Что необходимо сделать чтобы спланировать ход беседы

Работа в Академгородке и Бердске

Что необходимо сделать чтобы спланировать ход беседы

Что необходимо сделать чтобы спланировать ход беседы

Свежие вакансии

Деловая беседа: подготовка, планирование и структура

Структура деловой беседы состоит из пяти фаз: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника и принятие решений. В отношении любого выступления или любой беседы действуют десять общих правил, соблюдение которых сделает ваши переговоры если не совершенными, то по крайней мере корректными.

Деловая беседа — это осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.

В современной трактовке деловые беседы означают устный контакт между партнерами (собеседниками), которые имеют необходимые полномочия со стороны своих организаций для их проведения и разрешения конкретных проблем.

Основные функции деловой беседы:

1. Начало перспективных мероприятий и процессов
2. Контроль и координирование уже начатых мероприятий и процессов
3. Обмен информацией
4. Взаимное общение работников из одной сферы деятельности
5. Поддержание деловых контактов
6. Поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов
7. Стимулирование движения творческой мысли в новых направлениях.

Подготовка к беседе

1. Планирование:
* предварительный анализ участников и ситуации;
* инициатива проведения беседы и определение ее задач;
* определение стратегии и тактики;
* подробный план подготовки к беседе.

2. Оперативная подготовка:
* сбор материалов;
* отбор и систематизация материалов;
* обдумывание и компоновка материалов;
* рабочий план;
* разработка основной части беседы;
* начало и окончание беседы.

3. Редактирование:
* контроль (т.е. проверка проделанной работы);
* придание окончательной формы беседы.

4. Тренировка:
* мысленная репетиция;
* устная репетиция;
* репетиция беседы в форме диалога с собеседником.

Планирование беседы сводится к следующим действиям:

* составление и проверка прогноза деловой беседы;
* установление основных, перспективных задач беседы;
* поиски подходящих путей для решения этих задач (стратегии);
* анализ внешних и внутренних возможностей для осуществления плана беседы;
* определение и разработка среднесрочных и краткосрочных задач беседы, их взаимосвязи и очередности;
* разработка мероприятий для реализации указанных задач (разработка программы работы, плана по отдельным элементам беседы) и др.

Структура деловой беседы

Состоит из 5 фаз:

1. Начало беседы.
2. Передача информации.
3. Аргументирование.
4. Опровержение доводов собеседника.
5. Принятие решений.

В отношении любого выступления, любой беседы действуют 10 общих правил, соблюдение которых сделает ваше выступление, если не совершенным, то по крайней мере корректным:

1. Профессиональные знания.
2. Ясность.
3. Надежность.
4. Постоянная направленность.
5. Ритм.
6. Повторение.
7. Элемент внезапности.
8. «Насыщенность» рассуждений.
9. Рамки передачи информации.
10. Определенная доза юмора и даже, в какой-то мере, иронии.

К перечисленным правилам можно добавить следующие основные черты живой речи:

* в любой деловой беседе ценны содержание и техника изложения;
* следует ограничиваться фактами и подробностями в беседе рассуждениями по теме;
* беседу лучше планировать с различными возможными вариантами;
* необходимо иногда повторять и делать выводы из сказанного;
* следует обращаться непосредственно к собеседнику, учитывая, что личное влияние в деловых отношениях имеет большое значение.

Фаза I. Начало беседы

* установление контакта с собеседником;
* создание приятной атмосферы для беседы;
* привлечение внимания;
* побуждение интереса к беседе;
* «перехват» инициативы.

Приемы начала беседы:

1. Метод снятия напряжения — позволяет установить тесный контакт с собеседником.
2. Метод «зацепки» — позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы, и использовать эту «зацепку» как исходную точку для проведения запланированной беседы.
3. Метод стимулирования игры воображения — предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться.
4. Метод прямого подхода — означает непосредственный переход к делу, без выступления.

Правильное начало беседы предполагает:

* точное описание целей беседы;
* взаимное представление собеседников;
* название темы;
* представление лица, ведущего беседу;
* объявление последовательности рассмотрения вопросов.

На что нужно обратить внимание при налаживании личного контакта с собеседником:

* а) ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;
* б) обращение к собеседникам по имени и отчеству;
* в) соответствующий внешний вид (одежда, подтянутость, выражение лица);
* г) проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнениям и интересам;
* е) обращение за ответом и т.п.

