Что необходимо сделать по команде оставить судно
Порядок оставления судна в случае бедствия
Вчера в Северном море на одном фидерном контейнеровозе произошел случай, который наглядно продемонстрировал, что многие моряки не обучены правильным действиям при оставлении, терпящего бедствие судна. Причем их не обучили в береговом тренажерном центре, хотя у них на руках имеется сертификат о прохождении обучения, а также не обучали правильным действиям на судах, во время обязательных ежемесячных учений по оставлению судна (Abandon ship drill).
Суть произошедшего заключается в следующем. Поздно вечером, в Северном море, фидерный контейнеровоз совершал переход между двумя портами, когда на нем произошло обесточивание судна (black-out). При обесточивании возникла неисправность в панели подачи аварийных сигналов и самопроизвольно включился сигнал «Оставление судна» (Abandon ship alarm).
В возникшей нештатной ситуации капитан судна допустил ошибку и не дал команду объявить по внутрисудовой связи о том, что сигнал по оставлению судна ложный, никакой угрозы для судна и экипажа не существует, и поэтому покидать судно нет необходимости. Некоторые члены экипажа, услышав звуковой сигнал «Оставление судна», прибыли на место сбора экипажа (Master Station).
В то время как в машинном отделении старший механик со своим помощником запускали вспомогательный двигатель, чтобы подать электропитание в судовую систему энергоснабжения, а в рулевой рубке капитан и старший помощник пытались остановить подачу сигнала, матросы начали посадку в само-сбрасываемую спасательную шлюпку (Free-fall life-boat) и уже намеревались покинуть на ней судно, когда заметивший их действия и узнавший их намерения боцман, сообщил об этом в рулевую рубку капитану. Капитан отправил старшего помощника к спасательной шлюпке, чтобы он предотвратил несанкционированное оставление судна матросами на спасательной шлюпке. Старпом успел прибыть к шлюпке до её сброса и остановил матросов.
Случай прямо-таки дикий. Действия моряков не укладываются ни в какие требования Конвенции СОЛАС (SOLAS) и МКУБ (ISM) и говорят о вопиющей неподготовленности моряков к действиям в аварийных ситуациях и об отсутствии в данной судоходной компании на судах обязательных ежемесячных учений и тренировок по оставлению судна, в частности по действиям экипажа в случае оставления судна и по порядку оставления судна на само-сбрасываемой спасательной шлюпке.
Фото взято из журнала Береговой Охраны США «Proceedings of the MERCHANT MARINE COUNCIL» №1 за январь 1957 года.
Как мы уже упомянули выше, в случае ложного срабатывания аварийного сигнала по оставлению судна, капитан обязан объявить экипажу, что сигнал ложный, угрозы судну и экипажу нет. Затем направить к месту сбора экипажа одного из своих помощников, чтобы он объяснил морякам, которые все-таки прибудут, что они могут возвратиться в каюты. Разумеется, можно и не делать никакого объявления по внутрисудовой связи, а дождаться сбора экипажа на месте сбора и объявить о ложном сигнале.
Действия по сигналу «Оставление судна»:
Запрещается:
Садиться в спасательные шлюпки без команды капитана или его помощника.
В любом случае, прежде чем приступить к посадке в шлюпки, моряки обязаны оказать помощь пострадавшим членам экипажа и другим лицам, находящимся на судне, а также удостовериться, что никто не останется на судне после сбрасывания шлюпки.
Что моряки сделали неправильно:
Заключение
В соответствие с требованиями Международной конвенции по безопасной эксплуатации судов – МКУБ, судоходная компания, у которой находится в эксплуатации судно, обязана контролировать проведение тревог и тренировок.
Как показал произошедший случай, в данной компании и на данном судне требования обеих конвенций не соблюдаются и фактически данная компания не соответствует своему Документу о соответствии требованиям МКУБ (Document of Compliance–DOC), а судно Международному Сертификату о Безопасной Эксплуатации (International Safety Management Certificate).
Действия по команде «покинуть судно»
Наденьте как можно больше теплой одежды, постарайтесь защитить голову, шею, руки и ноги.
Если есть гидрокостюм наденьте его поверх теплой одеждой.
Если гидрокостюм не имеет собственной плавучести наденьте спасательный жилет и убедитесь, что закрепили его надлежащим образом.
