Что необходимо сделать при обнаружении файлового вируса
Обнаружение файлового вируса
Как отмечалось, вирусы делятся на резидентные и нерезидентные. Встречавшиеся до сих пор резидентные вирусы отличались гораздо большим коварством и изощренностью, чем нерезидентные. Поэтому для начала рассмотрим простейший случай — поражение компьютера неизвестным нерезидентным вирусом. Такой вирус активизируется при запуске какой-либо зараженной программы, совершает все, что ему положено, передает управление программе-носителю и в дальнейшем (в отличие от резидентных вирусов) не будет мешать ее работе. Для обнаружения такого вируса необходимо сравнить длины файлов на винчестере и в дистрибутивных копиях (упоминание о важности хранения таких копий уже стало банальностью). Если это не поможет, то следует побайтно сравнить дистрибутивные копии с используемыми программами. В настоящее время разработано достаточно много утилит такого сравнения файлов, самая простейшая из них (утилита COMP) содержится в DOS.
Можно также просмотреть дамп выполняемых файлов. В некоторых случаях можно сразу обнаружить присутствие вируса по наличию в его коде текстовых строк. Многие вирусы, например, содержат строки: «.COM», «*.COM», «.EXE», «*.EXE», «*.*», «MZ», «COMMAND» и т.д. Эти строки часто встречаются в начале или в конце зараженных файлов.
Существует и еще один способ визуального определения зараженного вирусом DOS-файла. Он основан на том, что выполняемые файлы, исходный текст которых написан на языке высокого уровня, имеют вполне определенную структуру. В случае Borland или Microsoft C/C++ сегмент кода программы находится в начале файла, а сразу за ним — сегмент данных, причем в начале этого сегмента стоит строка-копирайт фирмы-изготовителя компилятора. Если в дампе такого файла за сегментом данных следует еще один участок кода, то вполне вероятно, что файл заражен вирусом.
То же справедливо и для большинства вирусов, заражающих файлы Windows и OS/2. В выполняемых файлах этих ОС стандартным является размещение сегментов в следующем порядке: сегмент(ы) кода, за которыми следуют сегменты данных. Если за сегментом данных идет еще один сегмент кода, это также может служить сигналом о присутствии вируса.
Пользователям, знакомым с языком Ассемблер, можно попробовать разобраться в кодах подозрительных программ. Для быстрого просмотра лучше всего подходит HIEW (Hacker’s View) или AVPUTIL. Для более подробного изучения потребуется дизассемблер — Sourcer или IDA.
Рекомендуется запустить одну из резидентных антивирусных программ-блокировщиков и следить за ее сообщениями о «подозрительных» действиях программ (запись в COM- или EXE-файлы, запись на диск по абсолютному адресу и т.п.). Существуют блокировщики, которые не только перехватывают такие действия, но и сообщают адрес, откуда поступил «подозрительный» вызов (к таким блокировщикам относится AVPTSR). Обнаружив подобное сообщение, следует выяснить, от какой программы оно пришло, и проанализировать ее коды при помощи резидентного дизассемблера (например, AVPUTIL.COM). При анализе кодов программ, резидентно находящихся в памяти, большую помощь часто оказывает трассирование прерываний 13h и 21h.
Следует отметить, что резидентные DOS-блокировщики часто оказываются бессильны, если работа ведется в DOS-окне под Windows95/NT, поскольку Windows95/NT позволяют вирусу работать «в обход» блокировщика (как, впрочем, и всех остальных резидентных программ). DOS-длокировщики также неспособны остановить распространение Windows-вирусов.
Рассмотренные выше методы обнаружения файловых и загрузочных вирусов подходят для большинства как резидентных, так и нерезидентных вирусов. Однако эти методы не срабатывают, если вирус выполнен по технологии «стелс», что делает бесполезным использование большинства резидентных блокировщиков, утилит сравнения файлов и чтения секторов.