Фаза II. Передача информации

Цель этой части беседы заключается в решение следующих задач:

* сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника;
* выявление мотивов и целей собеседника;
* передача запланированной информации;
* анализ и проверка позиции собеседника.

5 основных групп вопросов:

1. Закрытые вопросы — это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Какова цель вопросов такого типа? Получить от собеседника обоснованные аргументы для ожидаемого от него же ответа.
2. Открытые вопросы — это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения («Каково Ваше мнение по данному вопросу?», «Почему Вы считаете принятые меры недостаточными?»).
3. Риторические вопросы — на эти вопросы не дается прямого ответа, т.к. их цель — вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы и обеспечить поддержку нашей позиции со стороны участников беседы путем молчаливого одобрения («Мы ведь придерживаемся единого мнения по данному вопросу?»).
4. Переломные вопросы — удерживают беседу в строго установленном направлении или поднимают целый комплекс новых проблем. («Как Вы представляете себе структуру и распределение. »).
5. Вопросы для обдумывания — вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано («Правильно ли я понял Ваше сообщение о том, что. «Считаете ли Вы, что. ).

Фаза III. Аргументация

Мелочи, имеющие иногда решающее значение:

1. Оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями.
2. Способ и темп аргументации должны соответствовать особенностям темперамента собеседника.
3. Вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику, т.к. это, особенно при длительных контактах, окажется для вас же намного выгоднее:
* всегда открыто признавать правоту собеседника, когда он прав, даже если это может иметь для вас неблагоприятные последствия;
* продолжать оперировать можно только теми аргументами, которые приняты собеседниками;
* избегать пустых фраз.
4. Приспособить аргументы к личности вашего собеседника:
* направлять аргументацию на цели и мотивы собеседника;
* избегать простого перечисления фактов;
* употреблять терминологию, понятную вашему собеседнику.
5. Избегать неделовых выражений и формулировок, затрудняющих аргументирование и понимание.
6. Попытаться как можно нагляднее изложить собеседнику свои доказательства, идеи и соображения.

Дня построения аргументации в нашем арсенале имеются 12 риторических методов аргументирования:

1. Фундаментальный метод. Представляет собой прямое обращение к собеседнику.
2. Метод противоречия. Основан на выявлении противоречий в аргументации против.
3. Метод «извлечение выводов». Основывается на точной аргументации, которая постепенно, посредством частых выводов приведет вас к желаемому выводу.
4. Метод сравнения.
5. Метод «да. но».
6. Метод «кусков». Состоит в расчленении выступления таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части: «это точно», «об этом существуют различные точки зрения».
7. Метод «бумеранга».
8. Метод игнорирования.
9. Метод потенцирования. Собеседник в соответствии со своими интересами смещает акцент, выдвигает на первый план то, что его устраивает.
10. Метод «выведения». Основывается на постепенном субъективном изменении существа дела.
11. Метод опроса. Основан на том, что вопросы задаются заранее.
12. Метод видимой поддержки.

Двенадцать спекулятивных методов аргументации:

1. Техника преувеличения.
2. Техника анекдота.
3. Техника использования авторитета.
4. Техника дискредитации собеседника. Основывается на правиле: если я не смогу опровергнуть существо вопроса, тогда по меньшей мере нужно поставить под сомнение личность собеседника.
5. Техника изоляции основана на «выдергивании» отдельных фраз из выступления, их изоляции и преподнесении в урезанном виде с тем, чтобы они имели значение, противоположное первоначальному.
6. Техника изменения направления заключается в том, что собеседник не атакует ваши аргументы, а переходит к другому вопросу, который по существу не имеет отношения к предмету дискуссии.
7. Техника вытеснения — собеседник в действительности не переходит к какой-то одной, точно определенной проблеме, преувеличивает второстепенные проблемы, взятые из вашего выступления.
8. Техника введения в заблуждение, основывается на сообщении путаной информации, слов, которыми вас забрасывает собеседник.
9. Техника отсрочки. Ее целью является создание препятствий для ведения дискуссии или ее затягивание.
10. Техника апелляции. Представляет собой особо опасную форму «вытеснения» процесса рассуждений (собеседник взывает к сочувствию).
11. Техника искажения.
12. Техника вопросов-капканов. Включает 4 группы:
* повторение;
* вымогательство;
* альтернатива;
* контрвопросы.