Всем лицам, страдающим морской болезнью следует принять рекомендуемые таблетки или другие лекарства в доза указанных изготовителем. Недомогание вызванное морской болезнью снижает шансы на выживание; вместе с рвотными выделениями теряется необходимая организму жидкость, кроме того морская болезнь делает Вас более подверженным гипотермии.
Решение об оставлении судна принимает капитан.
Команда «покинуть судно» отдается Капитаном голосом, по общесудовой трансляционной сети или с помощью любого доступного громкоговорящего устройства.
С момента подачи сигнала спуск на воду спасательного средства является обязанностью его командира.
Постарайтесь избежать погружения в воду. Используйте для посадки забортный трап, веревку или пожарный шланг.
После оставления судна, следует отойти от борта на веслах или запустить двигатель и приступить к поиску спасающихся.
Затем следует присоединиться и закрепиться к другим спасательным средствам и оставаться в районе аварии не менее 24 часов, так-как спасательные суда и самолеты будут следовать к месту из которого был подан сигнал бедствия.
Действия в воде
Если необходимо прыгать в воду перед тем как вы попадете на шлюпку или плот,
Помните:
1. Никогда не прыгайте вниз головой.
2. Прыгайте в воду вперед ногами.
3. Крепко прижмите спасательный жилет.
4. Не прыгайте в шлюпку или на плот.
Если Вы находитесь в воде, не пытайтесь плавать, кроме случаев, когда необходимо достичь находящегося рядом плота, другого спасающегося или плавающего объекта за который Вы сможете держаться или на который сможете взобраться. Попытки плыть приводят к тому, что удаляется нагретая вода, находящаяся между вашим телом и слоями одежды, таким образом увеличивается потеря тепла телом. Кроме того, лишние движения рук и ног вызывают отток теплой крови из внутренних тканей организма к наружным. В результате происходит очень быстрая потеря тепла. Наиболее важно сохранять в воде неподвижность, хотя это может быть болезненным. Запомните, боль не убьет Вас, а потеря тепла убьет!
Если возможно, соберитесь в группу с другими спасающимися, находящимися в воде. В группе безопаснее, ее легче обнаружить и в группе легче поддерживать бодрость духа. Кроме того тесно прижавшись друг к другу можно уменьшить потери тепла.
Положение, которое Вы примите в воде, также очень важно для сохранения тепла. Сохраняйте неподвижность, подтяните колени к животу, локти прижмите к бокам, а руки скрестите впереди на спасательном жилете. В таком положении площадь тела контактирующая с холодной водой минимальна. Попытайтесь держать голову и шею над водой.
Попытайтесь подняться на шлюпку, плот, какую-либо плавающую платформу или объект как можно скорее, чтобы сократить время нахождения в воде. Запомните, потеря тепла в воде во много раз быстрее чем на воздухе. После нахождения в воде, эффективность теплоизоляции серьезно уменьшена пропитавшей одежду водой, теперь необходимо попытаться укрыться от ветра, чтобы избежать его охлаждающего эффекта. Если Вам удалось подняться на спасательную шлюпку, это можно сделать укрывшись парусиной, брезентом или неиспользованной одеждой. Сохранить тепло тела также можно тесно прижавшись к другим людям находящимся на шлюпке или плоту.
Выживание
Предотвращение переохлаждения
Имеющаяся одежда должна быть разделена среди спасающихся, особую заботу следует проявить о больных и раненных. Водонепроницаемая и непродуваемая одежда должна быть передана тем, кто ведет наружное наблюдение.
Установите вахты, в течение часа вахту несут два человека. Один человек ведет наружное наблюдение, другой дежурит внутри.
Задачи наружного наблюдения
a. Искать суда, других спасающихся, самолеты и плавающие предметы/обломки, которые могут быть полезными.
b. Когда светит солнце, выставлять сигнальное зеркало и посылать отражения, меняя направления. Ваш сигнал может быть замечен даже теми, кого Вы сами не видите.
c. Искать землю. Ночью, прислушиваться к звуку прибоя.
Задачи дежурства внутри
a. Обслуживать плот (вычерпывать воду, осушать, вентилировать, и т.п.)
b. Оказывать помощь раненым.
c. Обслуживать оборудование.
d. Следить за рационом питания.