Характерными проявлениями макро-вирусов являются:
· Word: невозможность конвертирования зараженного документа Word в другой формат.
· Word: зараженные файлы имеют формат Template (шаблон), поскольку при заражении Word-вирусы конвертируют файлы из формата Word Document в Template.
· только Word 6: невозможность записи документа в другой каталог/на другой диск по команде «Save As».
· Excel/Word: в STARTUP-каталоге присутствуют «чужие» файлы.
· Excel версий 5 и 7: наличие в Книге (Book) лишних и скрытых Листов (Sheets).
Для проверки системы на предмет наличия вируса можно использовать пункт меню Tools/Macro. Если обнаружены «чужие макросы», то они могут принадлежать вирусу. Однако этот метод не работает в случае стелс-вирусов, которые запрещают работу этого пункта меню, что, в свою очередь, является достаточным основанием считать систему зараженной.
Многие вирусы имеют ошибки или некорректно работают в различных версиях Word/Excel, в результате чего Word/Excel выдают сообщения об ошибке, например:
WordBasic Err = номер ошибки
Если такое сообщение появляется при редактировании нового документа или таблицы и при этом заведомо не используются какие-либо пользовательские макросы, то это также может служить признаком заражения системы.
Сигналом о вирусе являются и изменения в файлах и системной конфигурации Word, Excel и Windows. Многие вирусы тем или иным образом меняют пункты меню Tools/Options — разрешают или запрещают функции «Prompt to Save Normal Template», «Allow Fast Save», «Virus Protection». Некоторые вирусы устанавливают на файлы пароль при их заражении. Большое количество вирусов создает новые секции и/или опции в файле конфигурации Windows (WIN.INI).
Естественно, что к проявлениям вируса относятся такие очевидные факты, как появление сообщений или диалогов с достаточно странным содержанием или на языке, не совпадающем с языком установленной версии Word/Excel.
Одним из основных методов борьбы с вирусами является, как и в медицине, своевременная профилактика. Компьютерная профилактика предполагает соблюдение небольшого числа правил, которое позволяет значительно снизить вероятность заражения вирусом и потери каких-либо данных.
Для того чтобы определить основные правила компьютерной гигиены, необходимо выяснить основные пути проникновения вируса в компьютер и компьютерные сети
Что необходимо сделать при обнаружении файлового вируса
Методика использования антивирусных программ
В первую очередь следите за тем, чтобы антивирусные программы, используемые для проверки, были самых последних версий. Если к программам поставляются обновления, проверьте их на «свежесть». Обычно выход новых версий антивирусов анонсируется, поэтому достаточно посетить соответствующие сайты. «Национальность» антивирусов в большинстве случаев не имеет значения, так как на сегодняшний день процесс эмиграции вируса в другие страны и иммиграции антивирусных программ ограничивается только скоростью интернета, поэтому и вирусы, и антивирусы не признают границ.
Если на компьютере обнаружен вирус, самое главное – не паниковать, так как паника никогда не доводила до добра: непродуманные действия могут привести к печальным последствиям. Если вирус обнаружен в каком-то из новых файлов и еще не проник в систему, нет причин для беспокойства: «убейте» этот файл (или удалите вирус любимой антивирусной программой) и спокойно работайте дальше. В случае обнаружения вируса сразу в нескольких файлах на диске или в загрузочном секторе проблема становится более сложной, но все равно разрешимой – антивирусы не зря едят свой хлеб.
Следует еще раз обратить внимание на термин «ложное срабатывание». Если в каком-либо одном файле, который достаточно долго «живет» на компьютере, какой-либо один антивирус обнаружил вирус, то это, скорее всего, ложное срабатывание. Если такой файл запускался несколько раз, а вирус так и не переполз в другие файлы, это очень странно. Попробуйте проверить этот файл другими антивирусами. Если они хранят молчание, отправьте этот файл в лабораторию фирмы-производителя антивируса, обнаружившего в нем вирус.
