Что необходимо считать литературным языком
Что такое литературный язык и зачем он нужен?
Современный национальный (общенародный) русский язык, как и другие развитые языки мира, имеет две основные функциональные разновидности:
Вторую разновидность называют также живой разговорной речью. Но этот вариант не совсем удачен, поскольку по форме частично совпадает с термином разговорный стиль, обозначающим один из стилей литературного языка.
Живой народный язык включает в себя диалекты, просторечие и жаргоны.
Литературный язык — это наиболее развитая и сознательно обрабатываемая форма общенародного языка, которая обслуживает важнейшие сферы жизни человека и общества: культуру, науку, политику, искусство, делопроизводство, законодательство, официально-деловое, межнациональное и неофициальное общение. Носителями данного языка его литературная разновидность воспринимается как образцовая.
Зачем нужен литературный язык? Для нормального функционирования всех сфер общественной жизни нужно, чтобы члены данного общества в буквальном смысле говорили на одном языке. Диалекты и жаргоны многочисленны и значительно отличаются друг от друга, особенно в лексическом плане. Просторечие тоже неоднородно, с относительно размытыми нормами. И чтобы плодотворно общаться и организовывать совместную деятельность, люди должны использовать ту форму национального языка, которая понятна всем. Такой общепонятной формой и является литературной язык. Кроме того, у него есть еще одно важное преимущество: по сравнению с другими разновидностями языка он наиболее богат и развит, его средств хватает, чтобы обслуживать разные сферы жизни от бытового общения до искусства и науки. Нет сомнений, что языковых средств просторечия, диалектов и жаргонов достаточно для неофициального повседневного общения. Но попробуйте написать, например, научную статью, используя лишь жаргонные или диалектные слова! Их будет просто недостаточно. Можно попробовать провести такой эксперимент в качестве языковой игры: это будет забавно, но смысл и точность вашего текста сильно пострадают. Ведь все научные термины, а также значительная часть слов с абстрактным значением — принадлежность соответствующего стиля литературного языка.
Признаки литературного языка
1. Нормированность и кодифицированность
Норма литературного языка — это социально обусловленная и общественно осознанная система правил использования языковых единиц, имеющая обязательный характер. Норма основывается на естественных законах и процессах живого языка, но сопровождается сознательной, искусственной их обработкой.
Языковые нормы бывают не только литературными. Для разновидностей живого народного языка также характерны свои нормы. Литературные отличаются от них большей степенью консерватизма, искусственной обработанностью и кодифицированностью. Последнее означает, что литературные нормы закреплены в специальных лингвистических словарях и справочниках.
В развитии литературного языка имеют место как эволюционные процессы и изменчивость, так и строгое следование установленным нормам, консерватизм. Язык меняется, и это естественно. Но обществу удобна гибкая стабильность литературных норм, относительно медленное их изменение. Если бы литературный язык менялся быстро, его носителям пришлось бы часто переучиваться, а это создавало бы дополнительные трудности. Кроме того, стабильность языка поддерживает длительную языковую связь поколений, позволяя нам в целом легко понимать тексты, созданные даже полтора-два века назад.
Русский литературный язык — продукт длительного исторического развития. Он складывался и совершенствовался в течение веков. Современный период его существования обычно отсчитывают с первой трети XIX века, с творчества А. С. Пушкина (подробнее об этом мы расскажем отдельно).
2. Наличие письменности
Большинство исследователей считает, что литературный язык не может существовать без письменности. Ее наличие значительно помогает выработке, поддержанию и сохранению языковых норм, а также — в процессе исторического развития — формированию определенных типов текстов и стилей для разных сфер деятельности человека. Русский литературный язык (как и многие другие литературные языки) в первую очередь обслуживает письменную культуру, в меньшей степени — устную.
3. Многофункциональность и стилевое разнообразие
Этот признак непосредственно связан с тем, что литературный язык используется практически во всех сферах жизни общества (см. начало статьи). Для удовлетворения их потребностей созданы функциональные разновидности, стили литературного языка, со своими особенностями лексики, словообразования, синтаксиса и т. д. Эти особенности обусловлены спецификой коммуникации в разных общественных сферах. Функциональные стили делятся на две большие группы:
Книжная и разговорная сферы литературного языка связаны тесной соотнесенностью и взаимодействием.