Расходование питьевой воды
Инструкторы по выживанию рекомендуют начать пить нормированные количества воды вскоре после посадки, порция зависит от того, сколько воды имеется на плоту. Они советуют за раз выпивать сразу половину суточной порции, а не пить мелкими частями.
Чувство жажды можно уменьшить, если жевать резинку, или вообще что-нибудь.
Употребление морской воды только усиливает жажду, увеличивает потери воды через почки и кишечник. Моча при дефиците воды становится слишком ядовитой, чтобы ее пить. Алкоголь увеличивает потери тепла через кожу и потерю воды через почки. Все это только снижает Ваши шансы на выживание.
Содержание
Когда судну угрожает гибель и ему требуется немедленная помощь, по указанию капитана подаются установленные сигналы бедствия, в том числе по радио с указанием времени и характера бедствия, местонахождения судна и необходимой помощи.
Судно оставляется экипажем и пассажирами по сигналу шлюпочной тревоги. Сигнал этот подается только по личному распоряжению капитана в случаях, когда судно гибнет.
Для спасения людей капитан должен:
Первый помощник капитана, первый штурман, механик и радист оставляют судно по распоряжению капитана, Капитан оставляет судно последним. Капитан должен помнить, что несвоевременное оставление судна может явиться причиной гибели людей.
Четкость организации оставления судна определяется правильностью принятой схемы эвакуации людей, знанием ими своих обязанностей по шлюпочной, тревоге и умением их выполнять, слаженностью действий экипажа и пассажиров, готовностью спасательных средств к использованию.
Подготовка экипажа и пассажиров к оставлению судна
Подготовка каждого члена экипажа к использованию спасательных средств должна включать изучение принципов выживания после оставления судна, а также привитие практических навыков по следующим операциям:
Пассажиры должны быть, проинструктированы об их действиях во время тревог. При этом следует обратить особое внимание на:
Командиром спасательной шлюпки и его заместителем, командиром плота могут быть назначены только лица, имеющие соответствующую подготовку. Для членов экипажей судов загранплаваний такая подготовка устанавливается международными конвенциями.
Командир (заместитель командира) спасательного средства должен иметь списки членов команды этого средства и следить, чтобы они знали свои обязанности.
На судах загранплавания в помещениях, наиболее посещаемых экипажем (столовая, кают-компания), должно иметься руководство по оставлению судна, отвечающее требованиям Конвенции по охране человеческой жизни на море.
Организация эвакуации пассажиров и экипажа судна
Маршруты эвакуации должны быть обозначены знаками-указателями. Запрещается загромождать проходы и запирать двери на путях эвакуации.
Ответственным за организацию эвакуации пассажиров является командир партии (группы) охраны порядка и безопасности.
Организация эвакуации пассажиров зависит от конструктивных особенностей судна (внутреннего расположения помещении) и штатной численности пассажирской службы и может осуществляться:
Для регулирования движения и вывода пассажиров к спасательным средствам из состава партии (группы) охраны порядка и безопасности назначаются регулировщики, которые должны иметь нарукавные повязки “Регулировщик».
Основной принцип схемы расстановки регулировщиков состоит в том, чтобы пассажир, куда бы он ни пошел, в нос или корму, встретил регулировщика на любой палубе.
В обязанности регулировщика входит регулирование движения пассажиров в нужном направлении к спасательным средствам, обеспечение их непрерывного выхода к спасательным средствам, исключения возможностей образования толпы, заторов, пробок.
По общесудовой тревоге командир партии (группы) охраны порядка и безопасности должен проверить расстановку бортпроводников, регулировщиков, доставку в спасательные средства дополнительного снабжения (продовольствия, воды, одеял и т. д.) и доложить об этом на ГКП (главный командный пункт).
При объявлении шлюпочной тревоги делается объявлению по судовой трансляции:
При объявлении шлюпочной тревоги члены партии (группы) охраны порядка и безопасности проверяют, чтобы пассажиры были одеты по сезону и с правильно надетыми спасательными жилетами, и, чтобы они не брали с собой предметов, кроме разрешенных. Если возникает необходимость—оказывают помощь пассажирам при надевании спасательных жилетов.
Каюты должны быть открыты. Необходимо проверить, все ли члены экипажа и пассажиры покинули помещения.
Об отсутствии в каютах людей должен поступить доклад на ГКП.
