принципами обеспечения безопасности дорожного движения подразделениями ГИБДД осуществляются предупредительные, исполнительно-надзорные функции по обеспечению АСР, связанных с ликвидацией ДТП.
На Государственную инспекцию безопасности дорожного движения возлагаются следующие обязанности:
— оповещение о факте и характере дорожного происшествия и обоснованный вызов аварийно-спасательных служб, служб экстренной медицинской помощи, противопожарных служб;
— обеспечение организации дорожного движения в местах проведения АСР:
обеспечение беспрепятственного проезда к месту ДТП ТС, задействованных в работах по ликвидации ДТП;
— выявление причин и условий возникновения ДТП, нарушения правил дорожного движения его участниками;
— определение количества пострадавших в ДТП, оценка степени тяжести их состояния, вызов скорой помощи, оказание при необходимости ПП, организация доставки пострадавших в медицинское учреждение;
— проведение эвакуации пострадавших с места ДТП;
— сохранение и фиксация вещественных доказательств, имущества и других предметов, имеющих отношение к происшествию, охрана имущества и общественного порядка на месте ДТП.
Учет и анализ ДТП (по характеру, причинам и тяжести последствий) и правоприменительной деятельности (законности действий сотрудников ДПС) осуществляется в порядке и сроки, установленные соответствующими нормативно-правовыми актами МВД России.
При возникновении ДТП с участием ТС, перевозящего опасные грузы, сотрудник ДПС обязан:
— проконтролировать правильность обозначения места ДТП или вынужденной остановки ТС;
— зафиксировать и передать в органы управления данные о времени, месте, причине происшествия, количестве пострадавших лиц, характере полученных ими травм, наименовании опасных грузов и их количестве;
— перекрыть движение на дороге на расстоянии не менее 300 м от места ДТП и не допускать к нему посторонних лиц в случае невозможности установления опасных свойств перевозимых грузов;
— докладывать в дежурную часть строевого подразделения об изменении обстановки на месте ДТП.
1.3.3. Органы управления и подразделения здравоохранения в работе по ликвидации последствий ДТП руководствуются общими гуманитарными принципами сохранения жизни и здоровья пострадавших, закрепленными в федеральных законах «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995, «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. N 5487-1 и «Примерном Положении о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России, Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП».
Подразделения медицинских служб, участвующие в ликвидации последствий ДТП:
— принимают решения о проведении спасателями мероприятий по извлечению пострадавших из ТС (деблокирование пострадавших);
— оказывают первую помощь, а также медицинскую помощь на месте ДТП и при эвакуации пострадавших с места ДТП;
— оказывают первичную медико-санитарную помощь и специализированную помощь пострадавшим непосредственно в медицинских учреждениях.
При проведении работ по деблокированию пострадавших в ДТП во избежание среди них потерь должны выполняться временные пределы по срокам оказания различных видов помощи, соответствующие тяжести травм:
1.3.4. Подразделения аварийно-спасательных служб на месте ДТП осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», федеральными законами (п. 1.3.2.1, 1.3.2.3), требованиями нормативного акта (п. 1.3.2.10) и требованиями настоящего Руководства.
Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей являются:
— принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты окружающей среды при возникновении ЧС;
— принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами;
— принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
— принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.
Основными задачами аварийно-спасательных служб, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:
поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, ПСФ в постоянной готовности к выдвижению в зоны ЧС и проведение работ по их ликвидации;
контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации ЧС;
ликвидация ЧС на обслуживаемых объектах или территориях.
Руководители ликвидации ЧС, руководители аварийно-спасательных служб имеют право на полную и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, следующим в зоны ЧС и проводящим работы по ликвидации ЧС, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.
Спасатели координируют свою деятельность по ликвидации последствий ДТП с представителями ГИБДД (сотрудниками ДПС) и подразделений медицинских служб.
Непосредственному началу АСР по ликвидации последствий ДТП должны предшествовать разрешительные действия со стороны представителя ГИБДД (руководителя работ) и сотрудника (врача) службы медицинской помощи, которые в дальнейшем являются участниками АСР до их завершения.
Основными обязанностями спасателей при ликвидации последствий ДТП являются:
неукоснительное соблюдение технологии проведения АСР;
активный поиск пострадавших, принятие мер по их спасению, оказание первой и других видов помощи;
неукоснительное выполнение приказов, отдаваемых в ходе выполнения работ по ликвидации последствий ДТП старшим расчета ПСФ.
Спасатели производят разборку попавшего в ДТП ТС с целью деблокирования пострадавших, если их извлечение без разборки ТС невозможно.
При необходимости спасатели производят извлечение из ТС погибших в ДТП путем разборки ТС, так как извлечение погибших иным способом может повлечь нарушение целостности тел погибших и квалифицироваться как надругательство над телами умерших, что в соответствии со ст. 244 Уголовного кодекса Российской Федерации, является уголовным преступлением.
Факт принятия решения о необходимости разборки ТС должен быть засвидетельствован представителями органа МВД (руководителем работ по ликвидации последствий ДТП), Минздрава России и зафиксирован видео- и аудио средствами документирования.
Организационно-техническими требованиями при проведении АСР по ликвидации последствий ДТП являются:
— непрерывность технологического процесса;
— выполнение работ в любых климатических условиях и любое время суток;
— высокая результативность (эффективность).
При ДТП водитель, причастный к нему, обязан:
— немедленно остановить (не трогать с места) ТС, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
— принять возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном транспорте, а если это невозможно, доставить на своем ТС в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак ТС (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на ТС) и возвратиться к месту происшествия;
— освободить проезжую часть, если движение других ТС невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем ТС в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение ТС, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
— сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Взаимодействие участников ликвидации ДТП осуществляется на основе «Примерного Положения о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП».
Взаимодействие обеспечивается взаимным оповещением и информированием о произошедших ДТП, потребностях в силах и средствах привлекаемых органов управления, подразделений и сил, эффективным управлением работами по ликвидации ДТП.
В интересах взаимодействия осуществляются следующие функции:
органами внутренних дел субъектов Российской Федерации:
информирование (оповещение) заинтересованных органов управления, участвующих в ликвидации последствий ДТП, о факте и характере происшествия; координация действий органов управления, подразделений и сил, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП, связь и оповещение на месте ДТП; содействие беспрепятственному проезду к месту происшествия ТС, задействованных в ликвидации последствий ДТП; принятие мер по оказанию ПП пострадавшим на месте ДТП; обеспечение эвакуации пострадавших с места ДТП; оповещение участников дорожного движения об опасности, вызванной ДТП; организация движения на подъездах к месту ДТП; участие в АСР в части, касающейся сохранения и фиксации вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к происшествию; охрана общественного порядка и имущества на месте ДТП;
органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:
привлечение необходимых сил к ликвидации последствий ДТП (деблокирование и извлечение людей из поврежденных ТС, оказание ПП и др.); организация, при необходимости, проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды на месте ДТП; организация, при необходимости, проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) ТС, места ДТП и прилегающей территории, проведения мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности; организация тушения пожаров и проведения первоочередных АСР; организация, при необходимости, применения средств индивидуальной защиты, соблюдения режимов радиационной, химической и биологической безопасности;
органами управления здравоохранением:
привлечение необходимых сил (в том числе службы медицины катастроф) для оказания в полном объеме медицинской помощи пострадавшим;
обеспечение оказания пострадавшим медицинской помощи на месте ДТП, при эвакуации пострадавших с места ДТП и непосредственно в медицинских учреждениях.
Общее руководство действиями участников ликвидации последствий на месте ДТП осуществляется должностным лицом органов внутренних дел. При первоочередном прибытии на место ДТП должностных лиц других субъектов взаимодействия, участвующих в ликвидации последствий ДТП, они в своих действиях руководствуются также положениями «Примерного Положения о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП».
Должностное лицо, осуществляющее руководство работами по ликвидации последствий ДТП, обязано:
— оценить обстановку на месте ДТП, передать необходимую информацию и организовать, при необходимости, спасение пострадавших;
— обеспечить безопасные условия работ по ликвидации последствий на месте ДТП;
— организовать, при необходимости, АСР.
При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее на пожар должностное лицо пожарной охраны, указания которого по ликвидации пожара обязательны для исполнения представителями всех органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к тушению пожара.
При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и, по возможности, фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативных и следственных действий.
Спасатели аварийно-спасательных служб несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный их неправильными действиями в ходе проведения работ по ликвидации ЧС. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За противоправные действия или бездействие сотрудники ГИБДД несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный сотрудником ГИБДД юридическим лицам и гражданам, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В то же время, в соответствии с правовыми нормами Федерального закона «О пожарной безопасности» личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной ЧС, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
Примечание: под неправильными действиями подразумевается ситуация когда в ходе ликвидации последствий ДТП действия спасателей перестают соответствовать требованиям предъявляемым к подготовке и состоянию профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований».
Что необходимо сделать с транспортным средством тс перед началом аср
2.5.7. Особенности ведения АСР при ликвидации последствий
АСР при ликвидации особых видов ДТП, связанных с возникновением опасных факторов, требуют специальной подготовки спасателей и/или привлечения дополнительных сил и средств.
При ДТП с падением ТС в воду для доступа к пострадавшим требуется привлечение дополнительного специального (пневматические понтоны, автокраны и т.п.) и водолазного оборудования, а также спасателей, допущенных к водолазным спускам и обеспечению водолазных работ.
ТС при некоторых ДТП падают с мостов, эстакад, с прибрежных автомобильных дорог в реки, озера, в море и т.д. Вода, по сравнению с грунтом, деревянными или бетонными сооружениями, имеет более благоприятные физико-механические свойства с точки зрения степени механических повреждений ТС. Это создает определенные предпосылки по выживанию пострадавших. Однако отрицательная особенность таких ситуаций ДТП в том, что пострадавшие должны выбраться на берег или их необходимо доставать из водоема. Это усугубляется следующими основными возможными обстоятельствами:
— получение пострадавшими травм, исключающих их самоспасение;
— ледовая обстановка или низкая температура воды;
— большая глубина водоема.
Если пострадавшие оказались на поверхности воды, то технология их спасения такая же, как при спасении человека из воды.
Спасательные работы по вскрытию упавшего в водоем ТС проводятся ГАСИ, соединенным с гидростанцией, находящейся в непосредственной близости на плавсредстве. Для извлечения аварийного ТС на поверхность оно закрепляется стропами и подъемным краном соответствующей грузоподъемности поднимается на берег. Эти операции выполняют спасатели в легком водолазном снаряжении с соблюдением установленных требований техники безопасности.
ДТП с падением ТС с крутых склонов. Спасательные работы по данному виду ДТП относятся к наиболее сложным, так как ТС падают в глубокие расщелины, в труднодоступные заросли, в горные реки и т.д. Проведение поисково-спасательных работ, излечение и подъем (или спуск) на автомобильную дорогу или на подходящую площадку пострадавших, погибших и остатки ТС осуществляются, как правило, с использованием альпинистского снаряжения. В этом случае спасатели должны иметь соответствующую подготовку, квалификацию и экипировку.
В связи с тем, что место падения ТС обычно имеет определенные приметы (сбито дорожное ограждение, пропахана земля, повреждена растительность и т.п.), поисковые работы, как правило, имеют характер маршрутного поиска, то есть по направлению падения ТС. Внимательно обследуется не только непосредственное направление падения, но и прилегающие участки, так как пострадавшие могут выпасть из автомобиля и падать вниз индивидуально. В результате падения пострадавшие могут попасть на желоба, кулуары, площадки, углубления, осмотр которых необходимо проводить при движении по ним снизу вверх, чтобы избежать падения на пострадавших камней, льда, снега и др. В ночное время включают освещение зоны поиска и зоны спасательных работ от двигателя автомобиля или от специальных источников.