Фаза IV. Опровержение доводов собеседника (нейтрализация замечаний собеседника)

* убедительность изложения;
* надежность изложения;
* развеивание сомнений;
* мотивы сопротивления и точка зрения.

Почему возникают замечания?

* защитная реакция;
* разыгрывание роли;
* другой подход;
* несогласие;
* тактические раздумья.

Какова логическая структура опровержения замечаний?

* анализ замечаний;
* обнаружение настоящей причины;
* выбор тактики;
* выбор метода;
* оперативное опровержение замечаний.

Какие приемы применяются для нейтрализации (опровержения)?

* ссылки, цитаты;
* «бумеранг»;
* одобрение + уточнение;
* переформулировка;
* целевое согласие;
* «эластичная оборона»;
* метод опроса;
* «да. но. »
* предупреждение;
* доказательство бессмысленности;
* отсрочка.

Как обращаться с замечаниями при нейтрализации?

* локализация;
* тон ответа;
* открытое противоречие;
* уважение;
* признание правоты;
* воздержанность в личных оценках;
* краткость ответа;
* недопущение превосходства.

Фаза V. Принятие решения

* подытоживание аргументов, призванных и одобренных вашим собеседником;
* нейтрализация негативных моментов в заключении;
* закрепление и подтверждение того, что достигнуто;
* наведение мостов для следующей беседы.

Несколько общих советов в связи с окончанием беседы:

* Свободно обращайтесь к собеседнику с вопросом, согласен ли он с вашей целью.
* Не проявляйте неуверенности в фазе принятия решения. Если вы колеблетесь в момент принятия решения, то не удивляйтесь, если начнет колебаться и собеседник.
* Всегда оставляйте в запасе один сильный аргумент, подтверждающий ваш тезис, на тот случай, если собеседник в момент принятия решения начнет колебаться.
* Пользуйтесь достоверными аргументами, так как лучше, если собеседник примет решение сейчас, чем потом.
* Не отступайте, пока собеседник несколько раз отчетливо не повторит «нет».
* Не сдавайтесь на милость собеседника до тех пор, пока не попробуете все известные методы форсирования.
* Следите за поведением собеседника, чтобы вовремя понять, что беседа подходит к концу. Закончите беседу в нужный момент.
* Достигнув цели, прощайтесь с собеседником. Как только будет принято решение, поблагодарите собеседника, поздравьте его с разумным решением.

Источник

Беседа: «Как провести беседу?»

Как провести беседу?

Беседа дает возможность контактов с подопечными детьми, информацию. Значимость беседы определяется непродолжительностью.

Структура беседы: 1) задачи; 2) построение; 3) время; 4) ход; 5) завершение.

Поставить цель. Что я хочу добиться в ходе беседы.

Решается в зависимости от цели, необходимо записывать план беседы: с чего начну, как будет идти беседа, чем завершу. Необходимо планировать несколько вариантов беседы.

Если времени не хватает, разбить беседу на несколько этапов – особенно, если надо убедить ребят в чем-либо.

необходимо установить климат доверия (поговорить о вещах, на которые есть общие мнения);

правильно реагировать на замечания, которые высказывает собеседник;

отвечать надо нейтрально: «надо подумать», «продолжай»;

выяснить, понимает ли собеседник, о чем идет речь (в запасе иметь ключевые вопросы, которые помогут понять разбирается ли он в сути проблемы);

определить, что в словах собеседника – факт, а что оценка, мнение человека. Фиксировать события, факты;

избегать задавать наводящие вопросы;

поощрять собеседника к тому, чтобы он точнее высказал свою точку зрения: «С чего бы ты начал, если бы тебе поручили…?», «Что тебе мешает сделать так, как ты только что рассказал?»;

на беседах-взысканиях обязательно отметить, что помешало выполнить задание, что мог сделать, а не сделал, объявить взыскание;

уметь правильно слушать собеседника – повторять его ключевые мысли;

если выявилась новая тема, отложите ее на другое время.

Четко изложите результаты беседы. Если приняли решение, сообщите его и оцените беседу.