Спуск шлюпок должен производиться так быстро, как это возможно. При возможности шлюпки приспускаются до палубы, с которой в соответствии с конструктивными особенностями судна производится посадка пассажиров и экипажа.
По команде с ГКП сбрасываются плоты.
В первую очередь производится посадки детей, больных, женщин и престарелых. Для страховки их от падения используются выброски, растительные (синтетические) тросы, лини.
Затем производится посадка остальных пассажиров и членов экипажа для управления шлюпкой (плотом) в соответствии с расписанием по шлюпочной тревоге.
Посадку следует производить быстро и непрерывно. При этом необходимо соблюдать очередность спуска и интервал, чтобы люди, находящиеся выше, не наносили травм и ранений находящимся ниже.
Экипаж судна оказывает помощь пассажирам при занятии ими мест в шлюпках (плотах).
К лицам, нарушившим порядок посадки людей в спасательные средства или создающим панику, допускается применение крайних мер принуждения.
Каждый член экипажа и пассажир обязан быстро, без суеты, занять свое место в шлюпке (на плоту) согласно расписанию или указанию командира шлюпки (плота) и приступить к выполнению своих обязанностей и распоряжений командира шлюпки (плота).
Закончив посадку в шлюпку (плот), следует немедленно отойти от судна на безопасное расстояние в сторону носа или кормы, вести наблюдение за судном и водной поверхностью, чтобы при необходимости оказать помощь людям, не успевшим воспользоваться спасательными средствами.
Меры, способствующие сохранению жизни людей, покинувших гибнущее судно
Все члены экипажей судов, выходящих а море согласно Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков, должны быть ознакомлены с приемами личного выживания в различных условиях и получить практические навыки по правильному надеванию спасательного жилета, прыжкам в воду и плаванию в спасательном жилете, умению держаться на воде без спасательного жилета, посадке на спасательный плот в спасательном жилете с судна и из воды, оказанию помощи в посадке на спасательное средство, эксплуатации оборудования спасательных средств (включая эксплуатацию переносного оборудования), постановке плавучего якоря.
Все члены экипажа и пассажиры при оставлении судна должны по возможности размещаться в шлюпках и плотах.
Все лица, находящиеся в спасательном средстве (шлюпке, плоту), подчиняются командиру данного спасательного средства, который отвечает за моральное и физическое состояние спасающихся. Все распоряжения командира должны выполняться беспрекословно.
Прыгать в воду при оставлении судна следует только в крайних случаях, когда нет возможности воспользоваться штормтрапами.
В этом случае перед прыжком необходимо надеть спасательный жилет (нагрудник). Прыжок осуществляется ногами вниз, при этом спасающийся охватывает свои плечи перекрещенными на груди руками поверх нагрудника, крепко прижимая и оттягивая его вниз. Спрыгнув в воду надо незамедлительно отплыть от судна в сторону носа или кормы, оправить одежду, спасательный нагрудник, нащупать свисток.
Нельзя двигаться в воде для согревания, это приводит к более быстрому переохлаждению организма. Находясь в воде, следует подтянуть скрещенные ноги к животу, а руки прижать к бокам и груди. Если в воде находится несколько человек, необходимо как можно теснее прижаться друг к другу, сохраняя вертикальное положение. Плыть в воде следует только для избежания непосредственной опасности и если есть уверенность в способности достичь коллективного спасательного средства.
Необходимо избегать разлитого на водной поверхности топлива. Если это сделать невозможно, следует попытаться проплыть через него с высоко поднятой головой и закрытым ртом.
Всех людей, находящихся в воде, необходимо как можно скорее взять в шлюпку (плот). Если шлюпка переполнена, людям, находящимся в воде, следует держаться за ее спасательный леер до перераспределения их по другим шлюпкам (плотам).
Литература
Наставление по борьбе за живучесть судов Минречфлота РФ [2004]
Оставление судна
Принятие решения об оставлении судна.
Если у экипажа судна, попавшего в аварийную ситуацию, нет возможности организовать борьбу за живучесть судна или если борьба за живучесть не принесла успеха, то последующим действием капитана является решение в основном двух задач — спасение находящихся на борту людей и спасение имущества, т.е. судна и груза.
Спасение людей является приоритетной задачей перед спасанием имущества, но не редко создаемся такая ситуация, когда спасение людей зависит от спасания самого судна. Дело заключается в том, что при гибели судна вероятность спасения людей значительно снижается, поэтому решение об оставлении судна является крайней мерой и может быть принято только после того, когда все меры борьбы за живучесть судна будут исчерпаны.
Решение об оставлении судна может принять только капитан. Сложность принятия такого решения заключается в том, что в настоящее время не существует четких критериев оценки состояния судна, а, следовательно, и оценки целесообразности и необходимости принимаемого капитаном решения. Поэтому решение об оставлении судна принимается после всестороннего анализа и оценки фактического состояния судна, нецелесообразности или невозможности дальнейшей борьбы за живучесть, оценки вероятности гибели судна и степе ни реальной опасности для находящихся на судне людей.
При принятии решения об оставлении судна необходимо учитывать следующие обстоятельства, которые могут сопутствовать той или иной аварии:
1. Большие массы людей, подлежащих эвакуации (от сотен человек до нескольких тысяч);
2. Большая высота борта и сложность высадки людей в спасательные средства;
З. Скоротечность гибели судна при больших поступлениях воды в корпус судна;
4. Скоротечность развития событий при возникновении пожара;
З. Плохая обученность пассажиров, а иногда и членов экипажа по использованию спасательных средств.
Выбор способа спасания зависит от вида аварии, условий, в которых она протекает, продолжительности аварии и имеющихся в распоряжении экипажа и пассажиров средств спасания.
Скоротечность протекания аварийной ситуации, динамизм происходящих событий часто приводят к непродуманным действиям.
Особенности действия экипажа по шлюпочной тревоге:
Какой бы высокой ни была надежность судна, какой бы мало вероятной ни была возможность его катастрофы, экипаж всегда должен быть готов к оставлению судна по шлюпочной тревоге с использованием судовых спасательных средств.
Шлюпочная тревога и команда «Покинуть судно» объявляются по указанию капитана судна и, как правило, только после того, как он убедится в невозможности силами экипажа и судовыми средствами вести борьбу за живучесть судна, а дальнейшее пребывание на борту судна людей угрожает их безопасности. По шлюпочной тревоге экипаж действует в соответствии с Расписанием по шлюпочной тревоге.
Через старшину спасательной шлюпки-рулевого проверить закрытие спусковых пробок в шлюпке, готовность к отдаче кормовых и носовых талей и фалиней, крепление руля.
Посадку людей в шлюпку следует производить с использованием стационарных трапов или непосредственно со шлюпочной палубы, удерживая в последнем случае шлюпку у борта с использованием фалиней или специальных прижимных концов.
После посадки в шлюпку всех расписанных в ней людей и подготовки шлюпки к спуску командир шлюпки обязан доложить лицу, осуществляющему общее руководство подготовкой и спуском на воду спасательных средств, и действовать в соответствии с полученными указаниями. Только в случаях, не терпящих отлагательства, и при невозможности получить указанное разрешение командира шлюпки может самостоятельно дать команду «Шлюпку на воду»! Командир шлюпки может оставить на палубе старшину спасательной шлюпки для отдачи стопоров шлюпочных лебедок и шлюпбалок, если их отдача не предусмотрена непосредственно со шлюпки.
При спуске шлюпки на воду необходимо:
1.Потравливать носовой и кормовой фалини, не давая им большой слабины; к моменту касания шлюпкой воды фалини должны быть временно закреплены на шлюпке;
2.Момент касания шлюпкой воды резко потравить лопари шлюпталей и, получив достаточную их слабину, по команде командира шлюпки одновременно выложить носовые и кормовые тали; с помощью лебедки, при нахождении старшины шлюпки на палубе, быстро подобрать шлюптали, обеспечив безопасное расстояние до шлюпки, особенно при штормовой погоде;
3.Страховать шлюпку от ударов о борт судна, используя гребцов, сидящих со стороны борта судна.
После спуска в шлюпку по штормтрапу людей, оставшихся на палубе судна, по команде командира шлюпки отдается кормовой, а затем носовой фалини, шлюпке сообщается ход, старшина шлюпки-рулевой отводит шлюпку от борта судна в указанном командиром шлюпки направлении.
После спуска на воду спасательная шлюпка немедленно должна отойти от борта аварийного судна на безопасное расстояние, подобрав плавающих в воде людей. Людей в шлюпку следует сажать, по возможности, через носовую и кормовую части борта Если же шлюпка заполнена, то нельзя ее перегружать, чтобы не допустить ее переворачивания. Моторные спасательные шлюпки должны отвести от борта аварийного судна, при необходимости, спасательные шлюпки (весельные, с ручным приводом), спасательные плоты и плавучие приборы и организовать спасание плавающих в воде людей, принимая при этом меры безопасности, учитывая последствия, которые могут иметь место при гибели судна.
Оставление судна и обеспечение выживаемости людей
Наставление по оставлению судна должно содержать следующую информацию:
Когда судну угрожает гибель и ему требуется немедленная помощь, по указанию капитана подаются установленные сигналы бедствия, в том числе по радио, с указанием времени и характера бедствия, местонахождения судна и необходимой помощи.
Судно оставляется экипажем и пассажирами по сигналу шлюпочной тревоги. Сигнал этот подается только по личному распоряжению капитана в случаях, когда судно гибнет.
Для спасения людей капитан должен:
Командный состав оставляет судно по распоряжению капитана. Капитан оставляет судно последним.
Решение об оставлении судна и объявлении шлюпочной тревоги может принять только капитан в реально сложившейся обстановке. Основанием для принятия решения об оставлении судна могут быть следующие обстоятельства:
Принимая решение об оставлении судна, капитан должен решить две задачи:
К основным факторам, которые следует учитывать перед принятием решения об оставлении судна, относятся:
Однако следует помнить, что спасение людей является первостепенной задачей, которая несоизмерима со спасением имущества, но в некоторых ситуациях спасение людей зависит от спасения судна.
Выбор способа спасения людей зависит от вида аварии, условий, в которых она протекает, динамичности развития аварии, имеющихся на судне спасательных средств.
Операция по оставлению судна может быть проведена успешно, без травмирования и гибели людей при соблюдении следующих условий:
Каждый член экипажа должен помнить:
Проведение систематических тренировочных занятий и учебных шлюпочных тревог.
Необходимо обеспечить постоянную готовность экипажа к оставлению судна по шлюпочной тревоге. По шлюпочной тревоге каждый член экипажа должен уметь четко выполнять не только свои прямые обязанности, предусмотренные расписанием по тревогам, но и заменить товарища по работе, выбывшего из состава группы по какой либо причине.
Услышав сигнал шлюпочной тревоги, каждый должен понимать, что принятые меры по обеспечению живучести судна исчерпаны, и дальнейшее пребывание людей на борту судна угрожает их жизни.
Капитан должен помнить, что несвоевременное оставление судна может явиться причиной гибели людей.
Четкость организации оставления судна определяется правильностью принятой схемы эвакуации людей, знанием ими своих обязанностей по шлюпочной тревоге и умением их выполнять, слаженностью действий экипажа и пассажиров, готовностью спасательных средств к использованию.
Подготовка экипажа и пассажиров к оставлению судна.
Подготовка каждого члена экипажа к использованию спасательных средств должна включать изучение принципов выживания после оставления судна, а также привитие практических навыков по следующим операциям:
Пассажиры должны быть проинструктированы об их действиях во время тревог. При этом следует обратить особое внимание на:
Командиром спасательной шлюпки и его заместителем, командиром плота могут быть назначены только лица, имеющие соответствующую подготовку. Для членов экипажей морских судов такая подготовка устанавливается международными конвенциями.
Командир (заместитель командира) спасательного средства должен иметь списки членов команды этого средства и следить, чтобы они знали свои обязанности.
На морских судах в помещениях, наиболее посещаемых экипажем (столовая, кают-компания), должно иметься руководство по оставлению судна, отвечающее требованиям Конвенции по охране человеческой жизни на море.
Организация эвакуации пассажиров и экипажа
Маршруты эвакуации должны быть обозначены знаками-указателями.
Запрещается загромождать проходы и запирать двери на путях эвакуации.
Ответственным за организацию эвакуации пассажиров является командир партии (группы) охраны порядка и безопасности.
Организация эвакуации пассажиров зависит от конструктивных особенностей судна (внутреннего расположения помещений) и штатной численности пассажирской службы и может осуществляться:
При объявлении шлюпочной тревоги делается объявление по судовой трансляции:
При объявлении шлюпочной тревоги члены партии (группы) охраны порядка и безопасности проверяют, чтобы пассажиры были одеты по сезону и с правильно надетыми спасательными жилетами, и, чтобы они не брали с собой лишних предметов, кроме разрешенных. Если возникает необходимость, оказывают помощь пассажирам при надевании спасательных жилетов.
Каюты должны быть открыты, Необходимо проверить, все ли члены экипажа и пассажиры покинули помещения.
Об отсутствии в каютах людей должен поступить доклад на ГКП.
Спуск шлюпок должен производиться так быстро, как это возможно. При возможности шлюпки приспускаются до палубы, с которой в соответствии с конструктивными особенностями судна производится посадка пассажиров и экипажа.
По команде с ГКП сбрасываются плоты. В первую очередь производится посадка детей, больных, женщин и престарелых. Для страховки их от падения используются выброски, растительные (синтетические) тросы, лини. Затем производится посадка остальных пассажиров и членов экипажа для управления шлюпкой (плотом) в соответствии с расписанием по шлюпочной тревоге.
Посадку следует производить быстро и непрерывно. При этом необходимо соблюдать очередность спуска и интервал, чтобы люди, находящиеся выше, не наносили травм и ранений находящимся ниже.
Экипаж судна оказывает помощь пассажирам при занятии ими мест в шлюпках (плотах), к лицам, нарушившим порядок посадки людей в спасательные средства или создающим панику, допускается применение крайних мер принуждения.
Каждый член экипажа и пассажир обязан быстро, без суеты, занять свое место в шлюпке (на плоту) согласно расписанию или указанию командира шлюпки (плота) и приступить к выполнению своих обязанностей и распоряжений командира шлюпки (плота).
Закончив посадку в шлюпку (плот), следует немедленно отойти от судна на безопасное расстояние (1-2 кб) в сторону носа или кормы, вести наблюдение за судном и водной поверхностью, чтобы при необходимости оказать помощь людям, не успевшим воспользоваться спасательными средствами.
Меры, способствующие сохранению жизни людей, покинувших гибнущее судно.
Все члены экипажей судов, выходящих в море согласно Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков (ПДНВ, глава VI.), должны быть ознакомлены с приемами личного выживания в различных условиях; получить практические навыки по правильному надеванию спасательного жилета; прыжкам в воду и плаванию в спасательном жилете; умению держаться на воде без спасательного жилета; посадке на спасательный плот в спасательном жилете с судна и из воды; оказанию помощи в посадке на спасательное средство; эксплуатации оборудования спасательных средств (включая эксплуатацию переносного оборудования); постановке плавучего якоря. Все члены экипажа и пассажиры при оставлении судна должны по возможности размещаться в шлюпках и плотах. Все лица, находящиеся в спасательном средстве (шлюпке, плоту), подчиняются командиру данного спасательного средства, который отвечает за моральное и физическое состояние спасающихся. Все распоряжения командира должны выполняться беспрекословно.
Прыгать в воду при оставлении судна следует только в крайних случаях, когда нет возможности воспользоваться штормтрапами. В этом случае перед прыжком необходимо надеть спасательный жилет (нагрудник). Прыжок осуществляется ногами вниз, при этом спасающийся охватывает свои плечи перекрещенными на груди руками поверх нагрудника, крепко прижимая и оттягивая его вниз. Спрыгнув в воду надо незамедлительно отплыть от судна в сторону носа или кормы, оправить одежду, спасательный нагрудник, нащупать свисток.
Нельзя двигаться в воде для согревания, это приводит к более быстрому переохлаждению организма. Находясь в воде, следует подтянуть скрещенные ноги к животу, а руки прижать к бокам и груди. Если в воде находится несколько человек, необходимо как можно теснее прижаться друг к другу, сохраняя вертикальное положение. Плыть в воде следует только для избежания непосредственной опасности и если есть уверенность в способности достичь коллективного спасательного средства.
Необходимо избегать разлитого на водной поверхности топлива. Если это сделать невозможно, следует попытаться проплыть через него с высоко поднятой головой и закрытым ртом.
Всех людей, находящихся в воде, необходимо как можно скорее взять в шлюпку (плот).
Если шлюпка переполнена, людям, находящимся в воде, следует держаться за ее спасательный леер до перераспределения их по другим шлюпкам (плотам).
Литература
Безопасность жизнедеятельности и выживание на море – Колегаев М.А. Иванов Б.Н. Басанец Н.Г. [2008]