Если же на компьютере действительно найден вирус, надо сделать следующее.
1. В случае обнаружения файлового вируса, если компьютер подключен к сети, необходимо отключить его от сети и проинформировать системного администратора. Если вирус еще не проник в сеть, это защитит сервер и другие рабочие станции от проникновения вируса. Если же вирус уже поразил сервер, то отключение от сети не позволит ему вновь проникнуть на компьютер после его лечения. Подключение к сети возможно лишь после того, как будут вылечены все сервера и рабочие станции. При обнаружении загрузочного вируса отключать компьютер от сети не следует: вирусы этого типа по сети не распространяются (естественно, кроме файлово-загрузочных вирусов). Если произошло заражение макровирусом, вместо отключения от сети достаточно на период лечения убедиться в том, что соответствующий редактор (Word/Excel) неактивен ни на одном компьютере.
2. Если обнаружен файловый или загрузочный вирус, следует убедиться в том, что вирус либо нерезидентный, либо резидентная часть вируса обезврежена: при запуске некоторые (но не все) антивирусы автоматически обезвреживают резидентные вирусы в памяти. Удаление вируса из памяти необходимо для того, чтобы остановить его распространение. При сканировании файлов антивирусы открывают их, многие из резидентных вирусов перехватывают это событие и заражают открываемые файлы. В результате большая часть файлов окажется зараженной, поскольку вирус не удален из памяти. То же может произойти и в случае загрузочных вирусов: все проверяемые дискеты могут оказаться зараженными.
Если используемый антивирус не удаляет вирусы из памяти, следует перезагрузить компьютер с заведомо незараженной и защищенной от записи системной дискеты. Перезагрузка должна быть «холодной» (клавиша Reset или выключение/включение компьютера), так как некоторые вирусы «выживают» при теплой перезагрузке. Некоторые вирусы используют приемы, позволяющие им «выжить» и при холодной перезагрузке (например, вирус «Ugly»), поэтому также следует проверить в настройках BIOS пункт «последовательность загрузки A: C:», чтобы гарантировать загрузку DOS с системной дискеты, а не с зараженного винчестера.
Помимо резидентности/нерезидентности полезно ознакомиться и с другими характеристиками вируса: типами заражаемых вирусом файлов, проявлениями и прочее. Единственный известный мне источник подробной информации данного рода практически обо всех известных вирусах – «Большая вирусная энциклопедия «Лаборатории Касперского».
3. При помощи антивирусной программы нужно восстановить зараженные файлы и затем проверить их работоспособность. Перед лечением или одновременно с ним создать резервные копии зараженных файлов и распечатать или сохранить где-либо список зараженных файлов (log-файл антивируса). Это необходимо для того, чтобы восстановить файлы, если лечение окажется неуспешным из-за ошибки в лечащем модуле антивируса либо по причине неспособности антивируса лечить данный вирус. В этом случае придется прибегнуть к помощи какого-либо другого антивируса. Гораздо надежнее, конечно, восстановить зараженные файлы из backup-копии (если она есть), однако все равно потребуются услуги антивируса – вдруг не все копии вируса окажутся уничтожены, или если файлы в backup-копии также заражены.
Что делать, если компьютер заражен?
К сожалению, иногда случается так, что установленный в системе антивирус с самыми последними обновлениями не в состоянии обнаружить новый вирус, червя или троянскую программу. Увы — 100% безопасности не гарантирует ни одна антивирусная защита. В этом случае необходимо определить факт заражения, обнаружить вирусный файл и отправить его в антивирусную компанию, продукт которой «проморгал» вредную программу и не смог защитить компьютер от заражения.
Однако в большинстве случаев самостоятельно (без помощи антивирусных программ) заметить факт заражения компьютера достаточно сложно — многие черви и троянские программы никак не проявляют своего присутствия. Бывают, конечно, случаи, когда троянцы явно сообщают пользователю, что компьютер заражен — например, в случаях шифрования пользовательских файлов с последующим требованием выкупа за утилиту расшифровки. Но обычно они скрытно инсталлируют себя в систему, часто используют специальные методы маскировки и также скрытно ведут свою троянскую деятельность. Зафиксировать факт заражения можно только по косвенным признакам.
Признаки заражения
К основным признакам заражения относится увеличение исходящего интернет-трафика — правило справедливое как для индивидуальных пользователей, так и для корпоративных сетей. Если при этом не ведётся активная интернет-деятельность (например, ночью), то это означает, что её ведёт кто-то еще. И, скорее всего, — в злоумышленных целях. При наличии сетевого экрана сигналом о заражении могут являться попытки неизвестных приложений открыть интернет-соединения. Многочисленные рекламные «поп-апы» при посещении веб-сайтов могут сигнализировать о том, что в системе присутствует рекламная система (Adware).
Частые зависания и сбои в работе компьютера могут также быть вызваны фактом заражения. Однако во многих случаях причина сбоев не вирусная, а аппаратная или программная. Если же похожие симптомы проявляются сразу на нескольких (многих) компьютерах в сети, если при этом резко возрастает внутрисетевой трафик, то причина, скорее всего, кроется в распространении по сети очередного сетевого червя или троянской программы-бэкдора.
Косвенными признаками факта заражения могут являться также симптомы и не компьютерные. Например, счета за телефонные звонки или SMS-сообщения, которых на самом деле не было. Это может говорить о том, что на компьютере или в мобильном телефоне завёлся «телефонный троянец». Если зафиксированы случаи несанкционированного доступа к личному банковскому счёту или факты использования кредитной карты, то это может быть сигналом о шпионской программе, внедрённой в систему.
Рекомендуемые действия
Возможно, что устарел набор антивирусных баз — необходимо скачать последние обновления и проверить компьютер. Если это не помогло, то, возможно, помогут антивирусы от других производителей. Большинство известных антивирусных компаний выпускают бесплатные версии своих продуктов (пробные версии или одноразовые «чистильщики») — рекомендуется воспользоваться этой услугой. Если вирус или троянская программа обнаружена другим антивирусом — в любом случае зараженный файл следует отослать разработчику того антивируса, который его не определил. Это поможет более оперативно добавить его в обновления и защитить от заражения других пользователей этого антивируса.
Если ничего не обнаружено, то, прежде чем приступить к поиску зараженного файла, рекомендуется физически отключить компьютер от интернета или от локальной сети, если он был к ней подключен, выключить Wi-Fi-адаптер и модем (если они есть). В дальнейшем пользоваться сетью только в случае крайней необходимости. Ни в коем случае не пользоваться системами интернет-платежей и банковскими интернет-сервисами. Избегать обращения к персональным и любым конфиденциальным данным, не пользоваться интернет-службами, для доступа к которым необходимо ввести логин и пароль.
Как найти заражённый файл
Обнаружение вируса или троянской программы на компьютере бывает как задачей непростой, требующей высокой квалификации, так и достаточно тривиальной — в зависимости от сложности вируса или троянца, от методов, которые используются для скрытия вредоносного кода в системе. В «тяжелых случаях», когда используются специальные методы маскировки и скрытия зараженного кода в системе (например, руткит-технологии), непрофессионалу найти зараженный файл не представляется возможным. Данная задача потребует специальных утилит, возможно — подключения жесткого диска к другому компьютеру или загрузки системы с CD-диска. Если же встретился обычный червь или троянская программа, то найти её иногда можно достаточно простыми способами.
Абсолютное большинство червей и троянских программ должны получать управление при старте системы. Для этого в большинстве случаев используются два основных способа:
Наиболее «популярные» каталоги автозапуска в Windows 2000 и XP следующие:
Если в этих каталогах обнаружены подозрительные файлы, то их рекомендуется незамедлительно отослать в компанию-разработчика антивируса с описанием проблемы.
Ключей автозапуска в системном реестре достаточно много, наиболее «популярные» из них ключи Run, RunService, RunOnce и RunServiceOnce в ветках реестра:
Вероятнее всего там будут обнаружены несколько ключей с малоговорящими названиями и пути к соответствующим файлам. Особое внимание следует обратить на файлы, размещенные в системном или корневом каталоге Windows. Необходимо запомнить их название, это пригодится при дальнейшем анализе.
Также «популярна» запись в следующий ключ:
По умолчанию в данном ключе стоит значение «%1″ %*».
Наиболее удобным местом для размещения червей и троянцев являются системный (system, system32) и корневой каталог Windows. Связано это с тем, что, во-первых, по умолчанию показ содержимого данных каталогов в Explorer отключен. А во-вторых, там уже находится множество разнообразных системных файлов, назначение которых для рядового пользователя абсолютно неизвестно, да и опытному пользователю понять является ли файл с именем winkrnl386.exe частью операционной системы или чем-то чужеродным — весьма проблематично.
Рекомендуется воспользоваться любым файловым менеджером с возможностью сортировки файлов по дате создания и модификации и отсортировать файлы в указанных каталогах. В результате все недавно созданные и измененные файлы будут показаны вверху каталога, и именно они будут представлять интерес. Наличие среди них файлов, которые уже встречались в ключах автозапуска, является первым тревожным звонком.
Более опытные пользователи могут также проверить открытые сетевые порты при помощи стандартной утилиты netstat. Рекомендуется также установить сетевой экран и проверить процессы, ведущие сетевую активность. Также рекомендуется проверить список активных процессов, при этом пользоваться не стандартными средствами Windows, а специализированными утилитами с расширенными возможностями — многие троянские программы успешно маскируются от штатных утилит Windows.
Но универсальных советов на все случаи жизни не существует. Часто приходится иметь дело с технически «продвинутыми» червями и троянскими программами, вычислить которых не так просто. В этом случае необходимо обратиться за помощью либо в службу технической поддержки антивирусной компании, защита от которой установлена на компьютере, либо в одну из компаний, специализирующихся на компьютерной помощи, либо попросить помощи на соответствующих интернет-форумах. К таким ресурсам можно отнести русскоязычные www.virusinfo.info и anti-malware.ru, а также англоязычные www.rootkit.com и www.gmer.net. Кстати, подобные форумы, специализирующиеся на помощи пользователям, есть и у многих антивирусных компаний.
Публикации на схожие темы
Прогнозы в сфере конфиденциальности на 2022 год
Удаленные знакомства: кому мы доверяем свои данные
Прогнозы в сфере конфиденциальности на 2021 год
Вирус в компьютере: признаки заражения и алгоритм действий
Вредоносное ПО может поселиться не только на вашем сайте, но и в компьютере — и это тоже может угрожать безопасности сайта в том числе. Однако вирусы зачастую не проявляют себя и, если антивирус не смог уберечь ПК от заражения, то подозрительная активность иногда обнаруживается далеко не сразу. Но всё же есть признаки, по которым можно понять, что компьютер стал жертвой вирусной атаки.
Проблемы в работе компьютера. Резкое уменьшение производительности, которое нельзя объяснить очевидными причинами, может быть признаком того, что в устройстве поселился вирус. И, вероятно, для совершения своих преступных действий он использует дополнительные мощности. Участившиеся внезапные отключения и частая перезагрузка устройства — тоже повод насторожиться, ведь иногда это означает, что вирус пытается взять ПК под контроль и дестабилизирует систему. Более того, случается и так, что компьютер как будто бы начинает жить своей жизнью: программы запускаются сами, спящий режим вдруг прекращается, а курсор на экране движется независимо от движений мыши.
Проблемы с системой. Новые программы на компьютере, которые вы не устанавливали и происхождение которых не можете установить — признак вмешательства в работу устройства. Особенно если у него только один пользователь. Готовьтесь к тому, что на самом деле чужого ПО больше, чем кажется: взломщики, обнаруживая лазейку в защите и устанавливая основную часть своих файлов, могут продолжить загрузку вредоносных программ, постепенно укореняясь в компьютере и изменяя системные настройки. Впрочем, вы сами можете спровоцировать вмешательство в настройки компьютера, если, например, вы выдали лишние разрешения непроверенным программам, которые решили установить на ПК. Это чревато самыми разными последствиями, например, если вредоносная программа получит доступ к камере и к микрофону, она сможет с помощью этого фиксировать вашу конфиденциальную информацию.
Проблемы с аккаунтами и настройками браузеров. Если в вашем браузере неожиданно появились новые закладки с неизвестными вам сайтами или новые расширения, а при его использовании происходит перенаправление с нужных сайтов на сомнительные ресурсы, то признаки заражения налицо. То же касается и изменения домашней страницы в браузере. Неудачные попытки зайти в аккаунты со своими логином и паролем тоже должны навести на мысль, что компьютер поражён вирусом. Нередко вредоносные программы захватывают аккаунты пользователей, чтобы от их имени начинать рассылать спам письмами по электронной почте или сообщениями в соцсетях. Рассылку писем от вашего имени вы можете поначалу и не заметить, поэтому проверяйте не только входящие письма в своём ящике, но и отправленные.
Проблемы с антивирусом. Антивирусная программа самопроизвольно отключается или не позволяет провести сканирование компьютера? Тогда не исключено, что она была взломана и теперь контролируется вирусом. Такое может происходить, если вы вовремя не обновили антивирусные базы или установили вредоносное приложение из непроверенного источника. Этим пользуются хакеры, чтобы сначала вывести из строя защиту, а затем получить доступ к файлам и пробраться в систему.
Возникло подозрение, что на компьютере вирус. Что делать?
Если вы обнаружили перечисленные выше особенности в работе вашего ПК, то вы должны либо убедиться, что дело явно не в заражении, либо обнаружить внедрившийся вирус и уничтожить его. Следующие действия помогут вам в этом.
Просканируйте устройство антивирусом, если он ещё не стал жертвой злоумышленников и сохранил свою работоспособность. Если же это не помогло, воспользуйтесь другими антивирусами, а если угроза так и не была обнаружена, отключите компьютер от интернета или от локальной сети, прежде чем начать поиск вируса.
Проверьте, какие программы и ПО запущены на компьютере. Это можно сделать через раздел «Диспетчер задач» на Windows или «Мониторинг системы» на macOS. Удалите все новые незнакомые программы и те программы, которые не удаётся запустить.
Посмотрите список расширений в браузерах, чтобы удостовериться в отсутствии тех из них, которые вам неизвестны. Вызовите историю просмотров в браузерах и проверьте, что посещений странных сайтов зафиксировано не было.
Загляните в историю открывавшихся файлов в установленных на компьютере программах — возможно, там обнаружится что-то подозрительное. Эта информация доступна в разделе «Файл» в большинстве популярных программ.
Попробуйте самостоятельно обнаружить вирус или воспользуйтесь помощью специалистов. При обнаружении вредоносного файла удалите его.
Поменяйте пароли на всех своих аккаунтах. В случае фиксации рассылки спама от вашего имени сообщите своим контактам, что вы были взломаны. Если вы вводили на устройстве данные своих банковских карт, сообщите банкам о возможной утечке ваших личных данных, чтобы предотвратить кражу денежных средств.
Чтобы этот порядок действий вам никогда не пригодился на практике, используйте сложные и различающиеся пароли для своих аккаунтов, с осторожностью устанавливайте программы из непроверенных источников, используйте установленный по умолчанию файрволл или любой надёжный антивирус, а также своевременно устанавливайте все обновления программ и антивирусных баз. Тогда угрожать безопасности вашего компьютера и, соответственно, безопасности вашего сайта вряд ли что-то будет.