Не затягивайте беседу больше, чем наметили.

Во время беседы обязательно делайте записи (покажите их собеседнику). Лидер обязан делать анализ беседы:

как я провел беседу;

четко ли я ставил вопросы;

как вел себя собеседник и т.д.

Условно весь путь можно поделить на три этапа:

Анализ получившейся беседы

Итак, подготовка беседы. Для начала надо определиться с темой, то есть надо решить, о чем будем рассказывать, лучше всего, если тема нам интересна.

Теперь, когда мы знаем, о чем будем говорить, надо придумать название. Оно должно быть четким кратким, полностью отражать суть беседы и, по возможности, заинтересовывать слушателей.

Дальше определяемся, с какой целью мы беседуем – чего хотим добиться: просто поделиться информацией или мы хотим взволновать всех своим рассказом. В зависимости от этого мы и подбираем слова. Например, если хотим взволновать, то вставляем в текст вопросы и факты, которые заставят ребят задуматься, и привлекут на нашу сторону.

Еще нам важно знать, кто нас будет слушать. Знакома им эта тема или нет. В зависимости от этого мы и строим текст беседы. Если ребята с темой не знакома, то стоит раскрывать какие-либо важные основные понятия. Тогда как если ребятам тема известна, то знакомство с понятиями можно опустить.

Теперь мы все придумали и переходим к следующему этапу- сама беседа. Ну, вот мы оказались перед своими ребятами. Теперь самое важное установить контакт со слушателями. Поэтому нужно пропустить через себя тему своего рассказа, тогда и слушатели живо откликнуться, слушая новую информацию. А если самому педагогу не интересно, то и остальным скучно. Что же надо делать:

• Поддерживаем контакт глазами – нужно обводить зрителей взглядом.

• Стараться вовлечь ребят в диалог, то есть задавать вопросы. Этим мы вовлекаем в нашу беседу остальных.

• Информация должна быть интересной и новой.

• Есть еще волшебный прием – юмор. Но шутки должны быть уместными.

Как же узнать удалось ли нам установить контакт с ребятней? Все очень просто если дети заинтересованно смотрят, если нет постороннего шума, если откликаются на вопросы, то у нас все получилось!

Ну и непосредственно при беседе с ребятами:

Не стоит строжиться или стараться казаться добрым. Будьте собой.

Когда рассказываете, то не торопитесь, но и не медлите. В первом случае Вас не поймут, а во втором аудитория благополучно уснет.

Лучше если Вы будете при беседе задавать наводящие вопросы, да и просто спрашивайте ребят по теме разговора, возможно, кто-то уже может поделиться информацией.

Старайтесь приводить примеры, иллюстрируйте материал реальными случаями. Это поможет лучшему пониманию, однако все хорошо в меру!

Еще один важный аспект в беседе это наши: поза, мимика и жесты. Речь на 25% воспринимается зрительным путем, потому очень важно как мы выглядим.

Дальше мимика и жесты: помним, что наше отношение к тому, что мы говорим у нас «на лице написано». И поэтому наше выражение лица должно соответствовать тому, что мы рассказываем: мы должны быть оживленными, взволнованными, где-то задумчивыми или радостными. В этом нам так же помогают жесты. Их тоже лучше заранее отрепетировать. Перегруженность лишними жестами плохо воспринимается детьми. Жесты должны усиливать отдельные моменты текста, нести определенные эмоции.

Ну, вот мы уже выступили и рассказали свой рассказ. На этом наша работа не заканчивается. Осталось проанализировать беседу. Надо подумать, что у нас получилось, а что нет. Можно даже спросить мнение со стороны. Тогда у нас будет возможность работать над собой и самосовершенствоваться.

Источник

Рекомендации для самостоятельной работы студентов- Составление планов бесед

Рекомендации для самостоятельной работы студентов

Составление планов бесед

Схема ориентировочной основы действия при подготовке к беседе.

Средства и условия проведения

Критерии и формы контроля

1. Выяснение характера аудитории

Получение предварительных сведений о месте проведения санпросветработы, возрасте детей, их интересах.

2. Составление плана беседы (лекции).

Знание принципов составления бесед

План предусматривает введение, основную часть и заключение, правильное соотношение между ними.