Во многих случаях целесообразно навешивать подвесную дорогу. Для этого необходимо оборудовать точки закрепления дороги, определить места и способы страховки, способы подъема (спуска) пострадавших, расставить членов спасательной группы по местам в соответствии с поставленными перед ними задачами.
Подвесную дорогу навешивают с использованием альпинистских веревок или тросового снаряжения, при этом одним из важнейших требований является надежное закрепление веревки (троса). Обычно для этого используют выступ или дерево, если такая возможность отсутствует, применяется система из нескольких сблокированных крючьев.
ДТП на участке железной дороги. Происходящие на железнодорожных переездах ДТП приводят к гибели и поражению людей, значительным деформациям подвижного состава и ТС, пожарам, взрывам, утечкам и разливам АХОВ и др.
При наезде ж/д состава кузов ТС сильно деформируется, в результате чего пострадавшие получают тяжелые травмы. При сложных ДТП возможно наличие пострадавших в локомотиве и сошедших с пути вагонах.
Опасными факторами при проведении АСР на участках железной дороги являются:
— обрыв контактного провода сети напряжением до 15000 в (на электрифицированных участках железной дороги), требующий принятия мер по электробезопасности;
— проходящие мимо места ДТП подвижные составы (для обеспечения безопасности необходимо выставить предупреждающие знаки на максимально возможном расстоянии от места ДТП);
— возможное наличие на ТС и в подвижных составах опасных грузов;
Технология спасения пострадавших в ДТП на железнодорожных переездах выбирается с учетом характера повреждения подвижного состава и ТС, характера поражения людей, наличия вторичных поражающих факторов, а также пожарной, химической и другой опасности грузов. Основными видами АСР при ДТП на железнодорожных переездах являются локализация и ликвидация воздействий вторичных поражающих факторов, поиск и деблокирование людей, оказание пораженным ПП и их эвакуация. Для поиска пострадавших, находящихся в вагоне, вначале необходимо проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы или специально проделанные люки.
В вагон проникают путем вскрытия входных дверей снаружи или изнутри вагона. В случае их заклинивания применяются гидравлические разжимы, резаки и силовые цилиндры. Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки. Кроме того, в окно спасатели могут попасть, подсаживая один другого. Для предотвращения травмирования необходимо убрать острые куски оконного стекла. После проникновения в вагон вскрываются купейные двери и производятся поиск, оказание помощи и эвакуация пострадавших через входные двери, оконные проемы или специально проделанные люки.
Для освобождения людей, попавших под вагон, его при необходимости поднимают с помощью автомобильных и железнодорожных кранов или специальных домкратов большой мощности. В случае невозможности применения этих средств, пострадавших извлекают из-под вагона путем подкопа в земле или проема в конструкции.
При больших объемах АСР по приказу начальника отделения или начальника железной дороги к месту происшествия направляются восстановительные и пожарные поезда, действующие по соответствующему плану. Место проведения АСР должно быть огорожено, ответственность за это возлагается на начальника дистанционного пути. Начальник восстановительного поезда по прибытии на место ДТП отвечает за выполнение оперативного плана восстановления движения в части подъема вагонов, восстановления энергосетей и линии связи.
Для ДТП с участием трамвая (троллейбуса) характерными опасностями являются:
— обрыв и падение на ТС или в зоне ДТП токонесущих проводов;
— наличие высокого напряжения (около 550 в) в сети трамвая (троллейбуса);
— большая влажность и атмосферные осадки.
При ДТП возможны сложности (при наличии напряжения в оборванных токонесущих проводах или наличия напряжения на кузове ТС в результате повреждения сети) в случае срочной эвакуации пострадавших и пассажиров из аварийного ТС при угрозе возникновения вторичных факторов поражения. Необходимо объяснить пассажирам правила безопасного выхода из салона ТС (прыжок на землю на обе ноги или на постеленный на землю токоизолирующий материал и удаление в безопасную зону, на расстояние не менее 8 метров, короткими шаркающими шажками, не отрывая ног от земли). Запрещается касаться металлических частей корпуса аварийного ТС, находящегося под напряжением и подхватывать выходящих из него пассажиров.
Срочная эвакуация пострадавших, не могущих самостоятельно покинуть аварийное ТС, находящееся под напряжением, производится только с соблюдением правил электробезопасности и с применением диэлектрических защитных средств.
При возникновении ДТП, связанного с попаданием ТС под завал, в зависимости от масштабов и сложившейся обстановки для поиска пострадавших в завалах могут использоваться кинологические подразделения и приборы поиска.
ДТП в туннеле (путепроводе). Основная опасность при ликвидации последствий ДТП такого вида, это возможное возникновение пожара, в результате чего появляются вторичные факторы поражения:
— выделение токсичных веществ;
ДТП с ТС, перевозящими опасный груз:
ДТП с ТС, перевозящими ЛВЖ:
Основная опасность при ликвидации последствий ДТП с ТС, перевозящими ЛВЖ, это возникновение в результате ДТП или в процессе проведения АСР обширного очага пожара, в результате которого возникает опасность поражения пострадавших, спасателей и аварийных автомашин следующими поражающими факторами:
— высокоинтенсивными тепловыми потоками;
— токсичными продуктами горения;
Кроме того, в случае взрыва горящих емкостей с ЛВЖ возникает опасность поражения пострадавших:
— ударной волной или избыточным давлением в в зоне взрыва;
— осколками взорвавшихся емкостей и фрагментами (элементами) разрушенных в результате взрыва автомашин.
Развитие пожара зависит от места его возникновения, характера и количества горючего материала.
При проведении такого рода АСР все действия аварийных и поисково-спасательных подразделений МЧС России необходимо согласовывать с руководителем тушения пожара (РТП) пожарного подразделения ГПС МЧС России части, прибывшей на место ДТП.
ДТП с ТС, перевозящим радиационно, химически и биологически опасные вещества.
В зависимости от вида АХОВ (его опасности для окружающих), масштаба аварии и сложившейся обстановки, к ликвидации последствий в зоне аварии могут привлекаться подразделения РХБ защиты, а также подразделения МЧС России, имеющие в штате спасателей, прошедших специальную подготовку (газоспасателей), средства индивидуальной защиты для спасателей и пострадавших, указанные в аварийной карточке для данного вида АХОВ (ИДА, химические костюмы и т.п.), и специальное оборудование (приборы химической разведки, средства дегазации и т.п.).
Основными задачами подразделений МЧС России при АСР в такого вида ДТП являются:
— проведение разведки (определение размеров зоны заражения, обнаружения пострадавших и т.д.);
— деблокирование и эвакуация пострадавших в чистую зону;
— оказание пострадавшим ПП;
— ликвидация утечки АХОВ.
В ДТП с ТС, перевозящим радиационно, химически и биологически опасные вещества, к ликвидации последствий в зоне аварии привлекаются подразделения РХБ защиты. Подразделения МЧС России, прибывшие к зоне аварии, разворачиваются в указанной руководителем работ безопасной зоне и согласовывают с ним свои действия. При проведении АСР спасатели должны иметь в готовности к применению средства индивидуальной защиты, указанные в аварийной карточке для данного вида вещества (ИДА, химические костюмы и т.п.).
ДТП с ТС, перевозящим взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы.
Поражающие факторы взрыва:
При любых видах ДТП запрещается использование пожарных автомобилей прибывших на ликвидацию последствий ДТП для буксировки аварийных ТС с места ДТП.