4. Наддиалектность, объединяющий характер
Как уже говорилось, литературный язык играет объединяющую роль и должен быть понятен всем носителям данного национального языка. Достигается это обособлением литературного языка от диалектов. С одной стороны, литературный язык в своем развитии постепенно отказывается от узкорегиональных черт одного диалекта (даже если и сложился исторически на основе данного говора). С другой — он объединяет в себе черты разных диалектов.
Отмежеванию литературного языка от говоров способствует и его функциональная дифференциация, в диалектах отсутствующая.
Диалектной базой современного русского литературного языка стал московский говор. Он является среднерусским, сочетающим в себе черты двух основных русских наречий — северного и южного.
Объединяющий характер литературного языка проявляется не только в территориальном, но и в социальном плане. В отличие от жаргонов, литературный язык тяготеет к внесоциальности. Владение им (во всяком случае, на современном этапе) означает принадлежность человека не к какой-либо социальной общности, а к определенной культурной традиции.
Литературный язык и язык художественной литературы
Выше было упомянуто, что основоположником современного русского литературного языка является А. С. Пушкин. Но, хотя эта языковая разновидность и «шлифовалась» во многом в текстах талантливых поэтов и писателей, не стоит отождествлять литературный язык (даже его художественный стиль) и язык художественной литературы. Они совпадают лишь частично, так как в художественных текстах может использоваться не только литературный, но и живой народный язык во всех его разновидностях: жаргонной, просторечной, диалектной.
Лаптева О. А. Теория современного русского литературного языка. — М., 2003.
Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). — М., 2002.
Князев С. В., Пожарицкая С. К. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. — М., 2011.
Ковалевская Е. Г. История русского литературного языка. — М., 1992.
Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990.
Иллюстрация: Н. П. Ульянов «Пушкин за рабочим столом» (1936-1937).
ТЕСТЫ
Сборник заданий в тестовой форме по русскому языку и культуре речи предназначен для студентов всех отделений (факультетов).
Сборник дает возможность проконтролировать знания студентов по данной дисциплине.
Тесты включают 90 заданий закрытого типа.
В каждом задании предусматривается 4 ответа, из которых правильным является один. Каждый ответ оценивается одним баллом.
Темы тестов охватывают весь лекционный и практический курс по дисциплине, который необходим для усвоения основ знаний, формирования умений и навыков, необходимых для овладения грамотной речью и орфографической зоркостью.
Задания имеют эталоны ответов, это дает возможность проконтролировать правильность выполнения заданий.
а) средством общения;
в) способом общения;
б) лексический запас языка;
в) интонация голоса;
г) мыслительная деятельность.
3. Для того чтобы возникла речь, необходимы:
а) большой запас лексики;
б) умение красиво говорить;
в) потребность сказать;
г) наличие большой аудитории.
4. Двумя основными разновидностями речи являются:
а) диалектная и просторечная;
б) разговорная и книжная;
г) с одним человеком и двумя.
5. Литературным языком необходимо считать:
а) нормативный, соответствующий установленным правилам;
б) используемый только в официальной обстановке;
в) состоящий из специальных терминов;
г) применяемый в средствах массовой информации.
6. Речевая ошибка предполагает;
а) неправильное образование слова;
б) неточное употребление знаков препинания;
в) нарушение логики повествования или смешение стилей;
г) написание одной буквы вместо другой.
7. Функциональные стили можно разделить на:
а) научный и официально-деловой;
б) публицистический и художественный;
в) разговорный и научный;
г) книжный и разговорный.
8. Книжный и разговорный стили различаются по:
а) целям и средствам их использования;
в) количеству лексических единиц, входящих в состав текста;
г) полезности использования.
9. Лексика представляет собой:
а) грамматическую Оформленность слова;
б) словарный состав языка;
в) связь между значениями слова;
г) систему словообразования.
10. В определенной среде профессиональной деятельности человека используется лексика:
11. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:
12. Диалектные слова — это слова:
а) употребляемые жителями той или иной местности;
б) вышедшие из активного употребления;
в) используемые людьми определенной профессии;
г) имеющие несколько лексических значений.
13. Устойчивые сочетания слов, используемые для называния отдельных предметов, называются:
14. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, называется:
15. Гласные звуки делятся на:
а) твердые и мягкие;
б) ударные и безударные;
в) звонкие и глухие;
г) парные и непарные.
16. Сильная позиция для согласных звуков:
17. Орфоэпия изучает:
а) соотношение звуков и букв;
б) лексическое значение слова;
в) правила литературного произношения;
18. Значимые части слова — это:
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) основа, окончанію;
г) приставка, корень, суффикс.
19. Окончание слова выражает:
а) грамматическое значение слова;
б) общее значение однокоренных слов;
в) лексическое значение слов;
г) морфологические признаки.
20. Образование слов при помощи соединительных гласных происходит при:
а) суффиксальном способе словообразования;
б) бессуффиксном способе словообразования;
г) приставочном способе словообразования.
21. Словари русского языка можно отнести:
а) к справочной литературе;
б) к научно-популярной литературе;
в) к художественной литературе;
22. Основными орфографическими единицами являются:
г) слова и предложения.
23. Морфологический, фонетический, традиционный — это способу:
24. Правописание безударных гласных относится к орфограммам:
25. Выбор гласных Е или И в корнях с чередованием зависит от:
г) других буквосочетаний после корня.
26. Проверить наличие или отсутствие непроизносимых согласных в корне можно:
а) только по словарю;
б) запомнив написание слов;
в) поставив проверяемые согласные в сильной позиции;.
г) подобрав синонимы.
27. Написание букв 3 и € в приставках на согласный зависит от:
а) глухости вши тонкости последующей согласной;
б) ударной или безударной позиции приставки;
в) наличия гласной после приставки;
г) значения приставки.
28. Написание слов президентг привилегия объясняется:
а) исключением их из правил написания;
б) происхождением данных слов от латинского языка;
г) значением входящих в их состав приставок.
29. Мягкий разделительный знак пишется:
а) в корне слова перед Е, Ё, Ю, Я, И;
б) в любой части слова;
в) после приставок на согласный;
г) на стыке приставки и корня.
а) это соответствует установленному правилу;
б) эти слова являются исключением;
в) написание их можно проверить ударением;
г) эти слова иноязычного происхождения.
а) именительном и винительном падежах;
б) предложном падеже;
в) творительном падеже;
г) родительном, дательном, предложном.
а) после букв Д, Т, 3, С, Ж;
б) после глухой согласной;
в) после звонкой согласной;
33. Частица НЕ с существительными пишется раздельно, если:
а) слово можно заменить синонимом;
б) есть противопоставление с союзом А;
в) слово употребляется без НЕ;
г) это слово является исключением.
34. Мягкий знак на конце существительных пишется, если оно:
а) женского рода 3-го склонения;
б) мужского рода 2-го склонения;
35. Если в предложении есть слова вовсе не, ничуть не, нисколько не, то с частицей НЕ раздельно пишутся:
а) имена существительные;
б) имена прилагательные;
г) причастия и деепричастия.
36. Суффикс Я в именах прилагательных пишется:
в) в словах-исключениях;
г) в качественных прилагательных, имеющих краткую форму.
37. Сложные прилагательные пишутся через дефис, если они образованы:
а) при помощи иноязычных приставок;
б) из сочетания слов, связанных как равноправные понятия;
в) от сочетания слов, связанных по способу подчинения;
г) из сочетания наречия и прилагательного.
38. В отрицательных местоимениях в приставках НИ-, НЕ- пишется буква И, если она:
а) стоит под ударением;
б) находится в безударной позиции;
в) стоит перед согласной;
г) стоит перед другой гласной,
39. Изменение глаголов по лицам и числам, называется:
40. Буква —Е в личных окончаниях глаголов пишется, если глаголы:
а) прошедшего времени;
б) совершенного вида;
41. В причастиях желанный, священный, данный пишется две буквы Н, так как:
а) в нем есть приставка;
б) эти слова являются исключениями;
в) при них имеются зависимые слова;
г) они являются краткими,
42. Буква Ё после шипящих пишется в суффиксах:
43. Если причастие в краткой форме, то частица НЕ пишется с ним:
г) не пишется вообще.
44. Б суффиксах причастий пишется одна буква Н, если:
а) в нем есть приставка; кроме приставки НЕ-;
. б) есть зависимые слова;
в) оно образовано от глагола несовершенного вида;
45. В суффиксах наречий пишется столько букв Н, сколько их в суффиксах:
46. На конце наречий пишется буква Л, если:
а) оно образовано от бесприставочного прилагательного при помощи приставок ИЗ » ДО-, С-;
б) оно образовано от бесприставочного прилагательного при помощи приставок В-, НА-, ЗА-;
в) это наречие сложное;
г) эта буква стоит под ударением.
47. Наречие пишется через дефис, если оно;
а) стоит в сравнительной степени;
в) образовано от существительного с предлогом;
г) принадлежит к разряду “отрицательных”.
48. Такие слова, как в течение, в продолжение, наподобие являются:
а) производными предлогами;
б) именами существительными;
г) именами прилагательными.
49. Союз — это служебная часть речи, которая:
а) связывает самостоятельные части речи со служебными;
б) главные члены предложения с второстепенными;
в) однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного;
г) не выполняет связующей роли.
50. Через дефис со словами пишутся частицы:
51. Частица НЕ относится к разряду:
52. Междометия от других слов отделяются:
а) точкой с запятой;
53. Все части речи делятся на:
а) главные и второстепенные;
б) значимые и незначимые;
в) самостоятельные, служебные и междометия;
г) самостоятельные и служебные.
54. Имена существительные имеют категории:
а) рода, числа, падежа;
б) спряжения, наклонения;
55. Существительные на
56. Такие существительные, как брюки, весы, часы, имеют форму:
а) только единственного числа;
б) единственного и множественного;
в) не имеют категорий числа;
г) только множественного числа.
57. Несклоняемыми существительными являются такие, которые:
а) имеют для всех падежей одну и ту же форму;
б) не имеют склонения;
в) не имеют рода и числа;
г) не являются членом предложения.
58. Имена прилагательные притяжательные отвечают на вопрос:
59. Имена числительные двое, трое, пятеро называются:
60. Глаголы, выражающие побуждение к действию, стоят:
а) в изъявительном наклонении;
г) не имеют наклонения.
61. Изменение глаголов по лицам и числам называется:
62. Глаголы хотеть* бежать называются:
а) самостоятельная часть речи;
б) служебная часть речи;
в) особая форма глагола;
г) форма прилагательного.
64. Причастия образуются от:
65. Синтаксическая роль деепричастий:
66. Наречие изменяется, как:
67. Производные предлоги образованы от:
а) самостоятельных частей речи;
б) служебных частей речи;
в) от тех и других частей речи;
г) не образованы от каких-либо частей речи.
а) лексическим значением;
б) морфологическими признаками;
в) стилевой окраской;
г) синтаксической ролью. 1
69. Выражения: кусок сахару, бытъ в отпуску характерны для:
а) разговорного стиля;
б) публицистического стиля;
г) официально-делового стиля.
70. У имен существительных не обладает большими стилистическими возможностями категория:
71. Возможность использования форм одного лица и числа для выражения значения другого у глаголов является результатом:
а) разного способа их образования;
б) богатой синонимии личных форм глаголов;
в) одинаковых морфологических признаков;
г) антонимичности их значений.
72. К стилистическим средствам морфологии относятся:
а) явления морфологической синонимии;
б) синонимия словосочетаний;
в) стилистическая роль суффиксов;
г) вариации порядка слов в предложении.
73. К постоянным морфологическим признакам имен существительных относится категория:
74. Сравнительную степень имеют имена прилагательные:
75. Краткая форма прилагательных в предложении употребляется, как:
76. Возвратное местоимение себя не имеет формы:
а) именительного^ падежа;
б) родительного падежа;
в) дательного падежа;
г) предложного падежа.
77. Личные местоимения 1-го и 2-го лица с предлогом ПО употребляются только в:
а) творительном падеже;
б) дательном падеже;
в) винительном падеже;
г) предложном падеже.
78. Словосочетания отличаются от предложения:
а) количеством слов;
б) способом употребления;
в) законченностью мысли одного из них;
г) грамматической связью слов.
79. Словосочетания строятся на основе:
а) сочинительной связи между словами;
б) подчинительной связи между словами;
в) характера главного слова;
г) смыслового вопроса.
80. Предложения делятся «на повествовательные, вопросительные, побудительные на основе:
а) цели высказывания;
б) соотношения главных и второстепенных членов;
в) количества грамматических основ;
г) эмоциональной окраски.
81. Предложения по наличию главных членов делятся на:
а) полные и неполные;
б) простые и сложные;
в) двусоставные и односоставные;
г) распространенные и нераспространенные.
82. Вводные слова и обращения:
а) являются главными членами предложения;
б) являются второстепенными предложениями;
в) могут быть теми и другими членами предложения;
г) не являются членами предложения.
83. Обособленные члены предложения выделяются на письме:
г) точками с запятой.
84. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения строятся в зависимости от:
а) количества входящих в него простых предложений;
б) вида союзов, связывающих простые предложения;
в) разновидности простых предложений;
85. В сложноподчиненном предложении то предложение, к которому ставится вопрос, называется:
86. Простые предложения в составе сложноподчиненного связываются при помощи:
а) только подчинительных союзов;
б) только при помощи союзных слов;
в) союзов и союзных слов;
87. Придаточные предложения, отвечающие на вопросы косвенных падежей, называются:
88. Подчинение, при котором все придаточные отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному в главном, называется:
89. В бессоюзном сложном предложении со значением причины между простыми предложениями ставится:
90. Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится, если смысловое отношение между его частями представляет собой:
23 — 21 — “удовлетворительно”, менее 21 — “неудовлетворительно”.
Обращения к преподавателю недопустимы.
Все задания должны быть выполнены за 30 минут.
Решите тест 30 вопросов: 1. Язык является: а) средством общения; б) предметом речи; в) спосо…
Решите тест 30 вопросов:
а) средством общения;
в) способом общения;
б) лексический запас языка;
в) интонация голоса;
г) мыслительная деятельность.
3. Для того чтобы возникла речь, необходимы:
а) большой запас лексики;
б) умение красиво говорить;
в) потребность сказать;
г) наличие большой аудитории.
4. Двумя основными разновидностями речи являются:
а) диалектная и просторечная;
б) разговорная и книжная;
г) с одним человеком и двумя.
5. Литературным языком необходимо считать:
а) нормативный, соответствующий установленным правилам;
б) используемый только в официальной обстановке;
в) состоящий из специальных терминов;
г) применяемый в средствах массовой информации.
6. Речевая ошибка предполагает;
а) неправильное образование слова;
б) неточное употребление знаков препинания;
в) нарушение логики повествования или смешение стилей;
г) написание одной буквы вместо другой.
7. Функциональные стили можно разделить на:
а) научный и официально-деловой;
б) публицистический и художественный;
в) разговорный и научный;
г) книжный и разговорный.
8. Книжный и разговорный стили различаются по:
а) целям и средствам их использования;
в) количеству лексических единиц, входящих в состав текста;
г) полезности использования.
9. Лексика представляет собой:
а) грамматическую Оформленность слова;
б) словарный состав языка;
в) связь между значениями слова;
г) систему словообразования.
10. В определенной среде профессиональной деятельности человека используется лексика:
11. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:
12. Диалектные слова — это слова:
а) употребляемые жителями той или иной местности;
б) вышедшие из активного употребления;
в) используемые людьми определенной профессии;
г) имеющие несколько лексических значений.
13. Устойчивые сочетания слов, используемые для называния отдельных предметов, называются:
14. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, называется:
15. Гласные звуки делятся на:
а) твердые и мягкие;
б) ударные и безударные;
в) звонкие и глухие;
г) парные и непарные.
16. Сильная позиция для согласных звуков:
17. Орфоэпия изучает:
а) соотношение звуков и букв;
б) лексическое значение слова;
в) правила литературного произношения;
18. Значимые части слова — это:
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) основа, окончанію;
г) приставка, корень, суффикс.
19. Окончание слова выражает:
а) грамматическое значение слова;
б) общее значение однокоренных слов;
в) лексическое значение слов;
г) морфологические признаки.
20. Образование слов при помощи соединительных гласных происходит при:
а) суффиксальном способе словообразования;
б) бессуффиксном способе словообразования;
г) приставочном способе словообразования.
21. Словари русского языка можно отнести:
а) к справочной литературе;
б) к научно-популярной литературе;
в) к художественной литературе;
22. Основными орфографическими единицами являются:
г) слова и предложения.
23. Морфологический, фонетический, традиционный — это способу:
24. Правописание безударных гласных относится к орфограммам:
25. Выбор гласных Е или И в корнях с чередованием зависит от:
г) других буквосочетаний после корня.
26. Проверить наличие или отсутствие непроизносимых согласных в корне можно:
а) только по словарю;
б) запомнив написание слов;
в) поставив проверяемые согласные в сильной позиции;.
г) подобрав синонимы.
27. Написание букв 3 и € в приставках на согласный зависит от:
а) глухости вши тонкости последующей согласной;
б) ударной или безударной позиции приставки;
в) наличия гласной после приставки;
г) значения приставки.
28. Написание слов президентг привилегия объясняется:
а) исключением их из правил написания;
б) происхождением данных слов от латинского языка;
г) значением входящих в их состав приставок.
29. Мягкий разделительный знак пишется:
а) в корне слова перед Е, Ё, Ю, Я, И;
б) в любой части слова;
в) после приставок на согласный;
г) на стыке приставки и корня.
а) это соответствует установленному правилу;