3. Составление текста беседы (лекции).

Текст должен сочетать доступность изложения, быть

последовательным, легким для чтения и восприятия.

4. Выбор приемов и средств для использования в беседе.

Учет особенностей восприятия аудитории, возраст, образование и др. Подготовка наглядной информации, агитации и средств наглядности.

Средства и приёмы должны воздействовать на эмоции и чувства аудитории, быть яркими, образными, запоминающимися.

5. Составление окончательного варианта беседы, репетиция проведения работы.

Они должны сочетать достаточное воздействие как на paзум, так и на чувства аудитории.

Используя данные рекомендации, составьте :

План беседы по поддержке грудного вскармливания.

План бесед с родителями о подготовке детей к посещению дошкольного учреждения, школы.

План бесед с детьми старшего школьного возраста и их родителями о выборе профессии.

План бесед о профилактике вредных привычек.

Источник

Методические приемы проведения беседы

Педагогическое общение – постоянная составная часть работы любого классного руководителя. Не секрет, что успех педагогической деятельности во многом зависит именно от культуры общения. Умение общаться с коллегами, учащимися и их родителями входит в понятие коммуникативной компетентности педагога. А одна из её составляющих – это умение применять метод беседы в практической педагогической деятельности. Сегодня мы поговорим о методах, приёмах и особенностях ведения беседы с учащимися.

Беседа – это диалог, речевое общение между двумя и более лицами. Беседа в педагогической практике – метод познания личности учащегося и сути его проблем, взаимная работа с проблемой на основе словесного общения между педагогом и учащимся. Без беседы классному руководителю не обойтись никак.

Требования к беседе.

Неудачи проведения бесед.

Причинами плохой взаимокоммуникации могут быть:

Классификация бесед.

Все беседы можно разделить на:

Полностью контролируемая беседа предполагает жёсткую программу, стратегию и тактику.

Здесь уместно обратиться к словарям и вспомнить значение слов «программа», «стратегия» и «тактика».

Программа – план действия, деятельности, работы.

Стратегия – общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся главной на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования.

Тактика – это линия поведения, а также совокупность приёмов и способов для достижения какой-либо цели.

Практически свободная беседа предполагает отсутствие заранее обдуманной чёткой структуры, развитие беседы зависит от инициативы того, с кем она проводится.

Между ними располагаются следующие основные типы бесед:

В беседе всегда присутствуют различные высказывания, вопросы и ответы. Поощрить учащегося к высказыванию своих мыслей можно посредством «минимизации ответов», т. е. сознательным использованием классным руководителем в своей речи нейтральных фраз, позволяющих содержательно продолжить беседу. Это не просто реплики, которые делаются тогда, когда ответить нечего. Эти фразы помогают выразить одобрение, понимание, интерес, приглашение, высказаться свободно и непринужденно. Подобные реплики или просто утвердительный наклон головы ободряют собеседника и вызывают у него желание продолжать общение. Наиболее употребительными минимальными ответами считаются следующие: «Продолжай, это меня очень заинтересовало»; «Понимаю…»; «Можно узнать поподробнее…» и т. п.

Беседа – это вопросно-ответная форма воспитательного мероприятия. Между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая связь. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Существует несколько классификаций типов вопросов, используемых в беседе.

Классификация типов вопросов.

Одна из них основана на широте предстоящего ответа. В ней выделяются три основные группы:

Закрытые вопросы – это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Закрытые вопросы достаточно часто приводят к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают возможности ответа.

Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения. Это так называемые вопросы «кто», «что», «как», «сколько», «почему».

Выясняющие вопросы – обращение к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В чём, на твой взгляд, состоит проблема?»; «Что ты имеешь в виду?» и т. п.

Однако более удобным представляется не просто формулирование вопросов, а приём перефразирования, когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. Цель перефразирования – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял тебя…»; «Другими словами, ты считаешь…»; «По твоему мнению.».

Методы и приемы беседы.

Для эффективности беседы так же помогает применение следующих методов и приемов:

Метод аналогий. Суть метода заключается в использовании аналогий – образов, случаев из жизни, сказок, притч, пословиц, поговорок для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса). Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы.

Установление логических взаимосвязей. Классный руководитель вместе с учащимся устанавливает последовательность событий, выделяет роль субъективных факторов в происхождении событий жизни и их взаимосвязи. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание.

Самораскрытие. Классный руководитель косвенно побуждает учащегося «стать самим собой», делясь собственным личным опытом, выражая терпимое отношение к различным его высказываниям и чувствам.

Убеждение. Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния, его применение предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Классный руководитель, используя понятные аргументы для учащегося, позволяет ему утвердиться в понимании определенных событий, способов, мыслей.

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения следующих педагогических требований:

1. Высокий авторитет педагога у воспитанников. Логически грамотные убеждающие речи неуважаемого человека вызывают лишь раздражение слушателей и желание поступать наоборот, но, с другой стороны, и авторитет не поможет, если в речи наблюдаются логические неточности, противоречия в рассуждениях, подтасованные примеры.

2. Опора на собственный жизненный опыт учащихся.

3. Искренность, логическая четкость, конкретность и доступность убеждения.

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Оценка. Самооценка. Переоценка. При наличии негативных чувств, мыслей позволяет выработать новый взгляд (отношение) на ситуацию – «сменить рамку». Переоценка включает выделение негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.

Анализ ситуаций. В ходе беседы нужно проводить совместный анализ как реальных жизненных ситуаций учащихся, так и ситуаций из жизни других людей, включая литературные примеры.

Невербальное общение. В процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счёт невербальных средств общения и только 20-40% информации передаётся с помощью слова. Необходимо обращать внимание на невербальные знаки и во время беседы.

Невербальные знаки общения могут быть двух видов и воспринимаются и анализируются на подсознательном уровне.

Общеизвестно, что движением головы мы выражаем утверждение или отрицание. Если человек держит голову прямо – он нейтрально относится к тому, что слышит. Если голова наклоняется немного в сторону, это свидетельствует о том, что у собеседника пробудился интерес к информации.

Выразительны и непроизвольные жесты рук. Ладонь у лба – человек в задумчивости. Ладонью человек подпирает подбородок – его – что-то беспокоит, он чем-то встревожен. Руки скрещены на груди – жест закрытости, означает как бы защитный барьер, с помощью которого человек отгораживает себя от окружающего мира и неприятных или тревожащих его ситуаций. Это жест максимальной обороны от происходящего («надоело», «не хочу и не буду» и т. п.).

Жест «Потирание кончика носа» можно считать одним из наиболее распространенных жестов, который сигнализирует нам о неискренности или обмане. Объясняется этот жест примерно так: когда человек говорит неправду, он непроизвольно как бы хочет прикрыть рот рукой. У данного жеста может быть два значения, в зависимости от того, что делает человек: говорит или слушает. Если человек, использующий этот жест, говорит сам, то видимо, он говорит совсем не то, что он думает на самом деле. Если же человек, проделывающий этот жест, в этот момент слушает кого-то, – то он не верит тому, что слышит от своего собеседника, или сомневается в искренности слов говорящего. Еще одно значение этого жеста – умолчание правды, когда человек её знает, но говорит о том, что не знает.

Прятанье рук в разговоре так же может указывать на желание что-то скрыть или намеренно исказить сообщаемую вам информацию.

Зональное пространство. Для успешного проведения любой беседы необходимо учитывать и такой немаловажный фактор, как зональное пространство. Здесь выделяется 4 зоны:

Если вам необходимо организовать доверительную беседу, не сидите далеко от учащегося, находитесь к нему на расстоянии от 1 м до 45 см. Без необходимости не стоит вторгаться в интимную зону человека, это вызывает бессознательное напряжение и недоверие.

Наблюдать за невербальными знаками учащегося при беседе очень полезно, так как это даёт массу полезной дополнительной информации.

Всё вышесказанное относится как к беседе «с глазу на глаз», так и для групповой беседы. Подбирая материал для доклада, внимательно изучила книгу Стефановской Т.А. «Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности», в которой автор, на мой взгляд, дает хорошие рекомендации для проведения тематических бесед в группе. Чётко изложен порядок подготовки к беседе, который учитывает всё – от возраста учащихся до пошаговых действий учащихся, входящих во временную инициативную группу (ВИГ). Изложена структура беседы, даются методические рекомендации, анализируются условия повышения действенности беседы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *